— Вот еще листы! Даже портрет чей-то! — Кто это? — суют портрет мне. — Подпись под ним английская… Ты прочтешь? А что за проволока нарисована внизу? Почему из-за нее тянутся руки в кандалах? Этот портрет я знаю. Все мы, русские, в Пагани знаем его. Отчаяние, надежда и мольба протянутых из-за проволоки рук мне тоже понятны, но я не успеваю объяснить их приятелям. Огромная волосатая рука, протянутая из-за моего плеча, выхватывает у меня портрет. — Во! Он, как есть! — гремит по таверне бас казака Селиверстыча, и итальянские горластые бутылки вторят ему жалобным дребезжанием. — Знаешь, кто это? — поворачивается казак к галстучнику, уперши в портрет палец не тоньше хорошего зеленчукского огурца. — Это наш царь! Капито! Ностро ре! Тутти России! Владимир! Капито? У вас, чертей, и имени такого нет… А эти руки чьи? Наши руки — казачьи! Во! Для лучшего усвоения итальянцами этой истины Селиверстыч бережно кладет на стол портрет Наследника Престола и засучивает рукав. — Моя рука! Вот эта! Зеленчукские огурцы неожиданно превращаются в хороший арбуз кулака, который медленно проплывает мимо шести неаполитанских носов. — Он царь, а мы — казаки! Тутти кванти! Скажи нам царь одно лишь слово: — А ну-ка, дети — казаки! И все казачество готово. Содвинуть в бой свои полки!.. За раскатами баса следует столь же громовой удар по столу. Пять бутылок и шесть итальянцев подпрыгивают. — Думаешь, не стало нас, казаков, распропаганская душа твоя с тебя вон! Кончились, думаешь? Арбуз вдруг превращается в точное подобие тех клещевых крючьев, которыми дьяволы тянут в котлы грешников на древней фреске в притворе Ночерского собора… Неприятные обязанности грешников на этот раз приходится выполнять галстучнику и перечнику. Селиверстыч встряхивает ими в воздухе, осторожно ставит их на свои места и вновь забирает обеими руками портрет, вздыхая, как орган в том же соборе. — Душа из вас паганская вон! Он — царь! Мы — казаки! Одно слово… уна пароле — и баста! Тутти кванти. Я и шесть неаполитанцев выходим из остерии в невероятной для них тишине.

http://azbyka.ru/fiction/di-pi-v-italii-...

