Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН II [Домнин I], еп. Антиохийский (441/2-449). Племянник и преемник еп. Иоанна I (428-441/2). Воспитывался в Палестине под рук. знаменитого подвижника прп. Евфимия Великого в его лавре. В 429 г., во время посещения лавры свт. Ювеналием Иерусалимским, Д. был рукоположен им в сан диакона. 2 года спустя, как известно из Жития прп. Евфимия, Д. умолял своего наставника отпустить его в Антиохию, поскольку узнал, что его дядя вовлечен в несторианство и его нужно вернуть к истинной вере. Прп. Евфимий, зная слабость характера своего ученика, тщетно убеждал его остаться, предсказывая ему трагическую судьбу, но Д. не внял наставлениям подвижника и ушел, даже не попрощавшись. В Антиохии после смерти дяди Д. был избран его преемником на кафедре. Из-за напряженных отношений, существовавших со времени еп. Иоанна I между Антиохийской и Александрийской кафедрами, Д. был вынужден в церковно-политических и догматических вопросах противостоять Диоскору (444-451), преемнику свт. Кирилла Александрийского. Одним из важных церковно-адм. дел, решенных Д., было дело Афанасия, еп. Перрского, обвиненного клириками в расхищении священных сосудов. Сначала Д. приказал провести расследование Панолвию, митр. Иерапольскому, к-рый 3 раза приглашал Афанасия явиться в суд, однако последний скрывался близ г. Самосата и, согласно канонам, был низложен за неявку. Вскоре благодаря вмешательству святителей Кирилла Александрийского и Прокла К-польского (434-446) Афанасий был восстановлен, но на него были поданы новые жалобы, для рассмотрения к-рых Д. собрал в 445 г. в Антиохии Поместный Собор. Афанасию было приказано явиться на заседание, однако вместо этого он вновь покинул свою кафедру и уехал в К-поль, в результате чего был окончательно низложен и замещен Савинианом. Вскоре после этого скончался Эмесский еп. Помпиан. Неск. епископов пров. Финикия Вторая избрали новым епископом некоего Петра, другие же избрали Урания. Кандидатура Урания была одобрена Д. и Феодоритом , еп. Кирским.

http://pravenc.ru/text/178864.html

д) Пресвитер Иоанн, современник апостольский (если не сам апостол и евангелист) передавал Папию, еп. Иерапольскому, что Марк записал τα λεχθεντα η πραχθεντα απο το Χρστου, – ου ποιομνος σνταξιν λογιν. е) Сам Папий говорит, что Матфей написал σνταξιν των λογιν Κυριακν (а не τα λεχθεντα просто). ж) Сам же Папий написал εζηγησις των λογιν Κυριακν. После Папия целый ряд церковных писателей употребляет это λογιν в смысле откровения. Именно: з) Климент, еп. Римский, в 1-м послании к Коринфянам, гл. 1. ст. 19-м: τους δε κταδεξαμνους τα λγια αυτου...; в ст. 50-м: εγκεκυφατε εις τα λγια του Θεο... и) Игнатий Богоносец в послании к Смирнянам: φασι γαρ τα λγια Ουτος ο Ιησος... (из кн. Деян. ап.). и) Поликарп Смирнский в послании к Филадельфийцам, гл. 7: ος αν μεδοΟευη τα λγια του Κυρου. к) Климент Александрийский в Strom. 7:18: καθαρα και δεκτ τω Θεω παραδεδωσιν η γραφ, ως αν εις πατρα και εις Γιον δια της πιστεως των δικαιωντων τα λγια Θεο νυκτωρ και καθ’ημραν μελετοντων. л) Ириней Лионский , в Proem, ad eont. eres: ραδιουργες τα λγια του Κυρου εξηγεται κακο των καλς ειρημενων γινμενοι... τη των εφαρμοζμενων κυρια- κων λογιν κακοσυνϑετω σοφα. Или в 1:8: και λεξεις και παραβολας, οθεν και ποθεν απυσπωντες εφαρμοζειν βολονται τοις μυθοις αυτν τα λγια του Θεο... м) В Institutiones Apostol. много раз, например: 1:4; 2:16, как и у Евсевия Кесарийского . н) Ориген , ученый Александрийский, в Comment. in Mtth. tom. 3. 5:19: ουδεν εν τοις θειοις λογιοις εστι σκολιον ουδ ατραγγαλιδες... ο) Ефрем Сирин : αι δε γραφαι εισιν... παλαια διαθκη και τα κυριαχα λγια και τα αποστολικα κηρυγματα 383 .... п) Григорий Богослов , говоря «о подлинных книгах богодухновенного Писания» советует и язык, и ум непрестанно упражнять в Божьих словесах (λγια) 384 . р) Второе правило 7-го вселенск. Собора говорит: «определяем... читати Священные правила, и Святое Евангелие, и книгу Божественного Апостола и все Божественное писание, и поступати по заповедям Божиим... Ибо сущность иерархии нашея составляют Богопреданные словеса (Θεοπαραδοτα λγια), то есть, истинное ведение Божественных Писаний, якоже изрек великий Дионисий» 385 . Наконец,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Заметим, что „несогласие с законом» в приведенном мнении противников, с которыми имел дело Аполлинарий, он предполагает в том, что заклание пасхального агнца, означая самую смерть Искупителя мира, по времени должно было совпадать с нею; отнесением же смерти Господа к пятнадцатому дню нарушается соответствие прообразующего закона с прообразуемым событием.