150 Напр. в т. VII, 44–58 и 209–217, озаглавленных: «Равноапостольному благоч. царю, государю и вел. кн. Алексею Михайловичу» и т. д. 153 Один из этого кружка, Аввакум, говорит об этом так: «После Никон, друг наш, привез из Соловок Филиппа митрополита. А прежде его приезду, духовник Стефан, моля Бога и постися седмицу с братиею, и я с ними тут же, о патриарсе, да даст Бог пастыря ко спасению душ наших. И с митр. казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали царю и царице о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь его и послушал. Егда же приехал (Никон из Соловок) с нами яко лис челом да здорово. Ведает, что быть ему в патриархах и чтобы откуля помешка какова не учинилась». Передавая тоже в другом мест, п. Аввакум прибавляет: «Протопоп же (Вонифатьев) увеща царя и царицу, да поставит Никона на Иосифово место. И аз окаянный о благочестивом патриархе к челобитной приписал свою руку; ано врага выпросили и беду на свою шею» (Матф., т. V, сс. 17 и 261–262). О вступлении Никона на патр. престол см. статью П. А. Лашкарева (Тр. К. Д. акад. 1860, ч. II, 131–163: II. Никон. Восш. Никона на патр. московское) и исслед. Н. Ф. Каптерева (Прав. Обозр. 1888, 1, с. 40–49). Поэтому утверждение гр. Гейдена, что в последующей вражде Вонифатьева к Никону видно недовольство соперника (стр. 8, пр. 2), не имеет вовсе основания. 158 Так, Аввакум, сообщая о его происхождении, замечает: «От моей родины та деревня не далеко, верста с 15; я знаю иного там таких чародеев» (VIII, 34 Ср. Щапов, Раскол, стр. 253:268). «Доселе ты друг наш был, прибавляет I. Воронов (Материалы, I, 47). «Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать» (Житие Аввакума, Матер., V, 17). 160 Материалы, I, 158, 180, 197. В письменных обращениях к царю Алексею Мих. осужденные и сосланные за раскол называют его иногда просто: «Михайлович, Михайлович свет» (Ibid. т. V, 148). Старец Аврамий пишет: «Послушай Михайлович»! Впрочем прот. Аввакум из Пустозерска писал и Федору Алексеевичу: «Помилуй мя, Алексеевич, дитятко красное церковное»! (Ibid. V, 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

На обороте 169-го марта в 5 день дано ему Государева жалованья корма на март месяц. Εγ ποστολος π-ςα των ςμο..του μαςτον μν ςουπλια εξ... 169 г. 362. Лета 167–9-го Апреля в 2 день по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу память казначею Богдану Миничу Дубровскому да дяком Данилу Панкратеву да Ивану Харламову великий Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожаловал иконописца Апостола Юрьева за многую его работу велел ему дать своего великого Государя жалования в приказ пять аршин, тафты виницейской доброй. И по Государеву Цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя росии самодержца указу казначею Богдану Миничу Дубровскому, да дьяком Даниилу Панкратьеву да Ивану Харламову учинить о том по указу великого Государя. Приписал Иван Ключарев. На обороте. Государева жалования пять аршин тафты Апостол взял, а в его место серебрянного дела мастер Тимофей греков руку приложил. 169 г. 389. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой греченин оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на май месяц по две гривны на день выдать. Царь Государь смилуйся. На обороте. Дать корму по указу Εγ ποστολος λαβα βα μαηων μινα τν οςμο μου ςοπλια ξη 169 г. 490. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Идет мне твое Государево жалованье месечный корм, денежный. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье на месяц июнь корм выдать, а мне стало от дров и харчу всякого купить нечем. Царь Государь смилуйся, пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

