Иоаким полагает необходимым для возвеличения царской власти как можно больше делать дорогих построек. Между тем сила царской власти заключается вовсе не в том. Но во всяком случае лучше умерять свои личные расходы, как делал это отец Иоакима, Иосия, пользовавшийся поэтому любовью подданных. Иер.22:16 .  Он раз­бирал дело бедного и нищего, и по­тому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Го­с­по­дь. Самое необходимое для правителя Иудейского царства – знать Иегову, как верховного Царя иудейского народа. Но знает Иегову как должно тот царь, который заботливо относится к бедным и сиротам. Иер.22:18 .  Посему так говорит Го­с­по­дь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплаки­вать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплаки­вать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!» «Увы, брат! увы, сестра!» – это крики скорби по случаю смерти простых граждан. «Увы, государь! увы, его величие!» – это вопли при оплакивании царя. Иер.22:19 .  Ослиным по­гребе­нием будет он по­гребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима. Как мертвого осла, без всякого уважения, потащат труп Иоакима когда он умрет. Хотя 4Цар 24.6 ничего не говорит о насильственной смерти или о бесчестном погребении Иоакима, однако это место и не исключает возможности этого, потому что та же фраза, какая писателем 4-й кн. Царств употреблена о смерти Иоакима, употреблена ранее о погребении Ахава ( 3Цар 22.40 ). Между тем об этом последнем известно, что псы лизали кровь, струившуюся из его раны ( 3Цар 22.38 ). По этому замечание 4Цар 24.6 не может противоречить рассматриваемому месту книги Иеремии. Иоаким, действительно, был погребен в могиле своих отцов – на Сионе, но во время народных волнений его труп мог быть извлечен не любившими его иудеями и подвергнут позору. Иер.22:20–30 . Народ иудейский должен будет скоро горько оплакивать погибель всех, на кого он надеялся. Прежде же всего пророк указывает на то, что уже взят Навуходоносором царь иудейский Иехония и увезен в чужую землю, откуда не воротится более. Из его потомства никто уже не будет царствовать в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.33:19 .  Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, – Кроме сновидений, Господь пользуется для вразумления человека болезнью, во время которой «постоянная борьба волнует его кости» (ср. Пс 37.4 ), – нарушается равновесие, гармония сил, и члены тела являются как бы воюющими друг с другом, отстаивающими свое существование в ущерб другим. Иов.33:20 .  и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи. Иов.33:21 .  Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. Иов.33:22 .  И душа его приближается к могиле и жизнь его – к смерти. Естественные следствия болезни: исчезновение аппетита, худоба, разрушение души (носительницы телесной жизни) и отдание жизни «ламмитим», – ангелам, получившим от Бога право умерщвлять человека, если он не раскаивается ( 2Цар 24.16 ; Пс 77.49 ). Иов.33:23 .  Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, – В качестве исправительного средства постигающая человека болезнь становится понятной ему при помощи ангела посредника (евр. «мелиц», ср. Быт 42.33 ; 2Пар 32.31 ; Ис 43.27 ), указывающего больному истинный путь («йашеро», ср. Притч 14.2 ), т. е. путь веры и покаяния в грехах, как средство избавиться от смерти (ср. Быт 48.15 ; Пс 33.8 ). Иов.33:24 .  Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Посредничество ангела, возвращающего больному сознание греха, склоняет на милосердие Бога: в раскаянии и страданиях Он усматривает выкуп и повелевает ангелу освободить раскаявшегося от смерти ( Ис 63.9 ). Иов.33:25 .  Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Иов.33:26 .  