Александрийскому на 150 р. (Турецкие статейные списки 6, лл. 332 – 333). В 1653 г. Иерусалимскому патриарху с нарочито присланным в Москву за милостынею архимандритом послано на 1500 р. (7161 г. 10). В 1662 году Антиохийскому патриарху Макарию с архимандритом его Неофитом, приезжавшим в Москву, послано на 500 р. (7179 г. 25). В 1663 году Иерусалимскому патриарху с иеродиаконом Мелетием послано на 300 золотых (7178 г. 6). В 1667 г. Константинопольскому патриарху послано на 300 р., Иерусалимскому на 200 р. (7191 г. 8; ср. Турецкие статейные списки, No 7, л. 155). В 1669 г. с иеродиаконом Мелетием послано Константинопольскому на 200 р., да ему же в том же году с послом Нестеровым послано было от патриарха Иоасафа на 150 золотых, соболя и бархат; Иерусалимскому – 200 р. и на искупление Святого Гроба 800 р., да по челобитью Паисия Лигарида на 300 р.; а патриарх Иоасаф со своей стороны послал с Нестеровым на 100 золотых, сорок соболей, 10 аршин бархату; Антиохийскому с Мелетием послано на 200 рублей (7176 г. 19; 7178 г. 7; Турецкие статейные списки 10, л. 316 на об. и 322 на об.). В 1671 году Антиохийскому патриарху Макарию с присланным им в Москву митрополитом Тирским и Сидонским послано 300 золотых червонных, да соболями 700 р. (7191 г. 8; ср. Греческие статейные списки 7, л. 105). В 1681 г. с послом Возницыным было послано Константинопольскому на 250 р., Иерусалимскому на 150 р. Александрийскому – на 150 р. и Антиохийскому на 100 р. (7191 г. No 8; Турецкие статейные списки 24, лл. 243 и 245). В 1682 г. за разрешение Никона дано: Константинопольскому – 300 талеров, Иерусалимскому – 300 талеров, Александрийскому – 150 талеров, Антиохийскому – 100 талеров (Турецкие статейные списки 21, л. 224). В 1683 г. послано: Константинопольскому на 120 р., Иерусалимскому на 100 р., Александрийскому на 100 р., Антиохийскому на 70 р. и старому Константинопольскому патриарху на 70 р. (7191 г. 8). В том же году Александрийскому патриарху с архимандритом его Симеоном, приезжавшим в Москву, послано было на 2000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Епископ Зарайский Константин утвержден в должности Патриаршего экзарха Африки Служба коммуникации ОВЦС, 12.03.2024. 12 марта 2024 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви обсуждалось решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина (журнал 30), сообщает Патриархия.ru. 16 февраля 2024 года Синод Александрийского Патриархата принял решение об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина. Ранее, в ноябре 2022 года, Александрийской Православной Церковью был «извержен из сана» митрополит Клинский Леонид, возглавлявший в то время Патриарший экзархат Африки. В заседании от 29 декабря 2022 года (журнал 136) Священный Синод Русской Православной Церкви, принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора II, а также общепризнанный принцип неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, постановил «считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными». Сегодня Синод Русской Церкви постановил считать незаконным и недействительным решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» исполняющего обязанности Патриаршего экзарха Африки епископа Зарайского Константина. Также решением Синода епископ Зарайский Константин утвержден в должности Патриаршего экзарха Африки. Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/ru/news/91512/

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить следующий состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XII заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» с 19 по 22 февраля 2023 года в Москве:   ЖУРНАЛ 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о решении Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида. Справка: В связи с состоявшимся 8 ноября 2019 года официальным признанием со стороны Патриарха Александрийского Феодора раскольнической так называемой Православной церкви Украины и поминовением им за литургией главы этой неканонической структуры, Священный Синод в заседании от 26 декабря 2019 года подтвердил «невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним» и прекратил церковное общение с теми архиереями Александрийской Православной Церкви, которые «поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола» (журнал 151). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за литургией на острове Имврос 13 августа 2021 года. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 года (журнал 100) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки, назначив его главой митрополита Клинского Леонида. Священный Синод в своем заявлении от 28 января 2022 года отметил, что решение об образовании экзархата, «принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5989208...

