Свидетельством интереса русского монашества и общества в целом к Афону в XVII веке служит написанное по личным впечатлениям сочинение иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина «Сравнение Святой Афонской Горы с Соловецким монастырем», дополняющее переведенный им же «Проскинитарий Святой Горы Афонской» Иоанна Комнина. По мнению отца Дамаскина, Афон, безусловно, превосходит Соловки «...церковным чином и житием монашеским и ведением… и красотою места и благодатию… его же насади Сама [Пресвятая Богородица] еще сущи во плоти», а потому, пишет иеродиакон, «...в него же всяк примкнувший, яко в некое преддверие райское, и узревый доброту и красоту его, мню, не похощет вспять возвратитися» (24, 77). В конце XIX — начале XX веков основанная царским указом Ново-Афонская обитель в одной из частей Иверии — Абхазии — стала большой духовно-культурной силой, центром христианского просвещения всего Кавказа, центральным разветвлением монашества, монашеской столицей этого края. За короткое время выходцами с Афона на Кавказе были основаны Кубанский Михаило-Афонский монастырь, Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Свято-Успенский Второафонский Бештаугорский монастырь. Как и предсказывали великие афонские старцы, с появлением на Кавказе афонских иноков здесь буквально расцвела монашеская жизнь. Культурное значение Ново-Афонской обители проявлялось и в развитии сельского хозяйства, и в духовно-просветительной деятельности, и в помощи всем нуждающимся. Монастырь снабжался ежегодной субсидией от Пантелеимоновой обители в размере 25 тысяч рублей и значительным количеством книг, также туда была передана чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». Подворья Ново-Афонского монастыря в Сухуми, Керчи, Новороссийске, Туапсе и Петербурге были открыты на средства Пантелеимонова монастыря. Всего к началу 1900-х годов на устроение своей кавказской отрасли русская обитель на Афоне истратила около 1,5 млн рублей (24, 171). Высокую оценку деятельности Ново-Афонского монастыря во время своего посещения обители 21 октября 1888 года дали император Александр III и императрица Мария Феодоровна, прибывшие туда с августейшим семейством. Это событие стало знаком внимания и к Святой Горе Афонской (24, 177).

http://pravoslavie.ru/31792.html

в Георгиевский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Автор полагает, что этот район, населенный предками осетин, находился под грузинским влиянием, ссылаясь на то, что царевич Вахушт упоминает Хумаринский храм в числе церквей, подчиненных католикосу Западной Грузии. По мнению Дьячкова-Тарасова, Хумара была резиденцией епископа. Тебердинская же долина служила в те времена оживленным торговым путем из района нынешнего г. Сухуми в землю алан и адыгов. Редакционное примечание к этой статье, в свою очередь, дает очерк исследований этих древних христианских храмов и оспаривает некоторые положения автора о происхождении христианства на Северном Кавказе. Редакция «Кубанского сборника» считает более вероятным наличие византийского влияния на этот район, нежели грузинского. Грекам, а не грузинам она приписывает и сооружение древних храмов. Следы же разработанной древней дороги через Клухорский перевал прямо указывают на проникновение христианства на Северный Кавказ из Абхазии. Время сооружения Сентинского храма редакция «Кубанского сборника» относит к эпохе не позднее XI века, отмечая поразительное сходство его фресок с росписью храма Св. Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. Их «писала твердая уверенная рука, никакого отступления от схоластических образцов себе не позволявшая и не умевшая, вероятно, писать иначе. Художник, очевидно, был грек». В 1899 г. по поручению Археологической комиссии Сентинский храм описал художник И. Владимиров. «Некоторые развалины, – говорит он, – еще поныне поражают удивительной правильностью пропорции, прочностью постройки, а также яркостью и стильностью фресок и стенной росписи». Эти архитектурные особенности храмов, их высокий художественный уровень – несомненный результат высокой греческой культуры. «Я сознавал, –  замечает далее И. Владимиров, –  что вокруг храма были не пустые долины и леса, как теперь, а густо населенный город с жителями, понимавшими красоту и благолепие храма». Владимиров также ознакомился с развалинами храма у впадения в Теберду ее левого притока Амгаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

