М. 1850 г. II Стр. 45–47). 168 г. 133. Царю Государю и Великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом выезжый работник твой иконописец гречанин апостолка Юрьев. По твоему великого Государя указу велено мне жить па патриарше дворе в полатах и всякие твои Государевы иконы писать, а твоего Государева жалованья указано мне поденного корму на день по десяти денег, да вина с кружечного двора по три чарки вина, да по две кружки пива, да меду по кружке, а племяннику и человеку моему ничего не указано и конского корму ничего не указано, а у меня кляча есть, мне работнику твоему тем кормом с племянником и с человеком прокормитьса невозможно. Милосердный Государь Царь и великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня работника своего, вели Государь мне дать всякого корму с патриарша двора против иных моего брата выезжих гречан, чтоб мне работнику твоему с племянником моим и с человеком голодною смертью не умереть. Царь Государь, смилуйся пожалуй. На обороте 168-го Генваря в 21 день по Государеву Царству и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу и по приказу окольничего и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово велено ему на племянника и человека Государева жалованья поденного корму прибавить по десяти денег на день. – Государь в 22 день в приказ дана полтина. 168 г. 610. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой иноземец иконописец апостолка Юрьев. Высшием Государь во 168-м году по твоему великого Государя указу дано мне холопу твоему твое царское жалованье за работишко мое сукно и в том Твоем Государеве жалованье в сукне мне холопу твоему платна сделать и прикладу купить нечем и от мастерства дать нечево. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, своим Государевым жалованьем на приклад и что дать за работу чем тебе праведному Государю обо мне бедном Боге известит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

На обороте. Дать корм по указу. Октября в 3 день по сей челобитной дано поденного корму на октябрь месяц Апостолу Юрьеву 6 рублев взял сам. 171 г. 96. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом, холоп твой, гречанин золотописец Апостолко Юрьев. По твоему Государеву указу идет мне, холопу твоему, твоего великого Государя жалованья поденного корму по две гривны на день да по двадцати рублев годового жалованья из оружейного приказу, а мне Государь хлеб и всякого харча и денег. все дорого и тем твоим великого Государя поденным кормом и годовым жалованьем прокормиться мне нечем, а беспрестанно я, холоп, у твоего Государева дела. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, за мою работу и для нынешние великие дорогови вели, Государь, мне, холопу твоему, годового жалованья и поденного корму прибавить как тебе милосердному Государю Бог известит. Царь Государь, смилуйся, пожалуй. На обороте. 171-го декабря в 12 день по Государеву указу окольничему и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово приказал ему Апостолу для всякие дорогови поденного корму прибавить к первому по десяти денег на день. По осьми алтын по двадцати денег против нынешнего году. 171 г. 159. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец греченин Апостол Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на февраль месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. Февраля в 5 день по сей челобитной дано Апостолу Юрьеву поденного корму на февраль месяц на 28 дней по полуполтине на день. Итого ему 7 рублев взял сам. В 6 день ему ж прибавочные по 10 денег на день. Итого рубль 13 алтын в день дано обоего ему 8 руб 13 ал 2 де

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишекъ Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчавъ, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Примечания Л. 201 ...с служкою с Ывашкомъ Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: 28. Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 81–88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вёз письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). 33 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 203–204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201–202) Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 439 (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу бьет челомъ богомолець твой, смиренный Никонъ патриархъ . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября въ 24–и де[нь] присылал ты, великий государь, ко мн, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мн, богомольцу твоему, с которого монастыря. з белозерских и с вологоцких, хлбных и столовыхъ запасов в год. И с Кирилова, государь, монастыря по той ево, Кузьмин, росписи на нынешней, на 183 (1675)-й, год столовых запасовъ Кирилова монастыря архимандрит и строитель з братьею июня по 17-е число мн, богомольцу твоему, не прислали десяти вдрь романи, десяти вдръ малины, пяти вдръ вишен на меды, сорока осетровъ, дватцати белуг, четырехсотъ тешъ межукостных, пяти пуд икры, двусот пучков вязиги, дву вдръ масла орховово, семисотъ яицъ, дву чети грибов, десяти пуд хмелю, работнымъ людем десяти стягов говядины, сорока полоть ветчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

