Наивысшего расцвета род К. достиг в XIV в. Византийский имп. и выдающийся богослов Иоанн VI К. (1341-1354) был сыном пелопоннесского наместника в 1286-1294 гг. (имя неизв.) и Феодоры Палеологины Ангелины К. († 1342; PLP, N 10942), тетки имп. Андроника III Палеолога (1328-1341). Женившись на внучке болгарского царя Иоанна III Асеня (1279-1280) Ирине Асенине († до 1379; PLP, N 10935), буд. император породнился с родом Асеней (Асанов). После восстановления власти Византии над Эпирским царством одна из дочерей Иоанна VI, Мария, была выдана замуж за деспота Никифора II; другая, Елена, в 1347 г. в знак примирения в гражданской войне 1341-1347 гг.- за Иоанна V Палеолога. Старший сын Иоанна VI, Матфей Кантакузин , был коронован в февр. 1354 г. и после отречения Иоанна VI в дек. 1354 г. вплоть до кон. 1357 г. вел борьбу за престол с Иоанном V Палеологом. Потерпев поражение, ок. 1361 г. он переселился на Пелопоннес к младшему брату Мануилу (деспоту Мореи с 1349) и занимался лит-рой и философией. В 1-й пол. XV в. одна из ветвей рода К. упрочила связи с Сербией. Правнук Иоанна VI (точное родство является предметом научной полемики: Nicol. 1973. P. 312-313) Георгий († между 1456 и 1459; PLP, N 10959) покинул Морею, учился в К-поле у эрудита Иоанна Хортазмена , затем переселился в Сербию, где в 1456 г. защищал г. Смедерево от венгров. Его сестра Ирина († 1457; PLP, N 5970) в 1414 г. была выдана замуж за серб. правителя Георгия Бранковича. Брат Георгия и Ирины Фома († до 1463; PLP, N 10968) с 1433 г. также состоял на серб. службе и в 1439 г. участвовал в обороне Смедерево от турок. Др. их брат - Андроник (PLP, N 10957), последний великий доместик Византийской империи, в 1436 г. участвовал в посольстве от Иоанна VIII Палеолога к Георгию Бранковичу по вопросу об унии между К-польской и Римско-католической Церквами, однако переговоры не привели к успеху. После падения К-поля в мае 1453 г. он был казнен турками. Др. ветвь рода К., берущая начало от двоюродного брата Иоанна VI севастократора Никифора К., во 2-й пол. XIV-XV в. жила в Трапезунде. Феодора Комнина К. († до 1400; PLP, N 12068) в 1351 г. была выдана замуж за трапезундского правителя Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Их сын, Мануил III Великий Комнин (1390-1416), унаследовал трапезундский престол и передал его своему сыну Алексею IV Василию Великому Комнину , который также взял себе в жены представительницу рода К.- Феодору К. († до 1426; PLP, N 12069). Последний имп. Трапезунда Давид I Великий Комнин (1460-1461) выбрал себе жену из рода К.- правнучку Иоанна VI Елену К. В 1463 г., через 2 года после падения Трапезунда, почти все их дети были казнены.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Орудия Страстей нек-рое время хранились в храме Гроба Господня в Иерусалиме, затем их перевезли в Антиохию. В 1098 г. (или 1118) именно здесь благодаря видению осажденные в городе крестоносцы обрели реликвии (гвозди из Честного Креста и св. Копье) и одержали великую победу в битве с мусульманами (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 558). Впосл. эти святыни были отправлены в дар визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118) Пемундом (т. е. Боэмундом), одним из наследников киликийского трона. В 1453 г., после взятия К-поля, св. Копье среди проч. ценностей перешло к Мехмеду II, а в 1492 г. его сын Баязид II отправил его в Рим папе Иннокентию VIII, к-рый держал в плену его брата Джема. С тех пор эта реликвия хранится в Ватикане. О копье, найденном в Антиохии крестоносцами, также сообщает арм. историк Матфей Эдесский (Матевос Едесаци или Маттеос Урхаеци; XII в.). Когда в 1098 г. осажденные в Антиохии крестоносцы, получив гарантию безопасности от осаждавших их мусульман, решили сдать город и вернуться на родину, один богобоязненный франк увидел во сне ап. Петра, к-рый сказал ему: «В левой стороне церкви спрятано то орудие, которым нечестивые евреи пронзили непорочное ребро Христа; оно находится перед алтарем. Достаньте его и, используя его в борьбе, вы победите своих врагов, равно как Христос победил сатану» ( Матфей Эдесский. 1991. С. 264-265). Это видение повторялось трижды. О нем рассказали Готфриду Бульонскому, Боэмунду и др. предводителям крестоносцев. Они начали молиться и в указанном месте ц. ап. Петра нашли св. Копье, благодаря чему вскоре крестоносцы одержали важную победу. Согласно Матфею Эдесскому, именно это копье в следующем году было подарено графом Раймундом IV Тулузским визант. имп. Алексею I Комнину (Там же. С. 285). Эта история сохранилась в неск. версиях арм. авторов, напр., Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци (XIII в.). Последний рассказывает, что в 1098 г. гр. Балдуин захватил Эдессу, а в 1099 г. в Антиохии на крестоносцев напали иноверцы, но франкам удалось разгромить 8 тыс. чел., потому что в ц. св. Петра они нашли копье, которым иудеи повредили изображение Христа. При этом из раны хлынули кровь и вода, как это было, когда Л. С. вонзил копье в ребра Спасителя. Это копье чтилось и называлось «боговонзенным», и именно с его помощью крестоносцы уничтожили своих противников, а потом послали копье в дар имп. Алексею I.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

