В 1612 году Гребневская икона наряду с чудотворной Казанской иконой стала духовным знамением православного воинства в борьбе с поляками. Как сообщает летописец, от церкви Гребневской иконы Богоматери князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китай-города и Кремля от поляков и русских изменников. С Гребневской иконой русские дружины отразили поляков на Сретенской улице и вскоре сплоченные правой верой, в едином патриотическом одушевлении изгнали их из первопрестольной Москвы. С тех пор жители столицы стали особенно почитать Гребневскую икону Богоматери, прославленную многочисленными чудесами и знамениями. В 1654 году несколько злоумышленников хотели похитить с чудотворной иконы драгоценные украшения. Когда они подошли к Гребневской иконе, из нее вышло пламя и попалило святотатцев. В 1687 году в Успенской церкви возник пожар. Пламя так быстро объяло деревянную церковь , что не успели вынести даже чудотворную икону. Все с горестью решили, что она погибла в огне, но, милостью Божией, святая икона чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». Вскоре на том же месте был построен новый храм, который стал любимым местом молитвенного уединения Московских государей. В 1711 году, усердием царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра Великого, Гребневская икона переносилась в село Преображенское для обновления, а затем была поставлена на прежнее место. В то же время местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский (1702–1721) обновил храм, где хранился чудотворный образ. Он часто совершал Богослужения в этом святом храме и в конце своей жизни засвидетельствовал чудеса, совершившиеся от Гребневской иконы Богоматери. В 1889 году художник Д. М. Струков с чудотворной Гребневской иконы снял копию. Список был выполнен на доске, которая ранее служила престолом в храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, что в Толмачах в Москве. Церковь была освящена Патриархом Адрианом (1690–1700), а доска для новой иконы подарена епископом Дмитровским Виссарионом (Нечаевым ; †1905), викарием Московской епархии. После освящения копия 12 ноября была отправлена в Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Эта дата также стала днем прославления Гребневской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следует напомнить о помощи Русского Афона фронту в годы Русско-японской войны 1905 года.      Схимонах Константин (Семерников), участник войны 18771878 гг., бывший вахмистр, набрал из молодых афонских иноков санитарный отряд численностью около 50 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Монахи отличились трудолюбием, бесстрашием и бескорыстным служением ближнему, что сделало их незаменимыми помощниками на войне. Заслуги их были оценены по достоинству: схимонах Константин был принят самим Императором и членами его семьи и награжден золотым крестом на Георгиевской ленте из кабинета его Величества. Члены монашеского санитарного отряда были удостоены георгиевских крестов. Между схимонахом Константином и царевичем Алексием завязалась тесная дружба, о чем свидетельствуют пожертвованный цесаревичем колокол в келлию святителя Иоанна Златоуста Иверского монастыря. Некоторые келлии даже пытались организовать своего рода келлии-подворья в России, которые были восстановлены как самостоятельные обители после советского запустения. В 1904 г. старец келлии Иоанна Богослова иеросхимонах Герасим (Попов) открывает на горе Бештау Второ-Афонскую обитель, а иеромонах Серафим (Титов) из келлии Благовещения Хиландарского монастыря Зеленчукскую Александро-Афонскую обитель в 1889 году. Среди трудностей в жизни русских келлиотов надо выделить разгул бандитизма на Афоне в период Балканских войн, жертвой которого стал известный келлиот иеросхимонах Моисей (Буренин). Едва не погибли иеросхимонах Пантелеймон (Важенко), иеросхимонах Пахомий, настоятель Георгиевской келлии Филофеевского монастыря, и многие другие. Связан он был с проникновением на Афон разбойников, часто скрывавшихся под личиной борцов освободительного движения. Согласно докладу от 8 мая 1909 года генерального консула в Салониках Н.В. Кохманского послу И.А. Зиновьеву в 87 келлиях проживают 1221 монахов, в 81 каливах 120 и в разных местах отдельных пустынников 501. Действительно, Кохманский отмечает некоторые недостатки и нарушения в среде келлиотского монашества: " ...Некоторые келлиоты ведут чрезмерную корреспонденцию с Россией, отправляя туда просительные письма и воззвания в громадном количестве, причем не довольствуются жертвователями, лично им знакомыми, из числа посетивших Афон: поклонников или их знакомых, но разсылают свои письма совершенно неизвестным лицам по адресам . Некоторые старцы келлий часто отлучаются с Афона иногда по хозяйственным надобностям келлии, иногда же по личным нуждам не всегда похвального свойства. За последние годы смут в России и на Афоне стали появляться в изобилии разные подозрительные личности, легко находящие себе приют в русских келлиях, особенно если знают какие-нибудь ремесла и мастерства. Таким образом наши келлиоты являлись укрывателями взбунтовавшихся матросов с броненосца «Потемкин» и разных революционеров и экспроприаторов, сами того не сознавая, а, может быть, иногда и сознательно " .