·А разноречие между Евангелиями, по замечанию того же святителя, открылось бы при соображении понимаемых в указанном смысле слов Евангелия Матфея с повествованием евангелиста Иоанна, по которому Господь пострадал, когда иудеи только еще готовились к совершению пасхальной вечери. Но такого разноречия этот древнейший учитель Церкви не допускает, и уже самое предположение его во мнении противников считает достаточным опровержением неосновательности этого мнения. Современный Аполлинарию, епископу иерапольскому, Климент, пресвитер александрийский, в сочинении о Пасхе говорит: „в предшествовавшие годы Господь праздновал Пасху и вкушал закаляемое у иудеев; но когда возвестил Он ( Мф. 26:2 ), что сам Он есть Пасха, Агнец Божий, яко овча на заколение ведомый ( Ис. 53:7 ), тогда научил учеников таинству образа (т. е., пасхи прообразовательной); это было в тринадцатый день, когда спрашивали Его ученики: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху ( Мф. 26:17 )? В сей день совершалось освящение опресноков и приготовление к празднику. Сообразно с сим Иоанн повествует, что в тот же день, Господь, какбы в приготовление, омыл ноги учеников. А пострадал Спаситель наш в следующий день, быв принесен в жертву иудеями». Относя смерть Спасителя к четырнадцатому нисана, Климент александрийский ссылается на известное обстоятельство, упоминаемое евангелистом Иоанном: „в четырнадцатый день», говорит он, „когда Господь пострадал, – рано утром – архиереи и книжники пришли к Пилату, но не вошли в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин. 18:28 ) ввечеру безпрепятственно. С этим определением дня», – прибавляет Климент, – „согласны все писания, согласны и Евангелия; оно подтверждается и воскресением. Господь воскрес в третий день, который был первым в седмице жатвы, в который по закону должен был иерей приносить сноп». 86

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Затем, по обсуждении второй главы, остается третья. Мы должны ограничить наше обсуждение, тем более, что не думаем, чтобы вы расходились с нами в этом случае. Мы осуждаем не все сочинения Феодорита, а только те, которые, как известно, он некогда написал против двенадцати глав Кирилла, только те, которые он написал против правой веры; впрочем, известно, что и сам он осудил их, потому что на святом халкидонском соборе он оказывается исповедавшим истину. А каким образом после заблуждения он право мыслил, – показывает и то, что он прежде писал, и то, что он сделал на халкидонском соборе. Так в письме к Несторию он говорит: „с тем, что несправедливо и противозаконно совершено было против твоей святости, я не позволю себе согласиться и тогда, если бы кто-нибудь отсек мне обе руки“ 291 . Также в письме к Эмерию, епископу Никомидии, говорит: „на осуждение достопочтенного и святейшего епископа Нестория, которое, говорят, сделано, мы не должны давать согласия“. В письме к Александру, епископу иерапольскому, также говорит: „я и прежде говорил твоей святости, что если учение господина моего достопочтенного и святейшего епископа Нестория будет осуждено, я не буду иметь общения с теми, которые это сделают“. В письме же к Александру, предстоятелю Сирии палестинской, говорит: „думаю, что больше всего удовлетворен господин мой святейший и достопочтенный епископ Иоанн тем, что я никоим образом не склоняюсь дать свое согласие на осуждение господина моего святейшего и достопочтенного епископа Нестория, которое было постановлено в Тарсе и в Ефесе“. Однако же потом, допущенный святым халкидонским собором в спор с противниками, он открыто произнес на Нестория