Надгробие Н. В. Бахвалова. 1921 г. (Коммунистическая площадка, Александро-Невская лавра) Надгробие Н. В. Бахвалова. 1921 г. (Коммунистическая площадка, Александро-Невская лавра) Для индивидуального Н. ранней советской эпохи были характерны героическое восприятие смерти, прославление трудового подвига человека, демонстрация его гражданских добродетелей, назидательное и воспитательное начало - качества, позаимствованные из Н. эпохи классицизма. В довоенное время активный поиск форм породил целый спектр образцов мемориальной скульптуры, как переосмыслявших традиц. образцы, так и радикально новых. В массовом Н. 20-30-х гг. XX в. продолжала использоваться форма креста, к-рую постепенно вытеснял обелиск (пирамида, усеченная пирамида) с 5-конечной звездой ( Ермонская. 1979. С. 20). Даже на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры, предназначенном теперь для захоронения большевиков и получившем название Коммунистическая площадка, находится ок. 30 христ. погребений, отмеченных Н. в виде крестов. Самыми популярными Н. были типы архитектуры малых форм из классического арсенала - плиты, пирамиды и усеченные пирамиды, пилоны, квадратные постаменты, стелы, раковины. При сохранении дореволюционной типологии Н. и размещении декоративных элементов на нем христ. символы и сложившиеся в XVIII-XIX вв. мемориальные аллегории уступили место советской символике: так, 5-конечная звезда заменила крест, а колосья и полевые цветы - лавровые и дубовые венки. При создании массовых Н. в XX в. стали использовать новые, более дешевые материалы, в первую очередь бетон или бетон с каменной крошкой (к-рые оказались недолговечными). В 20-30-х гг. XX в. поиски типа Н., отвечавшего мировосприятию новой действительности, привели к использованию форм, материалов, а часто непосредственно предметов и конструкций, связанных с профессиональной деятельностью умерших. Оформление Н. визуально сообщало о роде занятий покойника. Такие Н., как правило, сооружались по инициативе коллег усопшего и стали своего рода документами эпохи, призванными иллюстрировать трудовые подвиги. Так, на могиле Н. В. Бахвалова (1921) на Коммунистической площадке, напротив главного входа в собор Александро-Невской лавры, было установлено Н. в виде конструкции из машиностроительных деталей (шестерня, колеса вагонетки, приводные цепи), на могиле И. Т. Барулина (1927, московское Новодевичье кладбище) - половина зубчатого колеса на чугунном постаменте. В Александро-Невской лавре на могиле 3 энергетиков (С. Я. Васильев, С. И. Вшивцев, А. М. Бабанов), погибших при аварии на электроподстанции в 1935 г., было установлено Н. в виде опоры линии электропередач. Традиция помещать винты и др. фрагменты самолетов в качестве Н. на могилы летчиков появилась во время первой мировой войны (аллея авиаторов на Мемориально-парковом кладбище героев первой мировой войны, Москва) и не прерывалась в дальнейшем (напр., на кладбище советских летчиков близ пос. Эмари (Эстония) в качестве Н. использованы хвостовые части военных самолетов).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Этот обычай был настолько силен, что даже иногда во время пути араб, если только дом был не далеко, закалал для этого верблюда, на котором ехал, и отправлялся затем пешком 2118 . У арабов-язычников много было известно могил доблестных лиц, могил, на которых они закалали животных, например, была знаменита могила Рабии. Языческий обычай арабов закалать животных на могиле умершего сохранился и в исламе, хотя несколько в измененном виде. Именно мусульмане во время хаджа приносят жертвы на горе Арафе по числу покойников в своем семействе в тот год. 2119 Человеческие жертвы. Существовал ли у арабов самый жестокий вид кровавых жертвоприношений, т.