Игум. Вонифатий Березин 29 мая 1787 перев. из Киренска, а в 1788 – обратно. – Илия Литвинцев 23 мар. 1789 перев. из Селенгинска, а 4 мар. 1793 – в Посольский мнтрь. – Гавриил Копырин определён 13 мар. 1793; † 8 мая 1797. Архимандриты Вонифатий Березин (паки) 9 дек. 1798 перев. из Киренска; † 4 янв. 1800. Иакинф Бачурин определён в мае 1802, а в 1806 назначен и отправлен в Пекин. Аполлос Алексеевский (назначенный в Пекин, но не посланный) с 30 мар. 1807, а 6 окт. 1813 перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Павел 7 июня 1814 перев. из Угрешского монастыря; † 31 мая 1819. Антоний Добротин в 1819 перев. из Вологодского Спасо-Каменного, а в 1822 – в Нижеломовский мнтрь. Николай Соколов в 1822 перев. из Шацкого Чернеева, а 15 мая 1826 – в Козловский Троицкий мнтрь. Иларий , из иеромонахов Киево-Печерской Лавры, в 1826–33, уволен; с 1848 архим. Козелецкого Георгиевского. Никодим Лебедев 23 июня 1833 перев. из Саратовского Спасского, а 30 сент. 1840 определён в ректора Пермской семинарии. Варлаам Денисов 30 сент. 1840 перев. из Слободского Крестовоздвиженского; 15 окт. 1843 уволен на покой, а 1 мар. 1844 определён в Нижегородский Макариев. Нифонт Мерцалов , из инспекторов семинарии, определён 18 сент. 1843; 12 дек. 1855 отставлен; † 18 февр. 1869. Димитрий Потехин определён 8 сент. 1855, из инспекторов Тамбовской семинарии; 19 июля 1861 перев. в Киренский. Мартиниан Муратовский 19 июля 1861 перев. из Свияжской Макариевой пустыни; 18 дек. 1868 назначен в викария Иркутской епархии (еписк. Селенгинского); хирот. 9 февр. 1869. Вениамин Никольский-Грезднов , из Забайкальских миссионеров, определён 3 сент. 1869. 2 Киренский Троицкий, при впадении в Лену реки Киренги, основан в 1663 г.; по штатам третьеклассный. [IV, 367; VI, 972] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Строит. Гермоген , основатель, в 1663–66, ушёл в Даурию; воротясь, по взятии Албазина, † в 1690. – Павел Нехороших , преемник Гермогена … Игум. Иосиф , с 2 февр. 1686; † в 1690. Строит. Иосиф , в 1675, 80, 85, 99 гг. упом; † 1699.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставился ко Господу отец Кирилл 15 февраля 1915 года в Москве и был погребен на кладбище Московской Покровской церкви (в Царском Селе), принадлежащей Алексеевскому женскому монастырю. Схимонах Кириак и иеромонах Виктор (Свинолуповы) Схимонах Кириак (в миру Кирилл Калинович Свинолупов) был уроженцем села Свинухи Балашовского уезда Саратовской губернии. Еще очень молодым родители женили его против его воли. Он был юн и подчинился воле родителей, но отныне для членов своей семьи дома присутствовал только внешне, внутренне он был всецело с Богом. Кирилл мечтал о монашестве и надеялся, что когда-нибудь его мечта сбудется. И действительно, на десятом году семейной жизни его жена умерла во время родов вместе с новорожденным, оставив ему лишь одного 9-летнего сына по имени Викентий. После этого несчастья Кирилл и дня не стал ждать: мальчика оставил своим родителям на воспитание, а сам, продав свою избу, отправился на Афон. В 1863 году Кирилл прибыл на Афон, три года присматривался, где бы ему устроиться, жил по разным обителям, а в 1866 году за 1000 рублей приобрел каливу без церкви на территории Пантократорского монастыря, где через год сам своими руками построил новую церковь во имя Сретения Господня. Здесь же он был пострижен в мантию с именем Кирилл, а в 1869 году в схиму с именем Кириак. Он вел очень строгую монашескую жизнь, жил один и так собирался закончить свою жизнь в безмолвии и молитве. Но в 1873 году случилось чудо, его посетил 19-летний сын Викентий, который заявил, что тоже решил стать монахом. Радости отца Кириака не было границ. Он благодарил милостивого Бога за такое незаслуженное утешение и милость. Викентия в 1877 году постригли в мантию с именем Виктор, в 1880 году рукоположили в иеродиакона, а в 1886 году – в иеромонаха. После смерти отца именно он стал старцем келлии. Так вместе в подвигах и молитве жили отец с сыном, помогая друг другу нести непростое бремя подвижничества. Вскоре к ним присоединились еще несколько русских иноков, и отец Кириак стал также духовным отцом этих уже духовных своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22-го января преосвященный извещал меня: «Его высокопреосвященство предоставляет вам совершать по Павле Алексеевиче панихиду завтра, в четверга, 23-го января, в час пополудни». Затем присовокупляет от себя: «Я употреблял облачение черное, платье шерстяное; можно ограничиться панагией. Перводиакона возьмите своего. Января 22, 1864 г., глубокий вечер». Павел Алексеевич Тучков – московский генерал- губернатор скончался 21 ч., от какой-то внутренней тяжкой, хотя и непродолжительной, болезни. Его кончина глубоко опечалила Москву. Москва любила и уважала Павла Алексеевича, как доброго, честного и благородного своего градоначальника. Погребение Павла Алексеевича совершено было 26-го числа по Высочайше утвержденному церемониалу. Отпевание тела происходило в Алексеевской церкви Чудова монастыря. При отпевании было четыре архиерея: митрополит Филарет, архиепископ Евгений и епископы – Дмитровский и Можайский. Погребение тела было в Новодевичьем монастыре. Мы с преосвящ. Леонидом провожали тело усопшего – он от Чудова до Троицкой на Арбате церкви, а я от этой церкви до Новодевичьего монастыря. В первых числах февраля был мимоездом в Москве преосвященный Иоанникий, который из ректоров Петербургской д. академии назначен был на Саратовскую епархию, откуда потом переведен в Нижний Новгород. Он останавливался на Саввинском подворье. И вот ради этого гостя преосвящ. Леонид делает и меня участником своей братской трапезы. 6-го числа он писал мне: «Не соизволите ли откушать у меня сегодня вместе с преосвященным Иоанникием? Если да, то в третьем часу ожидаю вас». От 22-го числа я получил от его преосвященства записку такого содержания: «Не могу понять, где мой экземпляр «чтений общества любителей духовного просвещения»: не одолжите ли вашего? Мне очень нужно для отчета». Вслед затем 24-го преосвященный пишет: «Не потрудитесь ли наскоро написать в немногих строках общий взгляд на состояние духовенства и паствы местностей, вами осмотренных? Из отчета вашего – этого извлечь нельзя, так как о пастве нигде не говорится. Я внес бы это писание в проект епархиального отчета. За сим стоит дело, которое хотелось бы к вечеру представить».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

54 Высочайше утверждены в 30 день августа. 1814. Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 55 Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 56 Анна Федоровна обвенчана с Великим Князем 15 Фев., 1796, Формально разведена с мужем, 1 Апр., 1820 ум. в Эльфенау, близ Берна. 12 Августа 1860. 60 Димитрий Петр. Горихвостов, Капитан Гвардии, в 1831 основал в Москве заведение для воспитания сирот – девиц Духовного звания, для призрения вдов и пожилых девиц того же звания; ум. 15 Авг., 1846. 63 Мелетий Смотрицкий, Архиепископ» Полоцкий написал превосходную для своего времени Славянскую Грамматику, изданную в Москве, 1648. 65 Князья А. Н. Голицын и И.С. Мещерский были Обер-Прокурорами Св. Синода, первый с 1803 по 1817, а втрой с 1817 по 1833. 66 Макарий Глухарев, магистр 2-го курса Петерб. Академии, до назначения к Миссии (1829) проходил наставническое и начальническое служение в Семинариях Екатиринославской и Костромской; ск. 1847, мая 18, на 36 году своей жизни. 71 Штиллинг Юнг, в следствие экзальтированного благочестия, витал в мистицизме и суеверие, и в этом духе написал многие сочинения; ум.1817. 72 Эта Библия состоит из нескольких, отдельно переплетенных книг одна книга утрачена и находится ныне в Московском Алексеевском девичьем монастыре. На полях ее встречаются краткие выписки из Библий Греческой, Латинской, и из толковников, не то обозначены одни только имена толкователей, не исключая Западных. 74 Афанасий Дроздов, 1823 пострижен. 1824 Магистр 4-го курса Моск. Академии и бакалавр. 1828 Ректор Пензенской. 1829 Костромской. 1838 Рязанской. 1840 Херсонской Семинарии. 1841 Петерб. Академии 1842 Епископ Винницкий, с оставлением в звании Ректора Академии. 1847 Епископ Саратовский, 1836 Астраханский, 1838 Архиепископ. 1870 ув. на покой, ск. 1876. дек. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Один из лжесвидетелей, чьи «показания» послужили опорой обвинения, на допросе в 1958 году рассказал, что с отцом Николаем встречался «только тогда, когда посещал церковь» и никаких антисоветских высказываний от него никогда не слышал. Более того, он опроверг сам факт его допроса по делу Алексеевского и назвал свою подпись под показаниями поддельной. Прокурор Саратовской области - государственный советник юстиции 3 класса Н.