Элладская Церковь предложила Константинополю компромисс HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Элладская Церковь предложила Константинополю компромисс Постоянный Священный Синод Греческой Церкви собрался 1 марта. Проект, переданный Постоянному Священному Синоду Элладской Церкви для окончательного утверждения, был единогласно принят и будет направлен Патриарху Варфоломею. Афины, 1 марта 2004 г. Постоянный Священный Синод Элладской Церкви собрался 1 марта на свое 147 заседание в присутствии Архиепископа Афинского и всея Греции Христодула, председательствовавшего на этом первом в марте заседании Синода. Об этом сообщает пресс-служба Священного Синода. Архиепископ Христодул сообщил иерархам последние новости по вопросу, возникшему за последние восемь месяцев в отношениях между Элладской Церковью и Константинопольским Патриархатом. Будучи с самого начала твердым приверженцем разрешения конфликта путем здравого и братского диалога, Архиепископ подробно рассказал о последних трех поездках владыки Анфима, митрополита Александрупольского, и владыки Пантелеимона, митрополита Беройского и Наузского, в Константинопольский Патриархат (2.02.2004, 11.02.2004 и 27.02.2004). Эти три поездки были совершены по инициативе Архиепископа Христодула и с согласия Патриарха Варфоломея. Результатом последней поездки было предварительное принятие Патриархом и Константинопольским Синодом проекта текста, подготовленного Вселенским Патриархатом и переработанного Архиепископом Христодулом. Митрополит Анфим был приглашен в Постоянный Священный Синод Элладской Церкви и присутствовал на заседании вместе с митрополитом Пантелеимоном. Он проинформировал Синод, как устно, так и письменно, о решениях, принятых в конечном итоге Константинольским Патриархатом. Вышеупомянутый проект, переданный Постоянному Священному Синоду Элладской Церкви для окончательного утверждения, был единогласно принят и будет направлен Патриарху Варфоломею. В данном предложении Элладская Церковь: а) снова подтверждает статус-кво «новых территорий» и б) направляет список кандидатов на замещение вакантных кафедр в Фессалоникийской, Элевферупольской и Сервийско-Козанийской епархиях, пользуясь своим законным правом. В конце заседания Постоянный Священный Синод обсудил и принял решения по текущим административным вопросам. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Arhiva Пн Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion s-a întâlnit cu Patriarhul Alexandriei Teodor 29 iunie 2019 12:04 28 июня 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Греции по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, встретился в Салониках с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором . В ходе встречи, состоявшейся в гостинице Macedonia Palace, стороны обменялись мнениями по вопросам, касающимся двусторонних отношений между Александрийской и Русской Православными Церквами, а также межправославных отношений. Беседа прошла в теплой и доверительной атмосфере. В тот же день митрополит Иларион принял участие в освящении офисного здания компании Atlantis Pak, отреставрированного на средства российского предпринимателя И.И. Саввиди. На церемонии, которую возглавил Блаженнейший Патриарх Феодор, присутствовали митрополиты Фессалоникийский Анфим, Иринупольский Димитрий и Гвинейский Георгий, клирики Фессалоникийской митрополии Элладской Православной Церкви , а также сопровождавшие митрополита Илариона секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям иеромонах Григорий (Соколов). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 6 martie 2022 19 aprilie 2020 Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/md/db/text/5462467...