е. человеческие жертвы, это вопрос, который как сам по себе, так и по неопределенности данных для его решения требует более подробного рассмотрения. Те данные, какие мы имеем, заставляют нас предполагать, что он существовал у арабов. Порфирий об арабском колене Думат передаст, что оно «приносило ежегодно в жертву мальчика, которого погребало под жертвенником, который служил им божеским идолом» 2120 . О человеческих жертвах у арабов говорят также Прокопий 2121 и Евагрий 2122 . Рассказывается также о Мундзире, царе Хиры, что он принес в жертву Венере одного из сыновей враждебного ему гассанитского правителя Хареса 2123 . О том же самом Мундзире повествуется, что он установил ежегодное принесение в жертву человека на могиле двух, невинно им казненных лиц, и приказал кровью человеческой жертвы обагрять их надгробные памятники 2124 . Евагрий повествует о Ноомане, приносившем в жертву людей своими собственными руками 2125 . Вот свидетельства европейских писателей о человеческих жертвах у арабов. Правда, против них можно возражать в виду неопределенности или тех исключительных случаев, которые указываются цитированными нами писателями, как поводы к этим жестоким обрядам, и, наконец, в виду того, что приношение жертв на могиле Мундзира, по-видимому, не ставится в связь с религией, все это правда, тем не менее мы не имеем решительно никаких прочных данных, чтобы отвергать достоверность этих сказаний. Их исключительный характер, по нашему мнению, свидетельствует только о том, что эти жестокие жертвоприношения существовали во времена приведенных писателей, как сравнительно редкое явление. Мы склонны думать, что они раньше имели более широкое распространение. У арабских писателей прямым подтверждением нашего мнения служит рассказ об обете деда Мухаммеда принести в жертву своего сына Абдуллаха, обете, хотя и не исполненном, а замененным жертвоприношением сотни верблюдов, тем не менее ясно показывающем, что подобный обычай жертвоприношения существовал у арабов, хотя в последнее время и в весьма редких случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

   Рассказывают, что такие чудеса и исцеления при гробе батюшки были многочисленны. После же погребения, на могиле праведника они стали совершаться в изобилии. Не только телесные болезни исцелялись там: люди, потерявшие близких, помолившись на могиле, чувствовали облегчение, унылые утешались, маловерные укреплялись в вере. Приведем очень небольшую часть рассказов о таких чудесных событиях на могиле о. Валентина, главным образом, из машинописной книги Новомученицы Анны «Великий подвижник — отец Валентин».    Старушка Александрушка рассказывала, что в ее дворе жил отрок, не владевший ни руками, ни ногами, висевшими как плети. Александрушка рассказала родителям о чудесах о. Валентина, дала почитать книгу о них и посоветовала съездить на могилку. После этого мальчик стал бегать и свободно владеть руками. То же произошло и с сыном одного Ваганьковского певчего, который был прикован к постели, а после того, как мать стала привозить мальчика на могилку батюшки лежать, он стал свободно бегать.    «У Анисьи Павловны Климановой очень болели зубы; ни днем ни ночью она не знала покоя, даже во рту все пересохло — ничего не могла есть. Совсем измучившись, она отправилась на могилу батюшки, попросив священника отслужить панихиду. Потом взяла с могилы листочек, приложила его к больной щеке, и вдруг почувствовала, что по щеке что-то потекло. Боль в зубах стала утихать и вскоре совсем прекратилась.    Внучка Анисьи Павловны Нина долго не могла ходить, даже не ступала на ножки. Поехали они к батюшке на могилку, и вдруг девочка сама попросилась спустить ее с рук, тут же на могилке встала на ножки и пошла, и с тех пор стала хорошо ходить.    За старшую дочь Анисьи Павловны, Анну Алексеевну, сватались два жениха. Анисья Павловна увидела во сне батюшку, и он сказал: «Ни за того, ни за другого не отдавай, а когда нужно будет, я через свою дочку скажу». И вскоре старушка Дуня, преданная духовная дочь батюшки, посватала ей хорошего жениха — Петра Гавриловича. Дело скоро уладилось, и молодые стали жить счастливо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Мониторинг СМИ В первый раз на ектеньях не поминали Их Величеств Киевские страницы послереволюционной истории Дома Романовых 25.08.2017 14:53 После свержения самодержавия положение представителей Дома Романовых радикально изменилось, и это было лишь началом пути многих из них к трагическому финалу. Ряд представителей династии весной 1917 г. обосновались в Киеве. Их жизнь в этом городе после революции является любопытной иллюстрацией к истории повседневности 1917 года. Вдовствующая императрица Мария Федоровна Романова В Могилев и обратно Начало революционных событий в Петрограде застало вдовствующую императрицу Марию Федоровну в Киеве. Там она проживала в Мариинском дворце вместе с дочерью Ольгой Александровной, а также с другими родственниками. Полковник В.