По мнению профессора В. Ф. Миллера, верховья Кубани издавна были заселены аланами. Это подтверждается и находкой надмогильной плиты на р. Б. Зеленчук с надписью на аланском языке. Одним из первых исторических свидетельств об аланах служит указание византийского историка Прокопия Кесарийского на то, что аланы некогда занимали центральную часть Северного Кавказа. Он именовал алан «друзьями христиан и ромеев» (греков. – М. Г.). Археологические памятники также указывают на довольно раннее проникновение христианства в среду алан. Судя по развалинам древних храмов и многочисленным погребениям, в Х веке вся Алания была христианской страной. Таким образом, уникальные памятники архитектуры – Зеленчукские храмы – это материальные доказательства существования крупной христианской Аланской державы. «Верховья Кубани и Большого Зеленчука, –  пишет Т. Минаева, –  являются одним из видных культурных центров алан и, в частности, главным центром христианства среди них. Это объясняется тем, что по этому району издавна проходила перевальная дорога, связывавшая Северный Кавказ с Восточным Причерноморьем. Именно поэтому здесь сооружены крупные христианские храмы. В ущелье Б. Зеленчука, где сохранились остатки трех храмов византийской постройки, вероятно, был центр Аланской епархии, упоминаемой в византийских источниках с начала Х и до XIV века». Этой же точки зрения придерживается и другой автор – С. Малыхин: «Весьма вероятно, что именно крупное городище Нижний Архыз, с четырьмя расположенными на нем храмами, и было центром этой епархии». Многочисленные каменные столбы, кресты, изваяния, встречающиеся в лесах по ущелью Б. Зеленчука, прежде, видимо, служили указателями пути к религиозному центру аланов. Еще недавно в Архызском ущелье на так называемой Азиатской поляне, стояли три древних статуи. Одна из них изображала воина – в левой руке меч, в правой чаша, голова увенчана шлемом. Этот высеченный из цельного камня воин стоял стражем у входа в ущелье. «Ученые предполагают, что каменный воин был изготовлен аланами... Возможно, что изваяние было поставлено как памятник какому-либо выдающемуся воину аланов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Владыка Феофилакт: Кавказ - это древняя христианская земля, крещенная задолго до Руси 12.01.2014 365 Время на чтение 5 минут Фото: pravoslavie.ru Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал КАВПОЛИТУ, когда на Кавказе появилось христианство, чем чревата ксенофобия, что будет с «Зеленчукскими храмами» в Нижнем Архызе и нужно ли христианам праздновать новый год. - Вы родились в городе Грозном ЧИАССР и сейчас занимаете Пятигорскую и Черкесскую епископскую кафедру, охватывающую часть территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Какие ассоциации у вас связаны со словом «Кавказ»? - Кавказ, это родина моих предков и моя родина. Кавказ - это древняя христианская земля, крещенная задолго до Руси. Это благословенная земля, где Бог дал нам все необходимое для жизни с избытком. К сожалению, современная жизнь Кавказа дает поводы не только для радости. Самая большая проблема - это появление ксенофобии. Если сказать проще, в нашем доме появилась болезнь, которой не было раньше, когда люди вдруг начинают считать, если они принадлежат к определенному этносу и религии, рядом с ними не могу жить люди другой национальности, другой веры. Люди, которые больны этой болезнью, видят Кавказ, как чистое поле, на котором они строят дом для себя. Но это неправда. Кавказский дом строился тысячелетиями, и всегда в нем жили разные этносы, исповедовали разные веры, что не мешало никому. В фундаменте этого дома - кости наших предков. И те, кто хочет вынуть эти кости из фундамента, переписать историю, они не строят, а разрушают. И если дать им волю, то на Кавказе никто не сможет жить спокойно, потому что каждый человек наделен свободной волей и разумом. И всегда будут те, кто думают иначе, делают иначе. Эта нетерпимость не сама по себе является, есть те, кто заинтересован в войне всех против всех. Источник всякой неправды и разделения - сатана. Он поселяется не в каждом сердце, а только в сердцах алчных, жаждущих власти, лишенных человеколюбия и сострадания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Тогда же были основаны все 7 казачьих станиц на территории совр. К.