Аполлинарий Лаодикийский (IV в.), реконструкция из фрагментов 1331 (однако оба фрагмента соединены вместе уже у Феофилакта Болгарского ) Фрагмент 20 Самым последним из них Иоанн, прозванный «сын грома», в очень преклонном возрасте, как передали нам Ириней и Евсевий и другие верные [их] преемники, заслуживающие доверия историки, продиктовал в то время, когда расцвели страшные ереси, Евангелие своему доброжительному ученику, Папию Иерапольскому , для восполнения возвестивших до него слово [Божие] народам по всей вселенной. Анонимный отрывок из катен на Евангелие от Иоанна.1341 Фрагмент 21 1342 (1) Итак; слово Божие нашло пристанище у них; могущество Симона [Мага] угасло и исчезло сразу вместе с ним. Сияние благочестия настолько озарило разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным довольствоваться лишь однажды услышанным и незаписанным учением божественной проповеди. Они всячески неотступно уговаривали Марка, чье Евангелие мы имеем – а был он спутником Петра, – чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно; они не оставляли его в покое, пока не принудили его; они – причина написания того Евангелия, которое называется Евангелием от Марка. (2) Как рассказывают, апостол, узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это писание в Церквах. Климент приводит эту историю в 6-й книге своих Очерков. Согласно с ним и свидетельство Иерапольского епископа по имени Папий. Петр упоминает о Марке в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме и указал на это, назвав город метафорически «Вавилоном» в следующих словах: «Приветствует вас избранная [ церковь ] в Вавилоне и Марк, сын мой». 1343 Евс. ЦИ II, 15 (перевод М.Е. Сергеенко, уточненный)1344 Фрагмент 22 [Также вместе со св. Дионисием Александрийским частично не принимаем] и великомученика Мефодия, правившего архиерейским кормилом престола в Патарах, и еще Иринея, епископа Лионского, и Папия [епископа] Иерапольского. Первый [Дионисий] увенчался мученическим венцом, а двое других [Папий и Ириней] были мужами апостольскими и образом жизни дивно просиявшими. Однако если они и пренебрегли в чем-либо1345 истиной и уклонились [в сторону], изрекши противное общецерковному учению (δγματος), то в этом мы не следуем [им], отеческой же чести и славы их ничуть не лишаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

XXI, 875). 743 Нельзя сказать с решительностью, что это письмо есть ответ на сообщение Дорофея Александру Иерапольскому и блаж. Феодориту о посланиях новопоставленного Константинопольского епископа (в апреле 434 года: Сократ, Ц.И., кн. VII, гл 40) Прокла к клиру и народу с наветами на «восточных» и с приглашением – и им обратиться в столицу с коллективною просьбой к императору (Synodicon, сар. CXXXVIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col 753). 744 По другому списку и под иным заглавием заключенный в кавычках отрывок см. выше в письме 173-м на стр. 395–306. 745 В другом месте Тит называется еще заместителем, викарием (locisservator, vicanus. Synodicon, сар. CLIV – t. ар. Migne, gr. ser. LXXXIV col. 768), поскольку временно он заступал военачальника (ibid, сар. CLXXXIII, col. 798; см выше к письму 40-му на стр. 39,1) Дионисия, которому было поручено предложить Елладию Тарсийскому, Максимину Аназарвийскому, Александру Иерапольскому и Феодориту, чтобы они или примирились с Иоанном, или покинули свои церкви (ibid, сар. CXLII и CXLIII, col. 758–759) См. еще письма 197 (XVII) , 235 (гл. 60) и 249 (гл. 133) на стр. 330,3 380,2 415,12. 747 См «Историю Боголюбцев» блаж. Феодорита, гл. 21. 28. 26; ср еще к письму 200 (XX) на стр. 334,1. 749 Т.е. те епископы, которые незаконно поставлены вместо изгнанных. См в письмах 247 (гл. 128), 249 (гл. 133) и 250 (гл. 133) на стр. 411–412 417–418. 751 Александр отвечал на предыдущее послание блаж. Феодорита, что ни в каком случае не войдет в общение с еретиком Кириллом Александрийским и его другой Иоанном, если они не откажутся от своего нечестия и от низложения Нестория; он, видимо, не одобряет намерений Кирского епископа и для предупреждения отправляет ему «те грамоты, которые он (Иоанн) прислал ныне» ему (Synodicon, сар CXLVIÏ Migne, ser gr. t LXXXIV, col. 761–763). 