Расшифрованы протоколы допросов служителей храма при Консерватории октября 2023 В ходе работы над материалами Петроградского процесса 1922 года сотрудниками комиссии по канонизации расшифрованы протоколы допросов служителей храма Рождества Пресвятой Богородицы при Консерватории - настоятеля протоиерея Анатолия Толстопятова, впоследствии архиепископа Молтовского и Соликамского Александра, и старосты храма, профессора Консерватории, композитора Сергея Ляпунова, а также настоятеля храмов Иоанновского монастыря протоиерея Иоанна Орнатского, брата священномученика Философа Орнатского. Особо сложным в тот период было положение домовых храмов, в том числе храма при Консерватории. По декрету " Об отделении  Церкви от государства "  1918 года домовые храмы должны были закрыться, единственной возможностью избежать этого была регистрация храма как приходского. Но не все храмы могли получить новую регистрацию. По просьбам прихожан, педагогов, студентов и сотрудников Консерватории было получено разрешение властей на создание прихода, однако всех необходимых документов при посещении комиссии по изъятию ценностей в наличии не оказалось, храм опечатали. Прихожане просили пришедших не закрывать его, но все было напрасно. Отец Анатолий предупредил членов комиссии, что за жестокое отношение к верующим их может постигнуть кара Божия. Это стало поводом для последующих обвинений в его адрес. Староста церкви профессор Сергей Ляпунов был допрошен после отца Анатолия, основным обвинением стал отказ выдать комиссии ключи от храма и подписать составленный комиссией акт. Объяснения подсудимых оказались напрасными, настоятеля приговорили к трем годам заключения строгой изоляции, старосту - к шести месяцам заключения условно. Сложная ситуация сложилась и при изъятии ценностей в Иоанновском монастыре, настоятелем церквей которого являлся протоиерей Иоанн Орнатский. Сопротивление верующих при посещении комиссии по изъятию ценностей доходило до прямых столкновений, толпа ворвалась в покои игумении, а отца Иоанна грозили утопить в Карповке. Ядро сопротивляющихся состояло из пришедших прихожан Матфиевской церкви , настоятелем которой был протоиерей Иоанн Альбинский, примкнувший к обновленцам и поэтому не привлекавшийся к суду. Настоятель был приговорен к двум месяцам принудительных работ. В 1936 году он был вновь арестован, приговорен к 10 годам лагерей и скончался в заключении.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