Кустов - направил в Президиум Саратовского областного суда протест, в котором утверждал, что постановление тройки было неправильным и подлежит отмене, а дело - прекращению. Государственный обвинитель подчеркнул, что «следствие по делу проводилось необъективно, с грубейшими нарушениями соцзаконности» . 2 марта 1959 года Евгения Алексеевская получила справку о реабилитации брата. Не отрекшиеся, не забывшие Вдова священника - Вера Васильевна - вскоре после его ареста переехала к дочери Александре и ее мужу Анатолию Александровичу Толмачёву в Саратов. Они жили в знаменитом доме-коммуне - с одной кухней на двадцать четыре квартиры. Матушка каждый воскресный день ходила в церковь, семья отмечала церковные праздники. В семейном альбоме бережно хранилась фотография, на которой изображены саратовский архиепископ Филипп (Ставицкий) со Святейшим Патриархом Алексием I. А еще Вера Васильевна многие годы сохраняла у себя распоротую по швам камилавку мужа и его наперсный крест. Она скончалась в возрасте восьмидесяти трех лет в 1966 году и похоронена на саратовском Воскресенском кладбище. Стоит сказать еще, что Александру Николаевну, окончившую курс среднего музыкального образования и собиравшуюся посвятить свою жизнь музыке, по единственной причине - «дочь священника» - не приняли в консерваторию, и она всю жизнь проработала на бухгалтерских должностях. Скончалась в 1987 году. Единственный сын отца Николая, во время войны служивший в разведдивизионе поваром и награжденный медалью «За отвагу», погиб в Германии в День Победы - 9 мая 1945 года. ...Четверть века служил настоятелем сельской церкви священник Николай Алексеевский, и недаром его сестра Евгения Михайловна советовала при проведении проверки обратиться к жителям села Пристанного, которые хорошо знали своего батюшку. Память о безвинно убиенном священнике была бережно сохранена среди сельчан до наших дней. В прошлом году, в День памяти жертв политических репрессий, настоятель Преображенского храма священник Макарий Тагаев совершил панихиду по отцу Николаю. По окончании богослужения в местном Доме культуры прошла беседа, посвященная жизни этого скромного и верного Богу пастыря, его служению в селе Пристанное и трагическим событиям, связанным с его кончиной.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

В 1930 году иерей Николай Алексеевский был арестован Саратовским ОГПУ и находился в заключении шесть дней, был допрошен и освобожден. Его дочь - Александра Николаевна - рассказывала родственникам, что к отцу «пришли в церковь, говорят, что у государства денег нет, так что возьмут всё, что есть драгоценного в церкви - золото, серебро, оклады с икон. А он говорит: " Я ничего снимать не буду и не дам " ». Возможно, что с этим и были связаны обстоятельства ареста. 23 ноября 1935 года состоялся еще один допрос пастыря. На нем отец Николай рассказывал об инциденте, произошедшем незадолго до того в Преображенской церкви. В тот день при совершении Таинства Крещения над младенцем в храме присутствовал бывший житель села Пристанное, к тому времени уже саратовец, который был в нетрезвом состоянии и вел себя совершенно непотребно. Вот как сообщает об этом сам священник: «Я вижу, что гражд[анин] N пришел сюда напрасно и заметно выпивши, стал поскорее крестить... Тем временем N закурил в храме и, размахивая руками, стал инсценировать меня, священника, неистово произнося нечленораздельные слова». Далее становится понятно, что церковный сторож с трудом выдворил дебошира из храма, причем N разорвал ему пиджак. «После крестин я увидел, что сторож пришел в церковь с разорванным пиджаком, - продолжает отец Николай.- N же, войдя опять в церковь, стал ругаться матом и грозить: я Вам покажу, я вам докажу и т. д.». Поскольку никаких других документов, кроме протокола этого допроса, присоединенного к следственному делу 1937 года, нет, остается предположить, что, вероятно, в связи с жалобой N и допрашивался батюшка. Церковь в селе Пристанное была закрыта в 1937 году. К тому времени сын отца Николая жил в Саратове и работал техником-нормировщиком в ремонтных мастерских Рязано-Уральской железной дороги. Дочь Александра, выйдя замуж, стала носить фамилию Толмачёва; проживала она также в Саратове и работала счетоводом на заводе комбайнов. 20 сентября 1937 года оперуполномоченный 4го отдела УНКВД произвел обыск и очередной арест священника Николая Алексеевского. При обыске у него были изъяты двенадцать адресов разных лиц и два сборника законов об отделении Церкви от государства.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

