Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Обновленческие «архиереи» в переписке епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с патриархом Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг. Статья доктора исторических наук, доктора церковной истории, доцента, начальника отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия протоиерея Алексия Марченко посвящена изучению процесса ликвидации обновленческого раскола на Урале в годы Великой Отечественной войны и воссоединения бывших обновленческих иерархов с Русской Православной Церковью. В работе отражены яркие эпизоды взаимоотношений епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с известными представителями обновленческого раскола — иеромонахом Сергием (Лариным) и обновленческим «епископом» Серафимом (Коровиным). В основу повествования легли материалы переписки преосвященного Александра (Толстопятова) с Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг., хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и архиве Пермского епархиального управления. Исследование показало, что в отличие от руководства Московской Патриархии и самого патриарха Сергия, иерархи-исповедники, прошедшие сталинские лагеря, настороженно воспринимали принятие обновленческих «архиереев» в лоно Русской Православной Церкви, считая покаяние обновленцев лицемерием и фактором дискредитации самой Московской Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/6192158

Еп. Александр : Я признаю, что мои произведения не согласуются с материалистическими мировоззренческими взглядами, но это не значит, что они контрреволюционны. Следователь : Революционная теория основана на материализме. Не считаете ли Вы, что выступление против материализма есть выступление против революционной теории, т. е. по существу к/р выступление? Еп. Александр : Я признаю, что мои литературные труды носят к/р характер, т. к. направлены против революционной теории материализма. Но это мои личные взгляды, излагал я их в целях своего личного удовлетворения. Я не надеялся, что книги мои будут изданы при существующем строе. Произведения показывал служителям алтаря, как людям компетентным. Желание утвердить, поддержать веру заставило меня перейти на церковную службу, то же самое заставило выступить с литературными трудами». Из свидетельских показаний: «…17 декабря 1935 г. еп. Александр говорил приближенным к нему монахам и монахиням: «Гонение на христиан и на Церковь — явление временное: существующей ныне власти дано время мучить верующих — чад Христовых, но этому будет конец в недалеком будущем»; «…Толстопятов разоблачал с амвона шпионство прихожан»; «…8 марта 1936 года Толстопятов выступил с проповедью, в которой призывал к изгнанию из рядов верующих «предателей» Церкви, призывал к активной борьбе с безбожниками»; «…Толстопятов выступал против учения Дарвина в труде «Научное обоснование Библейского сказания о сотворении мира»; «…о закрытии Никольской церкви говорил, как о деле осквернения святыни руками безбожников»; «…в проповеди о Кресте перед закрытием церкви говорил, что свой крест мы должны нести безропотно, поражая им безбожие». Епископ Александр проходил также по следственному делу монахов — иеромонаха Пахомия (Русина), иеромонаха Макария (Ермоленко) — бывшего насельника Оптиной пустыни, странника Виктора Матвеева, монахини Магдалины (Хахулиной), инокинь Татьяны (Халиной) и Александры (Нагибиной), живших до 1936 года в алма-атинских горах. Владыка совершил недельный поход, посещая тайные скиты и беседуя с местными пустынниками, высказывая при этом желание самому оставаться в горах и вести пустынный образ жизни.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Архиепископ Александр (Толстопятов) – исповедник и апологет Русской Православной Церкви первой половины ХХ века Архиепископ Александр (Толстопятов, 1878–1945) – православный иерарх, который, приняв в зрелом возрасте священный сан – в 1920 году, посвятил очень много сил написанию апологетических трудов в период 1928–1945 гг. Он продолжал эту работу, будучи в ссылках, несмотря на состояние здоровья. Главный свой труд «Щит веры» архиерей завершил незадолго до смерти. Введение в научный оборот материалов апологетических трудов архиепископа Александра и их последующее издание представляют значительный исторический и культурологический интерес для современной науки. Статья Православная апологетика в годы воинствующего атеизма в СССР требовала от того, кто решался посвятить ей свои силы, как глубоких познаний, так и большого личного мужества. Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов называет среди наиболее известных апологетов самого тяжелого для православных периода советского богоборчества (1917–1943 гг.) протоиерея Валентина Свенцицкого, профессора Н. И. Фиолетова, С. И. Фуделя, епископа Варнаву (Беляева)[ 1 ].

