Записку о состоянии московских монастырей в 1812 г. я имел в виду при печатании 2 тома, но усомнился в принадлежности ее Филарету. Язык показался мне не Филаретовским, и так как в своем архиве ничего подходящего я не нашел, то обратился в Москву, откуда и получил сведение, что упомянутая записка есть доклад князя А. Голицина 108 Императору Александру I, составленный на основании записки Августина 109 . При дальнейших справках оказалось, что доклад этот давно уже напечатан в Чт. Моск. Общ. Истории. Если имеете указатель к ним, то в нем найдете время напечатания. Все эти розыскания я передал Н. И. Григоровичу, вместе с запискою, в которой немало ваших объяснений». 6­ числа получено было мною два письма: одно из губернского г. Могилева, другое из Букурешты (в Румынии). Из Могилева писал мне от 3­ числа Ив. Никол. Каргопольцев: «Желая посильно почтить память архиепископа Могилевского и Мстиславского Евсевия (Орлинского) , скончавшегося 21 февраля 1883 года, я уже третий год занимаюсь собиранием материалов и составлением полной биографии почившего Владыки. ­В настоящее время труд мой окончен. Остается только дополнить его все еще поступающими материалами и затем приступить к изданию. Но тут-то и остановка! Средств на издание я положительно не имею. По совету людей, расположенных ко мне, я решился обратиться к знавшим Владыку и почитателям его с просьбой помочь мне издать мой многолетний труд с тем, чтобы всю оказанную мне помощь возвратить по мере продажи издания. Ваше Высокопреосвященство! Решаюсь я обратиться и к Вам с убедительной просьбой: не откажите и Вы вложить вашу лепту в помощь мне, чтобы труд мой, над которым я немало трудился, вышел в свет, чтобы память о высокой и светлой личности почившего архиепископа Евсевия еще долго бы жила среди знавших его и в назидание потомству. Если есть у Вашего Высокопреосвященства письма Владыки и другие материалы для его биографии, не откажите, хотя на самое короткое время, поделиться со мной. Все они будут возвращены мною в полнейшей аккуратности.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Государь очень любил прогулки на свежем воздухе, с удовольствием ходил, порой по труднопроходимой местности, плавал с детьми. Песчаный берег острова Каво до сих пор называется «Царский пляж». Также Государь ходил на каноэ, байдарке. Будучи непревзойденным стрелком, охотился на островах. Анна Танеева в 1917 году, когда по приказу Керенского в 24 часа была выслана за границу, вначале была заключена на яхту «Полярная Звезда», откуда была переведена в камеру Свеаборгской крепости и провела там месяц. Затем мать и родственники организовали через добрых людей ее побег. Осенью 1940 года Анна со своей служанкой Верой Запеваловой с помощью рекомендательного письма знакомого Анны с царских времен, маршала К.Г.Маннергейма, получила двухкомнатную квартиру в Хельсинки по улице Топелиуса 29 В. Анна жила здесь до последних дней. Дом в центре города на шумной улице стоит и до сих пор. На лето Анна с Верой снимали в разных местах дачу и жили там. Анна отошла ко Господу в июле 1964 года. Сведений о том, посещала ли Анна Александровна любимые места пребывания Царской Семьи в Виролахти, живя в Финляндии, пока нет. Но хочется отметить тот факт, что после смерти Анны исчез и Царский парк. На его теннисном корте в начале 1960-х годов еще играли в волейбол. После чего корт, качели, карусели, дорожка для мини - гольфа, парковая изгородь из жердей, ворота были разобраны местным населением. Договор на аренду территории под парк был подписан адмиралом Ниловым в 1912 году на 10 лет, после чего территория снова отходила во владение муниципалитета. - Много ли людей приходит на могилу Анны Танеевой? Приезжают ли православные из России, Украины ? Чувствуется ли интерес православной России к царским местам в Финляндии? Помогает ли этому " Общество... " ? - В 2006 году Йорма Охисало, финн, с которым мы познакомились у могилы, сказал: «Как хорошо, что к могиле стали приходить русские». К могиле Анны Танеевой - монахине Марии приходят. Горят свечи, стоят иконочки, цветы. В прошлом году мы приняли группу паломников из Москвы и Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/14/...

