Владимир (Петров) осмотрел развалины аланских Зеленчукского, Сентинского и Шоанинского храмовых комплексов. Весной 1887 г. по распоряжению архиерея под руководством прибывшего из афонского Хиландарского монастыря иером. Серафима (Титова) при древних храмах Б. Зеленчука был основан мужской монастырь, утвержденный Синодом в окт. 1889 г. (см. Александро-Афонский Зеленчукский мужской мон-рь ). Обустройство обители сопровождалось конфликтами с окрестным населением: в июле 1889 г. местный житель убил насельников монастыря иером. Феофилакта и послушника Л. Рязанова (Ставропольские ЕВ. 1889. 17. Отд. неофиц. С. 384). В нояб. 1889 г. еп. Владимир освятил Зеленчукский монастырь, обители были переданы Сентинский и Шоанинский храмы, в 1894 г. возле Шоанинского храма был построен скит. В окт. 1896 г. Сентинский храм после реставрации был освящен в честь Преображения Господня, в окт. 1897 г. Ставропольский еп. Агафодор (Преображенский) открыл при нем Спасо-Преображенский жен. мон-рь. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ударный. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в пос. Ударный. Фотография. 2008 г. Религ. ситуация в регионе, как и во всей стране, коренным образом изменилась после Октябрьской революции 1917 г. Мон-ри и практически все правосл. церкви были закрыты (кроме Покровской ц. в Черкесске), мн. храмы уничтожены, в 1934 г. снесен войсковой собор свт. Николая в Черкесске. В 1944 г. в наиболее крупных населенных пунктах было разрешено открыть неск. приходов. В 1944-1947 гг. в Черкесской автономной обл. было зарегистрировано 8 правосл. общин: в Черкесске, в ст-цах Зеленчукской, Кардоникской, Красногорской, Сторожевой, Исправной, Усть-Джегутинской и в с. Маруха. Число верующих (православных и мусульман) в послевоенные годы постоянно увеличивалось. По данным начальника УКГБ при Совмине СССР по Карачаево-Черкесской автономной обл., в 1957 г. правосл. церковь в ст-це Зеленчукской в воскресные дни посещало более 300 чел., в большие праздники - до 2 тыс.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Представитель Русской Церкви выступил на Третьем российско-абхазском гуманитарном форуме Сухум, 14 апреля 2014 г.      В Сухуме прошел III российско-абхазский гуманитарный форум «Абхазия и Россия: Традиции и современность. Сотрудничество на благо будущих поколений», сообщает пресс-служба Кубанской митрополии . От Екатеринодарской епархии в работе форума принял участие референт митрополита Кубанского, руководитель епархиальной пресс-службы архимандрит Трифон (Плотников). Он сделал следующее сообщение: «Дорогие друзья, братья и сестры! Мы знаем, что в Абхазии Православие присутствует с древнейших времен. По этой земле проходили святые апостолы – Андрей и Симон Кананит. Здесь окончил свой земной путь святитель Иоанн Златоуст. Да и в целом это земля, освященная подвигами святых, с богатой христианской историей, которая до сих пор проглядывает византийскими очертаниями храмов, выжившими и под иноверным владычеством. Бесспорно и несомненно: православная вера, православная культура – это важнейший фактор общности и дружбы народов России и Абхазии. В позднейшие века, после вхождения Абхазского княжества в состав Российской Империи, уже Русская Церковь заботилась об укреплении Православия в Абхазии, и выдающимся памятником этих усилий стал Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь. Новый Афон был построен афонскими монахами русского Пантелеимонова монастыря в 1875 году. И в те времена был одним из центров православной духовности на Кавказе в ряду четырех афонских монастырей (еще три – это Михаило-Афонский в Адыгее, Александро-Афонский Зеленчукский и Второ-Афонский Успенский на Ставрополье). Ново-Афонский монастырь разделял все скорби и страдания вместе с нашими народами – и во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда его разорили, и потребовалось 20 лет на восстановление; и во время безбожного лихолетья ХХ века, когда духовную твердыню стали использовать как турбазу, после чего монастырь до сих пор еще не обрел своего былого величия столетней давности. Конечно, в Абхазии есть множество древних святынь: это земля, в которой желали бы побывать многие православные паломники из России; земля, где в годы советского атеизма в горах подвизались отшельники, где каждый камень освящен их молитвой и их подвигом. Для жителей Кубани это не просто история, до сих пор живы те, кто именно у абхазских старцев искал духовной поддержки, кто, следуя их примеру, подвизался в монашеском подвиге и теперь передает его далее. И все же ни один паломник не может пройти мимо столь выдающейся святыни как Новоафонский монастырь!

