(Крышка серебряной раки, работы Гаврилы Овдокимова и других мастеров под его руководством, 17 век, Москва 1644 г. Серебро, ковка, чеканка, золочение, драгоценные камни. 214.5 × 80.7 см) А вот два интересных покрова на раку, вышитые руками цариц (с помощью мастеровых) и поднесенных в дар монастырю: Москва. 1582. Преп. Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. 229 х 108. Из АлександроСвирского монастыря. ГРМ. Спб. XVI в. (Покров на раку преподобного Александра Свирского. 1644. Москва. Вклад царя Михаила Федоровича) Вот еще несколько интересных святынь из Свирского монастыря: (Преподобный Александр Свирский Мастерская Александрова Свирского монастыря. Середина XVI в.) «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью», пелена 1580 г. Напрестольный крест. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. (Считается одним из самых древнейших на Руси). На нижнем перекрестье также в медальоне помещен образ основателя монастыря Александра Свирского. Крест сделан из серебра, покрыт голубой эмалью. По краям заметны следы от креплений для жемчужного обрамления, которое не сохранилось. На рукояти указана дата создания креста — 1576. Крест выполнили в мастерской монастыря монахи, которые были хорошо знакомы с техникой чеканки, филиграни, эмалирования, умели обращаться с золотом и драгоценными камнями. (Рака преп. Александра Свирского. Фото Прокудина-Горского) Царь Федор Иоаннович пожаловал монастырю колокол весом в 96 пудов. И это не единственный колокол подаренный царями: «…Да на трапезе часы боевые, а колокол часовой пудов вдевять; данье гдря цря и великого кнзя Михаила Федоровича всеа Руссии; а прислан де тот колокол по гдреву указу из великого Нова города». (А упоминание о часах монастыря и вовсе встречается в документах 1646 и 1660 годов: «…часы боевые с перечасьем и с указным колесом…»). Колоколов (изделий весьма дорогих) к 1628 году находилось в монастыре уже восемь: «…Да в мнтреж на колокольнице колокол благовестной болшой весом двесте одинадцать пуд; данье цря и великого князя Бориса Феодоровича всея Руссии. Да под тем другой колокол весом девяносто шесть пуд; данье блженные памяти цря и великаго кнзя Федора Ивановича всеа Руссии. Да два колокола по смете пудов по сто; данье Олонецкого погоста крестьянина Карпа Костина. Да четыре колокола менших зазвонных по смете пудов всорок…»Впоследствии их стало еще больше, и все они были уникальны…Богатейшие и знатнейшие роды присылали сюда дары и пожертвования, прося монахов молиться за них. Сведения о дарителях аккуратно заносились монахами в «Переписные книги» (Ныне основная часть монастырского архива разделена между Национальной публичной библиотекой, библиотекой РАН и несколькими историческими архивами Петербурга).

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Икона преподобного Александра Свирского (1448-1533) была написана по заказу святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси (1482-1563). После канонизации преподобного Александра Свирского на Макарьевском Соборе в 1547 году было написано две его иконы. Первая икона со 128 клеймами была помещена в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля (список находится в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря у мощей преподобного Александра Свирского). Вторая икона находилась в покоях у святителя Макария Московского до самой его смерти в 1563 году. В 1571 году митрополитом Московским и всея Руси Кириллом икона была передана в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь с драгоценной ризой (окладом) от царя Ивана IV Грозного и почиталась как чудотворная наравне с иконами Божией Матери Владимирской, Смоленской, Тихвинской и «Знамение» Новгородской. В 1811 году, в период очередного обновления (ремонта) Троицкого собора монастыря, икона была отправлена в Москву. После событий 1812 года местонахождение иконы было не известно, и только в 2010 году икона была найдена и выкуплена благотворителем В.Н. Жимировым у коллекционеров, но уже без оклада. Новый чеканный оклад иконы сделан современным мастером Александром Анискиным по описанию древнего оклада. 17 апреля по старому стилю 1641 года были обретены мощи основателя Свято-Троицкого монастыря Александра Свирского. В этот же день отмечается день памяти святой Марии Египетской. Свято-Троицкий монастырь Александра Свирского был основан в конце XIV века. После революции монастырь был разорен, а монахи расстреляны. В разные годы на его территории располагались советский концлагерь и с 1953 года — Свирская психиатрическая больница. В 2009 году ее перевели в другое, специально построенное для этого здание в Лодейном поле, после чего обитель начала еще активнее восстанавливаться. Восстановление обители началось в 1997 году и продолжается до сих пор. Каменный Свято-Троицкий собор стоит на месте деревянной церкви, построенной собственноручно преподобным Александром. Собор выстроен в новгородском архитектурном стиле по типу Знаменского собора в Новгороде, щедро украшен фресковой росписью.

