Закрыть itemscope itemtype="" > Пристанное - его пристань 22.01.2018 677 Время на чтение 10 минут Судьба священника саратовского села Пристанное Николая Алексеевского решилась 23 октября 1937 года на заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области. Его жене сказали, что отец Николай осужден на десять лет без права переписки. Десять лет Вера Васильевна ждала мужа, обивала пороги инстанций в надежде узнать о нем хоть какую-то информацию, обращалась к властям с просьбой о пересмотре дела, но все это не дало результата. Дело в том, что через шесть дней после вынесения приговора отца Николая расстреляли. Лишь спустя двадцать лет семья узнала, что священник погиб по ложному доносу и приговор был вынесен на основании сфабрикованных свидетельских показаний. Благодаря архивным документам, фотографиям из семейных альбомов и рассказам его потомков: правнучки по линии сына Михаила - Ларисы Сергеевны Алексеевской - и внуку по линии дочери - Вячеславу Анатольевичу Толмачёву - мы можем восстановить историю жизни и трагической гибели этого замечательного пастыря, память о котором в селе хранят и по сей день. А еще они имели пианино... Николай Михайлович Алексеевский родился 21 марта 1879 года в семье псаломщика Покровской церкви села Курнаевка Новоузенского уезда Самарской губернии Михаила Матвеевича и его супруги Марии Ивановны. Спустя девять лет - в 1888 году - родилась его сестра Евгения, а затем - сестры Капитолина, Зоя и Лидия. В то время Самарская губерния находилась на левом берегу Волги, а Саратовская - на правом. Поскольку территориально Саратов располагался намного ближе к месту жительства семьи Алексеевских, Николай, по окончании в 1893 году Камышинского духовного училища, обучался в Саратовской духовной семинарии. В 1899 году он окончил семинарский курс и резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Иоанна (Кратирова) был определен на должность псаломщика к Троицкой церкви города Камышина. Вступив на поприще служения Церкви Христовой, этот молодой человек сочетал труды на клиросе с преподавательской деятельностью: с 23 февраля 1900 года состоял учителем пения в церковно­приходской школе. Вскоре Николай Алексеевский сочетался браком с Верой Васильевной Семеновой - дочерью священника Донской епархии Василия Николаевича Семенова. Жена была младше супруга на четыре с половиной года, родилась в селе Малая Знаменка Воронежской губернии и была воспитанницей Донского епархиального женского училища, которое окончила в 1900 году.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

К приходу были приписными деревни: Усть-Курдюм, Долгий Буерак, Муратов Буерак, Бажановка, Зосимовка, Шараповка, Васильевка, Кирилловка, Сумароковка. Священник и псаломщик проживали в старых церковных домах. 31 июля 1912 г., по собственному прошению настоятелем в Спасо-Преображенскую церковь был назначен священник Николай Михайлович Алексеевский, служивший ранее в Троицком храме села Гостевка Вольского уезда. К 1918 г. в приходе Преображенского храма было 542 дома, в котором проживало 1637 мужчин и 1758 женщин. По данным 1918 года, в Преображенском храме служил окончивший курс Кирилло-Мефодиевской двухклассной церковно-приходской школы (при Сретенской церкви Саратова) псаломщик Иван Симеонович Агриков, который имел свой дом на церковной земле в селе Пристанном. Церковным старостой храма с 1899 года был Иосиф Алексеевич Безпалов. Это послушание Иосиф Алексеевич нес около 20 лет. При храме была небольшая религиозная библиотека для прихожан. После революции копии с метрических книг Преображенской церкви были сданы Пристанскому Волостному Исполкому согласно инструкции Комиссара Юстиции по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 23 января 1918 г. Приход и настоятель приспособились к новым условиям: церковный совет был избран 9 мая 1918г. в количестве 12 человек, председателем совета состоял Василий Максимович Хохлов. В 1937 году церковь в селе Пристанном была закрыта. 20 сентября 1937 года оперуполномоченный 4 отдела УНКВД произвел обыск и арест священника Николая Алексеевского. Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД отец Николай Алексеевский был расстрелян 29 октября 1937 года в 22 часа. Старый Преображенский храм в селе Пристанном был разрушен в начале 1970-х годов. Рядом с местом разрушенной церкви в 1997 году по проекту архитектора Д.В. Голубинова был построен новый храм. 27 сентября 1997 года Высокопреосвященнейший Александр (Тимофеев), архиепископ Саратовский и Вольский, совершил великое освящение новопостроенного храма в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02696