http://pravoslavie.ru/69963.html

С докладом " История основания монастырей в XIX веке на Северном Кавказе " выступил протоиерей Геннадий Беловолов , который обрисовал ситуацию, сложившуюся в Уделе Пресвятой Богородицы на Афоне в середине XIX в, рассказал о том, как были созданы четыре кавказских монастыря, связаннае с Афоном. Это Новоафонский монастырь Апостола Симона Канонита в Абхазии, созданный при непосредственной поддержке Великого князя Михаила Николаевича; Михаило-Афонский монастырь, в котором реализовалась идея создания памятника в честь замирения Кавказа; начатый по инициативе Великого князя Михаила Николаевича и законченный уже после его отъезда с Кавказа Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в местечке Архыз, ктитором которого стал Император Александр III, и где сохранились самые древние православные храмы на территории России. И последний монастырь на горе Бештау близ Пятигорская, Второ-Афонский Успенский монастырь, ктитором которого был также представитель династии Романовых, Великий князь Дмитрий Константинович. Отец Геннадий подчеркнул, что активная церковная деятельность Великого князя Михаила Николаевича неслучайна, так как он родился в праздник Иверской иконы Божией Матери. Во время перерыва представители Института восточных рукописей провели для участников конференции экскурсию по Ново-Михайловскому дворцу. Особое впечатление на собравшихся произвело посещение хранилища, которое размещается в бывшем Михайловском храме, построенном во дворце. Участники конференции по инициативе духовенства пропели тропарь Архистратигу Михаилу, а также Вечную память Великому князю Михаилу Николаевичу и его супруге Ольге Федоровне. После перерыва состоялся круглый стол на тему " Кавказ и Россия: история, современность, будущая перспектива " . С основным докладом выступил московский священник, отец Вячеслав Гнеденко , автор вызвавшей большую дискуссию многотомного исследования " России крест кавказский " . Отец Вячеслав со знанием дела и с интересам рассказал о том, с какими трудностями происходило покорение Кавказа, о том, какие помехи в этом деле создавала петербургская бюрократия, о тех ошибках, которые были свойственны российской политике, в том числе в XIX веке, о том активном сопротивлении российским интересам, которое оказывали народы Кавказа, в том числе, как утверждает отец Вячеслав, вопреки сложившейся традиции, и грузины, которые, по его мнению, были довольно русофобски настроены и неоднократно выступали против российских войск.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/19/pa...

