Император Феодосий издает указ, которым он в свою очередь хочет оградить честь и имя Феодора от проклятий. Этот указ обращен к Иоанну антиохийскому; призывая в нем всех к миру и спокойствию, император пишет: «Пусть никто не осиливается предначинать что-либо против тех, которые скончались в мире с церковью» 64 . Спорить таким образом о Феодоре было возможно: противники Феодора могли в предшествующей истории указывать одни факты, а защитники другие. Не менее было возможности спорить за и против Феодорита Кирского . Жизнь и деятельность его была исполнена треволнений: его можно было с одинаковым правом выставлять и еретиком и ревностным православным. В порицание Феодорита могли указывать на следующие факты из истории его жизни. Пред третьим вселенским собором, во время его и вскоре после него, Феодорит оставался приверженцем несторианства 65 . Приверженность его к Несторию с ясностью можно видеть из некоторых писем его, писанных к разным лицам и самому Несторию. Так, в письме к этому последнему он писал: «С тем, что несправедливо и противозаконно совершено было против твоей святости, я не позволю себе согласиться и тогда, если бы кто-нибудь отсек мне обе руки». В другом письме к одному никомидийскому епископу, Феодорит говорит: «На осуждение достопочтенного и святейшего епископа Нестория, которое, говорят, сделано, мы не должны давать согласия». В письме к Александру, епископу иерапольскому, также говорит: «Я и прежде говорил твоей святости, что если учение господина моего достопочтенного и святейшего епископа Нестория будет осуждено, я не буду иметь общения с теми, которые это сделают». О своем отношении к III вселенскому собору в одном письме Феодорит объявляет: «Я никаким образом не соглашаюсь на осуждение Нестория, которое постановлено в Ефесе» ( Дeяh. V, 448–449 ). Феодорит, стоя на стороне Нестория и разделяя, хотя и не до крайности, учение этого еретика, в то же время с яростию нападал на главного борца против несторианства – Кирилла Александрийского . Он разбирал знаменитое сочинение Кирилла – анафематизмы против Нестория и порицал Кирилла за его учение, считая его еретиком, последователем Аполлинария, который отрицал в Богочеловеке Христе душу человеческую и допускал страдание Христа по божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

5 июня 1631 г. папа Урбан VIII присвоил М. титул архиепископа Иерапольского, что не давало к.-л. адм. полномочий. Очевидно, для М. этого было недостаточно, и в письме от 12 июля 1631 г. он просил папу назначить его правящим епископом. Конгрегация распространения веры, очень настороженно относившаяся к конвертитам, на это не согласилась. М. провел последние годы жизни в Дерманском мон-ре, практически не участвуя в общественной жизни. По свидетельству Суши, М. вел подвижнический образ жизни, занимаясь книжными трудами и хозяйственными делами мон-ря. В связи с ухудшением здоровья М. ездил в Острог к врачу. Скончался в своей келье, был похоронен в монастырском соборном храме. На похороны прибыл из Вильно униат. митр. Рутский. Последний духовник М., ректор Острожского иезуитского коллегиума Войцех Кортицкий, произнес погребальную речь, позже опубликованную отдельной брошюрой. Кортицкий говорил о «чуде» смерти М. как о подтверждении его правоверности. Версия униат. митр. Рутского о том, что М. был отравлен бывшим правосл. диаконом, не подтверждается источниками. В 1633-1635 гг. Рутский предпринимал попытки канонизировать М., однако Конгрегация распространения веры ответила отказом. Одна из причин состояла в том, что М. завещал положить в его гроб 2 грамоты о своем архиерействе - патриарха Феофана и папы Урбана. В связи с кончиной М. среди укр. и белорус. населения распространялись различные слухи. Особенно постарались униаты, пересказывавшие чудеса, к-рые будто бы совершались у гроба М. Православные откликнулись на смерть М. сатирой «Тропар и кондак, догмат и припев, единогласник слепого и препроловленного осла нашего Мегментия Смердицкого, новопресмердевшегося ребелезантскою вонею» (С. Т. Голубев, опубликовавший рукописный текст, считал, что он был создан в 1628-1633, т. е. при жизни М.). При настоятеле Дерманского монастыря базилианине Александре Иодко (1763-1777) на могильной плите М. была выбита стихотворная эпитафия на латыни в форме обращения М. к потомкам («Epitaphium supra Mausolaeo Illustrissimi Excellentissimi Domini Meleti Smotrycki Archiepiskopi Hierapolitani et Abbatus Dermanensis»), в ней увековечивалась память о М.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

