В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых - основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жития святителей - епископа Новгородского Никиты, патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные " книжными " монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для исследователей посредством удаленной работы. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это коробки из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион - нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. ИА " Вода живая " ,

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

прп. Александра Свирского после перенесения их из музея ВМА в храм св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Руководитель поиска — и.о. настоятеля Александро-Свирского Мужского Монастыря игумен Лукиан (Куценко) Исполнитель — насельница Покрово-Тервенического женского монастыря, к. б. н. инокиня Леонида (Сафонова) 2) антрополого-иконографического исследования, посвященного проблеме идентификации мощей св. прп. Александра Свирского Исполнитель – эксперт ВМА – с.н.с., к.б.н. Ю.Д.Беневоленская 3) заключения стоматологической экспертизы мумифицированного трупа мужчины, находящегося в фундаментальном музее кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии. Главный стоматолог МО РФ, начальник кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессор полковник медицинской службы В.Н.Балин Преподаватель кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии подполковник медицинской службы А.К.Иорданишвили Сотрудники кафедры нормальной анатомии ВМА: начальник кафедры профессор И.В.Гайворонский доцент М.В.Твардовская доцент Л.П.Тихонова преподаватель Г.И.Ничипорук преподаватель Д.А.Старчик 5) консультативного заключения специалистов СМЭС СПб (15.06.98-14.09.98) И.Н.Иванов Д.С.Кирюничев Е.Р.Борисов Е.С.Бушуев Главный вывод: Обнаружены мощи св. прп. Александра Свирского, что подтверждается материалами проведенных исследований, а также мироточением мощей, многочисленными исцелениями и чудесной помощью людям по их молитвам, обращенным к преподобному. Обнаруженные мощи имеют необычайно хорошую степень сохранности (что соответствует архивным и историческим данным: цельное монолитное тело, черты лица сохранили прижизненную конфигурацию, что давало возможность сопоставления с иконографическими изображениями святого, практически неизмененный вид рук и ног преподобного, необычное положение ног: «правая нога ступнею вверх, левая в сторону»). Ввиду этого исследование по идентификации, с одной стороны, упрощалось (наши предки во главе с Митрополитом Новгородским Аффонием в 1641г.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