Скорбя, что цель их не была достигнута, Но, чтоб бесплодным не оставить зло свое, Они-то действо все-таки закончили, И в жалком обиталище хормейстера, В присутствии каких-то темных личностей, Почтенными наперсниками Господа Был пес рукоположен в патриаршество. Таким образом, хиротония Максима все же была совершена. С этого момента Максим заявил, что является законным Константинопольским епископом. На его сторону стали некоторые клирики. Максим рассчитывал получить поддержку императора Феодосия, который в то время находился в Фессалониках. Однако при дворе императора он поддержки не нашел, поскольку ранее Феодосий уже одобрил переезд в Константинополь святителя Григория. Император передал дело Максима на рассмотрение епископа Асхолия Фессалоникийского, а тот, в свою очередь, начал по этому вопросу консультации с Римом. Не достигнув желаемого, Максим отправился сначала в Александрию, а оттуда — на Запад, стремясь заручиться поддержкой западных епископов. «Дело Максима» на II Вселенском Соборе 24 ноября 380 года император Феодосий вступил в Константинополь. Он предложил епископу Демофилу подписать православное исповедание веры. Когда Демофил отказался это сделать, он был изгнан из города вместе со своими сторонниками. После этого император передал кафедральный собор святых апостолов святителю Григорию, признав его законным епископом Константинополя. Однако Максима продолжали поддерживать в Александрии. К тому же и статус святителя Григория оставался не вполне ясным. Сомнения в законности его перемещения с одной кафедры на другую рассеяны не Все это привело к тому, что в 381 году вопрос о Константинопольской кафедре обсуждался на II Вселенском Соборе. Решение по поводу Максима Киника было оформлено на Соборе в виде особого правила — 4-го. В этом каноне попытка Максима занять Константинопольскую кафедру названа «бесчинием». Его рукоположение, а также все совершенные им хиротонии объявлены «не бывшими». Таким образом, Собор однозначно осудил Максима. Это решение было принято на Соборе до того, как в Константинополь прибыл Александрийский архиепископ Тимофей, сменивший Петра в начале 381 года. Хоть ранее Тимофей поддерживал Максима, но, очевидно, увидев единодушие отцов Собора в вопросе осуждения Максима, он согласился с уже принятым решением. Тем не менее, Тимофей инициировал рассмотрение на Соборе вопроса о легитимности пребывания на Константинопольской кафедре святителя Григория. Александрийский архиепископ настаивал на незаконности перехода Григория с Сасимской кафедры в В результате святитель Григорий принял решение отказаться от столичной кафедры ради воцарения мира. Вместо него новым Константинопольским епископом был избран святитель

http://patriarchia.ru/db/text/5929787.ht...

Никакой личной неприязни к Несторию не было ни у свт. Прокла Константинопольского , ни у Феодота Анкирского, которые от начала восстали против ересиарха. Согласно же Карташеву, свт. Кирилл должен был выступить не против Нестория, а против всех антиохийцев, чего святитель якобы не сделал, так как разбирался в разнице богословских школ, уложив Константинопольскую проблему «в привычное ему русло традиционной вражды его дядюшки Феофила к Константинопольскому первенству» 704 . О неправости таких размышлений Карташева свидетельствуют исторические источники, предложенные в статье М.В. Никифорова: «По просьбе некоторых константинопольских и антиохийских монахов свт. Кирилл Александрийский написал соч. «Против Диодора и Феодора» (431–438) в 3 кн. (1-я была посвящена Д.), сохранившееся до наст. времени во фрагментах (относительно Д.– PG. 76. Col. 1435–1438, 1449–1452), а также послания о них, извещающие императора (Cyr. Alex. Ep. 71//PG. 77. Col. 341; Mansi. T. 9. P. 267; ДВС. Т. 5. С. 92)» 705 . В 430 году св. папа Келестин с епископами на Римском Соборе осудили учение Нестория и указали на возможное отлучение его от Церкви в случае отсутствия отречения втечение 10 дней со дня чтения грамоты: «…если ты своей новизны, противной чувству веры, не отречешься, доказав свое оставление ее письменным изложением благочестивой и святой веры, в продолжение десяти дней, считая это время со дня, в который делается тебе известною эта грамота: то знай, что ты оставляешься вне общения со всею кафолической Церковью и твоя священническая власть во всех отношениях оставляется без всякого действия» 706 . Данное отлучение было больше руководством для Вселенского Собора: по мнению А.А. Королева, свт. Келестин давал свое благословение на осуждение Нестория в случае отсутствия покаяния в указанный период, но не отлучал его сам 707 . Действовать против Нестория было получено свт. Кириллу Александрийскому , которому диак. Посидоний вручил письмо с приговором Несторию, а также послания, адресованные Несторию, клиру, народу Константинополя и первенствующим на Востоке епископам − Иоанну Антиохийскому, Иувеналию Иерусалимскому, Руфу Фессалоникийскому и Флавиану, еп. г. Филиппы 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

