Иное дело – отношение к нему вселенской патриархии, которая причинила много огорчений блаженнейшему Никанору при посредстве хитрого и ловкого местоблюстителя архимандрита Евгения, вкравшегося в доверие церковных деятелей в Константинополе и явившегося орудием в проведении их политики и в Александрии. Последняя по существу своему и по установившейся издавна традиции должна была выражаться лишь в содействии и помощи, но ни как не во вмешательстве во внутренние дела и не в нарушении прав автокефального достоинства Александрийской церкви. И, несомненно, вселенская патриархия поступила вполне правильно, сделавши распоряжение об отозвании архимандрита Евгения из Египта, как только ее отношения к Александрийской церкви стали уклоняться от традиционного принципа содействия и помощи, а местоблюстительство архимандрита Евгения стало приносить местной пастве вред, вместо пользы. А затем, действия вселенской патриархии по отношению к архимандриту Нилу Есфигменскому носят все признаки несправедливости; и пристрастия. Этот клирик был избран диадохом по желанию блаженнейшего Никанора и при участии большей части египетского духовенства. Если бы вселенская патриархия, вслед за патриархами Антиохии и Иерусалима, поддержала Нила и оказала ему и Александрийской церкви такую же помощь, какая раньше была оказана Евгению Ксиропотамскому, то в Египте, несомненно, водворился бы мир и местная паства не перенесла бы тех опасных и грозных потрясений, какие выпали на ее долю со времени избрания Нила и до окончательного водворения святейшего Софрония IV на александрийском патриаршем престоле. Правда, святейший Софроний был достойнейшим первоиерархом Александрийской церкви и сумел умиротворить местную паству и обеспечить ей достаточное благосостояние, но и печальная судьба Нила Пентапольского вызывает сожаление, так как и этот достойный клирик оказался только жертвой неправильной церковной политики и партийной борьбы. Нелегка была участь этого иерарха и после того, как в Константинополе на александрийскую кафедру был избран святейший Софроний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Климент Александрийский. Гравюра. 1584 г. [греч. Κλμης Αλεξανδρες; лат. Clemens Alexandrinus] (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ). Жизнь Источники Имеющиеся в древней христ. лит-ре биографические свидетельства о К. А. весьма скудны; из сочинений К. А. можно извлечь лишь косвенные данные о его жизни крайне общего характера. Основным и наиболее подробным источником сведений о жизни, а также о церковной и лит. деятельности К. А. является «Церковная история» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), у к-рого К. А. неоднократно упоминается в контексте общего повествования об истории христиан в Александрии и Александрийской школы (см.: Euseb. Hist. eccl. I 12. 2; II 1. 3-5; 9. 2; III 23; 29-30; IV 26. 4; V 11; VI 6; 11. 6; 13-14). По оценкам совр. исследователей, еп. Евсевия нельзя считать в его повествовании об Александрийской Церкви вполне непредвзятым свидетелем, поскольку, будучи убежденным сторонником Оригена (II-III вв.), он стремился представить его продолжателем авторитетной церковной и педагогической традиции, восходящей к апостолам; т. о., сообщения еп. Евсевия о К. А. требуют критического анализа и должны соотноситься с данными др. источников (ср.: Ashwin-Siejkowski. 2008. P. 19; Itter. 2009. P. 7-15). Последующие церковные историки и хронисты, упоминавшие К. А., в основном опирались на рассказы о нем у еп. Евсевия; их краткие сообщения не добавляют ничего существенно нового к сведениям, известным из «Церковной истории». Важным исключением является сохранившееся в кратком изложении свидетельство христианского историка Филиппа Сидского (V в.), в к-ром повествуется об истории Александрийской школы и содержится упоминание К. А. в числе ее дидаскалов (Aus Philippos von Side// Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

