На 5 ноября 1918 г., когда во дворе Олонецкой тюрьмы расстреляли нескольких насельников Александро-Свирского монастыря, была назначена ликвидация мощей, но она не состоялась. 5/18 ноября 1918 г. был составлен «Акт освидетельствования мощей», сохранившийся в личной коллекции документов одной из петербургских исследовательниц. Подлинность этого документа не вызывает сомнений, так как в документах монастырского архивного фонда, а именно в «Реестре исходящих бумаг Александро-Свирского монастыря за 1918 г.» и в сообщении епископу Иоаникию в ноябре 1918 г. упоминается о предоставлении Владыке двух актов: о реквизиции в монастыре и «об осмотре мощей преподобного». В акте сообщается, что мощи находятся в сохранности, обернуты схимнической одеждой, которая «местами уже истлела». «Подняв наличник, увидели лицо преподобного», далее отмечается наличие всех зубов, «только два верхних выпали». После описания рук и ног отмечается, что «...далее рук не видать, так как они свиты покровом, а покров прилипши к доске и его не развязывали. Ступни ног разрушены, и косточки вместе сложены с теми туфлями, в которых был погребен преподобный, обернуты одеждою и завязаны лентой» [xv] . Из этого описания следует, что в монастыре пребывали именно нетленные мощи преподобного. Существуют предположения, что и ступни сохранились, так как покрывавшие их покровы, вероятно, не развязывали. Не решившись выставить мощи на общее обозрение, чекисты 20 декабря перевезли их из Александро-Свирского монастыря в Лодейное Поле «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли» и под охраной поместили в больничной часовне. 19 декабря 1918 г. президиум исполкома Союза коммун Северной области принял решение «О посылке комиссии в Александро-Свирский монастырь для исследования " мощей " » и поручил «Комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей» [xvi] . В итоге в комиссию, назначенную председателем Совета комиссаров Союза коммун Северной области и Петросовета Г.Е. Зиновьевым, вошли врач, химик и «советский священник». 20 декабря она осмотрела мощи и оставила их в Лодейном Поле в больничной часовне под охраной ЧК. В следующем месяце к мощам, которые находились в гробу («узком, обитом парчою снаружи и темно-синим бархатом внутри»), в часовню был допущен сотрудник Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомата просвещения А. Крутецкий. Согласно его отчету от 18 января 1919 г. председатель Олонецкой ЧК О. Кантер задал Крутецкому вопрос, «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией, и если найдет их таковой, то власти препроводят их в гор. Петрозаводск» [xvii] .

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/31/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МСТИСЛАВ Мстислав (Дячина), еп. Тихвинский и Лодейнопольский. Фотография. 2013 г. Мстислав (Дячина), еп. Тихвинский и Лодейнопольский. Фотография. 2013 г. (Дячина Михаил Валерианович; род. 11.11.1967, УССР), еп. Тихвинский и Лодейнопольский. Из семьи священника. По окончании школы проходил срочную военную службу в 1985-1987 гг. Затем служил иподиаконом Псковского и Порховского архиеп. Владимира (Котлярова ; впосл. митрополит). В 1992 г. окончил СПбДС. Во время обучения в семинарии был чтецом в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . В 1996 г. окончил СПбДА и был назначен заведующим канцелярией С.-Петербургской епархии. 26 марта 1998 г. принял монашеский постриг с именем в честь блгв. кн. Мстислава Ростиславича. 12 апр. того же года рукоположен во диакона, 4 дек.- во иерея. С 1999 г. служил наместником Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 6 окт. 2001 г. был освобожден от этой должности по болезни. Служил штатным священником Николо-Богоявленского собора, настоятелем храма Александра Невского в Конституционном суде в С.-Петербурге (до 2013). В 2007 г. назначен секретарем С.-Петербургской епархии, возведен в сан игумена, 18 нояб. 2010 г. назначен ключарем собора Воскресения Христова (Спас на Крови) (до 2013), 17 окт. 2011 г. назначен благочинным Лодейнопольского окр. С.-Петербургской епархии и и. о. настоятеля Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря , при этом за ним сохранилась должность секретаря епархии (до 2013). Решениями Синода РПЦ от 16 марта 2012 г. назначен игуменом Александрова Свирского мон-ря и избран епископом Лодейнопольским, викарием С.-Петербургской епархии. 1 апр. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 23 апр. 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом мон-ре в Москве. Хиротонисан 22 мая в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе С.-Петербурга. Богослужение возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Решением Синода РПЦ от 12 марта 2013 г. М. назначен на новообразованную Тихвинскую кафедру. 5 мая 2015 г. назначен на должность игумена и священноархимандрита тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Решением Синода от 27 дек. 2016 г. утвержден в должности священноархимандрита Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж. мон-ря. М. награжден орденом св. Анны 2-й степени (2012) и орденом прп. Серафима Саровского 3-й степени (2017). Лит.: Наречение и хиротония архим. Мстислава (Дячины) во еп. Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии//ЖМП. 2012. 8. С. 31-33. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2564278.html

