Вторая половина похвального слова упоминает о судьбе одного заговорщика, угрожавшего опасностью императору. При Алексее III было много самозванцев, желавших вырвать из его рук власть. В изложении обстоятельств царствования Алексея. Никита умаливает о том, что около времени похода на востоке явился самозванец в Цареграде. Но не следует забывать, что в истории наш писатель совсем и не заботился о хронологической последовательности событий: для него важнее всего-характеристика лиц и положений, группировка фактов по их внутренней связи и причинности. Если-бы исследователь всегда заключал от последовательной смепы фактов в истории Никиты к их действительной хронологической преемственности, то он потерял бы ключ к разъяснению односторонних взглядов Никиты на события и лица исторические и не нашел бы возможности отрешиться от пристрастных суждений публициста XII века. У Никиты темные стороны жизни старательно группируются в одной главе или книге, сочувственные также представлены в одной картине. В III книге истории Алексея III, начиная с 4 главы, рассказывается о возмутительных действиях правительственных лиц, затем идет ряд народных движений, возмущений и заговоров 655 . Трудно предполагать, чтобы все подобные факты случились в той связи и последовательности, как передаются они в истории Никиты. Краски так резки и искусственная группировка фактов так ясна в произведении Никиты, что было бы весьма ошибочно заключать к действительной современности событий только потому, что они рядом поставлены у Никиты. Одно из доказательств на это представляет упоминание в речи о самозванце. Возмущеше И. Толстого нужно относить к 1198 году, а не к последнему времени правления Алексея, как это должно заключить из истории 656 . Что 6 глава III книги Алексея и вторая половина речи имеют в виду одно и то же лице, это доказывается, во-1-х, теме, что там и здесь самозванец характеризуется одними и теми же чертами: «толстобрюхий, огромного роста, родственник царский; он возложил на себя императорское облачение, ему помогает народ»; во 2 – x, судьба заговорщика по обоим источникам одинакова: отрубленная голова его повешена на кол, тело его сделалось добычей хищных птиц 657 . В истории прибавлено несколько более определенных черт о лице самозванца (названо его имя) и о времени события (обозначены ночь и утро). IV. Слово к императору Алексею Комнину по случаю возвращения его из западных провинций 658

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2081 Это соперничество иногда наносило явный ущерб. Во время битвы с печенегами за Балканами, в местности Диакене, около Ста Холмов, стратиоты западной тмимы не подали своевременной помощи своим восточным собратьям и это было причиной совершенного поражения греков. См.: Attal., 33. Подобное же соперничество обнаружилось в 1068 г., во время столкновения с турками у города Иераполя. См.: Attal., 113 (Scyl., 674). 2082 Мы знаем, что силы Торника, опиравшегося на западные войска, были сломлены при помощи восточных войск, и против восточных сил, поднятых Исааком Комнином, Стратиотик собрал и двинул западные войска. См. выше, кн. I, с. 184, 196. 2085 Cedr., II, 541. О назначении Кавасилы сказано, что императрица сделала его δοκα τς δσεως (дукой Запада), но это лишь неточный способ выражения, для обозначения звания доместика, который употребляется и в применении к Алексею Комнину. 2086 Cedr., II, 565: τν φων στρατευμτων στρατηγν (стратиг восточных войск). Хотя Ясит не назван прямо доместиком, однако же о принадлежности ему этого звания можем заключать из того, что подобным же образом описывается звание евнуха Феодора, относительно которого не подлежит сомнению, что он был произведен в доместики императрицей Феодорой. 2087 Cedr. ,11,611: δομστικον τν σχολν τς ανατολς τν Θεδωρον προβαλλομνη; Psell., IV, 216: δ τε τν δυνμεων αρχν κτομας Θεδωρος, ν βασιλς... τ τς φας γκεχειρκει στρατπεδα (предводитель воинства евнух Феодор, которого императрица... поставила во главе восточных войск). 2088 Скилица (642) говорит: μγαν δομστικον τν αυτο δελφν προβαλλμενος (...