В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. по P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен. Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова. Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги. Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты. Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная». Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь. Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Обращение в 1874 года в Совет Общества восстановления православного христианства на Кавказе об устройстве при древних храмах монастыря не принесло положительного ответа. Эту местность посчитали непригодной к устройству монастыря. Интерес к данному вопросу не ослабевал. С прошением к епископу Герману обратился ставропольский мещанин Афанасий Григорьевич Литвиненко. Он просил разрешения пожить близ одного из разрушенных храмов для того, чтобы начать очищать древние святыни, он пытался уговорить местных жителей не загонять туда скот. В просьбе Литвиненко было отказано. Начальник Кубанской области сообщил епископу от 14 августа 1874 года, что охранять храмы невозможно. Но по аулам было объявлено, чтобы не останавливались в церквях со скотом. В 1886 году епископом Ставропольским и Екатеринодарским становится Владимир (Петров), и вопрос о восстановлении храмов поднимается вновь. В октябре 1886 года к епископу обратились с прошением об устройстве при зеленчукских храмах обители иеромонах афонского монастыря Серафим (Титов) и два казака-старца. Иеромонах смог накопить большие средства и решил их вложить в восстановление кавказских древних церквей. Он просил у епископа Владимира " разрешения о восстановлении древних храмов " и ходатайствовал " устроить при них, по уставу святой горы Афонской, мужскую общежительную пустынь на такое число братии, какое пустынь сия содержать будет в состоянии своим трудом, без пособия от казны и с тем, чтобы настоятель этой пустыни всегда был избираем из ее же братства. Посвятить таковую пустынь памяти Святого благоверного князя Александра Невского, доблестного защитника православной земли Русской " . 31 октября 1886 года преосвященный Владимир лично в сопровождении епархиального ключаря, протодиакона и келейного выехал к древним храмам Кубани и Большого Зеленчука. В одном из Зеленчукских храмов была проведена первая церковная служба и обряд водосвятия, а на другой день - молебен в еще не обустроенной церкви. 26 мая 1887 года епископ Владимир направил в Святейший Синод представление о подготовке к созданию монастыря. В ожидании решения Синода об учреждении обители, иноки во главе с иеромонахом Серафимом с благословения епископа поселились в ущелье и начали строительные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Монастырь был учрежден по уставу монастырей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 октября 1887 года с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Становление обители [ править править код ] 12 ноября 1889 года состоялось торжественное открытие монастыря с освящения епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного ( " среднего " ) храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича. Тогда же иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. Братство Александро-Афонской-Зеленчукской общежительной мужской пустыни в момент основания 1887 году должно было состоять из 11 иноков Благовещенской келии Афонского Хилиндарского монастыря. Штат обители в 1889 году состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников. Пустынь стала расти и в течение года число братии увеличилось до 50 человек. К 1908 году в монастыре проживал 71 человек: игумен, 18 монахов, 14 послушников и 41 " на испытании " . Кроме того, здесь жили мастера и чернорабочие, численность которых зависела от времени года (от 30 до 150 человек). В пустыни в июне 1887 года появилась иконописная школа преимущественно для детей духовенства Ставропольской епархии. Кроме того, церковное начальство разрешило открыть на месте подворья монастыря школу-приют с рукодельней для сирот и детей местных жителей. В 1888 году Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни был выделен участок земли 180 десятин (44 удобной и 136 неудобной) под названием " Церковь " . Эти земли были выделены из казенных дач. Позже обитель получила еще 74 десятин войсковой земли. Во владении пустыни в 1889 году было 553 десятин 1750 сажень. В обители выращивали зерновые культуры. Были случаи, когда обитель делилась с местными жителями своими запасами хлеба. В хозяйстве обители имелись сельскохозяйственные машины – косилка, жатка, паровая молотилка. В Александро-Афонском Зеленчукском монастыре был создан искусственный водоем с проточной речной водой. Там разводили форель.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