Реляция князя Кантемира по поводу этого дела от 16 ноября 1733 года: «Обретаемый в здешней греческой церкви архимандрит Геннадий и племянник его Варфоломей в священнослужении со всяким учтивством последуют уставам благочестивого греческого исповедания, и никакой отмены я усмотреть не мог, кроме того, что священник Варфоломей для разумения здешнему народу службу отправляет на английском языке, и не только оные оба ни в какую ересь не впали, но, напротиву, священник Варфоломей с начала моего сюды приезду весьма ревностное против еретиков поучение имел на английском языке, от чего удержаться я ему советовал, дабы то причину не подало здешнему епископу запретить публичное греческого исповедания священнослужение, и по всему тому письмо от неизвестного к вашему императорскому величеству с продерзостию писанное, как я по совести могу донести, никакого основания не имеет и писано по самой злобе; автор же того письма есть некто Павел, который называется греческим священником, посланным от константинопольского патриарха для собрания здесь милостыни, и оное подтверждать смелость приемлю для того, что он, Павел, в ссоре, которую здесь имел с попом Варфоломеем, грозил ему, что он на него донесть хочет вашему императорскому величеству. Священник Варфоломей к ссоре их причину подал тем, что без моего ведома статского секретаря дюка Нюкастля в канцелярию чрез безымянное письмо дал знать, что оный Павел подложно сказывается греческим священником и посланным от патриарха константинопольского, и хоть потому много сходности есть, понеже он, Павел, никакого греческого письма от патриарха не имеет, однако ж я попу Варфоломею тогда запретил, чтоб он впредь в такие дела не вступал. Сколько же касается проклятия, которому архимандрит Геннадий предан был от александрийского патриарха, и от оного чрез того же патриарха он свобожден, как явствуют того патриарха письма, которые я сам у него, архимандрита, видел; а священник Варфоломей, будучи посвящен от св. правител. российского Синода, от патриарха александрийского проклят или прощен как не был, так и быть не мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Миссионерская деятельность Александрийского Патриархата различается в зависимости от местных условий. Так, Конго и Ангола представляют собой огромные страны, которые невозможно пересечь. В других, таких как Зимбабве, меньше проблем с коммуникацией, но в них ощущается огромный дефицит продовольствия, топлива, воды. Епископ Савва сообщил, что «большой проблемой являются болезни. Многочисленные болезни возникают из-за отсутствия основных продуктов и воды. Никто не в силах предотвратить малярию. В Руанде, Бурунди и Восточном Конго нехватка воды приводит к огромным проблемам: гепатит, холера, менингит… И не стоит забывать о СПИДе, смертность от которого весьма высока». На вопрос о том, достаточное ли число людей предлагают помощь в миссионерской деятельности, архипастырь сказал: – Каждая миссионерская группа имеет своих сотрудников. Также регулярно приезжают и волонтеры, чтобы помочь миссионерской работе Патриархата. Патриарх решил объединить Руанду, Бурунди и Восточное Конго – эти самые трудные страны африканского континента – в одну епархию, чтобы сделать миссионерскую работу и оказание помощи людям более действенными. Хочу пояснить: мы не занимаемся «прозелитизмом»; то, что мы предлагаем, – это общественное служение, в котором нет дифференциации по цвету кожи, национальности и расе. Миссия направлена на всех без исключения, и если кто-нибудь желает принять крещение после катехизации, он крестится, но крещение мы не навязываем. Греческое Православие никогда не действовало колониальными методами. Епископ сообщил также, что в миссиях Александрийского Патриархата принимают участие африканские священнослужители. Африканцы также несут основное бремя миссионерской работы. Затем, переведя разговор на другую тему, Владыка представил свою точку зрения по поводу требований атеистов удалить изображение креста из зданий греческих судов и с флагов. «Никто не осмелился бы от мусульманского Египта потребовать убрать из школ или из судов стихи из Корана, которые там висят», сказал епископ. «В Греции кое-кто жалуется на звон колоколов, а в других странах пение муллы может показаться докучным. Но ведь там никто не жалуется на это! Как же мы можем убрать такие символы, как крест? Мы уважаем право каждого верить или не верить в Бога, иметь или не иметь религию, но большинство имеет право сохранять свои традиции».