Но на кладбище не до шуток. За оградой бесланского кладбища не новые захоронения, а целый город. Рудники и заводы (кроме спиртовых) не работают, а тут просто ударная стройка:  катятся колесные трактора, один за другим проезжают груженые самосвалы, несколько экскаваторов задирают ковши, опрокидывают землю в грузовики. Небольшие немецкие катки укатывают только что положенный асфальт. В этом бойком мельтешении что-то ужасно оскорбительное.  Жизнь механизмов кажется автономной и самодостаточной.  Это какая-то зловещая антитеза тем, кто ушел из жизни. Она совершенно не вяжется с тем, что происходит у могил. Почти у каждой люди. Кажется, весь город переместился на кладбище. Женщины в черных платьях и траурных платках. Многие плачут, целуют фотографии на крестах и пирамидальных обелисках. Лица на фотографиях в основном детские. Много женских. Все, как на подбор красивые и одухотворенные. Несколько фотографий мальчиков в уже виденных нами одеяниях мушкетеров. Шести – десятилетние девочки в карнавальных платьях. Некоторые с веерами. Детское кокетство и безбрежная радость, ожидание нескончаемого праздника, глаза, искрящиеся от счастья…  Чувствуется почерк одного и того же фотографа. Видно, все они в один и тот же день воспользовались его услугами. В одинаковых позах, с очень похожими улыбками, словно родные братья и сестры замерли навек, показав своим близким какие они красавицы и красавцы…  Бесконечные ряды прекрасных лиц, ставших в один день соседями по кладбищу и братьями-сестрами одного небесного сестричества-братства.  Мужчины держатся  отдельно от женщин. Кто-то  поправляет могилу, кто-то настилает кафельную  плитку на дорожку между могилами. Рядом родственники и друзья наливают в стаканы водку, пьют. Одни молча, другие что-то произносят. Нашего друга узнали. В Осетии он человек известный. Стали жестами подзывать к себе. - «Пойдем, скажем Царство Небесное», - приказал он и направился к ближайшей могиле. Нам пришлось выпить по нескольку раз с отцами и родственниками убитых детей. Мы переходили от могилы к могиле. И снова  удивило то, что удалось найти слова утешения, не повторяясь и не фальшивя. Когда видишь отверзтое горем сердце и молишься о том, чтобы оно нашло утешение, уста начинают говорить сами.

http://radonezh.ru/analytics/kto-otvetit...

Допрошенные в ходе " белогвардейского " следствия свидетели, заночевавшие с 18 на 19 июля 1918 года в районе переезда 184, также рассказали о том, что ночью в районе Поросенкова лога находились чекисты и стоял грузовик. Старший следователь – криминалист СК и бывший руководитель следствия Владимир Соловьев, расследовавший дело об убийстве царской семьи с 1991 по 2015 год, в подтверждение версии о подлинности " екатеринбургских останков " приводит, например, тот факт, что одна из пуль, найденных в районе Ганиной Ямы, была выпущена из того же пистолета, что и пуля, обнаруженная в захоронении девяти человек в Поросенковом логу. В этой могиле имелись явные следы воздействия серной кислоты на скелеты погибших, а рядом были найдены многочисленные осколки японских сосудов из-под серной кислоты и фрагменты обшивки ящиков из-под кислоты. Подобные же находки были сделаны и у захоронения, предположительно, царевича Алексея и княжны Марии (там же был обнаружен и фрагмент тельняшки наследника). Современное следствие, по словам Соловьева, не исключает, что сожжение двух детей царя могло начаться в районе Ганиной Ямы и продолжиться в районе Старой Коптяковской дороги. В подтверждение версии о том, что тела были сожжены с использованием горючих и агрессивных веществ, говорит и тот факт, что в захоронении Алексея и Марии были найдены три пули, в которых отсутствовали сердечники, то есть свинец вытек под действием высокой температуры. Соловьев обращает внимание и на тот факт, что в ходе еще первого следствия митохондриальная ДНК Александры Федоровны и четырех ее дочерей, найденных в захоронении под Екатеринбургом, полностью совпала с ДНК ныне живущих потомков английской королевы (императрица была внучкой английской королевы Виктории). Опровергая предположения некоторых экспертов о том, что в Поросенковом логу якобы было создана " фальшивая " царская могила большевиками, следователь отмечает, что в двух захоронениях в районе Старой Коптяковской дороги не найдено ни одного предмета, явно свидетельствующего о возможной принадлежности останков членам царской семьи. " При фальсификации захоронения такие " подтверждающие " предметы наверняка бы появились в могиле " , – говорит Соловьев, подключившийся к обсуждению темы останков на церковном портале.