Действующие: Марие-Магдалининский (жен., в ст-це Роговской Тимашёвского р-на, основан в 1848, закрыт после 1920, возобновлен в 1994), Свято-Духов (муж.,в г. Тимашёвске, основан в 1992), Успенский (жен., в г. Кореновске, основан в 1992), Крестовая пуст. (муж., в с. Солохаул, Сочи, основана в 2000), Троице-Георгиевский (жен., в с. Лесном, Сочи, основан в 1999), в честь иконы Пресв. Богородицы «Нерушимая Стена» (жен., в Апшеронске, основан в 2002), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (жен., в Краснодаре, основан в 2005). Упраздненные: Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская пуст. во имя свт. Николая Чудотворца (в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на, основана в 1794, закрыта после 1920), кавк. миссионерский во имя свт. Николая (муж., в ст-це Кавказской (центр совр. Кавказского р-на), основан в 1897, закрыт после 1920), в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ ст-цы Динской (совр. Динский р-н), основана в 1899 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыта после 1920), Свято-Троицкий (муж., совр. с. Монастырь Адлерского р-на, Сочи, основан в 1902, закрыт после 1920), в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (муж., близ ст-цы Васюринской Динского р-на, основан в 1910, закрыт после 1920), Иверско-Алексеевская община (жен., в совр. с. Кирпичном Туапсинского р-на, основана в 1913, закрыта после 1920), Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (муж., в ст-це Гулькевичи (ныне город), основан в нач. XX в., закрыт после 1920). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделены Армавирская , Ейская , Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии . Решением Синода от 28 декабря 2018 г. из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 620. Л. 2-4 [сведения о епархии за 1949 г., представленные уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю]; Л. 152-169 [докл. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю «О положении и деятельности РПЦ в Краснодарском крае в 1950 г.»]; Д. 882. Л. 119-121 [справка уполномоченного «О паломничестве верующих на водные источники в Краснодарском крае», 1952 г.]; Д. 1233. Л. 5-22 [отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю за 2-е полугодие 1954 г.]; Д. 1703. Л. 1-36 [то же за 1959 г.]; Д. 2050. Л. 1-42 [то же за 1962 г.]; Оп. 6. Д. 23. Л. 11-13 [отчет о состоянии религ. орг-ций в Краснодарском крае за 1966 г.]; Д. 353. Л. 8-11 [то же за 1970 г.]; Д. 881. Л. 1-5 [то же за 1975 г.]; Д. 1959. Л. 10-13 [то же за 1980 г.].