С тех пор существует императорская фамилия, члены которой именуются «багрянородными», складываются династии, из которых Македонская династия правила 189 лет, династия Комнинов – 104 года, Палеологов – 192 года. Династическая идея настолько укоренилась в умах людей, что, например, панегирист Uoahha II Комнина (1118–1143) Михаил Италик определяет императора как «провозглашенного в соответствии с законами наследника», 79 80 хотя ясно, что во времена Алексея I Комнина не существовало никакого писаного закона, который определял бы линию наследования трона. По-видимому, имелось в виду вошедшее в обиход неписаное правило, согласно которому предпочтение отдавалось первородству по мужской линии. Впрочем, и это правило не было обязательным, и тому же Иоанну II Комнину, вернее, его партии, пришлось выдержать борьбу с первородной принцессой Анной, сделавшей попытку, правда неудачную, решить вопрос о праве наследования в пользу своего мужа Никифора Вриенния. 81 В ситуации, когда все мы, византинисты, уже свыклись с мыслью о том, что Византия не знала писаного закона о престолонаследии, громом среди ясного неба показалось высказанное Пертузи мнение, что такого рода закон существовал-таки и здесь. 82 Удивительнее всего то, что при этом имелся в виду документ, давным-давно введенный в научный оборот, но никогда, как кажется, не привлекавший в этом качестве внимания исследователей – синодальное постановление от 24 марта 1171 г. 83 Стоит поподробнее остановиться на этом и в самом деле уникальном документе, с тем чтобы правильно оценить его значение. После пространной преамбулы, в которой высказываются традиционные идеи уподобления суверенитета василевса на земле суверенитету Бога на небесах и делается заявление в том смысле, что лицо, отрекшееся от своей клятвы на верность императору, подобно человеку, отрекшемуся от своей религиозной веры, и поэтому заслуживает изгнания из общины верующих, – после всего этого синод под председательством вселенского патриарха Михаила постановляет, что все церковные иерархи, от патриарха до епископа, должны дать клятву верности императору Мануилу I Комнину в следующей редакции (переводим эту часть документа полностью): «Признаю настоящим письменным актом, что буду хранить по отношению к тебе, могущественному и святому моему самодержцу, царю и порфирородному господину Мануилу Комнину, безупречную верность и преданность, как обязанный делать это по естественному и законному долгу; что буду подчиняться приказу, воле и повелению твоей святой царственности (и выступлю) против любого человека, противящегося настоящей клятве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение Стратиотика было отчаянное: ему оставалось или очистить место победителю, или войти с ним в компромисс. Он готов был уже прибегнуть к первому средству – отречься от престола, – но приближенные склонили его попытать последнее – начать с Комниным переговоры. Прежде чем к ним приступить, Стратиотик, не доверяя верноподданническим чувствам византийцев, заставил всех сенаторов присягнуть и дать подписку в том, что они никогда не признают царем Комнина и не воздадут ему чести, подобающей царю. Затем к Комнину было отправлено посольство, состоявшее из проедра Константина Лихуда, проедра Феодора Алопоса и ипата философов Михаила Пселла . Хотя Пселл занимал в посольстве последнее место, но как более других красноречивый, он говорил от имени остальных. В грамоте, которая вручена была послам, Комнину предлагалось усыновление, достоинство кесаря и второе после императора место, под условием, чтобы он сложил оружие. Послы, получив сначала от Комнина удостоверение в личной своей безопасности, переплыли 28 августа пролив и явились в неприятельский лагерь; допущенные к Комнину, они удостоились беседы с ним о разных посторонних предметах, угощены и отведены в приготовленные для них палатки. На следующий день, 29 августа, дана была послам торжественная аудиенция в присутствии войска. Комнин, приняв грамоту и выслушав из уст Пселла тождественные с содержанием грамоты предложения от Стратиотика, которые встречены были окружающими и войском громким выражением неодобрения, распустил собрание и остался наедине с послами. Тут он объяснил послам, что лично он готов удовольствоваться званием кесаря, если с этим званием соединено будет право назначать на низшие государственные должности и на места военачальников, если царь пришлет грамоту, удостоверяющую, что после смерти не передаст власти никому другому, если не отнимет от его сподвижников достоинств, которыми те у него почтены, и наконец если удалит от управления своего первого министра, нанесшего кровную обиду стратигам. Комнйн обещал, как скоро эти условия будут исполнены, сложить оружие и распустить войско.