Но пока ему суждено было пробыть в Оптиной лишь около двух лет…. В 1804 году отец Леонид был избран настоятелем Белобережского монастыря, где поселился и Феодор. Отказавшись от настоятельства, в 1808 году отец Леонид последовав за Феодором в его затвор, стремясь к указанным ему старцем вершинам… Отец Леонид был келейно пострижен в схиму с именем Лев. Так, вдвоем, они и дошли до Свирского монастыря. После смерти своего друга, отец Леонид хотел перебраться в скит Оптиной пустыни, но братия Свирского монастыря, не отпускала полюбившегося им старца еще несколько лет. Отец Леонид очень почитал преподобного Александра Свирского, в обители которого прожил 12 лет, в его келье находилась большая «ростовая» икона этого святого. И лишь в 1829 году, отец Леонид с несколькими учениками смог переехать в Оптину пустынь, где положил начало череде великих монахов-молитвенников, известных ныне, как «Оптинские старцы». Так что и здесь Свирский монастырь оказался на высоте, приютив странников, и разглядев в них то, чего не заметили другие… К сожалению, и в Оптиной пустыне преследования человеколюбивого монаха не прекратились (ему даже запрещали носить схимническое одеяние, поскольку постриг в схиму был совершен келейно…) У него была нелегкая судьба… и великая слава после смерти (11 октября 1841 г), как это и бывает с по-настоящему великими людьми… Человек и монах он был удивительный: почитайте его житие — сколько там доброты, света и…. чудес… (Преп. Лев (Леонид) Оптинский) Ну а ученик старцев Дмитрий, как вы догадались, это будущий святитель Игнатий Брянчанинов (я немного изменил время их жизни в Свирском монастыре, в угоду сюжетной линии). Молодой и перспективный офицер Дмитрий Брянчанинов, после знакомства со старцем Леонидом, подает прошение об отставке и вступает на путь, прославивший его на долгие века… (Свят. Игнатий (Брянчанинов) В Александро-Свирском монастыре было начато, а в Площанской пустыне закончено «Житие схимонаха Феодора» — первое произведение Дмитрия Брянчанинова. «Старчество» — это духовное руководство.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Открылась выставка " Православная Русь " ноября 2019 Он окропил святой водой стенды, поздравив организаторов и участников ярмарки с открытием, пожелал им успехов, плодотворной работы и помощи Божией. " Ярмарка имеет просветительскую, миссионерскую и культурную составляющие, - сказал отец Андрей. - Все, что мы здесь видим, имеет историю не пятидесяти- или столетней давности, а сотен лет. Мы видим иконы и книги, хранящие духовную мудрость. Каждый из нас должен стремиться к правде и знаниям о Боге, душе. Выставка дает возможность говорить не только о том, что традиции возрождаются, но и об их укреплении " . Начальник городского отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов отметил, что ежегодная православная ярмарка - это традиционный праздник, который дает возможность ознакомиться с дарами из многих уголков православного мира и приносит радость посетителям. Из Александро-Свирского монастыря на выставку привезен список иконы преподобного Александра Свирского. Перед святыней дважды в день священники Тихвинской епархии будут служить молебны. В один из дней работы ярмарки состоится встреча с наместником Александро-Свирского монастыря игуменом Антонием (Гутником) . В рамках духовно-просветительской программы будет показан фильм " Место на земле " , посвященный обители. Ежедневно также будут проходить встречи со священниками, кинопоказы, презентации книг, паломнических программ, выступления творческих коллективов. Изделия и товары представляют 150 участников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Израиля, Греции. Среди них крупные издательства, иконописные и ювелирные мастерские. Участники выставки - Свято-Елисаветинские монастыри из Минска и Калининграда, Казанская Амвросиевская пустынь, Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Глинская пустынь, монастырь святой Марии Магдалины из Иерусалима, паломническая служба Валаамского монастыря. В рамках мастер-классов гостям ярмарки помогут изготовить новогодние и рождественские подарки, сувениры в стиле народных ремесел.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