http://pravoslavie.ru/94314.html

Тогда же владыка узнал и о существовании у самых истоков Кубани, на высокой, почти недоступной скале недалеко от подножия Эльбруса, еще одного никому не известного древнего храма. Прежде туда была дорога, впоследствии обрушившаяся. Кто-то из карачаевцев, однако же, добрался до этого храма и будто бы в церковном полу выкопал большой золотой крест. Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения – Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев». Впоследствии, как уже говорилось, обитель действительно устроила Георгиевский скит при древнем храме на горе Шоана, вблизи аула Хумара. Преосвященный Владимир уделил также много внимания и устройству калмыцкой миссии. С этой целью он в 1887 г. посетил Больше-Дербетовский улус, а затем в мае 1889 г. совершил первое массовое крещение 50 калмыков. К этим новокрещенным калмыкам, поселившимся вблизи села Яшалта, в качестве миссионера был направлен родной брат архиерея игумен Антоний. Вскоре из крещеных калмыков образовался Князе-Михайловский поселок, получивший свое название в память погибшего мученической смертью в татарской орде св. Благоверного князя Михаила Тверского. Так, благодаря владыке Владимиру, в калмыцких степях Ставрополья было положено начало Князе-Михайловскому миссионерскому стану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Пятигорский Феофилакт представил обновленный музей Успенского Второафонского мужского монастыря на горе Бештау 13 января 2016 г. 15:35 12 января 2016 года, по окончании Божественной литургии в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре, священноархимандрит Бештаугорской обители архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт представил паломникам и духовенству обновленный музей монастыря. Это событие стало первым в ряду намеченных в рамках празднования в Пятигорской епархии тысячелетия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Архиепископ Феофилакт поблагодарил всех прибывших на открытие музея, и отметил, что программа афонских торжеств в Пятигорской епархии весьма обширна, а центральным событием станет проводимая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла международная конференция «Афонская традиция на Северном Кавказе», местом проведения которой станет Бештаугорский монастырь. Музей Второафонского Бештаугорского монастыря начал приобретать новые черты в 2014 году при содействии специалистов Пятигорского краеведческого музея. В дар вновь открытому музею были переданы новые экспонаты: личные вещи последнего предреволюционного постриженника Бештаугорского монастыря, подвижника благочестия XX века иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), нательные кресты, датируемые IX-X веками, найденные на территории Кабардино-Балкарской Республики, богослужебное Евангелие XIX века из Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни, а также иные экспонаты, повествующие об истории христианства на благословенном Кавказе. «Сегодня мы рады присутствовать на этом добром и славном деле сохранения памяти, — отметил благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев, — памяти о людях, которые сеяли первое семя веры на благословенном Кавказе. Наше благочиние передало в дар два нательных крестика, которые были найдены на территории, где предположительно находилась древняя епархия Ахохия». Своими мыслями поделился игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни Майкопской епархии: «Юбилейный год тысячелетия пребывания русских на Святой Горе Афон начался с радостной новости, с открытия монастырского музея во Второафонском монастыре на горе Бештау. Я обратил внимание, что экспозиция рассказывает нам обо всех четырех Афонских обителях на Кавказе. Это напоминание, что Церковь наша Соборная и Апостольская, а Соборность в этом и состоит, что мы должны быть в едином духе, едином сердце и, конечно, быть участниками общих радостей и молиться друг за друга».

http://patriarchia.ru/db/text/4331924.ht...

