Северный и Южный Зеленчукские храмы также построены в византийском стиле. Обе церкви трехнефные, построенные в форме разностороннего греческого креста. Северный храм выделяется особенно сложной архитектурой. Конструкция Южного проще, он лишен внутренних опорных столбов. Над ним возвышается невысокий купол с барабаном и четырьмя просветами. Третий имеет четырехугольную форму, его купол опирается на четыре столба. К сожалению, храм сильно исказила неумелая реставрация, сделанная руками монахов. Сюда, к этим замечательным храмам, и лежал наш путь. В 22 км от станицы Зеленчукской, за бурной шумливой рекой, сквозь купы деревьев проглядывают очертания построек бывшего Александро-Афонского монастыря. Вдоль долины Б. Зеленчука, на расстоянии около километра друг от друга, расположились Северный и Южный храмы. Северный наиболее пострадал от времени, и поэтому в 1959 году были проведены противоаварийные работы по его консервации. Для этого его оконные и дверные проемы заложили кирпичом. В очень тяжелых условиях проходила реставрация арок, сделанных из кирпича, и особенно сильно поврежденной арки центральной абсиды. В любую минуту арка могла «разомкнуться» и повлечь полное разрушение храма. Однако благодаря научной консультации главного архитектора Центральных научно-реставрационных мастерских Академии архитектуры и строительства СССР В. Бородина все завершилось благополучно. Южный храм сохранился лучше, так как в 1897 г. он уже подвергался реставрации. В память об этом в стену храма была вделана мемориальная каменная плита, ныне хранящаяся в музее г. Карачаевска. К сожалению, в советское время, когда в бывшем монастыре находился детский дом, храм снова пришел в запустение. Во время нашей поездки нам посчастливилось быть свидетелями транспортировки из теснин горного ущелья уникального древнехристианского археологического памятника – мавзолея одного знатного алана. Еще в начале нынешнего века известный исследователь Северного Кавказа Е. Д. Фелицын впервые изучил древний аланский некрополь, располагавшийся в одной из балок Зеленчукского ущелья в дремучем буковом лесу. Он обратил внимание на огромный каменный мавзолей, в котором был похоронен какой-то знатный алан. В советское время на руинах мавзолея побывали археологи П. Г. Акритас и Л. Н. Глушков. Сооружение состояло из колоссальных, как попало разбросанных каменных плит весом каждая 3 – 4 тонны. В 1960 г. этот редчайший памятник аланской старины был извлечен из горных трущоб. Плиты были на тракторах вывезены из труднодоступного ущелья и доставлены в Ставрополь. По мнению археологов, в мавзолее был погребен аланский военачальник. Об этом говорят многочисленные рельефные изображения на плитах. Время постройки его относят к Х – XI векам новой эры. На одной из плит хорошо видны высеченные три креста, свидетельствующие о христианском происхождении мавзолея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за этими предварительными распоряжениями преосвященный Агафодор предпринял более радикальные меры. Он постарался не только увеличить причты при церквах многолюдных приходов, но и строить в больших селах и станицах новые храмы, а на хуторах хотя бы молитвенные дома. Насколько широка и плодотворна была деятельность епископа можно судить уже по тому, что за первые 15 лет его архипастырского служения количество духовенства и церквей в епархии выросло в полтора раза (духовенства – на 700 чел., а церквей – на 190). На строительство новых храмов православной паствой Ставропольской епархии было затрачено свыше 13 млн. рублей, в том числе около 8 млн. рублей на Кубани и свыше 5 млн. рублей на Ставрополье. Само население, горячо и деятельно поддерживая благое начинание владыки Агафодора, изыскало необходимые на сооружение средства в селах и станицах. В ответ на его призыв в епархии нашлось немало щедрых благотворителей, пожертвовавших значительные суммы на украшение церквей, приобретение утвари и облачений. Многое предпринял владыка Агафодор для основания новых монастырей. Благодаря ему в 1897 г. был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь вблизи Карачаевского аула Сенты. За год до того здесь, у подножия горы, увенчанной древним христианским храмом – замечательным памятником раннего христианства среди народов Северного Кавказа, возникла женская община во имя Преображения Господня. Монахини взяли на себя поддержание и сохранение своей святыни – древнего храма, время постройки которого теряется во мраке веков. Владыка Агафодор принял живейшее участие в этой общине, полагая, что создание женского монастыря будет содействовать приобщению карачаевцев к русской культуре. По его ходатайству Св. Синод разрешил учреждение на р. Теберде женского монастыря, призванного стать светочем православия в горах Кавказа и стражем древнехристианских памятников в верховьях Кубани, подоено Зеленчукскому Александро-Афонскому мужскому монастырю. Первоначально в женской обители была скромная церковь , устроенная в простой избе с камышовой крышей и земляным полом, но затем монахини соорудили новый храм в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь возрождается при древнем Сентинском храме, построенном в 965 году. Храм находится на скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья. Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании. Содержание История [ править править код ] Расположен на притоке реки Кубани Теберде близ карачаевского аула Сенты, в горной полосе Закубанского края, на границе пояса сплошных лесов. Основание монастыря в этой отдаленной глухой местности связано с восстановлением замечательнаго древнего храма, открытого здесь еще в начале 19-го столетия. В 1802 г. Начальник Кавказской линии командировал для переговоров с карачаевцами майора Потемкина. Последний посетил верховья рек Большого Зеленчука, Кубани и Теберды, причем неожиданно открыл здесь многочисленные хорошо сохранившиеся памятники глубокой христианской древности: несколько храмов с отчетливой фресковой живописью, христианския кладбища, каменный крест с греческой надписью и явственной датой 6521. Впрочем, открытые Потемкиным памятники относятся преимущественно к Зеленчукскому ущелью на месте их существует теперь Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Собственно Сентинский храм был впервые подробно обследован, описан и срисован в 1829 году итальянским архитектором Бернадацци, приглашенным русским правительством для устройства Кавказских минеральных вод. Войдя в храм, Бернадацци, по его словам, «увидел изображения множества святых и различные картины событий из жизни Спасителя. Все стены без всяких промежутков, даже в куполе разрисованы фресками, и, к удивлению, живопись сохранилась довольно хорошо... Стены храма, сложенные из камня и частью кирпича сохранились также прекрасно; только пол церкви (каменный) оказался весь исковерканным, вероятно, черкесами, искавшими здесь клад. Возле Церкви Бернадацци нашел две гробницы, одна из них «со сводом и красивой архитектуры», фундаменты двух небольших домиков и выросший на их развалинах вековой дуб. На склоне горы Бернадацци заметил гробницы из тесаного камня и между ними большой каменный крест. Одновременно с Сентинским Бернадацци осмотрел и описал древний храм, находящийся близ Хумаринского укрепления на берегу Кубани в 24 вер. от Сентов (ныне находится в заведывании Зеленчукского монастыря). Оба эти храма Бернадацци признает византийскими и относит их ко времени Юстиниана Великаго. После Бернадацци Сентинский храм посещали и описывали многие другие русские и иностранные исследователи. Однако, несмотря на внимание ученых, храм в течении почти целого столетия после открытия оставался по-прежнему в запустении, служа местом приюта для скота в ненастную погоду.

