Статья В 2022 г. исполнилось 100 лет возникновения обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. В связи с этой важной датой вопросы его зарождения, развития и преодоления получили особую актуальность. Несомненно, обновленческий раскол — феномен, без осознания которого невозможно составить правильное представление о событиях церковной истории минувшего столетия. Будучи следствием государственного вмешательства в церковную жизнь, обновленчество в руках большевиков стало средством разрушения канонической Православной Церкви в России. Историография темы достаточна широка. Внимание исследователей было уделено сходству и различиям в терминах «обновление» и «обновленчество» и их интерпретации . Ряд исследователей утверждает, что дореволюционное движение за церковные реформы шло в каноническом русле и было направлено на освобождение Церкви от слишком тесных объятий государства и восстановление соборного строя церковного управления. Советское обновленчество развивалось в совершенно иных социально-политических условиях и его главной характеристикой было приспособление к власти большевиков . Исследователи установили, что многочисленные обновленческие организации не имели между собой практически никаких общих черт, кроме бунта против законного священноначалия и покорности советской власти . Обновленчество по своей сути было антиканоничным движением, его руководители стремились получить легитимацию со стороны Православных Поместных Церквей и их предстоятелей . Вместе с тем нужно отметить, что ряд исследователей в настоящее время придерживается мнения, что дореволюционное движение за реформирование Церкви, церковный большевизм периода гражданской войны и обновленческий раскол советского периода представляли собой вехи одного исторического процесса . Большое внимание в трудах исследователей уделено региональным особенностям обновленчества. Ученые подчеркивали, что внутри раскола существовали различные группы и партии, продолжившие свое развитие на протяжении 1920-х гг., подвергшиеся организационному разгрому в 1930-е гг. и завершившие свою деятельность во второй половине 1940-х гг.

http://bogoslov.ru/article/6192158

Август взял ее за кончики пальцев, склонясь, поцеловал. (Она только мельком увидела багровые лица баронесс.) Вот он — жданный час. Король был, как из-за тридевяти земель, будто из карточной колоды, — большой, нарядный, любезный, с красным ртом, с высокими соболиными бровями. Санька очарованно глядела в его уверенно заблестевшие глаза: «Погибла». Скоро уже неделя, как Василий сидит на постоялом дворе. Саньку увезли, и о нем забыли. Ездил справляться во дворец, — адъютант короля каждый раз любезно уверял, что завтра-де король не замедлит его принять. От скуки Василий днем бродил по городу, по кривым уличкам. Узкие, мрачные дома с открытыми крышами, с железными дверями — как вымершие, — разве высоко в окошке? прильнет к стеклу сердитое лицо в колпаке. На базарных площадях лавки почти все заперты. Иногда — четверкою тощих коней — громыхали пушки по большим булыжникам мостовой. Угрюмые всадники прикрывались шерстяными плащами от сквозного ветра. Одни только нищие — мужики, бабы с исплаканными лицами, дети в тряпье — бродили кучками по городу, глядели, сняв шапки, на окна. По вечерам, отужинав, Василий сидел при свече, подперев щеку. Думал о жене, о Москве, о беспокойной службе. Как учили отцы, деды, — будь смирен, богобоязнен, чти старших, — нынче с этим далеко не уйдешь. Вверх лезут — у кого когти и зубы. Александр Меньшиков — дерзок, наглый, — давно ли был в денщиках, — губернатор, кавалер, только и ждет случая выскочить на две головы впереди всех. Алешка Бровкин жалован за набор войска гвардии капитаном: смело воевод за парики хватает. Яшка Бровкин — мужик толстопятый, зол и груб, — командует кораблем… Санька. Ах, Санька, Боже мой, Боже мой!.. Другой бы муж плетью ей всю спину исполосовал… Значит, надо чего-то еще понять. Нынче тихие — не ко двору. Хочешь не хочешь — карабкайся… (Печальными зрачками глядел на огонек свечи… Душе бы нежиться, как бывало, в тихой усадьбе, под вой вьюги над занесенной крышей… Печь да сверчки, да неспешные, приятные думы.) Пуффендорфия, что ли, начать читать? Заняться коммерцией, как Александр Меньшиков или как Шафиров? Трудно, — не приучены. Война бы скорее… Волковы — смирны, смирны, а сядут на коня, поглядим тогда, кто в первых-то — Яшка ли с Алешкой Бровкины?