М. Пронин вспоминал, что, " получив полный текст Манифеста, вел. кн. Сергей Михайлович передал его по телеграфу в Киев государыне императрице Марии Федоровне и вел. кн. Александру Михайловичу " 1. В субботу 4 марта 1917 г. печать сообщала: " Вчера вечером Ее Императорское Величество государыня императрица Мария Федоровна изволила отбыть на два дня в Ставку и затем изволит возвратиться обратно в Киев " . Об обстоятельствах этих дней вспоминал лейб-казак (личный телохранитель) Марии Федоровны Т.К. Ящик: " Когда царь Николай отрекся от престола, он немедленно написал вдовствующей императрице, которая все еще находилась в Киеве. ... Как только императрица получила письмо царя, она отдала приказ подготовить ее личный поезд... " 2 В субботу 4 марта около 15 часов Мария Федоровна прибыла в Могилев. Бывший император записал: " К 12 час. поехал на платформу встретить дорогую мама, прибывшую из Киева. Повез ее к себе и завтракал с нею и нашими... " . Генерал Ю.Н. Данилов вспоминал: " Императрица Мария Федоровна, по прибытии поезда, со спокойным видом вышла из вагона, крепко обняла своего сына, обошла всех прибывших ее встречать, и для каждого у нее по обыкновению нашлось или подходящее слово, или ласковая улыбка. Затем она вместе с государем удалилась в сторону и довольно долго беседовала с ним с глазу на глаз " 3. Помимо Т.К. Ящика Марию Федоровну в Могилев сопровождал гофмейстер князь Г.Д. Шервашидзе4.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены 23 февраля 2022 г. 16:21 23 февраля 2022 года, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля.  В торжественной церемонии также приняли участие:  После возложения венка прозвучал гимн России. Затем иерархи и духовенство пропели «Вечную память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим», после чего состоялся торжественный марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.  Предстоятель Русской Православной Церкви, поздравляя с Днем защитника Отечества военного коменданта г. Москвы генерал-майора Е.А. Селезенева, офицеров и солдат роты почетного караула сказал:   «Дорогие братья, российские воины! Сердечно поздравляю вас с сегодняшним днем — Днем защитника Отечества. Это воспоминание в первую очередь о всех тех, кто жизнь свою положил, защищая священные рубежи нашей страны. Но это также дань, которую мы отдаем всем тем, кто и ныне мужественно, часто с риском, несет свое воинское служение. Служение военнослужащего, служение защитника Отечества всегда сопрягается с рисками, в том числе касающимися самого главного для человека — здоровья и жизни. Мы знаем, что не бывает войны без жертв, и потому особое уважение в народе есть и всегда должно оставаться к тем, кто добровольно надевает на себя военную форму, приносит присягу и клянется в верности Отечеству и готовности защищать ее священные рубежи. Мы живем в мирное время, но знаем, что и в мирное время возникают угрозы. К сожалению, и в настоящий момент существуют угрозы, — каждый знаком с тем, что происходит на рубежах нашего Отечества. Поэтому думаю, что не может быть у наших военнослужащих никаких сомнений в том, что они избрали очень правильный путь в своей жизни. Потому что, идя по этому пути, вы защищаете народ даже без всяких военных действий. Сила Вооруженных сил, мощь российского воинства — это уже оружие, которое оберегает наш народ. Но для того чтобы это оружие всерьез воспринималось теми, кто имеет плохие намерения, Вооруженные силы нашей страны всегда должны быть в боевой готовности. А поскольку речь идет о высокотехнологичных системах, использование которых требует знаний, навыков, умений, я в первую очередь желаю вам развивать эти навыки и умения, постигать сложность всего того, с чем сталкивается сегодня современный солдат, для того чтобы всегда быть готовыми дать отпор врагу.