3) Азбука, большая печать, у азбуки на столбце указ, сверху речь золочена. Благословлена им же патриархом царевичу в 141 (1633) г. 4) Ахтай (октоих) да стихеры знаменны (нотные под крюками) 34) , куплена у Строгановых. 5) Главизны наказательны о нравоучительстве – царя Василья Греческаго сыну своему царю Льву, в полдесть 35) . Благословил патриарх Иосиф Московский и всеа Русии. 6) Грамматика, литовская печать в осмушку 36) . Челом ударил боярин князь Алексей Михайлович Львов. 7) Козмография 37) в лист. Челом ударил думный дьяк Михаил Данилов. 8) Лексикон 38) , литовская печать, в осмушку. Челом ударил боярин князь Алексей Михайлович Львов. 9) Псалтырь с песньми, изображенными псалмы, писана книжным письмом, слова в начале в прописех писаны золотом, доски оболочены камкою алою, жуки и застежки 39) серебряны чеканные, в полдесть. Государю царевичу Алексею Михайловичу челом ударил в 145 (1637) г. дьяк Василий Прокофьев (учитель царевича). 10) Псалтырь писанная в осмушку. В середних репьи и наугольники 40) с обеих сторон серебряныя. Челом ударил благовещенской протопоп Никита в 148 (1640) г. марта 10. 11) Стихараль знаменной 41) , застежки и жуки серебрены с чернью, в полдесть. Куплено у Строгановых сидельцев, у Терентья, за 12 рублей. 12) Стихараль знаменной, в полдесть. Челом ударил дьяк Василий Прокофьев. 13) Треоди знаменныя в четверть 42) . Челом ударил дьяк Василий Прокофьев. Далее следуют письменные принадлежности царевича, в таком порядке: а) Книжка-листье каменное, доски серебрены камфарены 36 ; по доскам на сторонах стоят немки; застежки серебрены ж на переплете 4 репейка на щурупах. Челом ударил боярин князь Алексей Михайлович Львов в 145 (1636) года ноября 29. б) Книжка каменная же, доски серебряные резные, по зеленой земле. Челом ударил дьяк Григорий Львов (царевичев учитель письма) в 145 (1637) г. в) Перо писчее с финифтом 43) , у него черен королек 44) , на верху изумрудец. Челом ударил царевичу боярин князь Алексей Михайлович Львов. г) Перо серебрено с карандашом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

234об.) властвующа 2785 патриарха про то во святй 2786 литургии 2787 , божественныхъ не доврующе 2788 дружбы, чинятъ против 2789 , что мы правили 2790 думою и благословением братии нашей 2791 , святйшихъ патриархъ 2792 вселенскихъ, потому что мы во власти своей никогда хотли прибавить, ни убавить от церкви, кром правил святыхъ апостолъ и святыхъ Вселенских О книгахъ пишетъ царскаго 2793 величества 2794 что изо многихъ странъ обранныя 2795 , заперты лежатъ 2796 для которыхъ на бытия не была царская воля 2797 , но наше 2798 радние, оттуду въ далния монастыри наши отвезены суть. Буди здоровъ, а насъ въ твоихъ святыхъ молитвахъ не забывай 2799 . Примечания Л. 144 (226об.) ..еже твое благоразумие писал до царского величества о нынешнем настоящем дянии. (...почто твоя преосвященность написала къ царскому величеству о ныншнм нужномь дл.) – В мае 1662 г. газский митрополит Паисий Лигарид адресовал царю Алексею Михайловичу небольшое послание, в котором выразил своё возмущение поведением патриарха Никона , что он «не покидывает владенья церковнаго и не воздерживается от дел патриаршеских, но уставы святые творит, гневно грозит, проклинает безо всякой пощады и, духовной любви образца не имеючи, на себя никакой власти, ни прямого владения, такие дела творит, когда подлинно не есть пастырь...». Лигарид советовал русскому царю проявить активность в «деле» Никона и осудить патриарха, «понеже потребный суд вашему преосвященному царству и всему церковному чину» – Гиббенет 1, 221–222. Послание Паисия было переведено с латинского языка 29 мая. В этом же письме газский митрополит упоминает о двух других своих посланиях к Алексею Михайловичу, составленных раньше, и, по-видимому, имевших аналогичное содержание. Вероятно, об этих письмах было известно патриарху Никону . Л. 144–144об. (226об.–227) ...по уставу, преданному от святйших вселенских патриархъ... во дни благочестивйшаго царя и великого князя Феодора Ивановича Московского и всеа Русии, (...противъ постановления, поданаго от святйшихъ началниковъ патриархъ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Л 26 . РНБ, ф. 905 (Новое собр. рукописной книги), F. 210 Сборник. Первая треть XIX в. 1°. 135 л. Полуустав. Переплёт – картон в коже с тиснением. На л. 1 две владельческие записи почерками разных рук, первая – чернильная, вторая – карандашом: 1) «Книга, глаголемая Проскентарий, принадлежит Петру Пелевину, стоит ценою» (далее зачёркнуто – С.С); 2) «С Агциону куплена из Лаптевой библиотеки. 