Восемнадцать лет был епископом Апамеи, а с 709 г. – Антиохий­ский (яковитский) патриарх. Его «Апология» написана в ответ на вопросы харранского епископа Льва («мельхитского», т. е. православного) о причинах его перехода в монофизитство (Райт В. Краткий очерк сирийской литературы. СПб., 1902. С. 112). В своей публикации А. ван Рой приводит сирийский текст этих фрагментов по руко­писи Brit. Mus. Additional 17197, содержащей вторую половину «Апологии», и дает их латинский перевод (Van Roey 1942). 39 Митрополиты обеих Киликий, Елладий Тарсийский и Максимин Аназарвский, в Эфесе были в составе «отступнического сборища» под председательством Иоанна Антиохийского (ACO I, 1:5. P. 15:1–7:123:11–13. ДВС 74 ( Деяния 1996 . Т. 1. С. 287)). Вскоре после окончания Эфесского Собора, в начале 432 г., в Тарсе про­шел собор, на котором было подтверждено принятое антиохийцами в Эфесе решение о поддержке Нестория и осуждении свт. Кирилла Александрийского и Мемнона Эфес­ского, а также осуждены еще семь епископов, сторонников свт. Кирилла (Hefele 1908. P. 382; Глубоковский 1890. С. 101). Во время переговоров Александрийского и Ан­тиохийского патриархов оба киликийских митрополита в своих письмах к Александру Иерапольскому высказывали убеждение в неисправимом «аполлинарианстве» свт. Ки­рилла и порицали тех, кто стремится сблизиться с ним (Hefele 1908. P. 391–392). 44 Из слов свт. Кирилла в конце первого письма видно, что эти толки дошли и до Диокесарии (Ep. 45:12. ACO I, 1:6. P. 157:11–13). 45 То же наименование upomnhsticou (commonitorium) присутствует еще в двух посланиях свт. Кирилла, также носящих характер официального представления. Пер­вое – относящаяся к началу несторианского спора «Памятная записка для Посидо­ния», посланного из Александрии в Рим (Ep. 11a. ACO I, 1:7. P. 171 – 172. CPG 5311). Здесь содержится изложение «веры Нестория», которое следовало представить папе Целестину . Второе – современная первому «Посланию к Суккенсу» «Памятная за­писка пресвитеру Евлогию», представителю Александрийского патриарха в Констан­тинополе (Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Иринея Лионского 68 . Это сочинение писано в восьмидесятых годах второго столетия. Св. Ириней был один из важнейших церковных деятелей и самых образованных людей своего времени. Родом он был малоазийский грек, получил христианское образование по его собственному свидетельству под ближайшим руководством ученика Иоанна Богослова св. Поликарпа епископа смирнского 69 , и затем, предполагают, под руководством другого еще ученика апостольского, Папия епископа иерапольского, известного собирателя древнейших преданий церковных 70 . Затем в целях распространения христианства он перешел из Малой Азии или послан был св. Поликарпом в Галлию 71 . Здесь был пресвитером церкви лионской при первом ее епископе св. Пофине, и затем после мученической смерти Пофина сам сделался лионским епископом 72 . Из Лиона еще в качестве пресвитера, по поручению своей церкви, он путешествовал в Рим по поводу распространения там монтанистического учения 73 ; затем, как один из самых уважаемых епископов, он поддерживал живые сношения с римскою и малоазийскими церквами, что видно из его посланий к римским пресвитерам Флорину и Власту, и из писем к римскому и малоазийским епископам во время споров о праздновании пасхи, возникших при папе Викторе 74 . Таким образом св. Ириней более, чем кто-нибудь из его современников, имел средства следить за важнейшими явлениями в церкви христианской. К исследованию еретических учений он, по свидетельству другого близкого к нему западного церковного писателя Тертуллиана , имел особенную склонность 75 . Свое сочинение против ересей Ириней начал писать по просьбе одного друга с целию опровержения ереси валентиниан, сильно распространявших в то время учение свое не только в Риме, но и в Галлии 76 . Затем, желая показать происхождение валентиновой ереси и связь ее с предшествовавшими еретическими заблуждениями, св. Ириней