http://azbyka.ru/palomnik/Сентинский_(Те...

Значительную роль в возрождении Православия среди народов Северного Кавказа сыграли созданная в 1745 г. Осетинская духовная комиссия, которая работала главным образом в Кизляре и Моздоке, и присоединение в 1774 г. Северной Осетии к Российской империи. В 1857 г., после учреждения в 1811 г. Грузинского экзархата Русской Православной Церкви, была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую был назначен преподаватель Тифлисской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии епископ Владикавказский и Моздокский. Он проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, написал русско-осетинский словарь, перевел на осетинский язык Священное Писание и вероучительные тексты. Его уважительно называют Апостолом Осетии за вклад в просвещение и духовное возрождение осетинского народа. В конце XIX в. Русская Православная Церковь взяла на себя инициативу восстановления христианства на территории бывшей Аланской епархии: были открыты  Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь (1889 г.) и Преображенский женский Сентинский монастырь (1896 г.), но просуществовали они недолго, в 1930-х гг. монастыри упразднили. За время советской власти в Северной Осетии были закрыты и разрушены почти все храмы. К середине 1940-х гг., когда разрешили открывать православные приходы, в республике действовала лишь небольшая часовня на кладбище на окраине Владикавказа — нынешняя Ильинская церковь. В настоящее время происходит возрождение уникальных святынь, возникших на десятилетия раньше первых христианских храмов Киевской Руси. Примечание 1  В частности, святые мученики-аланы Сухий (Баракад) и его дружина, принявшие мученическую смерть на рубеже I–II вв. в Арме-нии, и прмч. Николай Туальский (XIII в.). А также прп. Христодул, званный Осетином, философ (XII в.), святой Алан Лаворский (VII в.),святой Гоар Аквитанский (VII в.), святая Мария Ясыня, дочь аланского князя Шварна и супруга князя Всеволода Большое Гнездо, и др.

