В конце 1080 г. против Никифора III восстал Никифор Мелиссин, женатый на Евдокии Комнин. Мелиссин взял на вооружение тактику самого Вотаниата, когда тот был еще мятежным претендентом. Не торопясь занять Константинополь, Никифор Мелиссин начал постепенно подчинять себе малоазиатские города. Обувшись в пурпурные сапоги и царские одежды, он требовал от населения оказывать ему императорские почести и всячески поносил Вотаниата, как изменника интересов Римской империи. Однако за этой патриотической риторикой стояли... турки, которым Никифор без зазрения совести передавал азийские, фригийские и галатийские земли во владение как плату за помощь. При содействии сельджуков, или, вернее сказать, из них Мелиссин собрал большое войско и избрал город Никею, которая уже принадлежала сельджукам, своей базой 112 . Вновь император прибег к помощи Алексея Комнина, но на этот раз молодой полководец отказался от чести возглавить императорские войска, ссылаясь на свое родство с Мелиссином. Тогда во главе войска был поставлен евнух Иоанн, который двинулся на мятежников и осадил Никею. Но подоспевшие турки отбросили его армию к столице, и евнуху пришлось с позором отступить. Неизвестно достоверно – догадывался ли Вотаниат об истинных мотивах отказа Алексея Комнина сражаться с Мелиссином или нет. И в действительности его отказ воевать с Мелиссином объяснялся, конечно, не родством с мятежным сановником. По крайней мере не только родством. Как полагают, юный Комнин опасался в случае очень вероятной неудачи (что и показал поход евнуха Иоанна) попасть под суд и впасть в немилость императора, что лишало его шансов на реализацию давней мечты. Он прекрасно знал, как легка царская милость и сколь остры языки придворных интриганов. Вотаниат зорко глядел за тем, чтобы вокруг не появилось возможных претендентов, и уже раз после победы над Урселем отказал Алексею Комнину в триумфе, опасаясь, что таким способом тот еще более укрепит свой авторитет в народе. Победи Алексей Мелиссина – император наверняка заподозрит его в стремлении к власти. Проиграй – жди суда за невыполнение царского поручения. А Алексей, приходившийся родным племянником царю Исааку I Комнину, уже давно втайне лелеял мечту стать Римским императором. И, надо сказать, его шансы были очень высокими, чтобы рисковать в случае неудачи в деле с Мелиссином. Оставалось сделать еще один очень важный шаг на пути к своей мечте, и Алексей вновь не ошибся, отложив в сторону страсти и став на путь разума 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался 16 августа 1118 года. В византийских рукописях встречается несколько портретов имп. Алексея Комнина. Предположительно он изображен на миниатюре Псалтири Барберини конца XI века в сцене коронации имп. семьи. Дважды портрет Алексея Комнина включен в миниатюры списков " Догматического всеоружия " Евфимия Зигавина второй четверти XII в. , где император предстоит в молении Христу: на одной миниатюре - с покровенными руками (напротив изображения отцов церкви), на другом - с сочинением Евфимия в руках. По мнению А. Л. Саминского, портрет Алексея Комнина представлен на одном из сохранившихся листов Четвероевангелия . изображение императора имеется на маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары . Алексей Комнин представлен человеком средних лет с бородой. Сохранившиеся портреты в целом совпадают с описанием внешности императора, сделанным Анной Комниной. Однако Анна говорит о полусферической диадеме на голове отца ( " Императорская диадема правильным полукругом облекала голову " - Алексиада III. 4, 25), а изображается Алексей Комнин в плоской короне. Парные изображения Алексея Комнина и его супруги Ирины Дукены по обе стороны большого креста встречаются на монетах времени правления императора. Сочинения Является автором христологического сочинения " Против армян " (полемика с монофизитами, направленная, возможно, на опровержение еретических идей Нила), а также стихотворной молитвы из 100 ямбических стихов. Принадлежность Алексею Комнину приписываемой ему поэмы " Музы " , которая посвящена его сыну и преемнику Иоанну II Комнину , в настоящее время оспаривается . Публикации: Литература Использованные материалы   Vat. gr. 372. Fol. 5r   Vat. gr. 666. Fol. 2r-v; ГИМ. Греч. 387. л. 6-6об.   РГАДА. ф. 196. оп. 3. ед. хр. 62. 1091 г.?   Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 280v., между 1425 и 1453 гг.   Anastasi R. Studi di filologia bizantina//Quaderni del Siculorum Gymnasium. 1976. T. 2 Редакция текста от: 01.02.2020 16:36:04 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

(XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Основной источник сведений о жизни и об учении Л.- рукопись Великой Лавры на Афоне, к-рая была описана в 1886-1887 гг. мон. Александром (Лавриотом) под 139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Л. В 1900 г. мон. Александр частично опубликовал ее, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям более 100 лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его кон. XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен 196) не существует ( Lamberz. 2003. S. 180). Несмотря на то, что это собрание содержит в т. ч. сочинения оппонентов Л. (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. 1-я часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита , обращенные к Алексею I Комнину в февр.-марте 1091 г. ( Λαυριτης. 1900. Σ. 354-358, 362-365; новое издание с использованием архива Л. Пти, также работавшего с афонским кодексом - Gautier. 1970. P. 18-55). 2-я часть сборника содержит переписку Л. с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Л. к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари ( Λαυριτης. 1900. Σ. 403-404). Затем следуют 2 письма Л. из ссылки, одно из к-рых надписано «протовестиариссе Анне» (Ibid. Σ. 404-405), однако в действительности было адресовано теще императора Марии Болгарской ( Grumel. 1946. P. 127-130), а другое - патриарху Николаю III Грамматику ( Λαυριτης. 1900. Σ. 405-407). В. Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания ( Grumel. 1946. P. 130-132), однако его аргументация была отвергнута ( Γλαβνας. 1972. Σ. 146-149). Завершают собрание 3 послания богословского содержания: Василия, митр. Евхаитского,- севастократору Исааку Комнину ( Λαυριτης. 1900. Σ. 411-413), Николая Адрианопольского - Л. (Ibid. Σ. 413) и Л.- Николаю (Ibid. Σ. 414-416, 445-447, 455-456).

http://pravenc.ru/text/2463243.html

1900 . Впрочем, иногда монахи вынуждались оставлять свое уединение по воле высшей власти, поручавшей им выполнение разных дел гражданских, государственных, а по временам даже и военных. Император Лев Философ одной из своих новелл предоставил монахам право быть опекунами, на обязанности которых лежало воспитывать и иметь надзор за детьми умиравших и распоряжаться их имениями. 1901 Он же посылал против сарацин, в качестве военачальника византийских войск, монаха Студийского монастыря Евстафия, который до пострижения был друнгарием флота и заключен в монастырь по подозрению в измене. 1902 При Василии Болгаробойце мятежника Варду Склира усмирил (979) афонский монах Торникий. 1903 Деятельным помощником Алексею 1 Комнину в борьбе с Во- таниатом был монах Иоанн Дука Кесарь, дядя императора Михаила VII Парапинака. В его сообществе Алексей осматривал Константинополь с целью разведать, как можно взять город, и ему же принадлежал план взятия столицы. 1904 Монахи нередко исполняли обязанности послов. Роман Лакапин посылал в Болгарию к царю Петру для заключения союза монаха Феодосия Абуки. 1905 Монах Иоанн, бывший до пострижения ректором, путешествовал по поручению того же царя в Болгарию за царевичем Иоанном, союзником Романа, возмутившимся против своего брата Петра, и привез его в Византию. 1906 Михаил Пселл уже в монашеском звании был послом от Михаила Стратиотика к Исааку Комнину. Алексей I Комнин, по желанию своей матери, во всех походах имел при себе одного из почетнейших монахов, который исправлял обязанности доместика. Когда он по поручению императора Вотаниата вел войну с претендентом на византийский престол Василаки, доместиком при нем был монах Иоанникий. Этого Иоанникия Алексей, по свидетельству Анны, посылал и послом к Василаки, когда последний заключился в Фессалонике. 1907 По словам же Вриенния, послом от Алексея к Василаки был Симеон, настоятель Ксенофонтовой обители на Афоне. 1908 Монахи исправляли службу по центральному и областному управлению. От патриарха Фотия сохранилось письмо, в котором он утешал монаха логофета Леонтия по случаю болезни одного из его друзей. 1909 Один из современных Пселлу монахов кир Иоанн был протонотарием дрома. 1910 При Константине Мономахе сатрапом Болгарии был евнух и монах Василий; он погиб в 1053 г. в войне с печенегами. 1911 При патриархе Луке Хрисоверге и с его позволения монах Макарий Иерусалимлянин исправлял обязанности секретаря у логофета дрома Михаила Агиофеодорита. 1912