перешел к описанию древнейших ересей, появлявшихся в христианстве с самых первых времен его истории, и затем к опровержению еретических заблуждений 77 . Цельности внешней сочинение Иринея не имеет,– видно, что оно писано в различное время и без особенно строгого наперед составленного плана; но по внутренней цельности – по твердо выработанному богословскому воззрению и отсюда по твердо установившемуся отношению ко всем противным церкви лжеучениям, это сочинение одно из образцовых произведений древней христианской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Великомученика Георгия, бывшая первоначально домовою, и построенная дочерью боярина Юрия Захарьевича, девицею Феодосиею, в честь ангела родителя своего. В этом храме, впоследствии времени вновь сооруженном, погребен скончавшийся, в 1755 году, в ссылке, в Сибири, знаменитый вице-канцлер, граф Михаил Гаврилович Головкин, вместе с своего супругою, участницею заточения его. 2) Казанской Богородицы, теплая, с приделом Алексия Человека Божия, устроенным на иждивение боярина Родиона Матвеевича Стрешнева; тут был еще придел Великомученицы Екатерины, который упразднен. 3) Захария и Елисаветы, небольшая церковь ; построена в 1750 году по усердию княгини Прасковьи Петровны Шаховской и с 1812 года находится неосвященною. Над св. вратами был прежде храм во имя Нерукотворного Спасова Образа; но после пожара в нашествие неприятелей, разобран. ФЕОДОРОВСКИЙ, муж. существовавший с XV века в Москве, в Земляном городе, у Никитских ворот (что прежде назывались Смоленскими), где ныне приходская церковь Феодора Студита , и известный в старину под именем монастыря Смоленской Богоматери. – На этом месте была издревле часовня св. Феодора Студийского, у которой, по водворении спокойствия от нападений татарских, при в. к. Иоанне III, общиною Боголюбивых жен основана была женская обитель, во имя Смоленской Богородицы; она обращена в мужскую в начале XVII века, то есть, тогда, как на этом самом месте царь Михаил Феодорович радостно встретил родителя своего Филарета, возвратившегося из Польского плена. В 1626 году, патриарх Филарет, по устроении мужской обители, обратил древнюю часовню св. Феодора в церковь . – Монастырь этот, бывший впоследствии любимым местом успокоения Филарета от мирских сует, и носивший название Домового Патриаршего, существовал до начала XVIII века: в 1709 году он упразднен; иноки переведены в Новинский монастырь; а церковь обращена в приходскую, в которой ныне главный престол Смоленской Божией Матери и два придельных: Феодора Студита и Аверкия Иерапольского . – На погосте этой церкви погребены родственники знаменитого героя Суворова, которого и дом был вблизи от оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

    Феодора монаха в Египте, ученика Аммона, при Константине Великом, о коем упоминает св. Афанасий в жизни Антония. М. Р.     Феодора восточного. Абис. У Люд. 8. Мучч. Анастасия, Иукуида, Ратита, Петра, Флора, Тиля, Флориана, Татии в Сирмии. Иерон.    Аполлинария. еп. иерапольского, † в конце 2 века. М. Р. В других 7 февр. Деян. св. 17 февр. сведения из разных писателей.     Тимофея, Евкта или Полиевкта, Рустика, Писсея или Циписсея, Секунда, Лукия, Феликса, Ианнуария, Палладия в Греции. Иерон.    Перенесение мощей Аввы Пиора. Копт. у Порфир.     Семь отроков спящих. Копт. и Абис. у Люд.     Накаро Абис. у Люд. 9. Муч. Ембраиза. Копт. и Абис. у Люд.    Мегрелы муч., Абхора брата ее. Абис. у Люд.    Мучч. Виталия, Ревоката, Фортуната, Фирма или Фирмана, Поссессора, Ианнуария, Сатурнина в Смирне. Иерон. Узуард.    Св. Архимеда у Порфир. и Люд. (3 янв.)     Максима, брата Романа. Копт, 1425. 1338 (брата Дометиева у Порфирия).     Василия и Григория, дядей по матери Евстратия чудотворца. Никод. 10. Св. Филофея. Копт. 1338 (см. 11 янв.)    Авдия прор., ученика св. Илии. Абис. и Копт. у Люд.    Св. Григория. Абис. у Люд. и Копт. у Порфир. 11. Петра, Севера Левкия, испов. александрийских. Б. А. У. Н. и др.    