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

   К 1944 г. в обновленчестве оставалось лишь несколько честолюбцев-пастырей, покинутых своим образумившимся стадом. Не принес покаяния перед Матерью Церковью Александр Введенский. В письме епископу Александру (Толстопятову) от 20 апреля 1944 г., за несколько дней до кончины, Патриарх Сергий писал: «А. И. Введенский, по-видимому, собирался совершить нечто грандиозное или по крайней мере громкое. Прислал мне приветственную телеграмму: «Друг друга обымем!» Меня называет представителем религиозного большинства в нашем православии, а себя — представителем меньшинства. А закончил какой-то арлекинадой, подписался первоиерархом, доктором богословия и доктором философии. Я ответил: «Введенскому А. И. Воистину Христос воскрес! П. С. " " .    Конец 1943—1944 г.— время непрерывных побед русского оружия над войсками агрессора. Осенью 1943 г. освобождена Восточная Украина. 6 ноября Красная Армия взяла Киев, 2 февраля 1944 г.— Луцк. Весной 1944 г. советские войска вышли на государственную границу; 27 июля от немцев очищен Львов. 23 августа Харьков был взят Красной Армией. Митрополит Феофил (Булдовский) остался в городе, не воспользовавшись возможностью эвакуироваться, и через несколько дней обратился к Патриарху Сергию с приветственной телеграммой и просьбой о принятии его в молитвенно-каноническое общение. 9 ноября 1943 г. из Патриархии был получен телеграфный вызов в Москву. На другой день митрополит Феофил направил письмо экзарху Украины митрополиту Киевскому Николаю: «Давно уже мною с городским духовенством была послана Святейшему Патриарху Сергию приветственная телеграмма в связи с избранием его в Патриархи и с просьбой принять мою епархию под свое окормление. Я хотел уже вслед послать и пояснительные письма Его Блаженству и Вашему Высокопреосвященству, но явилась некая задержка. Тем не менее я все время скорбел душой и горько каялся, вспоминая свои старые ошибки. Я разумею «деяние 13-ти». Я не стану оправдываться сейчас, но скажу, что в этом «деянии» много неправды и Его Блаженство введен в заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Нам нужна поддержка, сочувствие, ободрение, нужна благодатная помощь Божия. И вот здешний, приходской совет, совет одного из наиболее видных наших приходов, – все это дает нам в этом приношении, в этом светлом даре» . Затем институт вместе с причтом собора приветствовал владыку. Выступили студент А. М. Толстопятов (впоследствии Молотовский епископ Александр) и клирик о. П. П. Балыков. После молебна митрополита приветствовали староста собора и от Общества приходов протоиерей Н. В. Чепурин . 27 июля 1920 г. Совет института по инициативе профессора Ю. П. Новицкого заслушал особое заявление профессорской комиссии, подписанное Н. Н. Глубоковским, А. И. Бриллиантовым и Ф. К. Андреевым о возведении в звание профессоров протоиерея Н. К. Чукова, И. П. Щербова и П. П. Мироносицкого. Протоиерей В. А. Акимов заявил, что он против возведения, потому что вопрос возбуждается случайно, рано, до окончания не только года, но и семестра, нет автобиографий, нет списка трудов с авторитетным отзывом о них, и что было бы целесообразнее избрать особую комиссию, которая подробно установила бы порядок, условия и время возведения в профессорское звание. Ректор присоединился к мнению протоиерея в части себя, поскольку не имел ученой степени и преподавал только с 1911 г., а И. П. Щербова и П. П. Мироносицкого просил бы возвести, поскольку Мироносицкий формально имеет право как магистр, а Щербов – профессорский стипендиат, преподающий 20 слишком лет, имеющий готовые, хотя и не отпечатанные издания, и работавший в религиозно-философской библиотеке. Н. Н. Глубоковский возражал В. А. Акимову, находя, что возведение не «рано», а «поздно» и что надо было сразу это сделать, и что «организация ученого дела есть истинно ученое дело; даже больше, чем написание какой-нибудь книжки; что теперь нет возможности и печатать, и необходимо смотреть на дело с точки зрения только фактической работы» и что протоиерея Н. К. Чукова он знает и как ученика, и по церковной школе, и как ректора и «покровителя науки» в семинарии. В результате голосования ректор получил 7 голосов «за» и 1 «против», а Шербов и Мироносицкий – по 6 голосов «за» и по 2 «против». 