А, скажем, еще через 27 лет здесь уже действовало 12 монастырей и пустыней . Добавились Казанский мужской общежительный монастырь, Виноделенская Казанская женская пустынь, Спасо-Преображенский женский монастырь, Свято-Александровская Афонская Зеленчукская пустынь, Покровский женский и Кавказский миссионерский монастыри. В дальнейшем процесс зарождения и становления новых иноческих обителей на территории продолжался. Монастыри и пустыни были очень разновеликими как по числу насельников, так и в хозяйственном отношении, по доходам. Но сам факт появления и роста числа обителей говорит об их насущной необходимости как для людей, стремившихся к монашеству, так и для всего местного населения, на средства которого и создавались монастыри. Процесс шел во встречных направлениях – монашествующие основывали общины, местное население жертвовало земли и денежную помощь, руководство епархии просило узаконить обитель, а государство (Священный Правительственный Синод) утверждало ее. …Самым восточным, разместившимся на границе плодородного черноземья и полупустынных калмыцких степей был Воскресенский Мамай-Маджарский общежительный мужской монастырь в окрестностях города Святого Креста (ныне город Будённовск Ставропольского края, печально известный теперь всей стране террористическим нападением 14 июня 1995 года банды чеченских экстремистов на районную больницу, здания которой построены как раз на территории бывшего монастыря и даже из камней монастырского собора, разобранного в 30-е годы, после ликвидации обители… Часть монастырских зданий в наши дни еще сохранилась и используется больницей). Обобщая значение Воскресенского монастыря, священник Димитрий Морозов в газете Буденновского благочиния Ставропольской и Владикавказской епархии в 2003 г. писал: «…долгое время (с 1879 г. – до середины 1920 г.) Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь являлся духовным светочем восточного Ставрополья» . Согласно изданию П.П. Сойкина, к 1910 году обитель имела статус нештатной общежительной и располагалась «близь, заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамай-Маджары и в 180 верстах от Ставрополя…» Управлял Мамай-Маджарским монастырем игумен .