Даниила женоненавидца,у Люд.    Муч. Филофея при Диоклитиане. Копт. 1425 (25 янв.). 12. Св. Думатея (Думадия, брата Максима. Копт. 1286).    Иоанна Палеонидора, еп. иерусалимского (44-го). У Молана. См. Деян. св.    Мучч. Петра, Филорома, Зотика, Кастула, Авентина в Египте. Иерон.    Мучч. Сатира, Кириака, Мосцентия в Ахаии. Иерон. М. Р. и друг.     Максима и Дометия, детей Императора Валентиниана, монахов при Макарии авве. Копт. 1425. 13. Леонтия, еп. Кесарии при Ликинии, был на первом всел. соборе, † ок. 337 г. Деян. св. исследов.   Св. Георгия. Абис. у Люд. 14. Клера (по друг. Клета) диакона в Антиохии, брошенного в море. Ноткер, Узуард и др. (отличен от Клера 7 янв).    Иаф-Керина-Езкие. Абис. Люд.    Многих мучч. в Асне (Латополь или Латона) в верхнем Египте. Копт. 1425. (Освящ. храма их у Люд.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

68 Твердой информации о жизни и профессии Сократа (кроме той, что он оставил сам в своей «Истории») не было уже в поздней древности. Он явно не входил в число лиц духовного звания – хотя бы потому, что его богословие слишком либерально. Он не мог быть чиновником, поскольку в его сочинении нет характерных для авторов этого общественного слоя панегирических описаний императорских деяний (хотя существующему порядку вещей историк явно симпатизирует). На основании некоторых мест из текста «Истории» предполагают, что он мог быть юристом, да и прозвище «Схоластик» дает повод видеть в нем адвоката (хотя патриарх Фотий демонстративно опускает это прозвище). Образование Сократ получил у языческих грамматиков Элладия и Аммония, которые явились в Константинополь из Александрии, где были языческими жрецами; отсюда – его уважение к греческой языческой науке: он охотно изучал (хотя и критиковал, защищая христианство) сочинения Юлиана и Ливания, а из более древних авторов (как показали Баур и Гарнак) особенно уважал Фукидида, которому старался подражать в складе речи и композиции. В богословии Сократ был самоучкой и не имел устойчивых понятий об истинном учении Церкви. Христианских авторов он начал изучать лишь тогда, когда приступил к написанию своей истории. Из последних он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого , Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал мало и не по сочинениям, а по апологии, написанной его другом Памфилом. Сочинения великих каппадокийцев ( Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского ) читал мало, что сказалось на его истории весьма невыгодно. При этом Сократу более импонировали остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков (например, Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского), так что, при всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями. Из древней, дооригенов- ской христианской литературы Сократ знает лишь Климента Александрийского , Иринея Лионского и Аполлинария Иерапольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И действительно, преемники св. Апостолов, – апостольские мужи, св. отцы и учители Церкви первых ея веков свято хранили св. Предание: «они, говорит св. Иустин Мученик , ничего не учили по собственным соображениям и никогда не впадали во взаимное несогласие, ибо будучи чужды всякого искательства и злоумышленности, как приняли от Бога, так и передали нам учение“. («In exhort. ad gentes“). Историк Евсевий (4-го века) передает следующие слова Папия, епископа Иерапольского, ученика Иоанна Богослова: «Если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старшими (т. е. Апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, – что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни; ибо я полагал, что книжные сведения не столько мне пользы, сколько живой и внедряющий голос “ (Церк. истор. Евсевия. Кн. 3; гл. 39). В первые же века Церкви Христовой мужи апостольские, св. отцы и учители ее, как, напр., Егизип, современник Иринея Лионского , св. Климент Александрийский и другие стали записывать предания св. Апостолов, так что к 4 веку они были уже все собраны в один теперешний канон, утвержденный отцами Церкви на соборе Иппонийском, бывшем в 393 году. Это определение Иппонийского собора подтверждено было 33 правилом собора Карфагенского в 397 году и окончательно утверждено навсегда на 6 Всел. Соборе, (правил. 