27 июля 1920 г. все трое были удостоены звания профессора . Согласно § 41 «Положения о Богословском Институте в Петрограде», с открытием института Богословско-пастырское училище было с ним соединено как подготовительная ступень, в экономическом, учебно-педагогическом и частично в административном отношении. При соединении курс училища был увеличен за счет присоединения к нему подготовительного класса, а Совет Богословского института нашел необходимым повысить требования к поступающим в институт, обязав их сдавать коллоквиум по Священному Писанию Нового Завета, по общей церковной истории, по апологетике, литургике и этимологии греческого языка. Обращалось большое внимание на письменные работы студентов и на их участие в работе кружков (семинарий) .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Я поэтому ни намеком даже не считаю для себя возможным влиять прямо на тех из студентов, даже в ком усматриваю прямое тяготение к пастырству: пусть самостоятельно выливается... В то же время я особенно озабочен, чтобы наши студенты, и стремящиеся к пастырству особенно, тщательно подготовлялись нами к тому, чтобы впоследствии стать не этими требоисправителями и писателями резолюций, каковых ныне масса среди пастырей и архиереев, а теми духоносными живыми строителями Церкви, каковых ждет истинно верующий народ… 28 декабря 1920 г… Среди части студентов Института обнаружилось женофобское движение: чтобы Институт был только профессионально пастырским заведением, где не место женщинам. Я вызвал инициаторов и выяснял им свою принципиальную точку зрения на это – совершенно противоположную. Для целей узко пастырских указал устроить пастырский кружок. Вообще для оживления и продуктивности и практичности работы решили с И. П. Щербовым завести кружки: Св. Писания, пастырский, проповеди; пения и философии. Это как бы университетские “семинарии”» . Так в институте организовался «кружок ревнителей иночества», изучавших вопросы монашества, и студенты И. А. Акулов, В. А. Вавилов, С. Е. Советов и В. М. Сацертоцкий (а впоследствии и В. В. Соболева) были пострижены в монашество. Сан священства в продолжении обучения приняли А. М. Толстопятов, В. К. Лозина-Лозинский, Б. П. Колесников, А. А. Шамонин, М. И. Федоров. Студенты В. А. Зубков, Н. А. Штейгер, Н. Г. Архипов по их просьбе приняли посвящение в стихарь. Студент Г. Р. Григорьев, бывший баптистом, присоединился к православию . Выбранные Советом института кандидатуры профессоров, прошения о посвящении студентов в сан, и другие вопросы ректор утверждал у митрополита, регулярно представляя ему журналы. Митрополит проявлял неустанную заботу об институте, делал пожертвования, присутствовал на некоторых лекциях и институтских праздниках. 28 января 1921 г. Совет избрал митрополита Вениамина своим почетным членом . Высшее наблюдение над институтом осуществлял Патриарх, и отчет за первый учебный год ректор с епископом Алексием отправил ему в Москву .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

107)       Путеводитель по окрестностям Москвы и указатель их достопримечательностей. Сост. О.П. Захаров. M., в типографии Бахметева, 1867 г., 16°, стр. VI+338. (О Троице стр. 1–87, Гефсимании стр. 87–110, пустыни св. Параклита стр. 110) 108)       Путеводитель по Москве и ее окрестностям. Сост. В. Долг–ой. Издание кн. В.Г. Долгорукого и В.М. Анофриева. M., в типографии Рис, 1872 г., 16°, стр. VI+46+206+104+94+40. (О Троице на стр. 1–25; о посаде стр. 25–27; о Вифании стр. 27–29; о Гефсиманском ските стр. 29–34; о Хотькове стр. 37–38). 109)       Новый путеводитель по Москве и ее окрестностям и указатель ее достопримечательностей в историческом и топографическом отношениях. М., в печатне С.П. Яковлева, 1881 г., 16°, стр. 149+IV немтч. (О Троице на стр. 128–129). 110)       Москва и ее окрестности. П. Седельникова. М., в типографии П. Лебедева. Издание А.В. Хлебникова, 1881 г , 16°, стр. Χ+II+VΙII+521+XXXIV. (О Трояце, Хотькове, Гефсимании п Вифании на стр. 345–379). 111)       Указатель достопримечательностей Москвы. С. Толстопятова. М, в типографии М.Н. Лаврова, 1882 г., 16°, стр. 64+ХХХ II (о них же на стр. 61–64). 112)       Спутник дачника по окрестностям Москвы. Сост. Л.А. Фейгин. М., в типографии И.Н. Кушнерева и К°. 16°, стр. (Idem. стр. 47–53). Путеводители на иностранных языках известны мне следующие: 113)       Das Troitza-Sergiew’sche Kloster bei Moscau. Aus allen Welttheiben 4 Sahrg. April 1873 г. 114)       Das Kloster des st. Sergius bei Moscau. Ueber Land und Meer 1874 г. 25. 