Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 12 11.09.2012 516 Время на чтение 24 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11 Август и сентябрь 1915-го года. - Г. Могилев на Днепре и его власти. - Приезд Государя 23-го августа. Приказ о вступлении в командование. - Сплетни. - Первый день. - Отъезд В. Кн. Николая Николаевича. - После отъезда. - Письмо Государя. - Расквартирование в губернаторском доме. - Порядок жизни. - Начальник Штаба генерал Алексеев. - Генерал-квартирмейстер Пустовойтенко. - Генерал Борисов. - Приезд В. Кн. Бориса Владимировича. - Визит Царицы Александры Федоровны В. Кн. Марии Павловне. - Приезд других Великих Князей. - Брат Государя. - Дикая дивизия и ее подвиги. - Приезд В. Кн. Кирилла Владимировича, Георгия Михайловича и Димитрия Павловича. - Министерский кризис. - Прогрессивный Блок и роспуск Гос. Думы. Царица и премьер Горемыкин. - Приезд Горемыкина в Могилев. - Роспуск Госуд. Думы. - Несогласия среди министров. Заседание Совета министров в Царской Ставке 16-го сентября. - Впечатление в Армии от перемены главного командования. - Перемена положения на фронте. Вильно-Молодеченская операция. - Возвращение Государя 23-го сентября в Царское Село. - Предсказание Распутина. Могилев губернский (47.591 жителей по переписи 1897 г.) раскинулся на высоком берегу Днепра в 734 верстах от Петербурга и в 563 от Москвы . На самом возвышенном его пункте, над рекой, белеет губернаторский дом и здания присутственных мест. Около дома сад. А невдалеке, над самым откосом городской общественный садик, из которого открывается прелестный вид на реку и Заднепровье. Петр Великий, воюя с Карлом XII-ым, жил в Могилеве в 1704 году. Екатерина Великая там принимала Франца Иосифа II-ro. Тогда Императрица заложила в городе собор Св. Иоасафа. В нем хорошо сохранились несколько икон кисти Боровиковского, писанные на медных досках. Хранится в церкви и евангелие, вышиною в один аршин и шириною в 11 вершков, заделанное в серебряный оклад, весом один пуд двадцать пять с половиной фунтов, подарок Императрицы Елизаветы Петровны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 14 13.09.2012 437 Время на чтение 32 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11; Глава 12 ; Глава 13 Октябрь и ноябрь 1915 г. - Выезд Государя с Наследником в Ставку. - Во Пскове. - Смотр в Режице. - Прибытие в Ставку. - Праздник Конвоя Его Величества. - День Ангела Наследника Цесаревича. - Пожалование медали Вел. Кн. Ольге Александровне. - Манифест о войне с Болгарией. - Выезд Государя на Юг 11 октября. - В Бердичеве. - В Ровно. - Смотр войскам армии ген. Брусилова. - На перевязочном пункте. - Смотр войскам армии ген. Щербачева и пожалование ему ордена Св. Георгия. - Посещение Печерского пехотного полка. - В армии ген. Лечицкого. - Помилование разжалованного полковника. - Возвращение к поезду. - Сбились с дороги. - На питательном пункте княгини Волконской. - Возвращение в Могилев. - Приезд Царицы с Дочерьми. - Пожалование Наследнику Георгиевской медали. - Возвращение в Царское Село. - Оппозиционное настроение в Москве. - Настроение в Петрограде. - Присуждение Государю Георгиевской Думой Ордена Св. Георгия. - Поднесение Ордена. - Увольнение министра Кривошеина. - Письмо Кривошеина Государю. - Выезд Государя с Наследником на фронт 27 октября. - В Ревеле. - Под Ригой. - В Виннице. - Болезнь Наследника. - День рождения Вел. Кн. Ольги Николаевны. - Наследник в кинематографе. - Прием Государем министра Хвостова. - Выезд Государя с Наследником на Юг. - В Одессе. - В Тирасполе. - В Рени у Веселкина. - В Балте. - В Херсоне. - В Николаеве. - Возвращение в Могилев. - Возвращение в Царское Село. 1 октября Государь выехал в Ставку, в Могилев. Кроме обычной свиты с Государем выехали Наследник Цесаревич и Великие Князья Павел Александрович и Димитрий Павлович. С Наследником ехали гувернер Жильяр и дядька матрос Деревенько. Проводить на Павильон приехали Государыня со всеми Дочерьми. Алексей Николаевич, стройный, красивый, в шинели солдатского образца, в защитной фуражке, перетянутый кожаным поясом держался с сестрами важно. Иногда посматривал на свои высокие сапоги. Видимо выезд в Ставку очень льстил Его самолюбию. Ведь Он почти такой же большой, как и Димитрий Павлович. И одеты одинаково, только у того шашка... да шпоры...

