Писан на Москве, лета 7182, апреля в 5 день. – У подлинной грамоты припись дьяка Степана Полкова; справа подьячего Бориса Протопопова. 115 . Дело по челобитью рейторского строю маиора Келена 1029 Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом холоп твой рейторскаго строю маеор Степка Келен. По твоему Великаго Государя указу твое Государево жалованье мне холопу твоему на прошлые годы дано, а на нынешней, Государь, на 182 год твое Государево жалованье мне не выдано, а выписка, Государь, написана. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели, Государь, выписку мою положить на стол и против моей братьи свое Великаго Государя жалованье мне выдать. Царь Государь, смилуйся, пожалуй! Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу бьет челом холоп твой новокрещеной иноземец райтарскаго строю маеор Степка Келен. В нынешнем, Государь во 182 году, мне холопу твоему, будучи на твоей Вел. Государя службе в Сумском остроге твое Велик. Государя жалованье не дано, а я от ево Клементья ограблен и разорен холоден и голоден и помираю голодною смертью, а женишка моя и с детишками сама шеста помирают такоже голодом, скитаютца меж дворы. Милосердый Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели Государь, то мое жалованье годовое выдать на Москве, женишке моей Ксеньице и с детишками саму шестой, чтобы мне холопу твоему голодом с детишками своими не помереть и твоей Государевой службы отбыть. Царь Государь, смилуйся, пожалуй! И против сего челобитья в Новгородцком приказе выписано. В прошлом во 180 году апреля в 3 день, по указу Вел. Государя Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, велено быть на его Вел. Государя службе в Сумском остроге на Игнатьево место Волохова, голове Московских стрельцов Клементью Алексееву сыну Иевлеву, а с ним начальным людем: Майору Степану Келену Ротмистром: Гаврилу Бушу Якову Буксендену

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) Крымская орда, если бы имела вкинутеся, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступити, такожде и донским казакам готовым быть, а ныне еще в братстве, дать сроку, и их не задирать. Царского величества указ и повеленье, на Дон к казакам послано: буде крымские люди задора никакого не учинят, и на них ходить и задора чинить не нелепо; а буде крымцы задор учинят, и в то время царское величество укажет над ними промысл чинить. Кодак, город на рубеже от Крыма, в котором гетман всегда по 400 человек держит и кормы всякие им дает, чтоб и ныне царское величество пожаловал кормами и порохом к наряду изволил построити; также и на тех, которые за порогами коша берегут, чтоб царское величество милость свою позволил показать, понеже нельзя его самого без людей оставити. О той статье царского величества милостивый указ будет вперед, как про то ведомо будет, но скольку каких запасов в те места посылывано, и сколько будет доходов в сборе на царское величество. А что в письме же вашем написано: как великий государь наш, его царское величество, гетмана Богдана Хмельницкого и все войско запорожское пожалует, свои государские грамоты на вольности ваши дать велит, тогда вы смотр меж собою учините, кто будет казак или мужик. А чтоб число войска запорожского было 60,000, и великий государь наш, его царское величество на то позволил, тому числу списковым казакам быть велел; и как вы – посланники будете у гетмана, у Богдана Хмельницкого, и вы б ему сказали, чтоб он велел казаков разобрать вскоре и список им учинил, да тот список за своею рукою, прислал к царскому величеству вскоре. Прошение Гетмана богдана хмельницкого к царю Алексею Михайловичу, с приложением договорных пунктов Божией милостию, великий государю царю и великий княже, Алексею Михайловичу, всея великие и малыя России самодержче, и многих государств государю и обладателю, твоему царскому величеству. Мы, Богдан Хмельницкий, гетман войска запорожского, и все войско запорожское; и весь мир христианский российский, до лица земли челом бьет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

