Затем в «Дионисиевском каталоге александрийских патриархов» о Киприане сказано следующее: «Киприан кипря- нин принял престол вследствие отречения его предшественника кир Матфея в 1766 спасительном году, в месяце июле». 62 «Патриарший каталог александрийских патриархов» сообщает по нашему вопросу следующие сведения: «[Патриарх Матфей] по общему мнению своей паствы отказался в пользу ученаго мужа Киприана в 1766 году 63 , и сам был епископом Метр» 64 . Наконец, об избрании кир Киприана на архиепископскую кафедру Кипра, после изгнания с острова архиепископа Паисия, сообщает некоторые сведения архимандрит Киприан в своей «Хронологической истории острова Кипра» 65 , а ученый К. Сафа говорит, что «в 1766 году, после отречения патриарха Александрии Матфея, был возведен Киприан, который, после семнадцатилетняго патриаршества, в 1783 году отказался [от престола] в пользу Парфения и, удалившись в Константинополь, скончался здесь в 1787 году». 66 В представленных материалах вполне отчетливо излагается процесс избрания александрийского патриарха кир Киприана, имеющий некоторые особенности сравнительно с аналогичными фактами выборов других предстоятелей Александрийской церкви. Прежде всего, материалы говорят о добровольном отречении бывшего александрийского патриарха Матфея в пользу намеченного им кандидата патриаршества, архимандрита Киприана. Этот факт, в свою очередь, был обставлен любопытными историческими подробностями. Патриарх Матфей, по делам Александрийской церкви, проживал в Константинополе. Отсутствие духовного отца сильно удручало осиротевшую его паству. В трогательном послании, – которое, к сожалению, нам неизвестно в подлинном тексте, – клирики и миряне Александрийской церкви излили свою горячую скорбь по отсутствовавшем любимом патриархе и умоляли его возможно скорее прибыть в Египет и стать во главе бедствующей и страдающей паствы. Письмо из Александрии произвело на патриарха Матфея сильное впечатление. Он и сам был проникнут горячею любовью к своей пастве, живо интересовался ее положением, радовался ее радостями и скорбел по поводу лишений и бедствий народа. Из первых строк ответного послания патриарха Матфея видно, какая тесная духовная связь была заложена в основу его отношений к пастве, как высоко он ценил благоговейное к нему расположение ее, как глубоко тронули его слезы сиротствовавшего народа. Вот – одна из иллюстраций взаимоотношений архипастырей и паств на православном Востоке, объединенных началами любви, благоговения, отеческого попечения, сыновней преданности – до сознания бедственности своего положения и до пролития слез включительно, когда архипастырь оставлял свою паству в сиротстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

149 Списки этих вторых грамот нам неизвестны; но о содержании их узнаем из ответов восточных патриархов, приводивших из царских грамот по местам буквально торжественные выписки; патриархи сообщали, что они получили двойные царские грамоты одновременно с денежною милостынею. 150 Список с этого письма в рукописном сборнике румянцевского музеума из собрания В. Ундольского за 415 л. 415 об. И 416. По этому списку письмо царя издано в «Описании Воскресен. Мон.» (Чт. общ. ист. 1875 кн. III стр. 759), но с пропуском первых важных слов письма. 152 Шушерин на этот счет замечает: «Тело его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятидневно пребысть; в толикое бо теплое время нимало повредися, но яко того часа преставися; лице же и плоть его ничем не изменися, но все тело его цело и тлению не причастно бе» (стр. 111). 153 Шушер. стр. 106–110. Описание Воскрес. монаст. в Чтен. общ. ист. 1874 г. кн. III стр. 50–55, кн. IV стр. 197, 198, 216, 314, 317–319, 325. 154 Подлинные разрешительные грамоты восточных патриархов, писанные на греческом языке, сохранились в московской синодальной библиотеке в отделе свитков и грамот: грамота цареградского патриарха Иакова с привесною свинцовою печатью за 27, александрийского Парфения за 25, прежнего антиохийского патриарха Неофита за 23, нового антиохийского патриарха Кирилла за 24, иерусалимского Досифея с вислою печатью в искусной медной оправе за 29. Черновые переводы как этих пяти разрешительных грамот, так и трех частных посланий царю Федору Алексеевичу от патриархов цареградского, александрийского и иерусалимского сохранились в греческих делах московского иностранного архива за 7191 год 2: в черновых и перебеленных переводах разрешительной грамоты александрийского патриарха этот патриарх сначала называется Прохором, но вскоре ошибка переводчика