В Православной Энциклопедии 2002 г. об этих событиях в статье Д.Б. Кочетова указывается: «В августе 1875 г. наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич разрешил насельникам Пантелеимонова монастыря основать в Абхазии Ново-Афонский монастырь, 10 июня 1880 г. Великий князь побывал в монастыре, в память о своем приезде он оставил в обители серебряную лампаду с надписью. В 1888 г. Ново-Афонский монастырь посетил император Александр III с семьей». И далее: «Афонские монахи также основали на Кавказе Закубанскую Михаило-Афонскую пуст ынь (1883), Александро-Афонский Зеленчукский монастырь (1889), Второ-Афонский монастырь (1904). В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным русским консульством в Константинополе» [x] . Об Афоне этого периода в энциклопедической статье игумена Петра (Пиголя) говорится: «После поражения Турции в войне с Россией и заключения Адрианопольского мирного договора (1829) турецкие войска оставили Афон. С 1830 г. русские снова начали беспрепятственно приезжать на Святую Гору и принимать монашество. В основном они подвизались в скитах и в приобретенных у греков келлиях и каливах. Главным местом поселения русской братии в 30-х гг. XIX в. стал Ильинский скит. ‹…› В начале 40-х гг. XIX в. на Афоне находилось около 50 русских иноков и около 100 украинцев. ‹…› Русские насельники Пантелеимоновой обители оставались российскими подданными и находились в ведении российского посольства в Константинополе, платя ежегодную подушную подать (харадж) турецкому правительству в размере 6 руб. Хотя святогорским канонизмом 1876 г. афонские монахи, «какого бы рода и народности они ни были», объявлялись «верными подданными могущественной Оттоманской империи», подданство это было номинальным, а канонизм, хотя и был введен в свод турецких законов, никогда не выполнялся. Пантелеимонов монастырь пользовался покровительством Русского Императорского Дома и правительства в лице российских послов в Константинополе. ‹…› Обитель получала большую поддержку и от российских консулов в Салониках.

http://bogoslov.ru/article/2343352

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в докладе «Духовное руководство в свете древних монашеских традиций» напомнил собравшимся о смысле и значении Священного Предания, не только как собрания множества письменных документов, но и передачи жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Духовный опыт монашеского делания является частью Священного Предания. Современному монашеству досталось богатое духовное наследство в виде аскетических творений и не прерванной традиции монашеского делания, отметил митрополит Георгий в своем выступлении. Мудро воспользоваться этим наследством, приумножить его и неповрежденным передать монахам будущих веков задача тех, кто подвизается ныне в ангельском образе. Возрождая монашеские традиции, необходимо воспользоваться опытом древности, оградить монашество от опасности потери живой связи с иноческим духовным наследием. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Монашеские традиции в годы гонений на Церковь в XX веке и их значение в новейшей истории монашества» продолжил тему исследования профессора М.В. Бибикова о преемственности афонской традиции в практике существования русских монастырей. Докладчик рассказал об обителях Северного Кавказа Александро-Афонской Зеленчукской пустыни и Успенском Второ-Афонском Бештаугорском монастыре Пятигорской епархии, которые были основаны афонитами, и об их насельниках. Бештаугорский монастырь, просветительский центр кавказских Минеральных Вод, в годы богоборчества стал хранителем Православия. Братия открывала тайные скиты, чтобы укреплять веру и воспитывать кадры для борьбы с безбожием. Устав и традиция в скитах стали любящими отцом и матерью, воспитывающими свое чадо для единственной цели открыть, воссоздать и прославить в нем образ Божий. Аскетический подвиг насельников монастырей, в годы гонений сохранивших монашеский дух, по мнению владыки, роднит их с подвижниками древности и вдохновляет подражать примеру предшественников. Во второй половине дня конференция продолжилась в формате секции «Практические аспекты духовного руководства: преемство традиций» (на примере монашествующих духовных наставников и подвижников благочестия XX века). Выступавшие на секции докладчики поделились с собравшимися своими воспоминаниями и размышлениями о светильниках духа XX столетия.

http://patriarchia.ru/db/text/5014179.ht...