назначил брата великим доместиком). Звание великого доместика в наш период не существовало, появилось лишь впоследствии. Историк или допустил неточность, перенеся позднейшее положение вещей на прежнее время, или, что вероятнее, в рукописи или в печатном издании испорчен текст; в чем состоит порча, можно видеть из того, что Вриенний (19–20) выражается так: κουροπαλτην τν δελφν τιμσας ρχοντα τν τς δσεως στρατευμτων ποδδειχεν, ν πλαι δομστικον τν σχολν κλουν, νυν δ μγαν καλοσι δομστικον (Почтив брата титулом куропалата, он назначил его на должность архонта западных войск, которая прежде именовалась «доместик схол», а теперь называется «великий доместик»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Мысль Нерсеса намеренно скользит только по предмету, избегая проникать в него. Нерсес признает тело Христа из того же состава, как и наше, считает действительными и голод, и жажду, и плач, и страдания Спасителя, но в то же время не хочет отказаться и от аффартодокетского учения. В его извивающейся речи то выражается ясное православное учение, то утверждается аффартодокетство; одно положение ловко и незаметно сменяется другим, как на экране туманные картины. Но неправославие мыслей Нерсеса очевидно. Лишив раньше тело Христа обычных свойств человеческого тела чрез обожествление, Нерсес теперь подтверждает свою мысль о нетленности, т. сказать, с другого конца. Он говорит, что Христос, как Бог, стоящий выше законов природы, мог иметь страсти только вольные. Отсюда следует, что тело Христа было не наше человеческое тело, в котором все страсти, т. е. чувствования, невольны. По представлению Нерсеса тело Христа не требовало само по себе ни пищи, ни питья, ни отдыха, ни сна, не возрастало, не утомлялось, и если все это было, то не потому, что оно подчинялось законам человеческого существа, – это по мнению Нерсеса было бы несвойственно Христу, как творцу законов природы, – а потому, что Сыну Божию угодно было, чтобы Его тело имело, и то в некоторых только отношениях, свойства человеческого тела. При таком представлении тело Христа действительно является нетленным и бесстрастным, как у ангелов, явившихся Аврааму, которые ели и пили, но тело которых не требовало ни пищи, ни питья. Лишив тело воспринятого Сыном Божиим человека свойственной телу тленности, Нерсес признал Христа неединосущным нам; признав же телесные страсти исключительно вольными, выразил, что Сын Божий, имея человечество неспособное к страданию и смерти, желал, чтобы оно терпело все страдания и было умерщвлено, вследствие чего оно приобрело свойство чувствительности и смертности; другими словами – Сын Божий был для распинателей Своего человечества соучастником. Между тем по учению православной церкви все человеческие страсти во Христе называются вольными не в том смысле, что они не были свойственны телу Христа и проявлялись, насколько и когда это угодно было Сыну Божию, а в том, что самое воплощение Сына Божия было добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но и помимо этих надежд, располагавших армян к доверию и дружбе с западными народами, самый поход с его возвышенной и, как казалось, бескорыстной идеей, выставляя западных христиан в весьма привлекательном виде, покорял армян их влиянию. Поход этот казался великим актом христианского великодушия и самоотверженной любви западных христиан к христианам восточным. После пререканий о вере и обрядах западных христиан с восточными этот поход, казалось, был актом примирения. Казалось, что настало время соединения всех церквей, всех христианских обществ в одно стадо Христово. При таких условиях прежняя нетерпимость армян сама собой пропадала и пробуждалось желание тоже присоединиться к общему христианскому стаду. Так как инициатива крестового похода принадлежала римской кафедре, то значение папы возросло на востоке до небывалой никогда прежде степени. Симпатии к западным христианам и в римской церкви укреплялись в армянах еще больше близостью некоторых их церковных обрядов к римским. Католическое духовенство и специальные католические миссионеры с своей стороны принимали все меры, чтобы познакомить армян с католичеством и расположить их к папе. Начались формальные сношения армянской церкви с римской. Странная разница замечается в сношевиях армян с папами за это время и в сношениях их с греками в прежнее время. По отношению к грекам и греческому исповеданию армяне вели себя по большей части дерзко, заводили горячую полемику, в которой воображали себя не только равносильными борцами, но даже и победителями. Церковное соглашение не могло состояться у армян с греками даже на почве равноправности. Совсем другой тон приняли армяне в сношениях с папами в это время. Тон этот – униженно-заискивающий; он резко выступает в посланиях армянских католикосов к папам. С ними католикосы и армянские богословы не торговались об уступках, а казалось сами готовы были уступить во всем, даже в самом чувствительном пункте – в вопросе об иерархическом подчинении армянской церкви папе. Но таково уже вообще значение внешней силы, что обыкновенно покаряются ей больше, чем скромной правде, а здесь еще были и другие вышеозначенные причины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2) Первый долг епископа с самым внимательным разбором назначать учителями, уполномоченными на церковное учительство, людей безупречных и одаренных способностью, которые должны обучать юношество. 