121 «Dicitur autem etproedicare, quod una tantum natura sit Christi; et expellere valide hos, qui aliquid aliud dicunt» [«Говорится же, и было ранее сказано, что есть только одна природа Христа; и этого достаточно для того, чтобы изгнать тех, кто говорит что-нибудь иное»] (Из письма Андрея Самосатского к Александру Иерапольскому: Synodicon adversus tragoediam Irinaei, XLIII//Migne, PG. T.84. Col.650 A; Mansi. T.V. Col.821 В; АСО. T.1:4. P.86). 122 Тот же Андрей Самосатский сообщает, что «Theodorum quidem beatum rectoe glorificationis magistrum proesumeret anathematizare in ecclesia, et multa mala contra eum diffunderet; anathematizaret vero et illos, qui ea, quoe illius sunt, legunt» [«В самом деле, блаженного Феодора, учителя правого прославления, он решил анафематствовать в церкви и много злого против него распространял; он анафематствовал также и тех, кто говорят то, что свойственно ему [Феодору]»] (Synodicon adversus tragoediam Irinaei, XLIII//Migne, PG. T.84. Col.649 C; Mansi. T.V. Col.821 B–C; ACO. T.1:4. P.86). Ива передает тот же факт (Mansi. T.VII. Col.245 С). 125 «Rabbulas saw clearly that if the Nestorian doctrine was to be combated effectually among his clergy, it was not enough to denounce the actual teaching of Nestorius and prohibit the reading of his writings. He appears to have been the first to open Cyril’s eyes to the character of Theodore’s writings, as the true fountain of Nestorius’s teaching» [«Раввула отчетливо видел, что для того, чтобы одолеть несторианство в среде его духовенства, осуждения учения самого Нестория и запрета читать его сочинения недостаточно. Он [Раввула], по-видимому, был первым, кто открыл глаза Кириллу на писания Феодора как на подлинный источник Несториева учения»] (DChB. Т.4. Р.533). 126 «Amici vero, qui persecutionem sustinent, interrogant nos, si opporteat jam scissionem fieri, it ostendi fiduciam» [«Но друзья, которые выдерживают гонение, спрашивают нас, надлежит ли уже быть разделению, или (вариант: чтобы) показать верность»] (Synodicon adversus tragoediam Irenaei, XLIII//Migne, PG. T.84. Col.650 A; Mansi. T.V. Col.821 B–C; ACO. T.1:4. P.86).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

У Евсевия (Hist. eccl. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство о свт. Аполлинарии, еп. Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христ. философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120-185) до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам» (Λγος πρς Ελληνας, после 165), в к-рой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и гос-ва на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном , еп. Сардским, в «Апологии» (др. название - «Книжка к Антонину», Πρς Αντωννον βιβλδιον, ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор , христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (Πρεσβεα περ χριστιανν, ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в к-ром он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180-192) св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах. Среди А. р. были и такие, к-рые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (Πρς Ατολκον, ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией. В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий «Протрептик» («Увещание к эллинам», Προτρεπτικς πρς λδβλθυοτεΕλληνας, нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (Κατ Κλσου, сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

