Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишек Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчав, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Приложения Л. 201 ...с служкою с Ывашком Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч.З, л. 81 – 88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексеевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вез письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). а На обороте первого столбца (л. 201 об.) две пометы скорописью: одна – почерком всего документа об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; вторая – о доставке документа сделана другим почерком 183 (1675)-го июля в 11-й де[нь] Ферапонтова монастыря с слушкою с Ывашком Фалелеевым. Сохранилась половина круглой восковой печати черного цвета. Б Слово на месте прорези для печати 33. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, Л. 140а, ч. 4, л. 203 – 204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201 – 202). Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом богомолец твой, смиренный Никон патриарх . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября в 24–й де[нь] присылал ты, великий государь, ко мне, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мне, богомольцу твоему, с которого монастыря, з белозсрских и с вологоцких, хлебных и столовых запасов в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 В городах: в Путивле, в Переясловле, в Нежине и в иных, на которые города поедет и в полках великого государя воевод спросить о здоровье, а стольнику и воеводе Василью Кикину говорить, чтоб он с гетманом с Иваном Брюховецким жил советно, а раздоров никаких не чинил, и что он гетман ему Василию учнет говорить и он бы его слушал; Василию ж говорить по его отписке. 4 Гетмана Ивана Брюховецкого и полковников и иных начальных людей, которые при нем будут, спросить о здоровье ж, да ему ж гетману говорить, чтоб он великому государю послужил и раденье свое показал, письма и иное что у дьякона у Мелетия грека в городе Черкасех пограблено велел сыскать все против его росписи, а те письма посланы были к великому государю от вселенских патриархов самые нужные. XXV. Донесение царю Перфилья Оловеникова о встрече с Мелетием, с известием что иерусалимский патриарх остался в Молдавии и в Москву не поехал и с представлением росписи письмам и прочему что пограблено у Мелетия в Черкасах. Получено 27 Мая 1664 г. На левой стороне столбца: Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу. В Приказ великого государя тайных дел. – Помета: 172-го мая в 27 день. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу. Холоп твой, подьячий Першка Оловеников челом бьет. Мая, государь, в 22-й день встретился со мною, холопом твоим, за Карачевом черной дьякон Мелетий, грек, и по твоему великого государя указа я, холоп твой, его Мелетия спрашивал: иерусалимский патриарх Нектарий к тебе великому государю к Москве едет ли и где он ныне и для чего с ним Мелетием не поехал вместе? И дьякон, Мелетий, сказал, что иерусалимский патриарх из Иерусалима ехал к тебе великому государю тайным обычаем, а остался де в Молдавской земле, а к Москве не поехал, боясь турского султана и твоих государевых изменников черкас, и из волоской де земли он патриарх хотел ехать назад в Иерусалим, и чает де что и поехал. Да мне ж, холопу твоему, велено у него Мелетия взять роспись письмам и иному, что пограблено у него в городе Черкасах и о сыску говорить гетману Ивану Брюховецкому, и я, холоп твой, у него роспись взял и с той росписи к тебе великому государю под отпискою послал список, а многими де, государь, животами завладел гетман Иван Брюховецкий, а иное объявилось у стольника и воеводы у Василия Кикина; а с сею отпискою к тебе великому государю отпустил я, холоп твой, стадново конюха Михайла Яковлева того ж числа в вечеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В мае 1652 г. через Дамаск и Халеб проехал известный рус. церковный деятель и дипломат Арсений (Суханов) , направлявшийся из Иерусалима в Грузию (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. СПб., 1889. С. 93-97. