22. 1860 г. Перевод с греческого письма к царю Алексею Михайловичу о праве греко-российской церкви, по низложению Никона, избрать нового патриарха, с тем, чтобы он вполне соблюдал православие, а жизнью своей был достоин сего сана, и о первенстве, пред ним четырёх восточных патриархов, с изъяснением причин, на коих основано сие первенство, и о том, что не подобает избрать нового патриарха по жребию, как то делалось прежде в России, и о разрешении царю из трёх избранных собором лиц утверждать достойнейшего Благочестивейшему и тишайшему царю и великому государю, господу господу Алексею Михайловичу живот и победу от Бога. Владыко святый и самодержче, великий царю и великий князю московский и всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, поклоняемся великому твоему царствию, мы, богомольцы твои, архиереи Грецы, надеющеся на благие утробы святого твоего царствия, молим прилежно благочестивейшия и благие твоя утробы, именем Господа нашего Иисуса Христа, иже излия пречистую свою кровь от животочного своего ребра, да искупит и свободит человеческий род от мучительства злоначальника врага дьявола, да будущий изрещися и рукополагатися новый патриарх прежде повеления святого твоего, царства, да искусится зело от святого твоего царствия и священного собора выбираться и изрещися единому не токмо человеком угождающу, но и паче Богу благоугодно быти, по Апостолу: подобает бо епископу, яко Божию строителю быти, и прочая, которы(й) Божиим благоволением изречется, подобает, да будет зело благочестивейший во всех апостольских и отеческих догматах и да будет по Богу ревнитель и следователь во всех, елико святые Апостолы и святые отцы святых и вселенских семи соборов, и во елико от них повелено и предано во святой Восточной Христовой церкви писаным и неписаным преданием, она да почтёт, она да приемлет, оным да следует и да держит твёрдо от всея души и сердца, она да испытывает; да не почтёт и следует неких юродивых человеков юродивым преданием и басням. Зане, аще сице будет имать быти мирное постояние, тишина же и единомыслие во святой Христовой церкви, яже обретаются во стране святого твоего царствия, и сицевым образом прославится Бог и упокоится Дух Святой в человецех, якоже в ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу. 7 июля 1672 г. Документ опубликован ЧОИДР. М., 1847. 2. Отд. IV. С. 20—22. Приводится по изданию: А. П. Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 2. -- М.: ТЕРРА; Республика, 1999. С. 37-41. Комментарии и примечания — Богданов А.П. Речь Питирима, традиционная по форме, удивительно ярко раскрывает характер отнюдь не смиренного церковного деятеля и заслуживает самого внимательного прочтения. Видному противнику патриарха Никона и в то же время стороннику независимости Церкви от светской власти митрополиту Питириму, фактическому местоблюстителю патриаршего престола во время ссылки Никона, пришлось долго ожидать воплощения своей мечты о главенстве в Русской православной церкви. Только после смерти патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович удовлетворил жгучее желание честолюбивого старца. Питириму осталось жить менее года (он скончался в апреле 1673 г.), но преклонный возраст и болезни не угасили пламени его гордыни. Питирим притворно «не ровняет» себя с Моисеем и Иеремией, чтобы подчеркнуть свое сходство с ними в скромности, — и тут же самоуподобляется Григорию Богослову, Аарону и Исайе! Оратор подчеркивает, что царь Алексей Михайлович, освященный собор и Боярская дума призвали его на патриарший престол по воле Бога. Уподобляя российского государя императору Константину Великому, Питирим просит его всего лишь не отказывать в помощи ему, кормчему Церкви. Помощь должна сводиться лишь к ограждению Церкви и ее имуществ от «напасти и озлобления». Царю отводится роль защитника подданных и расширителя государства, удел православных — «благопокорность и удобопослушность» патриарху, себе же Питирим оставляет миссию единственного пастыря, способного вести человеческое стадо к земному и небесному благоденствию.

