В анонимном персидском географическом соч. «Худуд ал-Алем» (Границы мира) сообщается об Алании: «Эта область в ущельях и горах; богатое место; царь их христианин. У них тысяча больших деревень; между жителями есть христиане и идолопоклонники, горцы и степняки». Принятие христианства аланами способствовало появлению письменности на основе греч. графики (свидетельствует об этом Зеленчукская надпись на могильной плите, датированная сер. Х в.). Совр. историки Б. В. Скитский и М. С. Тотоев утверждают, что аланы приняли христианство между 921 и 925 гг. В XIII в. Сев. Кавказ подвергся монгольскому нашествию. Черкесы, аланы и др. горские народы попали под власть завоевателей, пытавшихся насильственно распространить среди них ислам. Замковый комплекс Вовнушки на территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника. XVII-XVIII вв. Замковый комплекс Вовнушки на территории Джейрахско-Ассинского музея-заповедника. XVII-XVIII вв. В эпоху от царствования св. Тамары (1184-1213) до царствования Георгия V Блистательного (1318-1346) из Грузии на Сев. Кавказ проникли строители древнейших христ. храмов и проповедники христианства, приносившие с собой церковные книги, через посредство к-рых груз. письменность распространилась в местном крае. Наследием той эпохи является пласт груз. лексики, вошедшей в ингуш. язык (напр., джabapu-жIap - крест, эглиси - элгац - храм). Особо отметим, что пятница в Византии и Грузии была посвящена св. Параскеве (NIapackubu-NIaьpacka). Немало фактов христ. влияния на ингушей приводит И. Дахкильгов (см. подробнее: Дахкильгов И. А. Вайнаьха христианско-язычески легендаш//Лоаман Iyйpe. 1977. 2). В XIII в. Грузия также вступила в борьбу с монголо-татарами, и это приостановило ее миссионерскую деятельность на Сев. Кавказе. Согласно письменным источникам 1-й пол. XVII в., Грузия вновь предпринимала попытки распространить свое влияние на северокавк. народы, уделяя особое внимание религ. аспекту. Но они оказались безрезультатными: по-прежнему всесильным оставался пантеон языческих божеств.

http://pravenc.ru/text/389549.html

Северный Кавказ: Архиепископ Феофилакт предложил создать в Архызе музейно-выставочный комплекс Пятигорск, 22 июля 2015 г. 21 июля 2015 в Архызе прошла встреча спикера Парламента Карачаево-Черкесии Александра Иванова с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Во встрече также приняли участие вице-премьер правительства КЧР Мурат Озов, министр культуры КЧР Мадина Гогова, глава администрации Зеленчукского района Сергей Самоходкин, священнослужители, сообщают из епархии.      Архиепископ Феофилакт выступил с предложением создания музейно-выставочного комплекса в Архызе. " Сегодня Архызский Лик стал визитной карточкой республики, туристы, которые едут в Архыз, обязательно здесь останавливаются. Рядом с храмом есть территория, и я предлагаю построить музей истории древности на этой территории и вместе с ним выставочную площадку для мастеров современного искусства, ремесел, пусть это будут и мэтры, и юные дарования. Одним словом, чтобы показать гостям нашего региона не только вязаные изделия и шашлыки, но и духовную пищу, благодаря чему полюбят нашу республику, эту историческую территорию и живущих здесь людей " . По словам архиепископа Феофилакта, проект поможет поддержать творческую интеллигенцию Карачаево-Черкесии, сохранить общенациональное наследие в виде богатой истории, древнейших христианских храмов. " Партнерами в реализации проекта могут стать музейное сообщество, министерство культуры. Это будет лицо нашей республики, мы сможем показать свою древнюю культуру, древние традиции. Я знаю много людей, которые готовы будут передать музейные экспонаты из собственных коллекций " , — отметил архиепископ, подчеркнув, что в ходе недавней встречи с Главой КЧР, Рашид Темрезов эту идею поддержал.      " Отрадно, что мы вместе думаем о сохранении нашего культурного наследия. Надеюсь проект соберет и научное сообщество, и ревнителей истории, и творческую интеллигенцию. Это будет важно для сохранения межнационального, межконфессионального мира и стабильности в нашем регионе. Это не коммерческий проект, он не будет приносить прибыль, но это лицо Карачаево-Черкесии и лицо тех людей, которые в этом проекте будут участвовать, " — пояснил архиерей.