По сем, о ваших мнозех славных делах и добродетелях, и истинного ради к царю вашему намерения и желательства, будите вси елико есте от чина священнического и от архиерейского сана, и колико есте от преславнейших и всечестнейших князей и бояр, всего синклита, и клирики великиа церкве, архимандриты и игумены, протопопы и священники, воеводы полстии, тысященачалники, и стоначалники, и все воинство христоверное, от первого даже до последнего, будите, глаголю, разрешены и благословены от Отца и Сына и Святого Духа, святой просвещающей и животворящей Троице, единого во естестве Бога от всякого душевного и телесного порока решими в слове, в деле, и в помышлении и во всех ваших чувствах, в нынешнем и в будущем веце сохраняеми и брегоми вышним смотрением и благодатью свыше сходящею, молитвами преславные пречистые и пренепорочные Спасителя нашего Матере, святых славных и всехвалных Богопроповедников апостолов и всех святых. Аминь. Месяца Сентября, индикта 2-го. XXXI. Донесение царю думного дворянина и воеводы Ивана Чаадаева, доставленное дьяконом Мелетием, о покраденных у сего последнего в Черкасах письмах вселенских патриархов и других вещах, и с представлением расспросных речей о том майора Матвея Сипягина, посланного от Чаадаева к гетману Брюховецкому. Получено 30-го мая 1664 года. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу. Холоп твой Ивашко Чаадаев челом бьет. В нынешнем, государь, во 172-м году апреля в 6-й день ведома мне холопу твоему учинилось, что грек, черной дьякон Мелетий из волоские земли выехал в Умань и хочет ехать на Черкасы теми городами, кои соединились с Иваном Серком, а в то ж, Государь, время пошел к Черкасам Чернецкий и изменник Тетеря с войском, а гетман Иван Брюховецкой из Переяславля пошел к Черкасом же, и я, холоп твой, к гетману послал нарочно и писал к нему и к воеводам к Петру Скоратову и к Василию Кикину, объявляя им, что он Мелетия едет с твоими государевыми великими делами и чтоб они его Мелетия от неприятельских людей опасли и велели проводить за Днепр с береженьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И твой, государев, боярин твоим, государевым, делом радеет и промышляет неоплошно. – По мнению М.Н. Тихомирова, медленность сыска – необходимая предосторожность, «политический расчет»; поскольку силы князя И.Н. Хованского были очень незначительны, ему приходилось выжидать подходящего для сыска времени. По прибытии в Новгород в распоряжении И.Н. Хованского находились лишь по сотне дворян, стрельцов и слуг. Тайно собрав из пятин дворян до 2 тыс. человек, Хованский только тогда приступил к сыску: это произошло через 11 дней по вступлении в Новгород – Тихомиров 1940. 113. а На обороте столбца две пометы; первая об адресате почерком всего документа Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии; вторая о получении документа, сделанная почерком, отличным от основного 158 (1650)-го [года] майя в 17-й де[нь] с новгородцем с Петром Свечиным. Б Далее в ркп. оставлено место для даты. 6. «Отписка» новгородского митрополита Никона с просьбой о скорейшем решении участи восставших (20 – 21 мая) РГАДА, ф. 96, оп. I, стлб. 3, ч. 3, л. 677. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 129 (1648 – 1649), 130(1652). Документ изд.: Коваленко и др. 2001, 338 – 339 139); датирован 20 – 21 мая «условно по дате выезда предыдущего гонца 19 мая... и дате пометки о получении с учетом срока дороги от Новгорода до Москвы в 5 – 6 дней» (с. 406). а Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государев, новгородцкой Никон митрополит Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году маия 1468 в 19-й день по твоему, государеву, указу твой, государев, боярин князь Иван Никитичь Хованской с стоварыщи 1469 из Великого Новагорода пошел во Псков со всеми твоими, государевыми, ратными людьми. что в Великом Новегороде по сыску твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского смутных людей сыскалось, и те по твоему, государеву, указу посажены по тюрмам 1470 до твоего, государева, указу близко трехсот человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строго определённого места библейским цитатам в структуре эпистолярных сочинений патриарх Никон не отводил. Довольно часто цитату можно встретить в конце послания патриарха. Письмо Алексею Михайловичу, в котором Никон обращается к царю с просьбой о прощении и проявлении к нему, Никону, духовной любви, завершается словами из Евангелия от Луки: «Господа ради, прости, да сам Господом прощен будеши: „ Отпустите, – рече, – и отпустится вам “ ( Лк. 6:37 ) 1033 . На писмо, Господа ради, не позазри, мало вижу, а набло писать не могу. Здравствуй, великий государь, со всмъ своим благодатным домом на многа лта» 5, л. 23–23об.). В челобитных Никона Алексею Михайловичу библейская цитата, как правило, сопровождала просьбы патриарха к царю, которые, согласно требованиям этой разновидности делового письма, излагались в конце повествования: «Да стократно молю твою