http://sedmitza.ru/lib/text/443610/

С.К. Севастьянова Часть II. Приложения. Приложение 1. Археографический обзор основных рукописных источников В археографический обзор включены рукописи, содержащие списки посланий патриарха Никона к современникам. Состав сборников расписывается с различной полнотой: при отсутствии опубликованных описаний рукописи характеризуются подробно, в остальных случаях содержание манускриптов подкрепляется ссылкой на изданное описание. Во всех случаях датировка рукописей сделана мной дополнительно. г. Москва 1.РГБ, ф. 173.III (собр. МДА), 218. Сборник второй трети XIX в. Скоропись нескольких почерков. 538 л. + 2 чист. 1°. Переплет картонный, на верхней крышке тиснение; на корешке тиснение золотом «Житие патриарха Никона , Возражения его боярину Стрешневу и митрополиту Паисию». На л. 1 от переплета приклеен герб патриарха Никона, вырезанный из печатной книги, с отпечатанными подписями вверху: «Егда печать сию вернии сматряем, Велика пастыря всем уподобляем» и внизу: «Десницу, светилник, ключь. Евангелие, образ Спасов, крест, жезл, венец, началие». На л. 538 запись полууставом: «Написана сия книга, глаголемая „Житие святейшаго Никона патриарха », повелением архимандрита Лаврентия в лето от сотворения мира 7219 года, от Рождества же по плоти Бога слова 1710-го года индикта 3». Бумага с «белыми» литерами «ФЯОМ» и «белой» датой «1833». Содержит: «Известие» о патриархе Никоне клирика Иоанна Шушерина (л. 2 – 74); «Возражение» патриарха Никона (л. 74 – 495 об.); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 496 – 507 об.); «перехваченную» грамоту патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 508 – 517 об.); письмо газского митрополита Паисия царю Алексею Михайловичу (л. 518 – 519); грамоту епископа Полоцкого Каллиста царю Алексею Михайловичу (л. 519об – 521 об.); «выписку из таблицы каменной у гроба патриарха Никона» (л. 522 – 525); послание патриарха Никона газскому митрополиту Паисию (л. 525 об. – 528 об.); «объявление о низложении» патриарха Никона (л. 529 – 531 об.); «чудеса врачебные» патриарха Никона (л. 532 – 537); «видение» патриарха Никона (л. 537 – 538).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Большой Московский Собор 1666-1667 гг., осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Новым Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф. Показательно, что при избрании нового Патриарха в числе кандидатов не было ни одного архиерея, но лишь одни архимандриты и игумены русских монастырей. Вероятно, таково было пожелание царя Алексея Михайловича. Государь мог опасаться, что не любившие Никона за его жестокость и потому принявшие участие в его осуждении русские епископы, тем не менее, вполне разделяли стремление низложенного Первоиерарха ограничить влияние царской власти на Церковь. В условиях, когда силы Российского государства были предельно напряжены военным противостоянием с поляками и шведами, старообрядческим расколом и народными волнениями, царь Алексей Михайлович, безусловно, не желал, чтобы ко всем этим испытаниям вновь добавилось еще и возможное противостояние с молодым и энергичным Патриархом. Поэтому наиболее приемлемым кандидатом Алексею Михайловичу показался очень пожилой, кроткий и благочестивый архимандрит Иоасаф, чуждый честолюбивых амбиций и совершенно аполитичный. Государь ожидал от него полного послушания. О ранних и зрелых годах жизни Иоасафа ничего не известно. Предполагают лишь, что он происходил из Тверской земли, так как в ряде документов фигурирует его прозвище Новоторжец. Иоасаф выдвинулся при Патриархе Никоне, будучи уже весьма немолодым. В 1654 г. Никон поставил его архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, где он оставался настоятелем до 1656 г. Можно думать, что Иоасаф проявил себя во Владимире весьма успешно, так как всего через 2 года он был переведен Никоном в первую по значению обитель Русской Церкви – Троице-Сергиев монастырь. Троицким архимандритом Иоасаф был на протяжении десятилетия, с 1656 по 1666 гг. Здесь Иоасаф стал известен царю Алексею Михайловичу. Троицкий архимандрит обратил на себя особое внимание монарха после того, как во время войны с Речью Посполитой русское войско одержало победу над поляками после того, как настоятель Троице-Сергиева монастыря с братией наложили на себя трехдневный пост и сугубо молились о даровании победы Московскому государю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436335/

Зелёные Горы. Спасо-Зеленогорский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1800. Адрес: Нижегородская область, Вадский район, село Зелёные Горы Координаты: 55.613814, 44.216556 Проезд:Из Вада по шоссе через 12 источников, с трассы Р-158 - через Крутой Майдан и Борисово Поле Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты «Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному». В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».

