148 Игумен Иосиф, в схиме Амфилохий (Головатюк) (1897–1971). С 1925 года подвизался в Почаевской Лавре. Прославлен в лике преподобных 12 мая 2002 года. 149 Архиепископ Серафим (Коровин Александр Александрович) (+ ок. 1950). С 1896 по 1925 год – настоятель Скорбященской церкви города Кунгура. С 1923 года находился в обновленческом расколе, в 1925 году был рукоположен обновленцами во епископа Кунгурского, в 1930 году возведен в сан архиепископа. В 1934 году уволен за штат в связи с закрытием обновленческой епархии, являлся настоятелем Тихвинской, а затем Вознесенской церквей города Кунгура. С 1940 года – на покое. В 1948 году принес покаяние Патриарху Алексию I (Симанскому) и был принят в лоно Церкви в сане иеромонаха. Архиепископа Серафима следует отличать от епископа Серафима (Коровина Александра Серапионовича), до революции являвшегося благочинным церквей Курганского уезда Тобольской епархии, а в 1924 году ставшего епископом Ялуторовским, викарием Тобольской епархии и скончавшегося в 1932 году. 150 Архиепископ Александр (Толстопятов) (1878–1945). Возглавлял Пермскую епархию в 1943–1945 годах. Город Пермь в то время носил название Молотов. 151 Здесь: пашня, покинутая лет на десять до зарастания дерном. (См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Олма-Пресс, 2001. Т. 1. С. 536.) 152 Здесь и далее, кроме особо отмеченных случаев, сведения приводятся по воспоминаниям игумении Филареты (Бычковой). (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Ед. хр. 573.) 154 Епископ Амвросий (Морев) (1783–1854). Занимал Оренбургскую и Уфимскую кафедру с 1823 по 1828 год. 155 Брат игумении Филареты впоследствии принял монашеский постриг и скончался иеродиаконом Уфимского Успенского монастыря. 162 Игумения Филарета Уфимская//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 539–558. 169 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 133. 172 Возможно, в 1851 году. Данные приводятся на основании сведений из клировых ведомостей Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря за 1913-й и другие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Почти последним из обновленческих иерархов присоединился к православию обновленческий архиепископ Димитрий (Лобанов), только что получивший бриллиантовый крест на клобук от Введенского. Принят он был как мирянин, но тут же на днях рукоположен лично Святейшим Патриархом в сан диакона и священника. В июле 1946 года умер глава обновленчества и главнейший его деятель «первоиерарх-митрополит» Александр Введенский . Он долго болел и умер не примирённым с Церковью. Отпевание его совершалось в храме св. Пимена двумя епископами: митрополитом Филаретом (Яценко) и состоявшим на покое и проживавшим в Москве архиепископом Алексием (Мигулиным), бывшим Уфимским. Погребён Введенский на Калитниковском кладбище, около церкви, с алтарной её стороны. Там же была похоронена его мать 3. С. Неруш. Вскоре храм св. Пимена Великого был передан православному духовенству по единодушному желанию верующих. Храм был освящён и капитально отремонтирован. Оставшиеся там священнослужители в большинстве своём были приняты в лоно Св. Церкви. Сыновья Введенского, после принесения ими покаяния, были приняты как миряне и удостоены православного рукоположения: Андрей и Владимир были поставлены во священники, а старший сын Александр – во диакона. Интересно отметить попытки Введенского вступить в какие-либо сношения с Патриархией. Об этом пишет Святейший Сергий в письме от 20 апреля 1944 года епископу Молотовскому Александру (Толстопятову): « А. И. Введенский , по-видимому, собирался совершить нечто грандиозное или, по крайней мере, громкое. Прислал мне приветственную телеграмму: “Друг друга обымем!” Меня называет представителем русского большинства в нашем православии, а