http://bogoslov.ru/article/6193788

Становление иерарха как богослова-апологета произошло в период его жизни, когда он, будучи еще светским человеком, поступил в Петроградский богословский институт. Обучаясь в этом институте, он принял священный сан, тем самым вступив на путь исповедничества, сопряженный с большими лишениями и преследованиями. Исповеднический путь преосвященного Александра начался с «Петроградского процесса» 1922 года. После приговора он находился в заключении в Петрограде, досрочно освобожден. Но вскоре иеромонаха Александра вновь арестовали. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Последний год лагеря был заменен двухлетней ссылкой в Нижний Новгород. Затем его сослали из Нижнего Новгорода в Пермь, где он, будучи возведен митрополитом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита, продолжал служение и свои богословские труды, что привело к возбуждению еще одного дела, уже в Перми. После приговора отбывал наказание в Вишерских лагерях. В середине мая 1931 года его этапировали в Усолье. Затем перевели в Беломорбалтлаг. После освобождения был призван к архиерейскому служению в Казахстане. Через три года вновь арестован, отбывал в наказание в Ухтинлаге. После освобождения в 1939 году назначение на кафедру смог получить только в 1943 году. Диссертация архимандрита Александра носила ярко выраженный апологетический характер. В марте 1928 года в материалах ОГПУ отмечалось, что находившийся в ссылке в Перми архимандрит Александр (Толстопятов) «сумел устроиться на службу в Никольской церкви и приобрести авторитет среди верующих, которые считают его как бы мучеником за дело православия»[ 6 ]. Отмечалось также, что «Толстопятов собирает наиболее популярную антирелигиозную литературу и намерен написать труд против безбожников»[ 7 ]. В своей диссертационной работе «Научное обоснование Библейского сказания о творении мира» архимандрит Александр писал: «Рассматривая вопрос о творении животного царства и человека, мне хотелось дать новые физико-математические доказательства бытия души, так как существующие идеалистические философские материалистами не признаются “научными”. Правда, мнение их ошибочно, односторонне. Но научное обоснование Библейского сказания о творении мира должно давать такие доказательства, которые считаются всеми неоспоримо научными»[ 8 ].

http://bogoslov.ru/article/6193788

В статье впервые рассматривается следственное дело архим. Иоанна Крестьянкина: обозначены обвинения, которые были ему предъявлены, его ответы и обоснование пастырской деятельности. Как отмечает автор статьи, изучение архивных материалов следствия позволит дополнить картину этого периода в жизни старца, о котором сейчас известно в основном из воспоминаний самого архим. Иоанна. Гагуа А. К. (игумен Агафангел) . Становление архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) как православного богослова-апологета в эпоху советского богоборчества//Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. 3. С. 39–49. В статье на материале архивных документов и апологетических трудов архиепископа Александра (Толстопятова) показывается его становление как богослова-апологета в годы советских гонений. По мнению автора статьи, апологетические труды архиеп. Александра являются важными духовными и историческими памятниками своей эпохи, которые ставят имя архиеп. Александра в один ряд с ведущими православными апологетами первой половины ХХ в. Задикян С. С . Литература русского зарубежья, формирующая образ императора Николая II в 1920-х годах//Церковный историк. 2023. 2 (12). С. 122–130. В статье представлен обзор литературы русского зарубежья 1920-х гг., формирующей образ Николая II: дневников и мемуаров очевидцев событий. Анализируется контекст написания этих источников, оказавший влияние на их содержание и восприятие личности императора Николая II. Коряковский Анатолий, иер . Протоиерей Михаил Распутин – настоятель Ловозерского прихода на Кольском Севере в годы гонений на Русскую Православную Церковь//Сретенское слово. 2023. 3 (7). С. 111–122. Статья посвящена описанию жизни и известных обстоятельств мученического подвига прот. Михаила Распутина – современника свт. Илариона (Троицкого), соловецкого узника, предположительно, расстрелянного в 1933 г. Краснощеков К. Е., прот . Саратовская церковная интеллигенция в годы гонений: Материалы к биографии А. А. Соловьева//Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. 3 (22). С. 111–124.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Лидия Константиновна Александрова-Чукова 29 января 2011г. 14:18 Отца  Алексия  назвала  неправильно неумышленно,  и   приношу свои  искренние  извинения.     Учебный комитет  Св. Синода  начал  свою непосредственную деятельность 4 апреля 1946 года. А   в связи   с темой  духовно-учебной в годы войны, тем более,  в связи с именем  архиеп.Александра,   было  бы логично упомянуть  о создании проекта  Богословских школ 1943 года  архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием,  тем более, что  архиеп.Александр  в свое время был его студентом. См.: 7/20 июля 1920 г . Вторник. В субботу вечером служил с митрополитом на Троице-Сергиевом подворье; употреблялись нами институтские ризы; читали наши студенты. На другой день служил с митрополитом же в Сергиевом соборе (по приглашению о. Ивана Васильевича Морева - настоятеля). В этот день посвящался во иерея первый студент нашего института Анатолий Михайлович Толстопятов, сам профессор высшей математики и помощник директора Пожарно-Технического института, имеющий свои труды, окончивший Морской корпус и Артиллерийскую академию. Я потому тут и служил, а накануне служил в Спасосенновской церкви, где тот же Толстопятов посвящался в сан диакона. Кстати, там чествовали настоятеля о. А.В.Петровского по случаю 15-летия священства. Был и на обеде. http://www.bogoslov.ru/text/953836.html       Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/1418608

