LVI. Письмо к царю Алексею Михайловичу грека Василия Иванова о словесных приказаниях патриарха Иерусалимского, касающихся до патриарха Никона и Афанасия митрополита иконийского; о разглашении Мелетием в Яссах данного ему тайного поручения; о шубах Мелетием распроданных и о растраченных им деньгах и проч. (Получ. 3 июня 1665 г) Перевод с греческого письма, каково писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу греченин Василий Иванов в нынешнем в 173-м году июня в 3 день, а на Москве в Посольском Приказе подал то письмо греченин Анастас Юрьев. Благочестивому, Богом венчанному, Богом почтенному и победителю, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, Московскому, Невскому, Владимирскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому и иных многих государств государю и обладателю. Благожеланно бью челом и покланяюсь, и облобызаю стопы ног твоих. Не малое было дарование и доброта, Богом венчанный христианский царю, то есть, что от твоего христианского великого царствия прял есми, учинил меня тайного работника святому царствию твоему, и я было радуяся пошел работать прилежно, а яже ненавидяй добра дьявол , что от твоего царского величества повеление, чтоб я опять в друго ряд ехал таможе, где преже был. И яз вашего царского величества повеления не ослушался, но был есми и в друго ряд нещадя головы своей, чтоб мне совершить всякие дела вашего царского величества сполна, якоже и о патриарших грамотах, которые дал есми Перфилью то бо есть истинно, что писано в них, что после Пасхи думал ехать и приитти. Такоже иныя грамоты дал есми Захарью Алексееву, двоюродному брату Христофорову Колареву, который живет тут. Первая грамота та есть, что взял есми сперва преж от патриарха, а другую от меня, и о том в той грамоте писал есми, что мне приказывал блаженнейший патриарх, и дал есми их в руки Захарию и Перфилию, и потом опять шел Иван Алексеев, и в те поры поспел архидьякон Досифей блаженнейшего патриарха, чтоб было ему всякому промыслу помешал богатую и дарованную десную душевное дело, всяким своим навожением дьявольским смутил многим сердца человеком, ожидали многое время, чтоб надо мною зло сотворити, сколко что и стало мне, невозможно мне проехать через Черкасы, приити и поклонитися святому и Богом венчанному вашему царствию с теми делами, что вез с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

С.К. Севастьянова Часть I. Глава 1. Письма патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и традиции русской деловой прозы В переписке патриарха Никона с современниками наибольший интерес представляют его послания к царю Алексею Михайловичу, отразившие их непростые отношения: духовную дружбу и любовь, вражду и попытки примирения. В переписке патриарха с царем можно выделить четыре периода, условные названия которых даны мной по месту пребывания адресанта в период письменного общения с адресатом: 1) новгородский (1650 – 1652 гг.); 2) московский (1653 – 1656 гг.); 3) воскресенский (1658 – 1666 гг.); 4) ферапонтовский (1667 – 1675 гг.). Послания, составленные в разное время, отличаются по форме и тематике, источникам и уровню «литературности», степени проявления личностного качала и авторского «я». Охарактеризую каждый период более подробно. Новгородский период (1650 – 1652 гг.) Содержание посланий новгородского митрополита Никона к царю Алексею Михайловичу в этот период определили два события: новгородское восстание (март – май 1650 г.) и перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (март – июнь 1652 г.), главным участником которых был Никон. Тексты этих посланий привлекали внимание только историков, а как памятники, созданные в традициях деловой письменности и древнерусской книжности, не изучались. Материалы следственного дела о новгородском восстании находятся в документах Посольского приказа – РГАДА, ф. 96 (Сношения России со Швецией), on. 1, стлб. 3, ч. 1 – 3. Документы этого столбца неоднократно привлекали внимание историков: используя материалы дела, С.М.Соловьев в обшей работе по истории России подробно изложил ход новгородских событий 25 . М.Н.Тихомиров написал специальную статью о народном восстании 1650 г. 26 . Отдельные документы столбца неоднократно издавались, но как исторические источники: М.Н.Тихомировым опубликованы девять актов 27 , С.В.