http://pravenc.ru/text/189631.html

     Своим трудом! В свободное от богослужений время насельники занимались изготовлением одежды и обуви. На хуторе для скота завели более 100 голов лошадей, а того зерна, что выращивала братия, полностью хватало для собственных нужд, и иногда монастырь делился хлебом с соседними станицами. Монастырь имел свою паровую гидравлическую маслобойню, кроме того, использовал земледельческую технику – косилку, жатку, паровые молотилки – для заработка в соседних казачьих станицах. Появились мастерские, амбары, сараи, конюшня, каретник, баня, водяная мельница, хутор для скота рабочего и гужевого, пчельник в 120 ульев. Был создан искусственный водоем с проточной речной водой, где насельники разводили форель. Спустя время при новой обители были открыты иконописная школа, приют для детей. Чуть позже – приют для отставных солдат венгерской войны, за которыми братия ухаживала. Но главное – желание подвижников с Афона возродить древнехристианские храмы стало претворяться в жизнь. Монахи полностью восстановили Ильинский храм (тогда освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского), и Троицкий (освященный как Спасо-Преображенский). Были возведены доныне сохранившиеся братские корпуса. Монастырь начал вести планомерную миссионерскую деятельность среди горских народов.      Две созидательные высокодуховные личности стояли у истоков создания обители, полюбившейся множеству паломников и богомольцев (их во время Великого поста пребывало здесь от ста до тысячи человек!). Это афонский монах Серафим и поддержавший его патриотические устремления епископ Владимир – выдающийся миссионер, который до этого на Алтае обратил в христианство из язычников и магометан и присоединил из старообрядчества более шести тысяч человек, а Ставропольской епархией он хотя и управлял всего лишь три с половиной года, однако сумел оставить в ее жизни глубокий след. «История русского монастыря была непродолжительная по времени, но очень насыщенная», – заключил игумен Григорий. Для него самого, для архимандрита Антония (Данилова) и иеродиакона Николая (Марзаева), составляющих в XXI веке монашескую общину Зеленчукской обители, чрезвычайно важны свидетельства того, что монастырь был оплотом Православия на Северном Кавказе. Это не менее важно и для нынешних прихожан монастыря. Их, по словам батюшки, немного, но с ними, сказал он вроде бы в шутку, в то же время очень серьезно, можно в разведку идти. Верные монастырю люди. Достойные. Многие из них уже около 30 лет молятся в Ильинском храме, помогают приводить его в порядок, украшают его. А ветхозаветный святой, в честь которого назван этот храм, на Кавказе так же почитаем, как и великомученик Георгий Победоносец…

http://pravoslavie.ru/111874.html

И когда Московская епархия получила Новодевичий монастырь в безвозмездное бессрочное пользование (чей архитектурный ансамбль в 2004 году был объявлен объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), то со стороны епархии никаких ограничений доступа к памятникам культуры не последовало. Обитель открыта для посетителей от начала утреннего богослужения и до окончания вечернего. На протяжении 15 лет отношения двух сторон развивались гармонично, затем филиал музея переселился в более просторные помещения. Помимо этого, имеются другие примеры, когда Церковь и музей продолжают мирно сосуществовать и плодотворно сотрудничать на одной (монастырской) территории. Вариантов много – появилось бы только искреннее желание выбрать один из них и следовать ему. Запомнились размышления игумена Григория о судьбе монастыря и о воле Божией. В тех словах была великая надежда смиренного монаха, родившегося и выросшего в Карачаево-Черкесии. Это его родная земля, политая кровью христиан древней Алании и христиан-мучеников XX века. Это тот дорогой сердцу монастырь, куда, как уже говорилось, его верующая бабушка тайком приходила с другими богомолками в дни великих православных праздников. «Волю Божию постичь невозможно, она во много превосходит наш разум, – сказал батюшка. – Не знаю почему, но ее пока нет на возрождение обители. Когда она совершится, все вмиг изменится. Мы даже глазом не успеем моргнуть, как жизнь здесь наладится!» Ожидание воли Божией нашим собеседником и его собратьями – не бесплодное или созерцательное ожидание. Оно проходит в неотступных молитвах, в совершении богослужений, в окормлении прихожан и встречах с паломниками. В беседах с людьми, как не лишиться радости наследия вечности. Идет работа над небольшой книжечкой об истории монастыря. Эта маленькая монашеская община востребована, у нее своя духовная миссия. Насколько ее горизонты могут стать шире, даст Бог, отцу Антонию, отцу Григорию и отцу Николаю доведется увидеть в ближайшие годы. И – поучаствовать в возрождении Зеленчукской Александро-Афонской пустыни уже со статусом монастыря.