http://pravoslavie.ru/80832.html

О чём скорбит потаённый лик Христа? Мало кто знает, что самые древние православные храмы в России находятся не во Владимире или Суздале. Они построены аланами на Кавказе в горах современной Карачаево-Черкесской республики в месте под названием Нижний Архыз или Маас. Считается, что эти земли были центром известного и некогда грозного аланского государства. 25 марта, 2011 Мало кто знает, что самые древние православные храмы в России находятся не во Владимире или Суздале. Они построены аланами на Кавказе в горах современной Карачаево-Черкесской республики в месте под названием Нижний Архыз или Маас. Считается, что эти земли были центром известного и некогда грозного аланского государства. Мало кто знает, что самые древние православные храмы в России находятся не во Владимире или Суздале. Они построены аланами на Кавказе в горах современной Карачаево-Черкесской республики в месте под названием Нижний Архыз или Маас. Считается, что эти земли были центром известного и некогда грозного аланского государства. Здесь, на берегу реки Большой Зеленчук, была найдена так называемая «зеленчукская надпись», считающаяся памятником древнеосетинского языка, благодаря чему официальной исторической наукой осетины были объявлены прямыми потомками алан. Аланы приняли христианство, как минимум, за сто лет до крещения Руси , поэтому участвовали, вместе с Хазарским каганатом, где практиковался религиозный плюрализм, в противостоянии языческому воинству Святослава. После Крещения Руси и упадка Хазарского каганата, Алания перестала быть великим государством, монголы уничтожили города алан, а хромой Тимур довершил разгром этого народа, с дочерьми которого не гнушались родниться и византийские императоры. Много воды утекло с тех пор. Об аланах забыли на многие века и вспомнили лишь в прошлом веке, стараниями историков, в ряду которых стоит особо выделить Васо Абаева, который считал, что только осетины являются прямыми потомками алан. Но после распада Советского Союза, на аланское наследие стали претендовать не только осетины.

http://pravmir.ru/o-chyom-skorbit-potayo...