милость, не задержав, отпусти чернца Мардария, занеже состархся и изнемогох, не могу без него церковного правила исправлять,//а священникъ худо видит. И на старость не вели гладною смертию уморить... Да пожалуй, Господа ради, прикажы чернца Мардария кормить своимъ жалованием дворцовымъ, ибо егда и за приставом был, и тогда ты, государь, жаловал, кормил и поилъ довольно. Вм, яко вруеши глаголющему: „ Егда сотвориши обдъ или вечерю, не зови другъ твоих, ни сосд богатых, ни братии, ни сродниковъ. Но егда сотвориши обд или вечерю, зови нищих, маломощных, иже не имут, что ти воздати, воздано же ти будет во Царствии Божии “ ( Лк. 14:12–14 ) 1034 . А воистинно скудне и нищие насъ нын нт, потому што другой год уже кириловские никакихъ столовых запасов не даютъ, а в миръ вытти не выпустят, а в клью нихто милостыни не даетъ, а купить нгде, здсь пустое мсто, а городы удалли, да и в городах купить ничево не добыть. Господа ради, сотвори милостыню, да аще богато обогатил тя Господь, пожалуй рыбки и икорки» 36, л. 234–235). В конце послания царю о ссоре с Романом Боборыкиным Никон подводит итог повествования, как бы напоминая царю главные темы письма, а затем в качестве заключительного назидания приводит библейскую цитату: «Богъ же Святый да дастъ теб благодать и помыслъ благъ, быти смирену и кротку быти, и на вся заповди Божия зрти, и творити, нас, смиреных богомолцов ваших, не обидти, ни на суд мирский привлачити чрез законы, ниже преобидит в чем-любо, священных церквей и монастырей не насиловати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Новгородские «отписки» митрополита Никона, напротив, содержат интересные примеры усиления личностного начала в деловой письменности: в их содержании, структуре и лексико-фразеологическом строе ощущается присутствие неординарной личности автора – митрополита Никона; практически за каждым посланием царю стоит молодой и энергичный церковно-государственный деятель, волевой и амбициозный, обладающий сильным характером. Так, по окончании народных волнений в начале мая митрополит открыто дает оценку своему собственному поведению во время восстания: «А тольке бы я о том не стоял – мною бы хуже псковского было в Великом Новегороде» 4, л. 503) и «А только бы не так уговаривать – то бы все отчаялись за свое плутовство и на болшое бы худо вдалися» 4, л. 504); через несколько дней после начала восстания Никон, подавая в Посольский приказ сведения об участниках «возмущения», уверенно заявляет: «И нам видитца то же, что оне всех людей приворотили своим коварством, и тебе б, государю, про то было ведомо» 1, л. 126); возмущенному медленным ведением сыска над участниками восстания царю Алексею Михайловичу 11 мая митрополит Никон посылает «отписку»-обоснование, решительно заступаясь за князя И. Н. Хованского и беря всю ответственность за промедление в следствии на себя: «Да и я, твой, государев богомолец, твоему, государеву, боярину князю Ивану Никитичю Хованскому говорил, чтоб тем твоим, государевым, делом промышлять не вскоре, з болшим рассмотрением, чтоб то твое государево дело всякое сыскалось впрямь. И того ради то твое, государево, дело промотчалось, а не боярским нерадением» 5. л. 532); в конце мая, по окончании восстания, митрополит Никон, не скрывая своего сочувствия к некоторым повстанцам, просит царя о смягчении их наказания: «А оне – люди бедные, и жены, и дети их скитаютца по миру. А бью челом тебе, государю, которые и не в болших винах, о твоем, государеве, указе, чего оны достойны в своей вине наказанья, или бы им быть на крепких поруках до твоего, государева, указу, чтоб им голодною смертию не помереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А яже о твоей, света нашего, государя, благодати ко мне, смиренному, моя умоестественная простота и разумная скупость противу твоей благодати ответа, их же и достойно ти есть воздати не может, разве сей, егда узрю святое твое благородие, по образу блудницы, иже слезами умы нозе Исусу» 8, л. 19). Употребление сложных слов, обращение к евангельским текстам, использование устойчивых фраз молитвословий делают стиль Никона витиеватым, слог возвышенным. Подчеркивая свое доброе отношение к царю, Никон обращается к нему «царь-свет» («Да ты ж, государь наш свет, писал...»;«...о твоей, света нашего государя, благодати ко мне...»). Это традиционное метафорическое выражение любви, характерное для народно-поэтического стиля, имеет свои параллели в текстах протопопа Аввакума 59 , в которых нашли отражение отдельные элементы сказовой манеры 60 , в древнерусских воинских повестях, а также в разных фольклорных жанрах, где эпитет «свет» применяется не только к человеку, но и к неодушевленным предметам 61 . В другом месте Никон обращается к царю в торжественной манере, официально, как к высокой персоне; «По Божию смотрению во избраных паче инех, верховному во царех царю государю и великому князю Алексею Михайловичу» всеа Русии! Многонаказанный от Бога за грехи в морских бедах богомолец твой, смиреный Никон митрополит. Бога молю» 7, л. 1). Использование книжной и народно-поэтической образности приводит