3) Эти лица, зрелого возраста, священники или диаконы, известные ему как они сами, так и их учители, возрастом по крайней мере 27 лет, должны быть производимы без всякой платы. 4) Священники должны совершать брак и крещение натощак, в церкви, после чего должны преподавать причастие; если есть опасность смерти для дитяти, они должны приступать во всякое время совершенно безвозмездно. 5) Всякая священническая обязанность, как крещение, брак, погребение, должна исполняться благоговейно, без пустословия и смеха, среди теплых молитв семьи. 6) Крещальные купели должны быть установлены прочно и покрыты покрывалом, ибо это есть великая тайна. 7) Брак должен совершаться с выбором, с соблюдением 6 степеней родства; жених должен иметь не менее 14 лет, и невеста не менее 12-ти. 8) Чужой епископ, вардапет, священник или другой кто высокой степени не должен ни обходить, ни строить без позволения местного епископа; но должен получить его разрешение. 9) Должность чтеца должна быть поручаема, после публичного засвидетельствования, лицам ученым, имеющим практическое знание и навык во всякого рода книгах; чтец должен точно так же избирать своих учеников после испытания и на основании свидетельства надежных людей. 10) Епископ должен заставлять списывать священные церковные книги чрез каллиграфов ученых и православных. 11) Епископ два раза в год должен обходить свой диоцез, собирать торжественно своих овец и ставить хорепископа благочестивого и ученого, могущего решать дела по канонам, боящегося Бога и беспристрастного. 12) В духовники должно избирать людей старых и ученых, которые каждое воскресенье должны приглашать исповедовать грехи недели безвозмездно; священники, с разрешения духовников, должны безвозмездно допускать достойных из своего общества к причастию; больные также должны быть приобщаемы безвозмездно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

После падения армяно-киликийского царства не стало уже главных двигателей соединения церквей, каковы были цари-рупениды. Оставшиеся единственные представители национальной власти католикосы давно уже забыли заветы своего предместника Григория VII. Надежды на материальную помощь латинян, поддерживавшие прежде интерес к соединению церквей в тех, которые сами по себе были равнодушны к пользам христианства, теперь угасли. Оставшееся в Армении латинское духовенство, лишенное поддержки, потеряло значительную долю своего влияния. Приверженцы Рима униты за свое крайне-пренебрежительное отношение к армянской церкви и всем ее формам сделались ненавистны; многие их последователи отделились от них и возвратились к армянской церкви. Начавшийся было ожесточенный спор между унитами и армянскими монахами кончился тем, что многие увиты были схвачены и представлены светскому начальству. Преемники кат. Карапета II также не имели никакого отношения ни к латинянам, ни к грекам. Это были большею частию недостойные люди, для которых дела церковные были не интересны. Католикос Uakob III (1409–1411), следовавший за Карапетом II, известен только тем, что имел большое влияние на правителя Киликии магометанина. Это обстоятельство почему-то было поставлено Иакову в вину: жители Сиса отравили его, вследствие чего происходили некоторое время большие смуты. Преемником Иакову был назначен монах Григорий (1411–1418). Спустя некоторое время был открыт заговор и против этого католикоса. Правитель Киликии жестоко наказал заговорщиков; но Григорий все-таки недолго держался на кафедре: чрез 7 лет его католикосства граждане Сиса поголовно восстали против него, схватили его и заключили в крепость, где он вскоре и умер. Поставленный после него католикосом Павел II (1418–1030) восстановил согласие в церкви и успокоил народ, насколько было возможно. Во время этих последних католикосов Армения была жестоко потрясаема вследствие борьбы соседних правителей. Египетский султан Юсуф