АДимопуло продолжал биться за комнаты. Через десять дней, 20 июля, он снова обратился к Смидовичу во ВЦИК (можно представить, как он там всем надоел), сообщая, что «в настоящем стесненном положении лица, обслуживающие Представительство, принуждены спать на полу в кухне, и секретарская часть лишена возможности работать». «Не оставляю надежды на то, что моя просьба как Представителя почти всех Восточных Патриархатов (ныне и Александрийского, за протокола 1249 от 2/15 – VII с. г.), немало способствовавшего своими докладами к рассеянию лжи и клеветы в отношении к СССР в духовном мире ближнего Востока, не будет оставлена Вами без внимания, и площадь, закрепленная грамотой ЦИК СССР за Представительством Вселенского Патриархата, останется по-прежнему за ним» 529 . Еще через три дня, 23 июля, видимо, чтобы окончательно сломить Смидовича напором бумаг, к нему обратился обновленческий «Священный Синод» с просьбой «оказать свое содействие» архимандриту Василию и тем самым устранить «повод к жалобам со стороны Представительства, что лица, обслуживающие Представительство, не имеют достаточного помещения и что Секретарская часть крайне стеснена в своих работах» 530 . В свою очередь, председатель управления дома в Крапивенском переулке разъяснил Смидовичу в письме от 12 июля, что «при наличии жилищного кризиса... поп занимает один 8 комнат» 531 (видимо, это с учетом чердачного и других помещений). Разумеется, сочувствия такому явлению советские работники проявлять не могли. Резолюция Смидовича гласила: «Орл[еанскому] съездить на место и сгавариться (так. – свящ. А.М.) с Димопуло о достаточности остающейся площади» 532 . Орлеанский «сгаварился» с Димопуло так, что, хотя гражданин Нестеров и выехал, к греку вместо него тут же подселили другого соседа по фамилии Полозков. Грек был обижен, но приходилось терпеть и продолжать работать на раскольников дальше. Интересно заметить, что, упирая в переписке с ВЦИК на то, что он теперь еще и официальный представитель Александрийского Патриарха, архимандрит Василий почему-то не спешил уведомить об этом Московскую Патриархию. Лишь только в марте 1932 г. он сообщил митрополиту Сергию: «Имею честь довести до сведения вашего высокопреосвященства, что его Святейшество Александрийский патриарх Мелетий уполномочил меня быть своим представителем в СССР по всем церковным делам, касающимся Александрийского Патриаршего трона, что засвидетельствовано в высших советских органах». Временный Патриарший Синод при митрополите Сергии вынес по этому поводу краткое постановление: «Означенное отношение представителя Вселенского Патриарха принять к сведению» 533 . Ничего хорошего от Димопуло как от представителя еще и Александрии ожидать Русской Церкви не приходилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иерарха образованного и энергичного († 5 августа 1875 г.) 143 Разумеется, правительство не могло признать правильным голосование. происходившее в церквах, так как στο состоялось без его разрешения, а с другой стороны, не достигло своей цели и голосование, организованное в административных учреждениях, так как оно не обнимало всего состава паствы александрийского патриархата. Таким образом, основная цель общего голосования не была осуществлена в своем назначении, однако голосование определило, что на стороне Нила была довольно значительная часть православного населения в Египте: в Александрии в его пользу было подано 1900 голосов и в Каире 1000 голосов 144 . Но не менее значителен был состав сторонников и другого кандидата – дерконского митрополита Неофита. Приверженцы этого последнего, с целью совершенно парализовать притязания на патриарший престол со стороны Нила, решили даже произвести формальное избрание митрополита Неофита диадохом александрийского патриаршего престола. Они и исполнили это намерение, составили по этому поводу особый акт, а потом обратились к вселенскому патриарху Григорию VI и священному синоду с просьбой санкционировать это избрание, если митрополит Неофит согласится на избрание, в противном же случае ходатайствовали пред вселенской патриархией избрать другого кандидата