В дар Папе и Патриарху Христофору был передан снятый в семи частях по случаю 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви и переведенный на греческий язык кинофильм «Торжество Православия» (в праздничных мероприятиях в Москве в 1958 г. принимал участие предстоятель Александрийской Церкви). В Патриаршую библиотеку в Александрии направлялись издания Русской Церкви, среди которых научный журнал Московской духовной академии «Богословские труды» и «Журнал Московской Патриархии» (последний, порой, в таком количестве экземпляров, что это вынуждало редактора бюллетеня «Пантэнос» и библиотекаря Александрийской Патриархии просить сократить высылку до трех экземпляров ). Со стороны Александрийской Церкви звучал запрос на обучение студентов из африканских стран в духовных школах Русской Церкви. С подобной просьбой, встретившей отклик председателя ОВЦС, в конце 1961 г. обратился архимандрит Христофор (Рубен) (Спартас) . Важным элементом взаимоотношений Русской и Александрийской Православных Церквей была деятельность прихода Московского патриархата в Александрии и подворья Александрийского патриархата в Одессе. Эти церковные учреждения выполняли функции представительств – церковных посольств. Представителем патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки в Александрии в апреле 1961 г. был назначен архимандрит Филарет (Денисенко). В этой связи священноначалие Русской Церкви поставило вопрос об учреждении подворья Московского Патриархата в Александрии, которое было призвано стать местом нахождения церковного представителя из СССР и уравновесить деятельность александрийского подворья в Одессе. Устной договоренности об открытии подворья в Александрии между предстоятелями Русской и Александрийской Православных Церквей удалось достичь в ноябре 1960 г. в ходе посещения Святейшим Патриархом Алексием Александрийского патриархата . Однако идею его создания лица, приближенные к Александрийскому патриаршему престолу, в числе которых иерархи и миряне-советники предстоятеля Александрийской Церкви, встретили с напряжением.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

Я думаю, что в этом смысле для нашей культуры сегодня есть некий шанс на обновление. Что-то стало настолько неприемлемо, это органично не принимается. Но я могу сказать, что есть и то, что меня немножко беспокоит. Посмотрите, что происходит в традиционном патриотическом окружении, в нашей среде. Она сегодня доминирует, и слава Богу. Но когда люди начинают друг с другом разбираться, кто больший патриот, когда внутри традиционалистов начинаются какие-то зачастую непонятные для меня… хочу избежать слова «разборки», это очень грустно. Я надеюсь, что все-таки некое культурное обновление, шанс на который сегодня есть, будет нами использовано. И мы в дрязги, претензии друг к другу не уйдем. — Особо горячие головы хотят отменить вообще все, что связано с Западом. Культура отмены — это сейчас самое модное. — Когда мы стали сталкиваться со случаями отмены русской культуры за границей, я всегда говорил, что, если вы выбираете этот путь, — выбирайте. Мы не собираемся отменять ни Томаса Манна, ни таких величайших людей, авторов, как Сервантес, Данте и так далее. Если вы по этому пути пойдете, мы и вам еще про них потом расскажем. Потому что мы понимаем величие христианской культуры, европейской в целом. Мы принадлежим к этой культуре. Я думаю, что здесь позиции наши должны быть незыблемыми. — Еще одна горячая точка. Для меня, честно говоря, как обухом по голове. 22 ноября Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение о приостановлении поминания имени Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла. Это то же самое, что и на Украине, его не поминают, теперь точно так же в Африке. И лишил сана митрополита Клинского Леонида. А митрополит Клинский Леонид — это Патриарший Экзарх Русской Православной Церкви в Африке. Посол. Можно так сказать? — Нет, не вполне. Экзарх — это человек, который возглавляет приходы экзархата на определенной территории. И здесь понятна логика или то, что называется логикой действий Александрийского Патриархата, поскольку Александрийский Патриарх воспринимает всю Африку как свою каноническую территорию. Что в действительности, конечно, намного сложнее, и никакого, что называется, общецерковного, общеправославного решения о том, что вся Африка — это каноническая территория Александрийского Патриархата, конечно, продемонстрировать нельзя такого решения. Поэтому каноническое значение этого лишения сана, запрета со стороны Александрийского Патриархата, оно ничтожно, нет этого значения, естественно, никакого значения это решение для Русской Церкви, для владыки Леонида не имеет. Но это, к сожалению, тот путь, на который некоторое время назад встал Константинополь в связи с украинским вопросом. Ну, вот сегодня некоторые Предстоятели других Поместных Православных Церквей тоже выбирают вот этот путь. И это не делает жизнь внутри большой православной семьи проще и правильнее.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-seri...