1840 год июля 18 числа, за 43 рубли». Филигрань: «Beehive» с литерами «MW. J&R»; изображение знака (без литерного сопровождения) напоминает: Клепиков 1978, 1009 (1826, 1827). Содержит: «Проскинитарий» Арсения Суханова (л. 1–83); отписка к боярину С. Стрешневу «и на 30 вопросов ответы новых обычаев Никоновых...» Паисия Лигарида (л. 84–100); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 100об.–110); ответы александрийского патриарха Иоанникия на вопросы Арсения Суханова «о некоторых недоумительных вещех» 12 сентября 1651 г. (л. 110об.–112об.); «Перевод с греческого письма с тетради, какову подал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу... бывший цареградский патриарх Афанасий в 1653 году декабря в 13 день» (л. 113–125); грамота иерусалимского патриарха Феофана церковнослужителям (л. 125–126об.); благодарственное письмо газского митрополита Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу, переведённое Арсением Греком (л. 126об.–135). Содержание ркп. опис.: Пережогина 1992, 60–61. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ф 27 . БАН, 16.18.14 Сборник. Первая половина XVIII в. 4°. 39 л. (л. 1об., 37об., 38об., 39об. чист.). Полуустав. На л. 2 почерком, отличным от основного, заголовок «Книга архиепископа Новаго Рима и вселенскаго патриарха Дионисия»; на л. 38, 39 пробы пера; записи почерками, отличными от основного: «Грамота патриарха Никона и о извержении». Переплёт – картон в коже с тиснением золотом и басмой, имеются две верёвочные завязки. Филиграни: 1) «Pro Patria» с вензелем «AG» типа: Клепиков, Кукушкина 26 (1735);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

От 21 Октября 1666 года. Паисий, милостию Божиею папа и патриарх великого града Александрии и судиа вселенней, Макарий, милостию Божиею патриарх Божия града великия Антиохи и всего востока. Божиею милостию благочестивейшему, богохранимому, богопрославленному, великому скиптродержателю христианскому, царю православному, великому государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, присно покланяемому и от всех славимому, благодать Господа нашего Иисуса Христа и нашего смирения благословение и прощение. Благодарим тя, державнейший царю православный христианороссийский, яко преудивителна твоя милость и щедроты, яже к нашему смирению бывающия премноги. Еще же и писмена твоего великого царствия, к нам приносимыя, утешителны суть и благи, утешающие нас в путешествии нашем. Яко же и днесь соблагоизволил еси твоим царским величеством к нам послати с некиим от предстоящих твоей царстей светлости благоразумным мужем Артемоном Сергевичем Матвеевым полковником сущым и хилиархом. Мы же тая твоя царская пречестнейшая писания с великою честностию восприяхом, яко же лепо, и того яко путеводителя нам, еже до царствующего великого града Москвы к твоей великой царской светлости царским твоим светлосиятельством соизволяемого, восприяхом и благословихом и имамы его при нашем смирении, яко да может всякое промышление, еже нам употребляемое, твоим к нам царским милованием устроити; желаем же зело; еже возвести очеса наша к видению твоей царской светлости; сего ради молим Спасителя нашего Бога и просим, дабы соблаговолил воскоре путь наш скончати, и егда сподобимся сих всех получити, тогда возрадуемся всеконечне и возвеселимся. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и нашего смирения благословение да пребудет на тебе и на всем царском великославнейшем дому твоем ныне и присно и во веки веков, аминь. Писася в лета от воплощения Бога Слова 1666 октовриа месяца дне двадесятопервого, и твоим соизволением царским со возлюбленным чадом нашим, твоего царствия екзархом и вернейшим рабом твоим и богомолцем, иеродиаконом Мелетием к твоему великому царствию послахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Благочестивейшему и христолюбивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу всегда во Христе (Господе) нашем радоватися. Яко ж обретый (много) ценный бисер обыче радоватися и веселитися, тако ж мы смиреннии всегдашние вашего царского величества о благоздравии богомольцы о великорадостной вести нам от величества вашего царского возвещенной, сиречь о благопоспешнем в благочестивый царствующий град Москву прихождении (бого) избранных святейших патриархов православных восточных в душеполезное православно рода российского скоро грядущих, радуемся и веселимся, ибо сия два великая светила