на патриаршество в Александрии, кого она признает пригодным для этого высокого назначения 145 . Вслед за тем александрийский патриарший вопрос вступил в новую фазу. Хотя египетское правительство и поддерживало избранного в патриаршество Нила и с целью оказать более реальное содействие даже устроило общее голосование в интересах его кандидатуры, тем не менее, действительность показала безнадежность сделанных усилий и невозможность восстановить Нила на престоле, в виду сильного противодействия вселенской патриархии и энергичного протеста значительной части православного населения в Египте, сосредоточившейся около нового кандидата на патриаршество – митрополита Неофита. Поэтому хедив Египта, не видя выхода из создавшегося положения, признал необходимым обратиться к высокой Порте с просьбою взять на себя разрешение пресловутого александрийского церковного вопроса, так как он приобрел такую сложность и трудность, что все местные усилия к восстановлению порядка оказались нецелесообразными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии На Африканском континенте будут совершаться богослужения на церковно-славянском языке 07.10.2007 Количество православных приходов в Африке , в которых совершаются богослужения на церковно-славянском языке, увеличится. Такая договоренность достигнута на встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, состоявшейся 6 октября в Москве. " Часто к нам поступают просьбы от соотечественников организовать богослужения на церковно-славянском языке в тех странах, где нет русских приходов - в Бенине, Намибии. Мы надеемся на благосклонное внимание, чтобы наши клирики могли периодически совершать богослужения на родном языке в этих странах " , - сказал Святейший Патриарх Алексий Предстоятелю Александийской Православной Церкви. По словам Предстоятеля Русской Церкви , особенно важно, чтобы люди не охладели в вере, а те, которые хотят стать православными христианами, получили бы такую возможность. " С большой радостью мы восприняли эту инициативу. Пусть приезжают клирики Русской Православной Церкви и с благословения местных епископов совершают богослужения на церковно-славянском языке " , - сказал Александрийский Патриарх после встречи, отвечая на вопросы журналистов. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что на Африканском континенте " проживает немало соотечественников, оказавшихся вдали от Родины и пребывающих подчас в трудных ситуациях " . Патриарх Московский и всея Руси выразил благодарность Патриарху Александрийскому за то, что наши соотечественники встречают подлинную отеческую заботу со стороны священнослужителей Александрийской Церкви. " Мы благодарны за то, что наши соотечественники имеют возможность молиться на родном языке в храмах ЮАР, Египта, Туниса, Марокко " , - сказал Его Святейшество. По словам Его Святейшества, связи между Александрийской и Русской Церквами - " давние и крепкие " , и их укреплению помогают представительства Александрийской Церкви в Москве и Московского Патриархата в Каире.

http://drevo-info.ru/news/3737.html

Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Л 26 . РНБ, ф. 905 (Новое собр. рукописной книги), F. 210 Сборник. Первая треть XIX в. 1°. 135 л. Полуустав. Переплёт – картон в коже с тиснением. На л. 1 две владельческие записи почерками разных рук, первая – чернильная, вторая – карандашом: 1) «Книга, глаголемая Проскентарий, принадлежит Петру Пелевину, стоит ценою» (далее зачёркнуто – С.С); 2) «С Агциону куплена из Лаптевой библиотеки. 1840 год июля 18 числа, за 43 рубли». Филигрань: «Beehive» с литерами «MW. J&R»; изображение знака (без литерного сопровождения) напоминает: Клепиков 1978, 1009 (1826, 1827). Содержит: «Проскинитарий» Арсения Суханова (л. 1–83); отписка к боярину С. Стрешневу «и на 30 вопросов ответы новых обычаев Никоновых...» Паисия Лигарида (л. 84–100); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию (л. 100об.–110); ответы александрийского патриарха Иоанникия на вопросы Арсения Суханова «о некоторых недоумительных вещех» 12 сентября 1651 г. (л. 110об.