130 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – родился в семье священника, иерей в Знаменском храме с. Черкасское Вольского у. Саратовской губ. (1890-е), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское (1900-е), храма Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины (1913); его дочь Евгения летом 1917 г. стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; преставился от скоротечной простуды, полученной на похоронах прихожанина; похоронен в приделе храма. 131 Пьяных Иван Емельянович (1863–1929) – крестьянин, член партии социалистов-революционеров (1903), депутат II Государственной думы, организатор и руководитель самого активного отдела Всероссийского крестьянского союза; его называли «президентом Щигровской республики» в Курской губ. (1905–1907). В 1908 г. вместе с сыном Иваном (?–1919) приговорён к повешению, сын Дмитрий (1883–1940) и дочь Ольга (1892-?) – к вечной ссылке в Сибирь. Под давлением общественности смертный приговор был заменён пожизненной каторгой. Отбывал срок в Тобольской каторжной тюрьме (до 1914) и Шлиссельбургской крепости (до 1917). Депутат Учредительного собрания, член Всесоюзного общества политкаторжан; в советское время подвергался арестам. 132 Музей основан в 1870 г., ныне в этом здании филиал Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. 133 Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – окончил 4 класса семинарии, поступил на юридический факультет Казанского университета, в октябре 1907 г. возглавил местную организацию эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 г. выпущен на поселение. В 1918 г. усыновил беспризорника. Расстрелян большевистским патрулём после проверки документов в поезде («за фамилию» и новую каракулевую папаху). 134 Крестный ход с Абалакской иконой «Знамение» Божьей Матери ежегодно совершался из Абалака в Тобольск 8 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Св. Никол. 4) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 5) Донская Иоанно-Богословское 6) Калужская Иоанно-Богословское Преп. Пафнутия 8) Костромская Феодоровско-Сергиевское Христорождественское 10) Минская (с. Литвяны). Рождество-Богородичное 11) id; Столицы Аннинское 12) id; Одахово Св. Ильинское 13) Могилевская Успенское 14) Нижегородская Св. Креста 15) Новгородская Св. Софии 16) Оренбургская Михаила-Архангела 17) Орловская Петропавловское 18) Подольская Св. Николаевское 19) id. Св. Алексеевское 20) Полоцкая Св.Николая и преп. Евфрос 21) Полтавская Спасо- Преображенское Св. Николаевское 23) Саратовская Св. Креста. 24) Симбирская Трех Святителей Св. Николая 26) Смоленская Преп. Авраамия 27) Тамбовская Казанско-Богородичное 28) Тульская Иоанна-Предтечи 29) Уфимская Троицкое 30) Херсонская Крестовоздвиженское 31) Холмско-Варшавская Св. Никольское 32) Черниговская Божией Матери Св. Димитрия 34) Камчатская Пресвятыя Богородицы Кроме того, под руководством и при содействии братств, собеседования и чтения ведутся: 1) В Вологодской епархии – при 428 церквах епархии; 2) в Волынской – (св. Креста) в соборном храме гор. Староконстантинова; Братство св. Николаевское (г. Кременец) – в Богоявленском монастыре; 3) в Воронежской (св. Митрофана и Тихона) при 198 церквах епархии; 4) в Донской (Аксайско-Богородичное) – в Новочеркасском кафедральном соборе и в разных церквах епархии; 5) в Екатеринославской (св. вел. кн. Владимира) в разных приходских церквах епархии, куда братство посылало руководства и пособия; в той же епархии (Успения Божией Матери) при Таганрогской Успенской соборной церкви; 39 6) в Московской (Марии Магдалины) при Рузском городском соборе; 7) в Новгородской епархии собеседования ведутся также под руководством братства св. Феодора Тирона в гор. Старой Русе; 8) в Пермской (св. Стефана Пермского) в зале братства при часовне св. Стефана в г. Перми и почти во всех приходах епархии; 9) в Полтавской (св. Макарьевское) в Крестовой церкви архиерейского дома в г. Полтаве; 10) в Рязанской (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