http://religare.ru/2_114392.html

Старик встал, подошел к соседней могиле и перекрестился: — На небо только ангельские души попадают, гуляют по райским кущам и поют песнопения. Моя Аннушка была светлой души человек, все о смирении гордыни рассказывала. Всем существом я чувствую, что молится она обо мне с того света и этим мне помогает. Вот и твоя мать, она как ангел хранитель для тебя. Ты не должен черные мысли копить, отбрось их, вся суета пройдет, а любовь к ней и к Богу тебя согреет. — А почему ваша дочь умерла? Ей сколько лет было? — Доченьке моей было двадцать лет, мы с ней смерть Аннушки пережили, у нее хороший парень завелся, сама она в медицинском институте на втором курсе училась. Пришла домой, приступ, живот режет как ножами, температура. Я вызвал «скорую», отвезли в больницу, оказался аппендицит, у меня даже от сердца отлегло, ну, думаю, пустяки, у нас врачи и не такие операции делают, а это для них как семечки. После операции десять дней прошло, температура не спадает, нагноение шва, они опять наркоз, опять режут… А там уже полное заражение брюшины. Оказывается, забыли вату из живота вынуть во время операции. В общем, кровь ей переливали, антибиотики давали, мучилась моя девочка ужасно и умерла от общего заражения. Только сейчас Александр Сергеевич заметил, что на соседней могиле стоят два самодельных креста, сделанных из необструганной березы. На общем фоне кладбищенских памятников, белоснежная береста выделялась своей необычностью. «Странно, как это я раньше их не приметил, — подумал Голицын. — Вроде двух деревенских избушек в окружении бетонных новостроек». — Понимаете, у меня больше нет сил. По всему видно, что вы пережили в жизни больше моего, но вы выстояли, не сломались. А я всю жизнь только и сгибался, дорожил своим покоем, лояльностью, я ведь не боец. Это жена моя всегда на передовых позициях. Мама была человеком кротким, но твердым, она меня своим примером от духовной нищеты спасала. Теперь уж я совсем ничего не понимаю: как нужно жить? Никогда не думал о личной свободе, а предпочитал подчиняться. Мне было так спокойнее, а теперь настал предел. Не понимаю, где зло, где добро…