-Б. В 1780 г. было основано Константиногорское укрепление (совр. г. Пятигорск), в 1784 г.- крепость Владикавказ. Кабардинцы оказывали упорное сопротивление, в 1765, 1769, 1774, 1778-1779, 1785, 1794-1798 гг. шли боевые действия, особенно масштабными они были в 1778-1779 гг. в районе Пятигорья. В 1793 г. были учреждены родовые суды и родовые расправы, в результате чего судебная система в Кабарде перешла под контроль российской администрации, были ограничены власть князей и влияние мусульманского духовенства. В 1799-1807 гг. в Кабарде развернулось шариатское движение. Во время экспедиций в 1804, 1805 и 1810 гг. царские войска подавили сопротивление ок. 300 кабардинских аулов. Окончательное покорение Кабарды связано с ген. А. П. Ермоловым. В 1822 г. он основал во внутренних районах Кабарды ряд казачьих укреплений по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, Черек и Урух, тем самым закрыв выходы на равнину из горных ущелий. К окт. 1822 г. на месте Нальчика, с 1808 г. являвшегося резиденцией кабардинских князей и административно-политическим центром Кабарды, по приказу Ермолова была построена крепость Кавказской линии, в 1838 г. при крепости было заложено военное поселение, в 1871 г. преобразованное в слободу - центр Нальчикского окр. Терской обл. В 1822 г. в Приэльбрусье была построена крепость Каменномостская. В 1825 г. царские войска под командованием А. Л. Вельяминова подавили последнее крупномасштабное восстание и в Кабарде был установлен военно-карантинный режим. Кабардинцы, не желавшие подчиниться российской администрации, в 10-20-х гг. XIX в. бежали в Закубанье (совр. Адыгея), где их аулы образовали т. н. Хажретову Кабарду (Беглую Кабарду), а также в долину Б. и М. Зеленчука (ныне Карачаево-Черкесия), образовав там особую группу зеленчукских кабардинцев (отдельно там же известны бесленеевские кабардинцы); часть кабардинцев переселилась в Чечню, в Дагестан и в Османскую империю. По разным оценкам, из Кабарды уехали от 15 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, описывая станицу Кардоникскую, приводит дореволюционные статистические данные: «жит[елей] - 3757, ц[е]рк[овь], школа, лавок - 4, м[е]л[ь]н[и]ц[а] – 8». Данный населенный пункт был основан в 1858 году (разночтение в дате основания, скорее всего, связано с тем, что в этом году сформировался 2-й Урупский казачий полк, куда впоследствии и вошли казаки Кардоникской станицы), в период завершения Русско-турецких войн. Каждая станица именовалась по названию казачьего полка, располагавшегося на ее территории (Кардоникская, Сторожевая, Преградная, Исправная, Передовая, Отрадная, Удобная и пр.). Руководство этих казачьих станиц находилось в городе Армавире. Конверты с донесениями так и подписывались: «Армавир – Батал-Пашинск Зеленчукский район станица Кардоникская». Станица Кардоникская была окружена рвом в 5 метров шириной и в 3 метра глубиной. Внутри этой территории жили коренные станичники, а снаружи – пришлые люди из разных регионов Российской империи. Этот ров защищал от нападения «азиатов», как тогда называли черкесов, карачаевцев и других горцев. Станицу изначально прорезывали две, а затем семь улиц: Международная (ранее Широкая), Октябрьская, Комсомольская, Кооперативная (ранее Грязная), Красная, Калинина и Широкая (новое название). Имел Кардоник и свои неофициальные названия улиц и районов: Ласкирь, Чичикин курган, Щавли, Безбожное, Хворостяны, Капустяны, Глухая и др. Интересен тот факт, что станичники Верхнее-Кубанских станиц давали прозвища жителям других станиц: - Исправная - «желтоухие»; - Кардоникская - «пушкари» и «кардонцы»; - Зеленчукская - «кугуты» и «сапетошники»; - Сторожевая - «колдуны» и «шестилюшники»; - Преградная – «каешники». Коренные станичники пользовались хорошими наделами, сенокосами и отличным лесом. За всем этим строго следил станичный атаман, заботясь о благосостоянии казаков. Расширение станицы Кардоникской «за ров» с возникновением «хворостян», «капустян», и прочих началось еще до Октябрьской революции 1917 года. А в 1933 году Кардоник был заселен голодающими со всей России (особенно переселенцами из Краснодарского края). Но даже в голодные годы станичники в изобилии выращивали кукурузу и картофель. 

