На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение: «Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

Если затем в лице Патриарха Никона мы видим человека, защищавшего свои убеждения добровольными страданиями и скорбями, то с другой стороны перед нами наемный слуга, давший за деньги и положение невежественным боярам, окружавшим царя, подходящую для них теорию из того научного инвентаря, который он имел в своей голове после своего блестящего образования, которое он получил в Риме в течение приблизительно 16 лет (до 1642 г.). Сам Лигарид был оставлен впоследствие всеми своими русскими друзьями, когда были использованы его знания, и он плачевно кончил дни свои в Киеве в 1678 году в качестве запрещенного Митрополита. В виду его коренного значения в деле Никона и подавляющего влияния его на это дело, мы скажем о нем особо. Его влияние на дело Патриарха Никона было чрезвычайно и касалось постановки обвинения, направления его к Восточным Патриархам, переписки с ними, подбора лиц для сообщения с ними и получения от них ответов, теоретического освещения дел перед царем и боярами; оно проявлялось им в пропаганде своего мнения о деле Патриарха Никона среди бояр, в информации Патриархов Александрийского и Антиохийского при приезде в Москву, даже в самом их привозе в Москву через своих людей, в выставлении себя перед царем через подложные грамоты в качестве представителя Константинопольского Патриарха и в действиях в Москве в качестве такового и т. д. Все это подробно доказано в сочинении Проф. Каптерева: «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», II часть. Его влияние пронизывает все дело Никона с 1662 по 1667 год; он является самым главным его противником, за которым слепо шли царь и бояре ради стремления своего разделаться с Патриархом Никоном, поэтому не сказать о нем, об его нравственной личности невозможно, ибо он – главный виновник трагедии Патриарха Никона и всей дальнейшей, связанной с этим трагедии. К томуже его суждения о деле Патриарха Никона легли в основу суждений многих последующих историков, как труд очевидца и главного участника дела. В своем «Возражении или Раззорении смиренного Никона, божией милостью Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написана Газскому Митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы», Никон часто обращается к трем лицам, олицетворявшим собою три силы, возставшия на него, прежде всего к Паисию Лигариду, как представителю идей цезарепапизма, а затем к представителям двух отраслей боярства, которые представляли секуляризационный дух века, использовавший, как орудие против Патриарха Никона , этого Паисия Лигарида: боярства родового (представители этого родового боярства в числе 16 фамилий начинали свою службу государственную сразу с чина боярина; перечисление их сделано в главе о борьбе боярства с Никоном), в лице князя Никиты Ивановича Одоевского, составителя Уложения 1649 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

На основании приведенных выдержек ясно, следовательно, что на Востоке во второй половине XVII столетия начал устанавливаться относительно ношения митр-корон епископами тот самый порядок, который соблюдается и до настоящего времени. Т. е. правом ношения митр пользовались все восточные патриархи, но, отдавая почтение стар­шинству занимаемого престола, при совместном служении, не возлагали митр все, а только старейший из них по своему положению 14 . Митрополиты и епископы получают митру с головы патриарха в конце литургии, но не при самой хиротонии, и пользуются ею при богослужениях в своей епархии и когда первенствуют в богослужениях, в присутствии же своего патриарха, митр не надевают, а покрывают голову камилавкой с флеровой наметкой. Что касается формы восточной митры, то, не пускаясь в глубокие разыскания о форме древней александрийской митры, определить которую, в виду отсутствия положительных данных, не легко 15 , мы можем в решении этого вопроса свое внимание сосредоточить прежде всего на принятом на всем Востоке, и при том с давних пор на­звании её–короной (κορνα) или венцом (στφανος). Действительно, известная нам древнейшая восточная митра, храня­щаяся ныне в скевофилакие лавры св. Афанасия на Афоне и слывущая в предании за венец императора византийского Никифора Фоки (963–969), ктитора лавры, относится, по определению академика Н. П. Кондакова , к XVI веку 16 и представляет форму короны позднейших византийских императоров, т. е. высокой шапки с ободком вокруг головы и с закруглением вверху 17 . Немногим отличается по сво­ей форме от митры-короны и принятая ныне в пра­ктике александрийской церкви вторая патриаршая митра 18 , употребление которой введено, по преданию, с глубокой древ­ности. Греческому национальному самолюбию было вполне естественно, после падения Константинополя в 1453 году, возложить венец несуществующих уже императоров на голову своего вселенского патриарха, главного и единственного блюстителя интересов православия и самой национальности на всем мусульманском Востоке, тем более, что еще раньше, в эпоху рассвета византийской империи, патриарх из рук императора получил такие знаки царского достоинства, как