За минувшие годы территория древней Алании была весьма хорошо изучена археологически. Оказалось, что на территории Алании сохранилось достаточно много и христианских храмов. Среди них выдающееся место занимает Зеленчукский ансамбль, состоящий из четырех храмов. Около одного из них обнаружен баптистерий (крещальня). Храмы относят к X–XIII вв. Большинство известных в Алании храмов относятся к крестовокупольным и крестообразным постройкам, базилика — очень распространенный тип храма в Крыму и на Кавказском побережье — представлена пока только одним храмом: она находится на Ильичевском городище и была открыта в 1967 г. В. А. Кузнецов не указывает дату постройки базилики, он отмечает только, что внутри нее встречаются материалы VIII–IX вв. и что этот тип храма пришел в Аланию из Грузии . Так что можно сказать, что большинство известных в Алании храмов относятся к X и последующим векам. Митрополит Макарий в этой главе так же, как и во многих других, рассматривает вопрос об этническом составе населения Алании. Вопрос этот не решается однозначно. Для ознакомления с тем, как он рассматривается сейчас с учетом и письменных источников, и обнаруженного археологического материала, отсылаем читателей к уже упомянутым работам Ю. А. Кулаковского, А. Я. Гаркави, А. В. Гадло и В. А. Кузнецова . Вопросы, относящиеся проповеди веры Христовой в Закавказье, т. е. в современной Грузии, Армении и на восточном побережье Черного моря так же, как и в северном Причерноморье, заключаются в следующем: насколько достоверно сказание о посещении этих мест апостолами. Традиция и местное предание говорят о посещении Закавказья апостолами Фомой, Симоном, Зилотом, Иудой Иаковлевым и Фаддеем. Восточное Причерноморье имело и некоторые отличия от северного. Во-первых, значительная его часть даже формально входила в состав Римской империи: известный перипл (путеводитель) Арриана, правителя Каппадокийской провинции, есть не что иное, как описание служебной поездки высокопоставленного римского чиновника. Во-вторых, в силу целого ряда природных условий этот район тяготел больше к Месопотамии и Малой Азии, чем к северному Причерноморью.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Интерьер Северного храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Северного храма. Фотография. 2017 г. Из литургических устройств известны утраченная алтарная преграда (в виме на вост. краю вост. ячеек сохранились 2 ступени с маленькими ступеньками по центру главного и юж. нефов) и скамьи вдоль стен. Почти всю центральную апсиду занимает 3-ступенчатый синтрон с необычно устроенным горним местом: в середине верхней ступени сделано небольшое заглубление, а центральное окно апсиды продолжено нишей почти до уровня синтрона. В юж. «нефе» обнаружены 3 пристенных погребения. Наличие богатых погребений именно здесь позволяет предположить, что, как во мн. храмах визант. времени, юж. апсида включала поминальный придел с престолом, а северная служила протесисом. Судя по эпиграфическим находкам, храм имел монастырскую функцию и был построен до 1067 г. или даже до 1012/13 г.- вероятно, после 50-60-х гг. X в., когда в Алании из купольных известны лишь крестообразные храмы. Его возвели несомненно мастера абх. школы, пришедшие в Аланию ок. 965 г. Образцом для Северного храма послужил храм типа Лыхненского: 4-столпный, с вимами, с 2-ярусным нартексом и 3 полуоткрытыми притворами, с удлиненными зап. ячейками и подпружными арками, значительно поднятыми вверх по сравнению с «правилом Муцопулоса» (в Лыхны - 11 к 18 вместо 1 к 2), со сдвигом боковых входов к западу, с боковыми проемами в нартексе, с боковыми проходами в притворе. Северный храм был расписан, вероятно, дважды. О росписях приходится судить преимущественно по рисункам и описаниям XIX в., по материалам Кузнецова и реставрационным отчетам 80-х гг. XX в. Сейчас на незначительных сохранившихся участках древней штукатурки красочный слой почти не прослеживается: видны только фрагменты орнаментальной разделки на откосах окон апсид. Вероятно, сильно загрязненные остатки живописи имеются и в барабане. К первому, нефигуративному этапу росписи, прослеженному также в Сентинском и Шоанинском и предположительно Среднем Зеленчукском храмах, относится, возможно, известный по зарисовке крест на юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Раушан 11 марта 2016, 20:57 Ищу брата бабушки Елмуратов Даулетмурат год рож незнаем родился 9аул пост Совета рес Каракалпакистан Узбекистан был призван с Кунграда где был на учете, он возвращался раненным на санитарном поезде в этот момент попали под бомбежку где погиб где служил в каком полку ничего незнаем о нем. спасибо гусманов гайнулла 25 февраля 2016, 09:48 ищу гусманова ислама примерно 1919 г. рождения, без вести пропавшего 1942 г. Виктор Алексеевич 13 февраля 2016, 14:40 В связи с предстоящим Праздником – 71-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, очень хотелось бы восстановить боевой путь своего деда – Сапелкин Павел Андреевич __.__.1907 10.07.1941 Лукояновский РВК, Горьковская обл., Лукояновский р-н, с. Н-Дар Красноармеец, стрелок пропал без вести __.12.1941 ЦАМО 58 977520 572 К сожалению, практически все родственники, которые могли бы мне помочь с исследованием по данному вопросу умерли, место службы и гибели деда не установлено. Очень прошу Вас прислать хоть какую-нибудь зацепку: именной список граждан призывной команды, " Призывную карту " , номер призывной команды и дату отправки команды Лукояновским РВК производившего призыв и мобилизацию граждан на 10 июля 1941г и отправку на сборный пункт, фронтовой пересыльный пункт (ПП) формированные, переформированные или доукомплектованные воинские части, направлявшиеся на фронт и участвовали в боевых действиях под своими номерами. Заранее благодарен, Виктор Алексеевич САЛИХА 3 февраля 2016, 09:52 Ищу деда не могу наитти могилу до1944 году воевал Шанаев Досжан или Досман 1898 год рождение Казахстан РВК послед инфо 1944 сХолунов и Красноармеискии стрелковыи девизии автоматчик был указ ордену славы 3 степени есть информация послед где служил и потеряла след помогите пожалуистьа Лаура 29 января 2016, 22:50 Здравствуйте! Прошу помочь найти хоть какую нибудь информацию о моем дедушке Токове Шагабане Джашуевиче. Пропал без вести.Хочу узнать где он погиб.Год рождения 1906. Ушел на фронт 1942г.в марте.с Зеленчукского РВК.Карачаевская АО.Зеленчукский р-н.Пропал без вести в мае или августе 1942.Нашла документ в интернете ,именной список КА пропавших без вести по Варашиловскому Рейвоенкомату.Фамилия и имя дедушки в этом документе искаженны Теков вместо Токов и Шагбаш вместо Шагабан.Из этого документа я узнала последнее место переписки был г.Саратов в мае 1942г. Заранее признательна.