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

И во Антиохию, государь, салтанову грамоту взяли ж, что до приезду с Москвы Макария-патриарха его патриаршу область ведать наместнику ево, и тое грамоту во Антиохию пошлем мы, холопи твои, из Царяграда с кем доведетца». Далее в отписке послов государю говорится: «А что, государь, святейшие патриархи, Паисей, патриарх Александрийский и Макарий, патриарх Антиохийский, дали мне, холопу твоему Афонке, росписи греческим властям и грекам, чтоб мне с ними о их патриарших делех советывать и мыслить, а святейшие патриархи на них надежду имели и чаяли от них в своих делех промыслу и помощи, и от греческих, государь, властей и греков, на которых святейшие патриархи надежду имели, мне, холопу твоему, о их патриарших делех мысли и помощи не подали не токмо что делом, ни словом». Послы прислали государю и перевод с самой грамоты султана, которою он объявляет Александрийского патриарха Иоакима низложенным, а прежде бывшего, находившегося тогда в Москве патриарха Паисия восстановляет в прежнем его достоинстве Александрийского патриарха 7 . Из донесений послов в Константинополе наше правительство убедилось, что Паисий и Макарий были низложены не турками, а по представлениям и настояниям самого Вселенского Константинопольского патриарха Парфения, что в этом с Парфением вполне солидарны были и все греческие архиереи и греки вообще. Когда наши послы, прибыв в Константинополь, в своих хлопотах о возвращении кафедр Паисию и Макарию обратились к греческим властям и грекам, которых им рекомендовали в Москве сами патриархи, «то эти греческия власти и греки, на которых святейшие патриархи надежду имели, мне, холопу твоему, – заявляет посол государю, – о их патриарших делах мысли и помощи не подали, не токмо что делом, ни словом». Значит, все греческие власти и константинопольские греки вполне сочувствовали низложению поехавших в Москву патриархов Паисия и Макария и вовсе не желали их возвращения на прежние патриаршие кафедры. Греческий переводчик при Порте Панагиот с послами нашими между прочим писал государю: «Александрийский патриарх есть добрый христианин и украшение Церкви Христовы, применяетца старым святым отцем нашим, и не тужит о трудах и волоките и дальнем пути для того, хотя закрепить овцы Христовы и да излечит бол ново и да поднимут падающаго, и да усмотрят кручинных овец – для того и призваны от благочестиваго христианскаго царя, на котораго все християне надеютца, в Московское государство учинить разсуждение и мир церкви Христовы и о нуждех патриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

При римском папе Бонифатии I (418—422) были даже попытки подчинить константинопольской кафедре восточный Иллирик.    При Сисиннии (426—428), муже, по сказанию историков, святой простоты и простой святости (vir sanctae simplicitatis et simplicis sanctitatis), дело было приняло обратный ход. Город Кизик не принял поставленного константинопольским епископом епископа. Скоро представителем древнего строя александрийским патриархом одержана была новая победа. При Кирилле александрийском был низложен константинопольский патриарх Несторий (428—431) как еретик. Инициатива принадлежала александрийскому епископу; он же председательствовал и на соборе. Это выдвигало значение александрийского патриарха. Что в этом деле руководила последним не одна догматическая сторона дела, это можно выводить из предшествовавшего. Преемник Нестория, Максимиан (431—434), человек не особенно деятельный, стоял в нравственной зависимости и даже, может быть, пользовался руководством александрийского патриарха.    Но уже при св. Прокле (434—447) дело константинопольского патриарха пошло опять на повышение. Впрочем, из Рима косвенно поддерживали Александрию. Там высказывали то мнение, что с Проклом согласны в догматическом отношении, но не в отношении управления. Последний удар против константинопольского патриарха направлен был на разбойничьем соборе (449), когда осужден был Флавиан (447—449), а епископом константинопольским был поставлен Анатолий.    