http://sobory.ru/article/?object=09572

Основание монастыря относится к половине XVII века. На месте, где теперь женская обитель, в то время основан был мужской Спасо-Белогорский монастырь. Основание этому монастырю было положено иноком Ионой; он же воздвигнул здесь храм в честь Нерукотворенного Спаса, для чего обращался к царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону и получил указ и храмозданную грамоту. В первое время иноки терпели нужду в содержании. Только при строителе Феодосии монастырю, по прошению иноков, грамотой Алексея Михайловича дозволено пользоваться бортнями в Киржайском овраге на Белой Горе со взносом в казну оброка по 1 / 4 пуда мёду, по три алтына и по две деньги с полушкой. В 1693 году указом того же Алексея Михайловича, по прошению игумена, Афанасия с братиею, повелено отмежевать на пропитание и строение Спасо-Белогорской пустыни вблизи монастыря лесу две квадратные версты со всеми угодьями, а бортнями дозволено пользоваться безоброчно. После этого монастырь стал увеличиваться: в нём было уже три церкви – 1-я первоначально выстроенная в честь Нерукотворенного Спаса, 2-я в честь Казанской Божией Матери и 3-я в честь Святителя и Чудотворца Николая с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца; две пятиглавые, а третья с одной главой. Окружён был монастырь каменной оградой с башнями и вмещал в себе много деревянных зданий. До утверждения штатов в 1764 году под ведением монастыря находились 113 душ оброчных крестьян. После издания штатов монастырь оставался несколько времени на своём содержании, а в конце XVII столетия был упразднён. Кроме основателя инока Ионы и строителя игумена Феодосия в нём было семь игуменов и восемь архимандритов. Из числа последних известны имена подвижников архимандритов: Ефрема, Питирима и Иосифа. Из синодика времён Алексея Михайловича видно, что при Белогорском монастыре, кроме игуменов и архимандритов, погребено около трёхсот иноков и сто тридцать схимонахов. По упразднении монастыря, церкви его, по прошению местных крестьян, обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спас-Белые Горы переименованы в Спас-Зелёные Горы. В последнее время из числа означенных на древнем плане монастырских зданий оставалась в целости только одна каменная богадельня при вратах ограды, а из церквей – одна деревянная пятиглавая, построенная в 1664 году; другой же пятиглавой церкви нет, хотя заметны следы её развалин. Бывшая при этой церкви колокольня находится в целости доселе, а монастырская стена служит церковной оградой при сельской Спасской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел II. От построения в обители первого каменного храма в 1660 годах до учреждения духовных штатов в 1764 году Период цветущего состояния обители Во второй половине XVII столетия, когда монастырские храмы, построенные еще в половине XVI столетия, уже обветшали, равно как и прочие монастырские постройки, и вообще обитель очевидно нуждалась в обновлении своих зданий, Бог подвигнул на сие дело, из числа окрестных Бояр, одного Христолюбца, Окольничего Михаила Алексеевича Ртищева, сын которого, Федор Михайлович, будучи близким человеком к Царю Алексею Михайловичу, споспешествовал своим влиянием при Дворе благому совету родителя. Из вкладной монастырской книги видно, что тщанием Ртищева, в 1667 году, началась в монастыре постройка каменного Соборного храма во имя Покрова Пресвятая Богородицы, на что, по его челобитью, Благочестивый Царь Алексей Михайлович пожаловал с Тульских заводов связного железа. Примеру Ртищева соревновали и другие окрестные Бояре и «всякого чину люди,» как доказывает также вкладная книга, и усердием их Соборная церковь была с теплою трапезою вскоре совершена. Из деревянных же церквей Зачатейская была тогда же перенесена в под монастырское сельцо, Добрянское, и сделана приходскою, для совершения в ней богослужения и мирских треб монастырским крестьянам. Покровская же церковь , за ветхостью, или за неимением в ней нужды, по времени разобрана и употреблена в пользу