Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ II (III) Михаил I Кируларий, патриарх Константинопольский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 225v) Михаил I Кируларий, патриарх Константинопольский. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 225v) Митр. Киевский и всея Руси (70-е гг. XII в.). Рус. источники прямых сведений о М. не содержат. Е. Е. Голубинский обратил внимание на то, что рус. митрополит с таким именем (греч. Μιχαλ Ρωσασ) упоминается в синодальном постановлении К-польской Патриархии от 24 марта 1171 г. о принесении присяги имп. Мануилу I Комнину и его малолетнему сыну Алексею II Комнину . Из 24 митрополитов, указанных в постановлении, М. назван 12-м по счету (Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας/Ed. А. Papadopoulos-Kerameus. СПб., 1897. Т. 4. P. 109. 33; см. также: Павлов А. С. Синодальный акт К-польского Патриарха Михаила Анхиала 1171 г. о приводе архиереев к присяге на верность имп. Мануилу I Комнину и его новорожденному сыну Алексею, с формою самой присяги//ВВ. 1895. Т. 2. С. 388-393). Теоретически Михаилом, митрополитом Киевским к-польского поставления, мог быть митр. Киевский Михаил I (II) , уехавший в К-поль в 1145 г. и так и не вернувшийся на свою кафедру. Однако, учитывая признаваемую К-полем каноничность поставления митрополитов Киевских после Климента (Клима Смолятича) (занимал митрополичью кафедру без поставления в К-поле в 1147-1155, с перерывами), сохранение Михаилом I (II) (если он был еще жив) своего титула вплоть до нач. 70-х гг. XII в. представляется крайне маловероятным. По всей видимости, М. прибыл в Киев в кон. весны - нач. лета 1171 г., став преемником на митрополии Константина II , последний раз упомянутого в летописях под 1169/70 г. Высказывалось предположение (А. Поппэ ), что при посредстве М. от имени патриарха К-польского Михаила III Анхиала игумену Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) прп. Поликарпу († 1182) был к лету 1171 г. дарован титул архимандрита (в то время как с предшественником М. на кафедре отношения у прп. Поликарпа не складывались). По Я. Н. Щапову , однако, инициатива нового титулования печерского настоятеля исходила от княжеской власти.

http://pravenc.ru/text/2563662.html

Орудия Страстей нек-рое время хранились в храме Гроба Господня в Иерусалиме, затем их перевезли в Антиохию. В 1098 г. (или 1118) именно здесь благодаря видению осажденные в городе крестоносцы обрели реликвии (гвозди из Честного Креста и св. Копье) и одержали великую победу в битве с мусульманами (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 558). Впосл. эти святыни были отправлены в дар визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118) Пемундом (т. е. Боэмундом), одним из наследников киликийского трона. В 1453 г., после взятия К-поля, св. Копье среди проч. ценностей перешло к Мехмеду II, а в 1492 г. его сын Баязид II отправил его в Рим папе Иннокентию VIII, к-рый держал в плену его брата Джема. С тех пор эта реликвия хранится в Ватикане. О копье, найденном в Антиохии крестоносцами, также сообщает арм. историк Матфей Эдесский (Матевос Едесаци или Маттеос Урхаеци; XII в.). Когда в 1098 г. осажденные в Антиохии крестоносцы, получив гарантию безопасности от осаждавших их мусульман, решили сдать город и вернуться на родину, один богобоязненный франк увидел во сне ап. Петра, к-рый сказал ему: «В левой стороне церкви спрятано то орудие, которым нечестивые евреи пронзили непорочное ребро Христа; оно находится перед алтарем. Достаньте его и, используя его в борьбе, вы победите своих врагов, равно как Христос победил сатану» ( Матфей Эдесский. 1991. С. 264-265). Это видение повторялось трижды. О нем рассказали Готфриду Бульонскому, Боэмунду и др. предводителям крестоносцев. Они начали молиться и в указанном месте ц. ап. Петра нашли св. Копье, благодаря чему вскоре крестоносцы одержали важную победу. Согласно Матфею Эдесскому, именно это копье в следующем году было подарено графом Раймундом IV Тулузским визант. имп. Алексею I Комнину (Там же. С. 285). Эта история сохранилась в неск. версиях арм. авторов, напр., Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци (XIII в.). Последний рассказывает, что в 1098 г. гр. Балдуин захватил Эдессу, а в 1099 г. в Антиохии на крестоносцев напали иноверцы, но франкам удалось разгромить 8 тыс. чел., потому что в ц. св. Петра они нашли копье, которым иудеи повредили изображение Христа. При этом из раны хлынули кровь и вода, как это было, когда Л. С. вонзил копье в ребра Спасителя. Это копье чтилось и называлось «боговонзенным», и именно с его помощью крестоносцы уничтожили своих противников, а потом послали копье в дар имп. Алексею I.