Патриархи Александрийский и Московский выразили соболезнования в связи с гибелью Президента Польши Леха Качиньского и членов польской делегации в авиакатастрофе под Смоленском 12 апреля, 2010. Редакция " Правмира " «Пребывая в братском общении на древней земле Александрии, с болью в сердцах мы восприняли известие о гибели в авиакатастрофе Президента Республики Польша Леха Качиньского, его супруги Марии, высокопоставленных лиц государства и многих польских граждан», — говорится в тексте послания Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей исполняющему обязанности Президента Республики Польша Брониславу Комаровскому. Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с визитом в Александрийском Патриархате, выразили соболезнования в связи с гибелью Президента Республики Польша Леха Качиньского, его супруги Марии и всех польских граждан, погибших в авиакатастрофе под Смоленском. «Пребывая в братском общении на древней земле Александрии, с болью в сердцах мы восприняли известие о гибели в авиакатастрофе Президента Республики Польша Леха Качиньского, его супруги Марии, высокопоставленных лиц государства и многих польских граждан», — говорится в тексте послания Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей исполняющему обязанности Президента Республики Польша Брониславу Комаровскому. «От всех верующих Александрийской и Русской Православных Церквей выражаем Вам и всему польскому народу глубокие соболезнования в связи с этой страшной трагедией. Искренне сопереживаем Вам в скорби о погибших. Всемилостивый Бог да упокоит их души в небесных селениях и да подаст их родным и близким силы пережить горечь утраты», — пишут Патриархи Феодор и Кирилл. «Крушение самолета произошло недалеко от Катыни — места общей исторической боли русского и польского народов. С этого дня поминовение тысяч убиенных в катынском лесу будет неразрывно связано со светлой памятью о всех пассажирах разбившегося лайнера», — отмечается в послании Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей.

http://pravmir.ru/patriarxi-aleksandrijs...

Экзарх Южной Африки митрополит Серафим рассказал о финансовом положении православной миссии в Африке 31 мая, 2011. Новостная служба Член Священного Синода Александрийской Православной Церкви, экзарх Южной Африки митрополит Зимбабаве и Анголы Серафим по поручению Александрийского Патриарха Феодора посетил Нью-Йорк, где встретился с главой Американской архиепископии Вселенского Патриархата архиепископом Димитрием, представителями греческой диаспоры в Америке и спонсорами южно африканского экзархата, а также дал интервью греческому радио «COSMOS FM». Нью-Йорк. 1 июня. ПРАВМИР — Член Священного Синода Александрийской Православной Церкви, экзарх Южной Африки митрополит Зимбабаве и Анголы Серафим по поручению Александрийского Патриарха Феодора посетил Нью-Йорк, где встретился с главой Американской архиепископии Вселенского Патриархата архиепископом Димитрием, представителями греческой диаспоры в Америке и спонсорами южно-африканского экзархата, а также дал интервью греческому радио «COSMOS FM». Выступая на радио, митрополит Серафим подробно рассказал о миссионерской деятельности Александрийского Патриархата в Африке, которая в настоящее время в значительной степени финансируется Американской архиепископией Константинопольского Патриархата. По словам митрополита, в Африке сейчас около 600 местных чернокожих клириков Александрийского Патриархата, которые несут служение более чем в 30-ти странах африканского континента, ежемесячно получают по 50 долларов от Американской архиепископии (и по сто евро от Элладской Православной Церкви). Также Американская архиепископия постоянно финансирует строительство храмов, больниц и школ на территории африканских стран и посылает добровольческие миссии с целью помощи местному населению и проповеди Евангелия. Американский священник Мартин Ритси подарил пяти приходам епархии Зимбабве полный комплект богослужебных книг на английском языке, а бывший председатель Всемирного Критского Союза Эммануил Веливасакис спонсировал строительство приюта для 514-ти бездомных детей в одном из самых бедных районов Зимбабве.

http://pravmir.ru/ekzarx-yuzhnoj-afriki-...

В ходе  заседания  Священного Синода Русской Православной Церкви,  состоявшегося  26 декабря, участники  отметили , что решение о признании раскольнической структуры, действующей на Украине, не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и не имело соборного характера, а было принято Предстоятелем этой Церкви единолично. Члены Священного Синода Синода Русской Православной Церкви подтвердили невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. Вместе с тем решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола. Решением Синода также приостановлена деятельность  представительства  Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском решено преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус ( журнал 151 ). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос 13 августа 2021 г. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 г. ( журнал 100 ) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки , назначив его главой митрополита Клинского Леонида . Священный Синод в своем заявлении от 28 января 2022 г. отметил, что решение об образовании экзархата, «принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244531...