А, скажем, еще через 27 лет здесь уже действовало 12 монастырей и пустыней . Добавились Казанский мужской общежительный монастырь, Виноделенская Казанская женская пустынь, Спасо-Преображенский женский монастырь, Свято-Александровская Афонская Зеленчукская пустынь, Покровский женский и Кавказский миссионерский монастыри. В дальнейшем процесс зарождения и становления новых иноческих обителей на территории продолжался. Монастыри и пустыни были очень разновеликими как по числу насельников, так и в хозяйственном отношении, по доходам. Но сам факт появления и роста числа обителей говорит об их насущной необходимости как для людей, стремившихся к монашеству, так и для всего местного населения, на средства которого и создавались монастыри. Процесс шел во встречных направлениях – монашествующие основывали общины, местное население жертвовало земли и денежную помощь, руководство епархии просило узаконить обитель, а государство (Священный Правительственный Синод) утверждало ее. …Самым восточным, разместившимся на границе плодородного черноземья и полупустынных калмыцких степей был Воскресенский Мамай-Маджарский общежительный мужской монастырь в окрестностях города Святого Креста (ныне город Будённовск Ставропольского края, печально известный теперь всей стране террористическим нападением 14 июня 1995 года банды чеченских экстремистов на районную больницу, здания которой построены как раз на территории бывшего монастыря и даже из камней монастырского собора, разобранного в 30-е годы, после ликвидации обители… Часть монастырских зданий в наши дни еще сохранилась и используется больницей). Обобщая значение Воскресенского монастыря, священник Димитрий Морозов в газете Буденновского благочиния Ставропольской и Владикавказской епархии в 2003 г. писал: «…долгое время (с 1879 г. – до середины 1920 г.) Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь являлся духовным светочем восточного Ставрополья» . Согласно изданию П.П. Сойкина, к 1910 году обитель имела статус нештатной общежительной и располагалась «близь, заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамай-Маджары и в 180 верстах от Ставрополя…» Управлял Мамай-Маджарским монастырем игумен .

http://bogoslov.ru/article/2558080

Ещё больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух вёрст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы ещё два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они распооложены на высоких, с некоторых сторон неприступных скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни. В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящён в 1889 г. во имя св. Александра Невского, а другой в 1899 г. в честь святой Троицы. Восстановлен также и храм на р. Кубани. Он освящён во имя св. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматели и частицы мощей св. Георгия и чмуч. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На неё высечена греческая надпись с датою 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. от Р. Х. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых. Управляет игумен. “Православные русские обители”, 1910. Переиздание 1994 г., С-Пб ... Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения - Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев»...

http://sobory.ru/article/?object=04221

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. " корабля " ), применяя технику " афренто " , когда каждый камень вытачивался строго для определенного места. Адрес : 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36 Телефон: 8(87875) 3-24-71 Подробнее... Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз) [ править править код ] В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города. Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя. Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики. 21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте. Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4 Подробнее... Монастыри [ править править код ] Все монастыри Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь [ править править код ] Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман.

http://azbyka.ru/palomnik/Карачаево-Черк...