во(сточ)ная семо приидут; имамы крепкую надежду, яко велико мысленного правды солнца Христа Спаса нашего благодатию темный мрак разрешится, мрачная нощь рассыплется и нощный облак изчезнет, светозарный же свет воссияет; и понеже Христос Бог наш есть восток, и на востоце небесное семя на благородной сердец человеческих ниве разсея, и неботочною росою оную ово убо Божественными устами своими, ово ж богоизбранными апостолы своими одождити благоизволи, тако яко ж и в твоем благочестивом царстве прежде и ныне душепитательная православны…… пшеница благолепия истинного благочестия клас прозябающая раждается и раждатися непрестанет. Но понеже яко евангельская притча глаголет: благосеянной пшеницы чистой враг человек умовредные плевелы присея; убо поне богоизбраннии (начальнейшии) плевел искоренителе к вам, великому государю, бого…… шествуют; мы ж радующеся надеемся, яко пшеница наша на богооранной православныя церкви росийския ниве богосеянная, яко тогда бе чиста, тако и ныне всем быти чиста явится, …… вредныя ж плевелы от неких суемудрых человек рассеянные вашим великого государя тщанием много уже искоренны, пришествием же восточных учителей церковных весьма искоренятся. Мы же тогда благодарственную песнь Господеви воспоем и о вашей благочестивей державе моление Богу в Троице единому вознесем; та ж благоздравия, богопоспешества и долгоденствия вам, великому государю, усердно желаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И воевода де по тому патриаршу письму его Ивана поворотил, а в Царьгород ему ехать не поволил. Да в то ж де время был в волоской земле патриарх ерусалимский и сказывал ему Ивану Сербину те ж речи, что дано благословение на киевскую митрополию митрополиту, о котором писано от тебя великого государя. (Расспросные речи майора Сипягина). 172-го Мая в 7-й день в допросе сказал майор Матвей Сипягин: как приехал он к гетману к Ивану Брюховецкому в таборы под Черкасы и по приказу думного дворянина и воеводы Ивана Ивановича Чаадаева говорил ему, что разграбили грека дьякона Мелетия в Черкасех войсковой есаул Нужной да лубенской полковник Гамалей да переяславской полковник Данко с казаками, а были с ним Мелетием великого государя дела, от святейших четырех патриарх листы и вещи многие, которые он вез к великому государю, и его Мелетиевы, и чтоб он те листы велел сыскать, и вещи, которые можно сыскать, а будет чего не можно сыскать вещей, либо для корысти не похотят отдать, и тех бы вещей, хотя и не объявлять в войске покаместа листы сыщутся, а сыскать бы одне листы, хотя выкупая дорогою ценою. И гетман де ему сказал: не знаю де я как де тот мне грабеж и сыскивать, потому что де войско велико. (На столбцах по склейкам подпись к сим расспросным речам Матвей Сипягин руку приложил). XXXII. Показание иконийского митрополита Афанасия о привезенных дьяконом Мелетием от константинопольского патриарха письмах, и о поручении сего патриарха ему, Афанасию, принести царю Алексею Михайловичу просьбу о примирении с патриархом Никоном. 31 мая 1664 г. Перевод с греческого письма Афанасия митрополита иконийского с его руки. По сему писанию извещаю аз, митрополит Афанасий, что письмо, которое привез Мелетий от константинопольского патриарха, рука его патриархова господина Дионисия, его есть припись. А что сказывает посылали то письмо во Александрию и приписал александрийский патриарх своею рукою, и в Антиохии приписал антиохийский патриарх, и иерусалимский патриарх приписал де в Царегороде, и я, иконийский митрополит Афанасий, глаголю, что нет в той грамоте, что Мелетий привез, приписи трех патриархов, не их руки приписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Только в двух рукописях XVIIXVIII вв. сохранился особый цикл сочинений Аввакума, названный издателями РИБ «Книга толкований и нравоучений». В эту книгу вошли толкования библейских текстов (некоторых псалмов, текстов из «Книги Притчей» и «Книги Премудрости» царя Соломона, из «Книги» пророка Исайи, Евангелия от Матфея и др.), размышления Аввакума и наставления. Толкования Аввакума (они предваряются в рукописи традиционным обозначением «толк») являются вольными комментариями к сакральным текстам и постоянно соотносятся Аввакумом с современной ему русской