2), бывшем в 691 году. Св. Предание заключается в древних символах, в древних литургиях (ап. Марка, ап. Иакова, ап. Фаддея и др.), в писаниях св. отцев и учителей Церкви, в церковной богослужебной практике, в Правилах Апостолов и, наконец, в девяти поместных и семи вселенских соборах, которые, будучи выражением голоса всей Церкви, пользовались сами св. Преданием и утвердили его навеки, как источник христианской веры и благочестия. Таким образом св. Предание неповрежденно сохранилось Церковью от времен св. Апостолов и будет неповрежденным сохраняться ею, наряду с св. Писанием, до конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таким образом, древность и подлинность этих памятников всё более и более утверждается наукой. Памятники после-апостольского времени (I-й u nepbaя половина II-ro века) От конца I-ro u nepboй половины II-ro века мы имеем несколько церковно-исторических памятников. Но они стоят ниже упомянутых нами не только по своему религиозно-нравственному содержанию, но и по научному значению. И здесь, заметим, замечательно это совпадение религиозного значения памятников с научным. Чем выше стоят они в религиозном отношении, как, например, Евангелие, Апостол, тем выше их научно-историческое значение. Писания мужей апостольских Т. е. ближайших учеников, сотрудников, непосредственных преемников апостолов, первых списков древнейших и важнейших христианских церквей. Некоторые из этих приемников апостолов писали сочинения, большею частью небольшие, больше послания; некоторые из них дошли до нас. Послание Варнавы, одного из 70-ти апостолов, сотрудника ап. Павла, а потом бывшего проповедником христианства на о. Кипре, принадлежит, по содержанию и по мысли, к посланиям ап. Павла к галатам и евреям. Послания Климента, ученика и сотрудника апостолов Петра и Павла. Он был епископом римской церкви и написал 2 послания к коринфянам по поводу несогласий и раздоров в их среде. Послания Игнатия, епископа Антиохийского, ученика Иоанна Богослова. Перед своей мученической кончиной он написал несколько посланий к разным малоазийским церквам. Послание его ближайшего друга, Поликарпа, епископа Смирского, тоже ученика Иоанна Богослова. К писаниям мужей апостольских причисляют и книгу «Пастырь», приписываемую каком-то римскому христианину Ерме. Он жил по мнению одних, в конце 1-ого, а по другим, в начале или даже половине II-ro века. Его сочинение мистическое, аллегорическое, но в нём также много черт для воспроизведения состояния христианской общины в то время. Писания Папия, епископа Иерапольского, ученика Иоанна Богослова, не дошли до нас, но его цитирует Евсевий, писатель IV-ro века. Сочинения Папия озаглавлено: «Изречения Господни». Евсевий говорит, что Папий внёс не мало суеверных рассказов, но судя по дошедшим до нас отрывкам, у Папия также было много исторических данных, весьма важных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге. Деятельность прихода [ править править код ] В школе-интернате Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе. В дни воспоминания трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды. Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, 1-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском центре «Адмиралтейские верфи». На приходе действуют: Святыни [ править править код ] Мощевик В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии. Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского , свт. Афанасия Александрийского , ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского. Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца , сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Богоявл...