анафему, и, осудивши его как еретика, показал себя православным. А прежде он мыслил противно святой Церкви и писал против двенадцати глав блаженного Кирилла так: „святую Деву мы называем Богородицею не потому, что она родила Бога по естеству, но человека, соединенного с Богом, который образовал его“. И немного после: „если произошло природное соединение образа Бога и образа раба, то Законодатель всего находится в необходимости следовать законам“. И еще: „употребляя слово приобщение, мы боготворим Сына, как единого, боготворим и воспринявшего и воспринятое в нем; но помним разность естеств и не избегаем называть его богоносным человеком, как и называется он у многих из святых отцов“. И спустя несколько говорит: «разумейте посланника и святителя исповедания нашего, Иисуса Христа, верна суща сотворшему его, якоже и Моисей во всем дому его» ( Евр. 3, 1–2 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Оврим, епископ города Коракисия, определивши, подписал. Петр, епископ города Ехинэя, определивши, подписал рукою соепископа моего Софрония. Евстафий, епископ народа сарацинского, определивши, подписал. Константин, епископ города Димитриады, определивши, подписал. Рестикиан, епископ афрский, согласился и подписал. Савиниан, епископ перрский, определивши, подписал. Евдоксий, епископ хоматский, определивши, подписал. Палладий, епископ коридальский, определивши, подписал чрез епископа (хоматского) Евдоксия. Диоген, епископ метрополии Кизика, и за отсутствующих подчиненных мне епископов, именно: Александра, (епископа) города Оки, Гемелла мелитопольского, Евсторгия скипсийского, Евтихиана варского, Акакия приконнисского и Тимофея гермского, соглашаясь, подписал. Феодор, епископ метрополии Тарса, и за отсутствующих подчиненных мне епископов: Саллюстия корикского и Матрониана помпейопольского, соглашаясь, подписал. Мариан 178 , епископ метрополии Синнады, и за отсутствующих подчиненных мне почтеннейших епископов: Елладия – города Тектория 179 , Павла – города Амадассы, Авксанона – города Прэпенисса, Отреия – города Кинавория, Авксанона – города Вриза, Иакова – города Примниассы 180 и Василия – города Отра 181 , соглашаясь, подписал. Кирилл 182 , епископ метрополии Аназарва, и за отсутствующих подчиненных мне епископов: Паригория каставальского, Юлиана александрского 183 , Евстафия (ризского, Александра) эгейского, соглашаясь, подписал. Онисифор, епископ метрополии Иконии, определивши, подписал и за отсутствующих подчиненных мне епископов: Евгения – города Варанга 184 , Диомида города Амвлада, Аетия исавропольского, Евстафия – города Саватра 185 , Игемония – города Тдмавта 186 , Конона – города Персы 187 , Арматия – города Мистии. Онисима – города Илистры 188 , Олимпия – города Усада 189 . Василий, епископ Селевкии, метрополии исаврийской, определивши, подписал и за отсутствующих подчиненных мне епископов: Антония нефелидского, Иакова анеморийского, Нунехия харадрского, Диаферонтия олвского 190 , Антония дометиопольского, Стефана далисандского, Павла иерапольского, Минодора иринопольского, Конона видского 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Конечно, тема еще не раскрыта полностью. Работа над новой статьей идет. Благодарю за замечания. иерей Роман 05 июля 2013г. 01:06 Это не м.б. определением " св-отеч. хилиазма " , т.к. представители " еретического хилиазма " также спокойно под ним подпишутся. В чем разница между ними, непонятно. Неправда, что св. Дионисий Александрийский пытался подорвать авторитет книги Откровения. Он утверждал, что эта книга Богодухновенна и не пытался оспорить её место в каноне Св. Писания, несмотря на сомнительность авторства Иоанна Богослова (Александрия вообще была первым городом на Востоке, где Апокалипсис вошёл в канон Нового Завета). А вопрос об авторстве этой книги был поднят гораздо раньше св. Дионисия, и тот лишь высказался по уже поднятому вопросу.   