К западной стороне ограды помещается новая каменная массивная колокольня, довольно изящной архитектуры; высотою от основания 21 сажень. Выстроена в 1903–1904 гг. неутомимым в деле благоукрашения Свирской обители настоятелем отцом архимандритом Агафангелом на средства, приобретенные от разных благотворителей. На оной колокольне замечателен своим чудным звуком большой праздничный колокол. Его чистое и глубокое звучание издавна сподвигает и вдохновляет на молитву каждого, кто его слышит. (звук в тоне ля, имеющий минорное трезвучие; вес колокола 532 пуда 5 фунт., вылит в 1901 г. на зав. Орлова). Часовня каменная за монастырем, напротив Настоятельского корпуса, построенная в 1791 г. архимандритом Парфением, над святым колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра. Колодец этот долгое время был зарыт, а стоявший при нем деревянный крест, сделанный тоже самим преподобным, поставлен в деревянной часовне, находящейся близ большой дороги. Справочник «Православные русские обители» за 1910 г. описывает монастырь так: «Храмов шесть. Главный — соборный, в честь Святой Троицы, второй, также соборный, в честь Преображения Господня, с приделом во имя святого Александра Свирского. В этом приделе в драгоценной серебряной раке почивают мощи Преп. Александра Свирского. Празднование ему совершается в Троицын день, когда его мощи переносятся отсюда в Троицкий собор, и 30 августа. Другие храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Преподобного Иоанна Дамаскина, Пророка Захарии и Святителя Николая в архиерейских покоях…» Троицкий монастырь со времен самого Преподобного и до 1764 года служил местом жительства свирских иноков с Настоятелем во главе. В 1764 г., с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря. Через 24 года, т.е. в 1787 г., Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00119

он существовал. По крайней мере, в Ведомости церквей и приходов, составленной в 1749 г., упоминается церковь во имя св. Александра Свирского в селе Александровском. Церковь эта была деревянной и к концу столетия пришла в ветхость. В 1799 г. местный землевладелец Алексей Иванович Желябужский возбуждал ходатайство о ремонте церкви, но Епархиальное начальство отклонило его указом от 22 октября того же года. Сам приход по малолюдству и недостаточности обеспечения причта был закрыт. Церковное имущество, согласно, тому же епархиальному распоряжению в 1802 г. передано было в соседнее село Лунево для строящегося там придела во имя Димитрия Ростовского (переименованного потом во имя св. Александра Свирского), а здание храма продано было в 1800 г. в село Рябинки, причем сумма, вырученная от продажи, была обращена в пользу Болховского Тихвинского монастыря. На том месте, где стояла эта прежняя церковь, на приходском кладбище, воздвигнута была деревянная часовня (в 1892 г. заново отремонтированная) старанием местного землевладельца Н.Н. Барышникова. Ныне существующий каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончательно отстроен был в 1830 г. и освящен Преосвященным Никодимом, б. еп. Орловским и Севским. Ходатайство о его построении, равно как и о вторичном открытии прихода опять возбуждено было, блаженной памяти, Алексеем Ивановичем Желябужским, скончавшимся в сане инока в Козельской Оптине пустыни. В теперешнем приходском храме четыре престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя св. пророка Илии, левый во имя св. Александра Свирского, как память прежнего храма, - все три в большой холодной церкви, и четвертый в теплой трапезной во имя святителя Алексея митр. Московского. Иконостасы написаны в красивом, художественном рисунке, особенно оригинален иконостас главного престола, поновленный в 1902 г. Из местных святынь замечательны икона Тихвинской Бож. Матери, и в особенности икона св. Александра Свирского – небесного покровителя прихода.