752 Видимо, разумеются проекты ответов Иоанну Антиохийском, приложенных Александром Иерапольским. 753 Люп (Вольф) считал эти письма за грамоты Прокла о своем поставлении, но, кажется, вероятнее будет видеть в них послания собора Антиохийского, каковые должны были быть приняты и в Константинополе и на «Востоке».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Наиболее вероятно, Мк. было написано в Риме, около 70-го года, со слов ап. Петра. Эти сведения мы черпаем из документов древней церковной истории и святоотеческой письменности, отражающих еще более древние предания, восходящие ко временам апостолов. Свидетельство Папия Иерапольского Первым по древности и важности считается свидетельство Папия, еп. Иерапольского (около 125-го года), а именно его пять книг, озаглавленные как «Истолкование изречений Господних» . Правда, сохранилось это произведение в отрывках и благодаря тому, что их включил в свою «Церковную историю» (III, 39) Евсевий Кесарийский (IV век). В них приводятся краткие, но интереснейшие сведения о составлении Евангелий. О Мк. там сказано следующее: «Марк, переводчик (e(rmhneuthj) Петра, с точностью записал все, что запомнил, хотя и не держался строгого порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как сказано, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нужды слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господа передать по порядку» . Папий в свою очередь ссылается на свой источник — некоего пресвитера Иоанна, ученика Господа («Церк. ист.», III, 39, 4), хотя, судя по контексту, он вовсе не имеет в виду ап. Иоанна Богослова, как считал св. Ириней Лионский («Против ересей», V, 33, 4) . Для лучшего запоминания выстроим цепочку имен — авторов, писателей и свидетелей написания Евангелия от Марка: ап. Петр — ап. Марк — пресвитер Иоанн — Папий — Евсевий. Отметим и то, на чем особенно акцентирует внимание Папий: от Марка нечего ждать безукоризненной хронологической достоверности в изложении событий. В самом деле, трудно предположить, что ап. Петр читал «курс лекций», выверенный и отредактированный хотя бы с хронологической точки зрения. Марк же в меру сил выполнил эту работу. Другие свидетельства Тот же Евсевий приводит и свидетельство Климента Александрийского о том, что «в то время, как апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его, ... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка» (ср. Евсевий, «Церк. ист.», 11, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ († 449), еп. Самосаты Коммагенской (юго-восток М. Азии). Во время Всел. III Собора присоединился к Иоанну Антиохийскому и блж. Феодориту , противникам свт. Кирилла Александрийского , и написал опровержение на его анафематизмы, о содержании к-рого можно судить из ответов свт. Кирилла (PG. 76. Col. 315-386). А. считал, что свт. Кирилл якобы возрождает ересь Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской . Из-за такого отношения А. к свт. Кириллу Александрийскому прп. Анастасий Синаит называет его «драконом, исполненным несторианского яда» (Hodegos. Сар. 22). Следует, однако, отметить, что позиция А. была довольно умеренной: он, в частности, подчеркивал, что надлежит осуждать тех, кто считает Христа простым человеком (греч. ψιλν νθρωπον), и приветствовал примирительное послание свт. Кирилла «Да радуются небеса». А. приписывают 10 посланий к Александру, еп. Иерапольскому , еп. Иерапольскому, и др. епископам Востока, сохранившихся в лат. переводе, письмо к Раввуле , еп. Эдесскому, на сир. языке и фрагменты на греческом. Соч.: CPG, N 6373-6385; Epistulae//PG. 84. Col. 649, 669, 672, 691, 704, 713, 717, 719; Fragmenta varia//Ibid. 89. 292; Baumstark A. Ein Brief des Andreas von Samosata an Rabboula von Edessa und eine verlorene dogmatische Katene//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 179-181. Ист.: Anastasius Sinaita. Hodegos//PG. 89. Col. 291-294. Лит.: Le Quien M. OC. T. 2. Col. 935; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 194, 223, 228; Jugie M. André de Samosate//DHGE. T. 2. Col. 1604-1606; Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924. Bd. 4. S. 249-250. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/115238.html