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Соперничая между собой и воюя, эти правители сделали Армению местом кровавых столкновений, сопровождавшихся разорением страны. Павел управлял 12 лет, а после него католикосом сделался Константин V (1430–1438). Затем Иосиф (1438–1439). Иосиф пользовался до такой степени низкой репутацией, что в списке католикосов его имя всегда опускалось, хотя он был избран законным образом. Поставленный затем Григорий IX (1439 г.) тотчас после своего избрания подвергся нападкам со стороны некоторых армянских епископов. Возник вопрос о перенесении кафедры католикоса с окраины, из Киликии, во внутрь восточной Армении, в древний центр церковного управления Эчмиадзин. Восточное духовенство писало в этом смысле католикосу Григорию; но Григорий решительно отказался перенести кафедру в Эчмиадзин. Пребывание патриаршей кафедры в Киликии конечно представляло много неудобств по причине отдаленности ее от главной массы армянского населения и было обидно для самолюбия восточных армян; но желание Григория остаться на пепелище Киликийского царства не было лишено основательности. Перейдя в Эчмиадзин, католикос всецело отдавал себя в руки одного только чужеземного мусульманского правителя, между тем как находясь в Киликии, на окраине Армении, вблизи других соперничавших правителей, он был в удобном положении человека, расположения которого, как влиятельного главы народа, ищут многие соперники. В виду нежелания Григория перейти в Эчмиадзин армянское духовенство составило в Эчмиадзине многочисленный собор (700 чел.) для выбора нового католикоса. Католикос ахтамарский со своим духовенством также прислал на собор заявление, что он согласен признать католикосом, кого бы собор ни выбрал, и сверх того будет оказывать этому католикосу повиновение вместе с другими армянами. После некоторых споров собор единогласно избрал в католикосы монаха Киракоса (1440). В «исторических памятниках вероучения армянской церкви» Худобашева (Спб. 1847) помещен между прочим перевод послания еп. Нерсеса к. Алексею Комнину п. Издание исторических памятников вероучения армянской церкви в русском переводе было предпринято в ответ на заявленное свят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Причиной этого посольства, будто-бы, было следующее обстоятельство. У армян с греками возникли пререкания и споры относительно образа совершения таинства евхаристии, празднования Рождества Христова и Богоявления и некоторых других церковных разностей. Чтобы разрешить спор, армянские епископы и католикос обратились к римской церкви с просьбой сообщить им римскую формулу священнодействия. Чрез свое посольство армяне будто бы «убедились в превосходстве римского обычая и стали еще больше искать подчинения римскому престолу» 201 . Свошевия с греческой церковью начались уже в самом конце патриаршествования Григория III, так что он не видел от них никакого результата. Сношения эти начались, казалось, случайно. Католикос Григорий послал своего брата еп. Нерсеса примирить двух враждовавших между собой армянских вельмож, из которых притесняемый был вассалом императора Мануила. Нерсес, исполнив возложенное на него поручение, возвращался назад и на пути, в городе Маместии, виделся с зятем императора Алексеем, котормй был протостратором и начальником западных областей Армении. При встрече с Нерсесом Алексей выразил свое давнее искреннее желание беседовать с ним об основах веры и узнать от него об истинной причине существующего разделения армян с греками. Из беседы с Нерсесом Алексей убедился, что разница в церковных вопросах у армян и греков не настолько велика, чтобы нельзя было надеяться на соглашение. Поэтому он просил Нерсеса изложить исповедание армянской церкви письменно. Для более обстоятельного рассмотрения предмета, он прислал Нерсесу одно греческое сочиневие, в котором заключались разные обвинения против армян. Главное обвинение в этом сочинении заключалось в том, что армяне неправильно мыслят о воплощении Сына