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда горит свеча... Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры (Часть 8) 10.07.2006 514 Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Л. Н. Гумилев Наверное, нет на Никольском ни одного креста, который был бы так тяжел, как крест на могиле выдающегося ученого Льва Николаевича Гумилева: массивный, из белого мрамора, он сразу бросается в глаза рядом с Никольской церковью. В жизни этого скромного человека был не менее тяжелый крест. На могиле Льва Николаевича всегда вспоминаются стихи его матери - Анны Ахматовой: Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне . Только " на закате дней " жизнь как-то обласкала этого одинокого человека. Хотя он был сыном двух известных в России поэтов - Ахматовой и Николая Гумилева, Льва Николаевича судьба не баловала. Его отец был расстрелян в ЧК, а мать занималась собой и писала стихи. Маленького Левушку воспитывала бабушка. Начались годы гонений, и Л.Н.Гумилев стал объектом для НКВД. В Великую Отечественную войну он воевал в штрафной роте. После очередной тюрьмы он защищал диссертацию, а в тюрьме занимался наукой, изучал языки. Он стал выдающимся ученым-историком и географом, создал новую теорию пассионарности народов, которая объясняет взлеты и падения наций и дает возможность осмыслить историю как целую систему взаимосвязей со всем миром. Он пытался разгадать одну из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории - взаимоотношение Древней Руси и ее соседей. Почти всю жизнь он прожил в ленинградской коммунальной квартире на Коломенской улице, оставаясь незаметным и скромным человеком. Гумилев скончался в 1992 году. Отпевали его в Воскресенском храме, что на Варшавском вокзале. Затем огромная процессия двинулась на Никольское кладбище. Всем было больно и грустно. Все стояли и смотрели, как закрывался землею гроб, как наполнялась страшная, безжалостная яма. Многие ощущали потерю близкого, но незнакомого человека. Бывает, что близкие люди уходят, просто уходят из твоей жизни, и как будто умирают для нас, а бывает, казалось бы, такие люди, даже уйдя из этого мира, а живут с нами и греют нас своей любовью, как родные.

http://ruskline.ru/analitika/2006/07/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы собрались, чтобы вспомнить и почувствовать страдальческий путь России» Илья Сидорович о пешем крестном ходе из Могилева во Псков, посвященном подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской 31.08.2017 714 Время на чтение 9 минут О них известно только одно — они были Преданными и верными… И жили для Бога… На земле их имена не осияла слава, Но на Божиих небесах… (Из дневника Императрицы Александры Феодоровны) В год 100-летия русской трагедии 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен пеший крестный ход из Могилева в Псков, посвященный подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. В наше непростое время православные люди, возродив древнюю традицию, все больше и больше ходят в длительные крестные ходы, чувствуя в них духовную силу. Они полюбили крестные ходы за искренность, простоту, безыскусность и живое свидетельство веры: здесь боголюбцы, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной», для прославления Христа и принесения посильного покаяния отрешаются от всего суетного и полностью отдаются молитве; здесь чувствуется братство, где крестоходцы становятся одной семьей, совместно несут трудности и немощи друг друга, и соборно, нараспев, едиными усты и единым сердцем возносят: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!». В едином духовном порыве христиане из разных мест Православной Руси: Киева, Запорожья, Крыма, Ростова-на-Дону, Москвы , Санкт-Петербурга, Минска, Могилева, Витебска, Бреста, Белгорода, Перми, Иркутска, Омска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Курска, Пскова, Твери и других городов, – проявляя покаяние и показывая свое единство, около 600 км прошли с иконой Царственных Страстотерпцев по пути, на котором в феврале 1917 года началась Русская Голгофа. 27 мая 2017 года крестный ход начал движение из храма Царственных мучеников, всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, что воздвигнут в городе Могилеве около места бывшей Царской Ставки. По Могилеву шествие молящихся возглавил епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/31/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он мужественно нёс крест русского писателя» В Санкт-Петербурге состоялось освящение надгробного памятника на могиле известного русского писателя Николая Коняева 26.08.2021 2068 Время на чтение 4 минуты Фото: Русская народная линия Вчера в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры состоялось освящение надгробного памятника на могиле известного русского писателя Николая Михайловича Коняева, сообщает корреспондент РНЛ, принявший участие в мероприятии. 25 августа 2021 года Н. Коняеву исполнилось бы 72 года. Напомним, Николай Коняев скончался 16 сентября 2018 года на 70-м году жизни. 