http://azbyka.ru/fiction/nedoumok/

Кратил, 400с). Об этом же говорит Сократ в диалоге “Горгий”: “я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы, и что тело — наша могила” ( Платон . Горгий, 439a). Кто этот мудрый человек и откуда приходит эта идея? По мнению А. Ф. Лосева, “тело как могила души — идея орфико-пифагорейская” 18 . Ее можно найти у пифагорейца Филолая, у которого Платон покупал через Диона пифагорейские книги и ездил к нему в Италию. Толкуя данное место “Горгия”, Климент Александрийский отмечает, что Платон под мудрым человеком понимал, видимо, Филолая 19 . Здесь же Климент ссылается и на другого пифагорейца, Евсикфея, и пишет: “Свидетельствуют также древние теологи и прорицатели, что в наказание за некоторые преступления душа соединена с телом и как в могиле погребена в нем” Представление о теле как темнице и о теле как могиле души характерно и для орфиков с их дуалистическим отделением чистой, божественной души от испорченного и смертного тела. Идея эта была чужда ионийцам. Она порождена орфической космогонией, где из тела и крови растерзанного титанами Диониса происходят люди с их исконным дуализмом доброй воли и злой природы” 20 . Поскольку от титанов произошел человеческий род, наше естество “состоит из двух элементов — титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесному, к земному. Второй — к возвышенному” 21 . Поэтому именно плоть препятствует душе иметь истинное познание: “душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве” ( Платон . Федон, 82е). Платон разовьет эту идею в символической картине жизни как темницы или пещеры, в которой люди томятся подобно узникам, и откуда они, как в театре теней, наблюдают за тенями — призрачными очертаниями истинной жизни, появляющимися перед ними на стенах пещеры! ( Платон . Государство, VIII, 514a–517b). Ощущение того, что именно телесность ввергает душу во всевозможные пороки и заблуждения, отлучая ее от истинного знания, проходит сквозь всю историю античности и получает свое завершение в стихах одного из последних языческих поэтов, Паллада.

http://pravmir.ru/uchebnyiy-protsess-v-a...

Артемон Евстратов 05(18)03.1936 01(14)02.1937 12.1943 02.1944 01(14)06.1945 04(17)01.1946 04(17)01.1946 06(19)07.1946 06(19)07.1946 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 06(19)10.1949 Николай II Чуфаровский 06(19)10.1949 15(28)11.1955 15(28)11.1955 18(31)05.1956 Митрофан III Гутовский 18(31)05.1956 30.12.1961(12.01.1962) Иероним Захаров 30.12.1961(12.01.1962) 15(28)05.1963 16(29)05.1963 10(23)04.1976 24.04(07.05)1976 26.04(09.05)1976 в/у Глеб Смирнов 26.04(09.05)1976 12(25)07.1987 14(27)07.1987 28.08(10.09)1987 28.08(10.09)1987 08(21)03.1988 14(27)03.1988 06(19)07.1988 в/у Симон Новиков, паки 06(19)05.1988 08(21)07.1988 08(21)07.1988 Орловская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Викарные кафедры: Дмитриевская, Ливненская, Малоархангельская, Елецкая, Болховская. 21.09(04.10)1922 13(26)03.1923 14(27)03.1923 Александр Монастырев 25.06(08.07)1923 16(29)10.1927 13(26)01.1928 13(26)01.1928 Гервасий Малинин 05.1928 22.08(04.09)1928 11.1933 16(29)12.1934 12.1934 Орская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Орск (Оренбургская область). Оренбургское викариатство. Упразднена в 1926 г. 06(19)03.1923 18(31)07.1924 30.07(12.08)1925 Оршанская Основана 06.03.1839 (принята с Полоцкой епархией из унии). Местопребывание – в г. Полоцк. Именование – по г. Орша (Могилевская губерния; область БССР). Могилевское викариатство с 23.06.1839. Упразднена 07.07.1840. Возобновлена в 1926 г. Упразднена в 1927 г. 06.03.1839 07.07.1840 12(25)09.1926 15(28)10.1927 Стефан Виноградов Оршанская, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Орша (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1933 г. 21.08(03.09)1926 17(30)11.1926 30.11(13.12)1926 29.10(11.11)1927 Капитон Лавров 16(29)11.1927 07.1931 12.1931 10(23)03.1932 04(17)09.1932 04(17.09.1932 04(17)07.1933 Осинская Основана в 1924 г. Именование – по г. Осинск 3274 (Пермская губерния). Пермское (Молотовское) викариатство. Упразднена в 1935 г. 29.01(11.02)1924 16.02(01.03)1929 17(30)05.1932 17(30)01.1935 14(27)05.1935 Варлаам Козуля