1878–1918. Сборник статей. Изд. 2. Л. 1973. С. 199–202. 236, 255 Толстой Иван Иванович; (14 августа 1880 – 27 октября 1954). Окончил историко-филологическую гимназию (1899) и историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1903). Оставлен при кафедре классической филологии для подготовки к профессорской деятельности и назначен хранителем Музея древностей университета. С 1908 приват-доцент, с 1918–1953 (с незначительными перерывами) профессор С.-Петербургского (Петроградского, Ленинградского университета). 1918 магистр греческой филологии. 1918–1922 и 1933–1942 профессор Педагогического института им. А. И. Герцена. С 1942 старший научный сотрудник Института языкознания Академии наук СССР. С 1939 член-корреспондент, с 1946 действительный член Академии наук СССР. См.: Иван Иванович Толстой. М. 1958. (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия литературы и языка. [Вып. 3]). 201 Толстой Лев Николаевич, граф; (28 августа 1828 – 7 ноября 1910) – русский писатель. 240, 286, 354 Толстопятов Анатолий Михайлович, в монашестве Александр; (4 ноября 1878 – 26 сентября 1945). Окончил 7 классов 5-й Петроградской гимназии, поступил в специальный класс Морского кадетского корпуса, который окончил в 1901. С 6 мая 1901 – мичман. С 9 января 1902 служил на Дальнем Востоке. Участник Русско-японской войны 1904–1905. С 17 апреля 1905 – лейтенант. 8 мая 1905 был взят в плен, 14 июня бежал из плена из г. Фукуока, но 3 июля был пойман в г. Симоносеки. Японским военным судом в г. Кокура приговорен к 4 годам тюремного заключения, освобожден из тюрьмы после заключения мира 3 октября 1905. 29 мая 1906 переведен в Балтийский флот. В 1909 поступил и в 1912 окончил Михайловскую артиллерийскую академию. С 10 апреля 1911 – старший лейтенант, с 14 апреля 1913 – капитан II ранга. С 1 мая 1914 – преподаватель Морского кадетского корпуса. Преподавал также космографию и физику в гимназии Н. Н. Зворской. Слушатель Петроградского Богословского института. В 1921–1922 – настоятель Рождества Пресвятой Богородицы церкви при Петроградской консерватории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мазырин А. В., свящ . К столетию величайшего «разбоя» в истории Русской Церкви: обновленческий лжесобор 1923 г. глазами безбожников, раскольников и православных современников//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. 42. С. 134–158. В статье рассматривается восприятие современниками обновленческого «Поместного Собора» 1923 г. Автор показывает взгляд на лжесобор его советских инициаторов и кураторов, делает обзор публикаций в советской и обновленческой печати, показывает взгляд на «собор» православных иерархов, клириков и мирян. По мнению автора, очевидная нецерковность т. н. «Поместного Собора» обличила самих раскольников и предопределила их экклезиологический крах. Как он считает, позитивное значение раскольнического лжесобора заключалось в том, что он утвердил православных верующих в неприятии обновленческой анти-церкви и тем самым способствовал победе в России подлинной Церкви св. патриарха Тихона и его последователей. Марченко А., прот., Марченко Н.А . Епископ Александр (Толстопятов) и его борьба с «власовщиной». Попытки ликвидации обновленческого раскола в Молотовской епархии в 1943–1945гг.//Христианское чтение. 2023. С.362–369. Статья посвящена истории преодоления обновленческого раскола на Урале в годы войны. По мнению авторов статьи, обновленческий раскол в Прикамье не был до конца ликвидирован в эти годы из-за умелого сопротивления местных лидеров обновленчества, индифферентности верующего народа, не полностью понимавшего разницу между раскольниками и канонической Церковью, и из-за излишней неосторожности и поспешности епископа Александра. Романенко П. П., прот . Особенности перехода из обновленческого раскола в Русскую Православную Церковь митрополита Василия (Кожина)//Церковный историк. 2023. 1 (11). С. 132–145. В статье прот. Павла Романенко исследуется процесс возвращения обновленческого митрополита Василия Кожина в лоно Русской Православной Церкви. Как пишет автор, Василий Кожин был одним из лидеров обновленческого раскола, возглавлял одну из самых больших раскольнических епархий и рассматривался Александром Введенским как возможный преемник. Согласно выводам автора, целью обновленческого митрополита при переходе в каноническую Церковь было сохранение архиерейского сана. После покаяния и принятия монашества с именем Гермоген бывший обновленческий митрополит плодотворно трудился на благо Церкви: в том числе его стараниями Московские духовные школы вернулись в Троице-Сергиеву Лавру, при его участии производились ремонт зданий Лавры и их передача Церкви, он успешно организовывал епархиальное управление в Казанской епархии.