http://pravmir.ru/v-aleksandro-svirskiy-...

Основание Свирского монастыря относится к 1506 г. по Р. Х. Основателем и первым игуменом монастыря был преподобный и богоносный отец Александр — как это видно из жития преподобного, написанного через 11 лет после кончины его одним из ближайших учеников его, игуменом Иродионом. О первоначальной истории Свирского монастыря сохранилось весьма немного сведений; давность времени, а главное — бывшее в половине XVII столетия разорение монастыря, известное по монастырским записям под именем «Литовского разорения», а также пожар 1784 г., истребили много драгоценных памятников и документов, относящихся к истории монастыря, особенно первых времен его существования. Вид Александро-Свирского монастыря. Олонецкой губ. и уезда. Сама обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется — Троицким, а другой, где была отходная пустынь преподобного, — Преображенским. Троицкий монастырь со времен самого преподобного и до 1764 г. служил местом жительства свирских иноков с настоятелем во главе. В 1764 г., с учреждением в Олонецком крае викариев С.-Петербургских, именовавшихся Олонецкими и Каргопольскими, оный монастырь был назначен местопребыванием викарных епископов, с помещением в нем консистории и семинарии; Троицкий собор обращен в кафедральный, а Преображенский монастырь, по учрежденным в 1764 г. штатам, сделан был самостоятельным второклассным монастырем, с наименованием Троицкого Александро-Свирского монастыря. Через 24 года, т. е. в 1787 г., Троицкий монастырь, с закрытием Олонецкого викариатства, остался за штатом и приписан к Александро-Свирскому монастырю; с коего времени и состоит под присмотром настоятелей Александро-Свирского монастыря. С 1803 по 1870 г. в Троицком монастыре помещалось Духовное училище. Со времен основателя и первого игумена — преподобного отца Александра, до времени учреждения штатов, т. е. до 1764 г., Свирский монастырь был общежительным, а с 1764 по 1800 гг. в нем существовало штатное положение. В 1800 г. вторично восстановлено общежитие, продолжавшееся до 1873 г., в котором, с назначением настоятелями Свирского монастыря Олонецких епископов, он опять сделался штатным и был таковым весь период епископского настоятельства, т. е. до 1890 г., в коем, указом Святейшего Синода от 8 июля за 2242, определено: «Александро-Свирский Монастырь, отчислив от личного управления архиерейского, оставить по-прежнему самостоятельным, под управлением архимандрита, с тем чтобы братия сей обители во внутренней своей жизни руководствовались правилами общежития, издавна в ней существовавшими». Так Свирская обитель в третий раз стала общежительною; штатное же положение, дважды водворяемое в обители, приводило ее в крайне печальное состояние, как это видно из монастырских архивных дел.