Будет молиться Богу, и Он – милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Возвращение больному здоровья и дарование ему Богом праведности, – мысль, свойственная только Елиую в отличие от друзей (ср. Иов 5.19 и д.; Иов 8.21, 11.15 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.14:15 . Но ты низвержен в ад, в глубины пре­исподней. Вместо того, чтобы попасть на гору богов, царь вавилонский низвержен в шеол (см. ст. 9-й). «В глубине преисподней» – собст. «в глубь ямы». Очевидно, ад и яма (могила) – для пророка понятия подобозначащие. Вероятно, древние евреи представляли себе могилу как бы дорогою в шеол: где кончалась могила, там открывался вход в шеол. Ис.14:16 . Видящие тебя всматривают­ся в тебя, раз­мышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, по­трясал царства, Ис.14:17 . вселен­ную сделал пустынею и раз­рушал города ее, плен­ников сво­их не отпускал домой?». «Видящие тебя», т. е. люди, пережившие царя вавилонского и имеющие возможность обсуждать положение вещей, создавшееся после гибели этого царя. «Всматриваются» – ходят поглядеть на твой труп. «Вселенную» – это гипербола, указывающая на высокое значение царя вавилонского в Азии и отчасти в Африке (Европа оставалась вне сферы его влияния). «Не отпускал домой». Персидские цари, как известно, разрешали пленникам возвращаться на родину, а вавилонский не хотел дать такого разрешения. Ис.14:18 . Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; Ис.14:19 . а ты по­вержен вне гробницы своей, как пре­зрен­ная ветвь, как одежда убитых, сражен­ных мечом, которых опускают в камен­ные рвы, – ты, как по­пираемый труп, «Все цари» – гипербола. «В своей усыпальнице». Быть похороненным в заранее приготовленной могиле – это, по воззрению древних, было в высшей степени почетно ( 4Цар.21:18 ; ср. 2Пар.33:20 ). Египтяне и персы делали для своих умерших гробницы, более великолепные и прочные, чем дома для живых. «Повержен вне гробницы». Лишение погребения было бесчестием ( 3Цар.13:24 ), а в особенности позорно было царю лишиться царского погребения ( 2Пар.21:20 ). Гробница, может быть, приготовленная себе царем вавилонским, осталась пустой и его труп брошен на земле, как презренная ветвь, т. е. никуда негодный сломанный сучок дерева. «Как одежда убитых», т. е. как запачканная кровью и проткнутая мечом или копьем. Такую одежду победители не берут с собою, а оставляют лежать на месте боя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как известно, ничто так не сплачивает, как общая ненависть к кому-либо. Поэтому фарисеи и саддукеи на время забыли свою давнюю вражду, видя, что люди идут за Христом, а значит, нити управления народом ускользают из их рук. Фарисеи и саддукеи просят у Спасителя в качестве подтверждения Им Своих Божественных полномочий показать знамение с неба, то есть чудо сотворить. Как будто они не знали о тех многочисленных чудесах, которыми сопровождалась проповедь Спасителя. Конечно, знали. Они просили чуда ради любопытства, а Господь совершал чудеса, как проявление Своей любви к страданиям и нуждам людей в ответ на их веру. Как это искушение перекликается с тем, что предлагал Спасителю диавол в пустыне. Господь отверг коварство искушающих Его. Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». И далее предупредил Своих учеников об опасности лукавства и ханжества, дабы они не были лицемерными и лживыми пастырями. Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Вот так напутствовал Господь Своих учеников. Знамение Ионы пророка – это смерть и Воскресение Христа. Многим, наверное, известна ветхозаветная история с пророком Ионой, который за непослушание Господу был проглочен китом, или каким-то древним морским животным, и пробыл в его чреве три дня. И по молитве пророка Господь помиловал его, и он выбрался из чрева кита целым и невредимым и продолжил свою миссию, будучи вразумленным Господом таким необычным и страшным наказанием. Понятно, что человек проглоченный животным, это, можно сказать, уже покойник: живым оттуда не выйти, но Господь Своей силой сохранил пророку Ионе жизнь и вернул его в этот мир, что, наверное, уместно сравнить только с воскресением мертвеца. Вот так и Господь был распят, умер, погребен, три дня Его тело, образно говоря, пролежало во чреве земли, в могиле, и силой Божественной Он воскрес. Вернулся оттуда, откуда никто не возвращался. Поэтому такое сравнение для фарисеев и саддукеев, которые прекрасно знали Ветхий Завет, и, в частности, историю пророка Ионы, было очевидным и должно было навести их на