себя представителем меньшинства. А закончил какой-то арлекинадой, подписался первоиерархом, доктором богословия и доктором философии. Я ответил: “ Введенскому А. И. Воистину Христос Воскресе! Патриарх Сергий”. Дело, мол, серьёзное, и дурачиться при этом совсем не к месту. Кстати, на второй день праздника я служил в Сокольниках, в бывшем гнезде обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Арестован 13 марта 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» осужден к 3 годам тюрьмы строгой изоляции; освобожден досрочно. В 1923 пострижен в монашество. Вновь арестован 8 марта 1924 по делу «о православных братствах». 26 сентября 1924 приговорен к двум годам заключения в лагерь. Отправлен на Соловки. Освобожден в 1925 по зачетам рабочих дней; выслан в Нижний Новгород. С 1928 – архимандрит. Арестован в Перми. Приговорен к 3 годам заключения в лагерь (Карелия). Через 2,5 года освобожден досрочно. 21 августа 1933 рукоположен во епископа Алма-Атинского, с 17 июля 1936 – на покое. Арестован в 1936 и 3 сентября приговорен к 3 годам ИТЛ. Освобожден в 1942. С сентября 1943 – епископ Молотовский (с 26 декабря 1944 – Молотовский и Соликамский), с 22 февраля 1945 – архиепископ. Соч.: В плену у японцев СПб. 1908 изд. – 1909]; Краткий курс такелажных работ. СПб. 1908; Курс такелажных работ. СПб. 1909. См.: Дамаскин (Орловский), игумен. Александр (Толстопятов).//Православная Энциклопедия. Т./. М. 2000. С. 503. 245 Торнтон . 60, 69 Травин Константин – диакон. 203 Трепицын Иван Николаевич; (7 января 1868 – ?). Окончил Киевский университет. Доктор гражданского права. Член консультации, учрежденной при Министерстве юстиции, чиновник особых поручений при нем. С 28 января 1915 – экстраординарный профессор кафедры римского права Петроградского университета. 221 Третинский Александр Сергеевич. Окончил Новгородскую ДС (1911) и Петроградскую ДА (1915), к. б. С 29 сентября 1915 – преподаватель логики, психологии, начальных основ и истории философии и дидактики Олонецкой ДС; был руководителем образцовой церковно-приходской школы при Олонецкой ДС. С 12 августа 1916 – преподаватель гомилетики Подольской ДС. 135 Третинский Павел Сергеевич . Окончил Новгородскую ДС (1914) и Петроградскую ДА (1918). 191 Троицкая Ирина Владимировна; (24 мая 1904 – 1989) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Троицкий Дмитрий Федорович; (30 мая 1891 – 17 мая 1973). Окончил Ярославскую ДС (1911) и Казанскую ДА (1915), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 28 . Систематически назначал незарегистрированных “священников в несуществующие общины” даже после запрета со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 29 . Епископ Иларий (Иль­ин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией “послал в гор Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви”. Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, епископ Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул “Ульяновский и Мелекесский” и не может допустить, чтобы титул “не соответствовал обстановке” из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 30 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 31 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Па­ли­цы­на). “Назначенные” последним служители культа установили “постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел и под их руководством уполномоченные” предъявляли “нас­той­чивые требования об ускорении открытия церквей” 32 . На Урале священников “в несуществующие церкви” посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 33 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский). Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 34 . А епископ Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих “в районах области” все более росла 35 .

