9 Е. Барсов относит основание монастыря к 1520 году (8. с. 4). Но хронологические выкладки автора не всегда вызывают у нас доверие. Приведем две цитаты из его труда: «Архиепископ Серапион сведен был на Москву 1502 г. в мае...» (8, с. 3– 4, прим. 7); «До ныне сохранилось в монастыре шестнадцать рукописных богослужебных книг, которые были пожертвованы в обитель в 1522 г., при царе и великом князе Иване Васильевиче и Серапионе, архиепископе Новгорода и Пскова» (8, с. 5). Между тем, годы управления архиепископа Серапиона Новгородской епархией 1506–1509; скончался он в Троицком монастыре в 1516 году (62, стб. 35). 11 У архимандрита Никодима встречается интересное свидетельство об изображениях родителей преподобного Александра. На месте его рождения была построена в 1820 году часовня. «При входе в часовню с наружной стороны, на отдельной небольшой доске имеется надпись: «Здесь было жительство родителей святаго Преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение Преподобнаго». Внутри часовни, в виде иконостаса, на холсте, в средине поясной образ преподобного Александра Свирского , а по сторонам во весь рост изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами преподобных» (37, 17, с. 567). 13 Давали в Александро-Свирский монастырь вклады книгами и другие лица. Так, известен вклад пресвитера кремлевского Благовещенского собора Сильвестра, о чем говорит запись в рукописном Октоихе, содержащем первые 4 гласа: «Лета 7050 (1542) дал в дом Святей Живоначальней Троицы во Александрову пустыню святую сию книгу благовещенской поп Сильвестр и сын его Анфим в вечной поминок по себе и по своих родителех» (ГБЛ, ф. 299. Собр. Н. С. Тихонравова 629, л. 2 об.). Не ставя вопроса о библиотеке Свирского монастыря, можно сказать, что она была значительной и разнообразной по содержанию. В XVII веке олонецкий «дьячок Алешка Стефанов сын Мжорин» переписал монастырский Хронограф (58, с. 14–15). Известен случаи, когда из Свирского монастыря посылалась в другой рукопись с Житием преподобного Александра (БАН, Каргопольское собр. 10, л. 132 об.). В 1713, 1717 годах свирский инок Иоасаф дважды переписал книгу Страстей Христовых (БАН, собр. Александро-Свирского м-ря, 14, л. 178; собр. Археологического института, 24, л. 123).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Однако подозрения оказались вполне заслуженными. В ходе специального расследования, проведенного Комиссариатом внутренних дел Союза коммун Северной области, передача большей части конфискованных церковных ценностей «в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися» не подтвердилась. Злоупотребления оказались настолько вопиющими, что несколько чекистов вскоре были арестованы. Со вскрытия мощей преподобного Александра Свирского в октябре 1918 г. фактически началась подобная кампания по всей стране. В том же месяце в советской печати появились сообщения о том, что при приеме на учет богослужебного имуще­ства Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла» [xii] . Эти публикации опровергают не только свидетельство расстрелянного через несколько дней настоятеля монастыря архимандрита Евгения, но и архивные документы [xiii] . Согласно донесению епархиального архиерея, епископа Олонецкого Иоанникия Святейшему Патриарху Тихону, «люди, назвав­шие себя комиссарами, без всякого стеснения с полным надругательством над религиозными чувствами русского народа обращались с находившимися в храме мощами, самовольно вынули их из раки, а затем, вероятно, в оправдание своих возмутительных действий выдумали басню, будто бы вместо останков тела свя­того Александра Свирского они нашли лежащую восковую куклу» [xiv] . После появления сообщений в советской печати губернский Отдел народного образования обратился в Олонецкий губернский исполком с просьбой о предоставлении «восковых мощей» в свое распоряжение для хранения их в Петрозаводском музее. Губисполком постановил передать «восковые мощи» музею. Однако это постановление не могло быть выполнено, так как никакой куклы не существовало. Чекисты не могли раскрыть правду о мощах работникам Отдела народного образования, а те, не зная ее, продолжали требовать обещанный экспонат. Длительная переписка, завязавшаяся между музеем, Олонецким губисполкомом и ЧК, так не дала результатов.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/31/a...