http://sobory.ru/article/?object=32490

Свирский хутор, урочище. Церковь Николая Чудотворца, Назария, Александра Свирского, Сергия и Германа Валаамских. Пристанская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Александра Свирского , Сергия и Германа Валаамских Год постройки:Между 1915 и 1917. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, Янегское сельское поселение, урочище Свирский хутор (северо-западный берег Монастырского оз. близ р. Свири) Координаты: 60.727536, 33.345866 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Была построена у пароходной пристани на Свирском хуторе в 1915-17 гг. Церковь была разрушена во время войны 1941-45 гг. Эта церковь обозначена на карте Ленобласти 1931 г. По рассказам местных жителей, во время войны финны установили на этой церкви небольшую пушку, т.к. из верхнего окна церкви просматривался противоположный (наш) берег Свири и, видимо, кусок Ленинградского шоссе; финны несколько раз выстрелили из нее, после чего наши войска её запеленговали и уничтожили встречным огнём вместе с церковью. Церковь была построена, видимо, в честь 430-летнего юбилея высадки в этом месте в 1487 году валаамского монаха Александра (будущего преподобного Александра Свирского), прибывшего сюда с Валаамского монастыря на судне для создания здесь новой православной обители. Сегодня коренные местные жители ещё помнят легенду о том, что монах Александр (впоследствии названный Александром Свирским) прибывал с острова Валаам на Рощинское озеро водным путём по Ладожскому озеру и Свири через пристань в шести километрах от будущей православной обители. Можно предположить, что в те далёкие времена здесь на правом, в основном, карельском берегу Свири было уже обжитое место и уже была хорошо известная пристань, и что об этой пристани было известно даже в Валаамском монастыре (!). Видимо, это была пристань слободы (деревни), расположенной в 6 км от пристани на берегах Святого и Рощинского озер. Видимо, эта слобода располагалась вдоль древней дороги (тракта), идущего на Север - в частности, вдоль дороги, идущей на город Олонец, известный по новгородским летописям с 1137 года. 

http://sobory.ru/article/?object=49031

Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1545. (первое письменное упоминание). Ссылки:     Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст.Оять Координаты: 60.461983, 33.139417 Проезд:автомобилем от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе до 185-го километра, далее поворот к станции Оять, 4 км по асфальту и 1 км по грунтовой дороге; пригородным поездом с Московского и Ладожского вокзалов Санкт-Петербурга; автобусом из г.Лодейное Поле до ПО " Рассвет " Изменить описание Добавить фотографии Автор: Борис Снято: 12 августа 2008 Добавлено: 12 августа 2009 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 200 км к северо-востоку от Петербурга на берегу реки Оять расположен монастырь, известный как Введено-Оятский. Раньше он назывался Введенский Островской. Время основания Введенского Островского мужского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Долгое время Введенский Островской монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю и лишь в 1764 г. получил самостоятельность. Храмов было два: каменный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построен в 1817 г.) и 2-х этажный деревянный (построен в 1782 г., перестроен в 1836 г.). Верхний храм был освящен в честь Богоявления Господня с приделами во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Александра Свирского, нижний - в честь Преображения Господня (освящен в 1829 г.). В Преображенском храме находились могилы родителей преподобного Александра Свирского. Сейчас на месте этого храма стоит крест. В декабре 1992 г. монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители - матушка Фекла. При ней вновь ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.

