В годы Великой Отечественной войны советское правительство во главе с И.В. Сталиным пересмотрело отношение к Русской Православной Церкви, санкционировав возрождение религиозной жизни на территории СССР, не занятой немцами. В 1943 году была возобновлена Молотовская (Пермская) епархия. Преосвященным Молотовским и Соликамским Священный Синод назначил епископа Александра (Толстопятова; 1878-1945). Владыка Александр, в прошлом кадровый морской офицер Императорского флота, прошедший Русско-японскую войну, хорошо знал протоиерея Дмитрия Удимова по совместной службе в Морском кадетском корпусе в Петрограде, где в чине капитана второго ранга преподавал будущим офицерам флота высшую математику, механику Нет сомнений, что через заштатного протоиерея Дмитрия Удимова епископ Александр был осведомлен о тайне пребывания мощей преподобного Сергия в Молотовской епархии. А через Пермского Преосвященного о содержимом секретного ящика 33 в Троицком соборе г. Соликамска знал и  Патриарх Сергий (Страгородский) . В октябре 1944 года, когда фронт откатился далеко на запад, был получен приказ о реэвакуации всех музейных ценностей, хранившихся в Соликамске. Для руководства этой работой на Урал прибыли заместитель председателя Комитета по делам искусства при СНК СССР А.Г. Глина и директор Загорского историко­художественного музея В.К. Со временем реэвакуации совпал первый архипастырский визит епископа Молотовского и Соликамского Александра в Соликамск. Известно, что Преосвященный совершил Литургию в недавно открытом кладбищенском храме во имя святого праведного Симеона Однако у правящего архиерея могла быть и другая цель поездки. Вероятно, узнав от Д.И. Удимова о скором вывозе мощей преподобного Сергия из Соликамска, епископ Александр пожелал поклониться покидающей Пермскую землю святыне. Первого ноября 1944 года фонды Загорского музея-заповедника были вывезены из хранилища г. Соликамска на Через три дня 42 ящика музейных экспонатов (14 тонн) в товарном крытом вагоне 464692 поездом малой скорости в сопровождении сотрудников московских музеев и военной охраны были отправлены На станции Пермь II к составу, прибывшему из Соликамска с грузом музеев, прицепили вагоны с ценностями Третьяковской галереи. Соликамское хранилище перестало существовать, а в Перми оставались на хранении только ценности Государственного Русского

http://patriarchia.ru/db/text/5944634.ht...

В рамках празднования 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Алма-Ате совершена лития по всем приснопамятным архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на Казахстанской земле 29 сентября 2017 г. 21:50 29 сентября 2017 года по окончании Божественной литургии в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. Вместе с главой Казахстанского митрополичьего округа за литией молились: митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; клирики приходов города Алма-Аты и священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софоний (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов; +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982).

http://patriarchia.ru/db/text/5020341.ht...