Лобачевым две отписки митрополита Никона 28 , недавно изданы 159 документов из новгородского следственного дела 29 . Между тем вопрос об объеме, характере и качестве издания материалов о новгородском восстании 30 остается дискуссионным 31 , В результате сверки текстов шести подлинных отписок Никона, представляющих для исследования особый интерес (см. Приложение 2.1), с изданными историками текстами обнаружены грубые опечатки, пропуски, как отдельных слое, так и целых фраз, ошибки в прочтении текстов источников 32 . Поэтому шесть посланий митрополита Никона мной издаются вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апреля в 15 день по сему в приказ 10 руб дано. На обороте. ’Εγ ποστολος επια το ζαλοβανια το βασιλευου. οπλια δαια αι. εβαλα το χαια μου. 171 г. 533. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейного приказу иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, своим царским жалованьем на крестины сынишку моему, чем тебе, великому Государю, Бог известит.Царь Государь смилуйся. На обороте. 171 г. августа в 1 день дать ему денег полтина, да полведра вина. Τα αιπαπι επια αι το χαιι μου βαλα. 171 г. 559. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье корм на ноябрь месяц выдать. Царь Государь смилуйся, пожалуй. Ноября в 24 день по сей челобитной греченину Апостолу Юрьеву дано поденного корму на ноябрь месяц шесть рублев, взял сам без росписки. 171 г. 560. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты живописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье корм на генварь месяц выдать. Царь Государь смилуйся. Генваря в 17 день по сей челобитной Апостолу Юрьеву на генварь месяц корм дан с роспискою. Февраля в 5 день и прибавочные рубль 18 ал 2 де ему даны. На обороте. ’Εγ πστολος επια του γαινα. μινος του μος. 171 г. 561. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу, бьет челом холоп твой, оружейной полаты иконописец Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на июнь месяц выдать. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

И поклонитца рядовым поклоном. Таков наказ отдан столнику князю Петру Ивановичу Прозоровскому октября в 15 день. Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Порфирия Оловеникова с уведомлением, что патриархи александрийский и антиохийский прибыли в Арзамас и спешат поездкой и что туда же прибыл с царскими грамотами к патриархам стольник Петр Савич Хитрово Получено 16 Октября 1666 г. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – В приказ Тайных Дел. – (Помета): 175-го октября в 16 день с арзамаским пушкарем с Спиркою Жуковым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой подьячий Першка Оловеников челом бьет. В нынешнем государь в 175-м году октября в 3 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца указу, послан я холоп твой к святейшим вселенским к Паисию папе и патриарху александрейскому и к Макарию патриарху антиохийскому с твоею великого государя грамотою, и октября ж государь в 7 день приехал я холоп твой в Арзамас, и в Арзамасе ту твою великого государя грамоту им святейшим патриархом я холоп твой подал; а пришли государь они в Арзамас октября в 6 день, и святейшие патриархи приняв твою великого государя грамоту за тебя великого государя и за твой государевой дом Бога молили и на твоей великого государя милости били челом. А столник Петр Савич Хитрово в Арзамас приехал в 7-м же числе в ночи и с твоими великого государя грамотами у святейших патриархов был в 8-м числе. А из Арзамаса государь святейшие патриархи пойдут в Муром в 9-м числе и идут к тебе великому государю наспех с великою радостию и желают видеть твои государские пресветлые очи. А с сею государь отпискою послал к тебе великому государю я холоп твой арзамасского пушкаря Спиридонка Жукова октября в 8 день. Грамота патриархов, александрийского и антиохийского к царю Алексею Михайловичу с уведомлением, что их встретил полковник Артемон Матвеев и сопровождает в пути