Божия, признают в Иис. Христе единое естество и считают тело Его нетленным и бесстрастным, как у ангелов, явившихся Аврааму, евших и пивших. Кроме того в этом сочинении армянам ставились в вину многие другие отступления от обычаев вселенской церкви, именно, что они в таинстве миропомазания употребляют простое кунжутное масло; в таинстве евхаристии не прибавляют воды к вину; прибавляют к трисвятому «распятый за нас»; не употребляют песнопений в честь Богородицы; празднуют Рождество Христово вместе с Богоявлением 6 января, а Благовещение накануне Богоявления 5 января; в великий пост разрешают по субботам и воскресеньям на сыр и яйца; не чтят икон; освящают ежегодно кресты чрез обливание водой и вином; считают необходимым вбивать в кресты гвозди и пр. Нерсес удовлетворил просьбы Алексея и послал ему письменный ответ, конечно не без ведома своего брата кат. Григория. XXV. Ответ еп. Нерсеса Алексею Комнину на обвинения против армянской церкви 202

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Время, предшествовавшее осаде столицы, занято было сверх того переговорами с другим претендентом, сидевшим около Дамалиса, Никифором Мелиссином. Мелиссин через послов предлагал Алексею Комнину действовать сообща и разделить управление Империей на две части: себе оставлял Восток, Алексею предоставлял Запад. Комнин не согласился на это предложение и объявил, что может лишь дать Мелис-сину звание кесаря и город Фессалонику для жительства; на этом дело было решено. 960 В конце марта войско Алексея Комнина, состоявшее из разного сброда, из греков и иностранцев, подошло к стенам Византии. Наружная стена столицы была охраняема бессмертными, варягами и немцами, на внутренней стояли случайно набранные ратники из горожан. Кесарь Иоанн подал Комнину мысль войти в переговоры с начальником 961 немецкого отряда, охранявшего одну из надворотных 962 башен наружной стены. Переговоры удались: немец сдался на подкуп. Когда осаждавшие подошли к стене с лестницами и находившиеся на стене воины стали защищаться, немцы сверху, с башни, принялись стрелять в защитников и принудили их удалиться. Георгий Палеолог с несколькими товарищами немедленно проник вовнутрь, запоры были сняты, ворота открыты, и войско Комнина беспорядочной толпой устремилось в город, потому что ворота внутренней стены не представляли препятствия: стоявшие на ней горожане, с военным делом незнакомые, не оказали сопротивления и, соскочив, бросились бежать. Это происходило 1 апреля, в четверг Страстной недели, утром. 963 Сбродное войско Комнина рассеялось по городу и начался грабеж и насилия, доходившие до того, что не были пощажены храмы и не уважена стыдливость жен, дев и монахинь. Всякий заботился о добыче и удовлетворении низких инстинктов, причем отличались не одни варвары, но и греки. Претендент был забыт, всеми покинут и при некоторой смелости и расторопности со стороны Вотаниата легко мог быть захвачен. Но обескураженный старик не подумал об этом. Считая свое дело проигранным, он хотел спасти хоть что-нибудь. Сначало он думал вступить в соглашение со стоявшим на другой стороне пролива Мелис-сином, чтобы с его помощью вытеснить Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Лит.: Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. 2-я пол. С. 1-66; Stephanou P. Jean Italos, philosophe et humaniste. R., 1949; Joannou P.-P. Christliche Metaphysik in Byzanz. Ettal, 1956; Gouillard J. Une lettre de (Jean) l " Italien au patriarche de Constantinople?//TM. 1985. Vol. 9. P. 175-180. Собор 1089 г. Состоялся в авг. или сент. в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре, вскоре после восшествия на престол в 1088 г. папа отправил в К-поль аббата греч. мон-ря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить «отеческое порицание» имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии лат. христианам. Из датированного сент. 1089 г. ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал «мира», «согласия» и возношения его имени за богослужением в К-поле. Менее точно это событие описано в др. источниках. Согласно Ордерику Виталию , Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к «франкам» и грекам с призывом держаться «католической» веры и остерегаться любого отделения «от Божия закона и Церкви». Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 г. папа «посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения»; эти слова современника событий побудили нек-рых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII. Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов К-польского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, «Росийского» (Ρωσας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Достигнутый в Малой Армении успех открывал царю Иоанну полную возможность непосредственно затем поставить вопрос об Антиохийском княжестве. Особенные обстоятельства благоприятствовали планам царя. В 1130 г. князь Боемунд II трагически погиб в войне с турками. После него остались малолетняя дочь Констанца и княгиня – вдова Алиса, дочь иерусалимского короля. Желая овладеть властью в княжестве, Алиса вступила в переговоры с эмиром Мосула Зенги, которому скоро затем предстояло играть важную роль на Востоке; но решительные меры иерусалимского короля Балдуина II, вступившего в Антиохию, положили предел интригам честолюбивой вдовы, которая принуждена была удовольствоваться небольшим уделом с городом Лаодикеей. Преемник Балдуина, король Фулько, нашел способ предохранить наследницу Антиохийского княжества от притязаний матери ее тем, что нашел ей жениха в лице французского владетельного графа Раймонда Пуатье. Но в то же самое время вдова антиохийского князя нашла способ сообщить царю Иоанну Комнину о своем плане брачного союза между наследницей Антиохийского княжества и одним из царевичей – сыновей Иоанна. Нет сомнения, что в Константинополе весьма охотно принято было это предложение, и, может быть, в связи с ним следует рассматривать поход, о котором мы говорили выше. Раймонд Пуатье своим немедленным согласием отправиться на Восток и принять сделанное ему предложение расстроил надежды царя Иоанна на соединение Антиохии с империей и, кроме того, нанес оскорбление его сюзеренным правам. Здесь не может идти речь об известной присяге, какую давали Алексею Комнину почти все вожди по отношению к завоеваниям старых владений империи, временно отошедших к туркам: феодальные отношения Антиохии к империи основывались на договоре с Боемундом 1108 г., когда этот последний дал Алексею присягу на верность и получил в качестве лена Антиохию и некоторые области Эдесского графства. Нужно думать, что Иоанн придавал широкое значение своим правам и что, с его точки зрения, даже Иерусалим должен был, как прежняя область империи, считаться его леном.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

р.б ольга раба божья Ольга 2015/06/02, 08:53:05 «О преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! О преподобный Сергий Радонежский, услышь молитву мою, прошу тебя от всего сердца, помоги рабу Божьему Алексею сдать экзамен по математике в учении трудном. Пошли ему уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Помоги ему собраться с мыслями. На милость твою уповаю, помоги рабу Божьему Алексею. Даруй помощь во всех его делах, пошли удачу. Защити. Избавь его молитвами твоими от всех бед, напастей, не оставь его за грехи. Преподобный Сергий Радонежский! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь». Оксана 2015/06/02, 08:49:17 О,преподобный Сергей Радонежский!! Услышь мою молитву матери,прошу о помощи для сына,рабу божьему Алексею, сегодня написать и сдать успешно экзамен по математике в школе. Пошли ему сообразительности и внимания.Прошу тебя,направь все его мысли на правильные решения.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь,Аминь,Аминь. Оксана 2015/06/02, 08:44:49 О,преподобный Сергей Радонежский!! Услышь мою молитву матери,прошу о помощи для сына,рабу божьему Алексею, сегодня написать и сдать успешно экзамен по математике. Пошли ему уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Вразуми его мысли,направь на путь истинный.Прошу тебя,направь все его мысли на правильные решения.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь,Аминь,Аминь. Оксана 2015/06/02, 08:38:42 О,преподобный Сергей Радонежский!! Услышь мою молитву матери,прошу о помощи для сына,рабу божьему Алексею, сегодня написать и сдать успешно экзамен по математике. Пошли ему уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Вразуми его мысли,направь на путь истинный.Помоги р.б. Алексею собраться с мыслями ,выбросить из головы всё ненужное и не правильное. Направь все его мысли на правильный ответ и правильные решения.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь,Аминь,Аминь. Оксана 2015/06/02, 08:31:11 О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Прости наши грехи и согрешения. Прими мое, р.Б. Виктории, материнское прошение о сыне р. Б Игоре. Помоги, отче Сергие, сдать 04.06.2015 государственный экзамен и 10.06.2015 защитить магистерскую работу по окончании учебы в университете им. Т.Шевченка (г. Киев, Украина), получить диплом магистра и во имя Господа Бога служить на благо, приносить пользу людям, имея образование юриста. Спаси Господи!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010