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм свт. Алексия Московского Саратовского Алексеевского монастыря. Фото 2008 года. В 1880-х годах, при епископе Павле (Вильчинском) , на участке был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского . Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту были устроены пруд и фонтан. На территории скита была расположено " Вишневое городище " (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки " 1-я Дачная, " при чём улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской. При советской власти 23 января 1918 году декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. В здании храма было снесено пять куполов и звонница , сад был заброшен и большей частью вырублен, были утрачены фонтан и водовод. В 1940-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу 2 Кировского района. В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО " Алмаз " для строительства горнолыжной базы, там же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения " Медтехника. " Возрождение 9 апреля 1990 года архиепископ Саратовский Пимен направил в горсовет письмо с просьбой возвратить скит Церкви для возрождения и создания на его территории дома престарелых. 26 ноября того же года владыка Пимен обратился письмом к настоятелям храмов епархии о содействии в организации на территории Алексиевского скита женского монастыря. В том же году комитетом по жилищной политике было принято решение содействовать передаче скита Русской Православной Церкви, но президиум Саратовского горсовета 28 декабря того года принял решение отложить рассмотрение этого вопроса. 22 января 1991 года на заседании горисполкома большинство делегатов проголосовали за возвращение скита Церкви. Однако, исполнение решения осложнялось необходимостью разместить занимавшие монастырские здания предприятия в новых помещениях. Местным же жителям, поселившимся за последние 70 лет на территории скита, архиепископом Пименом были переданы дарственные. Вплоть до 1992 года вопрос рассматривался различными инстанциями, собирались документы, на имя председателя горсовета поступали от жителей письма в поддержку возрождения обители.

http://drevo-info.ru/articles/24240.html

На настоятеля, по всей видимости, была возложена ответственность за то, что церковный сторож посмел принудительно транспортировать товарища атеиста из храма наружу. По этой жалобе отца Николая продержали в кутузке шесть дней, потом отпустили домой… Ну а семь лет спустя уже не отпустили. Опять эта знакомая уже нескладуха спешащего, замотанного (сколько их, а он один!) следователя районного ОГПУ: «В апреле Алексеевский говорил проповедь в церкви верующим, где в своей речи сказал, что эта власть не богом послана, а не чистой силой и поэтому советская власть производит гонение на крестьян и верующих в бога. Масса крестьян советской властью сослана, репрессировала, семьи советской властью выбрасывались без куска хлеба…» Священнику из Пристанного Николаю Алексеевскому было на момент расстрела 59 лет. А вот село Чиганак Аркадакского района. Здесь служил Дионисий Чиганакский – священномученик Дионисий (Щеголев). О нем известно не так много. Как и Косма Рыбушкинский (о нем я рассказала в предыдущей статье цикла «Географии антиминса» ), он был из крестьян и сам крестьянствовал, а в графе «Образование» писал: «Низшее» – то есть начальное. Однако при неизвестных доселе обстоятельствах был рукоположен в сан иерея. А осужден в первый раз – в 1930 году – за неуплату налогов, возможно – как крестьянин-единоличник. Находясь на спецпоселении в Караганде арестован вторично – за «проведение религиозных обрядов». Потом, однако, вернулся в Чиганак и какое-то время еще служил. Потом за ним пришли… и больше он уже не вернулся. По делу вместе с ней проходило восемь пожилых (старше пятидесяти) женщин и один мужчина – слесарь Саратовского завода комбайнов Иван Соколов. Васса Соколова – его супруга, а остальные шесть женщин – «бывшие монашки», так называло их следствие, на самом деле – монахини разгромленного Крестовоздвиженского монастыря, стоявшего в Саратове на берегу Волги. После революции матушка Антония пыталась спасти монастырскую общину, преобразовав ее для виду в трудовую артель. Но власти быстро эту артель раскусили: «…превратилась в форменный монастырь: совершаются постриги в монашеские духовные чины, в церкви произносятся антисоветские проповеди, монастырь является экономической базой для поддержки высланного саратовского монархического духовенства…».