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А будет они патриархи на Терек не пришли, и ты б про них проведывал всячески и посылал с Терка нарочно в Тушинскую и в Дадьянскую и в Грузинскую и в Персицкую и в Иверскую земли, кого пригоже. И от того давал им наше, великого Государя жалованье по-своему рассмотренью, чтоб одноконечно доведатца подлинно, идут-ли они к Москве и в которых местех, и сколь скоро чаять их приезду на Терек. А как который патриарх на Терек приедет, и ты б, дав ему наше жалованье, поденный корм и питье и подводы, и провожатых, отпустил к нам, великому Государю, к Москве с подьячим с Иевом Ветошкины, а другого патриарха велел на Тереке дожидаться подьячему Еремею Полянскому; а как другой патриарх на Терек приедет, и ты б по тому ж отпустил его к нам, великому Государю, к Москве с подьячим с Еремеем Полянским. А покамест подьячие и стадной конюх на Терке будут, и им давать из нашей государевой казны поденной корм, чем мочно сытим быть по своему рассмотрению; да тебе ж бы на Терке призвать в наше Московское государство индейцов или иных каких людей, мастеров, которые б умели киндяки делать и красить; так же бы из хлопчатой бумаги делать бязи; а как таких людей призовете, и вы б, дав им нашего государева жалованья и подводы, отпустили их и травы марины прислали. И о том отписали к нам, великому Государю, к Москве, а отписку велели подать и им явитца в Приказ наших Тайных дел, дьяку Федору Михайлову. Писан в царствующем граде Москве, в наших царских полатах, лета 7174-го Декабря в 20-й день. LXXII. Донесение царю Алексею Михайловичу воеводы Ивана Ржевского с препровождением письма к нему дьякона Мелетия о прибытии его с патриархом александрийским Паисием в Шемаху, a патриарха антиохийского Макария в Тифлис и проч. Декабря 1665 года. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу. – В Приказ Тайных Дел. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой Ивашко Ржевский челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

А грамота писана 1665 г. Июля в 10 день. Богомолец, смиренный Газский Паисий. LXII. Послание иерусалимского патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу о невозможности ему прибыть в Москву по разным обстоятельствам и тяжким болезням, и с просьбою об оказании царского милосердия некоему Ивану Репете. (Получ. в сентябре 1665 г.) Перевод с листа греческого письма, что писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу иерусалимский патриарх Нектарий, что переводил на латинский язык газский Паисий митрополит, а с латинского письма переведено в Посольском Приказе сентября в 10 день 174 году. Нектарий, Божьею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины. Благочестивейшему, Християннейшему, Богом хранимому Христолюбцу, всегда умножительному, всея великия, малыя и белыя Росии и царю всея северныя страны и многих восточных и западных стран дедичу и победителю, Государю Алексею Михайловичу, яко во Христе сыне превозжеланному победы на враги и вся яже к здравию належат, молит. Немогущий, вельможнейший царю, приити и употребить священно святого твоего царского престола многих ради и различных вреждений и многих ради вин, паче же тяжчайших ради немощей, их же ради едва движими изыдохом, в последнее есмы превращены житие, яко свидетели могут быти те, иже притоманныма своими очами видели нас. Сего ради и хотяще оставихом вся, и существенное наши нужные дела, приидохом же даже до града Константинопольского, да оттуду святый град Иерусалим паки возспознати можем с велием желательством души, и в будущий месяц сентябрь к нему пойти изволим. Та же сказана настоящего сего письма сицево есть, се есть, да объявим священно святому твоему престолу, купно же и прошение наше внушим, любви ради Иисуса Христа, за некоторого вернейшего твоего Ивана Репеты нареченного иже принесе, не вем что царского, еже обаче созиждено бысть от сокровища твоего царского престола, мы поистине не ведаем коея ради вины то бысть, различных различная предлагающим о том деле, обаче мы бьем челом да о нем торговом человеке умилосердитися благоизволить Христа ради Господа, иже велияго милосердия употреби на нас и ежедневно употребляем, во истинно убо глаголем пред Божиима очима зрящима вся, яко же иждивения и деньги не одного его были но многих християн нищих, иже ежедневно плачутся и с великими моленми приходят к нам смиренно просяще, да о сем писати изволим к священному святому твоему царскому престолу, да не весьма бедные погинут, понеже некоторые из них суть взявши с ростом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