Это что можно сказать навскидку, по остальным вопросам выскажусь позже. Вячеслав Макарцев 06 июля 2013г. 01:04 Разница вполне очевидна: говорить о " чувственных удовольствиях " по отношению к Божией Матери будет кощунством. Тоже в отношении святых. Мне непонятно, откуда Вы взяли: " Неправда, что св. Дионисий Александрийский пытался подорвать авторитет книги Откровения " ? У меня написано: " конечной целью его сомнений было  подорвать доверие к церковному преданию, которое устами Папия Иерапольского  говорило о том, что Апостол Иоанн Богослов «слышал от Господа» о «тысячелетии» " . Прошу Вас быть поточнее. Если автор Апокалипсиса " другой Иоанн " , то церковное предание идущее от Иоанна Богослова о " тысячелетии в Иерусалиме " можно ставить под сомнение. Вячеслав Макарцев 07 июля 2013г. 00:08 Вы пишите: " Это не м.б. определением " св-отеч. хилиазма " , т.к. представители " еретического хилиазма " также спокойно под ним подпишутся " . Не подпишутся, это в принципе невозможно. Сегодня в мире несколько сотен тысяч протестантов исповедают еретический хилиазм, который обещает им " чувственные удовольствия " в " тысячелетнем царстве " : экологически чистое питание, брак, множество детей, должность при " царском дворе " и прочие земные мирские радости. Чтобы, как Вы говорите, " спокойно под ним подписаться " нужно соответствующим образом почитать Божию Матерь, верить в Её воскресение, чтить святых Церкви. У них, современных представителей еретического хилиазма, этого нет и в помине. То есть они в принципе не могут знать о том, какова жизнь святых по воскресении мертвых. Жизнь в " тысячелетнем царстве " им представляется жизнью в избавленном от грубой уголовщины мире " американской мечты " .

http://bogoslov.ru/article/3328287

Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Александр, епископ иерапольской митрополии, соглашаюсь со всем, что вы постановите согласно с верою, изложенною святыми отцами никейскими, ничего не прибавляя к вере святых отцов и отвергнув еретические главы Кирилла александрийского : ибо я это изложение веры подписал уже вместе с нашим святым собором. Дорофей, епископ города Маркианополя, в счастливой Мизии, соглашаясь со всем что выше постановлено, подписал. Подписали также и все прочие. При сем наставлении дана вместе и грамота такого же содержания. Первое прошение еретиков, посланное к императору из Халкидона. Необходимо было просить о том, чтобы слово благочестия не было извращаемо кем-либо чрез нелепые толкования, в особенности теми, которые присвоили себе священство и управление церквами, которых, не знаю каким образом, честолюбие и властолюбие и некоторые неважные награды довели вдруг до презрения всех христианских заповедей, с тою единственною целию, чтобы угодить человеку, который мечтает и надеется, что он и все ему помогающие поступают во всем справедливо, Говорим о Кирилле александрийском , который одним пустословием внес в святые Божии церкви еретические догмы и надеется утвердить их доказательствами и избежать наказания за грехи, с помощию Мемнона и упомянутого выше заговора епископов. Посему мы, любящие молчание и желающие в прочих делах поступать любомудро, ныне, считая это молчание и упражнение в этой мудрости вредом для веры, обращаемся с прошением к вам, единственным, после высшей силы, хранителям мира, зная что вам в особенности прилично заботиться о благочестии, так как до сего времени вы его охраняли и сами взаимно им были охраняемы Представляем вам это прошение так, как если бы нам нужно было излагать наше оправдание пред самим святейшим Богом, дабы не подумали, что мы менее других ревностны к вере, но заботясь о благочестии, мы в защиту его слагаем слово. Ибо во времена христианские нет ничего приличнее для священников, как свидетельствовать о вере пред таким верным царем, хотя мы тысячекратно готовы были бы для веры подвергнуть опасности жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Время брани, и время мира ( Ekkл. III, 8 ), говорит Соломон, мудрый и опытный в делах, определяя, что свойственно каждому времени. Итак, теперь не время войны, но мира, ибо, – по благодати Божией, – апостольское учение получило силу, новый голос еретических догматов умолк и в Церкви один разум. Никто не побуждает нас делать несправедливость и никто не принуждает к осуждению невинного (Нестория). Это я познал ясно во