В Пятигорской епархии начались торжества по случаю тысячелетия русского присутствия на Святой Горе Афон Пятигорск, 13 января 2016 г. 12 января 2016 по окончании Божественной литургии в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре состоялось первое событие в рамках празднования в Пятигорской епархии тысячелетия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Священноархимандрит Бештаугорской обители архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт представил паломникам и духовенству обновленный музей монастыря. Вид с горы Бештау      В 2014 в содружестве со специалистами Пятигорского краеведческого музея была подготовлена первая экспозиция. И вот, к тысячелетию русского присутствия на Афоне музей Второафонского монастыря приобрел новые черты. Сотрудничество монастыря и пятигорских музейщиков продолжится и в наступившем году. Начата работа по подготовке к выставке в Пятигорском краеведческом музее, посвященной афонской монашеской традиции на Кавказе. Гости передали в дар вновь открытому музею новые экспонаты: личные вещи последнего предреволюционного постриженника Бештаугорского монастыря, подвижника благочестия XX века иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), нательные кресты, датируемые IX-X веками, найденные на территории Кабардино Балкарской Республики, богослужебное Евангелие XIX из Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни, а также иные экспонаты, повествующие об истории христианства на благословенном Кавказе. Музей      " Сегодня мы рады присутствовать на этом добром и славном деле сохранения памяти, – отметил благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев, – памяти о людях, которые сеяли первое семя веры на благословенном Кавказе. Наше благочиние передало в дар два нательных крестика, которые были найдены на территории, где предположительно находилась древняя епархия Ахохия " . Протоиерей Иоанн Знаменский поделился опытом создания в Никольском соборе Кисловодска музея " Святыни земли родной " . " Сегодняшнее событие перекликается с нашим музеем, прежде всего, потому, что в музее нашего прихода немалое место занимают вещи иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), его книги и облачения, – рассказал священник. – Сегодня часть этих реликвий мы передали в монастырский музей " .