http://bogoslov.ru/article/6194930

После Пасхи 1933 года,— рассказывает А. Нагибина,— Николаевская церковь была открыта, но служить в ней было некому. В это время в Алма-Ату приехали из Сибири священники, лишившиеся своих приходов. Это были горе-священники, открыто заявлявшие о своем неверии. Они и стали служить в Николаевской церкви. Когда сестры желали побеседовать с ними, услышать духовное слово, те прямо говорили: «Мать, да мы в Бога не верим… Никогда не верили и не верим». Три священника были и диакон. В 1934 году в Алма-Ату был назначен епископ Александр Толстопятов. Бывший морской инженер, за свою чрезмерную строгость Владыка был прозван в народе «Иван Грозный». В церкви пошла полная неразбериха. Храм пропитался запахом гнилого картофеля, который хранился здесь же, в подвале-овощехранилище. Из алтарей стали пропадать чаши, ковры и разные церковные принадлежности. Владыке писали доносы, что это, мол, монахини воруют, и Владыка верил этим доносам. Сестры чувствовали, что жить при храме им осталось недолго, но самовольно покинуть храм не решались. Они также продолжали печь просфоры, петь на клиросе и выполнять всю хозяйственную работу. Приходили ссыльные, их принимали, но уже меньше. Мать Феодора давала им бесплатно просфоры, так как ссыльным было не на что их купить. Из-за этого получился скандал, и в конце концов Владыка приказал сестрам покинуть храм. Матушки сложили свои пожитки на телегу и переехали жить в мазаную избушку на Лесную улицу. Раз зимой мать Феодора пришла в церковь еще затемно на раннюю обедню. Во дворе под деревом стоял знакомый ей старичок. Матушка подошла к нему и расплакалась: «Пора уже службу начинать, а в храме еще свет не горит и замок на дверях». Старичок ей ответил: «В прошлое воскресенье я пришел также рано, стоял здесь под деревом и молился. Смотрю, зажегся в храме свет, открылись центральные двери, вышел на крыльцо святитель Николай с метлой в руках и стал мести направо и налево. И вымел всех, кто в этом храме служит, все катились с паперти по ступенькам до самой земли. Потом зашел в храм, закрыл двери и света в храме не стало. Так что, матушка, все это скоро прекратится».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Значительное внимание специалистов было уделено судьбе деятелей обновленческого раскола. В частности, появились работы, в которых рассматривалось церковное служение архиепископа Сергия (Ларина) , обновленческого «митрополита» Александра Ивановича Введенского  и «митрополита» Николая Федоровича Платонова . Несомненно, наиболее значительной работой, освещающей биографии видных представителей обновленчества, следует считать труд протоиерея В. Лавринова «Обновленческий раскол в портретах его деятелей» . Появляются и работы, посвященные биографиям региональных лидеров и видных представителей обновленчества . Не так много работ посвящено положению обновленческого раскола в годы Великой Отечественной войны и его полной ликвидации . Развивая эту тему, в данной статье мы затрагиваем вопрос о воссоединении с Русской Православной Церковью обновленческих «иерархов» на Урале в 1943–1944 гг. и об отношении к ним со стороны руководства Московской Патриархии и части епископата Русской Православной Церкви. В годы Великой Отечественной войны обновленческий раскол на Урале доживал свои последние дни. Выполнив свою разрушительную антицерковную задачу, обновленчество должно было окончательно сойти с исторической сцены как ненужное власти религиозное течение. С возобновлением в сентябре 1943 г. Молотовской и Соликамской епархии Русской Православной Церкви ее новоназначенный правящий епископ Александр (Толстопятов)  начал кропотливую работу по ликвидации остатков обновленческого раскола в Прикамье. Одной из важных задач, поставленных перед ним церковным руководством, стало приведение к покаянию бывших обновленческих «иерархов» и священников с целью принятия их в лоно Русской Православной Церкви. В служебной переписке епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) и патриарха Сергия (Страгородского) за 1943–1944 гг. тема ликвидации обновленчества стала одной из основных. Переписка содержит много интересных сведений о бывших обновленческих «иерархах», с которыми епископу Александру пришлось контактировать в период управления Молотовской епархией.

http://bogoslov.ru/article/6192158

Беликова Н. Ю. Развитие обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 20-е гг. XX в. на Юге России//Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Сер. «Общественные науки». 2004. 3. С. 32–35; Сколота Р. В. Сущность и региональные особенности обновленческого раскола в Астраханском крае (1920–1925 гг.)//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. 1. С. 29–32; Шадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 44–50; Субботин П. Ю. Обновленческий раскол на территории Курской и Белгородской епархий в 1920–1930 гг.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2017. 15 (264), вып. 43. С. 138–148; Худобородов А. Л., Яшина М. А. Обновленческий раскол…; Лавринов В. В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). М., 2007; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004. 560 с.; Петров С. Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири//Гуманитарные науки в Сибири. 2013. 4. С. 79–82; Его же. К истории обновленческого церковного раскола в г. Новониколаевске//Новосибирская область в контексте российской истории: Мат-лы регион. ист.-краеведч. конф. Новосибирск, 2001. С. 162–166; Никулин А. А. Обновленческий раскол в Западной Сибири в 1920–1930-х годах//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 85–90; Цыремпилова И. С. Бурят-Монгольская епархия в 1920–1930-х гг.: опыт регионального обновленчества//Власть. 2013. Т. 21, 5. С. 177–180; Кульпинов С. С. Несостоявшийся съезд Восточно-Сибирской митрополии в контексте положения обновленческого раскола в Восточной Сибири в 1931-м — первой половине 1932 г.//Известия Иркутского государственного университета (далее — ИГУ). Сер.: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 63–76; Его же. Возникновение и становление обновленческого раскола в Западной Сибири (июнь — август 1922 г.)//Известия ИГУ. Сер.: Политология. Религиоведение. 2022. 40. С. 93–104.