http://sobory.ru/article/?object=11397

В кон. XVIII в. Россия активизировала кавказское направление внешней политики. В 1783 г. к России были присоединены Крымское ханство и правобережная Кубань. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. на территории К.-Ч. произошло сражение, существенно повлиявшее на ход кампании. 30 сент. 1790 г. в верховьях Кубани, возле речки Тохтамыш (ныне Абазинка), 25-тысячная армия под командованием Батал-паши была разбита 4-тысячным отрядом ген. И. И. Германа, тур. военачальник был взят в плен. Блестящая победа побудила горцев искать союза с Россией. В 1803 (или в 1804) г. был заложен Баталпашинский редут. От него через крепости Прочный Окоп и Кавказская до Усть-Лабинской крепости шел правый фланг Кавказской линии. От Баталпашинского укрепления на пути к верховьям Кубани был создан ряд новых укреплений: Усть-Джегутинское, Николаевское, Хумаринское и Каменномостское. В 1825 г. на месте редута была основана ст-ца Баталпашинская (ныне Черкесск). 20 окт. 1828 г. на горе Хасаука, возле впадения р. Худес в Кубань, состоялось сражение отряда под командованием ген. Г. А. Эммануэля с карачаевским ополчением, карачаевцы потерпели поражение. 21 окт. рус. войска подошли к аулу Карт-Джурт, где их встретила депутация карачаевских старейшин, к-рая согласилась на окончательное подданство Карачая России. 23 окт. было подписано соглашение, по к-рому карачаевцы обязывались не принимать враждебных России лиц, задерживать неприятельские войска или сообщать рус. командованию об их перемещении. В подтверждение верности были выданы аманаты из 4 знатных карачаевских семей. В 1829 г. по р. Б. Зеленчук рус. командованием была заложена Зеленчукская оборонительная линия, ее строительство продолжалось до сер. XIX в. После окончания русско-тур. войны 1828-1829 гг. активность России на территории К.-Ч. возросла. В кон. 30-х гг. XIX в. началось перенесение оборонительных укреплений со Ср. Кубани на запад (на Лабу, Чамлык и Уруп). Одновременно шла казачья колонизация территории К.-Ч., в 1858-1861 гг. здесь появились казачьи станицы, вошедшие в учрежденную в 1860 г. Кубанскую обл. После окончания Кавказской войны (1864) власти предложили черкесам Причерноморья либо принять российское подданство, либо переселиться в Османскую империю; в 1864-1865 гг. ок. 200 тыс. чел. эмигрировали, меньшая часть горцев была переселена на Кубань. Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны открыли возможность для заселения Сев.-Зап. Кавказа крестьянами из внутренних российских губерний. Особенно активным заселение Кубанской обл. стало после 1868 г., когда лицам невойскового сословия было разрешено селиться и приобретать недвижимость на казачьих землях, не испрашивая согласия войскового начальства и станичных обществ.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Еще позже, недалеко от иконы, в 180 метрах вниз по склону хребта, было обнаружено небольшое кладбище из полуразрушенных плитовых могил. Один из участков данного кладбища состоял из пяти рядом расположенных могил с элементами христианского обряда погребения; именно этот участок зарисовал художник и археолог Д.М.Струков, который в 1886 году посетил Нижне-Архызское городище. Кроме погребений, Дмитрий Михайлович нашел здесь и каменную статую воина с крестом на шлемовидном головном уборе - такого типа статуи на Северном Кавказе принято датировать, в основном, VIII - X веками. Сама статуя не сохранилась до наших дней, но нет никаких сомнений в достоверности сообщения Струкова Д.М., так как подобные статуи с крестами на плечах и головных уборах ( " христианские рыцари " ) известны здесь и по другим историческим источникам. В 1960-х годах археолог Кузнецов В.А. раскопал небольшой участок плитовых могил и датировал отдельные погребения IX - X веками. В настоящее время считается, что сама конструкция подобных могил и обряд погребения в них были привнесены на Северный Кавказ из Византии в VIII - IX веках. В связи с этим весьма интересен факт размещения этих захоронений вне городской черты Нижнего Архыза, так как здесь усматривается прямая аналогия с кладбищами ранних христиан, которые первоначально (как, например, погребения апостолов) тоже устраивались за городской чертой. При этом, кроме своего прямого назначения, они также служили местами молитв и богослужений, как это было в катакомбах Рима и Неаполя. Именно в контексте подобных фактов и возникла гипотеза о том, что горная терраса с иконой Христа на ней могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины городища - до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия. Нельзя не отметить и еще одну важную особенность нашей иконы - скала, где она нарисована, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мы продолжим мысленный вектор направления глаз лика, то он укажет на так называемый Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища.

http://azbyka.ru/palomnik/Архызский_лик_...