http://pravoslavie.ru/79189.html

Христианство, неся в горы Кавказа передовую культуру, сыграло великую роль в утверждении могущественной Аланской державы. Независимо от различных мнений о времени сооружения древних христианских храмов, можно сказать одно, что питательной почвой, на которой расцвело христианство среди алан, служило могущественное влияние Византии, позднее в других центральных районах Северного Кавказа сменившееся влиянием православной Грузии. Храмы греческой и византийской постройки служат памятниками этого векового исторического процесса, отмеченного бурными, драматическими событиями – монголо-татарским нашествием, ожесточенной борьбой Креста с Полумесяцем, падением Византии, установлением татарского ига над Русью, истреблением и вытеснением в горы непокорных христиан – алан. Прошедшие через все эти испытания древние храмы, уединенно стоящие на вершинах угрюмых скал, среди дремучей лесной чащи, –  незыблемые вечные памятники христианства, привлекающие к себе и доныне православных людей. Предпринятая автором в июле 1960 г. поездка к некоторым древним святыням Северного Кавказа дала возможность воочию познакомиться с их современным состоянием. Наш маршрут лежал из г. Кисловодска в горные ущелья Кубани, Б. Зеленчука и Теберды к пяти наиболее выдающимся храмам – Зеленчукским, Хумаринскому и Сентинскому. С глубоким волнением и благоговением мы переступали через пороги этих изумительных творений искусных византийских зодчих. Благодаря своей прекрасной конструкции они простояли свыше 1000 лет. В архитектурном отношении эти храмы имеют все признаки византийского стиля. Так, Сентинский храм имеет однонефную форму, представляющую типичное изображение византийского равноконечного креста. Кровля храма шатровая. Все верхние части крыши отделаны сводами, которые арками соединяются в центре храма. Барабан строго цилиндрической формы с 8-ю окнами и сегментовидным куполом. Массивный и высокий Хумаринский храм имел три алтаря. Шесть стройных колонн подпирали его прекрасно сохранившиеся своды. Крыша храма сделана из каменных плит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Карачаево-Черкессия Археологические памятники (мустьерские орудия, найденные вблизи станиц Кардоникская, Зеленчукская, на стоянке Явора и на р. Джегонас) свидетельствуют о появлении человека на территории Карачаево-Черкессии в эпоху среднего палеолита, 100-40 тыс. лет назад. Вблизи с. Маруха была найдена раннемезолитическая стоянка, где обнаружены кремниевые резцы, скребки, пластины, а также ножи, кинжалы и боевые копья. У аула Кубина и в долинах рек Б. Зеленчук, Джегута, Овечка обнаружены ножевидные пластины, скребки и вкладыши, возраст которых определяется в 8-6 тыс. лет. Неолитические стоянки открыты в долине р. Кубани, вблизи г. Усть-Джегута, и на р. Овечке, недалеко от Черкесска. Здесь найдены каменные орудия, созданные 6-5 тыс. лет назад. На сев. окраине Усть-Джегуты обнаружены курганы майкопской культуры (сер. III тыс. до н. э.). В этом же районе, а также у с. Дружба, аулов Бесленей и Адыге-Хабль раскопаны курганы северокавказской культуры (III-II тыс. до н. э.). Со второй половины II тысячелетия до н. э. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В Карачаево-Черкессии открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII веков до н. э. В середине I тыс. до н. э. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV веков до н. э.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III века до н. э.- IV в. по н. э.) в предгорных районах Карачаево-Черкессии появились поселения аланов и меотов . После гуннского нашествия, с конца IV века, аланы заняли также горные ущелья. Со второй половины I тыс. по н. э. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V века), хазары (с VII века), в X веке здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI веке - кипчаки .