действительностью; цель книги обозначена в авторском заглавии: «Совет мужа грешна к хотящим спастися». «Книга толкований» складывалась постепенно в 16751677 гг. и в отличие от более цельной по композиции «Книги бесед» постепенно дополнялась различными материалами. В неё вошли обращения Аввакума к его незримым и воображаемым собеседникам – к боярыне Ф. П. Морозовой и к царю Алексею Михайловичу (эти фрагменты датируются первой половиной 1675 г.), сибирские воспоминания, «Нравоучение» самого Аввакума – «како жити в вере Христове» и обширные его обращения к духовному сыну Симеону – нижегородцу Семёну Крашенинникову, который в 1675 г. принял монашеский постриг и стал «игуменом Сергием», возглавив московскую общину старообрядцев (см. о нем с. 569); ему была отправлена из Пустозерска рукопись всей «Книги». Эти обращения к Симеону иногда переписывались в рукописях как отдельные послания или фрагменты из них и как отдельные послания издавались, хотя фактическими посланиями они не являются не всегда, будучи неотъемлемой частью одного текста, единого потока записанных мыслей, чувств, воспоминаний Аввакума. Обращения к Симеону в конце «Книги» (они датируются 16761677 гг.) отмечены резким изменением отношения Аввакума к царю. Если в первой части «Книги» Аввакум «любя» призывал царя к покаянию, то в обращениях к Симеону, написанных после новой волны жестоких репрессий против старообрядцев, смерти Ф. П. Морозовой, гибели восставших соловецких монахов, Аввакум пишет об адских муках, на которые осужден царь Алексей, «бедной, безумной царишко», «мучитель», наказанный подобно первым римским гонителям христианства. Насыщенность толкований Аввакума ссылками на современные события, яркость созданных им образов, эмоциональность тона делают «Книгу» выдающимся памятником публицистической прозы XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проникавшее в приказные «отписки» Никона личностное начало в виде описаний собственных чувств и эмоций, как выражение автором своего отношения к предмету повествования, «разбавление» канцелярского языка столбцов московских приказов старославянизмами и элементами живого разговорного языка, сочетание народной образности и учительного красноречия выводили «отписки» Никона за границы приказного делопроизводства и превращали их в отличный от делового письма вид переписки – в частные письма и послания, обладающие открытой структурой и своими законами бытования и функционирования. Изучение художественной специфики новгородских посланий митрополита Никона представляет особый интерес: их автор отразил разрушение строгих границ междужанрами литературы и деловой письменности. Вопрос о литературной специфике документов XVII в. неоднократно привлекал внимание исследователей 54 . Для изучения степени «литературности» посланий Никона важным являются выводы исследователей не просто о взаимодействии литературы и документа, а о влиянии литературы на документ. По наблюдениям А.А. Назаревского, «художественные приемы тогдашней книжной речи, а иногда и речи народной достаточно широко отражались в документах XVII в.», ведь «чем начитаннее, искуснее, талантливее был составитель грамоты, тем больше и лучше он мог проявить себя в официальном документе с литературной стороны» 55 . Четыре новгородских послания Никона царю заметно отличаются от остальных сочинений митрополита Никона. Два из них написаны в соловецком походе. Их эмоционально возвышенный тон, использование приемов агиографии и учительной литературы выдают в Никоне человека книжного и начитанного. Первое письмо послано из Вологды и начинается с обращения к царю и царскому семейству в книжной манере с использованием традиционных метафорических формул «царь (царица) – солнце» («великие светила»), «царевны – лучи»: «У мысленнаго востока Христа, якоже пишется имя ему, двема великима светилом с рожденною тем лучою по подобию добродетели, якоже и создано есть, – благоверному и христолюбивому великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея России, и благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии Ильиничне, и благоверной и христолюбивой царевне и великой княжне Евдокие Алексиевне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010