Высшие мужские курсы по виноделию – 1888 (Ялта) Морское инженерное училище им. Николая I − 1894 (Кронштадт)   А теперь ознакомимся со списком вузов Империи открытых − помимо женских! − в царствование Николая II Александровича:   Московский институт инженеров путей сообщения – 1896 Рижский политехнический институт – 1896 Томский технологический институт Императора Николая II – 1896 Киевский политехнический институт – 1898 Варшавский политехнический институт Императора Николая II – 1898 Петербургский политехнический институт – 1899 Екатеринославский горный институт – 1899 Восточный институт – 1899 (Владивосток) Петербургские сельскохозяйственные курсы – 1906 Петербургский институт высших коммерческих знаний – 1906 Московский коммерческий институт – 1906 Киевский коммерческий институт – 1906 Симферопольские практические общеобразовательные курсы − 1906 Петербургская академия педагогических наук − 1907 Психоневрологический институт – 1907 (Санкт-Петербург) Московский археологический институт – 1907 Курсы востоковедения – 1907 (Санкт-Петербург) Алексеевский Донской политехнический институт – 1907 (Новочеркасск)         Харьковские высшие общеобразовательные курсы – 1909 Практическая Восточная академия Императорского общества востоковедения – 1910 Московские электротехнические курсы – 1910 Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина – 1911 (Москва) Военная интендантская академия – 1911 (Санкт-Петербург) Петербургский институт истории искусств – 1912 Саратовская консерватория – 1912 Харьковский коммерческий институт – 1912 Харьковские высшие сельскохозяйственные курсы – 1912 Саратовские высшие сельскохозяйственные курсы – 1913 Воронежский сельскохозяйственный институт − 1913 Киевская консерватория − 1913 Одесская консерватория − 1913 Новороссийский высший международный институт – 1914 (Одесса) Ростовский университет – 1915 (Ростов-на-Дону) Московский частный юридический институт – 1915 Томский городской народный университет – 1915 Пермский университет – 1916 Петроградские высшие географические курсы – 1916

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

26 июня 1914 года от тяжелой болезни скончался дядя протоиерея Сергия, протоиерей Димитрий Алексеевский, бывший ему нежным отцом, привившим его сердцу глубокие религиозные чувства, ставшие частью его собственного духовного опыта. 12 августа 1914 года Святейший Синод назначил протоиерея Сергия смотрителем Балашовского духовного училища с возведением его по пострижении в монашество в сан архимандрита. 14 августа в Спасо-Преображенского соборе Валаамского монастыря отец Сергий был пострижен в монашество с именем Феофан. 22 августа он был освобожден от должности настоятеля церкви и законоучителя Мариинского института благородных девиц, и 14 сентября епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов) в храме Трех святителей 8-го Финляндского стрелкового полка в Выборге возвел его в сан архимандрита. Духовенству Саратовской епархии еще загодя стало известно, что протоиерей Сергий вскоре покинет Саратов, и оно пожелало устроить в его честь прощальный товарищеский обед и отметить его пастырскую деятельность, но тот уклонился от принятия какого-либо празднования в свою честь, и тогда духовенство Саратова в Старом соборе города поднесло архимандриту Феофану копию иконы Нерукотворного Спаса, подлинник которой находился в Саратовском кафедральном соборе, хорошо зная, что именно перед ней отец Сергий часто и подолгу молился. Вернувшись после пострига в Саратовскую епархию, архимандрит Феофан стал исполнять обязанности смотрителя Балашовского духовного училища. В это время училище несло все тяготы военного времени: половина его зданий была занята под казармы и часть учащихся жили на съемных квартирах, так как в училищном общежитии недоставало мест. Как отмечали современники архимандрита Феофана, его отличала простота, сердечность и отеческая заботливость к нуждам учащихся. Он сохранял в своей душе и оберегал ценное и важное из евангельского учения – любовь к людям, независимо от того, были ли это взрослые или дети. И дети чувствовали, что в его лице они имеют верного друга и любящего отца. Вопросы административного устроения, хотя и были существенными, но воспринимались отцом Феофаном как внешние, отходя для него на второй план. Придавая большое значение богослужению и горячо любя церковную службу, он служил истово, благолепно и торжественно, сопровождая каждую службу поясняющим словом и стараясь воспитать в детях любовь к храму и богослужению. Каждый учебный день начинался и завершался молитвой в храме, которую отец Феофан всегда совершал сам; в столовой во время трапезы было заведено чтение житий святых. «После слова Божия, – говорил отец Феофан, – ничто так лучше не воспитывает христианское чувство, как именно жития святых. Что-то высокое, чудное происходит в вашей душе, когда длинными рядами проходят перед нами тысячи этих людей, вся жизнь которых была непрерывным служением Христу». Благодаря влиянию отца Феофана у учеников родился неподдельный интерес к чтению агиографической литературы.