http://pravoslavie.ru/63963.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Уходя на казнь, епископ Феофан благословил всех и попросил у них прощения. Через день город был освобожден от большевиков 7 мин., 24.12.2021 В письме, посланном из тюрьмы, епископ Феофан просил, чтобы священник Крестовой церкви исхлопотал у представителей советской власти разрешения передать ему богослужебные и другие книги. Епископу они были переданы, в частности толкование на Псалтирь епископа Феофана Затворника — книгу недавно напечатали и еще не успели переплести. Именно эту непереплетенную книгу потом найдут в окровавленном льду около проруби, куда после жестоких издевательств палачи сбросили тело владыки… Священномученик Феофан родился 20 сентября 1867 года в селе Окатная Маза Саратовской губернии в семье псаломщика Петра Степановича Ильменского и его супруги Анны Тимофеевны, урожденной Алексеевской, и в крещении был наречен Сергием. В 1882 году Сергей окончил Саратовское духовное училище, в 1888-м, первым по успехам — Саратовскую духовную семинарию, в 1892 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 10 сентября 1892 года Сергей Петрович был назначен в Саратовское епархиальное женское училище преподавателем педагогики. В училище он встретил среди учениц и свою будущую супругу, дочь священника Олимпиаду Ивановну Леплейскую, и 11 сентября 1894 года они обвенчались. 7 октября епископ Саратовский Николай (Налимов) рукоположил его во священника к Александро-Невскому кафедральному собору города Саратова. 28 октября 1895 года у отца Сергия и его супруги родилась дочь, которую они назвали Марией, но вскоре он овдовел и уже в дальнейшем сам воспитывал дочь до ее совершеннолетия. 1 сентября 1907 года епископ Саратовский Гермоген (Долганев) назначил отца Сергия настоятелем церкви святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц и законоучителем и преподавателем педагогики в институте. 15 мая 1909 года епископ Гермоген назначил его благочинным домовых церквей города Саратова. 14 мая 1911 года отец Сергий был возведен в сан протоиерея и 1 сентября того же года назначен главным редактором «Саратовского духовного вестника».

http://foma.ru/uhodja-na-kazn-episkop-fe...

Хромов с письмом по поводу Феодора Кузьмича 213 . Епископ Петр (в миру – Феодор), уроженец Саратовской губернии, сын священника, первоначально учился в Саратовской семинарии, а затем закончил в 1844 г. Московскую Духовную академию. Еще до окончания, в 1841 г., он принял постриг и стал иеродиаконом, а в 1844 г. – иеромонахом. По окончании Академии был направлен в Иркутскую семинарию, где прослужил 12 лет: сначала учителем и инспектором, а с 1855 г. – ректором семинарии (будучи с 1852 г. архимандритом) 214 . Возможно, что в период служения в Иркутске о. Петр побывал у Феодора Кузьмича, т. е. знал его лично. Ведь именно в эти годы богомольцы, отправлявшиеся из Иркутска к святыням Европейской России, заезжали по пути к старцу 215 . Его посещал, как будет показано ниже, сам иркутский владыка 216 , так что архимандрит Петр, уж во всяком случае, был наслышан о подвижнике. Во епископа он был рукоположен в 1859 г. и с этого года в течение семи лет успешно руководил миссионерской деятельностью на северо-востоке страны в качестве викария Камчатской епархии и Новоархангельского епископа 217 . Примечательно, что эту должность он передавал в ноябре 1866 г. епископу Павлу (Попову), т. е. имел возможность общаться с ним. Епископ же Павел, еще будучи Петром – протоиереем Красноярской кладбищенской церкви, два-три раза в году приезжал к старцу Феодору Кузьмичу в Боготольскую волость в качестве его духовника 218 . Следовательно, епископ Петр (Екатериновский) мог знать о старце и от епископа Павла (Попова). В Томск епископ Петр приехал в качестве главы епархии в ноябре 1876 г., после епископского служения в Якутской (1866–1869) и Уфимской (1869–1876) епархиях. К моменту его назначения на томскую кафедру прошло всего 12 лет после кончины Феодора Кузьмича, и епископ общался со многими лицами, знавшими старца, – монахами, священниками, мирянами, в частности с настоятелем Томского Алексеевского монастыря архимандритом Виктором. Всю полученную информацию он воспринял через призму не только своей богословской учености, но и благодатности (о которой мы можем говорить, судя по характеру всей его жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В сентябре месяце 1937 г. на пристани Алексеевский говорил " Япония войну СССР а советская власть это скрывает от граждан, а там уже сколько народу наше побили. Ведь скоро в России Япония будет царствовать тогда мы покажем кто прав кто виноват " ». Отец Николай полностью отверг все эти «свидетельства», назвав их ложными. Тем не менее, было утверждено обвинительное заключение, в котором значилось следующее: «Алексеевский Н. М. проводил к-р агитацию направленную против Сов. власти, всячески клеветал на партию и Сов. Правительство. Распространял провокационные слухи о войне и голоде...» . Его дело было направлено на рассмотрение тройки УНКВД. Обличение обличителей Заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области прошло в день допроса отца Николая - 23 октября. Священник Николай Алексеевский был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 29 октября в 22 часа. Вдове отца Николая было сообщено, что он осужден на десять лет без права переписки. Все эти десять лет она ждала своего мужа, пыталась добиться пересмотра дела. Безрезультатно. После смерти Сталина и осуждения сталинизма на XX съезде КПСС сестра расстрелянного священника - Евгения Михайловна Алексеевская (†1977), работавшая бухгалтером в московской типографии,- 9 ноября 1957 года написала жалобу на имя прокурора Саратовской области. В ней были следующие слова: «Зная брата как честного человека, ни в чем не повинного, прошу Вас проверить его дело в порядке надзора и полностью его реабилитировать... Его честность и добросовестность по отношению к советской власти могут подтвердить пристанские старожилы. В селе Пристанном Алексеевский Ник[олай] Мих[айлович] служил священником около двадцати лет, и все крестьяне его уважали за его обходительность и демократичность» . Спустя всего лишь несколько дней было отдано распоряжение истребовать дело отца Николая Алексеевского и провести дополнительную проверку. И почти через год - 22 октября 1958 года - был составлен документ, из которого становится понятно, что люди, которые сфальсифицировали следственное дело священника, позднее были точно так же, как и он, «изобличены» и их перемолола та же репрессивная машина НКВД, частью которой были они сами.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