http://pravoslavie.ru/89614.html

Еп. Александр (Павлович) во время посещения Свято-Пантелеимонова мон-ря в окружении афонских монахов. Фотография. 1868 г. Еп. Александр (Павлович) во время посещения Свято-Пантелеимонова мон-ря в окружении афонских монахов. Фотография. 1868 г. Во 2-й пол. XIX в. рус. правительство изменило отношение к соотечественникам на А., к-рым стали оказывать покровительство члены рус. имп. дома. В 1845 г. состоялось посещение А. вел. кн. Константином Николаевичем - событие, благоприятно повлиявшее на положение рус. братии в Пантелеимоновом мон-ре. В связи с приездом члена имп. дома было возбуждено ходатайство перед К-польским Патриархом о преобразовании Серайской келлии в рус. скит во имя ап. Андрея. В авг. 1849 г. на А. прибыли рус. посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архим. Софония и камергер имп. двора А. Н. Муравьёв , стараниями к-рых келлия была преобразована в Андреевский скит. В память о посещении вел. князем А. один из параклисов в Покровском корпусе Пантелеимонова мон-ря был освящен во имя равноап. Константина и Елены. Неизменную помощь рус. насельникам оказывали рус. послы в К-поле гр. Игнатьев, в 1866 г. впервые посетивший Русик, Андреевский и Ильинский скиты, и Нелидов. В июне 1867 г. на А. побывал находившийся в учебном плавании по Средиземноморью вел. кн. Алексей Александрович, 16 июня заложивший первый камень в основание Андреевского собора скита. В июне-июле 1868 г. А. впервые посетил рус. архиерей - находившийся на покое бывш. еп. Полтавский Александр (Павлович) . В Пантелеимоновом мон-ре он освятил придельный храм во имя св. кн. Александра Невского, в Ст. Русике заложил новый корпус с церковью, участвовал в богослужениях в др. мон-рях. В авг. 1881 г. А. посетил вел. кн. Константин Константинович . В авг. 1875 г. наместник Кавказа вел. кн. Михаил Николаевич разрешил насельникам Пантелеимонова мон-ря основать в Абхазии Ново-Афонский мон-рь, 10 июня 1880 г. вел. князь побывал в мон-ре, в память о своем приезде он оставил в обители серебряную лампаду с надписью. В 1888 г. Ново-Афонский мон-рь посетил имп. Александр III с семьей. Афонские монахи также основали на Кавказе Закубанскую Михаило-Афонскую пуст . (1883), Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь (1889), Второ-Афонский мон-рь (1904). В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным рус. консульством в К-поле.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Михаило-Афонская Закубанская пуст., общ., в Кубанской обл., в 40 в. от г. Майкопа, в 8 в. от станицы Царской. Основана в 1877 г. афонским иеромонахом (затем архимандритом) Мартирием в памяхь покорения Кавказа. Устав принят св. Афонской горы. При пустыни больница с бесплатным лечением, школа грамоты, странноприимный дом на 5000 человек и метеорологическая станция. Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пуст., общ., в Кубанской области, в ущелье р. Большого Зеленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской. Основана в 1889 г. иноками Афонского Хиландарского мон. под руководством иеромонаха Серафима. Здесь находятся развалины древних христианских храмов Кавказа. Устав в мон. св. Афонской горы. В мон. трапезной Александро-Невского храма хранится крест из дикого камня, сооруженный в 1013 г. Местночтимой святыней служит копия Гербовецкой иконы Божией Матери. При пуст. богадельня для престарелых воинов и иконописная школа. К пуст. приписан Покровский скит, близ ж.-д ст. Гулькевичи. Черноморская Екатеринино-Лебяжская Николаевская пуст., зашт., общ., в Кубанской области, близ о. Тамани, на Лебяжьем острове, в 120 в. от г. Екатеринодара, в 20 в. от Каневской и Брюховецкой станиц. Основана в 1796 г. Пря ней школа, больница, детский приют и мастерские: иконописная, столярная и др. Женские: Иоанно-Мариинский , 2 кл., общ., в 3 в. от г. Ставрополя. Основан в 1859 г. из существовавшей с 1847 г. женской общины. При нем школа. Марие-Магдалинская Черноморская пуст., 3 кл., общ., в 12 в. от станицы Тимошевской, в 92 в. от г. Екатеринодара, в Кубанской области. Основана в 1848 г. При ней школа и детский приют. Покровский , общ., близ станицы Динской, Екатеринодарского y., Кубанской области. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1899 г. При мон. школа и странноприимный дом. Спасо-Преображенский , общ., близ аула Сенты, Баталпашинского отдела, Кубанской области. Учрежден в 1897 г. из женской общины, устроенной в 1892 г. при древнем храме в Тибердинском ущелье. Возобновленный храм, основанный в X в., освящен в 1896 г. во имя Преображения Господня. При мон. больница для прокаженных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Киевская. Богословский-Михаиловский-Киевский 67), Братский-Богоявлен- ский-Киевский 87), Введенская-Киевская 103), Выдубецкий-Михаиловский 147), Георгиевский-Белиловский 152), Георгиевский-Лебединский 153), Голосеевская 164), Екатерининский-Греческий 189), Златоверхо-Михаиловский-Варваринский 196), Маньковский 284), Межигорский-Преображенский-Спасский 295), Николаевский-Лебединский 322), Петропавловский-Подольский 357), Покровский-Киевский 368), Преображенский-Ржищевский 392), Пустынно-Николаевский 399), Слупский-Николаевский 433), Софийский 438), Троицкий-Киевский 505), Черкасский-Покровский 565), Черкасский-Успенский 566). Ковенская. Пожайский-Успенский 362), Сурдегский-Духов 478). Костромская. Анастасиин-Богоявленский 12), Боголюбская 48), Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская 54), Богоявленский-Костромский 69), Варнавинская-Троицкая 101), Вознесенская-Кинешемская 118), Высоковский- Успенский 149), Игрицкий-Богородицкий-Песошенский 211), Крестовоздвиженский-Костромской 260), Макариев-Унженский-Троицкий 280), Назаретская 302), Николаевская-Надеевская 307), Покровская-Беркинская 363), Троицкая-Новая или Новографская 500). Кубанская. Александро-Афонская-Зеленчукская 4), Марии-Магдалининская 285), Михаило-Афонская-Закубанская 296), Чсрноморская-Екатерино-Дебяжская-Николаевская 567). Курляндская. Духов-Якобштадтский 186), Рождество-Богородицкий-Иллукстский 409). Курская. Знаменский-Богородицкий-Рождественский 201), Знаменский-Хотмыжский 205), Николаевский-Белгородский 309), Троицкий-Белгородский 506). Кутаисская. Драндский-Успенский 177), Мартвильский 291), Ново- Афонский-Симоно-Кананитский 339), Пицундинский или Бичвинтский-Успенский 361), Саирмский-Богородичный 417), Схвавский 479), Теклатская-Покровская 482), Цагерский-Богородицкий 562), Цаишский 563). Минская. Благовещенский-Лядинский 41), Богоявленский-Братский-Пинский 71), Варваринский-Пинский 99), Введенский-Преображенский-Купятицкий 108), Вольнянский-Троицкий 129), Иоанно-Богословский-Грозовский 217), Козмодемьянский-Минский 251), Николаевский-Грозовский 318), Петропавловский-Екатерининский-Минский 355), Петропавловский-Минский 356), Петропавловский-Старчицкий 359), Преображенский-Минский 389), Преображенский-Спасский-Брагинский-Селецкий 393), Преображенский-Спасский-Братский-Слуцкий 394), Спасо-Ильинский-Слуцкий 445), Спасо-Преображенский-Дятловичский 462), Троицкий-Слуцкий 507), Успенский-Николаевский-Мороцкий 548), Успенский-Новодворский 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

