Патриарх же великому государю велел известить, которое де письмо к великому государю дал он преж сего Василию греку и ныне Стефану, и великий б Государь те письма переведчи и вычет подлинные изволил послать к Никону патриарху с Василием греком, а что де Никону патриарху говорить, о том приказал он патриарх ему Василию, а как де Никон патриарх те письма вычтет и их у него взять ему ж Василию и отдать великому государю. Да бил челом великому государю Иерусалимский патриарх Нектарий: Омоисийском 674 митрополите Козме, чтоб великий государь его пожаловал и будет он похочет до своей митрополии, и великий б государь изволил его отпустить, а будет де ему великому государю он годен и о том как он великий государь изволит. У архимарита его патриарша Леонтия греченин Илья Алексеев занял денег, а сколько о том дал он письмо Василию греку, и чтоб великий государь для его патриарша прошенья указал на нем Илье тот долг доправить и отдать Василию греку. О иконийском митрополите Афанасии чтоб великий государь пожаловал не велел ему утеснения учинить, а с Москвы до его патриархова приезда отпускать не велел. XLIV. Донесение царю Алексею Михайловичу от иеродиакона Мелетия об отправлении грека Стефана и Порфирия Оловеникова с царскими грамотами к патриархам цареградскому и иерусалимскому и о его, Мелетия, отправлении к патриархам: антиохийскому и александрийскому. (Без означ. врем., но относится к Янв. 1665 г.) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Богомолец твой, черной дьякон Мелетий, грек, Бога моля, челом бьет. В нынешнем, государь, в 173-м году Сентября в 25 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, указу, велено мне, богомольцу твоему, с твоими великого государя грамотами Стефана грека проводить до Рашкова и отпустить его к Иерусалимскому патриарху, а что он у Иерусалимского патриарха учинит, о том ему отписать ко мне в Рашков и с тем его Стефановым ответом мне, богомольцу твоему, к тебе, великому государю, отписать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

И мая, государь, в 27 день черной дьякон Мелетий, грек, в Калугу приехал, и по твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России самодержца грамоте велел я, холоп твой, ему Мелетию ехать к тебе великому государю после сей отписки, не мотчав того ж числа, а приехав в Семеновское, что от Москвы семь верст, велел дожидаться твоего великого государя указу, а без указу к Москве из Семеновского ехать не велел. XXVII. Возвращение в Москву иеродьякона грека Мелетия с письмами от вселенских патриархов к царю Алексею Михайловичу и приезд амасийского митрополита Космы. 30 Мая 1664 года 172-го Мая в 30 день к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу приехал от вселенских патриархов с письмами черной дьякон Мелетий грек, а с ним приехал бывший амасийский митрополит Козма для милостыни, и до указу его великого государя поставлены они в Семеновском, от Москвы в 7-ми верстах. И того ж числа великий государь указал черному дьякону Мелетию с письмами быти к себе государю к Москве, а митрополиту в Семеновском быть до указу. И того ж дня на вечер указал государь быти Мелетию, а в то время у государя был . . . . Газскому пополнее. 634 И чорной дьякон Мелетий к великому государю от вселенских патриархов привез и подал письма, а о чем они писаны и про то сказал: Тетрать в десть на александрейской бумаге в тафте алой, а в ней писаны правила за руками патриархов: цареградского, александрейского, иеросалимского и с прочими под писанными 20 рук архиереи и с клириками, которые им верны. Тетрать о том же за руками патриархов: цареградского, антиохийского, иеросалимского; тут же иеросалимский патриарх писал своею рукою некоторые вести. Епистолиа от александрийского патриарха к цареградскому патриарху о тех вышеупомянутых тетратех. Письмо что писал александрийской патриарх Паисий к цареградскому патриарху Деонисио, что он обрел деяние правды и к тем деяниям и руку свою подписал. Цареградского ж патриарха Лист к государыне царице и великой княгине Марии Ильичне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