Андрей Кесарийский . Об Апокалипсисе, 34.12. 51 14 . ...беря свои намеки у великого Папия Иерапольского , который был учеником Bosom-Friend 52 и Климента, из Пантена, александрийского священника, и Аммония, наиболее образованного ученого, этих древних и наиболее ранних интерпретаторов, согласных 53 друг с другом в понимании «шести дней» 54 как относящихся к Христу и церкви. Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г) Consideratins on the Hexaemeron, I. 55 15 . В то время наиболее древние толкователи церквей – я имею в виду Филона, философа и современника апостолов, и знаменитого Папия Иерапольского , ученика Иоанна Евангелиста, Иринея Лионского и Иустина Мученика и Философа, Пантена Александрийского и Климента Стромата и их товарищей – интерпретировали высказывания о Рае духовно и относили их к церкви Христа. Анастасий Синаит . Considerations on the Hexaemeron,7. 56 16 . Вышеприведенное благословение, бесспорно, относится ко времени королевства, когда праведные восстанут из праха, чтобы царствовать, когда также возобновиться созидание и, освободившись от зависимости, произведет изобилие пищи любого рода «из росы небес и из плодородия земли» 57 , точно так, как старшие, которые видели Иоанна, ученика Господа, вспоминают то, что слышали от него, как учил Господь об этих временах, и говорят: Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на всякой лозе будет десять тысяч побегов, на каждом побеге – десять тысяч усиков, на всех них – по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: «Я лучше ее, сорви меня и возблагодари мною Господа». Точно также каждое зерно родит десять тысяч колосьев, всякий колос – десять тысяч зерен, а все зерна дадут по пять двойных фунтов муки. И прочие фрукты, семена, травы будут множиться в соответствии с их пользой. И все животные, которые кормятся исключительно пищей от плодов земли, будут жить в мире и согласии между собой и будут целиком послушны и покорны человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Papij_Ierapols...

Разногласие, возникшее между Раввулой и Андреем, а следовательно, и Антиохией, по поручению которой Андрей написал свои возражения на «главы» Кирилла, не привела Раввулу к разрыву ни с восточными епископами, ни с персидской школой и Ивой. 111 Однако у нас нет никаких данных полагать, что Раввула вполне принял точку зрения Антиохии. Более вероятно, что он, имея свое особое мнение, 112 подчинился общему решению в силу канонических отношений, считая для себя обязательными постановления своего епископа. 113 В это время он считал, что разногласия в чисто богословском вопросе о двух природах во Христе не являются еще достаточным основанием для того, чтобы отказаться от совместных действий с восточными епископами. На Эфесский собор он прибыл как сторонник Антиохии и даже привел, как было указано выше, своего пресвитера Иву, который был известен Антиохии, если не лично, то, во всяком случае, как видный преподаватель персидской школы и определенный сторонник учения Феодора о двух природах во Христе. Более того, в настоящее время можно считать доказанным, что Раввула подписал осуждение Кирилла и Мемнона, вынесенное восточными на их соборе. 114 Далее, подпись Раввулы стоит под письмом восточного Conciliabulum)a к иерапольскому клиру, написанным по приезде в Эфес императорского чиновника Палладия 115 ; наконец, инструкция восточного собора своим делегатам в Константинополь также подписана Раввулой 116 . Таким образом, несомненно, что до халкидонского совещания Раввула не перешел открыто на сторону Кирилла. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что православный собор в своем донесении от 1 июля 431 г. не упоминает Раввулу в числе 35 епископов – сторонников Нестория 117 ; нет имени Раввулы и в числе отлученных собором на 5-м заседании 118 и на 7-м заседании 119 . Скорее всего, это обстоятельство можно объяснить тем, что православным была известна нерешительная позиция Раввулы (вероятно, через Акакия Мелитинского ) и они надеялись на его окончательное присоединение к ним. В дальнейшем сведения об участии Раввулы прерываются. Нет возможности точно установить время, когда Раввула перешел в число сторонников Кирилла. В письме блж. Феодорита, написанном из Халкидона Александру Иерапольскому, есть косвенное указание на то, что этот переход произошел ко времени, когда выяснилось поражение Нестория и восточных 120 . Во всяком случае, по возвращении своем в Эдессу Раввула уже открыто действовал как сторонник Кирилла. Он не только с церковной кафедры проповедовал об одной природе во Христе, но и применял насильственные меры против тех, кто не был с ним согласен 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» ( Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» ( Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378). К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону , он был братом свт. Пия I , еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание , ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских . Общая характеристика сочинений М. а. По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс , «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

Последнее сочинение Мелитона носило заглавие «Ключ»; но неизвестно, в чем заключалось его содержание 314 . Кроме этих литературных трудов Мелитон оставил после себя славу великого святого 315 . Азийские епископы насчитывали тогда в своей среде много и других знаменитостей: Папирия, заступившего место Поликарпа во главе смирнской церкви, Сагария, епископа лаодикийского, претерпевшего мученичество при проконсуле Сергии Павле (ок. 167 г.), Фразея, епископа Евмении во Фригии, пострадавшего в Смирне, Аполлинария, епископа Иерапольского, ученого и апологета, подобно его сотоварищу в Сардах 316 . Св. Ириней, уроженец Азии, знавший и слышавший в детстве Поликарпа, припоминает старых «пресвитеров», предания которых он любил противопоставлять гностическим новшествам. Один из них написал против Марка, ученика Валентина, сатиру в ямбических стихах, от которой до нас дошел отрывок 317 . По этим немногим памятникам и обломкам, уцелевшим от целого ряда исторических невзгод, можно видеть, насколько христианство в Азии было уже живым и деятельным. Рим и Азия – вот два главных христианских центра во II веке; вне их не происходит ничего важного. В Азии не случается ни одного события, которое не встретило бы немедленного отклика в Риме, и наоборот. Сообщение по морю, всем доступное, облегчало сношения. Поликарп, Маркион, Иустин, Тациан, Родон, Ириней, Аттал Пергамский, Александр Фригиец, (из них три последние, – переселенцы в Лион), показывают нам примеры этого. Сюда можно присоединить Аверкия, епископа Иерапольского, который из глубины Фригии прибыл в Рим, где он мог лицезреть великолепие столицы и жить посреди народа, «отмеченного славной печатью», как он называет христианский народ 318 . Впрочем споры о монтанистских пророчествах, о Пасхе и о модализме еще яснее выставят на вид этот постоянный обмен сношений между почитаемыми азийскими церквами и великой столицей Запада. 295 Когда ап. Павел высадился в Путеоле в 61 г., он был встречен группой верующих, живших здесь (Деяния, ΧΧV ΙΙΙ, 14). Весьма возможно, что эта группа организовалась и держалась в тесном единении с Римской церковью, но мы об этом ничего не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святой собор, собранный в Ефесе, боголюбезнейшим и святейшим Иоанну, архиепископу великого града Антиохии, Иоанну, епископу дамасской митрополии, Имерию, епископу никомидийской митрополии, Павлу, епископу эмисинскому, представляющему собою также лице Акакие святейшего епископа веррийского, Макарию, епископу града Лаодикии, долженствующему подать мнение и за святейшего Кира, епископа тирского, Апрингию, епископу халкндийскому, занимающему также место Александра, епископа анамейского, Феодориту, епископу города Киресты, имеющему говорить также и за Александра, епископа иерапольской митрополии, и