- В поселке Нижний Архыз три православных храма, которые сейчас находятся в ведении республиканского историко-археологического музея-заповедника. Из них действующим является только один – Ильинский, самый древний из храмов Московской Патриархии, которая арендует его у музея. Музейная вывеска гласит, что это храм десятого века, хотя по внешнему виду он выглядит гораздо древнее. Некоторые историки относят дату его строительства к шестому веку – временам императора Юстиниана Великого. Храм очень маленький, его здание самых простых форм, но чувствуется, что место очень благодатное, намоленное. В 2000 году в ущелье напротив Ильинского храма местный охотник обнаружил на скале, метрах в пятидесяти от земли, изображение Нерукотворного Лика Христа Спасителя, который получил название Архызский Лик. Исследователи относят время его появления к X веку, хотя есть версии о том, что изображение более позднего происхождения. Удивительно, но лик обращен прямо на Ильинский храм. Православные очень почитают образ, к нему совершаются паломничества. Рядом с Ильинским находится Георгиевский храм византийской архитектуры. Именно здесь, в начале Х века, когда Алания приняла христианство, находилась епископская кафедра. Акустика в нем - необычайная. Несколько лет назад он был отреставрирован, но постепенно начинает приходить в упадок. Третий храм в честь Живоначальной Троицы. Слава Богу, на нем начали восстанавливать кровлю, а стены там будут стоять еще тысячу лет. Перед революцией в 1889 году в храмах Нижнего Архыза был основан Александро - Афонский Зеленчукский мужской монастырь, в котором жили афонские монахи из Хилендарской и Свято-Пантелеимоновой обителей. Жили по афонскому уставу. Часть братии, избрав отшельничество, селилась в горах. Их келлии находят до сих пор. После революции все было разграблено. Отшельников перестреляли, на них просто охотились, как на диких зверей. Позже в зданиях монастыря устроили детский дом, потом турбазу, а сейчас действует музей. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан обратился к правительству республики, предлагая вернуть храмы Нижнего Архыза Церкви, но встретил резкое противодействие. Сейчас местные краеведы и историки собирают подписи под обращением к главе республики с требованием " не уступать национально-исторические ценности " , утверждая, что это нанесет археологии невосполнимый ущерб.

http://pravoslavie.ru/4564.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010