2. Ответ на 1, Русский Сталинист: Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает... Дмитрий, ну что Вы в самом деле, как дитя малое.Никто и никуда, никаких памятников ставить и не собирался. По Ф. Э. Дзержинскому, несколько лет назад кстати уже проводили опрос. Просто наши " мудрецы " из АП, таким образом пробивают, созрел народец для того, чтобы вынести Ильича из Мавзолея или не созрел. Судя по опросу, пока ещё не созрел. Прямо об этом сказать у них тямы не хватает, вот и водят людей, как козлов на верёвке, выдумывая вот такие опросы. 1. Кроме Александра Невского и Феликса Дзержинского больше никого не знаем, господа-товарищи? Я, конечно, не обладаю такими ресурсами и таким положением как господин Малофеев, но в свою очередь хотел бы нижайше попросить господина мэра Москвы рассмотреть также вопрос об установке в столице памятников Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Василию Первому, Ивану Третьему Великому, Василию Третьему, Ивану Четвёртому Грозному, Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, Михаилу Феодоровичу, Алексею Михайловичу, царевне Софье Алексеевне. Не те смехотворные однотипные проштампованные бюстики на одно лицо на т.н. " Аллее Правителей " , а настоящие отдельные узнаваемые памятники. Или в Третьем Риме не хватит места для увековечивания памяти его создателей? Или в самом богатом городе РФ не хватит денег на это святое дело сохранения национальной памяти? На " Москву-Сити " и на " Ельцин-Центры " хватает...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/01/mo...

Декабря в 20 день иконописцу греку Апостолу Юрьеву на семнадцать древок пехотных сурику четыре фунта. 173 г. 358. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое великого Государева жалованья месячное на июнь месяц нынешнего 173-го году выдать. Царь Государь смилуйся. И против сей челобитной выписано В оруженой полате в росходной книге нынешнего 173 году кормовые денежные дачи написано живописцу греку Апостолу Юрьеву дано великого Государева денежного корму сентября за 1 числа июня по 1-е число по три рубли на месяц. А мне, великому Государю, бьет челом Апостол Юрьев, чтоб великий Государь его пожаловал для его бедности, велел ему на июнь месяц кормовые деньги выдать, а дел никаких нет. 173 г июня в 1 день окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово, да стольник Афонасий Иванович Нестеров приказал ему дать Государево жалованье кормовые деньги в те месяцы, в которые будет у дела, а на гулящие не давать. Оп. 34. 954. 174 г. Октября в 11 день. Куплено в Оружейную полату к знамени оружейному два золотника шолку, да кулек куплен греку Апостолу на краски. 174 г. 170. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев работаю я, холоп твой, тебе, великому Государю, беспрестанно по вся дни и в воскресные дни, и в Государьи подецкие праздники, день ни ночь, пять месяцев, а твоего велокого Государева жалованья, денежного корму не дано мне, холопу твоему, ни единой деньги, а работаю не волею, а что работал я тебе великому Государю в те месяцы и тому роспись под сею челобитною. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне за тое мою работу свое великого Государева жалованье денежный корм на те пять месяцев выдать, чтоб мне, бедному холопу твоему, будучи у твоего Государева дела не помереть голодною смертью. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Царь позволял (22 марта 1652 г.) даже самому гетману и всему запорожскому войску, соглашаясь на их просьбу, переселиться в ту же привольную сторону, если им будет великое утеснение от поляков . С конца 1652 г. начались более решительные сношения между царем и гетманом. Гетман прислал в Москву своих послов с грамотою (от 12 ноября) к царю Алексею Михайловичу, в которой благодарил за великие царские милости и многократное жалованье и просил выслушать послов. Послы вели (17 декабря — 29 генваря 1653 г.) переговоры с боярами «и били челом от лица гетмана и всего запорожского войска, чтоб государь для православной веры над ними умилосердился и велел принять их под свою высокую руку и неприятелям их — полякам помочи на них не давал». Царь послал чрез своего стольника Якова