140. священник Александр Короткий, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела 141. священник Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия 142. священник Вячеслав Пугачев, клирик Никольского собора г. Алма-Аты 143. священник Святослав Рогальский, преподаватель Минских духовных школ, секретарь Ученого совета Института теологии Белорусского государственного университета 144. священник Святослав Шевченко, клирик Благовещенской епархии 145. священник Георгий Максимов, клирик г. Москвы 146. диакон Андрей Псарев, клирик Русской Зарубежной Церкви 147. диакон Андрей Титушкин, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата   148. игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря 149. игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству 150. игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря 151. игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга 152. игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы 153. игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы 154. игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга 155. игумения Маргарита (Феоктистова), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы 156. игумения Рафаила (Хильчук), настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря 157. игумения Ксения (Чернега), настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, руководитель Правового управления Московской Патриархии 158. игумения Серафима (Шевчик), глава Синодальной комиссии «Церковь и культура» Украинской Православной Церкви

http://patriarchia.ru/db/text/5303369.ht...

Вместе с теплыми поздравлениями на это Рождество Христово я получила от создателей этого сайта уникальные подробности последних лет жизни двоюродного брата моего деда — протоиерея Александра Константиновича Волковского, которыми хотела бы поделиться с читателями газеты. Александр родился 22 апреля 1868 года в семье диакона Преображенского храма Самары Константина Петровича Волковского. После окончания Самарской духовной семинарии он 24 июля 1889 года был назначен надзирателем духовного училища города Николаевска (ныне г. Пугачев Саратовской области). С 1 сентября 1892 года он стал законоучителем и учителем Феодоровской церковно-приходской школы Самары. 10 июня 1893 года он был рукоположен в сан иерея епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским) и назначен в Иоанно-Предтеченский храм села Куриловка Новоузенского уезда, а вскоре, 3 января 1894 года, переведен в Троицкий храм села Екатериновка, где прослужил до 14 октября того года. Впоследствии отец Александр служил во Введенской церкви при Самарском епархиальном женском училище, был законоучителем параллельных классов и делопроизводителем совета Самарского епархиального училища, духовником Самарской духовной семинарии и законоучителем образцовой школы при семинарии, членом Самарского епархиального училищного совета, Самарского отделения Императорского Палестинского общества, Самарского епархиального Алексеевского братства. 16 сентября 1906 года стал секретарем правления Самарской духовной семинарии, казначеем (в 1907 году) и действительным членом Православного миссионерского общества по Самарскому комитету. В сан протоиерея он был возведен в 1910 году и около 1917 года служил помощником смотрителя духовного училища в г. Мариуполе. После большевистского переворота и закрытия училища, в 1920 году, протоиерей Александр Волковский эвакуировался из Новороссийска на предоставленном англичанами для русских беженцев судне в Египет. После долгого и тяжелого морского перехода на переполненном корабле попал вместе с другими соотечественниками в семейный палаточный лагерь для русских беженцев Телль аль-Кебир, устроенный англичанами в Египте, посреди пустыни. Воспоминания об этом морском переходе и жизни в лагере содержатся в книге русского журналиста и писателя А. А. Яблоновского «Гости английского короля»:

http://ruskline.ru/opp/2020/02/06/a_hris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010