После смерти талантливого и энергичного Генриха в 1216 г. бароны избрали в императоры его зятя Петра Куртене, женатого на Иоланте, сестре Балдуина и Генриха. В момент избрания Петр с супругой находился во Франции. Получив известие об избрании, они двинулись в Константинополь через Рим, где папа Гонорий III короновал Петра императорской короной, но не в храме св. Петра, а в церкви San Lorenzo Fuori le Mura, желая этим показать, что империя Романии на Востоке была отлична от Римской империи на Западе, – отличие, которое могло быть несколько забыто, если бы коронация восточного императора имела место в соборе св. Петра, где, начиная с Карла Великого и Оттона I, короновались западные императоры. 508 Отправив из Италии свою супругу Иоланту морем в Константинополь, сам Петр с войском, переехав Адриатическое море, высадился у Диррахия, надеясь сухим путем добраться до столицы. Но Феодор Ангел, устроив ему засаду в горных теснинах, разбил и взял в плен большую часть войска Петра. Сам император, по одним источникам, пал в битве, по другим, был схвачен и умер в греческом плену. 509 Этот, по словам В. Г. Васильевского , “подвиг Феодора совершенно в греческом византийском вкусе” 510 произвел особенно сильное впечатление на Западе, где хронисты в самых мрачных чертах рисуют дикость и жестокость Феодора. 511 Судьба Петра Куртене в греческом плену покрыта, подобно судьбе первого латинского императора Балдуина, погибшего, как известно, в болгарском плену, некоторой таинственностью; по всей вероятности, Петр умер в темнице. Между тем, вдова Петра, Иоланта, прибыв в Константинополь, в течение двух лет до своей смерти (1217–1219) управляла государством. Ей наследовал ее сын Роберт (1220–1228). Смерть Петра Куртене должна быть оценена как первый натиск Эпирского деспотата, т.е. западного эллинского начала против пришлого на Балканский полуостров элемента латинского. На этом антилатинская политика Феодора Ангела не закончилась. Вскоре возник вопрос о королевстве Фессалоникийском (Солунском), королем которого был, как известно, с 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

VI. В 586 году патриарху константинопольскому Иоанну постнику предоставлен был, на поместном соборе в Константинополе, по делу Григория, епископа антиохийского, и пресвитера Иоанна, титул епископа вселенскаго (επισκοπος οικουμενικος). Титул этот не был новым изобретением желавших почтить Иоанна: ибо и прежде митрополиты азийские назывались однозначущим именем кафолический (καϑολικος), а имя вселенский усвоялось предместникам Иоанна и соборами, и императорами, и епископами восточными 776 . Не выражал он и мысли о верховной власти над Церковию вселенскою: ибо был только почетным наименованием, которое справедливо можно было дать первенствующему из кафолических епископов, имевшему кафедру свою в престольном городе империи, издавна называвшейся вселенною (οικουμενη). Между тем на Западе поняли настоящее дело совершенно иначе. Папа Пелагий вообразил, будто с титулом вселенский соединяли на Востоке мысль о начальственной власти над церквами всей вселенной, и потому, приняв во внимание, что титулом сим уничтожаются права прочих патриархов, решительно отверг упомянутый собор 777 . Преемник Пелагия Григорий двоеслов лично знал Иоанна постника , как человека «самого кроткого, всеми любимого, выну, так сказать, седящего в пепеле и проповедующего смирение» 778 ; но так как и он, вследствие взгляда Пелагиева, думал, что Иоанн принял титул тот в видах подчинить себе всех вообще патриархов, то и возстал против него с негодованием. В письмах его, написанных в это время и к самому Иоанну постнику , и к патриархам: Евлогию александрийскому и Анастасию антиохийскому , к императору Маврикию, к Евсевию фессалоникийскому и другим лицам, читаем: «Размысли, прошу тебя, как безразсудною надменностию (в принятии титула вселенский) возмущается мир всей Церкви и оскорбляется благодать, сообщенная всем вообще. Всем сердцем твоим, возлюбленный брат, возлюби смирение, которым может сохраниться согласие всех братий и единство святой вселенской Церкви. Когда ап. Павел услышал, что некоторые говорят: аз есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор. 1:12 ), то ужаснулся такого рассечения тела Господня, вследствие которого члены