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 630 . Систематически назначал незарегистрированных «священников в несуществующие общины» даже после запрета со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 631 . Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией «послал в гор Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви». Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, еп. Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул «Ульяновский и Мелекесский» и не может допустить, чтобы титул «не соответствовал обстановке» из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 632 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 633 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). «Назначенные» последним служители культа установили «постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел, и под их руководством уполномоченные» предъявляли «настойчивые требования об ускорении открытия церквей» 634 . На Урале священников «в несуществующие церкви» посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 635 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский) . Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 636 . А еп. Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих «в районах области» все более росла 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своих воспоминаниях о тихоокеанской службе архиепископ Александр не раз говорит о непостижимой Божественной воле, чудесно оберегавшей и направлявшей его ко благому на многотрудном жизненном пути: «Товарищи завидовали мне, так как одно назначение сменялось лучшим другим, а это третье еще более интересным, но я всегда объяснял такую ко мне милость Божию тем, что, будучи произведен в офицеры и назначен во Владивосток, я прежде всего направился на Святую Афонскую Гору, усеянную монастырями, и провел там среди афонских подвижников три недели, затем поехал в Иерусалим, посетил Вифлеем, Иордан, Иерихон и другие места Палестины. Только после этого я отправился во Владивосток. Этим я объясняю, что вся моя жизнь была украшена прекрасными переживаниями. Я очень хорошо шел по службе, хотя не имел никакой протекции». Участник русско-японской войны , плавал на судах «Якут», «Пересвет», «Диана», «Петр Великий». В одном из боев попал в плен, чему посвятил книгу «В плену у японцев». Их отправили в Японию , в город Фукуока , где поместили в приюте для военнопленных. Несмотря на весьма льготное положение (каждый пленный офицер содержался в отдельной камере и получал от русского правительства ежемесячное пособие – 50 рублей), все они влачили тяжелое и беспросветное существование. По отношению к русским офицерам японцы вели себя особенно нагло и надменно, всячески их унижая. Утешением для многих верующих этого лагеря было пастырское попечение о них японского святителя, епископа Николая (Касаткина) . Каждую субботу и воскресенье по его благословению в столовую приходил священник-японец, который служил всенощную и Литургию, искренне молился об избавлении плененных русских братьев. Канцелярия тюрьмы была завалена православной духовной литературой, которую отправлял владыка Николай, но пленным ее не давали. Лейтенанта Толстопятова не оставляла надежда на освобождение. Человек твердой воли, он уже давно решил бежать из плена. Вместе с ним на это опасное предприятие готовы были пойти его четверо товарищей.

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Зимой 1932 г. арестован и доставлен в райотдел ГПУ, на следующий день допрошен и отпущен. Летом 1933 г. его арестовали вместе с жившими в горах монахами и увезли в сторону Джалал-Абада. Подробности следствия и освобождения П. неизвестны. В 1934 г. он поселился у иером. Макария (Ермоленко), жившего в Талгарском ущелье в 30 км от Алма-Аты. В этом скиту 10 июля 1934 г. их посетил Алма-Атинский еп. Александр (Толстопятов ; впосл. архиепископ). 8 сент. 1935 г. П. был арестован в с. Талгар (ныне город) Алма-Атинской обл., но сумел бежать из-под стражи. Однако через 4 дня был арестован в Алма-Ате и заключен в тюрьму. Проходил по групповому делу вместе с иером. Макарием (Ермоленко) и др. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 янв. 1936 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1938 г. освободился из лагеря и поселился в Алма-Ате, где проживал у своих сподвижниц-монахинь. В 1941 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Постановлением спецкомиссии Алма-Атинского областного суда от 17 апр. 1941 г. приговорен к расстрелу. Казнен, похоронен в безвестной могиле. Канонизирован в лике местночтимых святых Алма-Атинской епархии 11 авг. 1993 г. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Королёва В. Святые Алма-Атинские преподобномученики иеромонахи Серафим и Феогност//Свет Православия в Казахстане: Газ. 1993. 5. С. 5-17; Крест на Красном обрыве. М., 20143. С. 10, 32-37, 39-52; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 168-179. Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2579840.html