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Момент в истории Русской Церкви был исторический. Правительство, допуская избрание патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся четыре дня спустя после беседы в Кремле – 8 сентября 1943 г. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов) , Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Палицын), Новосибирский Варфоломей (Городцов), Калининский Василий (Ратмиров), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), епископы Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градусов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. Первоочередным делом Собора было избрание патриарха. Слово взял митрополит Алексий. «Уже давно среди нас, епископов – сказал он, – зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной Русской Церкви – Святейшим Патриархом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего местоблюстителя». Предложение было единодушно одобрено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Преклонных лет, слабый и больной обновленческий «епископ» Серафим (Коровин) когда-то пользовался у верующих репутацией праведного человека и большим уважением духовенства. После уклонения в раскол верующие сразу перестали общаться с ним. В последнее время «епископ» Серафим (Коровин) занимался сбором денежных средств на нужды фронта. При этом обновленческий «иерарх» влачил жалкое существование. Однако это не помешало ему активно заниматься патриотической деятельностью. Под его руководством в г. Кунгуре удалось собрать на нужды раненых 20 500 рублей, вещами на сумму 29 560 рублей и облигациями — 32 500 рублей . В 1944 г. «епископ» Серафим (Коровин) по собственной инициативе вступил в переговоры с управляющим Молотовской епархии епископом Александром (Толстопятовым) относительно своего перехода в Русскую Православную Церковь. Посредником в переговорах выступил проживавший в Кунгуре ссыльный схиигумен Кукша (Величко). Епископ Александр докладывал патриарху Сергию об этом: «Сначала он изъявил готовность перейти в сане протоиерея, но после изъявил желание быть принятым в сущем сане (епископа). Если наши переговоры приведут к определенному приемлемому результату, я сообщу Вашему Святейшеству для получения соответствующих инструкций» . Однако покаянию обновленческого «иерарха» помешало непредвиденное событие. Епископ Александр писал первосвятителю: «Пикантная странность прервала успех переговоров. Епископ Коровин послал мне письмо через кунгурского схиигумена Кукшу (Величко). Когда же письмоносец — отец Кукша — в ночное время направился на станцию, его ограбили и посылаемое письмо пропало. Епископ Коровин усмотрел в этой странности Промысел Божий, не благословляющий переход в православие, и до сего времени пребывает в расколе» . Смерть епископа Александра (Толстопятова), последовавшая 23 сентября 1945 г., не позволила довести вопрос о воссоединении «епископа» Серафима (Коровина) с Церковью до конца. Переход его в Русскую Православную Церковь состоялся только 1 августа 1948 г. Он принес покаяние патриарху Aлekcuю I u был принят в сане иеромонаха. Скончался в 1950 г. в г. Кунгуре .