http://bogoslov.ru/article/6192158

П. Новицкий («Жизненный подвиг преподобного Сергия»), профессор Ф. К. Андреев («Преподобный Сергий как служитель Св. Троицы»). Личность святого была охарактеризована с трех сторон: церковно-государственной, исторической и религиозно-мистической. На этом собрании в помещении бывшего «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви» на Стремянной улице присутствовали до 2 тыс. человек. Протоиерей Н. К. Чуков закончил собрание словами: «В те тяжелые дни, когда все идейное, русское, национальное как будто отодвигается назад, забывается, имеет большой смысл приводить на память имена и дела людей, строивших Русь, укреплявших веру, насаждавших благочестие. Уважаемые лекторы осуществили эту задачу, ярко и полно обрисовав личность прп. Сергия… Я думаю, что я выражу мысль всех присутствующих, если принесу почтенным лекторам глубокую благодарность» . Собрание 10 октября было посвящено св. Димитрию Ростовскому. 19 октября 1920 г. институт отметил память о. Иоанна Кронштадтского . Несомненным недостатком духовно-учебного заведения ректор и Совет института считали отсутствие собственного храма. Несколько показательных церковных служб было устроено институтом в храме Троицкого подворья, но это не вполне устраивало его хозяев, поэтому протоиерей Н. К. Чуков при каждой возможности брал студентов служить вместе с ним в Казанском соборе и других храмах. 14 июля 1920 г. институт совершал всенощное бдение в Скорбященской церкви на Шпалерной улице; ректор служил всенощную, участвовали также студенты, протоиереи А. А. Дернов, В. А. Акимов и др. Настоятель Скорбященской церкви протоиерей Г. А. Сербаринов, а также протоиереи Н. К. Чуков и А. А. Дернов говорили поучения . О. Николай писал: «В субботу вечером служил с Митрополитом на Троице-Сергиевом подворье; употреблялись нами институтские ризы; читали наши студенты. На другой день служил с Митрополитом же в Сергиевом соборе (по приглашению о. Иоанна Васильевича Морева – настоятеля) . В этот день посвящался во иерея первый студент нашего Института Анатолий Михайлович Толстопятов, сам профессор высшей математики и помощник директора Пожарно-Технического института, имеющий свои труды,окончивший Морской корпус и Артиллерийскую академию.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Разделы портала «Азбука веры» 28 Фев 2024 Фото: mpda.ru В Издательстве Московской духовной академии вышел третий номер научного журнала кафедры церковной истории МДА «Церковный историк» за 2023 год, тринадцатый в общей нумерации. Главным редактором научного журнала является заведующий кафедрой церковной истории профессор Алексей Константинович Светозарский. В номере отражены исследования преподавателей и студентов, которые посвящены истории Русской Православной Церкви, отечественной и мировой истории и церковно-историческим источникам. Содержание тринадцатого номера журнала: «Формирование законодательства, регулирующего процесс закрытия храма, и его применение на местах (по материалам Марийского края)» — епископ Феофан (Данченков), магистр теологии, аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии; «К вопросу о начальной биографии архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова)» — игумен Агафангел (Гагуа), доктор медицинских наук, профессор, соискатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; «Православная Церковь в Америке и Всемирный совет церквей (по документам ВСЦ)» — священник Иоанн Кечкин, доцент, кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии; священник Илья Письменюк, кандидат богословия, преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии; «Положения по организации монашеской жизни, принятые Всероссийским съездом представителей монастырей и монашества 1917 года» — священник Вячеслав Масин, магистр богословия, ассистент кафедры церковной истории МДА; «Пастырское служение протоиерея Константина Ружицкого в Славянске (1916–1945)» — диакон Кирилл Курников, магистр богословия. В число авторов журнала входят представители МДА и иных учебных заведений и научных организаций, а также студенты кафедры церковной истории. Пресс-служба МДА Источник: Московская духовная академия Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-ocherednoj-...