его прилагались к чуждым главам, и воскликнул с устрашающею силою: еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся ( 1Кор. 1:13 )? Так избегал он подчинять, вне Христа, члены тела Господня в частности даже самим апостолам, как бы главам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Строго следуя вообще древнему канону, не уклоняясь от его принципов, Восток в частности твёрдо стоял на почве его начал в вопросе о высшей власти в Церкви. К этому убеждению приводит нас изучение правового воззрения восточной церкви по данному вопросу. Древний канон установил институт патриархов и провозгласил принцип автономности и невмешательства одной церкви в дела другой. Естественный вывод отсюда тот, что в решении дел, касающихся всей Церкви, нужно участие всех независимых церквей, что высшая власть в Церкви – совокупная власть независимых церквей. Этого вывода Восток и держался в описываемую эпоху. Твёрдо стоя на почве древнего канона, Восток не допускал, чтобы кто-либо один или какая-либо отдельная церковь решали дела вселенского характера и давали общеобязательные нормы для всей Церкви. Мы знаем, что Восток порвал связь с римской церковью именно вследствие притязаний её представителей – пап на церковный абсолютизм. Папские притязания на главенство во всей Церкви были и причиной того, почему Восток не хотел знать унии с Римом. На многочисленных восточных соборах и в окружных посланиях восточных пастырей, начиная от времени Фотия и кончая ответом восточной церкви на папское послание пред Ватиканским собором, наряду с другими римскими заблуждениями осуждается и стремление римского престола присвоить себе высшую власть в Церкви 450 . Это же встречаем мы и в полемических (например, соч. Никиты Никомидийского, Василия Фессалоникийского, Нила Доксопатра, патриарха Михаила Анхиала, монаха Варлаама, Нила Кавасилы , Геннадия константинопольского , Мелетия Александрийского , Гавриила Филадельфийского, Митрофана Критопула, Нектария Иерусалимского, Николая Кераммевса, Илии-Минятия, Питципиоса), а также и в символических (см. «Исповедание» иерусалимского патриарха Досифея, «православное исповедание» Петра Могилы) книгах, появившихся на Востоке в описываемую эпоху. По правовому сознанию Востока, высшая власть в Церкви должна принадлежать вселенскому собору и решение дел вселенского характера относится именно к его компетенции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Святителя Григория Паламы архиепископа Фессалонитского , Седмица 2-я Великого Поста Слово в Неделю светотворных постов Второе воскресение Великого поста называется Неделей светотворных постов. В этот день ? память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца. Он подвизался в 13 веке. С особым благоговением внимает Церковь его учению о нетварном фаворском свете, совершая восхождение к Крестной смерти Господа и Его Воскресению, к тайне, раскрывшейся на горе Преображения. В своих писаниях он различает в Боге неприступную сущность и вечные творческие энергии, через которые Бог приобщает тварные существа Своей жизни и Своему свету. Очищая сердце подвигом воздержания и молитвы, даром таинств, человек делается способным подлинно соединиться с Богом, стать причастным Его славе, которая просияет в телах и душах святых после всеобщего Воскресения. Святителю Григорию пришлось выдержать мощный натиск блестящих книжных богословов из высокоинтеллектуальной среды византийской столицы, которые опытно не знали благодати Божией, но были весьма искусны в риторике. Над Святителем состоялся церковный суд. Святой был отлучен от Церкви и даже приговорен к тюремному заключению. Но Господь не оставляет Своих. Истина восторжествовала, еретики осуждены, и с ними ? философский гуманизм, который должен скоро будет вдохновить так называемую эпоху Возрождения в Европе. С юных лет, приняв монашеский постриг, святитель учился главным христианским добродетелям ? послушанию, кротости и смирению. И день, и ночь молился, как сказано в его житии, с рыданием: «Господи, просвети мою тьму». Божия Матерь, Которой он вверил себя, послала к нему в начале его пути апостола Иоанна Богослова, и тот обещал ему свой покров в этой жизни и в будущей. А накануне кончины, в день памяти святого Иоанна Златоуста, ему явился этот святитель, приглашая его присоединиться к сонму святых иерархов. Церковь прославляет святителя Григория Паламу ? великого пастыря ? за чистоту православного исповедания, за мужественное стояние в истине. Он шел вслед за святыми отцами. Это о нем, почти за тысячу лет до него, сказал другой святитель Григорий ? Богослов: «Чтобы стать пастырем, он всю жизнь учился быть овцой».