соответствующие мысли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Каменные рвы» – т. е. хорошие, выложенные внутри камнем гробницы или могилы, какие устраивались, напр., в Палестине, где камня было много. Некоторые из новейших критиков слова: которых опускают, относят к следующему стиху и переводят так: «с теми, кого (честно) погребают в каменных могилах, ты, попираемый (ногами проходящих) труп, не соединишься». Ис.14:20 . не соединишься с ними в могиле; ибо ты разо­рил землю твою, убил народ твой: во веки не по­мянет­ся племя злодеев. «Ты разорил землю с вою». Царь вавилонский и сам истощал свою страну постоянными наборами воинов, многие из которых гибли во время тяжелых военных походов. «Не помянется». т. е. династия царей вавилонских совершенно забудется всеми. Ис.14:21 . Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселен­ной неприятелями. «Готовьте». Пророк обращается к врагам Вавилона, которые должны умертвить все семейство вавилонского царя. 19 «Чтобы не восстали», т. е. чтобы снова не собрались с силами. «Неприятелями», по-евр. arim ­ городами или крепостями, в которых они могли бы поставить снова свои гарнизоны и держать таким образом и далекие страны у себя в подчинении. Некоторые новейшие критики предлагают здесь вместо arim читать ajim – развалины, и это чтение дает более естественный перевод: цари вавилонские действительно наполнили вселенную развалинами. Ис.14:22 . И восстану на них, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Го­с­по­дь. Ис.14:23 . И сделаю его владе­нием ежей и болотом, и вымету его метлою истреби­тель­ною, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Вавилон со всеми его обитателями будет уничтожен Богом. Самое имя его и вместе былая слава исчезнет навсегда. «Сделаю его владением ежей и болотом». Ежи, действительно, водятся на островах Евфрата и достигают значительной величины (Echinus aquatica). Так как насыпи и плотины на Евфрате, имевшие огромное значение для правильного орошения Вавилонской страны, были разрушены греками во время похода Александра Македонского по Месопотамии, то Вавилония или Халдея, как страна низменная, стала заливаться водою; от этого там образовались обширные, заражающие миазмами всю окрестность болота.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лазарева суббота... Долгий, неспешный рассказ евангелиста Иоанна о встрече Христа со смертью. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря ( Ин. 11:1,5 ). Мы слышим эти начальные слова и уже чувствуем, что с них начинается, ими открывается нечто бесконечно важное для нас. Что же? Открывается тот «час Христов», про который Он Сам говорит: «На сей час Я и пришел в мир» (ср.: Ин. 12:27 ) – час, которого Он жаждет, по которому томится. Час встречи с последним и самым страшным врагом творения Божия, богоданной жизни – встречи со смертью. Только на четвертый день после смерти друга Своего приходит Христос к его могиле и, как рассказывает далее евангелист, когда увидел... плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его. Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин. 11:33–36, 38–39 ). Спросим себя: о чем эти слезы Христа? Жалость, горе? Да, конечно. Но и гораздо больше, чем жалость. Это ужас перед торжеством смерти, воцарившейся в мире и ставшей его неумолимым законом. Это плач Творца над Своим творением, над Своим другом, о котором радовался Он, созидая его и который ныне распадается, смердит тлением под могильным камнем. Смотри, как Он любил его... Скорбит Божественная любовь, и именно эти слезы любви и негодования раскрывают нам смысл происходящего. Христос объявляет войну смерти и Сам вступает с ней в поединок. Либо смерть и распад есть вся правда о мире, и тогда нет в нем смысла, и тогда над всем царит страшная бессмыслица, а в конце всего – страшная «баня с пауками», как называл смерть персонаж Достоевского 40 , либо же весь смысл жизни, любви и сострадания в том, чтобы последний враг ( 1Кор. 15:26 ) истреблен был – смерть, чтобы разрушено было темное владычество тления и распада. Лазарь! иди вон ( Ин. 11:43 ) – с этого приказания другу, с этого вызова смерти и начинается