Президентская библиотека поможет создать электронный каталог книгохранилища Александро-Свирского монастыря сентября 2013 Ее сотрудники побывали в обители. Президентская библиотека Санкт-Петербурга поможет создать электронный каталог книгохранилища Александро-Свирского монастыря . Об этом договорились сотрудники ПБ, побывавшие с рабочей поездкой в обители, расположенной в Тихвинской епархии в 22 км от Ладожского озера и 8 км от реки Свири. В ходе экскурсии по монастырю сотрудники ПБ познакомились с историей его жизни. На протяжении многовекового существования он был разорен польско-литовской и шведской интервенциями, но уцелел в годы Великой Отечественной войны. Основные потери были понесены после свержения царской власти, когда была изъята большая часть ценностей: святые мощи, иконы, наличные деньги. Удалось сохранить лишь покров на раку преподобного Александра Свирского 1582 года, старинную шитую икону с изображением апостола Петра, два напрестольных креста, несколько икон и старопечатные книги.  Гости осмотрели библиотеку монастыря, расположенную на втором этаже каре Преображенского корпуса. Книжное собрание включает дореволюционные и современные издания. Это, в основном, богослужебная и церковно-просветительская литература XIX - начала XX веков. Современная литература - это издания церковной тематики, а также художественная и просветительская литература. В рамках встречи решено сформировать электронный каталог библиотеки в соотвествии с опытом ПБ. Первым совместным изданием станет буклет, посвященный церкви святых отцов Семи Вселенских Соборов при Святейшем Синоде , находящейся в историческом здании Синода, где ныне расположена ПБ.  " Вода живая " , 13.09.13 Поделиться 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 18 февраля 2024 26 января 2024 5 января 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=369...

О преподобном Александре Свирском как первом игумене Свирской обители рассказал ее наместник игумен Антоний. " Преподобный в конце XV столетия основал монастырь, который уже с первых лет существования оказывал влияние на духовное сознание местного населения и хозяйственно-экономическое развитие Карельского края. Исторический смысл существования обители изначально имел миссионерский характер. Преподобный основал в Карелии каменное храмостроительство, утвердил уклад монастыря, основанный на физическом труде, аскетичной практике жизни и усиленной молитве.  О Свирской обители как месте явления Пресвятой Троицы рассказал руководитель издательского отдела Тихвинской епархии иеромонах Киприан. " Явление Божества уникально само по себе. В жизни святого Александра Свирского просматривается промысел Божий, проявившийся в духовных видениях, одно из которых - явление Пресвятой Троицы. Это чудо случалось в истории трижды: с пророком Авраамом, игуменией Таисией и святым Александром Свирским.  Заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева на примере житийных памятников иконописи рассказала об основных жизненных вехах святого и его духовных подвигах. По видеосвязи сотрудница столичного Государственного исторического музея Татьяна Сарычева рассказала о том, как сохраняется память об Александре Свирском в сердце России. Слушатели узнали об истории возникновения собора Василия Блаженного и прославлении преподобного Александра Свирского. Ученику преподобного Александра Свирского - Ионе Яшезерскому, основателю Ионо-Яшезерского монастыря, посвятил выступление сотрудник Института славяноведения РАН Борис Морозов. Сотрудник Президентской библиотеки Максим Антипов рассказал о старчестве в Александро-Свирском монастыре.   В завершение встречи епископ  Мстислав передал в дар синодальному храму икону преподобного Александра Свирского с частицами мощей. Александро-Свирский монастырь был основан в 1508 году валаамским иноком преподобным Александром Свирским. Обитель расположена вблизи Лодейного Поля и устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга. В то время этот малолюдный лесной край был заселен языческими народами - карелами, вепсами, чуди. Вскоре сюда стали стекаться ищущие молитвенной помощи. Древнейшим строением монастыря является выполненная в новгородском стиле Покровская церковь (1533). Каменная часовня Святой Троицы построена на месте, где, по преданию, преподобному явилась Пресвятая Троица. Монастырь был известен множеством духоносных старцев. В 1918 году он разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного были увезены в Военно-медицинскую академию как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем - архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. В годы войны монастырь значительно пострадал - недалеко пролегала линия фронта. В 1998 году обитель была передана Санкт-Петербургской епархии в разоренном состоянии. Сейчас заканчивается ее восстановление.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=858...