была замечена и вместо Прохора он стал именоваться Парфением. Разрешительные грамоты патриархов в переводе изданы в «Собрании государственных грамот и договоров» ч. IV 136–140. Из частных посланий трех патриархов на имя государя изданы в печати послания только двух патриархов иерусалимского в греческом подлиннике и русском переводе (в «собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Правда, в этом документе нет разграничений между отдельными заседаниями собора и его речь, после сообщения об отставке патриарха Герасима, прямо переходить к избранию Самуила Капасули, но фактически эти два акта неизбежно должны были разграничиваться временным промежутком. Самый способ указать достойного и соответствующего кандидата – ερεσις (нахождение, отыскивание) предполагает более или менее продолжительный процесс, состоявший в оценке достоинств кандидатов патриаршества и сравнении их. Это уже известный из византийской практики предварительный акт сложного дела избрания патриархов 114 , имевший место и при избрании греческих патриархов турецкой эпохи и требовавший того или иного времени. Затем, обращение патриарха Герасима относительно указания достойного ему преемника было сделано ко всем членам Александрийской церкви, как присутствовавшим на соборе, так и отсутствовавшим 115 . Ясно, что для получения ответа духовенства и народа на это предложение патриарха Герасима надо было назначить второе заседание собора. Далее, в документе имеются прямые данные о том, что в качестве кандидатов на патриарший александрийский престол, после отречения Герасима II, были указаны и другие лица, кроме Самуила Капасули, намеченного к избранию самим патриархом Герасимом. В акте отречения этого патриарха сказано и следующее: «и был избран и всем предпочтен... митрополит Ливии кир Самуил» 116 . Но для того, чтобы придти к известному соглашению о кандидатах патриаршества, для александрийской паствы необходимо было произвести предварительную оценку (χρσις) их качеств и достоинств, также требовавшую известнаго срока. Наконец, в анализируемом документе различается состав собора в момент отречения патриарха Герасима от того состава, при котором происходило избрание его преемника: в первом случае присутствовал и ливийский митрополит Самуил, а во втором – фиваидский митрополит Арсений, об участия которого в первом заседании документ совсем не говорит. Ясно, что избрание Самуила Капасули на александрийский патриарший престол произошло во втором заседании собора, которое состоялось 20 января 1710 года, как это и отмечено в рассматриваемом документе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Отречение правящего александрийского патриарха от престола и указание своего Диадоха или преемника, приготовления в Египте к избранию нового патриарха соборным порядком – при участии духовенства и мирян и составные акты этого порядка в их последовательном развитии и осуществлении, перенесение, в зависимости от исторических обстоятельств, избирательного процесса из Египта в Константинополь и предварительное обращение к Великой Христовой церкви со стороны духовенства и народа Александрийской церкви с просьбами о содействии в избрании патриарха и о покровительстве, сношения вселенской патриархии то с христианами Александрийской церкви, то с патриархами Востока относительно избрания нового предстоятеля Александрийской церкви, совершение избрания в Константинополе при участи вселенского патриарха и священного при нем синода, а иногда и при содействии патриархов антиохийского и иерусалимского, вступление вновь избранного патриарха в общение с своею паствою, его хиротония и исповедание веры, интронизация и представление гражданскому правительству, султанский берат новому патриарху и его содержание, мирные грамоты александрийского патриарха к прочим патриархам и предстоятелям православных церквей Востока – вот те отдельные акты, которые входили в состав сложного патриаршего избирательного процесса и служат предметом нашего исторического очерка по руководству официальных документов и дополнительных исторических материалов, отчасти рукописных. А на ряду с этими вопросами здесь рассматриваются уставы об избрании александрийских патриархов, регламентировавшие в последнее время этот сложный процесс, анализируется в своем содержании и историческом применении «непоколебимая, древняя и священная прономия» Александрийской церкви в избрании патриархов, совмещавшая участие в этом деле со стороны как духовенства, так и народа, подробно обозреваются исторические отклонения от этой прономии, бывшие