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Соперничая между собой и воюя, эти правители сделали Армению местом кровавых столкновений, сопровождавшихся разорением страны. Павел управлял 12 лет, а после него католикосом сделался Константин V (1430–1438). Затем Иосиф (1438–1439). Иосиф пользовался до такой степени низкой репутацией, что в списке католикосов его имя всегда опускалось, хотя он был избран законным образом. Поставленный затем Григорий IX (1439 г.) тотчас после своего избрания подвергся нападкам со стороны некоторых армянских епископов. Возник вопрос о перенесении кафедры католикоса с окраины, из Киликии, во внутрь восточной Армении, в древний центр церковного управления Эчмиадзин. Восточное духовенство писало в этом смысле католикосу Григорию; но Григорий решительно отказался перенести кафедру в Эчмиадзин. Пребывание патриаршей кафедры в Киликии конечно представляло много неудобств по причине отдаленности ее от главной массы армянского населения и было обидно для самолюбия восточных армян; но желание Григория остаться на пепелище Киликийского царства не было лишено основательности. Перейдя в Эчмиадзин, католикос всецело отдавал себя в руки одного только чужеземного мусульманского правителя, между тем как находясь в Киликии, на окраине Армении, вблизи других соперничавших правителей, он был в удобном положении человека, расположения которого, как влиятельного главы народа, ищут многие соперники. В виду нежелания Григория перейти в Эчмиадзин армянское духовенство составило в Эчмиадзине многочисленный собор (700 чел.) для выбора нового католикоса. Католикос ахтамарский со своим духовенством также прислал на собор заявление, что он согласен признать католикосом, кого бы собор ни выбрал, и сверх того будет оказывать этому католикосу повиновение вместе с другими армянами. После некоторых споров собор единогласно избрал в католикосы монаха Киракоса (1440). В «исторических памятниках вероучения армянской церкви» Худобашева (Спб. 1847) помещен между прочим перевод послания еп. Нерсеса к. Алексею Комнину п. Издание исторических памятников вероучения армянской церкви в русском переводе было предпринято в ответ на заявленное свят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1089 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1089 года , в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину Собор состоялся в августе или сентябре 1089 года. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре , вскоре после восшествия на престол в 1088 году папа Урбан II отправил в Константинополь аббата греческого монастыря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить " отеческое порицание " имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии латинским христианам. Из датированного сентябрем 1089 года ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал " мира " , " согласия " и возношения его имени за богослужением в Константинополе. Менее точно это событие описано в других источниках. Согласно Ордерику Виталию, Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к " франкам " и грекам с призывом держаться " католической " веры и остерегаться любого отделения " от Божия закона и Церкви " . Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 году папа " посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения " ; эти слова современника событий побудили некоторых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII. Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов Константинопольского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, " Росийского " (Ρωσας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского.

http://drevo-info.ru/articles/13679390.h...