Отец Вячеслав особо отметил: «Наш опыт показывает, что значение имеет не только то, что ты делаешь, но и как! Очень ценной для нас самих и для всех участвующих в проекте сторон является атмосфера, которая царит на всех проводимых мероприятиях: это дружелюбие, искренность, благожелательность, включенность в проект. Важно, что после наших занятий педагоги уносят теплые чувства, которые потом передают своим ученикам». В.Г. Афонина, директор брянской региональной общественной организации «Благо», рассказала, что в 2018 г. ее организация совместно с Брянским государственным университетом имени академика Петровского реализовала проект «Семья — единство помыслов и дел. Формирование и сохранение семейных ценностей», в котором приняли участие 200 человек — школьники, студенты и молодые пары. Основная задача проекта — расширение представления молодежи о семейных ценностях, основных закономерностях семейных отношений. Во Владимире в 2018 г. сотрудники «Благо» обучили работе по программе «Ладья» более 80 сотрудников детских домов, а также провели методические семинары по развитию навыков ведения подростковых групп. В Москве брянские специалисты продолжили работу по подготовке педагогов тренерскому мастерству и обучили более 70 человек. Уникальная работа была проведена в г. Заречный Свердловской области, где навыкам работы по трем профилактическим программам обучили учителей всех школ города. В Зеленчукском районе Карачаево-Черкессии в поселке Архыз во время слета добровольцев России «Доброград — 2018» для волонтеров со всего Ставропольского края был проведен тренинг по программе «Ладья». Выступающая отметила, что в развитие «Ладьи» разрабатываются занятия по профилактике «буллинга» (травли), который часто встречается в школах. Она продемонстрировала также видео-ролики по профилактике «буллинга», созданные студентами Брянского государственного университета как инструмент социальной рекламы. О.Ю. Егорова, старшая медицинская сестра патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества, руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи, в докладе «Паллиативный уход за ЛЖВС — сотрудничество светских и церковных организаций» отметила, что паллиативная помощь как направление медицины признана в РФ только в 2012 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5371475.ht...

Файл : Нижний Зеленчукский xpaм.jpg Материал из Азбука паломники Нижний Зеленчукский храм История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 562 × 750 (111 Кб) Нижний Зеленчукский храм Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Название изображения KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA Производитель камеры KONICA MINOLTA Модель камеры DiMAGE Z10 Время экспозиции 1/200 с (0,005) Число диафрагмы f/4,8 Светочувствительность ISO 64 Оригинальные дата и время 12:08, 4 июня 2006 Фокусное расстояние 6 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 7.0 Дата и время изменения файла 21:23, 11 июля 2006 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Пейзажный режим (для пейзажных снимков, с фоном в фокусе) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 12:08, 4 июня 2006 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 2 Яркость в APEX 7,2 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,35 APEX (f/3,19) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, автоматический режим Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Нижний_Зе...

Зеленчукская. Церковь Феодора Тирона. Церковь. Действует.   Престолы: Феодора Тирона Год постройки:приблизительно 1995 - 2005. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Карачаево-Черкесия, Зеленчукский район, ст.Зеленчукская, ул.Полевая, 1 (кладбище) Координаты: 43.857821, 41.565908 Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История храма начиналась с закладки часовни на новооткрытом кладбище станицы. Затем часовня была расширена и переоборудована в приходской храм. 25 июля 2013 года был совершен чин освящения новых купола и креста, которые затем были установлены на храм великомученика Феодора Тирона станицы Зеленчукской. Деревянный храм, обложенный кирпичом. Основной объем завершен восьмериком под луковичным куполом, над притвором поставлена звонница. http://drevo-info.ru/articles/13678580.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22866

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010