http://bogoslov.ru/article/2558080

3. Аграфенинский-Покровский-Пустынный , женский, ныне село Аграфенина пустынь, Рязанской губ. и уезда, в 15 вер. к сев. от Рязани, на рукаве левого берега р. Оки, которая протекает от него в 3½ вер. Он построен в 1507 г. и первою игуменьею была Агрипина (в просторечии Аграфена) из рода дворян Глебовых. По штатам 1764 г. он положен во 2-м классе, но в нач. XIX ст. монастырь стал приходить в ветхость, так что инокини монастыря были переведены в гор. Михаилов в 1838 г., а самый монастырь ныне представляет развалины. “Ист. Росс. Иерар.”, III, 69; Ратшин, 464; Проценко, “М-ри в России”, 2; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 311; Баранович, “Рязан. губ.”, 369; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 124; “Опис. монаст.”, 1817 г., 2; “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 14 (Феодорит, архиеп. Рязан.), 17 (грам. 1614 г. и. Мих. Феод. воеводе Рязан. кн. Лыкову о даче 10 р. игуменье Фетинье с сестрами); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 430, 8; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 18; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 151, (в 1744 г. имел 2.244 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 313 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3280 (межев. книга 1660 г. мельничной земли м-ря на рч. Павловой и на устье рч. Плетеной, Окологород. стана); “Труды Рязан. учен. архив. Комиссии”, II 108 (жалоба 1630 г. игуменьи Марфы на Рахманинова в насильствах), 109 (жалоба 1639 г. Рахманинова на монастыр. служек); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 46 (опись 1696 г. двора Покрова Пресв. Богор. Ографениной пуст., внутри гор., по улице, что ездят подле гор. стены в Ипатскую башню). 4. Александро-Афонская-Зеленчукская , мужская, общежительная пустынь, Кубанской обл., Баталпашинского отдела, в 20 вер. к югу от станицы Зеленчукской, близ источников р. Бол. Зеленчука, в высоких сланцевых горах, где сохранилась древняя каменная церковь , а немного к сев. от нее развалины зданий, называемых туземцами Маджар – Унне. Вот здесь-то Св. Синод определил в 1889 г. устройство православной пустыни с учреждением при ней богадельни на 10 челов. престарелых воинов и иконописной школы для детей, преимущественно духовенства Ставропольской епархии. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 44 (учреждение); “Ставроп. епарх. ведом.”, 1889 г., 1 (Зеленчукский монаст. и его древности), 22 (открытие и освящение Свято-Алекс.-Афон.-Зеленчук. пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 10-10 об.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 15-15 об.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 20-20 об.   РГИА. Ф. 796. Оп. 168. Д. 1043. Л. 9.   Священные достопримечательности по рр. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника Преосвещенного Владимира, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного Его Преосвященством при обозрении епархии в 1886 г.//Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечение из Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей (1873-1917 гг.). Майкоп. - 2009. - С. 186.   Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Владимиру епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому от 18.10. 1887 года епархиальные ведомости. - 1887. - С. 307.   Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости. - 1889. -С.484-485.   Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской Зеленчукской пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 307.   Из истории основания и первых лет деятельности Александро-Афонской Зеленчукской пустыни//Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001 г. С. 379.   Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С.339.   ГАСК. Ф.135.Оп.62. Д.830. Л. 4 – 5.   Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни//Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001. С. 378.   Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни//Ставропольские епархиальные ведомости, 1889. С. 484.   Раздольский С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. С. 120.   Прохожий. Промысел особого рода//Северный Кавказ. Ставрополь, 1891. 22.08. 8. С.5.   Убийство двух монахов Зеленчукского монастыря//Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 383-384.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-АФОНСКИЙ ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ расположен на правом берегу р. Б. Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Н. Архыз, в 22 км к югу от станицы Зеленчукской (Карачаево-Черкесия). В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии , в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий РПЦ, с 1885 г.- Ставропольской епархии РПЦ. А.-А. З. м. основан на месте бывш. столицы Зап. Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (см. Нижнеархызское городище ) по инициативе иером. Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского мон-ря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Мон-рь учрежден по уставу мон-рей св. горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие мон-ря состоялось 12 нояб. 1889 г. освящением еп. Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского, небесного покровителя имп. Александра II Николаевича и царствовавшего в те годы имп. Александра III Александровича . Игум. Серафим стал первым настоятелем и строителем мон-ря (1887-1903). В 1888 г. А.-А. З. м. был выделен участок земли 180 дес. под названием «Церковь». Штат обители в 1889 г. состоял из 4 иеромонахов, 1 иеродиакона, 6 монахов и 25 послушников, а также мастеров и чернорабочих (от 30 до 150 чел.). После перевода игум. Серафима в Борисоглебский на Устье мужской монастырь в А.-А. З. м. начались нестроения, закончившиеся назначением в него указом Святейшего Синода от 26 авг. 1903 г. архим. Ефрема (1903-1905). В 1905-1913 гг. мон-рем управлял иером. Зосима (Колтуков). Последним настоятелем был иером. Феофил (Чередниченко). Из построек древнего христ. города сохранились 3 храма средневизант. архитектуры X-XII вв: «северный», «средний» и «южный» зеленчукские храмы.

http://pravenc.ru/text/64470.html

Нижний Архыз. Церковь Илии пророка (Южный храм). Южный храм Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Карачаево-Черкессия, Нижний Архыз Координаты: 43.684376, 41.475352 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) - резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена - первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04224