http://pravenc.ru/text/75698.html

Те же, кто заставляет их давать свидетельство, противное Владычнему речению, присваивают им звание отцов только на словах, а на деле со всяческим тщанием изгоняют самих себя на место отцеубийц и супостатов. Мы же, поскольку обнаруживая и неких других из блаженных наших отцов и учителей во многом многократно отклонившимися от точности правых догматов, отклонений не принимаем, а людей приветствуем, так и если кому пришлось сказать, что Дух исходит от Отца, тех мы не отделяем от отеческого стада. Ведь и включая Дионисия Александрийского в сонм святых отцов, мы никоим образом не приемлем обращенные им к Савеллию Ливийцу арианские высказывания 10 , но совершенно отвергаем их. И иже в мучениках великого Мефодия, правившего архиерейским кормилом Патарского престола, а также и Иринея, епископа Лугдунского, и Папия Иерапольского , одного украсившегося мученическим венцом, а других – мужей апостольских и дивно блиставших образом жизни, не следуя им в тех вещах, где они небрегли истиной и уклонились в высказывания, противоречащие общему церковному учению, мы вовсе не отрешаем никого из них от отеческой чести и славы. Мне не хватит дня перечислять тех, кого мы украшаем отеческой честью, но кому не подражаем в том, в чем они отклонились от истины. Вот так и если окажется, что некоторые вопреки Владычнему речению, всех нас тайноводствующему, сказали, что Дух исходит от Сына, то мы отвращаемся от нововведения как подделывающего и искажающего Владычнее речение, отца же его, тем более что он молчит и не присутствует и не возражает, нисколько не осуждаем. Ведь если обвиняемый не присутствует ни лично, ни через тех, кому он поручил говорить за себя, никто в здравом уме не выступит обвинителем. А когда нет обвинения, нет и приговора за преступление, а если не вынесен осуждающий приговор, осмеливающийся оскорблять того, кто находится вне всех этих обстоятельств, навлекает порицание скорее на самого себя, чем на него. Но, говорят, отцы сказали, что Дух исходит от Сына. Но немногие числом, а большинство не потерпели сказать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

По словам Иринея, (письмо) Феодорита святейшему Несторию, чтобы он убедил святейшего Александра (Иерапольского) присоединиться к Атиохийцу (Иоанну) 772 . Господину моему и поистине боголюбезнейшему и святейшему отцу и епископу Несторию Феодорите о Господе радоватися. Я тяжко страдал (aegrotavi) 773 после того, как возвратился из Германикии; но еще более меня сокрушало и терзало то, что делается у господина моего святейшего епископа (Иерапольского) Александра. Ибо он не соглашается последовать ни словам Господа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя ( Иоан. Х, 11 ), ни клятвам блаженного Павла, которые он употреблял для нашего убеждения, (говоря) что готов сделаться анафемою от Христа ради нечестивых иудеев ( Puм. IX, 3 ), но хочет погубить вверенные ему пастбища и нимало не рассуждает о том, какие возмездия ему придется понести за это. Посему снова прошу твою святость написать ему и убедить его святость послушать Павла, который говорит: яко не ищу, своея пользы, но многих, да спасутся ( I Kop. X, 33 ), и оставить свою пустую мнительность (pusillum). Мы полагаем, что, если это случится так, он спасет и прочих от великого греха. Ты, боголюбезнейший владыко, ясно знаешь, что я говорю, и ведаешь причины моей скорби. Посему мне не нужно тратить много слов, но я только умоляю твою святость сильнее воздействовать на него. Я думаю, что если удастся достигнуть того, что он не отвергнет наших убеждений (colloqula), то, – при благоволении Божием, – разрешатся все затруднения. Письмо 262. (глава 172) Письмо боголюбезнейшего епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому по делу боголюбезнейшего епископа Александра (Иерапольского) 774 . Не по небрежению я откладывал отправление писем к твоей святости, но потому, что доселе не знал, что писать. Господин мой святейший и боголюбезнейший епископ (Иерапольский) Александр продолжает пребывать в своем упрямстве, будучи уверен, что он защищает самую высшую справедливость. Посему он не принимает ни преданных друзей, ни молений, но справедливое снисхождение (dispensativam condescensionem) считает нарушением евангельских заповедей. Итак, поскольку ты, владыко, прекрасно знаешь его с самого начала, а равно изведал и другую добродетель сего мужа, то прошу твою святость обращаться с ним терпеливо и воспрепятствовать тем, которые замышляют ему неприятности. Как пред истиной говорю, что это и твоей святости доставил особенную славу и уважение (pluximum decus) и возрадует того, кто ниоткуда не получает никакого утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Селищи. Часовня Аверкия Иерапольского. Часовня при источнике Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Аверкия Иерапольского Год постройки:2003. Адрес: Координаты: 56.977662, 37.396022 Проезд:От г. Кимры на север (через с.Каюрово) около 20-и км до д. Селищи. От д.Селищи на Ю-З по колее вдоль р. Колкуновки 4 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Среди населения деревни Селищи Кимрского района и ее окрестностей в течение многих десятилетий бытовала молва о существовании здесь чудодейственного источника и деревянной часовни в честь святого Аверкия. Настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери протоиерей Александр Крюков еще с детских лет был наслышан от старожилов об источнике и часовне. В конце 1980-х годов, будучи на охоте, он обнаружил это памятное место; позднее пригласил из Москвы специалиста для определения состава воды. Спустя некоторое время святой источник наряду с отцом Александром стали ежегодно посещать и другие священнослужители Кимрского благочиния. 5 марта 2003 года группа священнослужителей во главе с благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным побывала на святом источнике и водрузила над ним православный крест. Тогда же возникла мысль восстановить часовню и благоустроить источник. Последовало обращение к Н.А. Селезневу, владельцу расположенной в этой местности базы отдыха «Колкуново», за помощью. Предприниматель охотно согласился профинансировать этот проект. Следует упомянуть, что поисками святого источника с 1999 года занимался и житель деревни Селищи, бывший москвич Б.Н. Шилкин вместе с женой. После ее преждевременной кончины тот с еще большим усердием отдался поиску источника - и вскоре нашел его. В течение лета 2003 года, как по мановению волшебной палочки, в лесу, почти на самом берегу залива речки Колкуновки, были возведены деревянная часовня с архитектурой в духе древних русских традиций, сруб над источником с родниковой водой, благоустроена прилегающая к ним территория, поставлен причал для моторных лодок. 20 августа того же года здесь собрались жители близлежащей деревни Селищи, а также из других деревень, города Кимры. Среди них были Н.А. Селезнев, Б.Н. Шилкин, бывший легендарный вратарь сборной команды СССР по хоккею с шайбой В. Третьяк, представители прессы. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния совершил чин освящения часовни и источника. Люди восторженно внимали совершаемому историческому действу.