«Письму» своему, особенно этой последней его статье сам дьякон Федор, как видно, придавал большое значение: об ней упоминает он в челобитной, поданной вскоре потом царю Алексею Михайловичу: «а о символе веры изволь, государь, у меня взять свиточек, на что мы ссылаемся и на чем утверждаемся» (стр. 43). Из употребленного здесь выражения «изволь у меня взять», можно догадываться, что дьякон Федор или приложил к челобитной список статьи «о символе», или имел у себя нарочно заготовленный для царя экземпляр, который и просил взять, Современные Федору расколоучители знали я очень ценили это его сочинение, знали и то, что об нем ведомо царю. Так наприм. инок Аврамий в своей челобитной говорит: «прочти, государь-царь, тот свиток, кой написавши подал нынешним архиереем священный страдалец диакон Феодор: колики тьмы свидетельств приведе о истинном Святем Дусе» (т. е. о прибавлении истинного в 8 члене символа веры ) 5 . Но в известных теперь раскольнических сборниках, сколько мы знаем, не встречается это сочинение дьякона Федора, во многих отношениях интересное и важное. 2 . «Челобитная царю Алексею Михайловичу» (21–45). И это сочинение, также остававшееся доселе неизвестным, печатается по списку, найденному в свитках Синодальной библиотеки. Он сделан прямо с подлинника, как явствует из находящейся на нем надписи: «челобитная царю Алексею Михайловичу дьякона Федора с подлинного его руки свитка», Сам Федор в некоторых сочинениях упоминает о челобитной царю, поданной чрез Чудовского архимандрита Иоакима в церкви пред расстрижением. Так в «Объяснительной записке» говорит: «подал в церкви тогда (во время расстрижения) челобитную за печатью. – великие дела Божия писаны.... и его (царя) дела были тут писаны» (см. т. I, стр. 422). И потом подробнее в письме к сыну Максиму: «И во время обругания моего, егда остригоша мя с протопопом Аввакумом за единой литоргией, и в той час, прежде стрижения и клятвы, послах аз с ним Иоакимом увещательное послание к царю Алексею о многих сокровенных тайнах церковных и о новых ересях, на дванадесяти столпцах, писано моею покойною рукою, и запечатано крестом Христовым, и на верху свитка того подписано бысть сице: сего писания никому не распечатать и не прочесть, кроме самого царя, и с сим писанием хощу аз судптися с вами на страшнем суде Христове» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

7. Грамота гетмана войска Запорожского Ивана Брюховецкого к царю Алексею Михайловичу о распоряжениях его касательно поимки посланного с письмами от патриарха Никона к восточным патриархам. Получена 1 февраля 1666 года. Перевод белорусского 683 писма, каково к великому государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя росии самодержцу прислал боярин войска Запорожского гетман Иван Мартиновичь Брюховецкии, Разрядного Приказу с подьячим с Ывашком Дорофеевым Февраля в 1-м числе нынешнего 174-го году. Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичю всеа великия и малыя и белыя росии самодержцу московскому, киевскому, владимерскому, новгороцкому, царю казанскому, царю астараханскому, царю сибирскому, государю псковскому и великому князю литовскому, смоленскому, тверскому, волынскому, подолскому, югорскому, пермскому, вяцкому, болгарскому и иных, государю и великому князю Новгорода низовские земли, черниговскому, резанскому, полоцкому, ростовскому, ярославскому, белоозерскому, удорскому, обдорскому, кондынскому, витепскому, мстиславскому и всеа северные страны повелителю и государю иверские земли, карталинских и грузинских царей и кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичю и дедичю и наследнику и государю и облаадателю, вашему царскому пресветлому величеству. Боярин и верного войска вашего царского пресветлого величества запорожского гетман Ивашко Брюховецкий, яко верный и во веки неотступный холоп, ниско, до лица земли упадаючи перед пресветлыми вашего царского пресветлого величества маестату ногами со всем верным войском вашего царского пресветлого величества Запорожским, челом бью. Дан в Гадиче генваря 21 дня 1666-го. У подлинного листу нанизу написано гетманскою рукою: Вашего царского пресветлого величества благодателя моего милостивого верный холоп и наинижший подножок пресветлого престола боярин и гетман верного войска вашего царского пресветлого величества Запорожского Ивашъка Брюховецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Послания Аввакума царю Алексею Михайловичу обычно называют челобитными: так они были названы в издании РИБ (согласно их порядковой нумерации – по хронологии – первая, вторая, третья, четвертая, пятая челобитные). Однако эти названия условны, так как из сочинений Аввакума и других источников XVII