Причиной этого посольства, будто-бы, было следующее обстоятельство. У армян с греками возникли пререкания и споры относительно образа совершения таинства евхаристии, празднования Рождества Христова и Богоявления и некоторых других церковных разностей. Чтобы разрешить спор, армянские епископы и католикос обратились к римской церкви с просьбой сообщить им римскую формулу священнодействия. Чрез свое посольство армяне будто бы «убедились в превосходстве римского обычая и стали еще больше искать подчинения римскому престолу» 201 . Свошевия с греческой церковью начались уже в самом конце патриаршествования Григория III, так что он не видел от них никакого результата. Сношения эти начались, казалось, случайно. Католикос Григорий послал своего брата еп. Нерсеса примирить двух враждовавших между собой армянских вельмож, из которых притесняемый был вассалом императора Мануила. Нерсес, исполнив возложенное на него поручение, возвращался назад и на пути, в городе Маместии, виделся с зятем императора Алексеем, котормй был протостратором и начальником западных областей Армении. При встрече с Нерсесом Алексей выразил свое давнее искреннее желание беседовать с ним об основах веры и узнать от него об истинной причине существующего разделения армян с греками. Из беседы с Нерсесом Алексей убедился, что разница в церковных вопросах у армян и греков не настолько велика, чтобы нельзя было надеяться на соглашение. Поэтому он просил Нерсеса изложить исповедание армянской церкви письменно. Для более обстоятельного рассмотрения предмета, он прислал Нерсесу одно греческое сочиневие, в котором заключались разные обвинения против армян. Главное обвинение в этом сочинении заключалось в том, что армяне неправильно мыслят о воплощении Сына Божия, признают в Иис. Христе единое естество и считают тело Его нетленным и бесстрастным, как у ангелов, явившихся Аврааму, евших и пивших. Кроме того в этом сочинении армянам ставились в вину многие другие отступления от обычаев вселенской церкви, именно, что они в таинстве миропомазания употребляют простое кунжутное масло; в таинстве евхаристии не прибавляют воды к вину; прибавляют к трисвятому «распятый за нас»; не употребляют песнопений в честь Богородицы; празднуют Рождество Христово вместе с Богоявлением 6 января, а Благовещение накануне Богоявления 5 января; в великий пост разрешают по субботам и воскресеньям на сыр и яйца; не чтят икон; освящают ежегодно кресты чрез обливание водой и вином; считают необходимым вбивать в кресты гвозди и пр. Нерсес удовлетворил просьбы Алексея и послал ему письменный ответ, конечно не без ведома своего брата кат. Григория. XXV. Ответ еп. Нерсеса Алексею Комнину на обвинения против армянской церкви 202

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лит.: Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. 2-я пол. С. 1-66; Stephanou P. Jean Italos, philosophe et humaniste. R., 1949; Joannou P.-P. Christliche Metaphysik in Byzanz. Ettal, 1956; Gouillard J. Une lettre de (Jean) l " Italien au patriarche de Constantinople?//TM. 1985. Vol. 9. P. 175-180. Собор 1089 г. Состоялся в авг. или сент. в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре, вскоре после восшествия на престол в 1088 г. папа отправил в К-поль аббата греч. мон-ря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить «отеческое порицание» имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии лат. христианам. Из датированного сент. 1089 г. ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал «мира», «согласия» и возношения его имени за богослужением в К-поле. Менее точно это событие описано в др. источниках. Согласно Ордерику Виталию , Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к «франкам» и грекам с призывом держаться «католической» веры и остерегаться любого отделения «от Божия закона и Церкви». Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 г. папа «посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения»; эти слова современника событий побудили нек-рых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII. Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов К-польского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, «Росийского» (Ρωσας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Достигнутый в Малой Армении успех открывал царю Иоанну полную возможность непосредственно затем поставить вопрос об Антиохийском княжестве. Особенные обстоятельства благоприятствовали планам царя. В 1130 г. князь Боемунд II трагически погиб в войне с турками. После него остались малолетняя дочь Констанца и княгиня – вдова Алиса, дочь иерусалимского короля. Желая овладеть властью в княжестве, Алиса вступила в переговоры с эмиром Мосула Зенги, которому скоро затем предстояло играть важную роль на Востоке; но решительные меры иерусалимского короля Балдуина II, вступившего в Антиохию, положили предел интригам честолюбивой вдовы, которая принуждена была удовольствоваться небольшим уделом с городом Лаодикеей. Преемник Балдуина, король Фулько, нашел способ предохранить наследницу Антиохийского княжества от притязаний матери ее тем, что нашел ей жениха в лице французского владетельного графа Раймонда Пуатье. Но в то же самое время вдова антиохийского князя нашла способ сообщить царю Иоанну Комнину о своем плане брачного союза между наследницей Антиохийского княжества и одним из царевичей – сыновей Иоанна. Нет сомнения, что в Константинополе весьма охотно принято было это предложение, и, может быть, в связи с ним следует рассматривать поход, о котором мы говорили выше. Раймонд Пуатье своим немедленным согласием отправиться на Восток и принять сделанное ему предложение расстроил надежды царя Иоанна на соединение Антиохии с империей и, кроме того, нанес оскорбление его сюзеренным правам. Здесь не может идти речь об известной присяге, какую давали Алексею Комнину почти все вожди по отношению к завоеваниям старых владений империи, временно отошедших к туркам: феодальные отношения Антиохии к империи основывались на договоре с Боемундом 1108 г., когда этот последний дал Алексею присягу на верность и получил в качестве лена Антиохию и некоторые области Эдесского графства. Нужно думать, что Иоанн придавал широкое значение своим правам и что, с его точки зрения, даже Иерусалим должен был, как прежняя область империи, считаться его леном.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Время, предшествовавшее осаде столицы, занято было сверх того переговорами с другим претендентом, сидевшим около Дамалиса, Никифором Мелиссином. Мелиссин через послов предлагал Алексею Комнину действовать сообща и разделить управление Империей на две части: себе оставлял Восток, Алексею предоставлял Запад. Комнин не согласился на это предложение и объявил, что может лишь дать Мелис-сину звание кесаря и город Фессалонику для жительства; на этом дело было решено. 960 В конце марта войско Алексея Комнина, состоявшее из разного сброда, из греков и иностранцев, подошло к стенам Византии. Наружная стена столицы была охраняема бессмертными, варягами и немцами, на внутренней стояли случайно набранные ратники из горожан. Кесарь Иоанн подал Комнину мысль войти в переговоры с начальником 961 немецкого отряда, охранявшего одну из надворотных 962 башен наружной стены. Переговоры удались: немец сдался на подкуп. Когда осаждавшие подошли к стене с лестницами и находившиеся на стене воины стали защищаться, немцы сверху, с башни, принялись стрелять в защитников и принудили их удалиться. Георгий Палеолог с несколькими товарищами немедленно проник вовнутрь, запоры были сняты, ворота открыты, и войско Комнина беспорядочной толпой устремилось в город, потому что ворота внутренней стены не представляли препятствия: стоявшие на ней горожане, с военным делом незнакомые, не оказали сопротивления и, соскочив, бросились бежать. Это происходило 1 апреля, в четверг Страстной недели, утром. 963 Сбродное войско Комнина рассеялось по городу и начался грабеж и насилия, доходившие до того, что не были пощажены храмы и не уважена стыдливость жен, дев и монахинь. Всякий заботился о добыче и удовлетворении низких инстинктов, причем отличались не одни варвары, но и греки. Претендент был забыт, всеми покинут и при некоторой смелости и расторопности со стороны Вотаниата легко мог быть захвачен. Но обескураженный старик не подумал об этом. Считая свое дело проигранным, он хотел спасти хоть что-нибудь. Сначало он думал вступить в соглашение со стоявшим на другой стороне пролива Мелис-сином, чтобы с его помощью вытеснить Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Мятежная армия дрогнула, в это же время к Комнину подоспели уцелевшие от первых атак франки и «бессмертные», к которым примкнули сельджуки. Но и теперь исход сражения был неясен. Все решили, как обычно, частности. Один из «бессмертных» напал на Никифора и ценой собственной жизни выбил полководца из седла, что еще более деморализовало его войско. Турки и тяжелая конница во главе с Комнином довершили разгром мятежного войска 108 . Так старая элита Византии хоронила себя и государство, отдавая в виде платы туркам исконные римские земли. Гибель армии Вриенния стоила Римскому государству