23. 1660 г., мая 14. Перевод с греческой грамоты Хиосскаго архиепископа Кирилла царю Алексею Михайловичу о высокомерных поступках Никона и о данных ему царём жалованных и других грамотах, которые по церковным винам получателя лишились законной силы; с благословением на избрание нового патриарха Тишайший, самодержавнейший царю господин господи Алексею Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержче, живот и победу от Бога в долготу дней. Господь всех и Бог наш создал человека по образу и по подобию Своему и почтил его от всех созданий и украшая его многими дарами, враг же истиной дьявол , не терпя толикой чести, юже дал Бог человеку, преобразился во образ змиин, и прельстил человека, и сотворил его и преступил заповедь Божию, ядый от плода разума, и абие пребысть наг от благодатей и даров Божиих, и изгнан бысть из рая и повелен от Бога потом ясти хлеб свой: потом лица твоего яси хлеб твой. Оттоле, державнейший царь, изнеможе человеческое естество, и бысть тленное и удобопреложное, человеком бо оттоле дадеся еже согрешати. Сия помышляли, и пророк царь Давид писал, глаголя: всяк человек ложь. И премудрый Соломон: несть праведен на земли, иже сотворит благо и не согрешит, сиречь, иже человек есть тленный в мире сем и удобпреложный намерениям, и праведнейшему на земле невозможно есть в добротах, яже творит, не прельститься и не погрешить. Является в ветхом писании и в новом, яко близ царствах случалось между добрыми человеками и злой и злого намерения и гордый, иже прельщал многажды царей лестью и иногда убо наущал их на убийства и пребеззакония, иногда ж на нелепую честь их, и дерзаю сказать, на бесчестие царское, якоже является и во время Артаксеркса царя: един его первый князь, Аман именуем, яко прельстил царя и дал повеление, яко да погубит тогдашних благочестивых Божьих всех. Но Бог , не терпя неправду тую и гордость оного Амана, явил царю чрез царицу его Есфирь неправду тую и гордость оного, и абие царь не сохрани оно повеление и вместо его сотвори иного, да погубит Амана оного гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Роспись что пограблено в городе Черкасех. 11 листов от вселенских патриархов и в том числе 4 сысканы, Место великого государя, Скрыня, 2.530 аршин камок и отласу, 370 аршин дорогов, 300 фунтов мыл турецких, Чернильница золотая с алмазами и с яхонты, 23 пары ножичков золочены с чернью, 2 килима, 20 подушек бархатных золотных, 5 сабель булатных оправных, Седло, 4 портища алтабасу, 10 сафьянов, 8 портищ зуфей, 3 портища погвиц золотых с винифтом, 4 коня, Да мелкой всякой рухляди воз, Рукомойник медный большой. Челядника его ограбили: Часы золотые с каменьем, 4 зарукавья золотые с алмазами и с яхонты. 5 серег золотых с изумруды и с яхонты, 16 золотников с изумруды, 300 пар каменья яхонты лазоревые, Саадак, оправа серебряная, Кунтыш красный суконный, Шапка с соболем, 8 золотых. Другово челядника ограбили: 200 левков, 6 золотых, Платья и рухлядь вся. Да послано было от патриарха к епископу Мефодию Киевскому благословение: Посохи, манатья, сак, 6 кушаков золотных турецких. XXVI. Донесение Царю от Петра Кондырева о приезде иеродьякона Мелетия в Калугу и об отпуске его к Москве с приказанием остановиться в Семеновском и ожидать царского указа. Получено 30 Мая 1664 года На обороте столбца: Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. В Приказ Тайных дел. Помета: 172-го мая 30 день с калужским стрельцом с Ивашком Исаевым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой Петрушка Кондырев челом бьет. В нынешнем, государь, в 172-м году мая в 23 день прислана твоя великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца грамота ко мне, холопу твоему, а по той твоей великого государя грамоте велено, как черной дьякон Мелетий, грек, от Путивля в Калугу приедет, о приезде его к тебе великому государю отписать в Приказ Тайных дел с нарочным гонцом, а ему Мелетию велеть к тебе великому государю ехать после гонца по тому ж не мотчав, а приехав в Семеновское дожидаться твоего государева указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

а На обороте первого столбца (л. 1 об.) помета об адресате почерком всего документа Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии. Сохранились прорези для печати и вдавленное место от круглой печати красного цвета. 8. Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне и царевнам (июнь) Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. 