Митрополит Волоколамский Иларион: Соборным разумом можно уврачевать раскол 03.01.2022 12:58:05 Синод Русской Православной Церкви 29 декабря обнародовал решение о создании Патриаршего экзархата в Африке, на канонической территории другой поместной православной церкви – Александрийского патриархата, глава которой ранее признал украинских раскольников. О мотивах создания епархий Русской Православной Церкви в Африке, " наглых письмах " из Александрийского патриархата и перспективах разрешения кризиса мирового православия в интервью РИА Новости рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). – Владыка, чем мотивировано решение РПЦ создать экзархат в Африке? – Тем, что более ста клириков Африканского континента из восьми стран обратились к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о принятии их под омофор Русской православной церкви. Причем основная их часть обратилась к патриарху еще два года назад. Мы терпеливо ждали, не изменит ли Александрийский патриархат свою позицию в отношении украинского раскола. Параллельно изучали поступившие прошения. Архиепископ Леонид, ныне назначенный экзархом, ездил в Африку и встречался с представителями духовенства. По итогам тщательного изучения поступивших прошений и было принято решение о создании экзархата. – Объясните, какую связь имеет признание украинского раскола Александрийским патриархатом с появлением структуры Московского патриархата в Африке? – Причинно-следственная связь здесь самая прямая. Дело в том, что после признания Александрийским патриархом украинского раскола Московский патриархат разорвал общение с ним. Но что делать, если часть клира Александрийского патриархата оказывается не согласна с ним в том же, в чем и мы с ним не согласны, и желает соединиться с нами? Мы два года размышляли над ответом на этот вопрос. В Африке проживает довольно большое число русскоязычных верующих. К нам на протяжении многих лет обращались то из одной страны, то из другой: " Откройте для нас приход " . Но мы всегда говорили: " Ходите в храмы Александрийского патриархата " . Сейчас мы не можем этого сказать ни нашим верующим, ни тем священникам, которые, осознав неправду раскола, не захотели последовать за Александрийским патриархом в признании раскольнического сообщества Украинской церковью вместо реально существующей многомиллионной Украинской (православной – ред.) церкви.

http://radonezh.ru/2022/01/03/mitropolit...

Однако Георгий и вслед за ним Феофан столь убежденно следуют александрийской эре, что в их сочинении можно найти лишь едва заметные следы альтернативной хронологической системы. Объяснить принципиальный отказ соавторов «Хронографии», как и их современника Никифора, будущего Константинопольского патриарха, от византийской эры в пользу александрийской можно двояко. С одной стороны, речь шла о возрождении некогда самой авторитетной в православном мире традиции – александрийской, чье влияние заметно поколебалось в эпоху христологических богословских споров вв. С другой стороны, следует иметь в виду, что все упомянутые хронисты принадлежали к числу православного монашества, одержавшего нелегкую (и, как оказалось, лишь временную) победу над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. А поскольку эта ересь и возникновением, и укреплением своим в первую очередь была обязана светской власти, противостояние иконопочитания с иконоборчеством имело тенденцию обострять размежевание между «священным» и «мирским». Ярким подтверждением тому служат затяжные конфликты в среде победивших иконопочитателей между монашескими кругами и официальными церковными и светскими властями, проходившие под знаменем борьбы за сугубое благочестие (т.н. «михианская схизма», студитская оппозиция). Вполне возможно, что в монашеских кругах византийская эра воспринималась как светская, «профанная» и неверная хронологическая система, которой следовало противопоставить церковную, «истинную и точную» александрийскую традицию. Весьма характерны следующие факты. В предисловии к актам VII Вселенского Собора в рассказе о поставлении патриарха Тарасия дата его хиротонии (25 дек. 784 г. н.э.) приведена по византийской сентябрьской эре: 8 инд., 6293 г. 4 Далее в соборных деяниях мы находим имплицитно выраженную александрийскую хронологию: говорится о явлении Христа в 5501 г. мира. 5 Наконец, Феофан Исповедник , почти дословно повторяя рассказ о поставлении Тарасия, датирует это событие по александрийской эре: 25 декабря 8 инд., 6277 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить следующий состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XII заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» с 19 по 22 февраля 2023 года в Москве:   ЖУРНАЛ 136 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о решении Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида. Справка: В связи с состоявшимся 8 ноября 2019 года официальным признанием со стороны Патриарха Александрийского Феодора раскольнической так называемой Православной церкви Украины и поминовением им за литургией главы этой неканонической структуры, Священный Синод в заседании от 26 декабря 2019 года подтвердил «невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним» и прекратил церковное общение с теми архиереями Александрийской Православной Церкви, которые «поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола» (журнал 151). В дальнейшем Патриарх Александрийский Феодор не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за литургией на острове Имврос 13 августа 2021 года. Реагируя на многочисленные обращения клириков Александрийского Патриархата, не желавших быть соучастниками антиканонических деяний своего Предстоятеля и просивших о приеме их в юрисдикцию Русской Православной Церкви, и учитывая, что Патриарх Феодор фактически встал на путь раскола, Священный Синод в заседании от 29 декабря 2021 года (журнал 100) принял решение образовать Патриарший экзархат Африки, назначив его главой митрополита Клинского Леонида. Священный Синод в своем заявлении от 28 января 2022 года отметил, что решение об образовании экзархата, «принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».

http://patriarchia.ru/db/text/5989206.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010