http://fond.ru/kalendar/1494/feofan/

Отец Павел показывал мне выписку из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год. Церковь в Таволожке имела три престола: Всех святых, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Приход составляли жители десятка близлежащих деревень, из этих деревень жива сегодня одна Таволожка. За алтарной стеной храма — захоронение: Александра Ивановна Карпова, урожденная Языкова, 1758–1834. До недавнего времени здесь стоял чугунный памятник. В эпоху охоты за металлоломом памятник украли. Сейчас стоит крест с восстановленной надписью. Ведь Александра Ивановна принадлежала к древнему роду Языковых — основателей села.      Таволожка дала России одного революционера-террориста… и одного святого. Главный химик «Народной воли», создатель подпольных динамитных мастерских, член террористической группы «Свобода или смерть» Степан Ширяев, умерший, а по некоторым сведениям, покончивший с собой в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1881 году, родился именно в Таволожке, в семье управляющего имением упомянутых выше помещиков Языковых, бывшего их крепостного. А о священномученике Иоанне Миротворцеве, умершем в Ухтпечлаге (Коми) в 1938 году, сообщает новенькая мемориальная доска на двухвековой стене храма. Отец Иоанн служил здесь пятнадцать лет; он пользовался таким уважением среди крестьян, что власть, обвинившая его вместе с группой сельских прихожан в «антисоветской деятельности под видом религиозности», не решилась на открытый и показательный процесс: уполномоченный ГПУ решил, что такое слушание дела «не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник МиротворцевИ.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты». Две смерти в неволе — два конца разных, очень разных жизней… Однако отец Иоанн — не единственный в Таволожке пострадавший от гонителей. Список репрессированных православных — начиная со старосты прихода и псаломщика — в домовом храме на стене. Показывая мне этот список, отец Павел, который родом из Вольска, вспоминает о своем дедушке, Якове Васильевиче Корчагине:

http://pravoslavie.ru/133644.html

Успенский Василий Васильевич (1876–1930), богослов, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, там же в 1901–1905 гг. преподавал педагогику и пастырское богословие; после ухода из академии преподавал на Высших женских естественно-научных курсах М.А. Лохвицкой-Скалон, в Педагогической академии лиги образования, Алексеевской торговой школе Петербургского купеческого общества; печатался в «Новом пути» под псевдонимом «В. Бартенев». Участник прений. Философов Дмитрий Владимирович (1872–1940), литературный критик, публицист; с 1882 г. учился в гимназии К.И. Мая в Петербурге вместе с А.Н. Бенуа и К.А. Сомовым, на юридическом факультете Петербургского университета (вместе со своим двоюродным братом С.П. Дягилевым), участвовал в организации журнала «Мир искусства» (1899–1904), где познакомился с Мережковскими; сотрудник журнала «Новый путь». Председатель РФО с 29 ноября 1909 г. по 29 октября 1912 г., затем товарищ председателя. С 1919 г. в эмиграции. Доклады: «Богостроительство и богоискательство» (20 января 1909 г.), «О современных религиозных течениях в католичестве» (20 декабря 1909 г.), «Религиозная психология» (24 января 1910 г.), « Церковь , интеллигенция и народ» (2 марта 1910 г.), «О принципе единства в Церкви» (20 декабря 1912 г.), «Церковная реформа в России» (28 ноября 1915 г.). Франк Семен Людвигович (1877–1950), философ. С 1905 г. жил в Петербурге, участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Принял православие (его духовным отцом стал священник К.М. Аггеев). С 1912 г. приват-доцент Петербургского университета. В 1917–1921 гг. профессор Саратовского университета. В 1922 г. выслан из Советской России, жил в Германии, в 1937–1945 гг. во Франции; с 1945 г. в Англии. Доклады: «Религиозная философия Джемса» (2 февраля 1910 г.), «Памяти Льва Толстого» (16 ноября 1910 г.). Холопов Иродион Доментьевич (1881–1942), священник; окончил Тульскую духовную семинарию; настоятель церкви при 2-й мужской гимназии, где был законоучителем; воспитатель при пансионе гимназии императора Александра I; в 1922 г. уклонился в обновленчество, с 1924 г. – профессор обновленческого Богословского института, с апреля 1926 г. работал в Государственной публичной библиотеке. Доклады: «Борьба за религиозное мировоззрение» (15 декабря 1912 г.), «Абсолютность христианства» (3 апреля 1913 г.), «Идеология церковной реформы» (28 марта 1916 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Павлючик К. И., регент. В 1943 г. получил музыкальное образование в Высшей музыкальной школе Харбина. С 1944 г. регент храма Дома Милосердия. Преподавал в музыкальной школе, руководил хором в Харбинском политехническом институте, давал уроки русского языка китайским студентам. В 1956 г. с семьей выехал в СССР, в г. Новосибирск, где 30 лет руководил хором в Вознесенском кафедральном соборе. Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский. С сентября 1948 г. в. у. Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем в. у. Хабаровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. в. у. Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. Пестель Иван Борисович (1765–1843). С 1806 г. сибирский генерал-губернатор. Управлял вверенным ему краем из Санкт-Петербурга. Действовавший его именем иркутский губернатор Н. И. Трескин навлек на себя массу нареканий, вызвавших ревизию Сибири и назначение нового сибирского генерал-губернатора, М. М. Сперанского (1818). Петелин Иннокентий Степанович, протоиерей. В 1912–1940 гг. служил в харбинской Св.-Алексеевской церкви (бывших коммерческих училищ КВЖД). Сотрудничал в журнале «Хлеб Небесный». С 1940 г. в г. Дальний (Дайрен). В 1946 г. настоятель храма в Табынско-Казанской женской обители в г. Дальнем, в районе Какагаши. С 1946 г. благочинный. Был арестован и вывезен в СССР. Петр (Екатериновский Феодор; ск. 1889), епископ. В 1859 г. хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. С 1866 г. епископ Якутский, викарий той же епархии. С 1867 г. на покое. Член Московской Синодальной конторы и управляющий Московским Воскресенским монастырем. С 1869 г. епископ Уфимский и Мензелинский. С 1876 г. Томский и Семипалатинский. С 1883 г. на покое в Оптиной пустыни Калужской епархии. С 1885 г. управлял Московским Заиконоспасским монастырем, затем Московским Новоспасским монастырем. Духовный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В Саратовской епархии заложен храм во имя прп. Сергия Радонежского 23 октября 2006 г. 14:02 Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения закладного камня храма во имя прп. Сергия Радонежского в селе Алексеевка Хвалынского района.   Во время чина освящения закладного камня в алтарную апсиду храма была заложена капсула с памятной грамотой потомкам. На освящении присутствовал губернатор Саратовской области Павел Ипатов, представители областного правительства, местной администрации, более ста жителей села. До революции в Алексеевке стоял Сергиевский храм. Построен он был в 1778 году. В июле 1894 года, во время своего продолжительного путешествия по России, Алексеевку посетил протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (прославленный впоследствии в лике святых как праведный Иоанн Кронштадтский). Он путешествовал по Волге на пароходе «Отважный», в числе прочих городов посетил и Саратов. В храме во имя прп. Сергия Радонежского в Алексеевке отец Иоанн совершил Божественную литургию. После службы он передал местному священнику деньги для оказания помощи самым бедным семьям села и возвратился на пароход. Известно также, что в алексеевском храме в конце XIX века несколько лет служил будущий новомученик священник Владимир Тимофеевич Пиксанов, принявший мученическую кончину в 1918 году — от рук красногвардейцев. После революции, в 1930 году из Сергиевской церкви были изъяты колокола, а сам храм предполагалось передать под клуб. В феврале того же года «за антисоветскую агитацию» были арестованы священник и несколько прихожан и осуждены на несколько лет лишения свободы. В храме устроили детский сад. До наших дней храмовое здание не сохранилось. После чина закладки храма епископ Лонгин освятил в Алексеевке дом-интернат для пожилых людей и инвалидов. Строительство дома-интерната началось два года назад. Учреждение рассчитано на 75 человек. В нем имеется хозяйственный блок с гаражом, овощехранилище, котельная, прачечная, собственные инженерные коммуникации, процедурный, стоматологический и лечебно-физкультурные кабинеты. Комплекс оснащен мебелью, сантехникой, посудой. Для пациентов, требующих особого ухода предусмотрен специальный автотранспорт, прикроватные передвижные столики, передвижные умывальники, кресла-туалеты. «Православие и современность» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/153714.htm...