http://sobory.ru/article/?object=32210

254 (гл. 149). «Письмо боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), которое написал в ответ ему Феодорит, давая знать, что он прочитал присланные ему условия и, найдя одно нехорошим, не одобрил его». 255 (гл. 151). «Письмо Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), в котором он указывает, что нужно много помышлять о мире и в особенности потому, что известны (по своим качествам) те, которые выжидают их престолов». 256 (гл. 160). «Письмо епископа Феодорита Елладию Тарсийскому, причем он отправил ему и пришедшие из Константинополя письма. Он увещевает его соединиться с Антиохийцем (Иоанном), утверждая, что никто не принуждает к соглашению с низложением личности» (Нестория). 257 (гл. 161). «Письмо епископа Феодорита Кириллу Аданскому, которого он просит, чтобы тот позаботился о мире, будучи убежден, что от него не требуют ничего, кроме только общения». 258 (гл. 162). «Письмо епископа Феодорита Мокиму, боголюбезнейшему эконому Иерапольской церкви, где он уведомляет, что был на совещании с Иоанном (Антиохийским) и спорные дела устроил, как следует и как желательно», и которого просит подготовить Александра Иерапольского в пользу мира к его приходу. 259 (гл. 166). «Письмо епископа Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру, которое он написал после того, как, побывав в Антиохии, переговорил (там) с Иоанном, а названный боголюбезнейший старец решительно отверг соглашение его, т. е. Феодорита», причем последний призывает адресата к миру. 260 (гл. 168). «Письмо Феодорита боголюбезнейшему епископу (Иерапольскому) Александру, которым он (в видах побуждения последнего к примирению) дает знать, что Киликийцы и Исавряне на письменных условиях присоединились к Автиохийцу» (Иоанну). 261 (гл. 170). «Феодорита святейшему Несторию, чтобы он убедил святейшего Александра (Иерапольского) присоединиться к Антиохийцу» (Иоанну). 262 (гл. 172). «Письмо боголюбезнейшего епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому по делу боголюбезнейшего епископа Александра», к которому просит снисхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Письмо епископа Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), в котором он извещает, что великолепнейший комит Тит 745 и святейшие монахи письмами побуждали его заключить мир и войти в общение с Иоанном Антиохийским. За эти дни я перенес много волнений, много печалей, каких никогда (не приходилось испытывать), те из них я сообщаю не обо всех. Пришел сюда удивительнейший и славнейший трибун Еврикиан (Euricianus) 746 с письмами великолепнейшего и блистательнейшего комита Тита как к святым монахам, так к господину Иакову, господину Симеону, господину Варадату 747 и к нам. Эти письма содержали угрозы, что, если мы не согласимся примириться, в таком случае тотчас же, – по нашем изгнании, – будут поставлены другие. Я, конечно, посмеялся над угрозами, но святые монахи сильно надоедали мне, много прося меня о мире, как бы обвиняя. Когда же я, разгневавшись и раздосадовавшись на это, готовился покинуть и город и область (provinciam) и искать убежища в монашеской жизни, – они, будучи поражены, обещали идти со мною до Гиндара 748 и убедить Антиохийца (Иоанна), чтобы он пришел туда для переговоров со мною. Когда же я сказал, что мир не может состояться, если те не будут изгнаны (nisi ejicerentur illi) 749 , – они послали трех боголюбезнейших пресвитеров и архимандритов и к нему (Иоанну Антиохийскому) и великолепнейшему комиту Титу, сообщая им, что «несправедливо так жестоко и противозаконно изгонять святых мужей, которые украшали свои области (provincias); если будет совершено что-либо подобное, то необходимо произойдет волнение, Посему, если ты действительно заботишься о мире, то соблаговоли прийти в Гиндар 750 , и мы вместе с епископом нашим (Феодоритом) придем к тебе». Я счел необходимым уведомить об этом твою святость, чтобы от нее не было скрыто ничего из того, что мы делаем. Мы решились идти в Антиохию. Пусть же молит твоя святость, чтобы, если угодно Богу, это устроилось так, как полезно для святых церквей. Письмо 254. (глава 148). Письмо, – по словам Иринея, – боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), которое написал в ответ ему Феодорит, давая знать, что он прочитал присланные ему условия и, найдя, одно нехорошим, не одобрил его 751 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