Лихарева ответ гетману и всему войску, что хочет ради православной веры успокоить их междоусобие с поляками миром чрез своих великих послов, а между тем 22 февраля и 14 марта, на первой и третьей неделе Великого поста, держал с своими боярами думу, на которой было решено принять в подданство Малороссию и объявить Польше войну. Гетман и казаки, не зная об этом, прислали в апреле (22-го числа) новое посольство в Москву и просили, чтобы царь или принял их под свою руку и дал им помощь против ляхов, или если желает примирить их с ляхами чрез своих великих послов, то поскорее слал бы этих послов, чтоб король войною на запорожское войско не наступал. Царь действительно через два дня (24 апреля) отправил в Польшу своих полномочных послов, боярина князя Репнина и других, с требованиями, чтобы виновные в умалении государева титула поляки были немедленно наказаны и чтобы Польша примирилась с казаками на условиях Зборовского договора, которые сама же обязалась исполнять, прекратила гонения на православную веру и уничтожила унию. Но еще прежде чем послы успели доехать до короля и заявить ему (20 июля) свои требования, к царю Алексею Михайловичу пришла весть от путивльского воеводы (20 июня), что у Хмельницкого находится посол от турецкого султана и Хмельницкий грозит отдаться в подданство туркам, если московский государь не поспешит принять его и Малороссию под свою руку.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

791 Никон 1982, 283 – 286, 385 – 386, 432. Впервые на этот источник указано в изд.: Вернадский 1982а, 713, прим. 974 – 980. Тексты редакций Устава Владимира Святославича см.: Устав Владимира Святославича, 237 – 238, 241 – 242, 244 – 246; Щапов 1976, 12 – 84. Тексты изданных редакций сверены мной с текстом «Возражения» по изданию 1982 г. Между тем оказалось, что фрагменты из Устава Владимира в «Возражении» обнаруживают текстуальную и содержательную близость с текстом Стоглава, по-своему, через посредство «Ответа Макария», передающего текст одного и первых памятников русского права. См.: Емченко 2000, 125; 352 – 355 (текст 63-й главы с Уставом Владимира). Это неслучайно: Стоглав широко использовался патриархом Никоном в качестве одного из источников «Возражения». См., например, обширные выписки из этого памятника: Никон 1982, 399 – 405 (выписаны главы с 53-й по 58-ю). 794 Никон 1982, 304 – 305. Текст молитвы, цитируемый Никоном, сверен мной с текстом молитвы, произносимой при поставлении на царство Алексея Михайловича: Чин поставления Алексея Михайловича, 268 – 269. 795 «Премудрым Соломоном» назван царь Алексей Михайлович в послесловии к «Соборнику из 71 слова» – Соборник 1647, 880. Последовать «кротости» Давида предлагал царю Алексею Михайловичу иерусалимский патриарх Нектарий к своем письме к нему 20 марта 1664 г., когда советовал Алексею Михайловичу примириться с патриархом Никоном и возвратить его на патриаршую кафедру: «Миролюбивейший государь! Последуй кротости Давида... постарайся паки со тщанием возвести законного патриарха вашего на престол его, дабы во время священного твоего царствования не было положено злого и гибельного начала – сменять православных и правомыслящих о догматах патриархов ваших» – Гиббенет 2, 771 – 773; ср.: Каптерев 2, 297 – 298. 796 Слово о Законе и Благодати, 49; Молдован 1984. 5, 97. С эпохи Киевской Руси для многих памятников литературы и общественной мысли характерна тема приносящего победу креста, связанная с образами легенды о Константине Великом . Тема чудодейственной силы Константинова креста получила особенное развитие в средневековой литературной традиции XVI в. Царь Иван Грозный рассматривал этот символ в широком историческом контексте: крест ограждает самодержцев на протяжении всей истории царств; Грозный отчетливо выражал мысль о божественном покровительстве, избранничестве и торжестве веры – Каравашкин 2000, 251 –254.