http://sobory.ru/article/?object=00122

64 . Филарет, архиеп. Черниговский (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Кн. Ï 862–1720. Изд. 3. СПб., 1884. 65 . Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяцы май-август. Изд. 3. СПб., 1882. 66 . Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия.– В кн.: Троице-Сергиева Лавра. Сергиев, 1919. 67 . Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. 1 Минея-Четья, составленная митрополитом Всероссийским Макарием, м-ц. август. ГИМ, Син. 997, сер. XVI в., л. 1143 об. Описание Минеи см.: 49, с. 186–190; 24, II, с. 441–445. Далее ссылки на текст Жития Преподобного приводятся на строке. 2 Более полно имя этого составителя Жития известно из надписи на монастырском колоколе: «Слит бысть колокол сей в Живоначальной Троице в Александрову пустыню при великом князе Иване Васильевиче всея России, при архиепископе Феодосии Великаго Новгорода, по повелению игумена Иродиона Кочнева» (57, с. 28). 3 См. также: 51, с. 448. Подобные соображения были оспорены архимандритом Никодимом (см.: 39, 16, с. 551 и сл.). 4 О духовных связях Андрусовского и Свирского монастырей говорит и то, что в первом хранился почитаемый образ преподобного Александра Свирского (7, с. 15). а в XIX веке много потрудился по благоустройству обители преподобного Адриана постриженник Святой Горы «иеромонах Александро-Свирского монастыря Феодор» (7. с. 13). О преподобном Адриане см.: 38. т. 3, с. 761762. 6 ЦГАДА, ф. 181 МГАМИД, 408, лл. 140 об-143. В другом списке XVII века рукопись содержит только жития этих двух подвижников – преподобных Кирилла Новоезерского и Александра Свирского , что в свете выявленных их духовных связей представляется неслучайным (ГИМ, собр. А. С. Уварова, 422, в 4-ку. Описание хождения старца Никифора см.: лл. 50 об.– 52 об.). Старец Никифор – преподобный Никифор Важеозерский, см. о нем: 38, т. 2, с. 604. 7 ЦГАДА. ф. 181, 536, л. 2; ГИМ, собр. А. С. Уварова, 223, в 4-ку, л. 35; БАН. Друж. 83, л. 13–13 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Редактор сразу же переходит к одному из центральных эпизодов ЖАС – явлению Святой Троицы преподобному Александру Свирскому . Далее составитель кратко упоминает о принятии священства преподобным Александром, о том, как он управлял созданным монастырем. Именно в эту часть текста (здесь говорится об игуменстве Александра Свирского , о построении первой церкви во имя Святой Троицы, о его наставлениях братии) помещены рассказы о двух прижизненных чудесах преподобного, которые в полном тексте ЖАС ВМЧ озаглавлены как Чудо д. виднии бца како вис стом на сновании церкви и Чудо е е како ша множество млтвами стго. Причем если по тексту Син. 997 Богородица является преподобному Александру и его ученику Афанасию « на цркв бца чтнао е покров и вътарнемъ мст» (Син. 997. Л. 1162 б) и обещает свое покровительство над обителью, то в Краткой редакции Божия Матерь является только преподобному Александру и Сама повелевает возвести Храм Покрова: « посем преподобном вися пресвтая богородица повелвающи ем храм водвигнти во имя честнаго покрова своего еже и (F.I. 729. Л. 401). Если выстраивать хронологическое повествование о жизни Александра Свирского , то именно в эту часть повествования их и следовало бы поместить. Больше в этой редакции Жития нет упоминаний о прижизненных чудесах преподобного (в Успенском списке ВМЧ их пять, в некоторых других – семь 4 ). Если подобное изменение композиции Жития в целом оправдано, то встречающееся чуть ниже по тексту упоминание о родителях преподобного довольно странно и малообъяснимо: « вщав же отца своего и матерь во иноческии обра аще исперва и нехотщим им но молитвою свтаго в страх божии внидоша и наречена сергии и варвара и постнически поживше в добр исповдании ко господ отшедша» (F.I. 729. Л. 402). На первый взгляд, противоречий нет: преподобный Александр, будучи еще иноком Валаамского монастыря, действительно убеждает своего отца Стефана удалиться в монастырь, отец сначала противится этому, но, благодаря молитвам святого Александра, соглашается и принимает постриг и иноческое имя Сергий, его примеру следует и мать преподобного Александра Свирского , принявшая постриг под именем Варвары.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых — основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жизнеописаниями святителей — епископа Новгородского Никиты, Патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные «книжными» монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для удаленной работы исследователей. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это боксы из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион — нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/4945507...

На этом месте, по преданию, ему явилась Святая Троица, повелев основать храм. Постепенно к святому стали приходить люди и устраивать свои кельи. Так началась история одной из самых известных обителей Руси — Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Преставился преподобный в возрасте 85 лет. Канонизирован на Соборе 1561 года. В 1641 году состоялось обретение его мощей. Ил.: Преподобный Александр Свирский. Иконография; История обители : XVI-XVIII вв. — лучшее время монастыря. Здесь была своя библиотека, много земли, хозяйство, восемь храмов, много паломников и более 200 монахов. В XIX веке монастырь в народе называли «Северной Лаврой», у него в подчинении было 27 небольших монастырей. После революции монастырь был разграблен, ценности и мощи Александра Свирского вывезены в Петербург. Монахов разогнали, часть арестовали и расстреляли. В стенах монастыря в разное время были тюрьмы, казармы, инвалидные дома и психиатрическая больница. В 1997 году монастырь вернули Церкви, вернули мощи преподобного Александра. Сейчас это прекрасное место для паломничества и туризма. На фото 1909 года Сергея Прокудина-Горского отлично видны Преображенская (ближе к нам) и Троицкая части монастыря; Главные святыни обители преподобного Александра Свирского : Место явления Богородицы святому Александру Свирскому. Находится в храме Покрова Божией матери, построенном Александром Свирским в 1533 году. Богородица явилась здесь святому и обещала, что «над обителью не оскудеет Ее благотворный покров». Ил.: Храм Покрова Божией матери; Икона, посвященная явлению Богородицы; Место явления Святой Троицы святому Александру Свирскому. Находится в соборе святой Троицы. Он был построен в 1791 году на месте деревянной церкви, с которой началась история монастыря. Ил.: Собор Святой Троицы; Икона «Явление Святой Троицы» в храме; Мощи Александра Свирского . Покоятся в Преображенском соборе. Ил.: Рака с мощами Александра Свирского; Преображенский собор (1640-1644 гг.)//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.60-63.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