Архив Пн В Неделю 5-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Александро-Свирском монастыре 17 апреля 2016 г. 17:38 17 апреля 2016 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь в Лодейнопольском районе Ленинградской области. В этом году будет торжественно отмечаться 375-летие со времени обретения честных мощей преподобного Александра Свирского. В преддверии этого праздника впервые состоялся визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Александро-Свирскую обитель. У Святых врат Спасо-Преображенского комплекса Свирской обители Святейшего Владыку встречали священноигумен монастыря епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , наместник игумен Антоний (Гутник), насельники обители. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл посетил часовню Святой Троицы на берегу Рощинского озера на месте явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому. Здесь же находилась келия основателя Свирской обители. Затем Святейший Владыка поклонился честным мощам прп. Александра Свирского, покоящимся в Спасо-Преображенском соборе, после чего направился на территорию Троицкого комплекса монастыря, где возглавил служение Божественной литургии свт. Василия Великого в соборе Живоначальной Троицы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; игумен Антоний (Гутник), наместник Александро-Свирского монастыря; духовенство Санкт-Петербургской митрополии и других епархий Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в одной семье, живущей в Ростове-на-Дону. Жители этого города часто совершают паломнические рейсы к мощам преподобного Александра Свирского. Однако на этот раз две ростовчанки приехали, вернее, прилетели на самолете не с паломническим рейсом, а самостоятельно. Такой спешный приезд был вызван страхом потерять дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой – братом. Тот… находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, перенесенной только что операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами преподобного Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом. Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю – преподобному Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю… были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается… Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 года. Летом 2001 года женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить преподобного Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с верой и надеждой его родня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мощи преподобного Александра Свирского Фото: Андрей Харлачёв НЕОБЫКНОВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДООБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО " О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя... " Из молитвы к преподобному Александру Свирскому Память 30 августа (12 сентября) и 17 (30) апреля ПРЕСС-СЛУЖБА АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ : С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. " Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань " . - Сказал отец игумен, и, продолжая, добавил: " В музее анатомии Военно-Медицинской Академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью - похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью " . Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: " Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют " .

http://pravoslavie.ru/put/svjatyni/alsvi...

В эпоху распространения раскола, когда Олонецкому краю угрожала особенная опасность от скитов Выгорецких, обитель Свирская служила немалою преградою к распространению лжеучений. Своим примером строгого повиновения церкви, ее уставам и постановлениям, она сдерживала невежественные массы народа от фанатического увлечения, распространяемого расколо-учителями, тем более, что в это время она имела по церковным делам надзор за духовенством всей Олонецкой области и как сама бодрствовала над нравственным поведением духовенства, так и от него требовала такого же бодрствования и наблюдения над прихожанами, по исполнению ими церковных уставов и постановлений. Наконец, в гражданском отношении, Свирская обитель долгое время служила центром торгового движения и оживления края, чему особенно способствовала Троицкая ярмарка, существующая в монастыре со времени самого Преподобного и в последствии развившаяся до степени лучших в России ярмарок. Все это указывает на несомненное право Свирского монастыря на историческое значение. Несмотря на то, что монастырь в XVII веке подвергся почти совершенному истреблению во время польских набегов и затем значительно пострадал от пожара, в монастырском архиве хранятся и до сих пор многочисленные исторические акты и записи, свидетельствующие о минувших судьбах монастыря и вообще Олонецкого края. К сожалению, относительно Свирского монастыря существует в печати одно лишь краткое жизнеописание Преподобного Александра, составленное, как видно из архивных документов, в 1818 году и изданное, с разрешения и благословения Св. Синода, на славянском языке, Московской Синодальной Типографией. Понятно, что это издание имело в виду не ту цель, какая предполагается историей, и если мы и встречаем в нем кой-какие сведения о судьбе монастыря, то только самые краткие. За неимением печатных источников и пособий по настоящему предмету, предлагаемый нами исторический очерк Свирского Александрова монастыря составлен исключительно почти по письменным документам монастырского архива. Ознакомление с этими документами, по трудности и неразборчивости старинных рукописей, предоставляло значительные затруднения и требовало особенной усидчивости и навыка. 