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

© РИА Новости/Мария Шустрова      Каждый год в ущелье реки Большой Зеленчук наведываются сотни туристов, чтобы посмотреть на величественные христианские храмы Х века, построенные на территории древнего Нижне-Архызского городища. Чаще всего с городищем отождествляют Маас — исчезнувшую столицу крупного средневекового государства Алания. Город рос и процветал, ведь здесь проходили стратегические маршруты Великого шелкового пути. Наивысшего расцвета Алания достигла в середине Х века, когда знать государства приняла крещение. Тогда в долине Большого Зеленчука было воздвигнуто более 20 храмов. Тяжелый удар когда-то процветавшей стране нанесли монголо-татары, захватившие к середине XIII века равнины Предкавказья. Уцелевшие аланы ушли в горы, где постепенно ассимилировались с местным кавказским населением, исповедовавшим ислам. Маас обезлюдел и постепенно исчез с лица земли. © РИА Новости/Мария Шустрова. Ущелье реки Большой Зеленчук      В 1887 году в Синод Русской православной церкви поступило прошение от некоего афонского иеромонаха Серафима, который сообщал, что в долине реки Зеленчук обнаружены 3 древних храма, основанных первыми христианами Северного Кавказа. Местные жители-мусульмане загоняют в эти храмы скот и " творят многие оскорбления древней святыне " . У Синода монах просил разрешения восстановить церкви и устроить при них мужскую обитель по уставу Святой горы. © РИА Новости/Мария Шустрова. Древний христианский крест в ущелье реки Большой Зеленчук      Получив благословение, иеромонах Серафим вместе с десятью афонскими иноками основали в долине реки Александро-Невский монастырь. Своими силами они восстанавливали древние святыни. Кроме того, в разных местах долины иноки обнаружили следы нескольких часовен и поняли, что здесь в древности существовал большой каменный город. При советской власти монастырь закрыли, монахов репрессировали. Но некоторые иноки сбежали в горы, и сегодня, путешествуя по окрестностям, еще можно найти их заброшенные тайные кельи. © РИА Новости/Мария Шустрова. Древние захоронения возле Среднего Зеленчукского храма (Х век)     