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Собор в Хромкле 1172 г. Непонятное упорство католикоса. Неосторожность греков. Дальнейшее поведение Нерсеса Хотя исповедание Нерсеса не удовлетворяло требованиям православия; однако то обстоятельство, что он истолковывал особенности армянского вероучения так, как будто бы действительно разница у армян с греками заключается только в одних словах; что он отрицал еретический смысл особых обычаев армянской церкви и старался представить армянскую церковь в более благоприятном виде, – показывало, что Нерсес не принадлежит к числу закоренелых приверженцев монофизитства и желает уничтожить некоторые церковные обычаи армян. Это хорошо заметили греки и сделали попытку привести армян к унии с греческой церковью. Император Мануил послал одного из своих придворных, Сембата, к Нерсесу и просил последнего прибыть в Константинополь. Одновременно с этим Сембату поручено было передать католикосу Григорию письмо, которое было ответом на полученное императором от Нерсеса письменное изложение армянского исповедания 208 . В это время католикос Григорий умер и адресованное ему письмо было передано его преемнику тому же самому Нерсесу. Нерсес был конечно мирно настроен по отношению к греческому исповеданию, ко это не значило, что он искал унии с греками. Его изложение армянской веры, посланное Алексею, было не больше, как вынужденный ответ на вопрос греков. В этом ответе он, правда, сближал учение своей церкви с учением греческой церкви в самых существенных пунктах и заявлял, что нет большой разницы в учении между армянской и греческой церковью; но это он делал для того, чтобы отвлечь внимание императора от армянского исповедания. Утверждение, что Нерсес искал унии с греками для того, чтобы добиться их расположения и с их помощью отстоять политическую самостоятельность своего отечества от покушений на нее со стороны мусульманского Египта, – едва ли основательно; ибо во времена Нерсеса Благодатного о покушениях египтян на политическую самостоятельность армян ничего еще не было слышно. Получив письмо и приглашение прибыть к императору, Нерсес прибыть в Константинополь отказался, a вместо того отправил Мануилу письменное изложение веры армянской церкви в том же смысле, как раньше писал Алексею 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По его совету и настоянию, известный ученый монах Евфимий Зигабен , написал основательное сочинение в опровержение иных ересей, в том числе и современных Алексею, Πανοπλα δογματικ, – сочинение, которое должно было служить руководством в борьбе с еретическими заблуждениями 186 . Но литературная политика против ересей мало удовлетворяла императора, и он стремился к обращению заблуждающих­ся и еретиков в православие иногда мерами церковными, а иногда путем личных бесед с ними. Тотчас по вступлении на престол имп. Алексей, как известно, по вопросу о конфискации церковных сокровищ, вошел в столкновение с митрополитом Халкидонским Львом, который сильно восставал против царя. Когда в руки царя попало одно письмо м. Льва, то последний был предан суду собора. Сам Алексей пред­седательствовал на суде и, как видно из сохранившегося деяния собора 187 , выставил против Льва обвинение в неправильном учении о поклонении свв. иконам. Обвинение, очевидно, было поддержано собором, Льва Халкидонского осудили на лишение сана 188 .Хотя имп. Алексей обнаружил в процессе Халкидонского митрополита несомненное пристрастие, предъявивши ему обвинение не по существу его деяния, однако он обнаружил правильное понимание религиозно-философского движения своего времени и показал, что православное учение ему дорого, и он готов защищать его от искажений. Наиболее деятельное участие принял Алексей в деле знаменитого Иоанна Итала. Дело это в настоящее время, благодаря трудам русского византолога академика Ф. И. Успенского 189 разъяснено весьма обстоятельно и притом документально. Посему мы видим из него лишь то, что имеет отношение к Алексею Комнину. В начале 1082 г. Иоанн Итал подал патр. Евстратию (Гариде) просьбу о рассмотрении на соборе его учения, которое он представил при сем в виде исповедания веры, и о снятии с него подозрения в неправославном образе мыслей. Так как вопрос о догматических