1.337, л. 25 об, – 26 об.: Лобачев 2003, 357 – 359 (датир. между 11 и 20 июня 1652 г.); Севастьянова 2004, 327 – 329. Документ датирован по упоминанию в нем о посланиях царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону, составленных 25 – 27 мая 1652 г., в которых сообщалось о кончине патриарха Иосифа, погребении новгородского митрополита Аффония – ДАИ 4, 75 – 87 (л. 19) Божия смотрения строителю, и святых его заповедей непреложному хранителю, и всех добрых всяко- любителю великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа России, не точию сему, но идеже благоверия во Христа концы достигают, по того благоволению самодержца, и благоверной христолюбивой государыне царице и великой княгине Марии Ильинишне, и благоверным государыням царевнам! Богомолец ваше, смиренный Никон митрополит, Бога молю, о еже умножите лет живота вашего и избавите от всякия скорби, гнева и нужды, от всякия 1546 болезни душевныя и телесныя, и простите вам всяко согрешение вольное и невольное, и даровал бы вам Господь на нь желание ваше доброе благоволить. А аз, грешной богомолец ваш, слыша про ваше, государево, здравие, вельми о сем Бога благодарю и покланяюся Ему, яко здравие ваше хранит, и со святыми ангелы и яз воспою, якоже пишет: в вышних Богу, и на земли мир, в человецех еже есть Слава в вышних Богу, давшему тебе благоразумное смирение. А яже о твоей, света нашего, государя, благодати ко мне, смиренному, моя умоестъственная простота и разумная скупость 1547 противу твоей благодати ответа, ихъже и достойно ти есть воздати не а может, разве 1548 сей, егда 1549 узрю святое твое благородие, образу блудницы, иже слезами умы нозе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После же царствования Алексея Михайловича издается даже особый указ, коим предписывается высшему духовенству «не вступаться» в политические дела, так как ему сие «не довлеет». – Следя за политической деятельностью малороссийского духовенства, автор по прежнему (как и в предыдущих главах) касается и других сторон этих сношений, сопровождавшихся теми или иными последствиями (сближение малороссиян с великороссиянами, культурное влияние представителей киевской учености, материальное обеспечение духовенства, и т.п.). Научная ценность этой обширнейшей части сочинения г. Эйнгорна (стр. 571–1033), равно и предшествующих (начиная с третьей) глав (стр. 98–570), нами указана выше, при чем замечено, что некоторые сообщаемые автором, на основании архивных материалов, сведения, при всей их детальности, в общей совокупности, проясняют с тех или иных сторон историческое прошлое рассматриваемой эпохи. Для примера и в подтверждение сказанного проследим рассеянные в разных местах книги нашего автора краткие сведения о киево-могилянской коллегии и ее деятелях. На стр. 299 (примеч. 569) и 346 (примеч. 395) автор указывает на «письмо» (точнее следовало бы сказать «челобитную») Иоанникия Галятовского к царю Алексею Михайловичу, от 27 июня 1669 года, где бывший ректор киево-могилянской коллегии объясняет причины удаления своего из Киева во Львов, – именно, что он вынужден быть к тому преследованиями со стороны местоблюстителя киевской митрополии Мефодия Филимоновича: «понеже – говорит Галятовский – отец Мефодий мене оскорбил и гонил». Этот факт новый, доселе остававшийся неизвестным. На стр. 346 (примеч. 395) указаны два, доселе неизвестные документа: письмо Василия Дворецкого к гетману от 29 февраля 1666 года и челобитная Варлаама Ясинского к государю Алексею Михайловичу от 4 марта того же года. Означенные документы представляют положительное, сомнению не подлежащее свидетельство, что в данное время Ясинский состоял уже ректором киево-могилянской коллегии. Это факт тоже новый, так как до времени появления в свет первых глав исследования г. Эйнгорна (1892 г.) начало ректуры Ясинского обыкновенно приурочиваемо было к 1668–1669 г.г. На стр. 323, в обширном примечании, доказывается (хотя и на основании уже обнародованных данных) ошибочность принятого историками Киевской Академии (и не оставляемого до последнего времени) мнения, будто в 1665 году киево-могилянская коллегия была разорена, и учение в ней совершенно прекратилось. На стр. 675–676 приводится неизвестное доселе письмо Паисия, патриарха александрийского, к царю Алексею Михайловичу (1669 г. сентября 20), в котором он, ходатайствуя перед государем о воспособлении оскудевшему киево-братскому монастырю, сообщает несколько любопытных сведений о могилянской коллегии, лично им посещенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя Руси самодержец, пожалуй вели, государь, попом и дьяконом, которые посылаются в Дауры и на Лену и на Байкалово и в иныя дальния стороны давать свой государев подмог, денежное и хлебное жалованье, чтобы им попом мочно было с женами и с детьми своими до тех дальних мест доезжать и вели, государь, о том прислать свою государеву грамоту в Тобольск в город, в съезжую избу и ко мне твоему государеву богомольцу. Царь государь, смилуйся. Грамота писана на двух столбцах, на обратной стороне первого столбца написано: Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя Руси самодержцу; несколько ниже: приказал боярин князь Алексей Никитич Трубецкой писати к архиепископу, послати попа и дьякона с Дмитреем Зиновьевым в Дауры; назади второго столбца: 166 г. января в 11 день. С тобольским Софийского собору протопопом с Мефодием. XVIII. Черновой отпуск царской грамоты Симеону. 