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– На церемонию пришли Мама и Сандро. Присутствовали также два или три офицера Гусарского Ахтырского полка и немногие мои подруги из числа сестер милосердия. Потом персонал лазарета устроил обед в нашу честь. Тем же вечером я вернулась на дежурство в палату. Но я была действительно счастлива. У меня сразу прибавилось сил. Тогда, стоя в церкви рядом с моим любимым “Кукушкиным”, я решила смело глядеть в лицо будущему, каким бы оно ни оказалось. Я была настолько благодарна Всевышнему за то, что Он даровал мне такое счастье. Наступило и прошло Рождество. С приближением последних дней монархии зловещие слухи усилились. Из Петрограда писем почти не приходило. Императрица-Мать, Ольга и Сандро не знали, чему верить. – Известие об отречении Ники прозвучало для нас, как гром среди ясного неба, – вспоминала Ольга Александровна. – Мы были ошеломлены. Мама была в ужасном состоянии, и мне пришлось остаться у нее на ночь. На следующий день утром она поехала в Могилев, Сандро поехал вместе с Мама, мне надо было идти в лазарет. Великая княгиня не знала, чего ей следует ожидать, поэтому тепло и сочувствие, с какими ее там встретили, глубоко тронули ее. Проходя мимо, солдаты пожимали ей руку. Не произносилось ни слова, но многие из них плакали, как дети. Когда сестра-большевичка подскочила к Великой княгине и стала поздравлять ее с отречением, санитары, находившиеся рядом, схватили красную и вытолкали ее из палаты. На Императора обрушился целый шквал осуждений, зачастую со стороны близких родственников. “Вероятно, Ники потерял рассудок, – писал Великий князь Александр Михайлович в своей “Книге воспоминаний”. – С каких пор Самодержец Всероссийский может отречься от данной ему Богом власти из-за мятежа в столице, вызванного недостатком хлеба? Измена Петроградского гарнизона? Но ведь в его распоряжении находилась пятнадцатимиллионная армия…” Но Великая княгиня продолжала упорно защищать брата, принявшего это трудное решение: – Он не только желал прекратить дальнейшие беспорядки, но у него не оставалось иного выбора. Он убедился, что его оставили все командующие армиями, которые, за исключением генерала Гурко, поддержали временное правительство. Ники не мог положиться даже на нижних чинов. Он увидел, что “кругом измена и трусость, и обман!” Михаил же с такой женой не мог стать его преемником. Но даже Мама не могла понять причин, заставивших его отречься. Вернувшись из Могилева, она не уставала повторять, что это было для нее величайшим унижением в жизни. Никогда не забуду тот день, когда она приехала в Киев. Когда после отречения сына Вдовствующая Императрица отправилась в Могилев, ей были отданы все подобающие ее положению почести. Она прибыла на Императорскую платформу вокзала в сопровождении эскорта казаков.

http://azbyka.ru/fiction/memuary-velikoj...

