Афона в связи с так называемым делом «имябожников». Переселенцы ходатайствовали перед Преосвященнейшим Архиепископом Агафодором об отводе небольшого участка каменистой земли, но епархиальное начальство отклонило это ходатайство, так как в этой местности имелась Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная Пустынь, и предписало монашествующим возвратиться в свои обители. На объявленный ему Указ из Синода Илларион ответил, что в ближайшее время покидать этих мест не собирается. У имябожников нашлись последователи из местных жителей и монахов, которые, покинув свои обители, поселились возле своего нового «учителя». Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Закрытие монастыря, как и везде, было ознаменовано поруганием святынь и кровопролитием. А там, где умножается беззаконие, изобилует благодать, Промысел Божий и личный подвиг каждого христианина. Местные жители вспоминают, как под праздник Крещения Господня были расстреляны трое монахов. Предавать их погребению было строжайше запрещено, и тела их лежали нетронутыми до Троицы, и под ними не таял снег. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Однако люди старались спасти их, пуская по бурным водам реки Зеленчук. Икону Святой Троицы вынесла тайно, привязав на спину, девочка Зоя, дочь одного из репрессированных священников. Храм святого благоверного Александра Невского был приспособлен под пивной ларек, агитационный пункт, склад продуктов. Во время реставрации купола этого храма были обнаружены и извлечены из досок пули от маузера. Расстреливали не только людей... В 30-е гг. на территории бывшего мужского монастыря непродолжительное время располагалась колония для преступников, немного позже – интернат для детей-сирот, среди которых много было ленинградцев-блокадников. Литургическая жизнь в древней обители вновь восстановлена в 1991 г. Богослужения возобновлены в самом малом из древних храмов, который в 1889 г. был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман . Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях . Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь . Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит . В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30 июня (13 июля) Преподобномученик Никандр (Прусак) Преподобномученик Никандр родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина Дмитрия Прусака и в крещении был наречен Никифором. Образование Никифор получил дома. Избрав монашеский путь, он подвизался в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни ; 7 марта 1896 года он был пострижен в монашество и наречен Никандром. 8 июня 1896 года монах Никандр был рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 года – во иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха весьма способного и трудолюбивого. В 1901 году он был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский монастырь, а в 1908 году возвратился в Зеленчукскую пустынь. В 1913 году иеромонах Никандр был переведен в Болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии и назначен исполняющим должность казначея; в 1916 году – переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии . Иеромонах Никандр (Прусак) был расстрелян 30 июня (13 июля) 1918 года захватившими в стране власть безбожниками-большевиками и погребен в безвестной могиле . Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 521 Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/532/nikandr/

зарегистрирована общественная орг-ция «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени»». Помимо регулярных богослужений группа проводит семинары. Приверженцы целительского культа рэйки появились в республике в 90-х гг. XX в., известны 2 незарегистрированные группы. Группа «анастасийцев» была организована в Зеленчукском р-не в 2007 г.: адепты из числа жителей ст-цы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни». Идея не получила поддержки населения, после чего активность группы снизилась. Прекратившие существование религиозные группы. В нач. XX в. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в К.-Ч. не существующих: небольшие общины старообрядцев (см. ст. Старообрядчество ), сообщества хлыстов , молокан , ильинцев , имяславцев, иоаннитов . Нек-рые группы сохранялись во 2-й пол. XX в. Сообщения о старообрядцах в Курджинове относятся к 1961 г., в документах 70-80-х гг. XX в. говорится о старообрядческих семьях в Черкесске, Усть-Джегуте и Урупском р-не. После изгнания имяславцев с Афона в 1913 г. до нач. 30-х гг. XX в. Кавказ, в т. ч. территория К.-Ч., был центром имяславческого движения. После закрытия Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (ок. 1918) группа монахов-имяславцев жила в Георгиевском скиту при Шоанинском храме. В 20-х гг. XX в. имяславцы были отмечены в Армавирском окр., в 1957 г.- в Черкесске, с. Маруха и в ст-це Исправной. В 60-х гг. XX в. упоминания о них в офиц. документах прекратились. В 1957 г. ок. 30 хлыстов были зафиксированы в Черкесске и неск. человек в ст-це Усть-Джегутинской. Джегутинская община в 60-х гг. XX в. не упоминается, Черкесская продолжала существовать, сохраняя численность в пределах 40-50 чел., в 70-х гг. упоминаний о ней нет. В 1957 г. деятельность ильинцев была отмечена в Черкесске и ст-це Усть-Джегутинской. В 1964 г. прошел крупный процесс по делу Северокавказского братства ильинцев, в 1976-1978 гг.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Шоанинский храм — христианский собор, относящийся к исторической аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет из себя купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма. Содержание История [ править править код ] Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно. Не сохранилось никаких письменных свидетельств позволяющих точно датировать церковь. Лишь живописная декорация Шоанинского храма проливает некоторый свет на его хронологию. Остатки фресковой живописи родственны второму слою росписи в Сентинском храме. Поэтому предположительно церковь в Шоане была построена к концу Х — началу XI вв. Таким образом, Шоанинский храм был построен после Среднего Зеленчукского (950-960-е гг.), Сентинского (965 г.) и Северного Зеленчукского (конец 960-х — 970-е гг.) храмов, он относится к третьему этапу храмового строительства в Алании после возвращения к христианству около 950 г.. В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Георги...

Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) Северный Зеленчукский храм. Акварель Д. М. Струкова. 1886–1888 гг. (РГБ) В 1802 г. экспедиция майора Потёмкина обнаружила храмы, находившиеся в полном запустении. В 1867 г. экспедиция Императорского Археологического об-ва (ИАО), возглавляемая братьями Нарышкиными, провела первые исследования и сделала фотографии храмов. В 1886-1888 гг. член ИАО худож. Д. М. Струков выполнил обмеры, зарисовки древних фресок и опубликовал альбом. В 1884-1889 гг. была проведена 1-я реставрация Среднего и Южного храмов и открыт Александро-Афонский Зеленчукский монастырь , который существовал до 30-х гг. XX в. Новый этап изучения городища начался в 60-х гг. XX в. Исследования в разное время проводили П. Д. Барановский, К. Н. Афанасьев, В. А. Кузнецов, В. Бородин, Г. М. Штендер, Л. А. Перфильева, У. Ю. Эльканов, Д. В. Белецкий и А. Ю. Виноградов (см. ст. Карачаево-Черкесия ). Городище протянулось примерно на 2,5 км между правым берегом р. Б. Зеленчук и хребтом Ужум; его ширина не превышает 0,5 км. На юге и севере городища зафиксированы остатки поперечных стен, скорее оградных, чем оборонительных. В отличие от других аланских городищ оно не было обнесено сплошной крепостной стеной, вероятно, потому, что было не политическим, а церковным центром Алании. Территория комплекса делится на 3 части: застроенный участок на юге длиной примерно 1 км к северу от Подорванной балки с Южным и Средним храмами и 2 земледельческих участка к северу от него, разделенные Церковной балкой с расположенными в ней Северным храмом и кладбищем. В настоящее время схема застройки комплекса не прослеживается, однако на рисунках Струкова на территории между Южным и Средним храмами можно отметить четкую ориентацию зданий в сев. направлении. Общее число домов, по Струкову, составляло 400 строений. Среди гражданских построек выделяется большая каменная окружность (диаметр ок. 90 м) к северо-западу от Среднего храма; ее считают древней обсерваторией, однако раскопки на ее территории не позволяют пока уточнить назначение. Комплекс построек к западу от Среднего храма служил, возможно, епископской резиденцией.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

рукавом и двойными или тройными окнами; возможно, идентичен храму в ущелье Б. Зеленчука, чертеж к-рого сделал Куликовский), на р. Б. Зеленчук (с тройными окнами и притвором (?) с юга) и на р. Кяфар (с удлиненным притвором (?) с запада). По своему плану эти храмы близки к Сентинскому. Удлиненный зап. рукав храма на р. Кяфар, возможно, объясняется подражанием Среднему храму, однако это сходство было достигнуто, по всей видимости, за счет пристройки притвора одной ширины с рукавом. Окна поставлены в этих храмах по-разному: по 3 или по 2 (храм на Церковной поляне - впрочем, возможно, что это 2 нижних окна из пирамидальной оконной «тройки», как в Среднем Зеленчукском храме), по одному (вероятно, храм на р. Кяфар). Поскольку бескупольных храмов такого типа ни в Византии, ни на Кавказе не строили, то скорее всего все они были купольными. Датировка этих памятников затруднена, но очевидное подражание Среднему Зеленчукскому храму указывает на время после сер. Х в., а запустение городища, начинающееся с XII в., позволяет сузить время их возведения до сер. Х - нач. XII в. Лит.: Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археол. целью в 1867 г.//ИИАО. 1876. Т. 8. Вып. 4. С. 362-366; Владимир (Петров), еп. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника преосв. Владимира, еп. Ставропольского и Екатеринодарского, веденного при обозрении епархии в 1886 г.//Ставропольские ЕВ. 1888. Отд. неофиц. 22-24. С. 915-942; он же. Из путевых заметок еп. Владимира о Сев. Кавказе, 1886//РА. 1904. Т. 156. 4. С. 664-682; Синайский П. Зеленчукский мон-рь и его древности//Там же. 1889. 1; Сысоев В. М. Поездка на реки: Зеленчук, Кубань и Теберду летом 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 115-145; Древнехристианские храмы и св. Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской обл. Баталпашинского у. Од., 1904; Федоровский А. С. Археол. заметки о Кубанской обл.//ИИАК. 1913. Вып. 47. С. 155-158; Кузнецов В.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