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

09(22).09.1926–1926: Пётр Данилов 06(19).10.1926–08(21).02.1928: Алексий Марков в. у. 08(21).02.1928–11(24).11.1928: Алексий Марков 1929–1931: Николай Розанов 10 .1931–12.1931: Михаил Трубин 1931–1933: 1933–1937: Сергий Сердобов Пензенская (пснз.) 1919–Владимир Путята Первомайская (обн.) 1923–23.09(06.10).1937: Иосиф Михальчук Переславль-Залесская 03(16).06.1902–04.1918: Иннокентий Фигуровский 29 .04(12.05).1918–09(22).12.1925: Дамиан Воскресенский 20 .01(02.02).1926–25.04(08.05).1927: Дамиан Воскресенский, паки 13(26).06.1927–11.1932: Леонид Антощенко Переславль-Залесская (григ.) 09(22). 12.1925–20.01 (02.02). 1926: Дамиан Воскресенский Переяславль-Хмельницкая 1922–1922: Пётр Киреев Пермская 30 .07(12.08).1914–04(17).06.1918: Андроник Никольский 1918–1918: Борис Шипулин, в. у. 06(?).1918–06(?).1918: Феодор Поздеевский 05 .1920–1924: Сильвестр Братановский 04(17).03.1924–1926(?): Аркадий Ершов, в. у. –1927: Стефан Знамировский, в. у. 13(26).07.1927–11(24).11.1927: Варлаам Ряшенцев 11(24).12.1927–02(15).12.1930: Павлин Крошечкин 1930–1930: Хрисанф Клементьев 12 .1930–1931: Николай Покровский 1931–1931: Варлаам Козуля, в. у. 1931–1933: Иринарх Синеоков-Андреевский 16(29)06.1933–1935: Глеб Покровский 1935–1935; Варлаам Козуля, в. y., лаки 03 .1936–09.1937: Пётр Савельев, в. у. 1937–1943: 09 .1943–13(26).09.1945: Александр Толстопятов 1946–18(31).05.1956: Иоанн Лавриненко Пермская (обн.) 1922–1923: Николай Ашихмин, в. у. 28 .06(11.07).1923–10.1924: Михаил Трубин, в. у. 05(18).07.1924–22.09(05.10).1926: Сергий Карнеев 22 .09(05.10).1926–: Сергий Карнеев, в. у. 25 .08(07.09).1926–1926: Николай Чижов 1926–1928: 1928–1929: Николай Позднев 15(28).03.1930–01(14).07.1930; Палладий Бельтюков 02 .1930–24.05(06.06).1934: Михаил Бирюков 1934–1934: Сергий Иванцов 1935–06(19).09.1936: Михаил Вяткин Петербургская (Санкт-Петербургская) см. Ленинградская. Петергофская 25 .03(07.04).1922–1939: Николай Ярушевич Петергофская (обн.) 15(28)10.1924–10.1925: Макарий Торопов 10 .1925–04.1926: 04 .1926–02.1928: Макарий Торопов, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5 ноября 1943 г. на заседании Священного Синода было принято покаяние от находившегося на покое обновленческого «архиепископа» Михаила (Постникова). Свое покаяние, подписанное собственноручно, присоединяемый прочитал вслух и вручил патриарху: «Я, обновленческий архиепископ Михаил (Постников), рождения 1878 г., исповедую Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и всем святым и тебе, святейший владыко, и здесь присутствующим архипастырям мой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий… Ни на какие чины, полученные как награды, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со Святой Православной Церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю. Прости меня, святейший владыко, и благослови, и вкупе с прочими архиереями помолитеся о мне, грешном». Святейший патриарх прочитал над кающимся разрешительную молитву и возложил на него архиерейскую панагию. Воссоединенный с Православной Церковью епископ Михаил (Постников) был назначен на Архангельскую кафедру. 4 декабря 1944 г. к Православной Церкви был присоединен бывший обновленческий «первоиерарх» Виталий (Введенский), получивший назначение на Тульскую кафедру, которую он занимал в прошлом, до уклонения в раскол. Обновленческого архиепископа Звенигородского Андрея (Расторгуева), по принесении покаяния, воссоединили в сане протоиерея, который он имел до отпадения, и назначили настоятелем московского храма Воскресения в Сокольниках. Обновленческий епископ Сергий (Ларин) был воссоединен простым мирянином, но вскоре после этого получил уже каноническое поставление во епископа. К 1944 г. в обновленчестве оставалось лишь несколько честолюбцев-пастырей, покинутых своим образумившимся стадом. Не принес покаяния перед Матерью-Церковью Александр Введенский. В письме епископу Александру (Толстопятову), написанном за несколько дней до кончины, 20 апреля 1944 г., патриарх Сергий писал: «А. И. Введенский, по-видимому, собирался совершить нечто грандиозное или, по крайней мере, громкое. Прислал мне приветственную телеграмму: «Друг друга обымем!». Меня называет представителем религиозного большинства в нашем православии, а себя – представителем меньшинства. А закончил какой-то арлекинадой, подписался первоиерархом, доктором богословия и доктором философии. Я ответил: « Введенскому А. И. Воистину Христос Воскрес! П. С.»». А. И. Введенский умер в расколе с Церковью 8 августа 1946 г. от паралича.