http://sobory.ru/article/?object=00119

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Леонид и Игнатий Островские, Адриан Ондрусовский. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Островские, Новгородские, ученики прп. Александра Свирского († 1533). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) содержатся сведения о том, что мощи учеников прп. Александра Свирского (прп. Афанасия Островского и др.) покоились в Оятском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре (ныне в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл.; возобновлен в 1993): «Преподобные отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий, ученицы преп. Александра Свирскаго, в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, от Свиры реки 5 поприщь по Ояте реце вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати Александровы погребены» (С. 264). Биографические данные об Островских преподобных и сведения об их почитании в XVI-XIX вв. отсутствуют. Святые не упоминаются в Житии прп. Александра Свирского (ок. 1545) и в рукописных синодиках Александрова Свирского мужского монастыря XVII в. (в нек-рых списках синодиков (напр., БАН. Собр. Александро-Свирского мон-ря. 55-57) назван Дионисий Александровский, игум. Александрова Свирского мон-ря до 1608). Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Феодор и Ферапонт Островские. Фрагмент иконы " Собор святых, в земле Карельской просиявших " . 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) По сообщению Жития прп. Александра Свирского, во Введенском Островском мон-ре принял монашеский постриг отец преподобного. Т. о., мон-рь был основан во 2-й пол. XV в. Однако в описании Обонежской пятины 1582 г. Введенский Островский мон-рь упомянут как недавно возникший (возобновленный?) на месте Введенского погоста ( Зверинский. Т. 2. С. 91. 706). В лит-ре встречается утверждение, что ученики прп. Александра первоначально жили в Важеозерской пуст. (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), позднее перешли во Введенскую пуст., где умерли и были погребены. По-видимому, в XVII-XVIII вв. существовало местное почитание святых, поскольку описание их внешности встречается в иконописных подлинниках XVIII в.

http://pravenc.ru/text/293495.html

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря 30 июля 2006 г. 15:35 Предстоятель Русской Церкви направил приветствие участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому и всем участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Преосвященные архипастыри, всечестной отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, во множестве собравшихся ныне в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, дабы молитвенно отметить 500-летие этой обители. Вместе с собратьями архипастырями, духовенством, монашествующими, благотворителями и паломниками сорадуюсь сему торжеству и поздравляю со свершившимся юбилеем. Господь сподобил нас и наших современников встретить эту памятную дату и иметь возможность помолиться в возрожденной Свирской обители, в прошлом — духовном и культурном центре Северо-Запада России. Возблагодарим Всемилостивого Господа за дарованную духовную радость — обретенный в прежней красоте Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Всякий раз мне весьма отрадно слышать живые свидетельства побывавших в обители паломников о благолепных белокаменных храмах и их внутреннем убранстве, о братских корпусах, за короткое время возрожденных из руин и принявших достойный вид, о чудных звонницах и колокольном звоне, который пробуждает и наполняет благовестом всю монастырскую округу до города Лодейное Поле и до карельских земель. Главная же радость о том, что в обители налажена монашеская, богослужебная и молитвенная жизнь. Ведь еще восемь лет назад Александро-Свирский монастырь стоял в безмолвии - разрушенный и опустошенный. Но предстательством его основателя, небесного покровителя и неустанного молитвенника перед Господом и Спасителем нашим преподобного Александра Свирского обитель возродилась к новой славе и красоте. Ныне монастырь населяет уже более 20 монашествующих и 10 послушников. Святыни обители помогают многим жителям не только Северо-Запада России, но и всех уголков земли нашей обрести веру в Бога и духовно-нравственные силы для достойного следования по пути душевного спасения. В день пятивекового юбилея хочу сердечно поблагодарить Владыку Митрополита Владимира, отца настоятеля архимандрита Лукиана, братию и всех тружеников монастыря, а также благотворителей и благоукрасителей за усердные труды, понесенные ради возрождения, благоустройства и благолепия монастыря, носящего Всечестное Имя Пресвятой Троицы. Пусть Всемилостивый Господь и на будущее время ниспосылает Свои щедрые милости всем, кто чтит память преподобного Александра Свирского и основанную им святую обитель. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/129159.htm...

…Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г., и был погребен в пустыньке у церкви Преображения Господня. (Икона с точным изображением лица преп. Александра. 16 век) Он был канонизирован на церковном соборе 1551 года. Одной из самых ранних пядничных икон с образом преподобного Александра можно считать икону, 1545 г. находившуюся в Иосифо-Волоколамском монастыре (Но по преданию, и это не самая ранняя икона: монахи Иосифо-Волоцкого монастыря первыми поняли избранность святого Александра Свирского Господом, поэтому гимнографически и иконографически этот святой был прославлен здесь еще до того, как он был прославлен соборно в Москве в 1547 году.) Ростовая фигура известна на новгородской иконе 1560 г. «Избранные святые: Никола, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский», на иконе 1565 г. «Воздвижение креста, Покров и из-бранные святые. Трехрядница», на иконе 1655 г. из Александро-Свирского монастыря с 39 клеймами жития и прижизненных чудес (ГРМ, инв. 2657) Преп. Александр почитался на Руси и как молитвенник за царей. Известно, что еще Иван Третий просил его молитв о даровании наследника. И по этим молитвам был рожден первый русский царь. И если о победе Дмитрия Донского молился преп. Сергий Радонежский и по этим молитвам было положено начало освобождения от монгольского ига, то по молитвам преп. Александра Свирского, знаменитое «стояние на Угре» бескровно знаменовало его окончание. С той поры все русские царицы молились Александру Свирскому о даровании сына. Иван Грозный помнил, по чьим молитвам он появился на свет, и не мог не отметить значение молитвенного заступничества преп. Александра в сражении с татарами за Казань — победа произошла 30 августа, в день преставления святого. В честь победы он построил собор Покрова (более известный нам простонародным именованием Собор Василия Блаженного), и один из пределов был освящен в честь преп. Александра Свирского. (Царь ставил в пример добродетель монахов Свирского монастыря, следя за жизнью обители). К тому времени (необычайно скоро для подобных случаев) уже прошла канонизация Свирского чудотворца, а друг и наставник Ивана Грозного — митрополит Макарий, приказал изготовить в своей мастерской удивительную икону, со 128 «клеймами», повествующими о жизни преподобного для Успенского храма Кремля.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Уже в XVI столетии, и позднее, создано было множество иконописных изображений. Храмы в честь прп. Александра строились в Москве, в Новгороде и других городах Русского государства. В середине XIX века память о святом была увековечена в самом центре первопрестольной – в храме во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Частица его мощей ныне хранится во вновь отстроенном храме на прежнем историческом месте. На Соборе 1547 года святитель Макарий, при канонизации Свирского подвижника, сказал, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Впоследствии прп. Сергия стали называть Игуменом земли Русской, а имя другого святого – преподобного Александра Свирского – новозаветного созерцателя Пресвятой Троицы, враг рода человеческого стирал из памяти верующих на протяжении всего XX века. Сегодня мало кто знает, что прп. Александра называли молитвенником за Царей, а стало быть – и за судьбы народные. Историки XIX века, прослеживая по векам жизнь Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, оставили нам следующие строки, позволяющие понять значение этой обители: «Государи (русские цари и князья) оказывали обители милости не в пример другим монастырям, вельможи и бояре чтили ее, не переставали, несмотря на отдаленность, приезжать молиться у раки Свирского Чудотворца. Свирский монастырь не уступал великолепием лучшим обителям в населенных областях России и служил не только училищем благочестия, но и местом христианской благотворительности, особенно щедрой по отношению к местному населению». Велико было значение монастыря для Русского Севера; он был не только духовным центром – вокруг него в XVI веке возникло 22 монастыря, он был богатейшим памятником художественной церковной старины. Иконы Александро-Свирского монастыря сегодня составляют одну из значительных коллекций (100 памятников) Государственного Русского музея. Свирская обитель долгое время служила центром торговли и экономического оживления края, чему способствовала Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре со времен Преподобного и впоследствии ставшая, как свидетельствуют историки, одной из главных ярмарок России. В связи с этим примечательным является то обстоятельство, что преподобный Александр основал монастырь на месте дремучего леса, вдали от людей. Как мощно нужно было разгореться светильнику духовного огня, чтобы привлечь к себе множество людей со всеми их и духовными, и земными запросами и проблемами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря 30 июля 2006 г. 16:58 30 июля, в день второго обретения мощей прп. Александра Свирского, в основанном им монастыре отмечают 500-летие обители. В воскресенье торжественную службу возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир . Святейший Патриарх Московский и всея Руси направил ему и всем участникам юбилейных торжеств приветствие, текст которого приводится ниже. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому и всем участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Преосвященные архипастыри, всечестной отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, во множестве собравшихся ныне в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, дабы молитвенно отметить 500-летие этой обители. Вместе с собратьями архипастырями, духовенством, монашествующими, благотворителями и паломниками сорадуюсь сему торжеству и поздравляю со свершившимся юбилеем. Господь сподобил нас и наших современников встретить эту памятную дату и иметь возможность помолиться в возрожденной Свирской обители, в прошлом — духовном и культурном центре Северо-Запада России. Возблагодарим Всемилостивого Господа за дарованную духовную радость — обретенный в прежней красоте Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Всякий раз мне весьма отрадно слышать живые свидетельства побывавших в обители паломников о благолепных белокаменных храмах и их внутреннем убранстве, о братских корпусах, за короткое время возрожденных из руин и принявших достойный вид, о чудных звонницах и колокольном звоне, который пробуждает и наполняет благовестом всю монастырскую округу до города Лодейное Поле и до карельских земель. Главная же радость о том, что в обители налажена монашеская, богослужебная и молитвенная жизнь. Ведь еще восемь лет назад Александро-Свирский монастырь стоял в безмолвии - разрушенный и опустошенный. Но предстательством его основателя, небесного покровителя и неустанного молитвенника перед Господом и Спасителем нашим преподобного Александра Свирского обитель возродилась к новой славе и красоте. Ныне монастырь населяет уже более 20 монашествующих и 10 послушников. Святыни обители помогают многим жителям не только Северо-Запада России, но и всех уголков земли нашей обрести веру в Бога и духовно-нравственные силы для достойного следования по пути душевного спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/129164.htm...