Елладию, епископу птолемаидскому, присутствующие присутствующим повелели следующее. Так как по причине церковного разногласия (в следствие которого и призваны в Ефес все здесь присутствующие и ваше благочестие) мы определением благочестивейших наших императоров вызваны в знаменитый град Константинополь, для того, чтобы защищать благочестие и веру святых отцов, и так как однако же не всем нам позволено присутствовать с вами, то мы должны объявить наше общее мнение, т. е., что мы считаем окончательно постановленным то, что вы постановите и что будет направлено к страху Божию, церковному миру и благочинию. Посему мы и составили это наставление, в котором мы вам поручаем и даем всю власть, какую мы имеем все здесь присутствующие, с тем, чтобы вы, когда, с Божиею помощию, придете в великий град, и будет рассуждение об исследуемых предметах пред благочестивейшим императором, или в консистории, или в священном синклите, или в соборе отцов, руководились данным полномочием от лица всей церкви, с свойственным вам дерзновением, благоразумием и ревностию, и исполняли этот труд за всех нас, здесь находящихся, одобряющих и утверждающих все, что вы в этом деле постановляете, или намерены постановить. Если для церковного мира, или другого чего-нибудь нужно будет подписаться за всех нас, то мы просим вашу святость сделать это, для общей пользы и для славы Христа Господа. И если нужно будет отсюда послать какое-нибудь соборное послание, требующее общей подписи, то мы все вообще и каждый в отдельности, с полною готовностию, подпишемся и пошлем к священному собранию, когда будет несомненно известно, что еретические главы, прибавленные Кириллом александрийским к вере отцов никейских, вместе с его анафематствами, отвергнуты всеми силами, как чуждые кафолической и апостольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ибо если мы считаем действительно несправедливым и нечестивым, когда за те же самые преступления, в которых был виновен и его союзник, последнему оказывают снисхождение, а для того затворяют двери милости; то гораздо больше несправедливо и нечестиво предавать смерти невинного. Пусть знает твоя святость, что мы соглашаемся войти в общение с ними не прежде, как вы снова получите ваши церкви 490 . Это не я один, но и все святейшие епископы области нашей (nostrae regionis) постановили на бывшем соборе. Письмо 175. Александру (епископу) Иерапольскому 491 «Я и прежде предсказывал твоей святости, что если будет осуждено учение (dogma) господина моего достопочтенного и святейшего Нестория, то и я не буду иметь общения с теми, которые это сделают» 492 . Итак, если твоей святости будет угодно, чтобы я изложил это в письмах, которые отправляются в Антиохию, да будет так. Посему пусть не медлить она (твоя святость), умоляю, припадая к твоим стопам. Письмо 176. Тому же Александру (Иеропольскому) после того, как (Феодорит) узнал, что Иоанн Антиохийский анафематствовал учение Нестория 493 Да не будет сокрыто от твоей святости, что, прочитавши письмо, которое отправлено императору, я весьма восскорбел душею: ибо ясно сознаю, что написавший его, мысля то же самое, без всякого разграничения (разных пунктов) и (потому) несправедливо осудил того, который ничего не признавал и ничему не учил – кроме здравого учения. Но внесенное (в это письмо) анафематство, – пусть оно способно смутить читателя более, чем самое согласие на осуждение того (Нестория), – доставляет однако же и некоторое утешение, так как оно сделано не без ограничений, а с некоторою осторожностью. Оно не говорит: «анафематствуем учение его» (Нестория), но (говорит): «все, что он говорил или мыслил иначе, чем как это содержит апостольское учение». Письмо 177. Письмо епископу Самосатскому Андрею 494 Великолепный муж Аристолай прислал из Египта магистриана 495 с письмами Кирилла, в которых последний анафематствует Ария, Евномия и Аполлинария, а равно и тех, которые считают божество Христа страстным и допускают слияние или смешение двух естеств: – всем этим мы обрадованы, хотя он и уклонился от нашего предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010