Еще в 1887 г. Свято-Андреевский скит начал издавать журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», выходивший до 1917 г. Свой журнал – «Душеполезный собеседник» в этот период издавал и Свято-Пантелеимоновский монастырь. Кроме того в Свято-Андреевском скиту была устроена фотомастерская, в результате работы которой в начале 1914 г. был издан замечательный «Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афон. (Виды обители, церквей, подворий и проч.)». Также в 1914 г. свой фотоальбом «Виды монастырей и скитов святой Афонской Горы» выпустил и Свято-Ильинский скит 18 . Русские насельники Свято-Пантелеимоновской обители оставались российскими подданными и находились в ведении российского посольства в Константинополе, платя ежегодную подушную подать Османской империи. В 1879 г. святогорским инокам был разрешен въезд в Россию «без предварительных сношений со Святейшим Синодом», лишь с паспортом, выданным российским консульством в Константинополе. Свято-Пантелеимоновский монастырь и другие русские обители пользовались покровительством российского императорского дома и правительства в лице послов в Константинополе и консулов в Салониках. Следует упомянуть, что в 1911 г. от имени цесаревича Алексея Николаевича Иоанно-Златоустовской келлии был подарен большой колокол 19 . В 1875 г. насельники Свято-Пантелеимоновского монастыря основали в Абхазии Ново-Афонский монастырь. Афонские монахи также устроили на Кавказе в 1883 г. Закубанскую Михаило-Афонскую пустынь, в 1889 г. – Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и в 1904 г. – Второ-Афонский монастырь. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей. Летом 1913 г. греческие войска заняли Свято-Пантелеимоновский монастырь, однако по требованию российского правительства вскоре оставили обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зеленчукским храмам посвящен интересный труд Д. Успенского, написанный с целью привлечь внимание читателей к древнехристианским святыням на реке Б. Зеленчук, для охраны и восстановления которых в 1889 г. была учреждена Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. «Развалины около церквей, –  пишет автор, – множество гробниц в горах вблизи древних храмов говорят, что место это было заселено христианскими народами. Но история древнего Зеленчукского поселения покрыта мраком неизвестности». В ту пору древние развалины простирались на семь верст вдоль живописной долины Б. Зеленчука. Кроме руин зданий, здесь находилось обширное кладбище, частично уже размытое горным потоком. Многоярусное расположение каменных гробниц напоминало аналогичные могильники греков в Малой Азии. Следы городской стены и сторожевых башен на горных вершинах – еще одно свидетельство существования тут в древности крупного населенного пункта. Возможно, что это и был город Вичин – центр Аланской митрополии. Успенский подробно описывает расположенные на расстоянии двух верст древние Зеленчукские храмы. Первый из них, самый крупный, отличался сложной архитектурой и сохранился меньше других. В среднем храме находилась архиерейская кафедра. Под его куполом сохранился железный стержень для подвески паникадила. Третий, маленький храм был ранее других восстановлен по времени и расширился за счет небольшой пристройки, исказившей его облик. В первых двух храмах в конце прошлого века еще видны были остатки фресковой живописи, хотя их стены сильно пострадали. «Многие места живописи от этого так закопчены, что совершенно невозможно определить изображенных на них ликов святых». Между тем по рассказам казаков, еще лет за 30 – 40 до учреждения обители «внутренность обоих храмов была покрыта сплошной штукатуркой, по которой отчетливо были видны все изображения святых и с надписями, но не на славянском языке». Автор сообщает интересные подробности о кресте, найденном майором Потемкиным в 1802 г. около церкви, на кладбище. Впоследствии он был завален камнями, и лишь после открытия обители снова вымыт наружу. Монахи, найдя на берегу реки это единственное документальное свидетельство древности храмов, поставили его в обновленной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас, неся послушание в Церкви вот уже 30 лет, ты понимаешь, что каждый крест тяжел – и монашеский, данный при постриге, и священнический, врученный при рукоположении, и каждый наградной крест всё тяжелее и тяжелее. Но надо терпеть и смиряться, выполнять на своем месте данное мне делание. Как говорил старец Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев), бывший духовником настоятельницы нашей обители игумении Ангелины (Нестеровой), «сидеть в своем окопе до конца». Смоленская земля стала родной для отца Даниила Отец Даниил, Вы из рода кубанских казаков, живших на Ставрополье, в Предгорье Кавказа, но с детства знали, что оба Ваших деда – по отцовской и материнской линии – пропали без вести в годы Великой Отечественной войны –предположительно на Смоленщине. Как Вы попали в этот край? Родился я 10 августа 1960 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в поселке Курджиново Урупского района, где проживали и работали мои родители Михаил Дмитриевич и Раиса Васильевна. А все родственники и их корни с середины XIX века находились в Переправной и Мостовском в Предгорье Кавказа – сейчас эти станица и поселок в Краснодарском крае. Недалеко от Курджиново есть станица Зеленчукская, в окрестностях которой находилась Свято-Александро-Афонская мужская пустынь с древними храмами – еще аланского, христианского периода существования Кавказа. Здесь же в долине реки Большой Зеленчук явлен на скале Лик Христа, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Удивительное место! Мой отец поступил учиться в Бакинский индустриальный техникум и, окончив его, попросил направление на Смоленщину, в те места, где погиб его отец – Дмитрий Гаврилович Сычёв. Таким образом наша семья оказалась в Вязьме. Здесь я окончил среднюю школу, потом работал несколько лет после службы в армии. Не буду рассказывать о трудностях поиска места гибели деда, скажу только, что в начале 2000 года отец показал мне справку из архива и последнее письмо деда с фронта, на котором сохранился номер полевой почты.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/tysyac...