http://pravoslavie.ru/97083.html

vk fb tw ok @ g+ lj Моздокская икона Божией Матери Этот образ – список с Иверской – был прислан в XII веке грузинской царицей Тамар жителям осетинского села Мариам-кау (село Марии). Явившая чудеса в Моздоке, икона была утрачена после революции vk fb tw ok @ g+ lj Выход на перевал Осталось совсем немного: мы входим на перевал между ущельями. Отец Игорь идет впереди. vk fb tw ok @ g+ lj Над Баксанским ущельем Дальше отец Игорь отправится один: у каждого – своя высота, и автор этих строк, увы, уже на нее поднялся vk fb tw ok @ g+ lj Вид с вершины Тотура Подходы к вершине покрыты ковром из рододендронов. vk fb tw ok @ g+ lj Цветущий рододендрон Для кого цветут на такой высоте эти прекрасные цветы? Кто их видит? Никто, кроме орлов, серн, диких пчел и Того, кто их создал. vk fb tw ok @ g+ lj Внизу простирается город Такое ощущение, что смотришь на него с самолета. Отец Игорь на самой вершине Тотура. Сейчас начнется молебен vk fb tw ok @ g+ lj Молебен перед Моздокской иконой Божией Матери Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще. vk fb tw ok @ g+ lj Выше в горы – ближе к Богу «Горы – это царство молчания, поэтому и мое слово уступает место молчанию – этой песни во славу гор. Горы – это образ духовного восхождения, где нужен непрерывный духовный подвиг и труд», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). vk fb tw ok @ g+ lj Обратный путь Горные лилии отправляются в Тырныауз vk fb tw ok @ g+ lj Приношение вмч. Феодору Тирону Лилии с подножия Тотура – у ног вмч. Феодора Тирона. Храм вмч Георгия Победоносца, город Тырынауз vk fb tw ok @ g+ lj Тотур – вид от блок-поста Крайняя левая вершина – та, где отец Игорь отслужил молебен. Нижний Архыз Немногие знают, что самый древний действующий храм в России находится именно на Северном Кавказе – в Зеленчукской долине. Еще одна, куда более известная сегодня святыня этого места – обнаруженный в 1999 году после лесных пожаров лик Спасителя. Некогда в Зеленчукской долине располагалась древняя Аланская епархия, от которой остались три храма – Георгиевский (северный), Свято-Троицкий (средний) и Ильинский (южный). В конце XIX века здесь действовал Александро-Афонский мужской монастырь, монахами которого, по одной из версий, и был написан на скале архызский Лик. По другой, лик – современник храмов, выстроенных тут в IX-X в.в.

http://pravoslavie.ru/63367.html

vk fb tw ok @ g+ lj Вид на Средний храм Такой вид открывается на Зеленчукскую долину с лестницы, ведущей к Архызскому лику vk fb tw ok @ g+ lj Путь к Лику Еще недавно, чтобы подняться к Лику, нужно было идти по крутой тропе. vk fb tw ok @ g+ lj Площадка, выше которой не подняться Дальше путь закрыт – ближе к Лику не подойти. Тут молятся благочестивые паломники vk fb tw ok @ g+ lj Такие объявления развешаны повсюду Эта табличка отвечает на вопрос, почему подход к Лику прегражден vk fb tw ok @ g+ lj У Лика Ловко поднимаясь по скалам от смотровой площадки, ребята через минуты оказываются у Лика, – отсутствие лестниц для них не преграда. vk fb tw ok @ g+ lj Вниз по старой тропе Подростки уходят тем путем, которым сюда поднимались, пока не была построена удобная лестница vk fb tw ok @ g+ lj Туристы К сожалению, в тот день, когда мы были тут, паломников не было. vk fb tw ok @ g+ lj Рынок внизу У дороги продают все, что имеет спрос у туристов: еду и вот такие сувениры vk fb tw ok @ g+ lj Самый древний действующий храм России Храм пророка Илии X века в Нижнем Архызе– самый древний действующий храм в нашем отечестве. Сегодня тут регулярно совершаются богослужения – храм принадлежит Александро-Невскому Нижне-Архызскому монастырю. vk fb tw ok @ g+ lj Храм св.пророка Илии В конце XIX века храм был перестроен монахами Александро-Афонского монастыря в русском стиле, но и сегодня можно увидеть его древнюю кладку vk fb tw ok @ g+ lj Ласточка на куполе vk fb tw ok @ g+ lj В Ильинском храме vk fb tw ok @ g+ lj Икона вмч.Георгия Победоносца На Северном Кавказе не найдешь храма, где бы не было иконы вмч. Георгия Победоносца и святой равноапостольной Нины vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Троицкий храм 24 июня 2013, в День Святого Духа, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил в этом храме Божественную литургию. vk fb tw ok @ g+ lj Алтарь Свято-Троицкого храма В алтаре горит зажженная кем-то свечка vk fb tw ok @ g+ lj В Троицком храме Мы были тут вскоре после Троицы. Храм украшен березками.