в течение XVIII и XIX веков, и те движения и волнения в недрах Александрийской церкви, которые возникали здесь на почве и в связи с избранием новых ее предстоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Другое известительное послание о вступлении Киприана на александрийский патриарший престол было отправлено в Египет вселенским патриархом Самуилом, совместно с другими участниками собора, избравшего нового александрийского патриарха. Оно было обращено к преподобнейшему епитропу александрийского патриаршего престола, почтеннейшим клирикам, благочестивейшим иереям, купцам, представителям ремесленных цехов и всем вообще благословенным христианам, как возлюбленным о Христе чадам патриарха. Посредством настоящей нашей патриаршей и синодальной грамоты, – говорится в этом послании, – сообщаем всем вам, что, так как предстоятель святейшего александрийского престола, блаженнейший и во Христе превожделенный брат и сослужитель нашей мерности кир Матфей, как оказавший предпочтение спокойной и мирной жизни, но добровольному решению отказался от святейшего этого престола и признал справедливым, чтобы этот апостольский престол наследовал справедливейший и благоразумнейший среди дидасколов кир Киприан, возведенный и в архимандрита того же престола, то с желанием его блаженства согласились и мы, равно и блаженнейшие патриархи – Антиохии кир Филимон и Иерусалима – кир Парфений, во Христе превожделенные братия и сослужители нашей мерности. И вот согласно древнему священному чину церкви и каноническому уставу, когда находившимися [в столице] преосвященными собратиями нашими архиереями и пречестными были поданы канонические голоса, с присоединением и канонических совместных голосований 56 , то был избран названный дидаскал кир Киприан, муж по нравам почтенный и по характеру достойный уважения, воспитанный в благочестии и украшенный наукою, преданный изучению Священного Писания , отличающийся добродетелью в практической жизни и имеющий возможность, при содействии Божественного руководительства, спасти весьма многие души благочестивых не только поучениями на различных языках, по и примером собственной жизни, и одним словом – пригодный и соответствующий этому божественнейшему первому достоинству. Посему он, благодатию и силою всесвятаго и тайносовершителя и всемогущаго Духа, был хиротонисан каноническим предстоятелем святейшей этой церкви, объвлен законным патриархом святейшего престола Александрии и поименован и в священных диптихах 57 вместе с прочими святейшими патриархами, хотя он еще не отправился с Богом для управления и духовного наблюдения за вами, истинными духовными его чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

В данном случае в наличности были все отмеченные факторы, поэтому участие константинопольского престола в делах Александрийской церкви с правовой точки зрения представлялось правильным, хотя александрийская паства признала необходимым внести ограничение в этом участии Константинополя. Оно мотивировалось не только предварительным общим избранием архимандрита Киприана со стороны александрийского духовенства и народа, в силу выдающихся личных его достоинств, но и грозными признаками экономического упадка александрийского престола. О последнем в рассматриваемом документе имеются характерные строки, находящие, впрочем, в содержании своем подтверждение со стороны других источников. 70 Наконец, следует отметить предусмотрительность александрийской паствы и заботливость ее о сохранении послушания в отношении к вселенскому престолу: в виду некоторого уклонения от установившейся практики избрания нового александрийского патриарха, в смысле категорического указания на одно определенное лицо, близкое александрийскому престолу, клирики и миряне Александрийской церкви просят патриарха Самуила и членов константинопольского синода не ставить им в вину возможное с их стороны непослушание, если бы был избран чуждый и незнакомый им кандидат, способный внести новые нестроения в экономическое положение престола. И в этой предусмотрительности выражается желание александрийцев решить возникший вопрос о новом патриархе не только в интересах местного престола, но и для общего блага православной кафолической церкви. Что касается самого процесса избрания патриарха Киприана, то он происходил в такой последовательности. Его предшественник, блаженнейший Матфей, подготовив почву для избрания Киприана, в июле 1766 года (а не в мае 1767 года, – как говорит Макрей) принес каноническое отречение от престола, назвавши в документе и своего Диадоха – в лице архимандрита Киприана, уже одобренного его паствою, во главе с епитропами и архонтами, и признанного достойным патриаршества со стороны патриархов – Самуила вселенского и временно находившихся в Константинополе Филимона антиохийского и Парфения иерусалимского, а также со стороны членов константинопольского священного синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 206. Там же. Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014. С. 68-70. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180. Л. 24. РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Стол 3. Отд. II. Д. 180; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 202–203; Гусарова Е.В. Эфиопские рукописи наследство экспедиции Н.И. Ашинова в Абиссинию//Сборник музея антропологии и этнографии. Кунсткамера: коллекции и хранители. Т. 62. СПб., 2016. С. 80. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 162. Там же. Тихон (Затёкин), архим. Отец Паисий и Русская Миссия в Абиссинии//Иерусалимский вестник Императорского православного палестинского общества. 2014. 5–6. С. 20–24. Елисеев А. Отец Паисий и Русская Духовная миссия в Абиссинии//Русский паломник. 1888. 44, 45, 47. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 92. Д. 598. 3-е делопроизводство. Т. 1. Л. 132; РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517. Л. 8–11. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 517–518; Оп. 445. Д. 64. РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 518. Л. 17–23. См, например: Григорьева С.В. (a) Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014; Григорьева С.В. (b) Николай Иванович Ашинов: африканская эпопея «атамана вольных казаков»/Слава и забвение: Парадоксы биографики: Сб. научных статей. СПб., 2014. С. 504–523; Гусарова Е.В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н.И. Ашинова (на основе архивных материалов)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. 34. С. 197–213; Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999; Полунов А.Ю. Народная монархическая инициатива в представлениях консерваторов 1880-х гг. (к истории абиссинской экспедиции Н.И. Ашинова)//Христианское чтение. 2020. 2. С. 143–152; Хренков А.В. Русские в Африке: ашиновская авантюра//Вестник Российского Гуманитарного Научного фонда. 1996. 4. С. 37–50; Хренков А.В. Эта экспедиция делает нам стыд и позор. Африканская авантюра вольных казаков//Источник. 1999. 5. С. 37–47; Jesman Cz. The Russians in Ethiopia. London, 1958; и др.

http://bogoslov.ru/article/6195355

Архимандрит Леонид Горбачев о событиях в Египте: «Нет просвета, нет определенности, просим молитв» С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). 29 января, 2011 С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). С 25 января в Египте не прекращаются массовые акции протеста. В столкновениях с полицией и войсками уже погибли как минимум 150 человек.Наибольшее число погибших отмечено в Каире, далее — в Александрии и Суэце. Происходящее в Каире корреспонденту портала «Правмир» комментирует представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки архимандрит Леонид (Горбачев). Ситуация действительно нестабильная. Сейчас мы вынуждены прекратить богослужения, они приостановлены со вчерашнего дня. Если обстановка будет хоть немного более спокойной – богослужения возобновятся, но мы не можем ставить жизнь людей под угрозу. Президент отправил правительство в отставку, ему необходимо сейчас срочно формировать новый кабинет, потому что сейчас страна практически неуправляема. С минуты на минуту мы ждем выступления по этому поводу. Должно проясниться, снимет ли лично президент с себя полномочия, либо он дальше намерен продолжать свой курс. Президентом были даны обещания, что все, что он делает, – делает ради блага своего народа, и как гарант Конституции он приемлет только конституционные права своих граждан и готов стоять на страже их защиты. Но гарантировать никто ничего не может. Вчера вечером охрана зданий наших дипломатических линий и даже жилого сектора — была снята. Непонятно по какой причине на протяжении 7-8 часов практически никого не было. А толпы агрессивно настроенных людей были повсюду. Сегодня, буквально двадцать минут назад, прибыли армейские части на охрану нашего представительства. Мы в ожидании очередного выступления президента, как они пройдут, в каком ракурсе. Только сегодня восстановилась сотовая связь, вчера мы были весь день практически в полном неведении, интернет не работает до сих пор.

http://pravmir.ru/arximandrit-leonid-gor...