1 Понятно само собою, что при таких условиях труда, предлагаемый очерк не мог принять особенно широких размеров и литературные недостатки его были почти неизбежны. Во всяком случае, думаем, что и при своей краткости и недостатках со стороны научно-литературной, он не будет бесполезным, по крайней мере, как сборник некоторых не изданных еще исторических документов, могущих послужить материалами другого, более совершенного такого же труда, долженствующего иметь несомненное значение как в истории церкви, так и в истории государственной, особенно по отношению к Олонецкому краю. – Все собранные здесь материалы расположены в хронологическом порядке, с разделением на главы, применительно к важнейшим событиям в истории Свирского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

По нечаянному Монарха приезду к монастырю я один имел счастие встретить Его у святых ворот, без всякой церемонии; потом, пройдя в Преображенский собор, где почивают мощи Угодника, по повелению Его Величества, служил соборне молебен Преподобному, по окончании коего Государь изволил прикладываться ко кресту и св. мощам, где и поднесена была Ему икона чудотворца Александра. По выходе из церкви Его Величество изволил посетить настоятельские комнаты, где изволил весьма благосклонно спрашивать меня о состоянии обители, о числе монашествующей братии, о здешнем духовном училище и т. н. Затем он повелел мне представить всю братию, которую принял столь милостиво и снисходительно, что у каждаго иеромонаха, получив благословение, целовал руку... Недостает сил слабаго ума изобразить благосклонности и снисхождения, какими я и братия были осчастливлены от Его Величества! Итак, в засвидетельствование моея верно-подданническия к престолу Его преданности благоговейною обязанностию поставляю молить Царя царствующих, да благословится Его земное царствование свыше всеми милостями и щедротами к славе отечества и да ниспошлет Ему ангела мирна хранителя во всех путех Его». По поводу этого события митрополит нарочно вызывал в С.-Петербург архимандрита Свирского монастыря и в подробностях расспрашивал его о царском посещении обители. VII. Упадок Свирского монастыря и хозяйственное его расстройство. Учреждение самостоятельной Олонецкой епархии и причисление к оной Свирского монастыря. Заботы преосв. Аркадия и архим. Павла об увеличении средств обители и о поддержании ее внешнего благолепия. Построение Свирской часовни в Петербурге. Высочайшее посещение монастыря. Заключение. В последующие времена обитель Препод. Александра стала приходить к упадку. Материальные средства монастыря уменьшались и все заботы настоятелей к поддержанию благолепия храмов и монастырских строений оказывались недостаточными. Арх. Макарий сряду же по вступлении своем в настоятельство Свирского монастыря доносил своему начальству о крайне расстроенном его положении, о том, что ризница монастырская плохая, что церкви и братские кельи близки к разрушению и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В Александро-Свирском монастыре открыт газопровод января 2012 В Александро-Свирском монастыре 21 января открыт газопровод. На церемонию в поселок Старая слобода Лодейнопольского района Ленинградской области приехали гости - губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, руководители компаний " Газпром межрегионгаз " и " Газпром газораспределение " - инвестора и строителя проекта. В Александро-Свирском монастыре 21 января открыт газопровод. На церемонию в поселок Старая слобода Лодейнопольского района Ленинградской области приехали гости - губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, руководители компаний " Газпром межрегионгаз " и " Газпром газораспределение " - инвестора и строителя проекта. Губернатор поблагодарил дочерние структуры " Газпрома " за выполненный проект и благотворительную деятельность. " Сегодня газ пришел в один из отдаленных поселков Ленинградской области, в том числе в дома ветеранов. В ближайшее время будет завершена газификация всего поселка " , - сказал Георгий Полтавченко. В честь пуска природного газа был торжественно зажжен факел. И.о. настоятеля монастыря, секретарь Санкт-Петербургской епархии игумен Мстислав (Дячина) отслужил благодарственный молебен. Гости посетили котельную, обустроенную в стенах монастыря, приняли участие в праздничном богослужении. Межпоселковый газопровод от газораспределительной станции " Лодейное поле " в Старую слободу протяженностью 27,5 км позволил газифицировать не только старинную обитель, но и многоквартирный дом. Фото пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга " Вода живая "  - Служба коммуникаций СПб митрополии  21.01.12 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010