http://pravoslavie.ru/111874.html

В кон. XIX в. Южный Зеленчукский храм стал церковью Александро-Афонского Зеленчукского мон-ря и был переделан: в сев. стене пробит дверной проем, стены покрыты штукатуркой, барабан обшит деревом. О его наружном облике можно судить только по фотоснимкам того периода. Здесь в еще большей мере проявилось то же упрощение форм, что и в Шоане: высота угловых компартиментов была увеличена настолько, что рукава креста практически не возвышаются над ними. Вероятно, изначально храм имел уникальное криволинейное покрытие, «единый полуцилиндр, охватывавший весь объем храма, кроме апсид… следовательно, западный фасад целиком перекрывала одна полукруглая закомара, увенчанная карнизом…» (НСНРПМ. Ш-43. Д. 2231. Л. 6, 14; Священные достопримечательности. 1888. 23. С. 939). Боковые апсиды также почти одинаковы по высоте с центральной и утратили разграничения с боковыми стенами храма. Возможно, Южный храм в течение XI - нач. XII в. был встроен в какой-то более ранний комплекс, скорее всего в частную усадьбу. В окнах апсид Южного храма были использованы ложные арки - конструкция, характерная для горского строительства более позднего времени и не встречающаяся в др. аланских храмах - вероятно, признак участия местных каменщиков. Овальный в плане купол, вытянутый по оси «запад-восток», возможно, появился потому, что храм был заложен как базилика на 4 опорах, а достроен как крестово-купольный, чем отчасти можно объяснить и странную форму его кровли. Храм во имя прор. Илии («южный») в Н. Архызе. Фотография. 2008 г. Храм во имя прор. Илии («южный») в Н. Архызе. Фотография. 2008 г. Произведений изобразительного искусства Зап. Алании сохранилось немного: нет икон и иллюминированных рукописей; предметы мелкой пластики - преимущественно нефигуративные и низкого качества, а крупная пластика представлена лишь архитектурным орнаментом. Происхождение памятников мелкой пластики определить трудно, хотя некоторые - высококачественные произведения, очевидно привезенные из Византии (ИИМК РАН. Рукописный архив. Р. 1. Д. 315. Л. 17; Отчет. 1877. Табл. VII; Кузнецов В. А. Ниж. Архыз в X-XII вв. Ставрополь, 1993. Рис. 121-1). Неск. памятников фресковой живописи известны по зарисовкам XIX в. Все памятники собственно аланской фресковой живописи созданы не позднее нач. XII в. и сохранились в 4 крестово-купольных храмах: Среднем и Северном Зеленчукских, Сентинском и Шоанинском.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь располагался в ущелье реки Большой Зеленчук, в 20 верстах к северу от станции Зеленчукской, ныне районного центра Карачаево-Черкесии. Учреждение этой обители вызывалось особыми причинами – желанием охранить и возобновить древнейшие христианские храмы Кавказа и способствовать распространению света Евангельского учения среди местных жителей (отметим, что эти храмы являются древнейшими из сохранившихся на территории Российской Федерации). В древности в этом живописнейшем уголке Северного Кавказа, называвшемся современниками по-разному: Алания, Зыхия, Касогия, – находился древний аланский город, где была кафедра митрополита. Точного названия его установить не удалось, однако в одном из храмов была фреска с изображением святителя Николая с подписью: «Святой Николай покровитель Аспе». В XIV в. город был разрушен ордами кочевников, многочисленные строения его из века в век ветшали, и только три храма, созданные древними зодчими, сохранились до наших дней. Ещё в конце XIX в. на их стенах хорошо были видны фрагменты фресок, выполненных в византийском стиле. Сегодня мы имеем лишь их зарисовки, сделанные художником Дмитрием Михайловичем Струковым. Итак, в 1887 г. к Преосвященнейшему Владимиру, епископу Черноморскому и Кавказскому явился со Святой Афонской Горы инок Благовещенской келлии Хиландарского монастыря о. иеромонах Серафим, который был пострижен в иноки на Афонской горе в 1866 г. и имел там свою келлию. В миру он был довольно состоятельным человеком, а его родиной была средняя часть России – город Борисоглебск Тамбовской губернии. От имени 11 человек братии своей келлии о. Серафим заявил, что еще на Афоне он слышал о существовании древних храмов; ныне лично осмотрев их на берегах Большого Зеленчука и реки Кубани, он решился отдать свои труды и все средства, имеющиеся в распоряжении его и братии, на возобновление этих храмов и устроение на развалинах Зеленчукского ущелья иноческой обители. В том же году было возбуждено ходатайство перед Священным Синодом о разрешении учредить при древних церквах на реке Большом Зеленчуке мужской общежительный монастырь с богадельней при нем, для призрения не менее 10 человек престарелых православных воинов, с иконописной школой для детей и, по возможности, с учреждением при обители миссионерского стана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР (Прусак Никифор Дмитриевич; 1865, Подольская губ.- 13.07.1918, Ярославская губ.), прмч. (пам. 30 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Образование Никифор получил дома. Избрал монашеский путь, подвизался в Александро-Афонском Зеленчукском мужском монастыре , открытом в нояб. 1889 г. 7 марта 1896 г. Никифор был пострижен в монашество с именем Никандр, 8 июня 1896 г. рукоположен во диакона, а 30 нояб. 1897 г.- во иерея. Монастырское начальство характеризовало его как монаха «весьма способного и трудолюбивого». В 1901 г. Н. был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский мон-рь, а в 1908 г. возвратился в Зеленчукский мон-рь. В 1913 г. Н. перевели в Оптин болховский в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастырь и назначили исполняющим должность казначея. В 1916 г. переведен в Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Н. расстрелян большевиками во время подавления восстания в Ярославле 13 июля 1918 г. и погребен в безвестной могиле. Его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. Арх.: ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 418; ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 563 (8 к). Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 521. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565260.html