47 АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 19999-пф. Т. 3. Справка в приложении к делу 67 по обвинению гр. Решетниковой и др. (к конверту с вещественными доказательствами), 26 августа 1935 г. Л. 1–2. 49 Там же. Т. 1. Дело 67 по обвинению гр. Решетниковой и др. (1934–1935 гг.). Л. 5, 29, 181–190. 50 АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 21613-пф. Показания на допросе свящ. В. Н. Князевского по делу граждан (архиепископа Серафима (Павлова), свящ. В. Н. Князевского и др.), служителей Казанской церкви г. Сталинграда, 9–10 марта 1935 г. Л. 9–10 рукописный подлинник. 51 Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 27. Саратовский губком ВКП(б). Оп. 4. Д. 337. Материалы и выводы в связи с приездом архиерея епископа Петра (Соколова) в с. Никольского хутора при фабрике “Красный Октябрь” (23 сентября 1926 г.). Л. 114, 115 об. 52 В проповедях “контрреволюционного содержания” в кладбищенской Алексеевской церкви, произносимых архиепископом Петром (Соколовым) и настоятелем церкви отцом Алексеем Сердобольским, а также в частных беседах с верующими, говорилось о гонениях со стороны советской власти на служителей церкви, о том, что ей придётся за это расплачиваться, одобрялась деятельность “монархических кругов верующих из илиодоровцев”. “Кладбищенская церковь являлась тем местом, куда на богослужения сходились в большом количестве различные контрреволюционные элементы, как то: илиодоровцы, прозорливые, религиозные странники и другие подозрительные люди…”. Остриё этих проповедей было направлено против неверующих и неверия; проповедники говорили о том, что “враги адовы не одолеют церкви Христовой”, причём по смыслу фразы “современный Советский строй и неверие” отождествлялись с адом. Резкий характер антисоветских проповедей возбуждал среди верующих недовольство советскими мероприятиями в области церковной политики и заставлял более осторожных из верующих высказывать опасения в том, что со стороны власти могут последовать репрессии; см.: АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 5647-пф. Дело по обвинению архиепископа Петра (Соколова Павла Ивановича) и др., 23 апреля – 2 октября 1935 г.. Л. 5, 16, 50–51, 66).

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

     «Главная наша цель – проповедь христианской веры, чтобы как можно больше людей к Богу приходило. А все остальное – второстепенно», – уверен благочинный Алексеевского округа и настоятель храма протоиерей Павел Чурашов, организатор и душа фестиваля. Отец Павел называет количество участников оптимальным и отмечает, что примерно половина звонарей приезжают постоянно, а половина в Алексеевском впервые. Фестиваль уже известен среди звонарей, так что есть возможность выбора участников. Звон – голос вечности «Насколько мне известно, есть два крупных фестиваля колокольного звона – в Алексеевском и в Елабуге», – говорит звонарь Михаил Соловьев. Он представляет авторский звон, созданный специально для этого фестиваля. Михаил с детских лет звонит в Покровском храме Саратова. Жизнь свою он связал с музыкой – учился академическому вокалу в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Там же познакомился с замечательным человеком – профессором Александром Сергеевичем Ярешко, ученым-собирателем и ценителем уникальных звонов. Во всероссийском масштабе его работа обрела известность после выхода в свет книги «Колокольные звоны России», ставшей итогом двадцатилетнего труда. «Впервые на фестиваль я приехал вместе с Александром Сергеевичем в 2016 году. Он как мастер, теоретик, а я – как его ученик. С тех пор приезжаю в Алексеевское постоянно. Здесь удивительная атмосфера, встречают как родного», – делится Михаил. Его собственная «география» участия также расширяется. Если в первый раз молодой человек только звонил на колокольне, то в 2023 году он и на клиросе во время Литургии пел, и звонил, и с вокальным номером выступал. «И даже в сценке князя Владимира представлял, – улыбается мой собеседник. – Ведь фестиваль в этом году приурочен 1035-летию Крещения Руси». «Фестиваль, который мы открываем сегодня, наполнен глубочайшим внутренним смыслом, потому что колокольный звон – исконная традиция нашей Церкви. За ней – тысячелетняя история, которая укрепляет человека. Когда он слышит колокол, задумывается о вечности, о будущем Родины, о семье», – отмечает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий. И добавляет: «Я сам когда-то был звонарем на Московском Подворье Троице-Сергиевой Лавры, поэтому “Алексеевские перезвоны” для меня – явление особенное».