http://bogoslov.ru/article/6192158

Петроградский митрополит Вениамин, как истинный воин Христов, первым встает на пути похитителей церковной власти и их перерожденческой ереси. Теперь эту эстафету принимает следующий архипастырь – Ярославский митрополит Агафангел. Их подвигом открывается борьба Церкви Христовой с расколом. Но вернемся в зал суда. Продолжаются допросы остальных подсудимых по более «мягким» статьям. Из материалов дела: говорит член комиссии по изъятию. «Когда, запечатав церковь мы уходили... нас остановил священник Толстопятов и от имени Всевышнего Бога по одиночке проклял нас. А староста церкви Ляпунов, которого отец Толстопятов «заразил таким преступным поведением», категорически отказался сдать церковные ключи…» Это обвиняют настоятеля консерваторского храма Рождества Богородицы (бывшего морского офицера и будущего архиерея) отца Анатолия Толстопятова и ктитора этого храма композитора с мировым именем, профессора Консерватории – Сергея Михайловича Ляпунова. Знаменательно, что здесь, на скамье подсудимых в большом зале филармонии, во время заседания Ревтрибунала Сергей Ляпунов сочиняет хоровое произведение «Богородице Дево, радуйся». От тюрьмы 63-летнего композитора спасает мировая известность. После суда он уехал в Европу и вскоре скончался. Но и он передает свою эстафету. В конце 20-х годов, когда первые руководители Александро-Невского Братства уходят в лагеря и тюрьмы, Братством в Петрограде руководит иеромонах Сергий Ляпунов, в миру – Борис Сергеевич, сын композитора. Допрашивают студента богословских курсов Василия Киселева, который во время изъятия зашел во Владимирскую церковь и был арестован там, потому что заплакал, увидев ободранную икону. Председатель: – Почему же Вы плакали перед иконой? Киселев: – Потому что риза была снята, икона стояла на полу. А это моя любимая икона. – Почему же Вы все-таки плакали? – Потому что я обиделся. Великая икона стоит на полу ободрана. – Вас утешала мысль, что серебро пошло на помощь голодающим? – задает коварный вопрос обвинитель. – Нисколько. Об этом я не задумывался. Господь знает, куда идет серебро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из показаний инокини Феодоры: «Епископ Александр одобрял нашу жизнь в горах и беседовал с нами о жизни Святых Отцов в старину. «В настоящее время,— говорил он,— народ меньше верует в Бога и наша жизнь мало чем похожа на жизнь Святых Отцов». О жизни монахов сказал, что путь их верен, они, как Святые Отцы в старину, поддерживают факел веры». Одновременно с епископом Александром привлечен к уголовной ответственности священник Никольской церкви Алма-Аты Мельников Иван Афанасьевич. Отец Иоанн родился в 1895 году в селе Малый Ус Пермской губернии в крестьянской семье. Служение Церкви начал в 1918 году. В 1924 году судим по ст. 58–10, в 1932 году вновь судим по этой же статье, приговорен к трем годам ссылки, которую провел в Нарыне. В 1935 году о. Иоанн из Нарына прибыл в Алма-Ату. Свидетелем по делу проходит его сестра Мельникова Мария Афанасьевна, принявшая монашество в шестнадцатилетнем возрасте. Вероятно, эти люди были близки епископу Александру, поскольку монахиня Мария неизменно следовала за Владыкой, помогая ему и своему брату в лагерях и ссылках. Обвинительное заключение: «Проведенным следствием по делу к/р группы монахов и а/с хищнической группы церковников-тихоновцев Никольской церкви установлено, что практическое руководство и установки в к/р деятельности указанным группам давались епископом Толстопятовым. После революции бывший морской офицер царского флота Толстопятов переходит на церковную службу с целью «укрепления» Церкви, причем в программу «укрепления» входила пропаганда к/р религиозных идей и активная борьба с материализмом как основой революционной теории. Сконцентрировал вокруг себя контрреволюционеров, преимущественно монашествующий элемент». «Мельников Иван Афанасьевич являлся соучастником к/р деятельности Толстопятова, вел систематическую к/р агитацию. Особым совещанием тройки при НКВД СССР от 3 сентября 1936 года Толстопятов А. М. приговаривается к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года. Мельников И. А. к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010