время переговоров с господином моим, святейшим и боголюбезнейшим епископом (Антиохийским) Иоанном, в точности исследовав его намерение. Итак, соблаговоли на это (dignare), святейший владыко поскольку и те которые принадлежат ко второй Киликии, прислали ко мне соборное послание 766 , заверяя в этих письмах, что они вступили в общение с ним (Иоанном Антиохийским). Я увещевал и господина боголюбезнейшего епископа Елладия (Тарсийского) позаботится о соединении Церкви, чтобы не терзалась его совесть 767 . И твоей святости следует содействовать миру Церкви. Уже достаточно мы истребляли самих себя, как бы в ночной битве. Необходимо действовать так, чтобы мы, наконец, познав самих себя, возлюбили уже и мир. Письмо 258. (глава 162) Письмо епископа Феодорита Мокиму (ad Mocimum) 768 боголюбезнейшему эконому Иерапольской церкви, где он уведомляет, что был на совещании с Иоанном (Антиохийским) и спорные дела устроил, как следует и как желательно. Кто делает все гораздо лучше, чем мы просим или разумеем ( Eфec. III, 20 ), устроил так, что я вступил в переговоры с господином моим святейшим епископом (Антиохийским) Иоанном. После подробного обсуждения мы приняли определение, какого желали. Мы нашли также средство удовлетворить господину моему боголюбезнейшему епископу вашему (Александру Иерапольскому) в его мнительности о догматических частностях (subsilitatis dogmatum causa). Соблаговоли, боголюбезнейший, переговорить с его благочестием и подготовить его так, чтобы нам легче было убедить его. Ибо мы надеемся, что, может быть, – по соизволению Божию,– перескажем вам около двадцатого числа сего месяца всю беседу нашу (с Иоанном Антиохийским), дабы и вы удивились чудодеяниям Господа. Те, которые с нами, приветствуют твое благоговение. Письмо 259. (глава 166)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Сохранилось также письмо блж. Феодорита к Е., в к-ром тот излагал причины своего примирения со свт. Кириллом. Блж. Феодорит заявлял, что письмо, направленное ему свт. Кириллом, отвечает правосл. канонам, но, несмотря на это, он не собирается отрекаться от Нестория. Е. постоянно находился в общении с низложенным Несторием, оставшись почти в полном одиночестве. Вскоре из-за уговоров Антиохийского архиеп. Иоанна I и угрозы имп. Феодосия II Е. поддержал соглашение Антиохийской и Александрийской Церквей. Ему, а также блж. Феодориту и Максимиану, архиеп. К-польскому, было приказано либо присоединиться к соглашению, либо покинуть свои кафедры. Квестор Домитиан и блж. Феодорит уговаривали Е. подчиниться. Е. дал согласие, когда после смерти Максимиана архиепископом К-польским стал св. Прокл ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 41), охотно признав православие нового архиепископа. Александр, еп. Иерапольский, порицал Е. за уступчивость в вопросе унии с Александрией. Е. собрал в Тарсе Собор, к-рый в синодальном послании, адресованном имп. Феодосию, соглашался на все, что от него требовалось: признать постановления III Вселенского Собора, войти в общение со св. Кириллом, архиеп. Александрийским, принять низложение Нестория и анафему ему и его последователям. Однако в послании к Несторию Е. писал, что его отношение к свергнутому архиепископу остается неизменным. Он также извинялся за то, что присоединился к блж. Феодориту и к соглашению со свт. Кириллом, однако говорил, что письма, полученные им от свт. Кирилла, находились в полном соответствии с апостольской традицией. О деятельности Е. в 431-434 гг. свидетельствуют 8 писем, содержащихся в «Соборном послании» Рустика. Е. получал много посланий от епископов соседних с Тарсом округов, сохранившихся в Collecmio Casinensis, напр. от еп. Александра Иерапольского (5 писем), от еп. Мелетия Мопсуестийского, а также от Нестория. Сохранилось письмо Е. к имп. Феодосию II и имп. Валентиниану III. Соч.: CPG, N 6435-6443; ACO. Т. 1. Vol. 4. P. 105, 142-144, 155-156, 158-159, 169, 177, 183, 204-205; Т. 4. Vol. 3. Pt. 1. P. 249-250; PG. 84. Col. 675-676, 723, 725, 740-741, 745-746, 759, 777-778, 804-806.

http://pravenc.ru/text/189891.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010