174 . Епископу Никомидийскому Имерию. Находя письма из Египта Сот Кирилла Александрийского ) православными. Феодорит уверяет, что войдет в общение с Египетскими и Константинопольскими церквами лишь в том случае, если будет взято назад требование касательно осуждения Нестория и если адресат получит в управление свою епархию. 175 . Епископу Иерапольскому Александру Феодорит и повторяет прежнее свое заверение, что он не согласится на примирение (с Кириллом Александрийским ), если для этого потребуется осуждение всего учения Нестория. 176 . Тому же Александру после того, как узнал, что Иоанн Антиохийский анафематствовал учение Нестория, Феодорит высказывает свое неодобрение посланному в столицу письму, но находит утешение в том, что учение Нестория осуждается здесь условно 177 . Письмо (епископу) Самосатскому Андрею, где Феодорит одобряет содержание доставленных Аристолаем чрез магистриана писем из Египта, но не соглашается анафематствовать учение Нестория без ограничений 178 . Письмо епископу Иерапольскому Александру, которого Феодорит заверяет, что, – согласно прежним условиям, – он никогда не одобрял осуждения Нестория, но письмо Кирилла Александрийского к Акакию Верийскому находит вполне православным. 179 . Письмо Кирилла (Александрийского) Иоанну, епископу Антиохийскому, против Феодорита, который обвиняется в приверженности к хулениям Нестория, ибо не соглашается на низложения последнего. 180 . Письмо Феодорита (как некоторые думают) Домну, епископу Антиохийскому, писанное после того, как умер Кирилл, епископ Александрийский, с выражением радости и скорби по сему случаю. 181 . Письмо епископу Коменскому Абундию, которому Феодорит высказывает свою радость по поводу его стараний об апостольской вере, – свидетельствует о своем исповедании одного Христа, находя его согласным с учением Льва Римского, изложенным в письмах Флавиану Константинопольскому, – утверждает тоже относительно Ивы и Акилина и просит продолжать борьбу против ереси и защиту благочестия 182 (I) 808 . Епископу (Селевкийскому в) Исаврии Василию – Феодорит жалуется, что тот не отвечает на многочисленные его письма, н просит у него молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010