На представленных на выставке фотографиях - потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору – зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм X века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце XIX века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения. Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза .   НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИЛИ АРХЫЗСКИЙ ЛИК Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

http://pravoslavie.ru/1928.html

     О скитальческой жизни насельников Александро-Афонской Зеленчукской пустыни мало сведений. Известно только, что еще до революции часть братии избрала отшельничество и поселилась в горах. Их кельи находят до сих пор. В некоторых сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены столь искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко, в стороне от самой кельи. Монахи-аскеты уходили в горы ради Христа, ради Царствия Божия и несли подвиг среди этих расщелин земных. После октябрьского переворота 1917 года отшельников перестреляли: на них охотились, как на диких зверей. В числе постриженников монастыря есть один новомученик – иеромонах Никандр (Прусак). Выходец из крестьянской семьи, способный и трудолюбивый, он принял здесь монашеский постриг, затем священный сан. Позже был переведен в Россию. Летом 1918 года богоборцы, лютовавшие на Ярославской земле, расстреляли его и погребли в безвестной могиле. Ярославская епархия собрала сведения, необходимые для канонизации, и отец Никандр был канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2001 года. «Для нас это большое утешение, что один из братий, который у нас подвизался, причислен к лику преподобномучеников», – сказал игумен Григорий. Каждое богослужение в Ильинском храме совершается с молитвой о почившей братии… Как только будет воля Божия, все вмиг изменится! Сначала в Ильинском храме служил иерей Виктор Плотников. (Теперь он –протоиерей – служит в Киржаче Владимирской области). Поддерживая огонь веры, священник в своей небольшой книжечке о монастыре писал: «Несмотря на то, что монастырь официально как бы не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом». Отец Виктор, бывший сотрудник астрофизической обсерватории РАН, которая находится рядом с монастырем, активно работал и с коллегами, оставшимися без работы после сокращения рабочих мест, и с казаками. Они-то и составили в то время костяк прихода. Потом были другие священники. Теперь вот маленькая монашеская община во главе с настоятелем Ильинского храма архимандритом Антонием (Даниловым) все силы полагает на то, чтобы не угасла лампада веры в одной из древнейших колыбелей христианства.