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)). Вероятно, он разминулся с М., который в это время посещал города Сармин и Килис и вернулся в Халеб только 1 июня (впосл. Арсений встречался с М. в Валахии, а став келарем Троице-Сергиева мон-ря, принимал его в обители во время пребывания патриарха в России). В Халебе М. провел последние перед отъездом рукоположения (кафедры Эз-Забадани, Аккара, Триполи). В архиерейских хиротониях М. ярко проявилось доминирование в Антиохийской Церкви халебской общины: из 11 новопоставленных митрополитов 5 были выходцами из Халеба и не было ни одного уроженца Дамаска, столицы Патриархата. Первое путешествие (1652-1659) Путешествие М. ко дворам христианских государей было описано его сыном архидиак. Павлом Алеппским - это объемное сочинение стало вершиной арабо-христ. литературы раннего Нового времени и ценнейшим источником по истории и этнографии народов Вост. Европы. В июле 1652 г. М. покинул Халеб и направился в Латакию. Собрав там с местных христиан десятину, он приехал в Антиохию, где его ждали архидиак. Павел и др. спутники, и вместе с ними отправился далее сухим путем. В авг. они проехали по киликийскому побережью (Искендерун, Адана), по дороге патриарха торжественно встречали жившие в Киликии греки-киприоты. Осенью М. побывал в Конье (посетил гробницу персид. поэта-суфия Джелал ад-Дина Руми), Бурсе и Муданье, откуда отплыл в К-поль. Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) По прибытии в османскую столицу (20 окт.) М. изменил планы, решив посетить помимо Молдавии и Русское гос-во. К-польский патриарх Паисий I 24 нояб. подписал адресованную рус. царю Алексею Михайловичу грамоту с извещением о будущем приезде в Россию своего антиохийского собрата и с просьбой о милостивом его приеме, которую, по-видимому, передал М.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

От 24 Октября 1666 г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца полковнику нашему и голове московских стрелцов Артемону Сергеевичу Матвееву. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б поговорил дьякону Мелетию: мочно ль ему быть к нам великому государю прежде святейших вселенских патриархов приходу к Москве, и будет мочно и он бы ехал, а буде за чем немочно и тебе б ему говорить: святейшим вселенским кир Паисею папе и патриарху александрийскому и кир Макарию патриарху антиохийскому в одном ли месте годно встреча учинить за городом всем властем с иконами или на три статьи: первая встреча за городом, другая на Лобном месте, третьяя у соборной церкви. Да ведомо нам великому государю учинилось, что вселенские патриархи говорили столнику нашему Петру Хитрово, чтоб к их приезду изготовить судебные палаты; и тебе б ево Мелетия допросить: для своих ли им дел та палата надобно и на том ли дворе, где им стоять или особо; да Мелетия спросить: нет ли патриарша гневу какова на газского митрополита Паисия; да будет они гнев на него держат и ему говорить всячески патриархом, чтоб они, не розыскав, гневу на нево не держали; да о том о всем отписать к нам великому государю наскоро. А на подхожей стан в село Ивановское одноконечно тебе с патриархи притить ноября в 4 день. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го октября в 24 день. (Внизу на столбце сделана отметка): непосланы. Донесение царю Алексею Михайловичу полковника Артемона Матвеева с известием, что он с патриархами будет на Рогожу 29 Октября и с представлением списка людям, которых взяли патриархи с собою Получено 26 Октября 1666 года. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 175-го октября в 26 день. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцу. Холоп твой Артемошка Матвеев челом бьет. Святейшие государь вселенские папа и патриархи, по твоему великого государя указу, из Володимеря пошли октября в 24 день, а будут на подхожей стан на Рогожу октября в 29 день. А по твоему великого государя указу велено мне холопу твоему, пришед на Рогожу, ждать твоего великого государя указу, а со вселенскими государь святейшими патриархи твоих великого государя и ямских и сошных подвод с пятьсот лошадей, а на Рогоже, государь, будет стоять и кормом твоими великого государя лошадям и ямским и сошным будет гораздо скудно; да со вселенскими ж государь патриархи сверх росписи всяких чинов объявилось двадцать человек, а кто имяны и тому послал я холоп твой к тебе великому государю роспись под сею отпискою с стрелцом своево приказу с Антипком Афонасьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