До 1954 года надежную защиту мощам преподобного Александра обеспечивал академик Владимир Николаевич Тонков, происходивший из графской семьи по отцовской линии и из священнической по линии матери. Он постарался сделать так, чтобы про мощи просто забыли. После его кончины сохранность мощей обеспечили его ученики. В 90-х годах XX века в связи с падением советской власти Церковь получила свободу, ей были возвращены многие храмы и обители, в том числе и Александро-Свирский монастырь. Тогда же встал вопрос о местонахождении мощей преподобного Александра Свирского. И началась история второго обретения мощей. Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского Поиском мощей преподобного занялась инокиня Леонида (Сафонова). Матушка Леонида (Сафонова) после окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, работала в НИИ имени Пастера. Автор более 60 научных работ, кандидат биологических наук, она поменяла научное поприще на монастырь за полгода до защиты докторской диссертации. Ее свидетельства потому научно достоверны и особенно убедительны. Из рассказа инокини Леониды (Сафоновой): «Когда в начале июля 1997 года в возобновляющийся монастырь Александра Свирского пришли первые монахи – игумен и три насельника – то вскоре получили письмо за подписью валаамских монахов, в котором было всего несколько строк: «Как только официально откроют монастырь Александра Свирского – сразу Господом будут возвращены мощи святого». После дня преставления Александра Свирского – 12 сентября, когда замироточила его аналойная икона, специально написанная к этому празднику, наместник монастыря, отец Лукиан, сказал мне: – Матушка, вам нужно будет поработать в архиве, поискать мощи преподобного Александра. В тот момент трудно было даже представить себе масштаб поиска! Ведь все, что можно было сделать для сокрытия памяти святого старца, – сделано»… «С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира я начала поиск святых мощей – по многим архивам Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно изучая описи фондов и документы в хранилищах ЦГАСПб, ЦГАЛИ, архиве ЛОИИ РАН, архиве АИ МК, фотоархиве Санкт-Петербурга, архиве РАН, Госархиве РФ, архиве ВМА, архиве СМ-ЭС, музее антропологии и этнографии, во многих библиотечных архивах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Епископ Мстислав возглавил богослужения в престольный праздник Александро-Свирского монастыря апреля 2015 Его Преосвященству сослужили наместник обители игумен Антоний (Гутник) , духовенство Тихвинской епархии. За богослужением пел праздничный архиерейский хор монастыря (регент - Дмитрий Жуйков). Перед первым часом владыка совершил хиротесию во чтеца монаха Варлаама (Карабашева). В день празднования обретения мощей преподобного Александра Свирского, 30 апреля, епископ Мстислав возглавил Божественную литургию в Преображенском соборе. Ему сослужили настоятель Николо-Богоявленского морского собора протоиерей Богдан Сойко, игумен Антоний (Гутник), настоятель Староладожского Никольского монастыря игумен Варфоломей (Чупов), настоятель Антониево-Дымского монастыря игумен Адриан (Дементьев), духовенство Тихвинской епархии. За богослужением молились настоятельница Покрово-Тервенического монастыря игумения Лукиана (Рысева), настоятельница Тихвинского Введенского монастыря игумения Тавифа (Федорова), настоятельница Введено-Оятского монастыря игумения Иоанна (Егорова). Пел праздничный архиерейский хор Александро-Свирского монастыря. По сугубой ектении была провозглашена молитва о мире на Украине. За богослужением епископ Мстислав рукоположил во иеромонаха насельника Тихвинского Успенского монастыря иеродиакона Ианнуария (Рухлова) , во иеродиакона - монаха Варлаама (Карабашева) . После богослужения был отслужен праздничный молебен и совершен крестный ход вокруг собора с мощами и образом преподобного. В проповеди владыка отметил, что, приветствуя в пасхальные дни друг друга словами " Христос воскресе! - Воистину воскресе! " , мы помним о жизни вечной. " Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что в дни Пасхи Небесная Церковь и земная Церковь соединяются друг с другом, ибо Господь открывает нам великую тайну - у Бога нет мертвых, у Бога все живы! Господь открывает тайну о том, что после смерти во Втором Пришествии каждый из нас воскреснет и предстанет пред Богом. Пасха Христова нас укрепляет и помогает сорадоваться великому торжеству, великой надежде, великой любви, ради которой Сам Христос пришел в этот мир " , - сказал архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=760...

Леонид прибыл в Площанскую пустынь, 6-го октябре 1828 года), и только через полгода, в апреле 1829 года перешел, наконец, со своими учениками в Оптину пустынь. В предпоследний год пребывания отца Леонида в Александро-Свирском монастыре (в ноябре месяце 1827-го года) прибыл сюда вступил под его духовное наставничество Димитрий Александрович Брянчанинов. Главнейшие факты последующей жизни отца Леонида мы будем излагать параллельно с биографией Преосв. Игнатия. (Все вышеизложенные сведения и другие о старце Леониде можно читать в книге: «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1890 года). 107 О том, что сам Государь Император уговаривал Брянчанинова не оставлять службы, свидетельствует и Аскоченский в своем биографическом очерке. 116 В это время настоятелем Свирского монастыря был архимандрит Варсонофий; должность казначея исправлял о. Андроник, а ризничего–о. Иларий (впоследствии игумен Николо-Угрешского монастыря, в схиме Илья, скончавшийся в 1862 году на покое в Гефсиманском ските). 117 Александро-Свирский монастырь находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, на правой стороне реки Свири в 6 верстах от неё, в 20 верстах от Ладожского озера, при большой, почтовой дороге из г. Лодейного поля в Олонец и Петрозаводск. Монастырскую местность со всех сторон окружает сосновый бор. Близость реки Свири, находящиеся при монастыре два больших озера, возвышенное и сухое местоположение,– всё это придает Свирскому монастырю и занимаемой им местности красивый вид и способствует здоровому, благорастворенному воздуху. Старожилы уверяют, что жители этого уголка Олонецкого уезда пользуются замечательной долговечностью. Основание Свирского монастыря относится к 1506 г. по Р. X, и, по имени основателя–Преподобного Александра Свирского Чудотворца–и в память, устроенной здесь Преподобным церкви во имя Св. Троицы, именуется Троицким Александро-Свирским монастырем. О первоначальной истории Свирского монастыря сведений сохранилось очень немного. Давность времени, а главное бывшее в половине XVII века разорение монастыря, известное по монастырским записям под именем Литовского разорения, а также монастырский пожар 1784 г. истребили много драгоценных памятников и документов, относящихся к истории монастыря, особенно первых времен его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в одной семье, живущей в Ростове-на-Дону. Жители этого города часто совершают паломнические рейсы к мощам прп. Александра Свирского. Однако на этот раз две ростовчанки приехали, вернее, прилетели на самолете, не с паломническим рейсом, а самостоятельно. Такой спешный приезд был вызван страхом потерять дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой — братом. Тот, за кого они приехали склонить головы перед ракой великого Чудотворца, находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, перенесенной только что операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами прп. Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом. Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного, и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю — прп. Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю, где настоятельствует небесный игумен — прп. Александр Свирский, были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается — следы разрушений, нанесенных большевистским временем, еще очень велики. Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 г. Летом 2001 г. женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить прп. Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с верой и надеждой его родня.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/07/...