Епископ Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович) — сын профессора Императорского Московского университета, потомственный дворянин. В 1898–1901 гг. окончил специальные классы Санкт-Петербургского Морского корпуса. Был произведен в чин мичмана и назначен в Сибирский флотский экипаж на службу во Владивостоке. Участник Русско-японской войны 1904–1905 гг. В 1912 г. окончил в Москве Михайловскую артиллерийскую академию, службу завершил в 1918 г. в чине капитана второго ранга. В 1920 г. окончил Петроградский Богословский институт со степенью кандидата богословия и рукоположен во священника. Служил настоятелем храма Рождества Богородицы при Петроградской консерватории. 8 марта 1924 г. вновь арестован и 26 сентября ОСО при коллегии ОГПУ приговорен к двум годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926–1927 гг. отбывал ссылку в Нижнем Новгороде. 6 апреля 1926 г. митрополитом Сергием (Страгородским) возведен в сан архимандрита. В 1927–1931 гг. находился в ссылке в Перми. 15 февраля 1931 г. снова арестован и обвинен в антисоветской деятельности. ОСО при коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 г. приговорен к трем годам заключения в ИТЛ. Отбывал срок в Вишерских лагерях, в Усолье. 20 июня 1933 г. был досрочно освобожден. 21 августа 1933 г. был хиротонисан во епископа Алма-Атинского, хиротонию возглавил митр. Сергий (Страгородский). В 1936 г. епископ Александр был вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в ИТЛ, отбывал срок в Ухтинлаге. Освобожден в марте 1939 г., проживал как частное лицо в г. Сарапуле, работал инженером-путейцем. 7 сентября 1943 г. назначен на Молотовскую (Пермскую) кафедру (см. о нем: Марченко А. Н., прот. Защитник Отечества и Православной веры. Жизнеописание архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова). Пермь, 2015). Архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Сергий. (К назначению экзархом Средней Европы)//ЖМП. 1962. 11. С. 10–11. С.10; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 107 (Личное дело архиепископа Сергия (Ларина). Л. 25. ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 4. Д. 161 (Личное дело архиепископа Пермского и Соликамского Сергия (Ларина). Л. 4 об.

http://bogoslov.ru/article/6192158

В Иоанно-Богословском кладбищенском храме г. Лысьвы служил настоятелем протоиерей Владимир Лычников — в прошлом воспитанник Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря, отбывший срок в сталинских лагерях . Пожилой священник по собственной инициативе и желанию народа совершал продолжительные уставные службы, которыми стал тяготиться приезжий иеромонах. За спиной у старца-настоятеля иеромонах Сергий сумел «сагитировать» псаломщика, ранее никогда не возражавшего против длинных уставных служб. После разговора с о. Лариным тот стал требовать от настоятеля сокращения богослужения. По замечанию епископа Александра, «так было брошено злое семя там, где царили мир и любовь» . Окончательно рассорившись с епископом Александром, в конце февраля 1944 г. иеромонах Сергий (Ларин) уехал в Москву . В своих письмах к епископу Молотовскому Александру, датируемых мартом — маем 1944 г., патриарх Сергий не раз иронично упоминал об о. Сергии (Ларине) как об одиозном церковном деятеле и все же настойчиво проводил мысль о важности воссоединения обновленцев: «Иеромонах Сергий Ларин пока еще в Москве. Между прочим, он высказывал удивление, что вы попеняли ему, зачем он не скрыл от вашей алтарной монахини, что он воссоединен из обновленцев. Но ведь ложь — конь во спасение, или в интерпретации шибко православных: ложь может быть конем во спасение…, а например Павел апостол даже хвалился тем, что Бог обратил его из гонителя. Все зависит от искренности обращения» , — писал патриарх. Из другого письма к епископу Александру ясно, что патриарх Сергий вполне разделял тревогу иерарха относительно возможной дискредитации Церкви воссоединенными «иерархами»-обновленцами, чему последние способствовали своими заявлениями: «…товарищ Ларина по Ташкенту “архиепископ” Анатолий  по отъезде Ларина в Москву объявил по Ташкентской епархии, что теперь нет разделения между обновленцами и патриархистами: Патриархия-де открыто стоит за советскую власть; значит — она приняла программу обновленческую…» .