советнику Безобразову, стат. советнику Юшкову, коллежскому асессору Ляпунову, десьянс-академии профессору Штрубе и магистратскому бургомистру Вихляеву; иметь им рассуждение о подлежащих делах до Юстиц – и Вотчинной коллегии, до Судного и Сыскного приказов и до порядочного произвождения в судах магистратских и ежели из того что касаться будет к духовенству, тогда к общему положению требовать от Синода духовных персон, прочим же коллегиям и канцеляриям иметь рассуждение по тем одним делам, которые до тех касаются, изыскивая, отчего по обстоятельствам нынешнего времени в течение оных происходит продолжение, и обо всем том с ясным описанием довольных резонов сочинить на всякую материю один указ. Генерал-майору Степану Салтыкову да полковникам князю Григорию Мещерскому и Степану Языкову иметь рассуждение как по делам, касающимся Военной коллегии, так о козаках, калмыках и о всех легких войсках: о делах же прочих коллегий и канцелярий сочинить о разных материях пункты: по Провиантской канцелярии полковнику Луке Волкову, по комиссариату тайному советнику Кисловскому, по Кадетскому корпусу полковнику Алексею Мельгунову, по Артиллерии подполковнику Корнилию Бороздину, по Инженерной канцелярии подполковнику Ельчанинову, по Ревизион-коллегии коллежскому советнику Ивану Горчакову, по Камер-коллегии вице-президенту Козьмину, по Статс-конторе коллеж. советнику князю Егору Амилахорову, по Корчемной канцелярии коллеж. советнику Алексею Федорову, по Соляной главной конторе коллеж. советнику Алексею Сергееву, по Вальдмейстерской статскому советнику Макару Баракову, по Канцелярии от строений коллеж. советнику Дмитрию Лобкову, по мастерской и Оружейной палате коллеж. советнику Алексею Аргамакову, по Камер-коллегии коллеж. советнику Сергею Меженинову, по Берг-коллегии коллеж. советнику Никифору Клеопину, по Мануфактур-коллегии вице-президенту Геннингеру, по Монетной канцелярии стат. советнику Василью Неронову, по конторе Потешной коллеж. асессору Дмитрию Ладыгину, по полиции коллеж. советнику Ивану Козлову, по Ямской канцелярии коллеж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

У грамоты припись Государевы руки: Царь Алексей со всем домом своим прося благословения и прощения с любовию поклоняется. Донесения Бориса Пазухина и Луки Изъединова: 1) о встрече ими патриархов, о прибытии их в Симбирск и о продолжении путешествия оттуда сухим путем; 2) о прибытии в Симбирск сытника с винами и столовыми припасами и 3) о том, что с людьми, сопровождающими патриархов, никаких болезней не было Получены 5 октября 1666 года. 1 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холопи твои Бориско Пазухин, Лукашка Изъединов челом бьют. По твоему, великого государя указу велено нам холопем твоим встретить на Саратове святейших вселенских патриархов и ехать с ними к Москве, а как патриархи на Саратов придут и с Саратова к Синбирску пойдут, и нам холопем твоим об их приезде велено к тебе великому государю к Москве отписать. И в прошлом государь во 174-м году августа в 26 день встретили мы холопи твои святейших вселенских патриархов ниже Самары к Саратову за сто верст, и того ж числа с ними святейшими вселенскими патриархи пошли мы холопи твои вместе, а в Синбирск государь святейшии вселенские патриархи пришли сентября в 16 день нынешнего 175-го года и учали из стругов выгружать на подводы сентября в 19 день, а пойдут святейшии вселенские патриархи из Синбирска сухим путем сентября в 25 день. 2 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холопи твои Бориско Пазухин да Лукашка Изъединов челом бьет. По твоему великого государю указу послан на встречу ко вселенским патриархом сытник Тимофей Порошин с фряскими вины и с пряными зельи и столовыми запасы; и сытник Тимофей Порошин в Синбирск приехал сентября в 14 день нынешнего 175-го года, а что с ним Тимофеем прислано фряских вин и всяких столовых запасов и тому у него Тимофея роспись, и против той росписи фряские вина и пряные зелья и столовые запасы сытник Тимофей Порошин до Синбирска привез все сполна; да с ним же присланы два повара, да хлебник, да сторож. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Подписана патриархами, Паисием по-гречески вязью, а Макарием по-арабски. Грамота царя Алексея Михайловича полковнику Артемову Матвееву с приказанием идти дорогою с патриархами тише и быть в селе Ивановском на подхожем стану 1-го Ноября От 22 Октября 1666 г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца полковнику нашему и голове московских стрелцов Артемону Сергеевичу Матвееву. По нашему великого государя указу велено тебе с святейшими вселенскими патриархи ехать к нам великому государю к Москве с тех мест, где с ними съедешься, и как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и тебе б с святейшими вселенскими патриархи с Паисием папою и патриархом александрейским и с Макарием патриархом антиохийским дорогою к Москве итить тише, чтоб на подхожей стан в село Ивановское притить им святейшим патриархом ноября 1-е число, а будет зачем невозможно, и тебе б о том отписать к нам великому государю наскоро. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го октября в 22 день. Отпущена того ж числа в 7-м часу ночи с спряпчим конюхом с Леонтьем Акишевым. Донесение полковника Артемона Матвеева о встрече патриархов около Владимира и о вручении им царской грамоты Получено 23 Октября 1666 г. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 175-го октября в 23 день с стрелцом Артемьева приказа Матвеева с Илюшкою Сергеевым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой Артемошка Матвеев челом бьет. По твоему великого государя указу велено мне холопу твоему встретить и принять святейших вселенских папу и патриархов, и октября государь в 20 день святейшего Паисию папу и патриарха великого града Александрии и судию вселенского и святейшего Макария патриарха великого града Антиохии и всего востока я холоп твой встретил в селе Судагде за Володимером в тридцати верстах, и по твоему великого государя указу речь говорить и о спасенье их спрашивал и твою великого государя грамоту поднес, и вселенские государь папа и патриархи твою великого государя грамоту принели с великою честию и твоей государевой милости обрадовались и на вашем государском милостивом жалованье били челом, а в Володимер государь придут октября в 21 день. А с сею отпискою к тебе великому государю послал я холоп твой стрелца своего приказу, Илюшку Сергеева, октября в 21 день, а отписку велел подать в Посолском Приказе думному дьяку Алмазу Иванову с товарыщи. Грамота царя Алексея Михайловича полковнику Артемону Матвееву об отпуске дьякона Мелетия вперед в Москву и о том, чтобы спросить патриархов, для каких дел нужна им судебная палата, а Мелетия о том, не гневаются ли патриархи на газского митрополита Паисия

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В XVII в. обряд этот соотносился с иконой, изображающей «Вход Господень в Иерусалим», а шествие на «осляти» в Вербное воскресенье переживалось как таинство 137 . Именно поэтому совершение 27 марта 1659 г. обряда шествия на «осляти» местоблюстителем патриаршего престола Питиримом расценивалось Никоном как прелюбодеяние 138 и посягательство на патриаршую харизму, покушение на права патриарха. После того как Питирим еще дважды повторил этот обряд, Никон предал его анафеме 139 . По мнению Д.Ф. Полознева, острейшую реакцию Никона вызвало то обстоятельство, что «местоблюститель не поставил под сомнение свое право исполнять обряд, не возразил, что это право принадлежит только патриарху» 140 . Поступок царя, не посоветовавшегося даже со священным Собором, Никон понимал как небогоугодное дело, совершенное не по воле свыше и разрушившее духовную связь между первым архиереем и епископами. Свое отношение к вопросу об отправлении обряда патриарх Никон с предельной ясностью выразил в послании к Алексею Михайловичу. С первых строк послания очевиден его дидактический характер. Перечисление Никоном эпитетов царского достоинства при обращении к Алексею Михайловичу демонстрирует его особое отношение к государю: употребление в царской титулатуре эпитетов «тишайший», «великий», «благочестивейший» и «самодержавнейший», несмотря на их