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОМ МОНАСТЫРЕ сентября 2004 12 сентября - день успения великого русского святого преподобного Александра Свирского - каждый год торжественно отмечается в его святой обители, Свято-Троицком монастыре. 12 сентября - день успения великого русского святого преподобного Александра Свирского - каждый год торжественно отмечается в его святой обители, Свято-Троицком монастыре. В этом году торжества были отмечены важнейшими высокими посещениями. Накануне праздника монастырь посетил блаженнейший митрополит всея Украины Владимир (Сабодан) в сопровождении архиепископа Тихвинского Константина (Горянова). В этот же день поклониться святому угоднику Божию, в нетленных мощах почивающему, прибыл губернатор Ленинградской области В.Сердюков. Митрополит Владимир рассказал настоятелю Свирского монастыря игумену Лукиану (Куценко) о том, что и до Украины дошла молва о великих чудотворениях, которые ныне совершаются у мощей преподобного Александра. В далекий северный монастырь с Украины постоянно пребывают паломники, с каждым годом их становится все больше и больше. Как бы в подтверждение этого факта именно в те часы, когда монастырь обозревал блаженнейший Владимир, к святым вратам подъехали три автобуса с паломниками из Украины. Наши славянские собратья получили возможность помолиться со своим Предстоятелям перед великой всеправославной святыней - нетленными мощами прп.Александра Свирского. Праздник в монастыре стал поистине пасхальным - потому что продлится еще два дня: 13 сентября в обитель прибыл правящий архиерей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). После торжественного богослужения владыка освятил подаренный монастырю девятитонный колокол. 14 сентября колокол будет поднят на звонницу. Колокола такой мощи в Петербурге установлены только в Александро-Невской лавре, по всему северу ни в одной обители, и ни в одном храме больше нет таких колоколов. Звон колокола (как и в прежние времена, до революционного разорения обители) будет слышен на десятки километров в округе. Дарование Александро-Свирской обители " кимвала Божия " , подобного тому, который украшал ее прежде, является знамением благословения Божия за те великие труды, которые проведены для полного восстановления Преображенской части монастыря в столь короткий срок. Это отмечали все многочисленные паломники из Петербурга, Москвы, Владивостока, севера и юга России, которые собрались почтить преподобного отца нашего Александра в день его памяти. Русская линия Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