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава Пензенской митрополии поблагодарил присутствующих за участие в конференции и предоставил слово первому заместителю председателя Правительства Пензенской области О.В. Ягову, который отметил актуальность и значимость конференции. Он подчеркнул, что необходимо помнить уроки истории, чтобы в будущем не повторять совершенных ошибок. О.В. Ягов поздравил всех присутствующих с 80-летием возрождения Пензенской епархии и пожелал плодотворной работы, приятного общения и достижения всех намеченных целей и задач. После этого участникам конференции были представлены пленарные доклады. Об эволюции церковной политики власти в 1940-х — первой половине 1960-х годов рассказала Т.А. Чумаченко, член-корреспондент Российской академии образования, доктор исторических наук, руководитель Южно-Уральского научного центра РАО на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. О.А. Сухова, доктор исторических наук, декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета, выступила с докладом «Русская Православная Церковь в системе социально-политического взаимодействия в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)». О церковном служении и исповедническом подвиге архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) рассказал протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, доктор церковной истории, доцент, начальник отдела докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Доклад О.В. Борисовой, сотрудника издательства Свято-Филаретовского института, был посвящен деятельности епископа Кирилла (Поспелова) по восстановлению церковной жизни в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1944-46-х годах. Доклад «О причинах перевода епископа Кирилла (Поспелова) из Ташкентской и Среднеазиатской епархии в Ивановскую епархию» представил Д.В. Павлов, магистр теологии, младший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва).

http://pravoslavie.ru/159522.html

Кроме правящих и пребывающих на покое обновленческих архиереев присоединилось к Патриархии не менее 4 вернувшихся к 1945 г. из ссылки митрополитов и архиепископов. Всего, по некоторым сведениям, принесли покаяние 25 архиереев старого – до 1923 г. поставления, в том числе 2 марта 1944 г. митрополит Виталий (Введенский), и 13 архиереев нового поставления 525 . Происходило оно, как правило, в зале заседания Священного Синода, покаяние рядового духовенства также совершалось келейно – в алтаре храма. Епархии, являвшиеся в основном обновленческими, принимались архиереями, специально назначенными для этого Патриархией (Средне-Азиатская, Северо-Кавказская и Кубанская). Попытки не столько принести покаяние, сколько воссоединиться, оставшись почти в полном одиночестве, начал предпринимать и глава обновленческой Церкви. В письме епископу Александру (Толстопятову) от 20 апреля 1944 г. Патриарх Сергий сообщал: « А. Введенский решил сделать нечто великое или, по крайней мере, громкое. Прислал мне к Пасхе телеграмму: «Друг друга обымем!» – себя именует руководителем меньшинства в православии, меня – руководителем большинства. Телеграмма подписана: доктор богословия и философии, Первоиерарх православных церквей в СССР. Я ответил: « А. И. Введенскому . Воистину Христос Воскресе! Патриарх Сергий " " 526 . Первоиерарх служил в единственном оставшемся у него Пименовском храме столицы, вместе с митрополитом Филаретом (Яценко), но последнему в конце 1944 г. московский уполномоченный Совета по делам РПЦ запретил служить как незарегистрированному. Перед Всероссийским Поместным Собором в январе 1945 г. А. Введенский пытался получить приглашение на него через Г. Карпова, но потерпел неудачу. Неудачей закончились и попытки встретиться с прибывшими в Москву на заседания Собора Восточными Патриархами. После этих тщетных попыток первоиерарх стал поминать в храме нового Патриарха Алексия, а в июне 1945 г. написал ему письмо с просьбой о приеме в юрисдикцию Московской Патриархии. Начались переговоры. В частных беседах Введенский говорил, что готов принести покаяние с условием остаться в сане епископа, не запрещенного, а действующего. Но в сентябре последовало окончательное решение – он может быть принят лишь мирянином и занять единственное возможное место – рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». Поэтому воссоединение не состоялось. 