Следующей публикацией данной рубрики является совместное исследование члена научно-редакционного совета Собрания трудов равноапостольного Николая Японского (†1912) Г. Е. Бесстремянной и главного библиотекаря Российской государственной библиотеки Ю. С. Бесстремянной. В данной статье рассказывается о трех церковно-просветительских проектах, связанных с введением в научный оборот новых материалов об истории Русской духовной миссии в Японии в конце XIX – начале XX века: 1) реализуемое с 2018 года Русской Православной Церковью издание полного Собрания трудов равноапостольного Николая Японского , 2) начатый в 2016 году проект Болгарского монастыря Зограф на Афоне по оцифровке печатных и рукописных материалов о Японской Православной Церкви, 3) переводы текстов Соборов клира и мирян Японской Православной Церкви в диссертации православного японского иеромонаха Николая (Оно), защищенной в ОЦАД в 2018 году. Продолжает исторический раздел 103-го номера журнала статья доктора медицинских наук, профессора, ведущего научного сотрудника отдела по науке и образованию ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», помощника митрополита в Представительстве Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан в г. Москва, игумена Агафангела (Гагуа). В его статье «Апологетические труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и архиепископа Александра (Толстопятова) в 1945–1947 гг.» анализируются апологетические труды двух иерархов – «Дух, душа и тело» и «Щит веры» соответственно. Как указывает автор, «иерархи считали, что осуществлять анти-безбожную апологетику необходимо на основе честной научной дискуссии образованного духовенства с атеистами». Следующей статьей в исторической рубрике выпуска является исследование соискателя кафедры церковной истории и общегуманитарных дисциплин ОЦАД, настоятеля Троицкого кафедрального собора г. Пскова, иеромонаха Алексия (Годлевского) на тему «Спасение Почаевской лавры. К 60-летию событий времён «хрущевской оттепели»». Статья посвящена истории Свято-Успенской Почаевской лавры в годы «хрущевских гонений» 1958–1964 гг., ставших временем испытаний для русского монашества и всей Русской Православной Церкви. В центре внимания автора — антирелигиозные мероприятия, проводившиеся советскими партийно-государственными структурами, имевшие цель ограничить монашескую жизнь в Почаеве, и влияние Почаевской лавры на население Западной Украины.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-novy...

В МГИМО открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров», приуроченная к Дню дипломатического работника 13 февраля 2023 г. 11:22 10 февраля 2023 года, в День дипломатического работника, в новом корпусе Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО) открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров». Организаторы выставки — Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Институт всеобщей истории РАН, МГИМО, Фонд апостола Андрея Первозванного , Попечительский совет программы «Александр Невский», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», приход благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы. В торжественной церемонии приняли участие ректор МГИМО, член Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда апостола Андрея Первозванного академик А.В. Торкунов, председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В.Громова, проректоры Г.П. Толстопятенко, А.В. Мальгин, А.А. Байков, С.В. Шитьков, В.М. Морозов, С.И. Суровцев, С.А. Печелиев, декан факультета МО А.А. Сушенцов, декан факультета МЖ Я.Л. Скворцов, директор Международного института экономики и права В.И. Салыгин, профессора, преподаватели и студенты МГИМО. Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, А.В. Торкунов отметил, в частности, важное историческое значение заслуг Александра Ярославича: свидетельства, которыми мы располагаем, об образе мыслей благоверного князя, о его деяниях, нельзя назвать многочисленными. Однако же и их достаточно для того, чтобы сделать вывод: без малого 800 лет назад на авансцену истории вышел политик, способный побеждать, когда победа казалась невозможной, способный решать проблемы своего времени так, чтобы и для потомков его подходы оставались актуальными. А.В. Торкунов поздравил всех причастных с Днем дипломатического работника. Ректор отметил, что открытие выставки, посвященной Александру Невскому, — знаковое событие как для МГИМО, так и для всех находящихся на дипломатической службе. На протяжении истории, заметил А.В. Торкунов, дипломаты обращались к образу святого князя, чтобы вдохновиться на защиту Отечества, ведь именно Александр Невский определил цивилизационное развитие страны, а о его заслугах говорит и его почитание в народе. Отдельно ректор подчеркнул близость двух профессиональных праздников — Дня российской науки и Дня дипломатического работника. В этой связи А.В. Торкунов отметил большую научную работу, проводимую учеными МГИМО по исследованию личности Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/6003651.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010