Поначалу Патриарх Софроний проявлял терпимость (о чем и напоминал позже архиепископу Порфирию в письме от 13 августа 1893), ограничиваясь устными ссылками на прежние соглашения, замечаниями и возражениями и постоянно слыша в ответ, что все это – временно. Но когда «временное» стало постоянным и резиденция архиепископа Синайского фактически переместилась в Каир, он решительно этому воспротивился. Вполне возможно, что на позицию Патриарха повлияла боязнь новых злоупотреблений со стороны синаитов, а то и прямые сведения о них 82 . Первый инцидент, омрачивший отношения двух иерархов, отмечен в 1888 году 83 . Дальнейшее их обострение произошло в марте 1890 года, когда Порфирий начал переговоры о продаже – и к тому же мусульманам! – старого подворья в Джубани, а затем, втайне от Патриарха Софрония, и о строительстве нового, с храмом в квартале Дахер. К этому надо добавить контакты Порфирия с видными греческими деятелями, в том числе политиками, и слухи (архиепископ Синайский Порфирий II Логофет называл их «клеветническими»), будто он домогается Александрийского престола. О том, что у Порфирия могли быть такие намерения, говорит фрагмент письма 84 жителей Кимы (Эвбея), посланного в 1893 году с ведома Нектария Пентапольского министру иностранных дел Греции: «...весьма вероятно, что... будут встревожены тамошние алкатели и соискатели Александрийского престола (и первый из них – небезызвестный синаит, человек весьма богатый и к тому же россофрон 85 , уроженец Закинфа, а ввиду богатства своего – большой приятель и любимец некоего Грипариса, доводящегося кузеном нашему дипломатическому агенту в Египте)». Действия синаитов привели в 1893–1894 годах к серьезному осложнению, временно урегулированному тогда (а полностью – лишь в 1932 86 ) обращением к каноническому праву и другими мерами Александрийской Патриархии. Но у Порфирия и некоторых его собратьев имелись связи не только с «сильными» греческого мира, но и с клириками Александрийской Патриархии, которые за спиной у Софрония получали от них вознаграждение и гарантии будущей поддержки за своевременные действия в нужный момент. Следует учесть, что в выборах Патриарха Александрийского издавна принимали участие и уполномоченные общин. Для характеристики закулисной стороны дела приведем выдержку из недатированного письма синайского архимандрита Игнатия митрополиту Фиваидскому Герману, который после смерти Софрония († 1899) упорно добивался патриаршества:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Путь от Синая до Суэца совершён мною на верблюдах в течение пяти суток. Обычный срок дороги считается в семь суток и иногда в девять, как путешествуют наши поклонники, но я шёл ускоренным маршем, останавливаясь лишь на короткие роздыхи в страшный полуденный жар, доходивший до 50 градусов и более, и в глухую полночь.... В Суэц я приехал 4 числа июля и, отдохнув от тяжёлой дороги целый следующий день, 6 числа, в среду, отправился в Каир, куда и прибыл того же дня вечером. Цель моего вторичного приезда в Каир заключалась в том, чтобы обозреть археологические достопримечательности старого Каира, где сохранилось много базилик древнейшей греко-римской архитектуры, Булакский музей египетских древностей и познакомиться с рукописями тамошней патриаршей библиотеки. Благодаря рекомендациям г. Щеглова, секретаря нашего дипломатического агентства при хедиве египетском, исправлявшего в это время и обязанности самого агента, за отсутствием г. Коявдера. о. архимандрит Кефала, наместник патриарха Александрийского, который на лето всегда выезжает в Александрию, свободно допустил меня к занятию рукописями. Библиотека Александрийского патриарха невелика (около 370 рукописей) и помещается в приём-вокзале патриаршего дома (синодиконе). Рукописи её по преимуществу исторического, канонического и библейского содержания. Им составлен черновой каталог г. Мазараки, патриаршим секретарём, издателем ныне прекращённого историко-филологического журнала «Κκροψ» автором приготовленной к изданию трёхтомной истории александрийского патриархата, на печатание которой дана даже субсидия нашим правительством. Каталог этот составляет собственность г. Мазараки, который любезно предоставил его в моё временное распоряжение и с готовностью помогал неоднократно своими опытными советами, при моих учёных разысканиях. Рукописи, интересные своими хронологическими датами, отмечены, хотя далеко не полно и не без ошибок, г. Гардгаузеном в его «Каталоге синайских рукописей». Рукописи исторические обстоятельнейшим образом, даже с излишней щедростью, особенно те, которые содержат в себе документы (нередко давным-давно известные у нас в печати) сношений александрийских патриархов с Россией, проштудированы г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010