С наслаждением слушал беседу своего сына чадолюбивый отец, и, получив от игумена благословение, с радостью возвратился в свою сторону. Пришедши в дом свой, с полной охотой исполнил он совет сына, роздал свое имение нуждающимся, и вслед за тем вступил в монастырь Пресвятой Богородицы, что на Острове, где с отнятием волос на голове своей, уклонился от всех забот житейской суеты, и с именем Сергия остаток дней своих провел в монастырских трудах, среди которых с миром почил о Господе. Мать преподобного угодника Божьего, следуя примеру своего мужа, приняла также монашеский образ и с именем Варвары благочестиво и богоугодно пожив на земле, с миром преставилась ко Господу. Когда узнал преподобный о смерти своих родителей, плакал о том не мало, с глубокой преданностью к милосердию Божию помыслил сам в себе «и аз смертен есмь», и за тем к большим трудам и подвигам направил свою душу и тело. Из описания видно, что схимонах Сергий нашел покой себе в Введенском монастыре, будучи иноком обители, но в каком монастыре несла духовные труды схимонахиня Варвара, история умалчивает. По всей вероятности, в той же обители исполняла какое-либо послушание. В описываемое нами время возможны были явления подобного рода, по простоте жизни и по чистоте нравов наших предков . Умалчивает история о подвигах достоблаженных родителей преподобного Александра Свирского , и их деяния ведает Один Сердцеведец Бог , в руце Которого предали они свои души с потрудившейся плотью. Для нас довольно и того, что благочестивые и благовейные родители послужили корнем «преславной отрасли» и «ветви многоплодной» 97 , какой был великий в подвигах преподобный сын их Александр Свирский ! Вещественными знаками изнурения ими плоти, среди духовного делания, служат вериги, находящиеся при гробницах преподобных Сергия и Варвары. У первого вериги подобны параману 98 , с крестом на железных цепях, весом 7¼ фунт., а у второй вериги в виде двух крестов на железных цепях, весом 2 фунта. Преподобные родители угодника Божия Александра Свирского покоятся в нижнем этаже Богоявленской церкви, в приделе Преображения Господня. В 1864 г., по сношению бывшего настоятеля монастыря игумена Аполлинария с г. смотрителем Александро-Свирского духовного училища, отыскивавшим примечательные древности Введенского монастыря, получено сведение, что «касательно родителей преподобного Александра Свирского из дел Александро-Свирского архива ничего не видно, кроме царского повеления об освидетельствовании мощей родителей преподобного Александра Свирского , из коего видно, что при освидетельствовании мощей не найдено, кроме одних костей».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010