http://pravoslavie.ru/63367.html

В Пятигорск принесены святыни для возрождаемой монашеской обители Пятигорск, 22 марта 2014 г.      21 марта 2014 состоялось принесение в Спасский кафедральный собор столицы Северо-Кавказского федерального округа иконы благоверного великого князя Александра Невского с частицей мощей Святого и списка чудотворной Гребенской иконы Пресвятой Богородицы, сообщает сайт Пятигорской и Черкесской епархии . Святыни были доставлены из Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга и Старочеркасского Донского монастыря братиями возрождаемого Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни во главе с архимандритом Антонием (Даниловым). Монастырь был создан в середине XIX столетия у древних храмов Нижнего Архыза. Среди его святынь были известны икона небесного покровителя обители — благоверного князя Александра и Гребенская икона. Святыни были утеряны в годы гонений, когда был закрыт и разорен Александро-Афонский монастырь. С началом возрождения монашеской жизни в Зеленчукском ущелье, возрождаются и чтимые иконы монастыря. Принесенные в Пятигорск святыни будут находиться в Спасском кафедральном соборе до праздника Святой Троицы, а на Духов день состоится их прибытие в Нижний Архыз. Славление у икон совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении духовенства по окончании Божественной литургии Преждеосвященных Даров. 22 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69400.html

В древнем Свято-Троицком храме в горах Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года Божественная литургия 5 июня 2012 г. 17:21 4 июня 2012 года, в день Святого Духа, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил первую за 94 года Божественную литургию в древнем Свято-Троицком храме в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия). За архиерейской Литургией молились несколько сот человек — священнослужителей и мирян — из Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, других регионов России, а также Германии и иных европейских стран. Свято-Троицкий храм построен в X веке в эпоху расцвета Аланского государства. После разгрома Алании монгольскими завоевателями церковная жизнь в верховьях Кубани пришла в запустение. Второе рождение храмов Нижнего Архыза относится ко второй половине XIX века, когда здесь в 1889 году был основан Александро-Невский Зеленчукский мужской монастырь. Средний нижне-архызский храм восстановлен и освящен в честь Святой Троицы в 1897 году. Строгий афонский устав Зеленчукской пустыни, отдаленность от мирской суеты влекли сюда людей. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб; однако большинство пустынников погибло в 30-е годы. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. В архипастырском слове епископ Феофилакт подчеркнул, что любой храм жив, когда в нем совершается молитва. «И наша сегодняшняя молитва тому пример», — добавил он. Владыка Феофилакт призвал всех верующих добавить к келейному молитвенному правилу прошение о восстановлении древних христианских храмов Кавказа. «Мы должны помнить, что это не только и не столько житейский, финансово-юридический вопрос, сколько духовный. Если мы будем молиться искренне, от сердца, то найдут свое разрешение все проблемы», — заключил архиерей. Сайт Пятигорской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

На Кавказе завершился 2-месячный Георгиевский крестный ход в честь 70-летия Победы Архыз, 22 июня 2015 г. 22 июня 2015, в день, когда в России вспоминают трагическую дату начала Великой Отечественной войны, епархиальный крестный ход с мощами великомученика и Победоносца Георгия прибыл к мемориалу защитникам Кавказа, расположенному в Архызском ущелье Карачаево-Черкесии.      Частицу мощей великомученика и Победоносца Георгия сопровождали байкеры, сообщает " Благословенный Кавказ " . У мемориала крестный ход встречали военнослужащие, казачество Зеленчукского районного казачьего общества, представители общественных организаций. Собором духовенства Северного и Южного Карачаево-Черкесских церковных округов была совершена панихида, которую возглавил настоятель Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни архимандрит Антоний (Данилов). По окончании панихиды состоялся траурный митинг. На митинге выступил руководитель отдела Пятигорской епархии по связям с вооруженными силами протоиерей Константин Сорокин. Вслед за минутой молчания ученики воскресной школы " Православие " при Михаило-Архангельском храме станицы Исправной выпустили в небо воздушные шары. Песни военных лет прозвучали в исполнении вокально-инструментального ансамбля Пограничного управления по КЧР. Участникам памятных торжеств была предложена поминальная трапеза, которую приготовили в армейской полевой кухне. Так начинался крестный ход      Напомним, что Георгиевский крестный ход начался 19 апреля 2015, в Неделю уверения апостола Фомы, в Пятигорске. 22 июня 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80160.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010