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И июня же, государь, в 9–й да в 26–й де[нь], да июля в 1-й де[нь] писали они же, воевода Иване с сыном своим, Иваном же, к приставу, к стольнику же князь Самойлу, и присылали двора будет, де, государь, мне, богомольцу твоему, жывая рыба надобна, и они, де, присылати ко мне учнут. И июля, государь, по Б число жывые рыбы ко мне, богомольцу твоему, они с того Цылинского езу никакие не присылывали. А рыба, государь, на том Цылинском езу в улове есть, а в твоих, великого государя, грамотах, которые присланы на Белоозеро к Петру Юрлову, и к ним, Иванам, будет, де, государь надобно мне, богомольцу твоему, жывая рыба, и им бы ко мне присылать – того не написано; а велено, государь, им присылати ко мне, богомольцу твоему, с того Цылинского езу всякие твои, государевы, уловные жывые рыбы по трете в год, а не з буками. Милосердый, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, против сего моего убогово писма свой, великого государя, милостивый указ учинить. Примечания Л.191 ...рыбного двора целовалников... – Целовальник – сборщик казенного имущества, присяжный человек, выборная должность в России конца XV – XVIII вв. При вступлении в должность целовальники давали присягу и целовали крест – отсюда и название. Здесь: целовальник – хранитель и смотритель рыбных припасов. а На обороте первого столбца (л. 187а об.) помета об адресате тем же почеркам, что и весь документ Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу и помета о доставке, сделанная почерком, отличным от основного 182 (1674)-го июля в 13–й де[нь] подал стольника и полковника Микифорова приказу Колобова стрелец Гришка Мартынов. На обороте документа имеются остатки круглой печати черного цвета. Б Далее в ркп. оставлено место для даты. 24.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (июль – август) РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 170а. Столбец. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна нижняя часть знака – пять зубцов и три шара; по альбомам знак не идентифицируется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да в нынешнем же, государь, во 182 (1673)-м году по моему, богомольца твоего, челобитью с ним же, Кузьмою Лопухиным, прислана твоя, великого государя, грамота на Белоозеро к рыбному, к Петру Юрлову. А в той твоей, великого государя, грамоте написано: велено с Цылинского, а Богословской он же, езу дать мне, богомольцу твоему, треть всякой рыбы из улову. И по той твоей, великого государя, грамоте пристав стольник князь Самойло Шайсупов посылал отписку на Белоозеро к твоему, великого государя, рыбному Петру Юрлову, чтоб он по твоей, великого государя, грамоте прислал с Цылинского езу, и Богословской он же, на нынешней, на 182 (1675)-й, год треть рыбного лову. И рыбной Петр Юрлов в той рыбе отказал, что, де, было в улове рыбы с Цылинского, и Богословской он же, езу и та, де, рыба вся отпущена к тебе, великому государю, к Москве. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, столовым всяким запасам рыбным – белугам, и осетрам, и щукам, и судокам, и лещам, и язям, и окуням, и карасям меру указать и вместо мяс стягов и ветчинных полоть давать полотковою рыбою белугами и осетрами, как у тебя, великого государя, во дворце водитца: кому доведетца, вместо мяс рыбою дают, чтоб мне, богомольцу твоему, со всякой нужды гладною смертию не умереть, и вместо, государь, Цылинского езу, Богословской он же, вели, государь, из своих, государевых, белозерских рыбных ловель против того Цылинского, Богословской он же, езу улову рыбных запасов дать рыбному Петру Юрлову. Примечания Л. 119а ...чатьбышки маленькие... – Чебак – обшее наименование частиковых рыб, вылавливаемых сетью с мелкими ячейками: плотвы, язя, леща, карпа, сазана и др. Л. 120 ...мяса сорок стягов или полтораста полоть ветчины. – Стяг – мясная туша, очищенная, без головы и ног. Полоть (полть) – мерзлое, иногда провяленное мясо. а На обороте столбца остатки круглой печати черного цвета и запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. 20.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (18 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГАДА, ф. 153, оп. 1,д.20, ч.ЗЗ. л. 1. Столбец; писцовая скоропись. Бумага без филиграней. Челобитная датирована по помете на обороте столбца, содержащей дату получения документа. Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. 1.337, л. 9 об. – 10: Севастьянова 2004, 318. а Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государев, новгородцкой Никон митрополит, Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 160(1652)–м году по твоему, государеву, указу велено мне, богомолцу твоему, ехати на Соловки по мощи иже во святых отца нашего Филиппа митрополита. И я, богомолец твой, писал к тебе, государю царю, чтоб мне, богомолцу твоему, с чюдотворцовыми мощми ехати с Соловков на устье на Онежское и на Каргополь, и иными реками и озеры до города Дмитрова для береженья чюдотворцовых мощей. А в подорожной мне, богомолцу твоему, государеву, написано: в дву судах давати дву кормщиков да тридцать человек гребцов. И теми людми, государь, на тех судах вверх реками поднятца немочно и поспешити невозможно. А против горних подвод в подорожной мне, богомольцу твоему, написано гребцов мало. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, богомолца своего, вели, государь, на те суды прибавить гребцов другую тридцать человек, чтоб за гребцами мне, богомолцу твоему, вдороге мотчания нигде не было. а На обороте столбца две пометы писцовой скорописью; первая основным почерком об адресате Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии; вторая другим почерком о получении 160 (1652)-го апреля в 6–й день с важскими земскими челобитчики, а подал митрополичий стряпчей Микифор Тяполков. Здесь же запись писцовой скорописью третьим почерком о распоряжениях царя Государь, слушав сеи отписки, указал на те суды гребцов прибавить по новой дороге, писати о том память в Земской приказ (далее зачеркнуто; а велеть) и дорогу новую описать и нужно (далее зачеркнуто: и о том бы) про то б росписать, чтоб против того подорожную послали наскоро. 5. Челобитная новгородского митрополита Никона царю (после 27 марта)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свет солнца знаменовал царя Алексея Михайловича и второго солнца – царевича Алексея, просвещающих своими добродетелями весь мир 18 . Годом ранее стихи на Российский герб написал Лазарь Баранович в книге «Меч духовный» (1666), посвященной Алексею Михайловичу, где также использовал символ «царь – орел»; тот же образ встречается и в слове Епифания Славинецкого «На венец лета» 19 . Широко использует метафору царя-орла (а также царя-солнца) в своей поэзии и ученик Симеона Полоцкого Карион Истомин 20 . Отметим также, что в личной библиотеке Яворского находился экземпляр книги Иннокентия Гизеля «Мир с Богом человеку», изданной в Киеве в 1669 г., в начале которой был также помещен царский герб и вирши, посвященные Алексею Михайловичу 21 . Проповедь Яворского о российском гербе 1702 г. по своей тематике напрямую связана с предшествующей ему барочной панегирической традицией XVII в. Она имеет художественно-описательный характер, причем все составляющие элементы герба толкуются проповедником не в конкретно-историческом, а в символическом и аллегорическом плане. Необычной и новой была библейская интерпретация эмблемы герба в проповеди. Так, например, солярная символика использовалась проповедником не для описания добродетелей царской особы (как это было у Симеона Полоцкого и писателей его круга), а для изображения света христианской веры. «Твоя-то зде похвала, всяку хвалу превосходящая, тривенечный, высокопарный 22 , в высоте своей непостижимый, орле, высокого гнезда царского высокий птенче, прадедное православных монархов российских знамение» (л.2об.). Орел, изображенный на российском гербе, – один из любимых сквозных образов ранних проповедей митрополита Стефана, который всегда толкуется им как символ царского династического рода, и шире – как символ священной российской монархии в целом, а Петр I иносказательно называется им «высокопарным птенцом» (ср. «Высокого надобе ума высоких словес на похвалу высокопарного птенца!» – лл.6–6об.) 23 Проповедник в данном случае не упоминает об исторической преемственности российского орла от герба византийских императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010