26 июля 1946 г. первоиерарх умер от паралича, а 9 октября этого же года была отслужена последняя обновленческая литургия в Пименовском храме – накануне поступило предписание Совета по делам РПЦ о передаче церкви Патриархии 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 марта 1945 года Уполномоченным Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР по Молотовской области была зарегистрирована Николаевская православная община в поселке Общий рудник г.Кизела с предоставлением этой общине здания часовни. 20 марта 1945 года зарегистрирован исполнительный орган общины. 26 марта 1945 года заключен договор между Кизеловским религиозным обществом (общиной) и Кизеловским горисполкомом о передаче в бессрочное бесплатное пользование здания часовни. 17 апреля 1945 года указом 78 Высокопреосвященного Александра (Толстопятова), архиепископа Молотовского и Соликамского, в Кизел назначен священник Роман Софонович Жуйков. В 1994 году после пожара в церкви поселка Общий Рудник, приходу было передано здание бывшего драматического театра. Так, церковь вернулась на то место, где был раньше храм Святой Животворящей Троицы с двумя пределами. Здание было переоборудовано под храм – возведены купол и часовня. В церкви 2 предела : престол главного предела освящен 19 июля 2001 года в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; престол южного предела освящен 26 декабря 1996 года в честь Святой Живоначальной Троицы. Современное состояние [ править править код ] При храме с 1992 года действует Воскресная школа. Святыни [ править править код ] В храме есть особо чтимые иконы: Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Пермский край, город Кизел, ул. Советская, 15 Телефоны: +7 (34255) 43087 (стационарный в храме); +7 (922) 3175146 Электронная почта: nikol.hram@yandex.ru ; zolda69@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт для посещений каждый день с 8 часов до 16 часов, в дни вечерних богослужений до 18 часов. Литургии проходят в субботу и воскресение, а также в праздничные дни с 9 часов утра. Исповедь совершается на вечернем богослужении накануне, а также за 1 час до литургии. Крещение и венчание совершаются в выходные дни. Отпевание совершается каждый день (если только не отсутствуют священник).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Побег оказался невероятно тяжелым испытанием. На девятые сутки беглецам удалось наконец добраться до морского берега. Однако японцы уже повсюду сторожили русских и быстро напали на их след. Вскоре они были окружены и пойманы. Лейтенанта Толстопятова и его четверых товарищей, закованных в кандалы и связанных веревками, поездом возвратили в Фукуоку. Как зачинщик побега, он был сразу посажен в тюремный карцер. В октябре 1905 года между Россией и Японией был заключен мир. Приказом японского императора все пленные русские офицеры были отпущены на свободу. После войны Анатолий Михайлович возвратился в Петербург. В 1907 году новым местом его воинской службы стал родной Морской кадетский корпус, куда он был определен на должность дежурного офицера и воспитателя. В 1912 г. окончил в Москве Михайловскую артиллерийскую академию по первому разряду в чине старшего лейтенанта Морского ведомства. В следующем году был произведен в капитана II ранга. В 1918 году Морской кадетский корпус был переименован в «Курсы по подготовке командного состава флота». Анатолию Михайловичу было предложено остаться здесь в качестве преподавателя. Петроградский священник В 1920 г. окончил Петроградский Богословский институт со степенью кандидата богословия. В кандидатской работе «Научное основание библейского сказания о творении мира», используя новейшие данные богословия, геологии, астрономии, физики, механики, физиологии и других наук, он доказывал полное соответствие Моисеевой космогонии современному научному знанию. В том же году рукоположен во священника , служил настоятелем храма Рождества Богородицы при Петроградской консерватории . 13 марта 1922 года был арестован за «за оказание сопротивления комиссии и возбуждение прихожан против ее законных действий при изъятии церковных ценностей » и приговорен к трем годам заключения, освобожден досрочно через 2,5 года. В сентябре 1924 г. пострижен в мантию в Александро-Невской лавре , с именем в честь св. Александра Невского , рукоположен во иеромонаха . Заключение в Соловецком лагере

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010