http://pravoslavie.ru/111874.html

Александро-Афонский Зеленчукский мон-рь в Зеленчукском ущелье Кавказского хребта Кубанской обл. Баталпашинского у. Од., 1904 5. С. 21). Согласно сообщению майора Потёмкина, побывавшего здесь в 1802 г., на стене храма находился также образ свт. Николая Чудотворца с греч. надписью ( Кузнецов. 1964. С. 143). «Неясные следы иконы Богоматери и некоторых других» фресок в Северном храме в 1913 г. видел А. С. Фёдоровский, писавший, что в Зеленчукском монастыре остатки «фресковой живописи, к-рые сохранились ко времени реставрации храмов, в настоящее время по тем или иным причинам уничтожены» ( Федоровский А. Археол. заметки о Кубанской обл.//ИИАК. 1913. Вып. 47. С. 157). Кроме того, нем. ученый Р. фон Эркерт отметил в одном из Архызских храмов росписи на стенах, среди к-рых упомянул изображение священника в красном одеянии с широкими белыми полосами ( Erckert R., von. Das Kaukasus und seine Völker. Lpz., 1887. S. 77). На вост. грани сев.-вост. столпа Северного храма существовали опубликованные Кузнецовым ныне утраченные фрагменты с изображением головы святого ( Кузнецов. 1964. С. 142. Рис. 8), «в простенке между северными окнами барабана можно различить изображение человеческой фигуры, одетой в богатое византийское платье - это может быть изображение пророка (например, Даниила или Давида)» (Там же). Не исключено, что это было изображение ангела. На одном из рисунков Струкова рядом изображены 2 преподобных. Зарисовки фресок нижнеархызских храмов. Х в. Худож. Д. М. Струков. 1887–1889 гг. Зарисовки фресок нижнеархызских храмов. Х в. Худож. Д. М. Струков. 1887–1889 гг. На его же рисунках запечатлены детали росписи Среднего Зеленчукского храма: отдельные фигуры преподобных, святителей, мученика, пророка (?), царей, воинов и всадников. Иногда рядом изображены святые одного чина: 2 воина, 2 царя, однако в др. случаях соседствуют преподобный и мученик (частично сохранившаяся центральная фреска на сев. стене), святитель и преподобный (или апостол). Симметрично расположенные изображения разнятся в масштабе: фрагменты центральных композиций на сев.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