монастыря. По устройстве и освящении каменного Соборного храма, первое попечение ревностного храмоздателя и обновителя обители, Окольничого М. А. Ртищева, было: учредить в ней, вместо Игуменства, Архимандритство, о чем и ходатайствовал он у Преосвященного Павла, Митрополита Сарского, который, в 1670 году, просил о сем Царя Алексея Михайловича, а сей «пожаловал, повелел города Лихвина в монастыре Пречистая Богородицы, зовомом Добрым, на место Игуменское учинить Архимандрии» в следствие сего повеления Преосвященный Павел, Митрополит Сарский и Подопский, Игумена сего монастыря, Варсонофия, посвятил в Архимандрита, а в 1672 году, по докладу того же Преосвященного Павла, дозволил Государь помянутому Архимандриту и будущим по нем употреблять во священнослужении Епископскую шапку и ковер, на что дана и грамота от Митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

сост. Александр Ратшин Орловской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Мценске; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Орловской семинарии. О времени основания этого монастыря неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Апостолов Петра и Павла; 2) Николая Чудотворца, теплая. ЧОЛНСКИЙ-СПАСКИЙ, муж. 3 класса, в 8 верстах от уездного города Трубчевска, на берегу реки Десны; находится под управлением архимандрита. Основан в XVI веке одним из князей Трубчевских, или Трубецких, и при заключении мира с поляками, в селе Святков, уступлен был в Литовское владение; а по присоединении земель этих опять к России, в XVII веке, обитель Спаская пожалована царем Алексием Михайловичем ближнему боярину, князю Алексею Никитичу Трубецкому. Здесь ныне две каменные церкви, из коих соборная Преображения Господня. Монастырь этот был некогда окружен высоким валом, для отражения неприятелей, следы коего и теперь еще заметны. ОПТИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Болхове; основан в XVI веке; а в смутное время междоцарствия был разорен поляками в 1613; после чего возобновлен при царе Михаиле Феодоровиче; а Петром I учреждена здесь, в 1705, архимандрия; впоследствии времени управляли обителью игумены; а с 1819 года опять архимандриты. В 1764 году монастырь этот был оставлен за штатом, и в 1775 состоял в Крутицкой епархии; неизвестно, когда он восстановлен. Здесь ныне две каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, построенная, в 1668, царем Алексием Михайловичем; 2) Тихвинской Божией Матери, с приделом Покрова Богородицы. В этой обители погребены многие из фамилии бояр Милославских. СВЕНСКИЙ, или СВИНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 3 верстах от уездного города Брянска, при реках Десне и Свене, или Свине. Основан в 1288 году Князем Романом Михайловичем Черниговским и Брянским, сыном св. Михаила Черниговского, по случаю чудесного на сем месте исцеления глазной болезни, которою этот князь был одержим, от иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под именем Свинския. Князь Роман тотчас по получении облегчения, поставил тут крест (который и теперь существует), а потом соорудил деревянный храм во имя Успения Божией Матери и устроил обитель, учредя в ней начальство игуменское, продолжающееся и до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

100. 1676 г., июня 7. Статейный список приезда архимандрита Чудова монастыря Павла в Ферапонтов монастырь, с ответами бывшего патриарха Никона на донос на него царю и собору (см. выше 94), и о переводе его из Ферапонтова в Кирилов монастырь; а также сказки: а) попа Варлаама, б) диакона Мардария и в) старца Козьмы Лета 7184, июня в день. По указу великого господина, святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея Русии, приехав в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь, Чудова монастыря архимандрит Павел посылал к Никону монаху пристава Ивана Ододурова, да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева говорить, чтоб он, Никон монах, шёл в соборную церковь и выслушал великого государя и святейшего патриарха указ. И монах