19 сентября он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила Николая Михайловича находится справа от алтаря Никольского собора за мостиком. Рядом погребен ещё один друг и автор «Русской народной линии» епархиальный фотограф Юрий Петрович Костыгов. Освящение памятника и панихиду по приснопоминаемому рабу Божиему Николаю совершил клирик Храма св. мц. Параскевы Пятницы в пос. Красный Бор иерей Евгений Плеханов. В мероприятии приняли участие родные писателя – вдова Марина Коняева, его сестра Александра Лебедева с мужем Валерием Лебедевым, сестра Марины Коняевой с внуком Иваном. Также участвовали соратники и почитатели таланта усопшего писателя — специалист по западноевропейскому искусству, старший научный сотрудник Эрмитажа, кандидат искусствоведения поэт Михаил Аникин, автор-исполнитель православная поэтесса Татьяна Егорова, член Союза писателей России, руководитель Рубцовского центра Санкт-Петербурга Любовь Федунова и др. Марина Коняева и отец Евгений Плеханов По завершению богослужения Марина Коняева поделилась своими воспоминания. В прошлом году, по её словам, она взмолилась, каким же должен быть надгробный памятник на могиле супруга. Через несколько дней к ней неожиданно позвонил её давний знакомый, с которым она не общалась полтора года, — архитектор Юрий Алексеев, больше известный как поэт, публикующийся под псевдонимом «Глеб Артханов».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/26/on...

М.М. Громыко Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий Могила Феодора Кузьмича на кладбище Томского Богородице-Алексеевского монастыря была первоначально «обнесена деревянною решеткою, выкрашенной белой краской, по углам посажены четыре кедровые дерева, а внутри ограды – крест, тоже деревянный, выкрашенный белой краскою, и на нем надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Кузьмича, скончавшегося 20-го января 1864 года»» 1047 . М.Ф. Мельницкий, описывавший могилу в 1887 г., сообщил при этом: «По приказанию бывшего начальника Томской губернии Мерцалова, надпись черной краскою «Великого Благословенного» приказано было закрасить белою краскою, но от времени белая краска слиняла, и теперь закрашенное явственно можно прочесть, как было написано прежде» 1048 . Отношение к могиле старца как к месту почивания святого определилось в первые же годы после кончины. Так, томский мещанин Иван Васильевич Зайков рассказывал, что глубокой осенью 1864 г. рано утром к нему пришли два человека «из военных» и спросили, не знает ли он, где могила Феодора Кузьмича. Зайков проводил их в монастырь и привел к могиле старца. Приезжие, «молясь, стали на колени» и затем тотчас же сказали провожатому, что он им больше не нужен. «Спустя некоторое время, – свидетельствовал Иван Васильевич, – явилась вторая пара таких же незнакомцев, которая тоже вызвала меня указать могилу старца Федора; я и им указал ее, они же опять меня отпустили, не позволив их ждать. Наконец, ранней весной следующего, 1865-ого года, также таинственно явилась и исчезла новая пара военных незнакомцев» 1049 . Могилу посещали для исцеления даже зимой, заметенную снегом. Так, больной старик томич Карпов 20 января 1865 г., «собравшись с силами, пошел на могилу старца и разгреб снег. Оттуда шел совершенно здоров и как на крыльях» 1050 . На могиле служили панихиды. Рассказывали о каре, постигшей за невыполнение намерения или поручения отслужить панихиду. Казак станицы Белоярской Матвей Николаевич Сидоров (брат Семена, принадлежавшего к ближайшим чадам старца) зимой 1868 г. ездил с товарищами в Томск с товарами. Семен просил его отслужить «панихиду по старце Феодоре на могилке, и Матвей непременно обещал, но за разными недосугами это доброе дело осталось не исполнено. Поехал он в другой раз в Томск и с намерением непременно отслужить панихиду, но опять за разными недосугами чуть (было) не осталось не исполнено, и собирался уже ехать домой, но вдруг поразила его жестокая болезнь, так что он не мог и ехать, а поневоле должен остаться в Томске. Болезнь очень постигла жестокая, и он обещался непременно не выехавши отслужить панихиду, и как обещание это (вознамерился) привести в исполнение, ему сделалось лучше, а как отслужил панихиду, то вдруг сделался по-прежнему здоров» 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Завтра, 28 июня, в 99-ю годовщину со дня кончины Н.Н.Врангеля, на его могиле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры будет отслужена панихида Лидия Соколова   18:32 27.06.2014 615 28 июня сего года в 11-30 на Никольском кладбище Александро-Невской лавры иеромонах Макарий, насельник обители, отслужит панихиду по Николаю Николаевичу Врангелю, скончавшемуся 99 лет назад. Николай Николаевич Врангель, один из самых замечательных и тончайших знатоков русского искусства, сын барона Николая Егоровича Врангеля, доктора философии, и Марии Дмитриевны, урожденной Дементьевой-Майковой. Он был правнуком «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала. Его старшего брата, барона Петра Николаевича, генерал-лейтенанта, награжденного в начале Первой мировой войны орденом св. Георгия за выдающуюся храбрость, большевики прозвали «черным бароном» и увековечили его память в знаменитой песне: «Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/27/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выйди из плена безумья греховного, русский крещеный народ!» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 03.01.2012 1014 Время на чтение 5 минут 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, состоялся традиционный, уже двенадцатый по счету, крестный ход православных трезвенников Санкт-Петербурга на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В праздничном шествии приняло участие более двухсот человек. Как обычно, в десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин, а некоторые, поскольку праздник выпал на воскресный день, приехали уже непосредственно к крестному ходу со своих приходов. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняло участие значительное количество мирян-трезвенников. Участники крестного хода посетили могилку священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Затем крестный ход двинулся к могилке приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в начале 1993 года, благословил основателя одной из известнейших трезвеннических организаций Санкт-Петербурга, Православного клуба «Бодрствование», Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на работу по руководству клубом. На могиле владыки Иоанна также прошла панихида. По ее окончании православные трезвенники направились к могиле признанного лидера Всероссийского православного трезвеннического движения, первого председателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А.Михайлова, похороненного неподалеку. Здесь также была отслужена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/vy...

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (Бровкович Александр Иванович) Родился 20 ноября 1826 года в семье священника Могилевской епархии. Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора. В 1842 году, как один из лучших воспитанников духовной семинарии, вызван в образцовую Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром духовной семинарии. 8 декабря 1852 года получил звание магистра. С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита. С 1 декабря 1857 года (по другим источникам, с 1858 года) – ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1864 году вызван на чреду служения в Санкт-Петербург. С 5 ноября 1865 – ректор Полоцкой духовной семинарии. С 29 июля 1868 года – ректор Казанской духовной академии. 10 октября 1869 года Святейшим Синодом ему присуждена ученая степень доктора богословия. 4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской лавре преосвященные Исидор (Никольский , † 1892), митрополит Новгородский; Никандр (Покровский, † 1893), епископ Тульский; и Павел (Лебедев , † 1892), епископ Кишиневский. 25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру. С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский. 20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа; в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Скончался 27 декабря 1890 года. Погребен в Одесском кафедральном соборе. Святитель Никанор – мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вера Королёва Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и казахстанского Николая (Могилевского), Исповедника Источник При составлении жизнеописания использовалась рукопись духовной дочери митрополита Николая – Ольги Александровны Вощилиной (1915 – 14.5.1988 г.). Погребена в Риге на кладбище Свято-Троицкого монастыря. 27 марта (9 апреля) 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхне-Днепровского уезда родился сын. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия, празднование памяти которого совершает в этот день Святая Церковь . Отец новорожденного был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу. И детям своим он завещал следовать в жизни словам псалмопевца «Пою Богу моему, дóндеже есмь». Феодосий рос мальчиком резвым, даже шаловливым и отец иногда был вынужден сурово наказывать его за буйство юности, за что впоследствии владыка Николай был очень ему благодарен. «Отец у нас был строг, – вспоминал Владыка – он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ. Родитель не признавал никаких объективных причин и та работа, которая нам поручалась, должна была выполняться в срок и добросовестно. Семья у нас была большая, жалование у отца-псаломщика маленькое. Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования не остался. Отец наш знал множество пословиц и поговорок, но всем им предпочитал одну: «Делу – время, потехе – час». Отец владыки Николая к концу жизни дослужился до звания протоиерея и дожил до того дня, когда сынок его стал епископом. Дожил, но не видел его в этом сане своими глазами, так как обстоятельства жизни не позволяли сыну приехать повидаться с отцом. Не смог Владыка приехать даже на похороны своего отца. Он написал покойному отцу письмо примерно такого содержания: «Дорогой папаша! Горюю, что не могу приехать на твои похороны и проститься с тобою. Прости меня за это. Прими мою благодарность за все, что ты для меня сделал и позволь мне, по благодати Божией, благословить любящею сыновнею рукою святительским благословением место твоего упокоения». Эту записку Владыка вложил в бутылочку, запечатал и послал в свое родное село, чтобы ее закопали в землю в головах могилки отца. Эта трогательная подробность показывает, как добросовестно Владыка относился к каждому явлению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010