При этом периодически возникали сложности во взаимоотношениях монахов с местными жителями, включая разногласия по земельному вопросу и даже трагические случаи. Не так легко было распространять христианство среди горских народов. Монахи не раз защищались от разбойного нападения некоторых агрессивно настроенных мусульман. Один из таких конфликтов закончился убийством двоих людей: монаха Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни Феофилакта и послушника Льва. В монастыре долго вспоминали о тех кровавых событиях. Из построек древнего христианского города сохранились 3 храма средневизантийской архитектуры X-XII вв: " северный " , " средний " и " южный " зеленчукские храмы. В 1887 году был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) " южный " храм. Реставрация " среднего " храма, при которой были уничтожены древние фрески византийской школы, была завершена к 1899 году. Бывший кафедральный храм Аланских митрополитов ( " северный " храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты византийских фресок с греческими надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: " Святой Николай, покровитель Аспе " ). 22 апреля 1895 года после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 года братия монастыря восстанавливала храм X века на Сентинской горе в ущелье реки Теберда, который в 1893 году был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь. Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в которых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская. К 1904 году построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях монастыря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Монастырские подворья были устроены в станицах Зеленчукской, Баталпашинской и Невинномысской. На левом берегу р. Кубани близ станицы Гулькевичи устроен Покровский мужской скит. В нем построен храм в честь Покрова Божьей Матери. Монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине горы Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от горы Карачаевска, близ аула Хумара и селения Коста Хетагурово); в 1891-1894 годах в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Еще в 1887 г. Свято-Андреевский скит начал издавать журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», выходивший до 1917 г. Свой журнал – «Душеполезный собеседник» в этот период издавал и Свято-Пантелеимоновский монастырь. Кроме того в Свято-Андреевском скиту была устроена фотомастерская, в результате работы которой в начале 1914 г. был издан замечательный «Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афон. (Виды обители, церквей, подворий и проч.)». Также в 1914 г. свой фотоальбом «Виды монастырей и скитов святой Афонской Горы» выпустил и Свято-Ильинский скит 18 . Русские насельники Свято-Пантелеимоновской обители оставались российскими подданными и находились в ведении российского посольства в Константинополе, платя ежегодную подушную подать Османской империи. В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным российским консульством в Константинополе. Свято-Пантелеимоновский монастырь и другие русские обители пользовались покровительством российского императорского дома и правительства в лице послов в Константинополе и консулов в Салониках. Следует упомянуть, что в 1911 г. от имени цесаревича Алексея Николаевича Иоанно-Златоустовской келлии был подарен большой колокол 19 . В 1875 г. насельники Свято-Пантелеимоновского монастыря основали в Абхазии Ново-Афонский монастырь. Афонские монахи также устроили на Кавказе в 1883 г. Закубанскую Михаило-Афонскую пустынь, в 1889 г. – Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и в 1904 г. – Второ-Афонский монастырь. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей. Летом 1913 г. греческие войска заняли Свято-Пантелеимоновский монастырь, однако по требованию российского правительства вскоре оставили обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но надо терпеть и смиряться, выполнять на своем месте данное мне делание. Как говорил старец Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев), бывший духовником настоятельницы нашей обители игумении Ангелины (Нестеровой), «сидеть в своем окопе до конца».      Смоленская земля стала родной для отца Даниила Отец Даниил, Вы из рода кубанских казаков, живших на Ставрополье, в Предгорье Кавказа, но с детства знали, что оба Ваших деда – по отцовской и материнской линии – пропали без вести в годы Великой Отечественной войны –предположительно на Смоленщине. Как Вы попали в этот край? Родился я 10 августа 1960 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в поселке Курджиново Урупского района, где проживали и работали мои родители Михаил Дмитриевич и Раиса Васильевна. А все родственники и их корни с середины XIX века находились в Переправной и Мостовском в Предгорье Кавказа – сейчас эти станица и поселок в Краснодарском крае. Недалеко от Курджиново есть станица Зеленчукская, в окрестностях которой находилась Свято-Александро-Афонская мужская пустынь с древними храмами – еще аланского, христианского периода существования Кавказа. Здесь же в долине реки Большой Зеленчук явлен на скале Лик Христа, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Удивительное место! Мой отец поступил учиться в Бакинский индустриальный техникум и, окончив его, попросил направление на Смоленщину, в те места, где погиб его отец – Дмитрий Гаврилович Сычёв. Таким образом наша семья оказалась в Вязьме. Здесь я окончил среднюю школу, потом работал несколько лет после службы в армии. Не буду рассказывать о трудностях поиска места гибели деда, скажу только, что в начале 2000 года отец показал мне справку из архива и последнее письмо деда с фронта, на котором сохранился номер полевой почты. Я сделал запрос в Подольский архив. В ответ получил справку, в которой сообщалось, что 3 сентября 1942 года Дмитрий Гаврилович Сычёв, красноармеец 1314 полка 17 стрелковой дивизии 43 армии, пропал без вести (погиб) у деревни Уполозы Темкинского района Смоленской области.

http://pravoslavie.ru/136130.html

А с другой стороны, это большой груз ответственности, и я отчасти опасаюсь, что мне не хватит опыта реализовать то, что предлагает Господь. Как бы Он с нас не спросил: «Смотрите, Я же вам дал такие возможности, авансом дал, и люди воспринимают вас как образец святости. А вы способны ли таковыми быть, способны дать человеку правильный совет, чтобы он не заблудился?»      Но разве такое отношение не вдохновляет к подвигам духовной жизни? К сожалению, не всегда хватает сил. У нас было семь иеромонахов, сейчас три, остальные разъехались по скитам, у каждого там еще целый приход, своя ответственность. В монастырь ежедневно приезжает по двести человек паломников и туристов, людей надо поисповедовать, причастить. Многие подходят с вопросами, а я сейчас и администратор, и директор, и завхоз. Иногда просто не хватает физических сил. Приведу простой пример: монастырь наш отапливается дровами, и дров нужно столько, что мы их весь год заготавливаем, договариваемся о выделении делянок и прочее. Современные условия жизни ставят нас в определенные рамки. Но ведь главной пользой монастыря остается польза духовная. Если монастырь будет красиво выглядеть, но в нем не будет главного, то он станет древом без плодов. Монашество должно приносить плоды; плоды монашества – это святые. Пока еще среди плодов тридцатилетней деятельности наших монастырей нет новых преподобных Амвросиев Оптинских… Куда неопытному игумену поехать за советом? Поэтому нам так нужны наши монашеские встречи, собрания, обсуждения. Я это очень ясно чувствую и тянусь сюда всем сердцем.      Расскажите немного подробнее о своем монастыре: как давно он был открыт? Свято-Михайловская Афонская пустынь – один из четырех монастырей, которые начиная с 70-х годов XIX века открыли на Кавказе выходцы со Святой Афонской Горы. Это Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии, Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в Карачаево-Черкессии – ее основали на месте трех древних христианских храмов IX–XI веков монахи, ранее подвизавшиеся в одной из келий Хиландарского монастыря, а также Бештаугорский Успенский Второафонский монастырь, где, по преданию, во времена Византийской империи уже существовала обитель.

http://pravoslavie.ru/129714.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010