Можно сказать, что возвышение константинопольской кафедры до положения действительного экзархата является делом Анатолия константинопольского (449—458). В первый раз Анатолий явился в Константинополь в качестве диакона и апокри-сиария александрийского патриарха Диоскора. Это был человек дела, отлично пользовавшийся обстоятельствами времени, прошедший настоящую практическую школу. Решившись бросить своего архиепископа (который никак не мог ожидать такого шага от своего апокрисиария), Анатолий извлек из обстоятельств все возможное для возвышения своей кафедры.    Правило 28 Халкидонского собора послужило краеугольным камнем значения и могущества константинопольской кафедры, хотя оно, собственно, только разъясняет 3 правило II вселенского собора. Особенно важно самое начало 28 правила Халкидонского собора, в котором отцы собора точно и подробно выяснили, какой смысл нужно соединять с кратко выраженными понятиями 3 правила II вселенского собора, и установили, в частности, что римская кафедра обязана своим возвышением столичному положению города. На этом основании решили, что константинопольская кафедра стоит того, чтобы ее почтить равным преимуществом и сделать вторым Римом. За константинопольским патриархом права его были утверждены в отношении к трем ди-эцезам: фракийскому, асийскому и понтийскому. Митрополиты в них поставлялись константинопольским епископом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

При Сисиннии (426–428), муже, по сказанию историков, святой простоты и простой святости (vir sanctae simplicitatis et simplicis sanctitatis), дело было приняло обратный ход. Город Кизик не принял поставленного константинопольским епископом епископа. Скоро представителем древнего строя александрийским патриархом одержана была новая победа. При Кирилле александрийском был низложен константинопольский патриарх Несторий (428–431) как еретик. Инициатива принадлежала александрийскому епископу; он же председательствовал и на соборе. Это выдвигало значение александрийского патриарха. Что в этом деле руководила последним не одна догматическая сторона дела, это можно выводить из предшествовавшего. Преемник Нестория, Максимиан (431–434), человек не особенно деятельный, стоял в нравственной зависимости и даже, может быть, пользовался руководством александрийского патриарха. Но уже при св. Прокле (434–447) дело константинопольского патриарха пошло опять на повышение. Впрочем, из Рима косвенно поддерживали Александрию. Там высказывали то мнение, что с Проклом согласны в догматическом отношении, но не в отношении управления. Последний удар против константинопольского патриарха направлен был на разбойничьем соборе (449), когда осужден был Флавиан (447–449), а епископом константинопольским был поставлен Анатолий. Можно сказать, что возвышение константинопольской кафедры до положения действительного экзархата является делом Анатолия константинопольского (449–458). В первый раз Анатолий явился в Константинополь в качестве диакона и апокрисиария александрийского патриарха Диоскора. Это был человек дела, отлично пользовавшийся обстоятельствами времени, прошедший настоящую практическую школу. Решившись бросить своего архиепископа (который никак не мог ожидать такого шага от своего апокрисиария), Анатолий извлек из обстоятельств все возможное для возвышения своей кафедры. Правило 28 Халкидонского собора послужило краеугольным камнем значения и могущества константинопольской кафедры, хотя оно, собственно, только разъясняет 3 правило II вселенского собора. Особенно важно самое начало 28 правила Халкидонского собора, в котором отцы собора точно и подробно выяснили, какой смысл нужно соединять с кратко выраженными понятиями 3 правила II вселенского собора, и установили, в частности, что римская кафедра обязана своим возвышением столичному положению города. На этом основании решили, что константинопольская кафедра стоит того, чтобы ее почтить равным преимуществом и сделать вторым Римом. За константинопольским патриархом права его были утверждены в отношении к трем диэцезам: фракийскому, асийскому и понтийскому. Митрополиты в них поставлялись константинопольским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Преемник Феофила, патриарх Иерофей I, был набран в Константинополе, при участии вселенского патриарха Хрисанфа и священного при нем синода, без предварительного назначения