— А возрождение церковных искусств (пение, архитектура, иконопись, эмаль…) — тоже инициатива Святейшего Патриарха? Святейший Патриарх Илия II и митрополит Димитрий — Да. Когда он стал Патриархом, никакая сфера церковной жизни не действовала. Абсолютно все ожило благодаря ему. Начали создаваться группы по иконописанию, церковные хоры, стали возрождать церковные ремесла. Древние песнопения разыскивали по рукописным архивам Грузии и России. Сейчас в основном в храмах исполняют именно древнегрузинские песнопения. Восстановлена традиции старо-грузинской архитектуры. Все это заслуга нашего Патриарха. — Какие качества, какое отношение к жизни Святейший Патриарх старается воспитать в Вас, в своих духовных чадах? — Он никогда не заставляет. Все добровольно. Но иногда бывает строг. Как святые отцы говорят: когда наказываешь детей, всегда в другой руке держи сладкое, «кнут и пряник». Нельзя наказывать без сладкого. Так и наш Патриарх. С ним всегда очень сладко: от него изливаются любовь, нежность и уважение ко всем. Фотографии — из архива Батумской и Лазской епархии, из открытых Интернет-источников. Автор сердечно благодарит протоиерея Захария Перадзе, Тамуну Хчаидзе, Маю Гагуа, Ирму Косашвили за помощь в подготовке этого материала. Рейтинг: 9.8 Голосов: 42 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии АЛЕКСАНДР 15 октября 2015, 20:51 прекрасная статья.без политических заморочек. .ГРУЗИНСКИЙ НАРОД. ПРЕКРАСНЫЙ НАРОД монахиня Анастасия (Ченикалова Елена Владимировна) 2 апреля 2013, 10:42 Низкий Вам поклон, Александра Юрьевна! И благодарность за замечательные статьи о Греции и, что для меня важнее, о Грузии.Я выросла на Кавказе, в Азербайджане (1951 г.р.), и любовь ко всему Кавказу в моем сердце. Сейчас почти закончила книгу об афонских монастырях Кавказа (Ново-Афонском, Свято-Михайловском, Зеленчукском, Бештаугорском).Являюсь соискателем в Общецерковной аспирантуре, ради методической помощи в написании книг. Немного преподаю в Ставропольской семинарии. Занимаюсь и вообще историей Черноморской и Ставропольской епархии. Раскол с Абхазией - открытая рана. Может быть что-то расскажете и о них?

http://pravoslavie.ru/57947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010