в. известно о существовании других, в том числе и более ранних, чем «первая», челобитных Аввакума царю. Не сохранились две ранние челобитные Аввакума (1653 г.), написанные им совместно с костромским протопопом Даниилом: одна написана после присылки патриархом Никоном «памяти» Ивану Неронову – «из книг выписки о сложении перст и о поклонех», другая – по поводу ссылки Ивана Неронова (см. письмо протопопа Аввакума к Ивану Неронову, с. 176177). Не сохранилась и челобитная, послужившая непосредственным поводом для новой ссылки Аввакума в 1664 г., – «моленейце» «о духовных властях», как называл её сам Аввакум (см.: РИБ, стб. 751), или «роспись о том, хто в какие владыки годитца», как значится в описи бумаг, отобранных у игумена Феоктиста при аресте (см.: Материалы, I, с. 335, 336:189). Не дошло до нас послание Аввакума, которое он написал царю в июне 1667 г., находясь в Андреевском монастыре на Воробьёвых горах в Москве. До 1951 г. были известны лишь пять челобитных Аввакума царю Алексею, в 1951 г. В. И. Малышев опубликовал ещё одну – шестую, написанную Аввакумом в мезенской ссылке в январе 1665 г. (см.: Доклады и сообщения Филологического института ЛГУ. 1951. Вып. 3. С. 261) (она не имеет порядкового номера). Далеко не все письменные обращения Аввакума к царю были челобитными. Так, например, «первая челобитная» (1664 г.), «четвертая» (1668 г.) и «пятая» (1669 г.) являются по своему назначению и форме вовсе не челобитными, а посланиями. Замечание справедливо и по отношению к тексту так называемой «челобитной» царю Федору Алексеевичу: это открытое публицистическое послание, больше предназначенное для единомышленников Аввакума, чем для царя. Сам Аввакум в «Житии» называл «четвертую» и «пятую» «челобитные» посланиями, так воспринимали эти тексты и переписчики, так называл «пятую челобитную» дьякон Федор, пустозерский «соузник» Аввакума. В настоящем издании публикуются три послания Аввакума царю Алексею Михайловичу, а также одна из его челобитных – «третья» (названия соотнесены с условными названиями в РИБ, принятыми в научной литературе), челобитная царю Федору Алексеевичу и послание царевне Ирине Михайловне, также найденное В. И. Малышевым и изданное им в 1958 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обороте. Государево жалованье платье взял и руку приложил я. Стефан. ’Εγ ποστολος επια το ελεος τον πολιχονι μαινου βασιλευ. νεατιαγουνα φεεγγε απουχα αλον πα. πανοβσα. αι πολιματα αι. εβαλα το χαια μου. 169 г 655. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом, холоп твой, гречанин иконописец Апостолко Юрьев. По твоему великого Государя указу идет мне, холопу твоему, твоего царского жалованья месечный корм и на некоторые месяцы корм выдан и те деньги придержал, а мне, Государь, мне пить и есть нечем. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне твое Государево жалованье мессечный корм на февраль месяц выдать, чем бы мне прокормиться было и с голоду не умереть. Царь Государь смилуйся. На обороте. 169-го февраля в 3 день дать корм по указу. 170 г 181. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейной полаты иконописец гречанин Апостолко Юрьев. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, мне свое Государево жалованье месячный корм на февраль выдать. Царь Государь смилуйся пожалуй. На обороте. 169-го февраля в 13 день выдать.. ему корм по указу. Оп. 34. 949. 169 г. Л. 253 об. Июня в 18 день. Гречанину Апостолу Юрьеву на прописку евангельских слов на кисти и на краски и их краскам на состав полтина. Июня в 20 день. Гречанину Апостолу Юрьеву на краски и на всякие составы по его сказке на прописку евангелия рубль. Прописывал золотом в хоромы Государыне Царевне и великой княжне Ирине Михайловне. 170 г. 185. Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу бьет челом холоп твой оружейные полаты иконописец греченин Апостолко Юрьев. По твоему великого Государя указу писал я, холоп твой, Государю благоверному Царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу стол своим золотом и красками, покупал на свои деньги. А куплено было золота и краски на девять рублей. Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец пожалуй меня, холопа своего, вели, Государь, за то золото и за краски мне, холопу своему, из своей Государевой казны деньги девять рублев выдать. Царь Государь смилуйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010