Мало того: – в Могилеве Смарагд при публике дергал за волосы дьякона и дьячка 103 , а иногда производил ручные расправы (в Орле) даже с пьяным священником 104 , сутяг же стукал лбами, схватив их за волосы 105 . В пылу гнева раздраженный владыка кидал в лакея тарелкой (в Орле) 106 , бросал связкою бумаг в секретаря 107 или пускал даже митрой в старосту (в Астрахани) 108 и обзывал дурачьем (в Орле) все семинарское чиноначалие 109 . Так при «впечатлительности» быстрого возбуждения Смарагд допускал иногда «усиленные действования» 110 . Его острое словцо всегда было метко, характерно и до крайности язвительно 111 , –даже в официальных резолюциях 112 , где он умел делать особые намеки самым начертанием 113 . Человек вовсе не светский, – Смарагд не стеснял других, но не давал никому забываться пред своим саном и родовитого совопросника, неуместно искушавшего о незазорности карточной игры в великий пост, ядовито обрезал, что именно ему «в дурачка сыграть можно» 114 . Не менее колки были и другие приемы, если, напр., в Полоцке Смарагд намеренно брал со ставленника деньги в виде яко бы взятки и в заседании Консистории сам каялся в этом, вынуждая к публичному самобичеванию присяжных промышленников по этой части 115 , каких было везде достаточно в ту эпоху. Для его ревности всякие звания и состояния как будто совсем не существовали. В Могилеве во время крестного хода на Иордань он, завидев губернатора в головном уборе, громко посылал полицейского чиновника «снять шапку у этого дурака» 116 , а в Орле чопорную губернаторшу княгиню Трубецкую, рожденную Витгенштейн, открыто называл «буесловною немкой» и оказывал ей такие «замечательные грубости», что та совершенно пасовала 117 . Смарагд не стеснялся даже в проповедях резко затрагивать этих сановных лиц 118 и ничуть не затруднялся торжественно ставить их в крайне неловкое положение 119 . При таких условиях «тем легче было подкидывать горючие материалы на огонь взаимного раздражения» 120 . Будучи в Св. Синоде, где тогда членам его нельзя было свободно пошевелиться 121 , Смарагд на самых заседаниях последнего дозволял иногда столь острую прямоту, что вызывал своего рода целый соблазн, когда грозно расшумелся на именитейшего иерарха, яко бы дьячок не смеет жаловаться на архиерея, – и, дав Александра Невского, синодалы поспешили отправить Орловского владыку восвояси, как неприличного для высоко-сословной обстановки по недостатку тонкости 122 , а равно по непосредственности и непреклонности в беспримерной правдивости 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ещё одной запоминающейся страницей в зарубежном периоде жизни последних Юсуповых явился судебный процесс с компанией «Metro-Goldwyn-Mayer», которая выпустила фильм «Распутин и императрица», где Ирине Александровне приписали «сексуальную связь с Распутиным». Процесс был Юсуповыми выигран, компания заплатила компенсацию, что помогло Феликсу и Ирине улучшить пошатнувшееся материальное положение. Одним словом, яркая, интересная, насыщенная жизнь, что, впрочем, всегда отличало незаурядную творческую индивидуальность князя Феликса Юсупова младшего. Феликс Феликсович умер 27 сентября 1967 в возрасте 80 лет и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с матерью. Через три года в той же могиле была погребена Ирина Александровна. Итог Подведём итог. Молодой Феликс Юсупов оказался не готов ступить на ту стезю, которая была указана Елизаветой Фёдоровной для него, как спасение. Спасение от той жизни, которая неудержимо увлекала его в свой гибельный для души водоворот. Феликс потерпел фиаско. Почему? Возможно, в чем-то он унаследовал ограниченность своего отца Сумарокова-Эльстона, проявившуюся в неспособности преодолеть свойственную ему инертность. Отсюда скованность духа, коснение в заблуждениях, не способность изжить предубеждения и подняться над стереотипами аристократической толпы. Но главная причина видится в другом - в его несамостоятельности. Поразительно, но из мемуаров Феликса Юсупова младшего следует, что он был не вполне самостоятелен. Его эпатажность - лишь стремление к свободе, желание доказать себе и другим свою независимость, свою неповторимость, свою волю и силу. Это осталось лишь внешним эффектом. Феликс оказался слабым, возможно, по природе, но больше по воспитанию - он был скован волей своей матери. Её воля и желания в отношении Феликса расходились с чаяниями Елизаветы Фёдоровны. Воля Зинаиды Юсуповой довлела и над самой Елизаветой Фёдоровной, заставляя её на многие вещи смотреть не своими глазами, а глазами свой подруги. Именно так было в отношении оценки, которая была дана, во-первых, Григорию Распутину, а во-вторых, Валиде - Императрице Александре Феодоровне, её симпатиям, и поступкам (Валиде - прозвище, данное Государыне Зинаидой Николаевной).

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010