управлял в это время Сасуном, эмир Эцгин начальствовал над Васпураканом, Миран-шах, один из сыновей Тамерлана, царствовал в Тавризе; Шахрух, старший брат последнего, управлял Харасаном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Помяни Господи душа иже в плен поганых заведены быша и в странах расточены тамо всячески изнужени быша и осквернени и изомроша без покаяния. Помяни Господи душа иже от поганых стран исбегших и на пути всячески нужную смерть приемших. Помяни Господи душа всех православных христиан иже от века во всей поднебесней и во всей седмитысящных летех благочестно на земли поживших во обхождении солнца и во всех концых вселенныя всякими бедами и скорбми и болезньми и нужне одержимыя умерших православныя и вся старцы и юноши... Л. 91. Преддверие слову пред каноном. Молю убо яко приискренне и иже о Господеви твою любовь, духовный отче и господи мой! (увещание умершаго к своему духовному отцу молиться о нем). Л. 95. Начало. Правило. Рцы сие. За молитву святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас... Канон глас 8. Створение логофета некоего... Л. 105. Блажен человек иже не поползнется языком своим и благая изливаются на уста молчаливаго. Иже бо хранит язык свой, блюдет от скорби душу свою. Смерть бо и животь во рту языком: что есть легче языка воздержати. Вопросиша отца Логина глаголюще: кая есть добродетель больши всех, отвеща старец... Свет душевный чтение книжное, его же лишився безумный, аки во тме ходя погибнет. Л. 105. О памяти смертней и страшном суде. Како поучатися о сих да стяжим си помысл в сердцах наших. Глаголют же отцы, яко в делании нашем зело потребно и полезно память смертную имети всячески и суда страшнаго. – Далее приводятся свидетельства (Филофея Синаита и др.). На обороте л. 118: Молитва великомученика Евстратия и Макария Великого . – Всего в синодике 121 лист. 134 ’Αλεξου το ρθοδξου μν βασιλως κα Κομνηνο πολλ τ τη. Εφροσνης τς ρθοδξου μν βασιλσσης πολλ τ τη. 135 За многолетием царю Алексею III Комнину и царице Евфросинии читается: Το πανιερωττου ρχιεπισκπου τς γιωττης μητροπλεως Κρτης κα πανυπερτμου πολλ τ τη. Το θεοφιλεσττου πισκπου τς καθ’ μς γιωττης πισκοπς Σουαρτ κα πρωτοσυγκλλου πολλ τ τη. После провозглашения вечной памяти умершим царям и царицам следует: ωννου, ωννου κα Στεφνου, Νικτα κα Νικτα, ωννου, Λοντος, Μιχαλ, Κωνσταντνου, λιο, Βασιλεου, Κωνσταντνου, Νικολου, ωννου, Μανουλ κα Μανουλ τν οιδμων μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων Κρτης ανια μνμη. Затем имена умерших епископов епархии Σουαρτ.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Оно писано при Алексее Комнине, и притом не в первые годы его правления, но не позже 1091 года, всего вероятнее – около 1088 или 1089 года. 2) В эти годы Константину было около 14–15 лет, что вполне согласно с описанием его Физических занятий (ibid., I, с. 4, col. 257: он отличается в искусстве верховой езды, ловко владеет копьем и луком, никому не уступает в смелости на охоте и пр.); что, далее, вполне согласно с его умственными занятиями, имеющими своею целью облагорожение языка, развитие ума, приобретение исторических познаний под руководством многих наставников (ibid. I, 13, col. 265). Среди многих наставников занимает место и Феофилакт, тогда еще не носивший архиепископского сана. Он прямо называет себя учителем Константина и гордится этим званием. Что в это время, то есть, в 1088–1089 годах, Феофилакт не занимал еще архиепископской болгарской кафедры, это не подлежит ни малейшему сомнению, несмотря на довольно, впрочем, странное заглавие сочинения. Феофилакт не только не упоминает ни одним словом ο высоком духовном сане, не только ни слова не говорит ο Болгарии, что составляет постоянную тему его писем, но прямо называет себя жителем столицы, «счастливого» Константинополя (ibid. I, 3,col. 256: οχ ρς γρ τοι και τους τν δνδρων καρπος, ος ντρυμεν ο τς εδαμονος οκτορες πλεως). Этим устраняются как возражения ученого Паги против указаний Дюканжа, так и все другие предположения, между прочим и то, которое высказано в предисловии к русскому переводу Толкования Феофилакта на Евангелие (Благовестник, Ч. I, стр. 7, в приложениях к Правосл. Собеседнику 1855 г.). Второе сочинение Феофилакта, имеющее для нас первостепесную важность и несколько раз приводимое в статье, есть его речь к императору Алексею Комнину. Несмотря на то, что она не имеет даты, мы отнесли ее к 6-му января, к празднику Крещения. Феофилакт говорит в своей речи ο юном сыне Алексея и его супруги Ирины, который уже присутствует при торжестве, «смотрит уже с острым вниманием», но еще представляется «птенцом, ожидающим крыльев».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