(Куценко Леонид Сергеевич; род. 8.04.1965, с. Белка Ивановского р-на Одесской обл.), архиеп. Благовещенский и Тындинский. Из крестьянской семьи. В 1978 г. поступил в вечернюю школу г. Одессы при профессионально-техническом уч-ще 3. Во время учебы служил псаломщиком в Свято-Покровской ц. с. Дачного Беляевского р-на Одесской обл. В 1984 г. стал секретарем и келейником Ростовского и Новочеркасского архиеп. Владимира (Сабодана ; впосл. митрополит Киевский и всея Украины). В 1986-1990 гг. обучался в Ленинградской ДС. 26 апр. 1989 г. Ленинградским и Новгородским митр. Алексием (Ридигером; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ) пострижен в монашество с именем Лукиан. 3 сент. того же года рукоположен во диакона, а 24 мая 1990 г.- во иерея митр. Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. 1 окт. 1990 г. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова у Варшавского вокзала С.-Петербурга. В 1991 г. Л. занялся восстановлением здания заброшенного флигеля усадьбы Воронцовых в С.-Петербурге, где был открыт храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февр. того же года назначен настоятелем этого храма. 1 июня 1992 г. по благословению С.-Петербургского и Ладожского митр. Иоанна (Снычёва) при храме было организовано Свято-Покровское сестричество, преобразованное в апр. 1997 г. в Тервенический Покрова Пресвятой Богородицы жен. монастырь , в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл. Л. был назначен духовником новой обители. В февр. того же года основал монастырский скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в дер. Пирозеро Ленинградской обл. С 2000 г. в скиту действует реабилитационный центр для молодежи, страдающей алкогольной и наркотической зависимостями. 23 дек. 1997 г. был назначен исполняющим обязанности настоятеля Александрова Свирского в честь Св. Троицы мужского монастыря . 8 апр. 1998 г. возведен в сан игумена. В том же году Л. основал подворье Александро-Свирского монастыря в пос. Свирьстрой Лодейнопольского р-на. Его усилиями здесь был построен храм во имя свт. Николая. В авг. 1999 г. утвержден в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря. В 2000 г. трудами Л. было открыто еще одно подворье мон-ря в С.-Петербурге. 10 дек. 2002 г. Л. был назначен духовником Оятского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря в Лодейнопольском р-не. 14 окт. 2004 г. возведен в сан архимандрита. С 2002 г. руководил строительством храма Св. Троицы в своем родном с. Белка. В 2007 г. выступил с инициативой возведения храма во имя сщмч. Павла (Гайдая) в том же селе. Храм впосл. стал подворьем Покрово-Тервенического мон-ря, а затем здесь была создана жен. обитель в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/2110851.html

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв. Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря С сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Джорд., 1988; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Соловьёва И. Д. К истории иконописного собрания Александро-Свирского монастыря//Там же. С. 403-406; она же. Икона «Александр Свирский в житии» в собрании Русского музея: (К проблеме атрибуции)//ДРИ: Новые атрибуции. СПб., 1994. С. 39-46; о на же. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София. Новгород, 1998. 4. С. 15-17; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 99-102, 111-113, 147-149; Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//Русская художественная культура XV-XVI веков. М., 1998. С. 118-144; История второго обретения мощей преподобного Александра Свирского//ЖМП. 2000. 5. С. 17-25. Архим. Макарий (Веретенников), И. А. Журавлева, О. А. Полякова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/64396.html

Закрыть «Звоны над Свирью» В Александро-Свирском монастыре завершился Пятый Фестиваль колокольного искусства 02.08.2023 414 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором В Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре завершился V фестиваль колокольного искусства «Звоны над Свирью», который по благословению владыки Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, проходил 29-30 июля 2023 года в рамках IV Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». Торжественное мероприятие было приурочено к 25-летию второго обретения мощей прп. Александра Свирского. Уникальные исторические звонницы Свирского монастыря особенно интересны и ценны для звонарей из различных регионов России. Звонари из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар – завсегдатаи фестиваля. Впервые же в фестивале приняли участие звонари из Екатеринбурга, Волгограда, Самары; двух звонарей – Олесю Шубину (звонарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова) и Матвея Елисеева (звонарь храма святых Жен-Мироносиц, один из самых юных участников) – направила Псковская епархия; приехал даже звонарь, который просвещал колокольным звоном жителей Парижа (Франции). Специальным гостем фестиваля стал лауреат международных конкурсов хор из Москвы «Святой Пантелеимон» (руководитель – Мария Исаева), представивший программу, состоящую из песнопений знаменного распева – того самого распева, который имел повсеместное распространение на Руси во времена духовных подвигов преподобного Александра Свирского; часть песнопений было как раз и посвящено этому подвижнику благочестия. Два дня звоны разливались по окрестностям монастыря и над живописными лесами и озёрами, соединяя красоту древней архитектуры и красоту звучания колоколов, наполняя сердца слушателей молитвенным духом и свидетельствуя о живой традиции истоков русской церковной культуры. Паломники и гости могли насладиться звучанием колокольных звонов различных школ и традиций и услышать, сколь разнообразно это древнее и столь важное церковное искусство.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/02/zv...