Никон, с Иваном Ододуровым, приказал: по указу де великого государя и святейшего патриарха в соборную церковь идти и государева указа слушать он готов; а о какову де пору в церковь ему идти, и о том бы ему Никону учинить ведомость. И после литургии Божии посылал я, архимандрит Павел, к Никону монаху Кирилова монастыря архимандрита Никиту да келаря старца Гедеона, да Ферапонтова монастыря игумена Афанасия да сотника московских стрельцов Кирила Кокошева. И по той посылке Никон монах пришёл в соборную церковь вскоре и великого государя и святейшего патриарха указ слушал со смирением, безо всякого прекословия. А выслушав великого государя и святейшего патриарха указ, он, Никон, говорил: Которые де казаки у него были и тех де казаков присылал к нему Степан Наумов со стрельцами; а с кем именно, того он не упомнит. А говорили де ему те воровские казаки: есть де у них в сборе человек с 200 и больше в Белозерском уезде; а какие люди и где стояли, того ему не сказали, а изымать де ему было тех людей некем. А к Разину де к Симбирску старца никакого он не посылал, и про 5.000 человек людей не приказывал и вверх, Волгой, Разина звать не веливал. Козме де Лопухину таких слов он не говаривал, что у него в Царьграде есть стряпчие, и деньги к ним посланы. И про цареградских патриархов, которые его, Никона, судили, про проклятие не сказывал; и вселенских патриархов не бранивал, а говорил де он, Никон, что у него в Царьграде есть знакомые гречане, и он де тем гречанам прежде сего писывал. И посылал де он к ним племянника своего с письмами из Воскресенского монастыря, и тот де его племянник изыман в Черкасских городах, а про то де известно блаженной памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. А опричь де того он в Царьград не писывал и с Кузмой Лопухиным про царьградскую посылку больше того ничего не говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

169 г. февраля в З день указал Великий Государь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому да думному дьяку Алмазу Иванову воров ростовцев Силку прозвище Богдашка портного мастеришка со ученики его расспрашивать и про воровство их сыскивать. В нынешнем во 165 г. января в 13 день писал к Великому Государю Святейшему Никону Патриарху Московскому и всея великия и малыя и белыя России Иона Митрополит Ростовский: в нынешнем же во 165 г. ведомо ему учинилось: в Ростове на цосаде объявились церковные развратники Силка прозвищем Богдашко портной мастеришко со ученики своими. В соборную и к приходским церквам к пению не стали ходить и многих православных Христиан от соборные и от приходских церквей отлучать, чтоб не ходили. И он Митрополит посылал по того Силку протодьякона Григорья с товарищи а велел его сыскать и поставить перед собою. И января в З день того Силку сыскали и к нему Митрополиту привели. И он Митрополит про то его Силку, что он в соборную и приходския церкви к пению не ходит и многим православным Христианам ходить не велит, допрашивал. И он де Богдашко ему Митрополиту говорил многие неистовые слова: и января в 4 день велел его призвать в соборную церковь при воеводе и при многих людях и велел его к Спасову образу и Пречистой Богородицы и к Ростовским чудотворцам привести и поклонитися. И он Богдашко Спасову образу и Пресвятой Богородицы и к чудотворцам не поклонился и не приложился, а называл чудотворцев куклами. И того ж числа совершал он Митрополит Божественную литургию, велел его Силку привесть в соборную церковь при властях да при воеводе ж и при госте Василье Шорине и при земских старостах и при многих людях. И взяв Животворящий крест при всем народе, многажды его Богдашку ко кресту приводил, чтоб он поклонился и приложился, и святою водою кропил. И он Богдашко ко кресту не пошел и от святыя воды пал на землю и Спасову образу не поклонился ж и ко образу Пречистые Богородицы не помолился и про великого Государя святейшего Никона Патриарха говорил неистовые слова и его Митрополита всякими словами поносил.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010