http://patriarchia.ru/db/text/5903402.ht...

— Шалая баба, шалая. Бестолковщина одна, а не жена. Тьфу, прости Господи, женой тута и не пахнет, Сенька. — Батя! — завис над столом Семён. Скатерть поползла вниз вместе с хищно растопыренными пятернями. Кот метнулся под стол. — Чиво «батя»?! — задыхался отец. — Жена — оно не для шшупалок в постелях. Для жизни! Шшупать-то можно и подушку, ежели ничего не случилось под руками. А жена — от Бога! — Батя!.. — Цыц! — Старик задохнулся гневным сухим кашлем, отвернулся, откатившись, в пыльные потемки запечья. Марья Васильевна тяжело дышала, её полное грубоватое тело жидко потряхивалось. Не выдержала — разревелась, уткнувшись лицом в платок. Сгорбленный, взъерошенный Семён ушёл, шаркая тапочками, на свою половину, сжимал за спиной кулак. За воротами Наталья осмелела, притопнула валенком и крепко взяла Елену за душегрейку, притянула к себе: — Фу, и как я высидела у вас! Вы чё тама — воюете дённо и нощно? Жара у вас, печь натоплена до одури, а — знобило меня, будто вы все дышали в меня холодюкой самой расхолодной. — Мирно живём… как в могиле, — неприятно засмеялась Елена, обнимая подругу. Пошли по заметённой снегом, изрезанной полозьями улице. В окнах подрагивал свет вечерних хлопот, качались тени, к небу, густеющему подкровавленной зарёй, тянулись хвосты дымов. Наталья возмущалась, порицающе мотала маленькой головой, с которой сползла на плечи шаль: — То-то же — как в могиле. Семён бьёт тебя, чё ли? Али со свекровкой да свёкром лаешься, грешным делом? — Говорю же тебе: мирно у нас, как в могиле. — Елена приостановилась, пристально посмотрела в веснушчатое, задорно-девчоночье лицо подруги, махнула рукой: — Ай, была не была: слушай, моя пригожая, вот что тебе шепну. Беременная я. — Вот радость-то!.. — Да помолчи! Слушай — помоги мне… — Елена оборвалась, в горле у неё неожиданно засипело, и она глубоко вздохнула. Крепко прижала к себе отчего-то испугавшуюся Наталью, в самоё ухо свербяще, громко шептала: — Помоги мне… вытравить… его… слышь, помоги… — Кого? — остановилась Наталья. Бегали голубенькие горошины глаз.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Окончилась спячка, наступившая после 1991 года Писатель Александр Проханов о трех знаменательных встречах с людьми русской мечты 04.01.2017 2051 Время на чтение 4 минуты Минувший год кончался тяжело, мрачно. Убийство посла , крушение самолета с певцами и с несравненной Доктором Лизой. Эта тяжесть не осталась в минувшем году. Ее не заглушили трескучие петарды, не заслонили сияющие разноцветные шары и хрустальные звезды. Мы перешли с этой печалью, с сердцами, полными тревожных предчувствий, в новый год. России придется жить дальше, стоически пробираясь через все напасти. Через все катастрофы и надолбы двигаться к неизбежной русской победе. В минувшем году я был вдохновлен не кремлевскими речами, не фестивалями и праздненствами. Я был вдохновлен тремя героями, встреча с которыми не позволила мне пасть духом, возвышала меня, спасала от уныния. Летом я был в Оренбурге. После всех речей и выступлений, после визитов и официозных встреч я помчался в оренбургские степи и перелески, туда, где за сотни километров от Оренбурга в простой деревне на сельском кладбище похоронен погибший в Сирии авианаводчик Александр Прохоренко. Я не знал его лично, но его смерть пронзила меня. Она была из тех первых, немногих, которые мы заплатили за сирийский поход. И я, исполненный печали, помчался к этой степной могиле поклониться, набраться, как набираются у алтарей, света и молитвенного воскрешения. Я приехал в деревню, не стал заходить в дом, где родился Александр Прохоренко и где живут его престарелые родители, а сразу покатил мимо заборов, огородов, скромных домов на деревенское кладбище и увидел огромную гору цветов — целый курган, насыпанный из роз, гвоздик, белоснежных лилий. Цветы были не завядшие, не с дней похорон, а свежие, недавние. К этой могиле продолжали тянуться люди, оплакивали героя, клали цветы своей благодарности, восхищения и печали. Среди цветов стояла мраморная дощечка, и на ней однополчанами была сделана надпись: «Мы помним тебя, Сашок». Я поклонился этой могиле. От нее исходил таинственный свет, возвышенная благодать, которые окружали меня, возвышали, искупали все мои несовершенства и слабости. И я, полный света, покинул кладбище так, словно был на церковной литургии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/04/ok...