115)       Beschreibung des Klosters des H. Sergius und dessen Gebäuden. M., в тип. Готье, 16°, 45 стр. (Напеч. 1,200 экз.). 116)       Le couvent de st. Serge. Веры Араповой. Отзывъ в «Москов. Ведомостях» 1876 г., 277. – С. Яковлева. 117)       А guide to the Lavra of st. Sergius at Troitsa. Москва 1876 г. Тип. Готье, 43 стр. (Напеч. 1,200 экз.). Не лишне отметить также следующие статьи по поводу железной дороги к Троице: 118)       Московско-Сергиевская желез. дорога. Александра Смирнова «Москов. Ведомости» 1859 г., 166. Тоже «Москов. Губерн. Ведомости» 40–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Александр (Толстопятов; 1878–1945 гг.), епископ Молотовский. В 1920-х гг. настоятель церкви при Консерватории. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 22; Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918–1928 гг.//Вестник церковной истории. 2015. 1/2 (37/38). С. 273. Там же. С. 274. Там же. С. 275. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 16. Предположительно это А. Я. Миркович (1792–1888 гг.), генерал-майор, участник войны с Наполеоном; передал свою коллекцию исторических документов Императорской Публичной библиотеке. Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 17–18. Там же. Л. 18. Там же. Л. 7–8. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 8. Академический паек периода «военного коммунизма» существовал в 1919—1923 гг. в виде регулярного ежемесячного натурального (продуктами питания) бесплатного пособия ученым от советского правительства. Чуков Н. К., прот. Положение Церкви и духовенства в Олонецкой губернии. Записка от 22 ноября 1918 г. свящ. М Галкину для представления секретарю Ленина Бонч-Бруевичу//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. 34. С. 132–133. А. Ф. Шидловский (1863–1942 гг.), ученый-краевед, действительный статский советник, с 1911 г. Олонецкий вице-губернатор; основал Общество изучения Олонецкой губернии , в котором протоиерей Н. К. Чуков был учредителем и почетным членом. В своей записке «О путях на Севере к открытому морю» обосновал экономическую и военную необходимость строительства Беломорско-Балтийского канала и Мурманской железной дороги , входил в комиссию по строительству последней; с 1916 г. Олонецкий губернатор; в январе 1917 г. переведен в Архангельск, в мае 1917 г отставлен. После Октябрьской революции возглавлял Северный отдел КЕПС Академии наук.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР (ТОЛСТОПЯТОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Александр (Толстопятов) Александр (Толстопятов) ( 1878 - 1945 ), архиепископ Молотовский и Соликамский В миру Толстопятов Анатолий Михайлович, родился 22 октября 1878 года в Москве в семье выдающегося русского ученого, доктора минералогии и геогнозии, профессора Московского Императорского университета Михаила Александровича Толстопятова. Был седьмым ребенком в семье, через некоторое время скончались три первенца. Это обстоятельство наложило на остальных членов семьи тень благочестивой печали. «С самого раннего возраста, – писал Владыка в своих воспоминаниях, – я сильно полюбил церковную службу и, живя в Москве, охотно посещал свой приход – церковь Рождества Богородицы в Путинках – и Высокопетровский монастырь, где пел на клиросе». Глубокое духовное влияние на будущего иерарха оказал настоятель Высокопетровской обители архимандрит Никифор (Бажанов) , автор популярной Библейской энциклопедии. Отец Никифор сразу заметил благочестивого юношу и уделял ему много внимания. О сокровенных мечтах того времени Владыка в своих воспоминаниях пишет: «Уже тогда я имел твердое намерение посвятить свою жизнь на служение Богу, намереваясь по окончании гимназии поступить в Духовную академию и принять монашеский постриг». В апреле 1890 года скончался отец. В 1894 году старший сын Владимир поступил в институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге . Туда вскоре переехала вся семья: мать Елизавета Дмитриевна, сыновья Вадим и Анатолий, дочь Евгения. Учился в 5-й Санкт-Петербургской гимназии. Посещал церковные службы в подворье Киево-Печерской лавры. Военная служба В 1898 году поступил в специальные классы Санкт-Петербургского Морского корпуса. Мичман А. М. Толстопятов. Владивосток, 1901–1902 годы В 1901 г. окончил Кронштадтское морское инженерное училище. Был произведен в чин мичмана и назначен в Сибирский флотский экипаж на службу во Владивостоке .