– Они (сборщики податей) полагают, что епископ не испытывает голода, что у него все рождается из земли без посева и обработки; что реки его влекут на дне своем самородное золото; что собаки рождают ему коней и лошаков, что у служителей всегда все ново». Быть может, не без преувеличения автор письма говорит: «Клириков лишают последней одежды и оставляют нагими». На основании писем Феофилакта, справедливо можно заключать, что духовенство в конце XI и начале XII вв. обязано было платить подать со своих земельных участков и что оно не было свободно от других многочисленных разнообразных казенных поборов. Духовенство вместе с прочим селением было отдано в жертву многочисленной, своекорыстной, адной толпы сборщиков податей и дозорщиков. Феофилакт просит Мратриарха пойти с ходатайством к императору Алексею Комнину дб избавлении духовенства и народа от несправедливостей сборщиков податей и привязчивости дозорщиков. 854 Сколько знаем, в царствование Алексея Комнина не произошло никаких перемен, выгодных для духовенства в указанном отношении. Существенные дблегчения для духовенства, имевшего дело с земельным владением, совершились лишь в царствование Мануила Комнина, в середине XII в. Этот император издал несколько законов, которые Давали духовенству различные привилегии по части владения земельными участками и которыми весьма решительно ограничена привязчивостью всяких дозорщиков к духовенству по тому же доводу. 855 О материальной необеспеченности духовенства в конце XI щ начале XII вв. весьма ясно свидетельствует, кроме вышеприведенного письма Феофилакта, одна новелла императора Алексея Комнина. В новелле этого императора (выданной в 1093 или 1108 роду) указывается следующий замечательный факт: некоторые игуЦены монастырей и другие монашествующие лица – экономы и даже простые монахи, а также клирики Софийского храма, вообще в се духовные лица, получавшие средства к жизни от должностей ИЛИ каких-либо служений, неохотно принимали архиерейский сан архиерейское служение вдали от Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

954 Оказывается, что Алексей Комнин привлекал к себе войско не только военными подвигами и талантами, но также деньгами, обещаниями и искусными речами, смысл которых был тот, что от Вотаниата солдаты ничего не могут получить, что если бы он, Комнин, был на месте Вотаниата, то излил бы на них всевозможные блага. Рассказ грешит, может быть, излишней конкретностью, тем, что в уста Комнина влагает такие, а не иные речи, но по своему существу он едва ли может встретить возражение, потому что не противоречит свидетельству Анны Комнины. Анна, разумеется, обошла молчанием хитрость, употребленную Комнином для привлечения войска, так как это могло скомпрометировать ее отца. Тем не менее ее повествование как бы дополняет рассказ западных историков, знакомит нас с тем, что происходило в промежутке между двумя моментами: отъездом Алексея Комнина из лагеря в столицу и его возвращением к войску. Анна Комнина разъясняет нам, почему отцу ее необходимо было убеждать Вотаниата в своих верноподданнических чувствах, кто были те приверженцы, содействие которых он обеспечил себе, и в какую именно ночь он выехал из Византии. У Вотаниата было два доверенных лица, славяне по происхождению, 955 Борилл и Герман, которые пользовались его безграничным доверием и были вполне ему преданы. 956 Они, особенно Борилл, человек проницательный и энергичный, зорко охраняя интересы своего патрона, обратили внимание на предприятие Комнинов и предостерегали Вотаниата. Пребывание Алексея Комнина в столице совпало с событием, которое весьма было кстати для Комнинов и дало повод названным советникам Вотаниата усилить свою бдительность. В это самое время турки взяли Кизик. Вотаниат приказал Алексею Комнину как доместику Запада вооружить часть войска и направить против турок. Алексей воспользовался этим, чтобы придвинуть к столице расположенные к себе войска, и разослал приказы. Войска отовсюду стали стекаться по направлению к Византии. Бориллу дело показалось подозрительным: он недоумевал, зачем приведена в движение и направлена на столицу вся армия, когда велено снарядить лишь часть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010