Мэр Москвы Сергей Собянин в понедельник утром возложил цветы и венки к Могиле неизвестного солдата в Александровском саду и памятнику маршалу Георгию Константиновичу Жукову, в честь 70-й годовщины легендарного парада 1941 года на Красной площади 7 ноября. ПРАВМИР. Мэр Москвы Сергей Собянин в понедельник утром возложил цветы и венки к Могиле неизвестного солдата в Александровском саду и памятнику маршалу Георгию Константиновичу Жукову, в честь 70-й годовщины легендарного парада 1941 года на Красной площади, сообщает РИА Новости . В понедельник, 7 ноября, на Красной площади Москвы проходит торжественный марш, посвященный 70-летию военного парада, состоявшегося в 1941 году в осажденной столице. В торжественном шествии принимают участие более 5,5 тысяч человек. В церемонии возложения цветов также участвовали председатель Мосгордумы Владимир Платонов, члены столичного правительства, префекты административных округов, депутаты, ветераны, представители общественных организаций и молодежных патриотических объединений. После возложения цветов перед участниками церемонии торжественным маршем прошла рота Почетного караула, военный оркестр играл знаменитую мелодию военных лет «Священная война». В 1941 году, в день 24-й годовщины Октябрьской революции, парад решено было провести для укрепления боевого духа советских войск, несмотря на то, что Москва была на осадном положении. Именно на этот день Гитлер планировал захват Москвы и торжественное прохождение немецких войск по Красной площади. Поэтому парад 1941 года по силе воздействия на ход событий войны историки считают важнейшей операцией. Прямо с парада на главной площади страны бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько километров. Читайте также: [+ ВИДЕО] За Москву! Монахиня Адриана (Малышева) В начале октября положение на фронтах стало критическим, сводки были все безнадежнее. Бои шли на ближних подступах к Москве — здесь решалась судьба Родины. Сколько бы откликнулось человек сегодня на этот призыв?

http://pravmir.ru/mer-moskvy-vozlozhil-c...