Тем не менее вскоре, заподозрив его в том, что он нанес ему оскорбление, он беспричинно убил его во дворце вместе с его близкими, отнюдь не считая препятствием для этого принесенные им ранее столь страшные клятвы.» (Прокопий Кесарийский. Тайная история. VI., 27–28. Последнее издание – М., 1993 г. с.337) Но учитывая вообще баснословный характер этого сочинения, вряд ли стоит серьезно относится к этому сообщению. 353 По сообщению Феофана, император также приказал сослать Ксеная Филоксена, епископа Иерапольского, как манихея, и Петра Апомейского, со всеми, разделявшими их злую ересь. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.129) 354 Имеются в виду послания, которые писали друг к другу епископы при вступлении на епископский престол. Обыкновенным содержанием их было исповедание веры. 357 Не совсем понятно, о каком из патриархов идет речь – Тимофей III Александрийский (517–535 гг.) или Тимофей I Константинопольский (511–518 гг.) 359 По сообщению Феофана, до рукоположения он был начальником странноприимного двора в Еввуле. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.129) 360 Как сообщает о нем Малала (412–416) «который сотворил великое гонение на именуемых православными, многих убив.» Феофан поясняет это так: «Евфрасий Антиохийский исключил было из книги поминальной Халкидонский собор и имя Гормизда, папы Римского, но потом пришел в страх и проповедывал четыре собора.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.129) 361 Феофан так рассказывает об этом пожаре: «В сем году, в октябре, индиктиона четвертого, постигли город Антиохию предвестники гнева Божия: в самой середине города, не известно от чего, произошел большой пожар, предвещавший наступающую грозу Божию. Пожар начался от церкви мученика Стефана и простерся до претории военачальника. Он был только началом горя. Пожары продолжались целых шесть месяцев, много домов сгорело и много народу померло. Никто не мог дознать, от чего загорелось: огонь показывался даже на кровлях пятиярусных домов.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Строгая иноческая жизнь Феодорита, его обширная образованность и пламенная ревность о благе Церкви вскоре приготовили его к высшему служению. Еще в молодых годах он призван к занятию епископского престола в городе Кир, отечестве пр. Маркиана. По существовавшему тогда порядку, вероятно, сами жители города Кира изъявили желание иметь Феодорита у себя епископом; собор епископов утвердил это избрание, хотя сам Феодорит и не изъявлял расположения оставить свою скромную жизнь в монастыре (423 г.) 27 . Город Кир принадлежал к округу иерапольской митрополии, которой область со времен Константина Великого именовалась евфратскою. Он отстоит на 70 миль (рим.) от Антиохии к северу. Удаленный от главных путей сообщения 28 , он был немноголюден и беден: жители, обремененные податями, переселялись в другие места 29 . Но христианство здесь процветало. Епархия кирская богата была церквями: в ней было до 800 приходов (παροικιας) 30 . Она имела и своих мучеников: во время Юлиана отступника пострадали здесь пр. Дометий с двумя своими учениками. Когда Император выступил из Антиохии в поход против Персов, на пути, в области кирской, нашел он сего пустынножителя, обитавшего в пещере. Раздраженный тем, что отовсюду стекалось множество людей к подвижнику за помощью, он приказал закидать пещеру камнями и таким образом лишил жизни благочестивого инока с его учениками 31 .– В окрестностях города Кира было много и других подвижников, прославившихся святостию своей жизни и чудотворениями. Одних уже не застал в живых новый Архипастырь кирский,–- с другими лично был знаком, и с некоторыми был в близком общении, и как о почивших, так и о своих современниках сообщил сведения в своей Истории Боголюбцев 32 .Из числа близких к нему были: пр. Евсевий из селения Исихи 33 , Марис 34 , Иаков, которого он именует великим 35 , Фалассий и Лимней 36 , Полихроний 37 , Иаков ученик Асклипия 38 . С любовью посещал их ревнитель подвигов иноческих: и уединенные подвижники, не допускавшие к себе никого, охотно отверзали перед ним дверь своей келии, беседовали с ним о предметах духовных, сообщали ему тайны будущего, принимали от него пособия в облегчение своих немощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010