его диадохом и в силу лишь просьбы христиан Египта, сделанной в общей форме. Значит, точность александрийской традиции при этом избрании не была соблюдена. Это отчасти обусловливалось исключительными обстоятельствами времени, которыми было вызвано и необычное оставление патриархом Феофилом александрийского престола. При избрании же патриарха Артемия, состоявшемся также в Константинополе при участии вселенского патриарха Мелетия III и священного синода, нарушение александрийской священной прономии выразилось уже в более резкой форме. Патриарх Иерофей при жизни своей назначил диадохом александрийского престола архимандрита Иерофея, который был ободрен и предизбран и христианами Египта. Вселенская же патриархия, не считаясь с непоколебимою, древнею и священною прономией Александрийской церкви, игнорировала волю патриарха и народа и поспешила избрать на александрийский престол угодного ей кандидата. Это вызвало в Египте иерархический раскол, вследствие которого Артемий не решился отправиться к своей пастве. Вместо того, чтобы найти примирение с духовенством и народом Александрийской церкви, вселенская патриархия вступила в бесплодную полемику с ними и даже стала опорочивать институт «διβδοχ», прочно утвердившийся в Египте в значении «непоколебимой, древней и священной прономии». Но столкновение заранее предвещало неуспех для Константинопольской церкви, так как носило явные признаки противоканонического ее вмешательства во внутренние дела автокефального александрийского престола. Наконец константинопольская патриархия вынуждена была отказаться от занятой позиции и перестала поддерживать Артемия, который и должен был принести отречение от титулярного своего патриаршества 187 . Вступление патриарха Иерофея II на александрийский престол восстановило древнюю и священную его прономию, которая в акте его избрания и была санкционирована церквами как Константинопольскою, так и Антиохийскою и Иерусалимскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Но все это представляет только извлечение из самых греческих дел и может восполнять их лишь в тех случаях, где дела от утерь стали не полны. 122 Греческие грамоты на славянском языке – тетрадь о приезде Макария в Москву. Греческие дела 7176 г. 19. 129 Чтобы составить хотя только приблизительное понятие о том, сколько разные просители получали в Москве милостыни применительно к нынешним деньгам, нужно практическую стоимость тогдашнего рубля класть более десяти нынешних, значит, десять тогдашних рублей будут стоить более нынешней сотни рублей и т.д. 130 Лично патриарху на одну только его персону в Москве выдавалось ежедневно «прут белые рыбины, прут семжины, да блюдо икры паюсные, да блюдо осетрины, да блюдо белужины, да два блюда пирогов пряженых, щука колодка, две ухи разных переменяясь, калач крупитчатый. Питья: кружка меду вишневого или малинового, кружка меду боярского, кружка квасу медвяного, полведра меду паточного, ведро меду княжего; да еще из большего приходу на мелкое: на лук, на чеснок, на масло, на крупы, на соль по 5 алтын» (7157 г. 7). Каждому члену патриаршей свиты корм и питье давались особо. 131 Но чтобы составить об этом некоторое, хотя бы только приблизительное представление, я на основании имеющихся у меня под руками документов укажу означенные в них дачи различным патриархам за целое столетие, начиная с 1622 г. В 1622 году с послом Кондыревым послано Константинопольскому патриарху соболями на 300 рублей, Иерусалимскому на 120 рублей; Александрийскому на 100 золотых (7133 г. 5 и 7135 г. 11); в 1642 году с послом Бегичевым: Константинопольскому на 300 р.; Иерусалимскому – на 120 р., Александрийскому на 100 золотых, которые были ранее посланы с Кондыревым, но им не отданы по назначению, потому что тогда в Александрии не было патриарха; в 1626 году Иерусалимскому патриарху послано было с приезжавшим от него за милостыней в Москву архимандритом Кириллом соболями на 450 рублей, а Александрийскому с тем же архимандритом за 200 золотых угорских соболями на 160 рублей; в 1627 году послано Константинопольскому и Александрийскому патриархам с присланным ими митрополитом Анхиальским Христофором по 160 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010