Житие получило широкое распространение: составленный Яблонским перечень включает 125 списков обеих редакций ( Яблонский. 1908. Примеч. 1. С. 93-95); оно вошло во все крупные минейные своды: ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Известны его многочисленные краткие и проложные редакции, к-рые помещались в Прологах и Торжественниках наряду с фрагментами текста ( Карбасова Т. Б. Кирилл: Агиогр. источники//ПЭ. Т. 34. С. 319). Житие активно использовалось как лит. источник при создании др. житий и их редакций: в частности, предисловие было использовано при составлении предисловия ко Второй Дополненной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ( Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1. С. 154-167); описания нек-рых чудес повторены в Житии прп. Кирилла Новоезерского ( Карбасова. 2011. С. 29-33); к тексту обращался игумен Александрова Свирского монастыря Иродион (Кочнев) при составлении Жития прп. Александра Свирского ( Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 45-46); памятник стал одним из источников Жития прп. Корнилия Комельского ( Сергеев А. Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 7), Жития преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских ( Шевченко Е. Э. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 196) и др. Житие повлияло на последующую рус. агиографию и на уровне лит. формул. В частности, как указала Е. А. Рыжова, оно стало источником сюжетного мотива - «выбора места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в ряде севернорус. житий XVI-XVIII вв.: святых Александра Свирского, Ефрема Перекомского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского и др. ( Рыжова. 2008). Известны житийные иконы прп. Кирилла, лит. основой которых стала Первая редакция Жития (см.: Кочетков. 1981. С. 332-335). Житие прп. Саввы Вишерского

http://pravenc.ru/text/2579870.html

В 1732 году Императрица Анна Иоанновна пожаловала в пользу Свирского монастыря и братии 1188 руб. Какой был случай к этой необыкновенно щедрой милости Государыни из актов не видно. Известно только, что в том же году из монастыря посылались в Петербург обычные подарки в том числе и Государыне и Царской семье. Из сохранившегося в монастыре реестра оказывается, что послано было тогда Государыне Императрице Анне Иоанновне 70 сигов и 10 лососей, Государыне Царевне Екатерине Иоанновне 30 сигов и 4 лососи, Государыне Цесаревне Елизавете Петровне 30 сигов 4 лососи. Тогда же посылались подарки боярам: Салтыкову, Головкину, Черкасскому, Нарышкиным, Шереметьеву и проч. Архимандрит Пахомий, управлявший Свирским монастырем с 1759–1761 г., по доносу братии о самоуправстве, был вызван в Новгород и оттуда уже не возвращался. Преемник его архимандрит Варсонофий настоятельствовал также не долго. В 1763 году, за старостию и слабостию здоровья, он был уволен на покой и жил в Тихвинском монастыре. Это был последний настоятель архимандрит Троицкого монастыря. В том же году состоялось распоряжение об учреждении в Олонецком краю особой епархии викариев С.-Петербургских, которые именовались епископами Олонецкими и Каргопольскими. Троицкий монастырь обращен был в кафедральный собор; Преображенский же монастырь, по учрежденным вскоре штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем с наименованием: Троицкого Александро-Свирского. Некоторые из приписанных к монастырю пустынь были упразднены, другие же обращены в приходские церкви. VI. Учреждение в Свирском монастыре консистории в семинарии. Первые Олонецкие епископы. Присоединение Олонецкой епархии Архангельской. Восстановление в Свирском монастыре общежития и заботы об улучшении монастырского хозяйства монастырских зданий. Учреждение духовного училища. Пожертвования Свирского монастыря на военные издержки в 1812 г. Торжественное перенесение мощей пр. Александра. Посещение монастыря Императором Александром I Со времени учреждения в Свирском Троицком монастыре кафедры епископов Олонецких и Каргопольских, в качестве С.-Петербургских викарных, в истории этой обители начинается новый период жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010