заблуждениях Итала еще в царствование Михаила VII Дуки обсуждался на церковном соборе и тогда преданы были осуждению некоторые богословско-философские положения его учения то, очевидно, настоящая просьба Итала вызвана вновь возникшим против него движением в Константи­нополе и вполне естественным его желанием снять с себя подозрение в глазах нового императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Отец ктитора Пакуриан достиг почетного и видного положения при византийском дворе, удостоившись титула архонта архонтов 11 . Он скончался в старости, оставив двух несовершеннолетних сыновей – Григория и Апасия и несколько дочерей 12 . Мать ктитора, по женскому обыкновению (ατ γοναιεαν ξιν), все имущество, оставшееся после мужа, истратила на содержание и воспитание детей, а также – на приданое дочерям. Сестры Григория своевременно вышли в замужество за лиц, живших в различных местностях (ν διαφροις χροις), a братьям предоставлено было самим устраивать свою судьбу 13 . Апасий получил при византийском дворе чин магистра; в момент составления Григорием устава для монастыря Петрицонитиссы его уже не было в живых 14 , но по своему завещанию, составленному в пользу брата, он оставил несколько сел и угодий 15 , которые Григорий потом и отдал в число метохов основанного им монастыря. Что касается Григория, то карьера его была блестяща. Человек образованный, энергичный и умный, он искал счастья в Армении, Грузии и Сирии, потом явился в Византию и путём больших и продолжительных личных трудов и усилий без всякого постороннего содействия и посредничества, лишь при помощи Божией и по молитвам родителей и своим, достиг почетного положения и богатства 16 . При византийских императорах Михаиле 7 Дуке (1071–1078 г.) и Никифоре Вотаниате (1078–1081 г.) он был дукою Карса в Армении, Феодосиополя (Эрзерума) и правителем Смолены в Македонии. А когда Пакуриан оказал существенную помощь Алексею Комнину в занятии византийского престола (1081 г.), тο новый император назначил его на должность великого доместика западных школ (μγας δομστιος τς δσεως), на обязанности которого лежало высшее заведывание византийским войском в европейских фемах империи. В этой должности Пакуриан оказал Алексею много важных услуг и немало содействовал военным успехам императора 17 . Пакуриан и пал смертью героя на поле брани с печенегами близ Велиатовы в 1086 году. Император горько оплакал смерть Пакуриана, которого он горячо любил 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Иконе «Спас на престоле» и её месторасположению в местном ряду иконостаса соборного храма патриарх Никон придавал особое значение. Во время реконструкции иконостаса Успенского собора патриарх Никон , по совету митрополита Макария Антиохийского, переставил икону Спаса с конца местного ряда на самое почётное место – справа от Царских врат – Качалова 1976, 106–107; Толстая 1979, 38–39. Л. 23 «Божий бо слуга ecu в отмщение злодемъ, в похвалу же благотворцемъ». – Парафраза одного из наставлений апостола Павла к Римлянам; ср.: Рим. 13:4 . «Не на лица зряще, суди суди, но праведен суд суди». – Соединение двух перефразированных библейских высказываний – Втор. 1:17 и Лев. 19:15 . Богъ святый! Не постави им в грхъ! – Парафраза слов первомученика Стефана, произнесённых им перед смертью, – ср.: Деян. 7:60 . ...амофор прислал мн Гавриил, Халкидонский митрополит... – Это могло случиться во второй половине 1654 г. Не ранее августа 1654 г. из Константинополя в Москву выехал посол халкидонского митрополита Гавриила архимандрит Матфей; он вёз мощи для царя Алексея Михайловича (голову) св. Евгения и древнюю рукопись Псалтыри с миниатюрами, принадлежавшую императору Алексею Комнину (1081–1118), взятую из библиотеки греческих императоров и привезённую в Константанополь экзархом всей Вифании халкидонским митрополитом Гавриилом – РГАДА, ф. 52, оп. 2, д. 517; Белокуров 1882а, 36–37; Белокуров 1, XCII–XCVII, Фонкич 1977, 218–224. О греческой Псалтыри Алексея Комнина сообщается и в предисловии к «Служебнику» 1655 г. По-видимому, тогда же от халкидонского митрополита патриарху Никону был передан и омофор. «Отпустите, – рече, – и отпустится вам» Лк. 6:37 . 6 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (до 2 сентября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 78а. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 304 (1656), 305 (1656); напоминает и 306 (1657, 1658). Рукопись плохой сохранности: чернила выцвели, бумага ветхая, во многих местах прогнила, имеются множественные механические утраты текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Синодом в 1841 г. желание получить подробное изложение армяно-григорианского исповедания. В 1850 г. кат. Нерсес, представляя министру вн. д. Перовскому этот перевод, официально подтвердил его верность. Перевод Худобашева существенно согласен с латинским и греческим переводом, помещенным у Ман в VI t. Scriptor. veter. nova collectio. Но вот странность. У историка Кирикоса приводится письмо Нерсеса к Алексею, ного различающееся от того, которое опубликовано Худобашевым в его «Исторических памятниках», а потом и Дюлорье в его «Eglise armén. orient.» У Худобашева и Дюлорье ответ этот имеет более православный характер, чем у Киракоса. Если для суждения о том, православна ли армянская церковь в настоящее время, безразлично знать, насколько подлинны документы, переведенные Худобашевым, раз теперь армяне заявляют солидарность с переводом Худобашева, – то с точки зрения истории определить это необходимо.Откуда взялась та редакция, с которой сделан перевод Худобашевым? Не явилась ли она впоследствии, когда армянам в полемике с греками и латинянами разъяснено было неправославие подлинной редакции послания Нерсеса? Мне кажется, что нужно придавать больше веры редакции Киракоса, остававшейся как бы в тени и в неизвестности для иноверцев, чем той, которая потом выставлялась напоказ другим, как знамя веры армянской церкви. Когда могла появиться новая редакция, не знаю, но Галан в XVII в. уже пользовался новой редакцией (Существует издание письма Нерсеса Конст. 1621 г.). Замечательно, что обнародование Киракосовой редакции на европ. языке принадлежит не армянину, а русскому академику Броссе (Deux histor. arm. p. 68–73; латин. перевод важнейших мест, сделанный Петерманом, ibid. p. 195). При первом издании Киракоса на армянском языке в Венеции, сделанн. в. 1865 г. мехитаристом Алишалом, письмо Нерсеса было выпущено на том основании, что «оно было издано несколько раз и при том (будто бы) не входит в круг истории». 209 Историч. Памятн. 158–210. Изложение веры кат. Нерсеса, посланное имп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Э.А. Гордиенко полагает, что в Москве осталась копия «Спас Златая Риза», а подлинник был возвращен в Новгород; по мнению исследовательницы, образом, который послужил основанием для рождения легенды, является нерасчищенная икона из Новгородского музея-заповедника – Гордиенко 1999, 55 – 56, 68, 73 – 74. Иконе «Спас на престоле» и ее месторасположению в местном ряду иконостаса соборного храма патриарх Никон придавал особое значение. Во время реконструкции иконостаса Успенского собора патриарх Никон , по совету митрополита Макария Антиохийского, переставил икону Спаса с конца местного ряда на самое почетное место – справа от Царских врат – Качалова 1976, 106 – 107; Толстая 1979, 38 – 39. Л. 23 «Божий бо слуга ecu в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцем». – Парафраза одного из наставлений апостола Павла к Римлянам; ср.: Рим. 13:4 . «Не на лица зряще, суд суди, но праведен суд суди». – Соединение двух перефразированных библейских высказываний – Втор. 1:17 н Лев. 19 : 15. Бог святый! Не постави им в грех ! – Парафраза слов первомученика Стефана, произнесенных им перед смертью, – ср.: Деян. 7:60 . ...амофор прислал мне Гавриил. Халкидонский митрополит... – Это могло случиться во второй половине 1654 г. Не ранее августа 1654 г. из Константинополя в Москву выехал посол халкидонского митрополита Гавриила архимандрит Матфей; он вез мощи для царя Алексея Михайловича (голову) св. Евгения и древнюю рукопись Псалтыри с миниатюрами, принадлежавшую императору Алексею Комнину (1081 – 1118), взятую из библиотеки греческих императоров и привезенную в Константинополь экзархом всей Вифании халкидонским митрополитом Гавриилом – РГАДА, ф. 52, оп. 2, д. 517; Белокуров 1882а, 36 – 37; Белокуров 1, XCII – XCII; Фонкич 1977, 218 – 224. О греческой Псалтыри Алексея Комнина сообщается и в преди- словии к «Служебнику» 1655 г. По-видимому, тогда же от халкидонского митрополита патриарху Никону был передан и омофор «Отпустите. – рече, и отпустится вам» – Лк. 6:37 . 6. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (до 2 сентября) РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010