–112об.); «Перевод с греческого письма с тетради, какову подал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу... бывший цареградский патриарх Афанасий в 1653 году декабря в 13 день» (л. 113–125); грамота иерусалимского патриарха Феофана церковнослужителям (л. 125–126об.); благодарственное письмо газского митрополита Паисия Лигарида к царю Алексею Михайловичу, переведённое Арсением Греком (л. 126об.–135). Содержание ркп. опис.: Пережогина 1992, 60–61. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ф 27 . БАН, 16.18.14 Сборник. Первая половина XVIII в. 4°. 39 л. (л. 1об., 37об., 38об., 39об. чист.). Полуустав. На л. 2 почерком, отличным от основного, заголовок «Книга архиепископа Новаго Рима и вселенскаго патриарха Дионисия»; на л. 38, 39 пробы пера; записи почерками, отличными от основного: «Грамота патриарха Никона и о извержении». Переплёт – картон в коже с тиснением золотом и басмой, имеются две верёвочные завязки. Филиграни: 1) «Pro Patria» с вензелем «AG» типа: Клепиков, Кукушкина 26 (1735);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

К. скончался в столице Валахии Тырговиште. Не исключено, что высказанное в письме в Москву беспокойство было оправдано, поскольку впосл. ходили упорные слухи о его отравлении. Архим. Пахомий из Иверского монастыря, находясь в рус. столице, обвинял в кончине патриарха Кирилла Контариса: «А александрейского де патриарха Митрофана в Мутьянской земле не стало, а которыми обычаи случилась ему смерть, того подлинно не ведают, а говорят де в Мутьянской земле всякие люди, что ево окормили отравою по веленью Кирила, нового патриарха цареградцкого» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 2. Л. 5). Этот слух со ссылкой на врачей валашского господаря передавал в Москве и иером. Феофан, указав в качестве причины покушения опасения, что М. К. мог претендовать на Патриаршество в К-поле: «А александрейского де патриарха Митрофана не стало в Мутьянской земле, окормили ево отравою лихие люди по засылке цареградцкого патриарха Кирила Верейского за то, что, было, его хотели учинить на ево, Кирилово, патриарше место во Царегороде патриархом, и, рнясь тому, накупил на него таких людей, что ево окормили. Про то де подлинно сказывали Мутьянские земли владетеля дохтуры» (Там же. Д. 3. Л. 12). Преемник М. К. на Александрийской кафедре патриарх Никифор Кларонцан в окружной грамоте от 7 нояб. 1639 г. отметил, что его предшественник неожиданно скончался от поразившей его болезни почти сразу по прибытии в Валахию ( Davey. 1987. P. 304). В связи с этим К. Дейви полагал, что кончина М. К. все же могла быть естественной и наступить вслед. заболевания, т. к. из источников известно о часто случавшихся у него серьезных недомоганиях (Ibid. P. 305). В выпуске франц. газ. «Gazette» от 16 авг. 1639 г. сообщается о смерти М. К. 20 мая. Датировка 30 мая 1639 г. основывалась на дате письма резидента Шмида кард. А. Барберини, в к-ром упоминается о кончине патриарха. Об ошибочности последней даты писал уже Э. Легран. И. Кармирис, указав на то, что Шмид в кон. мая передавал достигшие К-поля слухи о смерти М. К., высказал предположение, что патриарх скончался в кон.

http://pravenc.ru/text/2563454.html

В приведенных показаниях Лихудов, данных ими гетману и в Москве в Посольском приказе, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что они несколько несходны между собою. Гетману они заявили, что посол Возницын поручил приискивать учителей Константинопольскому патриарху, который и послал их в Москву. В Посольском же приказе они заявили, что Возницын поручил приискивать учителей патриархам Александрийскому и Антиохийскому, которые, а не Константинопольский патриарх, и послали их в Москву. В предисловии к своей книге «Мечец Духовный» Лихуды говорят, что они «благословения ради и оглядания отъидоша в Константинополь при патриаршестве Дионисия», который после удостоверения в их правоверии и учености «даде им власть Собором священное Евангелие на амвоне патриаршего престола проповедати; и сие множицею проповедаху присутствующим святейшим патриархом, митрополитом, архиепископом, и епископом, и клириком. Потом же общим разумом