к контрастности повествования: риторическое и эмоционально-возвышенное обращение к царю и намеренно приниженная характеристика себя. Несмотря на то что используемые Никоном такие характеристики себя, как «смиренный», «многонаказанный» за грехи и «грешный», – общее место в деловой письменности XVII в. 62 , намеренное самоуничижение и принижение при помощи подобных определений – явление более древнее и характерно для агиографии. Ориентация Никона на агиографическую традицию проявляется в стремление автора создать в своих посланиях художественно значимые сцены: в первой «отписке» из Новгорода 1, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, последнее десятилетие века было для Кариона Истомина периодом наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским стихотворцем. Истомин писал очень много (в большинстве своем его сочинения сохранились в автографах и до сей поры не изданы). Он сочинял панегирики и эпитафии, любил медитативную духовную лирику и даже пробовал себя в жанре героической поэмы, попытавшись «мерочисленными стихами» (13-сложником) изобразить второй крымский поход князя В.В. Голицына. Кружок Симеона Полоцкого был первым в истории русской культуры кружком профессиональных литераторов. Участники кружка и его основатель осознавали себя прежде всего писателями. Насколько развитым у них было пи сательское самосознание, можно судить по одной челобитной Симеона Полоцкого царю Алексею Михайловичу: «В прошлом, государь, во 177 (1669) году, егда изволил Господь Бог (...) царицу (...) Марию Ильичну от временныя жизни переселити в вечную, написал я, твой государев холоп, во похвалу святаго ея (...) жития и воспоминание вечное добродетелей ея (...) книжицу хитростию пиитическаго учения и вручил тебе, великому государю, ради утоления печали сердца твоего, и за тот прилежный труд от тебе, великаго государя, ничим я не пожалован (...). Пожалуй мене, богомольца своего, за тыя моея книжицы художное написание (...) во вспоможение моея скудости». «Утоление печали сердца» – христианская обязанность, так что иеромонах Симеон мог бы и не искать материальной выгоды, совершив такой естественный поступок. Но стихотворец Симеон Полоцкий , уже привыкший ожидать за «пиитические книжицы» гонорара (гонорар не обязательно бывал денежным; иногда царь жаловал шубой, сукном или соболями), ходатайствует о нем и на этот раз, не смущаясь напоминать овдовевшему Алексею Михайловичу о его не давнем горе. Осознав себя писателями, члены этой корпорации не стремились занять высокое положение в церковной иерархии. Симеон Полоцкий довольствовался иеромонашеским званием, т.е. был всего-навсего черным попом, хотя и при царе Алексее, и особенно при царе Федоре легко мог добиться архиерейства. He искали священноначалия ни Карион Истомин, ни Сильвестр Медведев (хотя по следнего Нарышкины и обвиняли в том, что он будто бы помышлял о патриаршестве). Все они, как и подобает профессионалам, выбирали ремесло писателя на всю жизнь. Литературный профессионализм был одним из самых важных и самых продуктивных завоеваний русской барочной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 24. всяки(х) чинов (лю)ди все в ро(з)езде по (пр)омыслам. Вскоре собрать до зимы никои... меры не мочно. А московских, государь, стрелц... у меня, холопа твоего, толко семь человек и то на карауле ныне безпрестани у колодников. Да кемлян... же... сумляня жилецкие люди ...вали мне, холопу твоему, что свенские н... Кар... и в Овлунском городы... городке блиски Кемью рекою под сам... поспевают немцы мелкими судам(и)... в три. И прежде, государь, сего для опасения и бе...сти тех дву городов в прибавке к сум... и кемским стрелцом по твоему великого госуда... указу присылано было от города в Сум... и в Кемской по сту человек стрелцов. А ныне, государь, в Сумском и в Кемском служилых людей нет ни одного человека. А жилецких человек с сорок и те осталцы стары и малы, которые промышлять не могут. И о том мне, холопу твоему, что ты, ...кий государь, укажешь, что, государь, Сумскому ...у от приходу немецких людей л. 19. порухи от безлюдства не учинилося. А мне б, хол... твоему, в том от тебя, великого государя, в опале не б... 585/586 л. 1. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Алешка Хитрово челом бьет. В прошлом, государь, во 175-м году по твоему великого государя указу велено мне, холопу твоему, быти Соловецкого монастыря в вотчине в Сумском остроге для твоево государева сыскного дела. А сыскав подлинно, отписать к тебе, великому государю, к Москве и сыск прислать с нарочным гонцом. И марта, государь, в 20-м числе того ж 175-го году я, холоп твой, писал к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и сыск послал с московским стрелцом Федорова приказу Головленкова с Федкою Яковлевым. И генваря, государь, по 1-е число нынешняго 176-го году по тому сыскному делу твоево государева указу ко мне, холопу твоему, в Сумской острог не бывало. А я, холоп твой, в Сумском остроге живу без дела. И о том мне, холопу своему, что ты, великий государь, укажешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010