нарастание Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Она отожествляет его с первобытным и примитивным «анимизмом» и, главное, скрывает, что настоящее христианское вдохновенье – не в примирении со смертью, а в борьбе с ней и победе над ней. Вербное воскресенье Великий Пост завершается в Церкви двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать – неким двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота – день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом его умершего друга Лазаря, и – Вербное воскресенье, когда мы празднуем торжественный вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти. Христос был далек от Иерусалима, когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна подробно рассказывается об этой встрече ( Ин.11 ). Сначала разговор с Марфой и Марией. Обе говорят Христу: Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21, 32 ). И Христос отвечает: Воскреснет брат твой! ( Ин.11:23 ). И все же, несмотря на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших с ними плачущих иудеев, Он Сам,– пишет евангелист Иоанн,– восскорбел духом и возмутился ( Ин.11:33 ). И вот подходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят: смотри, как Он любил его ( Ин.11:36 ). Христос приказывает снять камень, лежавший на гробнице. И когда сняли камень, Он, по словам евангелиста, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон... И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ( Ин.11:43–44 ). В чем смысл этого события, которое так светло, так радостно, так победно празднует Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слезы Христа и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднованием Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой смерти своего друга Он созерцает торжество смерти в мире, смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное чередование дней, неумолимо стремящихся к пропасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

///Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя, и что наш Господь и Спаситель взял от вас, тем не обременяйте себя снова и не соблюдайте этого и не думайте, что это нечистота, и не создавайте для себя препятствий ради этого 1048 , и не спрашивайте об окроплениях или омовениях, или очищениях от этого. Ибо, согласно со второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен S 119/L 62//CA VI. 30а///омыться 1049 . А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах и читать в священных писаниях, и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную евхаристию, образ царственного тела Христа 1050 , как в ваших собраниях, так и на/ваших кладбищах и при погребении усопших, – чистый хлеб, приготовленный на огне, освященный при призываниях и неразделенный, и должны молиться и приносить это за усопших. Уверовавшие в Бога по Евангелию – не мертвы, хотя они и спят, как наш Господь 1051 сказал саддукеям о воскресении мертвых: «Разве вы не читали 1052 , что написано: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И Он не есть Бог мертвых, но живых 1053 . И далее, пророк Елисей, когда он был уже давно усопшим 1054 , воскресил мертвого 1055 ; именно, его тело коснулось тела//мертвого и сделало его живым, и воскресило его. А это было бы невозможно, если бы его (Елисея) 1056 тело, хотя он был усопшим, не было святым и исполненным Святого Духа. Поэтому беспрепятственно приступайте к умершим, вы не будете нечистыми 1057 , как вы, с другой стороны S 119/L62//CA VI. 28, 29///не должны отделять и имеющих месячные;///ибо та кровоточивая жена, когда она прикоснулась края одежды 1058 нашего Спасителя 1059 , не была порицаема, но даже была найдена достойной отпущения всех ее грехов 1060 . А если имеющие кровотечение (вообще) чисты, то будьте усердны, согласно вашей обязанности, помогать им,///ибо вы знаете, что они ваши члены 1061 , и любите их, как самих себя, как написано у двенадцати пророков, (именно у) Малахии, который называется ангелом Господа: «Он был свидетелем между тобою и женой твоей юности, которую ты (теперь) оставил, твою подругу 1062 , которая (была однако) женой твоего обета верности 