571 Ядринцев, Н. Мих., известный сибирский публицист, путешественник, археолог и обществ. деятель. Род. в 1842 г. В 1865 г. арестован был в Томске по обвинению в сибирском сепаратизме. С 1882 г. он редактировал в Петербурге «Восточное Обозрение», переведенное в 1888 г. в Иркутск. С 1891 г. Ядринцев сделался редактором этой газеты. 573 Агафангел (Преображенский), бывший с 1886 г. инспектором, 28 фев. 1888 г. назначен ректором Иркутской семинарии. В настоящее время – архиепископ. Литовский. 575 Архим. Григорий 3 февр. 1891 г., т.-е. за полтора года до кончины м. Исидора хиротонисан был в епископы Ковенские. 576 Возвращение м. Михаила в Сербию состоялось лишь 29 мая 1889 г., после отречения короля Милана от престола. Хотя регенты и министерство боялись еще Австрии, но пригласили Михаила на митрополичью кафедру под давлением народных желаний. А насколько жива была в народе память о Михаиле и коль неканоничным казалось его свержение, видно из того, что после его отъезда из Сербии некоторые совсем не обращались к духовенству с требами. Так Белимаркович (после отречения Милана бывший регентом) не крестил своих четырех детей и не звал попа в дом (из письма м. Михаила от 11 марта 1889 г.). 577 Николай (Адоратский), до назначения ректором Ставропольской семинарии (окт. 1887 г.) был смотрителем Херсонского училища, потом (1890 г.) епископом Новомиргородским. Сконч. В 1896 г. на Оренбургской кафедре. 578 Питирим (Окнов) из учителей Киевской семинарии был инспектором в Ставрополе с июня 1887 г. по март 1890 г., когда сделался ректором. Ныне Владикавказский архиепископ. 579 Моздокское викариатство Кавказской епархии было учреждено 21 дек. 1870 г. и закрыто было в 1881 г. с переводом викария Исаакия (Положенского) в Красноярск. 580 Речь идет о св. Александро-афонском Зеленчукском монастыре в Зеленчукском ущельи, где над развалинами древних храмов при содействии еп. Владимира насаждена была иноческая жизнь (1889 г.). См. брошюру: «Древне-христианские храмы и св. Александро-афонский Зеленчукский монастырь, в Зеленчукском ущельи кавказскаго хребта, Кубанской области, Баталпашинского уезда (с рисунками древних храмов)» М. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот так российским паломникам молитва и вера показали и доказали больше, чем этот всепожирающий огонь. Это всего лишь одно из зримых нами чудес Святой Горы, а их не перечесть. Она вся дышит событиями с неба, Афон – это место бесчисленных знамений свыше, лучи которых касаются самых отдаленных точек вселенной, и, в частности, земель России. Она давно стала причастной Богоблагодатной Горе, в которой мы видим и наших святых первопроходцев, оставивших по себе светлую память в этом неумирающем оазисе Православия. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. История и уроки афонского монашества на Северном Кавказе «Если ты монах, иди в горы», – говорил преподобный Арсений Великий . В горах нет того, что пробуждает чувственность, вносит в душу шум и смятение страстей. Красота гор – особая: она напоминает человеку о Боге. Это в полной мере относится к седому Кавказу, лежащему на южном рубеже нашей великой Родины. Северный Кавказ посетили с проповедью святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В 858 г. здесь проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В наших краях совершал свой подвиг великий Отец Церкви святитель Игнатий Брянчанинов . И особо почитается здесь Иверская икона Божией Матери. Еще совсем недавно, в начале 90-х гг. XIX в., в горах Архыза жило много отшельников, к которым совершали паломничество люди со всех концов России. Все это подтверждает тот факт, что Кавказская земля – Святая земля. А Святая земля всегда является ареной обостренной борьбы между силами добра и зла, и это прекрасно знали афонские монахи. Пришло время – и они пошли по миру утверждать святое Православие и монашеское бытие. Пути Господни привели их к восточному подножию горы Бештау и в Зеленчукское ущелье, где они решили организовать свои обители. Так, на территории ныне входящей в Ставропольскую и Владикавказскую епархию появились две обители, обязанные своим возникновением афонскому монашеству, а именно – выходцам из келлий, подчиненных Хиландарскому монастырю. Генетическая связь Кавказских обителей со святым Афоном выразилась в их названиях. Речь пойдет о Свято-Александро-Афонском Зеленчукском монастыре и Свято-Успенском Второафонском Бештаугорском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отошел ко Господу клирик Пятигорской епархии архимандрит Антоний (Данилов) 25 февраля 2024 г. 18:08 25 февраля 2024 года, на 61-м году жизни, после тяжелой непродолжительной болезни, отошел ко Господу клирик Пятигорской епархии архимандрит Антоний (Данилов). Соболезнования в связи с кончиной отца Антония выразил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт : «С глубокой скорбью узнал о безвременной кончине архимандрита Антония. Мудрый и добрый пастырь, строитель храмов и обителей, отец Антоний оставил о себе добрую память в сердцах верующих людей. Соболезную близким почившего батюшки и его многочисленным духовным чадам». Погребение архимандрита Антония (Данилова) состоится 27 февраля в г. Прохладном Кабардино-Балкарской Республики. 26 февраля в 15.00 владыка Феофилакт совершит панихиду у гроба почившего. Затем будет совершено заупокойное вечернее богослужение. 27 февраля в 8.00 в Никольском храме г. Прохладного начнется Божественная литургия, после нее, в 10.00, — чин погребения. Отец Антоний будет погребен у алтарной части Скорбященского храма на городском кладбище. Архимандрит Антоний (в миру — Анатолий Васильевич Данилов) родился 12 сентября 1963 г. в г. Прохладном, КБАССР. В 1982 г. окончил Терский сельскохозяйственный техникум. С 1987 г. нес послушание иподиакона архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего). В январе 1988 г. архиепископом Антонием пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. В августе 1988 г. рукоположен в сан иеромонаха и назначен на служение на приход в станице Асиновской. За 36 лет служения сменил немало приходов, оставляя о себе добрую память прихожан. Служил в Осетии. Был настоятелем храма, благочинным, а с 2002 года наместником Успенского Аланского мужского монастыря, в строительство которого внес значительный вклад. С 2012 года возрождал монашескую жизнь Александро-Невской Афонской Зеленчукской пустыни в древнем Нижнем Архызе, где был настоятелем храмов Нерукотворного Образа и пророка Божия Илии. Пятигорская епархия / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010