далматика или саккос, лор или омофор и др. 19 . В этой форме короны митра из Константинополя перешла к другим восточным патриархам и епископам, а в 1653 году, по желанию любителя греческих порядков патриарха Никона , и к нам в Россию 20 , заменив в на­шей богослужебной практике существовавшую дотоле форму– шапки-митры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Значит, в факте оправдания вселенским патриархом Киприаном его собрата, александрийского патриарха Самуила, опять не было никакой папистической тенденции, никакого стремления умалить достоинство предстоятеля автокефальной Александрийской церкви, принизить его значение или посягнуть на его права. Напротив, действия Киприана была направлены к тому, чтобы возвысить положение александрийского патриарха, восстановить его в правах и всему христианскому миру показать, что Самуил ни в чем неповинен, был законно избран на патриарший александрийский престол и должен сохранить его за собою, как истинный и канонический патриарх. Такое отношение вселенского патриарха к александрийскому могло обусливливаться исключительно мотивами любви, братства, единения и взаимопомощи. Вселенский патриарх стал в данном случае на страже церковных канонов и обычаев, но потому, что он был или признавал себя папою для всего православного Востока, а потому, что находился в рассматриваемое время в более благоприятных условиях, мог протянуть руку братской помощи и оказать защиту, в которой нуждался патриарх александрийский. И, оказав такую необходимую помощь, вселенский патриарх все свой заботы потом направил к тому, чтобы александрийский патриарх не потерял ни одного из своих прав и не лишился ни одной привилегии своего достоинства й положения, а от всех христиан, как египетских, так и иных, пользовался почетом и вниманием наравне и одинаково с остальными восточными патриархиями. Все это исключает и малейшее папистическое притязание со стороны вселенского патриарха, который фактически, а тем более по праву, был лишь primus inter pares восточных патриархов. Во всяком случае, то вмешательство в дела Александрийской церкви, которое было допущено вселенским патриархом Кириллом IV, опротестовавшим законное избрание патриарха Самуила Каиасули и поддерживавшим незаконное притязание клавдиопольского архиепископа Косьмы, была явлением временным и случайным, несогласным ни с канонами, ни с церковными обычаями, противоречившим и правовой, и исторической системе отношений вселенской патриархии к остальным восточным патриархам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Осмелюсь присовокупить еще одно замечание: назначение Фаворского в Антиохию благоприятно равномерно и для Иерусалимского Престола; с одной стороны, оно послужит к усилению благих отношений между двумя соседними престолами, ибо Фаворского любят в Иерусалиме, а с другой – положит конец многим проискам иерусалимским противу Патриарха Кирилла и, может быть, ускорит желанную пору возвращения его самого в Палестину. С глубочайшим почтением и пр. АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 217–218. 126. Из письма В.П. Титова к К.М. Базили Буюкдере 21 октября 1850 г. Подлинник С истинным удовольствием уведомляю Вас, что сие избрание последовало на днях со стороны здешнего здесь Патриарха и Синода. Его Святейшество представил уже Порте такрир для исходатайствования формального признания преосвященного Иерофея в новом сане и выдачи берата на его имя. Несмотря на остатки недоверия с прошлых лет, питаемого к сему пастырю турецким правительством, можно, кажется, ласкать себя надеждою, что сие назначение не встретит сопротивления Порты. Лишь бы только между здешними греками при посредстве сирийских епископов, собственно сохранивших заветное право канонического выбора, не возбудили новых происков и затруднений против благополучного окончания дела... АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 379. Материальная и просветительная помощь восточным патриархатам в 1830–1850-е гг 127. Постановление Св. Синода о пожертвованиях в пользу патриархов Александрийского и Антиохийского С.-Петербург 27января 1839 г. Копия 1839 года генваря 27 дня по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: рапорт синодального члена, преосвященного Серафима, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, полученный сего 27 числа, при котором, во исполнение указа Святейшего Синода от 19 ноября 1838 года за 9256, представляет жертвуемые для Блаженнейших Патриархов Александрийского и Антиохийского: от Новгородского Архиерейского дома и Александро-Невской Лавры архиерейские облачения с разными, для таковых же облачений, материями в штуках, ризничные вещи, подробно означенные в прилагаемых при том рапорте двух описях, и 3 000 рублей денег; да сверх того, собственно от него, преосвященного митрополита: на платье Патриарху Александрийскому синего рацемору одну штуку в восемнадцать аршин, белой французской тафты одну штуку в шестнадцать аршин четыре вершка, объяри дикой с фиолетовыми полосками одну штуку в пятнадцать аршин и пояс, шитый шелками по серебряной канве; да деньгами в пользу того же Патриарха тысячу пятьсот рублей и в пользу Патриарха