этикетность 141 , напоминает торжественные и высокие величания греческих царей 142 . Назидательный тон письма подчеркнут и тем, что себя автор называет «смиренным» и «кротким» («во мнозей кротости радоватися»): несмотря на то, что эти эпитеты – общее место отеческих посланий и наставлений, употребление их в таком контексте, когда обращение к царю подчеркнуто торжественно, усиливает назидательный характер повествования. К признакам учительной литературы можно отнести и употребление сложных слов, которые делают слог автора витиеватым, размеренным и спокойным, особенно при обращении к адресату («благоутробие». «долготерпением»). Учительный тон повествования поддерживается автором при помощи таких художественных приемов, как антитеза и повтор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июня в 3 по сей челобитной живописцу Апостолу Юрьеву дано поденного корму на июнь месяц по 10 ал надень. Итого ему девять рублев взял сам. На обороте. ’Εγ πστολος επια του λου. . μου του ηουνιου μινος. εβαλα τω χαια μου 172 г. 9. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели мне свое Государево жалованье на сентябрь месячный корм выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. И против сей челобитной великого Государева жалованья поденного корму на сентябрь месяц гречанину Апостолу Юрьеву три рубли по гривне на день. ’Εγ πστολος επια του σεπτεβηου μινος τωυ λου. . αι εβαλα το χαιι μου 172 г. 23. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье корм на октябрь месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. По сей челобитной великого Государева жалованья поденного корму Апостолу Юрьеву на октябрь месяц на 30 дней по гривне на день. Итого три рубли з гривною. ’Εγ πστολος επια το... 172 г. 54. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на ноябрь месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. Ноября в 7 день по сей челобитной Государева жалованья поденного корму иконописцу Апостолу Юрьеву на ноябрь месяц три рубли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

(Получено 3 марта 1666 года). (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 174-го марта в 3 день с стадным конюхом с Ваською Мясоедовым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой, подьячий Еремка Полянский челом бьет. В нынешнем, государь, в 174-м году, по твоему великого государя указу, послан я, холоп твой, на Терек для проведыванья Паисея папы и патриарха александрейского и Макария патриарха антиохийского, и будет те патриархи пришли в Астарахань или на Терек и мне, холопу твоему, с ними велено ехать к тебе великому государю к Москве. И генваря в 23 день, приехав я, холоп твой, в Астарахань, боярину и воеводе князю Якову Никитичу Одоевскому об отпуске своем на Терек подал твою великого государя грамоту, и боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский мне, холопу твоему, сказал, что прислан с Терек в Астарахань с письмом от Макария патриарха антиохийского человек его Сафар, и боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский с тем письмом послал его Сафара к тебе великому государю к Москве; да мне ж, холопу твоему, преосвященный Иосиф архиепископ астараханский и терский сказывал, что писал к нему из Шемахи поп Антоней и руские торговые люди, которые поехали из Астарахани в нынешнем в 174-м году ноября в 23 день, пришел в Шемаху папа и патриарх и вселенский судья кир Паисей александрейский, а с ним архимандрит, архидьакон, протосиггел, да духовного ж чину людей человек с тринадцать, да с ним же де иеродьякон Мелетия, которой, по твоему великого государя указу, послан был в Палестину; да к нему ж де Иосифу архиепископу и к боярину ко князю Якову Никитичу Одоевскому писал с Терек воевода Иван Ржевской, что пришел в Тефлис Макарий патриарх антиохийской, а с ним цареградского патриарха области трапезонский митрополит да синайской архиепископ Анания, а чаят де александрейскому патриарху походу морем в Астарахань нынешнею весною вскоре, не заимая Терек, а антиохийскому патриарху и трапезонскому митрополиту и синайскому архиепископу из Тефлиса на Терек горами, а с Терек ожидают в Астарахань горами ж или морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010