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Разделы портала «Азбука веры» Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Пленный рыцарь: Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) В Избранное ( 15  голосов:  4.7 из  5) Оглавление См. также: «Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима» Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, я силен. ( 2Кор. 12:9-10 ) Людям, хорошо знавшим Владыку, писать о нем очень трудно. Женщинам особенно. Он терпеть не мог женских воспоминаний «о старцах», давая им лаконичную и убийственную характеристику: «дамские всплески». Его раздражало, что в них всегда на первом месте сам автор, бестактно вторгающийся в сферы, до которых не дорос. Конечно, он нашел бы ироническую характеристику и для наших записок, хотя в оправдание своего дерзновения скажем, как есть: ему нравилось, что и как мы пишем. В наших воспоминаниях мы хотели показать живого человека, и праведность — живую, унаследованную от старших и подтвержденную личным опытом, а не вычитанную из книжек и разыгранную в жизни. К могиле Владыки на Даниловском кладбище уже протоптана «народная тропа», — это свидетельствует о том, что народ Божий почитает его и обращается к нему за молитвенной помощью. Но праведность эта не пришла сама собой ниоткуда, а была наградой за многолетнюю борьбу — и с тяжелейшими окружающими обстоятельствами, и с собственным непростым характером. Из своей борьбы он вышел победителем. Но есть и другая сторона. Он искал пути и образа существования Церкви и церковного человека в новых исторических условиях, — думаем, что его опыт может пригодиться многим. Поясним: мы — две давние подруги, филологи по специальности, прихожанки Владыки по храму Воскресения словущего на Успенском вражке, в Брюсовом переулке, и его сотрудницы «последнего призыва». Собственно, «призыва» никакого и не было, — мы сами к нему прилепились, потому что, едва вкусив от общения с ним, сразу почувствовали, что это — «старое вино», после которого никто уже не захочет пить нового.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

С.Е. Недумов Месяц май 1 мая Память св. Пророка Иеремии Св. Иеремия родом из Анафофа, скончался мученически, будучи убиен камнями от Иудеев, погребен в Египте. Могила пророка находится на месте селения фараонова, и Египтяне чтут память его, получив от него много благодеяний, молитвами его избавившись от вредоносных животных. Перст от могилы св. Иеремии исцеляет до сего времени обращающихся с верою, от уязвлений аспидов. Древнее предание свидетельствует, что Александр Македонский, быв на могиле пророка, и узнав о совершающихся на ней чудесах перенес мощи его в Александрию, где воздал оным подобающее чествование. В своих писаниях пророческих св. Иеремия так говорит, провидя страдания Христовы: Я как Кроткий Агнец ведомой на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу Его, и отторгнем Его от земли живых, чтоб и имя Его более не упоминалось. ( Иер. 11:19 , по переводу Русской библии, Синодального издания 1875 г.) Предсказал св. Иеремия и жрецам Египта падение идолопоклонства с рождением на земли Спасителя миру. Древнее предание свидетельствует, что царь Птолемей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и вопрошал, что сие значит? Тогда ответствовали ему Египтяне: св. пророком (Иеремию) заповедан обычай сей отцам нашим, и мы ждем разрешения тайны сея. Далее писатель пролога вносит в рассказ свой, такое таинственное описание таинственных действий пророка, прежде запустения церковного взял св. Иеремии ковчег закона, и то, что находилось в нем, и положил его в особое вместилище, и сказал предстоящему народу: от Сиона отошел на небо Господь, и опять придет Законодавец в Сион. И будет знамением пришествия Его то, что все страны Древу поклонятся. И сказал: никто не может взять ковчега того, токмо Аарон и всего того, что вмещает в себе ковчег тот, никто не может коснуться, токмо Моисей, избранник Божий. Находится вместилище ковчега того в пустыне, посреди двух гор, где лежат Моисей и Аарон, и никто не знает места того. Память св. мученика Ваты

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010