Антиохийского – тысячу рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК VI Патриарх Александрийский (до 1456(?) - ок. 1480(?)). Ввиду скудости источников по позднесредневек. истории Александрийской Православной Церкви идентификация и определение дат правления многих патриархов этого времени вызывают трудности. М. отсутствует в большинстве традиционных перечней патриархов, занимавших кафедру ап. Марка ( Le Quien. OC. T. 2; Лопарев . Каталог алекс. патриархов; Faivre J. Alexandrie//DHGE. T. 2. Col. 366-367), однако фигурирует в ряде других списков ( Grumel. Chronologie. P. 444: с годами Патриаршества 1459-1484(?); Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58: с годами 1459 (?) - 1480). В 1456-1459 гг. в Леванте работала папская миссия М. Жибле, на которого была возложена задача убедить ближневосточных патриархов присоединиться к Флорентийской унии. В материалах миссии упоминается, что в 1456 г. еп. Хамы Иоаким (впосл. Иоаким III , патриарх Антиохийский) от имени Жибле вел переговоры с Александрийским патриархом М., а в 1458 г. М. встречался со своими Антиохийским и Иерусалимским собратьями в палестинском сел. Рама (Рамалла?), где 3 патриарха приняли унию с Римом. 20 мая 1459 г. вост. патриархи подписали обращение к европейским государям, содержащее призыв начать крестовый поход. 21 апр. 1460 г. в Риме Жибле от имени патриархов подписал акт об унии. Латинские переводы всей документации, связанной с миссией Жибле, хранятся в ватиканских архивах, однако уже с XVII в. ученые стали высказывать сомнения в аутентичности этих текстов, т. к. ближневост. политическая активность Римского престола в позднее средневековье привела к появлению множества апокрифов. В то же время сам факт пребывания на Александрийской кафедре в сер. XV в. патриарха по имени Марк не подлежит сомнению. Среди указов мамлюкских султанов, данных Екатерины великомученицы монастырю на Синае , есть документ от 15 июля 1459 г., подтверждающий владельческие права синайской братии и ее епископа Иоакима на все монастырские имения в Египте и Сирии и ограждающий Иоакима от к.-л. вмешательств в управление монастырскими делами и вакфами, в т. ч. со стороны «Маркуса ибн Аляма, патриарха христиан в Мисре [Египте] и Каире». Судя по имени отца патриарха, М. происходил из ближневост. мелькитов. Султанский указ свидетельствует о том, что патриарх пытался каким-то образом подчинить себе Синайского епископа и, возможно, обложить налогом товарооборот монастырского хозяйства.

http://pravenc.ru/text/2562232.html

Закрыть Короткие рассказы из церковной жизни Протоиерей Сергий Правдолюбов   07:40 10.12.2012 310 Время на чтение 9 минут Александрийская овца В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча в Патриаршем Богоявленском соборе была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского Патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, то есть лицевую сторону Патриарха, а я - за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх поднимается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омофора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омофор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее Патриарха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его обратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омофора александрийского святителя. И я снова возвратил омофор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее движение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в руках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор Александрийского Патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твердо и незыблемо покоится на святительской вые,- сообразил, что такова древняя александрийская символика с глубочайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Новости Александрийский патриархат выступил с заявлением в связи с созданием экзархата РПЦ в Африке 12.01.2022 20:17 Photo: orthodoxtimes.com Александрия, 12 января, Благовест-инфо. Синод Александрийского патриархата выступил с заявлением в связи с созданием экзархата Русской Православной Церкви на территории Африки, сообщает Orthodox Times . По результатам заседания синода, проходившего 10-12 января в Александрии под председательством Патриарха Феодора II, был опубликован документ, в котором создание церковной структуры Московского патриархата в Африке осуждается как «безнравственное вторжение». Отмечая, что создание русского экзархата стало последствием признания Патриархом Феодором ПЦУ, александрийские архиереи тем не менее пишут, что оно стало для них «внезапным». Москва «приобрела» африканских клириков «в расплату, а впоследствии в качестве шантажа и мести» за эти действия Александрийского Патриарха, говорится в заявлении. Что касается клириков, присягнувших на верность РПЦ, то члены синода пишут, что они либо «сами отошли от своих обязанностей», либо «их происхождение неизвестно» и «хотя они называют себя православными, они никогда не имели отношение к Александрийскому патриархату». Авторы заявления утверждают, что создание экзархата РПЦ в Африке противоречит «церковной практике и традиции, которую уважали все предшественники Патриарха Кирилла», а его причина – «вирус этноцентризма, осужденный собором 1872 года». Более того, сочли африканские архиереи, решения Москвы исполнены «духом неоколониализма» и «стремлением к мировому превосходству». Александрийский синод постановил проинформировать о действиях РПЦ в Африке Константинопольского Патриарха Варфоломея и все Поместные Православные Церкви, а также применить «ко всем нарушителям» действия, предусмотренные каноническим правом. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В этом совместном обсуждении вопроса, завершившемся общим и единогласным мнением и решением, принимали участие все без исключения члены собора – патриархи и архиереи, клирики и миряне – александрийские епитропы. И на первом заседании собора было решено – произвести избрание нового александрийского патриарха посредством канонического голосования. По установившемуся на Востоке обычаю, па первом заседании намечались лишь кандидаты патриаршества, указывались их достоинства и происходила общая их оценка применительно к традиционному τπος’у патриарха. На втором же заседании избирательного собора, происходившем в том же составе участников, состоялся выбор трех кандидатов из числа всех, намечавшихся к избранию лиц. Этот выбор отличался общим единодушием и согласием (κα δ τς κλογς γενομνης κοιν συγκατανεσει τε κα σμπνοα) 23 . Но в протоколе не названы имена двух других кандидатов, которые вместе с бывшим писсидийским митрополитом Косьмою были намечены в качестве достойных претендентов на александрийский патриарший престол. После Косьмы III патриарший престол в Александрии занимал блаженнейший Матфей (1746–1766 г.), по фамилии Псалтис, бывший ливийский митрополит. В одном «Каталоге александрийских патриархов» об избрании Матфея на патриарший престол говорится, что его «оставил (κατλιπε) своим преемником» блаженнейший Косьма III, предшественник его по кафедре св. апостола Марка 27 . В «Дионисиевском каталоге александрийских патриархов» лишь отмечается, что Матфей был «перемещен» (μετετθη) на александрийскую патриаршую кафедру «3 сентября» 1746 года 28 . Историк Афанасий Комнин Ипсиланти говорит об избрании Матфея следующее: «После смерти александрийского патриарха Косьмы III, ливийский митрополит Матфей, родом с острова Андроса, находившийся в Бухаресте для наблюдения за монастырем Златари, преклоненным александрийскому престолу, был избран вселенским патриархом Паисием и синодом в патриарха Александрии, как первый архиерей престола, и, прибывши в Константинополь, был перемещен в третий день сентября (1747 года)» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

По словам блж. Иеронима († 420), «в Александрии, от евангелиста Марка вплоть до епископов Ираклы и Дионисия, всегда пресвитеры нарекали епископом одного избранного из их числа и возведенного на высшую ступень, подобно тому как войско провозглашает императора или диаконы выбирают того из них, чье усердие им известно, и объявляют архидиаконом» (Ep. 146 ad Evangelum//PL. 22. Col. 1194). В кон. V в. Севир Антиохийский свидетельствует, что некогда епископы Александрийские провозглашались пресвитерами, но позже в согласии с повсеместным обычаем стали избираться уже епископами ( Brooks E. W. The Ordinamion of the Early Bishops of Alexandria//ThSt. 1901. T. 2. P. 612-613). Наконец, правосл. Патриарх Евтихий (X в.) оставил подробное описание древней практики поставления александрийских архиереев: «Евангелист Марк вместе с Патриархом Ананией учредил 12 пресвитеров, к-рые пребывали рядом с Патриархом; когда престол становился вакантным, избирался один из пресвитеров, к-рого остальные 11, возлагая на его главу руки, благословляли и делали Патриархом; затем они избирали кого-либо достойного и ставили его пресвитером на место ставшего Патриархом, чтобы число их постоянно было равно 12. И такой порядок в отношении пресвитеров, то есть что Патриархи поставлялись из 12 пресвитеров, сохранялся в Александрии вплоть до времени Александра, Патриарха Александрийского... Он запретил впредь пресвитерам ставить Патриарха и постановил, чтобы по смерти Патриарха собирались епископы для назначения нового и чтобы они, когда опустеет престол, избирали откуда угодно - или из этих 12 пресвитеров, или из прочих - какого-либо мужа, выдающегося и испытанного в добродетели, и делали его Патриархом» ( Eutych. Ann.//PG. 111. Col. 982). Однако представляется весьма странным, что столь необычная практика оставила так мало следов и отмечается в источниках не ранее кон. IV в. Подкрепляет сомнения и расхождение в хронологии этого обычая: до сер. III в., по Иерониму, и до 1-й четв. IV в., по Евтихию. Впрочем, все объясняется, если предположить здесь архаичное словоупотребление: под «двенадцатью пресвитерами» подразумевались клирики, чей ранг в нашем понимании соответствует епископскому (ср. Тит 1, 5-7 и комментарии к этому месту Иеронима - PL. 26. Col. 562 sq.). Едва ли можно допустить, чтобы простые священники совершали поставление Александрийских предстоятелей: в этом случае статус Александрийского Патриарха оказался бы ниже по сравнению с др. престолами.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010