20 января 1902 года по своему прошению Николай был рукоположен епископом Вольским Гермогеном (Долганёвым) во диакона. Местом его служения стала Покровская церковь Саратова. Причем отец Николай все время службы в этом храме состоял еще и учителем в Покровской двухклассной - с учительским курсом и рукодельными классами - школе. В Саратове же 7 февраля 1903 года у него родился первенец, нареченный Михаилом. Спустя два года диакон Николай был возведен в сан священника и направлен в село Гостевка Вольского уезда, где ему предстояло служить в местной Троицкой церкви (сейчас этого населенного пункта не существует). Здесь молодой иерей состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы и законоучителем земской школы в деревне Новая Студенка. За усердное служение был награжден набедренником. В Гостевке родилась его дочь Александра (20 марта 1911 года), а спустя два года - вторая девочка, нареченная Антониной, которая скончалась в юности. В 1912 году священник Николай Алексеевский был перемещен к Спасо-Преображенской церкви села Пристанное Саратовского уезда. Каменная церковь в этом селе была построена в 1822 году тщанием титулярного советника Григория Игнатьевича Попова. Второй престол был освящен во имя небесного покровителя священника - святителя и чудотворца Николая. Здесь отец Николай также состоял законоучителем, причем сразу четырех - Мергичевской, Пристанской, Усть­Курдюмской и Долго-Буеракской - земских школ. При храме была небольшая религиозная библиотека для прихожан. Много трудился иерей Николай и по административной части: 14 июня 1914 года был утвержден в должности второго помощника благочинного по 1му округу Саратовского уезда, а в 1915 году назначен первым помощником благочинного. В период с 1914 по 1917 год он был награжден бархатной фиолетовой скуфьей и камилавкой. Казалось бы, обычная судьба обычного усердного священника... Но нелегкое служение отца Николая в сельском храме пришлось на время духовного развала в обществе, потерь Первой мировой войны, прихода к власти большевиков, голода и террора. И в этих условиях ему неизменно удавалось находить для своей паствы слова утешения и доброго назидания. Приход был относительно небольшим (по данным 1918 года - 542 дома, в котором проживало 1637 мужчин и 1758 женщин) и совсем не богатым: священник и псаломщик проживали в старых церковных домах, которые, как написано в клировой ведомости, требовали капитального ремонта. В хозяйстве отца Николая было две коровы, лошадь, два десятка кур. Указывается, что помимо разной утвари семья имела немецкое пианино «Rцnisch», на котором занималась дочь Саша. После женитьбы в 1929 году сына Михаила и рождения у него сына Сергея хозяйство было разделено. За «тутуюрованную печать»