http://moral.ru/st_gregory_palamas/

30 нояб. 1974 г. папа Римский Павел VI подарил К-польскому патриарху Димитрию часть мощей К., а тот 7 февр. 1976 г. передал их Фессалоникийскому митр. Пантелеимону II (Хрисофакису). До завершения строительства храма, посвященного равноапостольным К. и Мефодию, эта реликвия хранилась в базилике вмч. Димитрия Солунского. Храм был заложен 17 июня 1981 г. на просп. Мегалу-Александру, рядом с набережной, и освящен 12 мая 1985 г. Он представляет собой большой крестово-купольный собор в визант. стиле (образцом для него послужила к-польская ц. Пресв. Богородицы Фары), но с позолоченным куполом, что несвойственно греч. храмам. Мощи выставляются для поклонения каждую среду в 6 ч. вечера. 14 сент. 2008 г. рядом с храмом была установлена стела в виде раскрытой книги с мозаичными изображениями К. и Мефодия с одной стороны и кириллического алфавита - с другой (скульптор Д. Ставриниду, мозаичист Е. Галинос, архит. К. Галинос). 24 мая 2013 г. рядом с храмом был установлен памятник солунским братьям, выполненный скульптором А. А. Архиповым (С.-Петербург) в связи с тем, что 2013 год провозглашен муниципалитетом Фессалоники годом Кирилла и Мефодия. Также на набережной недалеко от храма находится памятный крест в честь этих святых. Хотя церкви во имя слав. просветителей есть в разных регионах Греции (напр., 26 сент. 2013 был заложен храм в Олимпиако-Хорьо в пригороде Афин), но большинство их находится в окрестностях родного города святых (напр., в Эвосмосе и Александрии) и в Лангадасской митрополии: часовня во имя ап. Павла и равноапостольных К. и Мефодия в местности Дервени-Лайина, ц. Пресв. Богородицы и равноапостольных К. и Мефодия в с. Периволаки близ Лангадаса (малое освящение совершено 10 мая 2013, храму переданы частицы мощей слав. просветителей), мон-рь равноапостольных К. и Мефодия близ Аскоса (собор освящен 9 мая 2012), главной святыней к-рого являются частицы мощей учеников первоучителей - святых Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра. В мон-ре Св. Троицы близ сел. Пенде-Врисес работает Международная академия богословских и философских исследований «Св. Кирилл и Мефодий».

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Маркиан был занят военными заботами — отражением новой волны гуннов, поэтому он приказал подтянуть собор поближе к столице. Таким образом решено было проводить собор в Халкидоне — городе на азиатском берегу Босфора, напротив Константинополя. Приблизительно в то же время гунны были отбиты и направились на Запад, где в том же 451 г. потерпели решительное поражение в Галлии, на Каталаунских полях. 2. Папа Лев выдвинул чрезвычайно жесткие условия для участия своих представителей на соборе: он потребовал, чтобы они председательствовали на собраниях и чтобы его “томос к Флавиану” был признан как окончательное определение по христологическим вопросам. Участие Рима в соборе было настолько важным, что император принял первое условие (хотя оно и нарушало уже сложившийся соборный протокол), но лишь формально. Папский легат Пасхасин, епископ Лилибейский в Сицилии, был посажен на первое кресло и стал церковным председателем Собора. Что же касается папского послания свт. Флавиану, то его отказались принять только лишь на основании его авторства, и оно было очень тщательно сверено с пользовавшимися непререкаемым авторитетом писаниями свт. Кирилла. Правительство, наученное горьким опытом двух предыдущих соборов, решило взять в свои руки весь внешний порядок. За порядком следила специальная комиссия из 18 имперских уполномоченных — самых высокопоставленных чиновников и сенаторов — в том числе таких высоких сановников как magister militium Анатолий, префект преторианцев Востока Палладий и praefectus urbis Татиан. И в действительности всей работой Собора руководили не легаты, а эти восемнадцать уполномоченных. Собор собрался в Халкидоне в большой базилике местно чтимой мученицы Евфимии. Он продолжался более трех недель, от 8 до 31 октября 451 г. Всего прошло 17 пленарных заседаний. Это был первый собор, чьи протоколы полностью сохранились. Он был очень хорошо организован и стал прототипом всех соборов (а возможно, и парламентов). Имперские уполномоченные сели в середине восточной части храма, перед солеей, спиной к апсиде. С правой стороны храма (слева от уполномоченных) сидели папские легаты, Анатолий Константинопольский, Максим Антиохийский, Фалласий Кесарии Каппадокийской, Стефан Эфесский, то есть епископы Востока (кроме Палестины), Азии, Понта и Фракии. Слева сели Диоскор Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, представитель Анастасия Фессалоникийского — Квинтилл Ираклийский и их сторонники — епископы Египта, Палестины и восточного Иллирика.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010