http://pravoslavie.ru/155203.html

26 «Чуриков был представителем подлинного народного религиозного обновления... В рабочих кварталах, среди простого люда, у питерских кухарок и прачек, сапожников и дворников, это имя было окружено любовью, лаской, глубоким почитанием» (Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. Париж, 1977. С.155:152). 28 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – сын священника, в 1890-х служил в Знаменском храме с. Черкасское (Саратовская губ., Вольский уезд), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; в 1917 его дочь Евгения стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; осенью, разгорячённый после службы, сопровождал похороны прихожанина, простудился на кладбище и преставился через два дня, сразу после соборования; похоронен в приделе храма. 31 В Варшаве тогда проживало более 750 тыс. человек, следовательно, оценка числа взрослого мужского населения преуменьшена. 32 В ж. «Современный мир» было упомянуто «не слишком чистоплотное остроумие К. И. Чуковского, переделывающего свои фельетоны для разных изданий»; в ответ он указал, что редакция обманула читателей, обещав и не напечатав произведения известных авторов. Дело чуть не дошло до дуэли. За журнал вступился А. И. Куприн: «Такой поступок я нахожу гадостью, да притом ещё мелочной» (Новая Русь. 1910. 28 марта. 85. С. 4); «Чуковский – сволочь, говно, одесский грязный жид» (письмо от 24 марта 1910). Литературный суд чести заседал с 27 марта по 1 мая 1910 и вынес порицание обеим сторонам. 33 Статья «К ответу» о журналисте Николае Николаевиче Доманском (1860–1910) была напечатана 15 марта 1910 в газете «Новые люди». Свенцицкий обратился к Литературному фонду с требованием ответить на предъявленное обвинение (Новая Русь. 1910. 16 марта. 73. С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Примерно такая же картина и со следственным делом епископа Вениамина (Милова) , от которого на допросах в 1938 году с пристрастием в течение полутора лет требовали, чтобы обвинение на себя он написал сам 129 . Как следует из следственного дела священномученика Иоанна Днепровского, обвинение строилось на том, что он вёл религиозные разговоры и посмел в частной беседе высказаться о том, что «советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала всё духовенство». Как показало расследование, проведённое МВД СССР в 1961 году, свидетельские показания на него были полностью сфальсифицированы 130 . Показания, описания очных ставок и протоколы подделывались в НКВД 131 . Подавляющее число допросов писалось заранее, а затем побоями и пытками обвиняемых заставляли подписать протокол. Встречаются факты, когда «некоторое число дел оформлялось уже после расстрела» 132 . При проведении следственных мероприятий требования верующим отречься от Бога и от веры, снять с себя священный сан тоже имели место. Однако в протоколы допросов они не вносились, так как формально «по закону» в стране с 1917 года была провозглашена «свобода вероисповеданий». О таких фактах известно из воспоминаний священнослужителей, которым удалось вернуться живыми из лагерей 133 . Но иногда такие свидетельства попадаются в следственных делах: «От Бога мы не отказывались и никогда не откажемся, что хотите, с нами делайте», – говорят на допросе простые малограмотные монахини Акатовского (Алексеевского) монастыря, ставившие вместо подписи крестики 134 . Помимо этого можно упомянуть практику внесудебных административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь, которая практиковалась советскими органами ОГПУ (позже НКВД) как средство борьбы, в том числе и с духовенством 135 . Например, такую практику применяли к священномученику митрополиту Петру (Полянскому) , которому за отказ стать осведомителем советских карательных органов и нежелание отказаться от своей должности с 1925 года несколько раз продлевали арест и оставляли в заключении вплоть до его расстрела в 1937 году 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010