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил торжество в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве 19 февраля 2014 г. 16:17 18 февраля 2014 года, в день празднования иконе Божией Матери «Взыскание погибших», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Митрополиту Илариону сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального благочиния города Москвы протоиерей Владимир Диваков , настоятель храма на Успенском вражке, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель храма Рождества Христова в Измайлове протоиерей Леонид Ролдугин , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский , секретарь ОВЦС по межправославным отношения протоиерей Игорь Якимчук, духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, проректор Саратовской духовной семинарии протоиерей Олег Агапов, заведующий службой протокола ОВЦС священник Димитрий Чернобай, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе иерей Алексий Кузнецов, клирик храма Воскресения Христова в Шереметьево священник Максим Романов, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики прихода. По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Артемий Владимиров. В завершение богослужения перед чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших» были пропеты тропарь и кондак; архипастырь прочитал молитву Пресвятой Богородице. Затем со словом приветствия к митрополиту Илариону обратился настоятель храма, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. «Дорогой Высокопреосвященнейший Владыка! От лица отца благочинного протоиерея Владимира, от лица бывшего многолетнего настоятеля сего святого храма отца Леонида Ролдугина, всего сослужившего Вам духовенства и всего народа Божия, который молился сегодня в храме, хочу выразить нашу сердечную радость в связи с тем, что Вы сегодня возглавили наше торжество на месте, где более 30 лет тому назад начинался Ваш путь служения Церкви, где Господь пленил Ваше сердце неземной радостью и красотой — такой, какую на земле не сыскать, и повлек за Собой по пути трудному и крестному, но вдохновляющему и приносящему переживания, которые приходят свыше, а не рождаются на земле. Господь повлек Вас по пути, на котором из опыта предстояния перед Богом рождаются и мудрые слова богословия, и плоды прославления Бога в звуках музыки, произведениях церковных искусств, в архипастырском подвиге окормления Церкви Божией», — сказал, в частности, протоиерей Николай Балашов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В г. Астрахани, на углу Сапожниковской улицы, обители принадлежит подворье, состоящее из двух каменных двухэтажных домов. Управляет пустынью архимандрит. Пути сообщения, как пароходная пристань, железная дорога, так и почтовая станция, ближайшая от пустыни – есть г. Астрахань, в 60 верстах от обители, куда можно добраться летним временем на частных пароходах, проходящих в 5 верстах от обители через села: Большой Магой и Цветное. Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани. Иоанно-Предтеченский монастырь считается заштатной и необщежительной обителью и находится в самом городе. Основанный в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием, он в 1723 г. был упразднен, но через четыре года снова восстановлен. Храм один, во имя Св. Иоанна Предтечи, икона которого особо здесь чтится. Управление игуменском. Покровский Болдинский монастырь близ Астрахани. Расположен в 6 верстах от города, близ Казачьебугровской станицы. Обитель была основана в 1708 году Астраханским митрополитом Самсоном. В 1823 г сюда были переведены иноки из разрушенного половодьем Болдинскаго Воскресенского монастыря. Храм один, Покровский. Управление игуменское. Женские обители Благовещенский монастырь в Астрахани. Обитель находится в самом городе, на Запасной улице. Когда совершилось ее основание, – неизвестно, но в 1783 году она уже существовала. Храмов два: холодный Благовещенский и теплый во имя Иоанна Богослова. Управление игуменское. Верхне-Ахтубинское отделение Балашевского женского монастыря Саратовской епархии в Царевском уезде. Помещается в 50 верстах от уездного города Царева. Воскресенский Мироносицкий монастырь в Черноярском уезде. Обитель расположена в 12 верстах от Чёрного Яра, в дер. Барановке. Основана в 1897 г. в виде общины, которая в 1902 г. была переименована в монастырь. Храм один, заложенный в 1903 г. Управляет игуменья. Воронежская губерния Обителей мужских 9, женских 9. Мужские обители Алексеевский Акатов монастырь в Воронеже. Этот монастырь расположен в самом городе, над р. Воронежем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010