Никеи, которую Кетельмуш избрал своей столицей, основав в 1077 г. Румский султанат. Хотя брат Никифора Иоанн Вриенний успел бежать, самого узурпатора привезли в Константинополь и ослепили, после чего император на всякий случай утешил того богатыми дарами и присвоением новых чинов 109 . Однако уже вскоре объявился новый конкурент на царский трон – протопроэдр Никифор Василакий, любимец Парапинака, некогда собиравшийся заменить Вриенния как правителя на Западе. Он составил большое войско из греков, албанцев, болгар, печенегов и норманнов под видом борьбы с Вриеннием, но когда тот пал, открыто объявил о своем неповиновении Вотаниату. И вновь Алексею Комнину, даже еще не успевшему возвратиться в Константинополь, пришлось бороться с новым мятежником, правда, в виде аванса он получил от императора титул севаста. Это была очень почетная награда, поскольку титул «севаст» означал то же, что «август» у древних римлян. Таким образом, Алексей стал почти приравнен к царской особе. По приказу василевса он пошел на Фессалоники, где квартировала армия Василаки, и успех вновь сопутствовал молодому полководцу. Перехитрив врага, он поймал его в ловушку во время ночной вылазки мятежной армии, пленил и в кандалах отправил в Константинополь. В столице Василаки, как и Никифору Вриеннию, выжгли глаза 110 . Едва покончили с этой апостасией, как возник еще один претендент на императорство. На этот раз им стал Константин Дука, брат свергнутого василевса Михаила VII. Как уже говорилось выше, во главе гвардейской тагмы «бессмертные» он был отправлен на Восток, чтобы сдержать турецкие набеги на пограничные территории. Однако это была ошибка со стороны Никифора III Вотаниата. Император не учел, что «бессмертные» расположены к семейству Дуков, а война на опасном Востоке представлялась изнеженным гвардейцам малопривлекательной. В общем, едва войско выступило в поход, как состоялось соглашение между ним и Константином Дукой, вследствие которого тот был объявлен императором. Вотаниату очень не хотелось воевать – тем более что его силы были весьма ограниченны. А потому царь просто перекупил «бессмертных», которые вернулись в столицу и выдали Вотаниату Константина Дуку. Мятежник был судим, пострижен в монахи и отправлен в ссылку 111 . Впрочем, и на этот раз Вотаниат действовал довольно гуманно, не желая проливать кровь мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Снаряжен был уже флот и один из приближенных Вотаниата отправился послом, но Георгий Палеолог вовремя это заметил и разрушил предприятие, убедив матросов и гребцов принять сторону Комнина. Потом Вотаниат отправил к Комнину Никифора Палеолога (отца упомянутого Георгия), который держал сторону Вотаниата в то самое время, как его сын был на противной стороне. Никифор Палеолог предложил Алексею Комнину от имени Вотаниата быть его нареченным сыном и взять в свои руки все управление государством: себе Вотаниат оставлял только титул царя, обычное царям приветствие, пурпурные туфли и помещение во дворце. Комнин готов был склониться на это предложение, но тут подоспел кесарь Иоанн и сердито заметил, что это предложение было бы уместно до взятия города, а теперь старику остается только сойти с престола и позаботиться о спасении души. Один Борилл сохранил присутствие духа и здравый взгляд на вещи: он видел, что в разгар грабежа, когда все войско, кроме немногих родственников, оставило претендента, ничего не стоит его уничтожить; он собрал военный отряд из варягов и так называемых хоматинцев и ожидал только разрешения от Вотаниата, чтобы приступить к делу. В истории претен-дентства Комнина это был самый опасный момент; но и тут спас мужа своей внучки кесарь Иоанн. Пользуясь дружескими отношениями с патриархом Косьмой, он побудил его употребить всю силу иерархического авторитета, чтобы отклонить междоусобие и резню. Косьма своими убеждениями достиг того, что Вотаниат не дал разрешения на вооруженное сопротивление и, к великой досаде Борилла, отправившись в храм Св. Софии, отрекся от престола, который занимал три года; 964 из храма он был перевезен в монастырь Перивлепт, которого был вторым ктитором (после первого, Романа Аргира, основавшего монастырь), и здесь пострижен в монашество. Алексей Комнин занял дворец и в первый день Пасхи, 4 апреля 1081 г., был венчан на царство, после чего прекратилось и разграбление Византии, продолжавшееся целых три дня. 965 741 Сообразно с этим у Анонима Барийского (330) он называется «nobilio» – название, переделанное у Ромауальда Салернского (169) в «noviciuso.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010