В древнем храме Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года литургия Архыз, 4 июня 2012 г. Свято-Троицкий храм Зеленчукской пустыни 4 июня, в День Святого Духа, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил первую за 94 года Божественную литургию в древнем Свято-Троицком храме в Нижнем Архызе. За архиерейской литургией молились несколько сот человек. Паломники – священнослужители и миряне – прибыли из Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, других ближних и дальних регионов России, а также Германии и других европейских стран, сообщает " Благословенный Кавказ " . Свято-Троицкий храм построен в X веке. После трагического разгрома Алании кочевниками церковная жизнь здесь пришла в запустение. Второе рождение храма в честь Святой Троицы и других Нижне-Архызских храмов относится ко второй половине XIX века, когда здесь был основан Александро-Невский мужской монастырь (1889). Средний Нижне-Архызский храм восстановили и освятили в честь Святой Троицы в 1897 году. Строгий афонский устав Зеленчукской пустыни, отдаленность от мирской суеты влекли сюда сердца человеческие. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб. Однако большинство пустынников погибло в 30-е годы. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. Обратив внимание молящихся на то, что в храме не осталось икон, архиерей напомнил о том, что икона, это образ. " Каждый из нас, содержит в себе образ Божий, который проявляется, когда мы живем по заповедям Господним, становясь сами иконами добродетели " . Владыка подчеркнул, что любой храм жив, когда в нем совершается молитва. " И наша сегодняшняя молитва тому пример " . Епископ Феофилакт призвал всех верующих добавить к келейному молитвенному правилу прошение о восстановлении древних христианских храмов Кавказа. " Мы должны помнить, что это не только и не столько житейский, финансово-юридический вопрос, сколько духовный, - отметил епископ Феофилакт. – Если мы будем молиться искренне, от сердца, то найдут свое разрешение все проблемы " . 4 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54010.html

Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них - икону Святой Троицы - тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях - византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества...

http://sobory.ru/article/?object=04224

Южный Зеленчукский храм Южный Зеленчукский храм находится к западу от Среднего храма. Он ранее др. храмов и более всего был переделан при изменении его статуса в собор Александро-Афонского мон-ря. В сев. и юж. (?) стенах были пробиты дверные проемы, зап. дверь растесана, стены покрыты штукатуркой, сделан карниз под куполом, барабан снаружи обшит деревом. Об оригинальных формах храма во многом можно судить только по планам (разнящимся между собой), рисункам и фотоснимкам XIX в. Южный храм. X–XI вв., 1887 г. Фотография. 2017 г. Южный храм. X–XI вв., 1887 г. Фотография. 2017 г. Южный храм - церковь типа вписанного креста простого (т. е. без вим) извода на 4 больших квадратных столбах с 3 полукруглыми внутри и снаружи апсидами (общая длина 8,5 м, ширина 7,75 м), причем юж. «неф» чуть шире северного. Купол имеет овальную внутри и снаружи форму, вытянутую по оси «запад-восток», и, будучи меньше подкупольного прямоугольника (1,8×2,7 м), опирается на большие подпружные арки через своеобразные «скаты», заменяющие здесь ступенчатые подпружные арки. Рукава креста перекрыты «ползучими» четвертными сводами, а зап. угловые ячейки - неким гибридом крестового и купольного сводов. Большие подпружные арки - неправильной курватуры и находятся на одной высоте с малыми; все арки очень неровные и опускаются на столбы не на уровне низко посаженных капителей-импостов, а чуть выше. Малые подпружные арки на зап. стене опираются на консоли, а не на пилястры, как на боковых стенах (следующие перестройки?). Пилястры имеются только под зап. боковыми малыми подпружными арками, что объясняется, вероятно, желанием расширить пространство храма к востоку. Интерьер Южного храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Южного храма. Фотография. 2017 г. В вост. части сев. фасада находится древний выступ, созданный, вероятно, для расширения пространства сев. апсиды (аналогичное расширение имеется и в юж. апсиде). Зап. угловые компартименты храма благодаря одинаковой высоте малых и больших подпружных арок были повышены настолько, что рукава креста практически не возвышаются над ними, и все они изначально имели единое двускатное, слегка закругленное покрытие.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010