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Ссылка в Пермскую епархию В декабре 1926 года был арестован. Следствие длилось всего девять дней и было передано в ОГПУ, которое вынесло решение – выслать архимандрита Александра Толстопятова в Пермскую губернию сроком на три года. В начале марта 1927 года этапом прибыл в Пермь, затем отпущен под подписку о невыезде. В августе 1928 года назначен настоятелем Никольской церкви на Слудской горе в Перми . Вишерские лагеря, Белбалтлаг Архим. Александр (Толстопятов). Пермь, 1931 год. Фото из следственного дела 15 февраля 1931 г. снова арестован и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. В качестве вещественных доказательств вины были изъяты научные и религиозные книги. Из показаний свидетелей: «Толстопятов пользуется большим авторитетом благодаря своей фанатичности, из-за чего некоторые прихожане стали усиленно веровать в Бога»; «Архимандрит Толстопятов говорит: “Без Бога ничего хорошего сделать невозможно как одному человеку, так и всем людям вместе, хотя бы все силы, все знания и умения были бы в их руках. Все попытки обойтись без Бога всегда оканчивались и будут оканчиваться тем же... Нашей целью является организация всех верующих и православных в единое целое, чтобы общими силами успешно отстоять заветы святых отцов и учителей наших, которыми так славилась наша многострадальная Святая Русь”». ОСО при коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 г. приговорен к трем годам заключения в ИТЛ. Отбывал срок в Вишерских лагерях, в Усолье , куда он прибыл в середине мая 1931 года. Затем был отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ . Из лагерной характеристики: «Анатолий Михайлович Толстопятов – техник-сметчик. Владеет большим техническим образованием, которое применяет к делу строительства дороги. Порученную работу выполняет добросовестно. По характеру спокоен, застенчив, трудолюбив и дисциплинирован. Имеет ряд изобретений в области жилстроительства. Поведение хорошее». 20 июня 1933 года был досрочно освобожден, ему разрешили проживать в Москве . Алма-атинский епископ 21 августа 1933 г. был хиротонисан во епископа Алма-Атинского , хиротонию возглавил митр. Сергий (Страгородский) .

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Книга содержит несколько очень пространных примеров, связанных с периодами его лагерного заключения. Значение апологетических трудов архиепископа Александра (Толстопятова) еще только предстоит раскрыть. Выстраданные его исповедническим путем, ставшие важной его частью, они не утратили своей духовной актуальности и представляют существенный интерес не только как памятник православной богословской апологетической мысли в СССР 1928–1945 гг. Во всех испытаниях архиепископ Александр ни на йоту не отступил от своей веры, продолжая свидетельствовать о ней как своим служением, так и апологетическими трудами, в написании которых видел свое призвание, и всей своей жизнью.   Литература   [ 1 ] Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. URL: (дата обращения: 20.06.2023). [ 4 ] Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928. 520 с. [ 8 ] Александр (Толстопятов), архим. Научное обоснование Библейского сказания о творении мира. Рукопись. Пермь, 1928. С. 7. [ 12 ] Марченко А., прот. Архиепископ Александр (Толстопятов). Защитник Отечества и православной веры. Нижний Новгород, 2015. С. 102-105.   Источник: Агафангел (Гагуа), игум. Архиепископ Александр (Толстопятов) –  исповедник и апологет Русской Православной Церкви первой половины ХХ века//«Вечность всегда нарастает, и в этом её красота»: наследие А. Ф. Лосева и акмеология культуры (К 130-летию мыслителя и учёного). Сборник материалов научной конференции с международным участием, Шуя – Иваново: 6–8 октября 2023 г. Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2023. С . 58-66. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6193788

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010