Ещё больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух вёрст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы ещё два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они распооложены на высоких, с некоторых сторон неприступных скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни. В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящён в 1889 г. во имя св. Александра Невского, а другой в 1899 г. в честь святой Троицы. Восстановлен также и храм на р. Кубани. Он освящён во имя св. Георгия Победоносца. Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматели и частицы мощей св. Георгия и чмуч. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На неё высечена греческая надпись с датою 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. от Р. Х. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых. Управляет игумен. “Православные русские обители”, 1910. Переиздание 1994 г., С-Пб ... Одним из результатов этой поездки владыки Владимира явилось начало реставрации древних храмов и основание в 1889 г. нового очага христианского просвещения - Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. Вскоре иноки очистили один из наилучше сохранившихся древних храмов, оправили его и открыли в нем на походном антимине богослужение. Восстановленный храм расширили пристройкой, устроили помещение для братии, паломников и мастерских, проложили по ущелью дорогу. После полученного от Св. Синода разрешения на открытие Зеленчукской обители, владыка Владимир опять едет в горы, чтобы освятить 12 ноября 1889 г. восстановленный храм в честь святого Александра Невского. Тогда же начался сбор средств по Кубанской области на восстановление остальных древних храмов. Разрешая открытие Зеленчукской обители, Св. Синод обязал ее первого игумена Серафима учредить, «когда явится возможность, миссионерский стан для действий на окрестных инородцев»...

http://sobory.ru/article/?object=04221

В обители изначально не было больницы, но в 1904 году жительницы города Севастополя, посетившие обитель, просили церковное начальство разрешить им устроить в хуторе Калиновском на месте подворья монастыря женскую общину с больницей и амбулаторией для искоренения в народе вреда от знахарей, организовать при больнице курсы сестер милосердия для женщин. Таким образом, монастыри оказывали посильную медицинскую помощь окрестному населению. Иногда, это было единственное место, где люди могли получить врачебный совет. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Закрытие и разорение монастыря После 1918 года Александро-Афонский Зеленчукский монастырь и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. По рассказам местных жителей, еще в послевоенные годы в горах жили пустынники, и казаки носили им хлеб. Однако большинство пустынников погибло в 1930-е годы . В 1930-х в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 1970-х бывшая территория монастыря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г. Черкесск), закончившему к середине 1980-х реставрацию " северного " храма. К 2000 году комплекс имеет статус Карачаевского историко-археологического заповедника. " Южный " зеленчукский храм передан епархии и освящен во имя прор. Илии, в нем возобновлены богослужения. При храме существует маленькая монашеская община. Святые Настоятели Литература Использованные материалы   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 1.   ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 3-4.

http://drevo-info.ru/articles/13673757.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010