" Всегда радоваться " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре В Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, память преподобного Александра Свирского , 30 апреля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Тихвинского епархиального управления  иеромонах Николай (Бестужев), наместник обители  игумен Антоний (Гутник) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был глава Лодейнопольского района Илья Дмитренко. Был совершен крестный ход вокруг собора с мощами преподобного Александра Свирского. Митрополит поздравил верующих с 3-й Неделей по Пасхе, памятью святых жен-мироносиц и основателя обители преподобного Александра Свирского. " Мы вспоминаем сегодня первых святых новозаветной Церкви - жен-мироносиц, - сказал владыка в проповеди. - Эта история уже две тысячи лет передается из поколения в поколение. Несколько женщин пошли за Христом, когда увидели в Нем необыкновенного Учителя, Спасителя, Чудотворца, Сына Божиего. Постепенно их становилось  все больше. Они помогали Ему и ученикам, каждый, чем мог, оказывали содействие в миссии, которую Господь совершал на земле. Они прошли с Ним до самого конца, были на Голгофе, видели Его страдания на Кресте, наблюдали за погребением, которое совершали праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. Вместе с Божией Матерью они сострадали и видели, что погребение происходит поспешно, и решили прийти в третий день после субботы ко Гробу, чтобы получше умаслить тело Спасителя. Они очень ждали, когда закончится суббота, чтобы рано утром прийти и исполнить  задуманное. А когда пришли, увидели на месте, где лежало тело Спасителя, двух ангелов, сообщивших им радостную весть, что Христа здесь нет, Он воскрес. Когда же Господь явился им, сказал одно слово: " Радуйтесь " (Мф. 28:9). Эту радость они передали потом апостолам и всем людям, свидетельствуя своей жизнью, что видели воскресшего Христа и от Него получили такое благословение и такую заповедь - всегда радоваться. Радостью для всякого христианина является пребывание с Ним не только в земной жизни, но главное - в жизни вечной. Эта радость самая подлинная, глубокая, дающая ощущение счастья.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Крупнейший монастырь Обонежья, Александро-Свирский, был основан близ устья реки Свирь преподобным Александром Свирским, в миру Аммос, родился 15 июня 1448 года. В юности он ушёл из родительского дома, чтобы постричься в монахи, и в возрасте двадцати шести лет принял постриг на Валааме от руки игумена Иоакима. Многие годы преподобный жил в уединении на одном из островов Валаамского архипелага, где высек для себя пещеру в скале. Около 1485-1486 годов, оставив Валаам, он ушёл на берега реки Свирь, в леса близ озера Рощинского, и несколько лет прожил здесь в уединении. Постепенно вокруг него образовалась монашеская община, была срублена первая деревянная церковь во имя Св. Троицы. Преподобный указал строить братские кельи на берегу Святого озера. Место, где стояла келья Александра Свирского, было предназначено для братского кладбища и стало называться отходной пустынью. Здесь была сооружена деревянная Преображенская церковь. Так было положено начало двум историческим частям Александро-Свирского монастыря - Троицкому (на месте древних братских келий) и Преображенскому (на месте братского кладбища) монастырям. Первая каменная церковь монастыря, Троицкая, была построена ещё при жизни Александра Свирского. Для её строительства Иван Грозный прислал " для каменного дела " каменщиков из Москвы во главе с мастером Игнатием и сделал в монастырь щедрый вклад. Незадолго до своей смерти Александр Свирский начал возводить каменную трапезную с одноглавым храмом во имя Покрова Богородицы. Эта лёгкая и нарядная церковь была перестроена в XIX веке и ныне восстановлена в первоначальных формах. Преподобный Александр скончался 30 августа 1533 года и был погребён у алтаря Преображенской церкви. Он был канонизирован на церковном соборе 1551 года, а первым храмом в честь нового угодника стал северо-восточный придел собора Василия Блаженного в Москве. Обретение мощей преподобного Александра Свирского состоялось в 1641 году. На протяжении трёх столетий великие князья московские, цари и бояре делали в обитель богатые вклады.

http://sobory.ru/article/?object=00119

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010