всего священнаго Собора, граматами соборне своими руками святейших патриархов и архиереов запечатанными, послашася в православнейшее и святое царство Московское». Из этого позднейшего показания Лихудов оказывается, что они были посланы в Москву не тем или другим отдельным патриархом, а «общим разумом всего священнаго Собора», причем о после Возницыне уже вовсе не упоминается. В другом сочинении Лихудов, «Акосе», говорится, что Константинопольскому патриарху пришла «славная весть, блаженныя памяти благочестивейшаго, тишайшаго и державнейшаго государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича.. чрез живущий глас тогдашняго посла достигоша в Константин град, о двоих или болше Восточныя Церкве учителех с чистою совестию, кроме всякия новости и примешения чуждых мудрований, кроме предания Восточныя Церкве; отнуду же, Богу благоволившу, общим советом всесвятейшаго нашего господина и владыки и Вселенскаго патриарха кир Дионисиа и другаго.. патриарха, бывшаго Константина града кир Дионисиа, Вселенский престол агарянскаго ради мучения оставившаго, и блаженнейшаго патриарха великаго града Александрии и судии вселенный кир Парфениа.. и святаго града Иерусалима патриарха кир Досифеа, и соседевших им преосвященных архиереев же и честнейших клириков, послахомся в сие благочестивейших державнейшее велие царство Московское». Здесь опять говорится, что Лихуды посланы были в Москву целым собором, на котором присутствовали три восточных патриарха, исключая Антиохийского, который, значит, в посылке Лихудов в Москву не принимал никакого участия, хотя ранее Лихуды заявляли, что они были посланы в Москву патриархами Александрийским и Антиохийским. Эти указанные нами разности в показаниях самих Лихудов относительно того, кто и при каких обстоятельствах послал их в Москву, подали повод их современнику и врагу, известному Сильвестру Медведеву, обличать их в лживости показаний, утверждать, что они вовсе не были посланы в Москву восточными патриархами, а явились сюда самовольно 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Принимая во внимание обвинения в адрес И. Т., папа был готов приостановить процедуру признания его как Александрийского патриарха, но требовал, чтобы кафедру занял православный иерарх ( Simplicius, papa. Ep. 68//CSEL. 35. Vol. 1. P. 151-154). Изгнание И. Т. с кафедры без соборного осуждения было воспринято в Риме как незаконное. И. Т. пробыл в Антиохии всю зиму 482/3 г. Илл посоветовал И. Т. заручиться поддержкой Антиохийского патриарха Календиона . И. Т. обменялся с Календионом синодиками. Календион писал по делу И. Т. патриарху Акакию, имп. Зинону и папе Симплицию, но ответов не получил ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9). В это же время И. Т. обратился в Рим с просьбой повлиять на патриарха Акакия. В ответе папе Симлицию Акакий заявил, что не знает никакого патриарха Александрийского И. Т. и признает Петра Монга. В последних письмах Симплиция в К-поль (сер. нояб. 482; Simplicius, papa. Ep. 18//PL. 58. Col. 59-61) нет упоминания об И. Т., хотя папа не смирился с реабилитацией Монга. Нек-рые совр. исследователи считают, что, находясь в Антиохии, И. Т. мог участвовать в мятеже Илла ( Grillmeier, Hainthaler. 1996. P. 72). Однако мятеж Илла против имп. Зинона начался лишь весной 484 г. К.-л. упоминаний в источниках, в т. ч. в переписке имп. Зинона, о причастности И. Т. к мятежу нет. Весной 483 г. И. Т. покинул Антиохию и направился в Рим. Папа Феликс III, вступивший на престол 13 марта 483 г. по смерти Симплиция, в 2 первых посланиях к Акакию и Зинону сообщал, что разделяет позицию своего предшественника (март 483; Felix, papa. Ep. 1, 2//PL. 58. Col. 893-904). Папа не признавал Петра Монга, но и не настаивал на возвращении на престол И. Т. Однако прибытие И. Т. в Рим (в кон. апр.- мае 483) и получение папой от И. Т. «Петиции против Акакия» (Libellus adversus Acacium), написанной им, видимо, в Антиохии, изменили т. зр. Симплиция. Текст петиции не сохранился, но о ее содержании известно из последующих 2 папских посланий Акакию и Зинону, к к-рым она прилагалась ( Felix, papa. Ep.