Монастырская обитель, основанная преподобным Александром Свирским, стала со временем большим монастырем, где проходили свой иноческий подвиг многие русские монахи, будущие молитвенники земли Русской. В XIX в. здесь проходил свой иноческий путь будущий знаменитый святитель Игнатий Брянчанинов. В 1817 г. в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец, а также отец Феодор - ученик молдавского старца Паисия. К духовной помощи преподобного Александра Свирского обращались почти все русские цари. Преподобного не даром называли царским заступником. Перед взятием Казани молился Александру Свирскому Иоанн Грозный. После победы царь объявил его на всю Россию Великим Чудотворцем. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем и царем Борисом Годуновым, приезжавшим в монастырь на богомолье. На средства Федора Иоанновича был возведен придел во имя Александра Свирского, где и была устроена каменная гробница Преподобному. Особенно почитал святого Михаил Федорович Романов. Одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Александра Свирского. Часто приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного, которые были обретены в 17 апреля 1641 г. при постройке собора. Нетленные мощи преподобного Александра Свирского мироточили и благоухали. Мощи перенесли в храм святителя Николая, который был построен самим преподобным и уцелел от разрушения поляками в 1612 г. В 1644 г. мощи в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе. У мощей Преподобного постоянно совершались молебны и акафисты. Многие люди получали исцеление. В 1917 г. из монастыря были изъяты ценности, после чего все иноки вместе с настоятелем были расстреляны. Мощи преподобного Александра Свирского властями из монастыря были изъяты также. Так как мощи Преподобного оказались нетленными, в 1918 г. их решили тайно отправить в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась психиатрическая больница.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ ОСТРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в некоторых списках синодиков назван Дионисий Александровский , игум. Александрова Свирского монастыря до 1608). По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском монастыре принял монашеский постриг отец преподобного. Таким образом, монастырь был основан во второй половине XV века. Однако в описании Обонежской пятины 1582 года Введенский Островский монастырь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста . В литературе встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пустыни , позднее перешли во Введенскую пустынь, где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII веках существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Место захоронения Островских преподобных было неизвестно в XIX веке. Согласно архим. Леониду (Кавелину) , Дионисий был основателем Введенского монастыря в с. Архангельском (Сермакса), был похоронен там в церкви; остальные перечисленные в «Описании о российских святых» ученики прп. Александра, а также прп. Никифор Важеозерский были погребены в пещере при Преображенской церкви. Задненикифоровой пустыни. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на оз. Важе и Задней пустыни на р. Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых».

http://drevo-info.ru/articles/13678934.h...

Помимо земель, сопредельных монастырю, к концу XVII века Александро-Свирской обители принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском озере. В первой половине XVIII века к Александро-Свирскому монастырю были приписаны 30 монастырей и пустыней. Деньгами и трудом монастырских слуг обитель содействовала строительству города Олонца (с 1647 года) и Олонецкой верфи на реке Свири (с 1702 года), благоустройству Новгорода, строительству С.-Петербурга, а также снабжению армии в период Северной войны (1700–1721 годов) и Отечественной войны 1812 года. С момента основания Александро-Свирский монастырь управлялся игуменами, с 1673 года – архимандритами, которые с 1676 года возглавляли церковно-административное управление Олонецким краем. После секуляризации церковных земель 1764 года Александро-Свирская обитель лишилась большей части своих владений, а многие подвластные ей монастыри были упразднены. Самой обители также был причинен серьезный ущерб – она перестала существовать, как единое целое. При учреждении в 1764 году Олонецкого викариатства Преображенская часть обители была обращена в самостоятельный второклассный монастырь, а Троицкий монастырь стал местом пребывания викарных Олонецких архиереев и консистории. С июня 1817 года в Александро-Свирской обители подвизались иеромонах Леонид (впоследствии первый Оптинский старец, в миру Лев Данилович Наголкин) и схимонах Феодор – ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме 6 лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. В 1822 году отец Феодор преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками перешел в Оптину пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого – святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель Игнатий также начал свой иноческий подвиг именно в Александро-Свирском монастыре, где поначалу, еще послушником, исполнял распоряжения повара. После учреждения в 1818 году самостоятельной Олонецкой епархии с кафедрой в Петрозаводске к ней был причислен и Александро-Свирский монастырь. К тому времени, несмотря на воссоединение двух частей монастыря и восстановление общежития в 1800 году, хозяйство обители пришло в упадок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010