Речь шла не о телеграмме Алексееву, а о том официальном тексте постановления, который был опубликован в газетах 8 марта. Для выполнения постановления правительства командировались в Могилев члены Государственной Думы Бубликов, Вершинин, Горбунов и Калинин, в распоряжение которых поручалось генералу Алексееву предоставить воинский наряд для «охраны отрекшегося Императора». Им вменялось в обязанность «представить письменный доклад о выполнении ими поручения». Для чего были приглашены члены Думы, мало известные, за исключением Бубликова? Подобающую торжественность акту ареста бывшего Императора правительство могло придать командировкой в Могилев любого своего члена. Появление в Могилеве членов Думы отнюдь не золотило горькой пилюли, которая предлагалась Царю, и, быть может, лишь обостряло неожиданный эпилог, soi disant, добровольного отречения. Авторитет Думы нужен был для того, чтобы лишь внешне ослабить моральную дефективность постановления 7 марта и показать, что правительство действует не только в согласии с Исп. Ком. Совета, но и с одобрения Временного Комитета. Это было особенно важно для Ставки. Бубликов, на которого были возложены председательские функции в думской комиссии, говорит, что он предварительно был вызван к Родзянко. В официальном отчете комиссаров прямо уже говорилось, что они посланы были с соответствующими документами по распоряжению Временного Комитета для сопровождения (не ареста) Царя. Вечером, в 11 часов, с экстренным поездом думская делегация в «секретном» порядке выехала в Могилев. На вокзале оказалось, что «секретная» миссия разоблачена, и делегатов встретила целая толпа журналистов с просьбой пустить их в поезд. Журналистам было отказано, тем не менее сотрудник «Речи» умудрился как-то пробраться в служебное отделение 27 . 4. Арест Императрицы В часы, когда думская делегация на другой день приближалась к Могилеву, в Царском Селе был произведен арест Императрицы. Совершить это действие было поручено командующему войсками петербургского гарнизона ген. Корнилову, в ведение которого и поступил Александровский дворец. Как-то непонятно, почему выполнение политического акта было возложено на военную власть и главнокомандующему войсками с его штабом была придана несвойственная его обязанностям роль тюремщика. Инструкция начальнику гарнизона Царского Села не оставляет сомнения в том, что превентивный домашний арест означал в действительности строгое заключение, хотя и на льготных привилегированных условиях. Вот основные пункты инструкции, подписанные Корниловым и его начальником штаба Рубец-Масальским 28 :

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Итак, теперь новый, неинтересный иконостас, и недостает некоторых статуй, поставленных в 1843 году. Зато теперь появились нелепые пристройки якобы в русском стиле, испортившие боковые фасады храма, заслуживающего самого бережного к нему отношения: храм вполнеможет быть причислен к числу лучших построек губернии.В саду около церкви несколько прелестных монументов на могилах владетелей усадьбы. Вот некоторые из них: памятник на могиле князя Василия Петровича Голицына, умершего в 1866 году – в виде статуи ангела, держащего опущенный факел. Прекрасно грустное, тихое выражение лица; складки драпировок, крылья скомпанованы очень удачно, и если бы не была известна точно дата монумента, смело можно бы было отнести его к 30-м годам.Памятник на могиле Александры Тимофеевны Корсаковой, жены генерал-майора, скончавшейся в 1842 году на 34-м году жизни, изображает статую опечаленной, со склоненной головой, женщины. Также великолепны складки драпировок, покрывающих прекрасное тело. Памятник княжны Варвары Алексеевны Корсаковой, дочери генерал-майора А. И. Корсакова, умершей, как гласит надпись: «1832 года, июня 16 в 7 часов утра, в Голландии, по выезде из Роттердама близ города Горкум на реке Вааль, на пароходе Номбеген», изображает пьедестал с фронтоном в египетском стиле с антефиксами на одной стороне фронтона. В венке из цветов – профильный барельеф усопшей, окруженный звездами. Под изображением надпись: «Вот все». Как кратко и красноречиво! Сколько такта, изящества и смысла во всем изображении! И как просто все это по сравнению с теми монументами, которыми устанавливают теперь наши кладбища! Все памятники прекрасного мрамора. Едва ли на зиму их закрывают ящиками из досок. Кто заботится о поддержании их вида? Ведь они на могилах родственников владельцев! Не постигнет ли и их судьба мавзолея на могиле генерала Корсакова? Будем надеяться, что они не дождутся судьбы монументов в Мерчике, хотя бы благодаря тому, что, опубликованные здесь, они привлекут к себе внимание тех, кого следует, т. е. прежде всего собственников и родственников.Грустное впечатление остается в общем от обзора Славгородка. Чудное дворянское гнездо с хорошим домом, с садом «задумчивым», с церковью высокохудожественной – сколько средств, сколько трудов было затрачено на устройство всего этого для того, чтобы теперь подвергнуться постепенному разрушению!

http://sobory.ru/article/?object=47185

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010