http://pravenc.ru/text/469606.html

Всякий день приходят посланники от престола моего и наместники пишут, от чего так долго не прихожу, а я о том думаю, что от долгов престола моего стало росту – свыше головы. Я же не имею иного предстателя, как вашу пресветлость, а потому молю, как и прежде не оставляли, так и ныне молю, ради многодетного вашего здравия и памяти твоих родителей, когда обрящешь в добрый час державного миролюбца, напоминай обо всем и извести, ибо и прежде писал я, но ответа не было». Государь послал патриарху Макарию грамоту, в которой, между прочим, извещает его о кончине царицы и просит молиться за нее. Получив эту грамоту, Макарий пишет царю: «со многою надеждою молю великого твоего царствия, как пожаловал еси брата нашего, святейшего александрийского патриарха о душевном спасении царицы, тако и нас не презри, богомольцов своих, но помилуй нас бедных, яко пострадали есмы в великих убытках во странах персидских, – тако прошу великого твоего царствия, да учиниши милость для блаженные памяти души благоверные царицы и для душевного спасения родителей своих» 246 . Но назойливые выпрашивания патриарха Макария все новой и новой милости у государя этим не кончились. 20-го мая 1671 года прибыл чрез Киев в Москву посланный патриарха Макария митрополит Тира и Сидона Нектарий. Киевские воеводы не хотели было пропускать его в Москву, так как по царской жалованной грамоте в Москву за милостынею должен был приезжать от патриарха архимандрит, а не митрополит, да к тому же он и приехал не в тот срок, какой назначен в грамоте. Тогда митрополит Нектарий заявил, что он едет по царскому делу, почему его и пропустили в Москву. Но в Москве Нектарий показал, что никаким государевых дел с ним нет, а сказал так Киевским воеводам потому, что не знал русских обычаев и что прошло уже 10 месяцев, как его отпустил от себя патриарх. С митрополитом Нектарием патриарх Макарий прислал государю грамоту, в которой извещал, что дорогою при своем возвращении из Москвы, он потерял все, что получил в Москве от государя. В городе Шемахе «взяли у нас все соболи половинною ценою, и вместо денег давали шелк по двойной цене, и из сего шелку держали целый год в грузинской земле, и все там утратили, что было милости царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Явившись насаждать здесь науку и просвещение, чванясь и превозносясь своими учительскими талантами и успехами, он в то же время не стыдился подавать царю такие, например, челобитные: когда ему назначили поденное содержание обыкновенное, какое вообще полагалось архимандритам, – в два алтына, а архимандриту Александрийского патриарха, как представителю последнего, – в три алтына, он заявляет царю: «Аз богомолец твой твоим царским жалованьем, поденным кормом и питьем, оскорблен против своей братии... Александрийскому архимандриту по твоему государеву указу дано поденного корму по три алтына на день, а степени той александрийский архимандрит меня, богомольца твоего, меньши, потому что аз, богомолец твой, Вселенскаго патриарха архимандрит, а грамота мне дана от патриарха Вселенскаго и Иерусалимскаго и от всех соборов за вислою печатью». Или, например, такая характерная челобитная царю: «Много благодарю за твое государево жалованье сорок Соболев, но егда услышал, иже цена ему 20 рублев, и восплакахся, иже аз толико потерях что дал еловеку моему для грамоты, якже мне велели здесь (т.е. за написание грамоты по известной условной форме). Милосердый государь, пожалуй меня, богомольца своего государева, со слезами молю, вели государь тые сорок Соболев поценнее дати в сорок рублев, и сколько денег для ради пути, понеже имею много книг и икон, и да могу отвезти их в Царьград». Но этого мало. О Венедикте в Москве возникло целое соблазнительное дело, он обвинялся в составлении подложных грамот, в подделке подписи Александрийского патриарха и в заключение – совместно с митрополитами Варнским, Силистрийским и архиепископом Элассонским, которые вместе с ним были в Москве, пограбить в Польше архимандритов этих иерархов, когда они будут возвращаться из Москвы с полученной от царя милостыней 506 . Не такого учителя хотели иметь в Москве... Великий учитель Венедикт был отослан назад, а между тем нужда в устройстве постоянной школы чувствовалась в Москве все настоятельнее. В это время вокруг молодого царя сгруппировался целый кружок лиц, которые деятельно стремились подыскать на Востоке и в Малой России людей ученых и вместе строго православных, чтобы с их помощью водворить просвещение на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Общество Все рубрики Минас Монир Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира Минас Монир Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010