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

Что же касается дальнейшей судьбы самого штаба Группы российских войск в Закавказье, то он будет преобразован в оперативную группу со штатной численностью 13 человек (сейчас в штабе - 110 человек). Решение о месте дислокации этой группы пока не принято, планируется, что она будет находиться либо в Ахалкалаки (62-я российская военная база), либо в Батуми (12-я российская военная база). По словам генерала армии Анатолия Гребенюка, и в Ахалкалаки, и в Батуми фонды для ее размещения готовы. Касаясь других вопросов, начальник Службы расквартирования и обустройства сообщил также, что подготовка пунктов дислокации 33-й и 34-й горных бригад в Ботлихе (на снимке) и Зеленчукской идет по графику и завершится в 2007 году. Жилой фонд там уже готов на 90 процентов, а казарменный - почти на 85. Сейчас идет работа над парковой зоной, складами боеприпасов и полигонной базой. В целом же из 81 части Вооруженных Сил РФ, которые переводятся на комплектование военнослужащими по контракту, более половины уже полностью обустроены, готово 79 тыс. койко-мест в казармах, к концу года эта цифра дойдет до 90 тыс., а в следующем году работа будет полностью завершена, как и предусмотрено графиком, подчеркнул генерал армии Анатолий Гребенюк. http://www.redstar.ru/2006/11/14_11/1_01.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Дипломом лауреата конкурса в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» были награждены: учитель начальных классов средней общеобразовательной школы 24 г. Владикавказа Елена Тигиева (Республика Северная Осетия-Алания); учителя средней общеобразовательной школы 9 станицы Александровской Майского района Галина Шиляго и Ольга Диденко (Кабардино-Балкарская Республика); учитель лицея 10 г. Ставрополя Наталья Герасимова (Ставропольский край). За высокий уровень педагогического мастерства, духовное служение и преданность профессии гран-при конкурса был вручен учителю начальных классов средней общеобразовательной школы 1 станицы Зеленчукской Аннете Штукиной (Карачаево-Черкесская Республика). Поощрительными грамотами конкурса были награждены: педагоги детского сада 11 г. Избербаш, коллектив авторов Гюльмира Фараджева, Зарема Гаджиева и Бурлият Гаджиахмедова (Республика Дагестан); учитель средней общеобразовательной школы 9 села Родниковское Нина Бережная (Ставропольский край); учитель истории средней общеобразовательной школы села Михайловского Альбина Баликоева (Республика Северная Осетия — Алания); учитель истории и обществознания гимназии «Марем» г. Магаса Фатима Жаниева (Республика Ингушетия). За особый вклад в дело духовно-нравственного просвещения и религиозного образования в ходе организации и проведения конкурса «За нравственный подвиг учителя» были награждны: председатель отдела религиозного образования и катехизации Ставропольской епархии игумен Алексий (Смирнов); директор краевого Центра развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина Галина Найденко; сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Ставропольской епархии Сергей Емельянов; благочинный Южного Карачаево-Черкесского церковного округа Пятигорской епархии протоиерей Евгений Субтельный; методист краевого Центра развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина Светлана Хохлова; доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Юлия Королькова.

http://patriarchia.ru/db/text/5854798.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010