http://bogoslov.ru/article/6192158

– юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иван Ковшаров; – преподаватель Военно-броневой автомобильной школы и секретарь правления Николай Елачич; – настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков; – викарий Петроградской епархии епископ Крондштадтский Венедикт Плотников; – настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский; – профессор Военно-юридической академии Дмитрий Огнёв; – настоятель Троицкого Измайловского собора протоиерей Михаил Чельцов . В конце чтения слышны 2–3 истеричных вскрикивания. Из книги М. Чельцова : «Как только закончилось чтение приговора, раздались многочисленные дружные громкие рукоплескания... студентов Зиновьевского университета! Ох, тяжело от них почувствовалось…» Судьи, закончив чтение. бегут из зала… Вслед им кричат защитники: «Мы кассацию подаем. Мы заявляем. Мы просим принять заявление». Но судьи, как бы чего страшного убоявшиеся, не слушая никого и ничего, бегут. Уходят и оправданные – 25 человек, как сын протоиерея Михаила Чельцова – Павел, как иерей Сергий Зенкевич, будущий епископ Стефан, как профессор историк-византинист Владимир Бенешевич и как персидско-подданный чистильщик обуви Абдалов. Уходят и получившие условный срок, как композитор Сергей Ляпунов. В зале – одни осужденные, 10 смертников и другие: – кто на 5 лет, как Лев Парийский; наибольший среди прочих срок, сотрудник канцелярии митрополита получает за то, что пытался взять на себя вину за распространение писем владыки; – кто на 3 года, как протоиереи Толстопятов, Бычков, Кедринский, Акимов и как настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов, для которого этот трёхлетний приговор все равно станет смертным; он скончается в тюремной больнице через два месяца; – кто на несколько месяцев, как иерей Иоанн Орнатский и студент Василий Киселев. Их испытания еще впереди. «Настроение у всех, конечно, скверное, – вспоминает отец Михаил Чельцов , один из “смертников”, – но ни у кого ни слезинки, ни вздоха. Все хоть и подавлены приговором, но без отчаяния. Сидим на своих местах на скамьях подсудимых. Молчим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало официального текста приговора по этому делу, напечатанного в коммунистической газете, гласит: «Трибунал постановил: священников и благочинных: Заозерского, Добролюбова, Надежина Христофора, Вишнякова, Орлова, Фрязинова, Соколова, Телегина, а также гражд. Брусилову 9 , Тихомирова и Раханова подвергнуть высшей мере наказания. Крючкова, Надежина Виктора и Лепехина – 5 годам, 13 подсудимых приговорены к 3 годам заключения, 10 человек к 1 году заключения» 43). В том же «Правды» 101) сообщается, что в ближайшие дни в Петроградском губернском трибунале будет слушаться новое дело в связи с изъятием церковных ценностей. Среди подсудимых профессор консерватории Ляпунов, священник домовой церкви консерватории Толстопятов, священник Волковского кладбища Никольский, дворянин Килибинский, бухгалтер Пешел и др. Всего 7 человек 44). О том же сообщают следующие телеграммы: Тюмень, 12 мая. – За попытку к сопротивлению изъятию арестован и предан суду епископ 45). Ростов н/Д., 11 мая. – Выездная сессия Ревтрибунала приговорила к расстрелу настоятеля архиепископской церкви свящ. Кравцова за сокрытие ценностей 46). Ростов н/Д., 11 мая. – На этих днях Донревтрибунал рассмотрел целый ряд дел о Ростовских священниках обвиняемых в сокрытии церковных ценностей 47). Харьков, 13 мая. – В уездах отмечено нисколько случаев сокрытия духовенством ценностей. Виновные арестованы 48). Новгород, 15 мая, – По делу о беспорядках в Ст. Руссе преданы суду 22 человека. Ревтрибунал приговорил двух попов и 1 торговца к расстрелу, трех обвиняемых оправдал, остальных приговорил к лишению свободы на разные сроки. «Одновременно трибунал вынес постановление о привлечении к уголовной ответственности Патр. Тихона, Новгородского Митрополита Арсения и Старорусского Епископа Дмитрия» 49). Ростов н/Д., 15 мая. – В Новочеркасске закончился 10 процесс священнослужителей и прислужников Александровской церкви 50). Харьков, 16 мая. – Киевские органы юстиции арестовали архим. Тихона, иеромонаха Инокентия и благочинного Серафима, обвиняемых в утайке церковных ценностей из Михайловскаго монастыря 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010