11 февраля 1658 года От царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца в Тобольск богомольцу нашему Семиону архиепископу Сибирскому и Тобольскому. Писал ты к нам, великому государю: писал де тебе, богомольцу нашему из Даур Афонасей Пашков, чтоб тебе послать к нему в Дауры белого попа да дьякона, и ты де, богомолец наш, в Дауры к нему, Офонасью, попа и дьякона послать не смеешь, потому что Афонасей Пашков попов бьет и протопопа Аввакума бил чеканом и кнутьем, да и без нашего де денежного и хлебного жалованья попа и дьякона послать нельзя в место дальнее и сытым им быть нечем (на обороте вставка: и ныне по нашему великого государя указу послан в Даурскую землю Дмитреи Зиновев, а Афонасья Пашкова от Даурския службы велено отставити). И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б велел послать попа и дьякона (вставка на обороте: к столнику нашему и к воеводе ко князю Алексею Ивановичу Буйносову-Ростовскому да дьяком нашим к Ивану Михайлову, к Григорью Углеву, а от нас великаго государя к ним письмо велено тому попу и дьякону дати наше жалованье деньги и хлеб и соль на нынешней на 166 и вперед на 167 год одно денежное жалованье в Тоболску, а хлебное жалованье и соль на 167 год им дать в Енисейском остроге воеводе Максиму Ртищеву по их окладом сполна. (Вставка на обороте: а как от тебя к столнику нашему и воеводе ко князю Алексею Буйносову-Ростовскому и к дьяку Григорью Углеву поп и дьякон присланы будут, и велено послати их на Даурскую землю к Дмитрею Зиновьеву тотчас). Писан на Москве лета 7166 февраля в 10 день.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istochni...

Кроме этих лиц была доставлена еще Гавриилом митрополитом халкидонским и экзархом всея Вифинии – древняя рукописная Псалтирь, принадлежавшая императору Алексею Комнину (1081–1118), украшенная рисунками и взятая митроп. Гавриилом из библиотеки греческ. императоров. – Сведения об этой драгоценной рукописи сообщаются в грамоте константинопольского патр. Паисия к патр. Никону от 7 июня 1654 года 173 . – «Митрополит халкедонский и экзарх всея Вифинии Гавриил, – пишет патр. Паисий патр. Никону, – подвинутый благим и похвальным рвением ко всему богоугодному, находясь в дружественных связях с султанскими чиновниками, коим поручено хранение серальской библиотеки, не без большого труда и издержек успел получить Псалтирь древней рукописи, украшенную удивительными рисунками и взятую из императорской библиотеки христианских императоров, которую (библиотеку) турки – по не исповедимым путям промысла Божия – оставили невредимою и сохраняют тщательно, стирая повременно пыль и в коей находится множество духовных книг. Судя по числу и по надписи на полках в библиотеке, где книги каждого императора, как сказывают, особенно замечены, сия Псалтырь принадлежала императору Алексею Комнину. – Митрополит заплатил за Псалтырь более 400 червонцев, а теперь осмеливается поднести царю Алексею Михайловичу, дражайшему нашему духовному сыну, как вещь драгоценную и истинно царскую, будучи удостоверен, что его величество, по необыкновенному благочестию, которое провидение вложило в его сердце, находит особенное удовольствие в вещах святых и достойных благоговения... Он посылает сию Псалтирь и св. мощи [глава св. Евгения] его величеству с отцем Матфием, архимандритом его митрополии и с одним из его родственников, именем Дмитрием, сопутствующим для большей безопасности на пути служителю его величества Дмитрию Егорьевичу с его свитою. По прибытии они должны изъявить почтение его величеству и вам, святейший патриарх, от означенного митрополита. – Мы надеемся, что вы примете их благосклонно и не откажете им в ходатайстве у его величества, дабы оно благоволило принять приношение митрополита и оказать ему свою щедрость, излиянную на весь мир»... Эта грамота писана патр. Паисием от 7 июня 1654 г. Но архимандрит Матфий, посол халкидонского митрополита Гавриила, – выехал из Константинополя не ранее 5 августа 1654 года, потому что сохранилась грамота митрополита Гавриила от этого числа, в которой он уведомляет о посылке рукописи 174 . – Но когда именно приехал в Москву архим. Матфей – нам неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Здесь 10 Февраля 1730 г. ей представлялись чины верховного совета и генералитет; а 15 числа того же месяца – она имела торжественный въезд въ Москву. Ваганьковское кладбище, за Пресненской заставой. Горенки, в 15 верстах от Москвы, по Владимирской дороге, – здесь прежде был хороший ботанический сад. В старину Горенки принадлежали князю Алексею Григорьевичу Долгорукому, отцу несчастной невесты Петра II, княжны Екатерины, и не менее несчастного любимца Петра II, князя Ивана, супруга славной по своим страданиям и мужеству, с которым она выносила их, Натальи Борисовны Долгорукой, рожденной Шереметевой. – Юный император Петр II, любя охоту, часто посещал дачи села Горенки, а иногда заезжал к самому князю Алексею Григорьевичу, где и встретил дочь его княжну Екатерину, и полюбил ее. Князь Алексей Григорьевич Долгорукой умер в ссылке, в Березове, в 1734 г., а сын его князь Иван был четвертован в Новгороде 8 Ноября 1739 г. В эпоху гонения на Долгоруких – когда особенно пострадала старшая линия этого рода – в числе других имений, и село Горенки было отнято у них... Дорогомиловское кладбище, за Дорогомиловской заставой, в 1 версте. На нем похоронены в общей могиле наши воины, павшие при Бородинской битве. Зыково – небольшая деревня за Петровским парком, куда на лето переселяются небогатые москвичи. Измайлово (дворцовое царское село, родовая вотчина Романовых) отстоит от середины Москвы в 9 верст. Здесь боярином Никитою Ивановичем Романовым –Юрьевым – Захарьиным – Кошкиным, дедом Петра I, был устроен хутор, который, по своему времени, мог почитаться образцовым. В нем процветало земледелие, садоводство, скотоводство и пчеловодство; а при царях Алексее Михайловиче и Феодоре Михайловиче, которые особенно заботились о процветании хозяйства 6 в Измайлове, там был построен стеклянный завод, изделия которого ныне хранятся в Оружейной палате, разведены сады и аптекарские огороды, которые снабжали своими произведениями как двор, так и другие местности России... При Федоре Михайловиче Романове также была посажена роща в Измайлове, на 115 десятин, вырыты двадцать прудов и поставлены мельницы с плотинами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Эта перемена в отношениях Аввакума к царю Алексею Михайловичу очень характерна и любопытна. Ранее Аввакум питал особое, теплое расположение к Алексею Михайловичу, считал его человеком добрым и особенно расположенным к нему – Аввакуму. Везде он называет его: «светик-государь» или просто – «свет-государь», «благочестивейший и православнейший», а иногда – фамильярно: «миленький», «Михайлович» и даже – «Алексеюшко». Вся беда его миленького царя заключалась, по тогдашнему мнению Аввакума, в том, что он поддался влиянию нечестивого Никона, который вкрался в его доверие и обольстил его царскую благочестивую душу. «Завел его, говорит Аввакум, собака Никон-то за мыс, а то он доброй человек был. Знаю я ево». «Ум отнял у милово (т. е. царя), у нынешнего, как близь его был. Я ведь тут тогда был, все ведаю», уверяет он. «Житие (царя) было и нарочито исперва, да расказил собака Никон еретик». «И царя – тово враг Божий (т. е. Никон) омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: благочестивейшаго, тишайшего, самодержавнейшаго государя нашего, такаго-сякого, великаго, – больше всех святых от века! – да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда и ныне и присно во веки веков… А царе-т, веть, иронически замечает Аввакум, в те поры чает и мнится быт-то и впрямь таков, святее его нет! А где пущи гордости той?» Даже в записке, которая была подана собору 1667 года, Аввакум обвиняет только Никона, а царя оправдывает. Он заявлял: «государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малые и Белые Росии самодержец, православен, но токмо простою своею душею принял от Никона, мнимого пастыря, внутреннего волка, книги, чая их православны, не рассмотря плевел еретических в книгах, внешних ради браней, понял тому веры, и впред чаю по писанному: праведник аще падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» 181 . Свои доброжелательные отношения к царю Аввакум изменил на резко-враждебные и оскорбительно-пренебрежительные, когда окончательно убедился, что царь ему, Аввакуму, совсем не подчиняется, не желает входить с ним ни в какие сношения, что он всецело и сознательно – убежденно предан реформе Никона, которую он будет всячески поддерживать и укреплять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010