В ходе научной дискуссии ведущие исследователи истории Церкви РАН признали, что личность епископа Иоанна (Соколова) недостаточно исследована, несмотря на то, что он является крупным церковным ученым-канонистом Синодального периода истории Русской Церкви. Его имя неразрывно связано с другими выдающимися иерархами и деятелями церковной науки XIX века — митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), епископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым), архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) и другими. Жизнь и деятельность епископа Иоанна (Соколова) находила свою оценку в трудах выдающихся ученых Института российской истории РАН: члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора Я.Н. Щапова и доктора исторических наук Н.Н. Лисового. В настоящее время на повестке стоит вопрос об издании корпуса сочинений епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна, которое может быть осуществлено Смоленской епархией при содействии ведущих специалистов Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН. Во второй части заседания выступил профессор ОЦАД протоиерей Алексий Марченко, который представил собравшимся ученым свою научную монографию «Защитник Отечества и православной веры: жизнеописание архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова)». В преамбуле протоиерей Алексий раскрыл богословский смысл епископского служения в Церкви, которое, «несмотря на различные исторические условия и обстоятельства, всегда тождественно по своей сути и определено идеалом, запечатленным на страницах евангельского повествования». Докладчик изложил биографию архиепископа Молотовского (Пермского) Александра, написанную им на основе различных источников: архивно-следственных дел, дневников и материалов переписки иерарха, научных трудов святителя, охарактеризовав его как выдающегося иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, мало известного современной исторической науке. «Архиепископ Александр — личность уникальная в нашем епископате советской эпохи: кадровый морской офицер, дворянин, ученый-богослов, инженер, наконец, исповедник, пострадавший за Церковь и веру православную. Своими трудами и талантами, духовными подвигами он сравним разве что со святителем Крымским Лукой (Войно-Ясенецким). Кристально чистая жизнь иерарха, беззаветное служение Церкви Христовой, более 20 лет, проведенные в сталинских тюрьмах, лагерях и ссылках, свидетельствуют об этом», — заметил докладчик.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сам композитор заведовал Певческой капеллой, а также был старостой храма при Консерватории. Когда был издан декрет закрытии домовых церквей, по ходатайству прихожан ее сделали приписной к Никольскому собору и тем самым спасли от закрытия. Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, Сергей Ляпунов и настоятель иерей Анатолий Толстопятов (в дальнейшем – архиепископ Александр; 1878-1945) противодействовали опечатыванию храма. Композитор был подсудимым на Петроградском процессе, но в итоге получил крайне небольшой срок, который фактически уже отбыл, поэтому по окончании процесса вернулся домой. Но по решению суда ему надо было оплатить огромные судебные издержки. Отбыл за границу, чтобы давать концерты как пианист; в оформлении документов ему помог ректор Консерватории композитор Александр Глазунов. Но Сергею Ляпунову не суждено было вернуться из заграничной поездки, он скончался на чужбине. В 1970-е годы его дочери Анастасии удалось приехать в Париж навестить могилу отца. Судьба остальных членов семьи Ляпуновых трагична: сын Борис принял монашество, погиб в лагере, часть семьи погибли в блокаду, часть – в эвакуации. Из семерых детей только Анастасия прожила долгую жизнь, работала в Публичной библиотеке, собирала материалы о своем отце. Ее потомки живут в Санкт-Петербурге. Член Сообщества ревнителей памяти митрополита Вениамина Анастасия Гурьева объявила о конкурсе исследовательских работ, посвященных владыке Вениамину, в котором могут принять участие все желающие – его условия представлены в группе сообщества «ВКонтакте». Адвокат Артем Баконин рассказал, что изучил все 27 томов уголовного дела «О сопротивлении изъятию церковных ценностей» и может с уверенностью сказать, что ничего общего с правом этот процесс не имеет, напротив, наблюдались грубые нарушения закона. Составлен аналитический обзор, на основе которого готовится обращение в Следственный комитет по факту убийства четверых человек – митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/sv...

Герои духа Безусловно, подавляющая часть выпускников Пермской духовной семинарии — это священнослужители, повсеместно исполнявшие и исполняющие свой пастырский долг. Надо отметить, что духовенство, вышедшее из стен Пермской духовной семинарии, было одним из самых образованных сословий общества, которое занималось учительством, могло оказать людям медицинскую помощь, обладало аграрными познаниями. Любовь к Богу и земному Отечеству в годы гонений на Пермской земле явили 34 священнослужителя — это выпускники Пермской духовной семинарии, претерпевшие самые лютые истязания за исповедание веры Христовой, впоследствии канонизированные Русской Православной Церковью. В начале XX века молодых людей, которые, несмотря ни на какие преграды, приходили в Церковь и отдавали себя на самоотверженное служение, священномученик архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) называл героями духа. Владыка Андроник на одном из последних заседаний Поместного Собора в 1918 году, накануне своего мученического подвига, говорил о том, что семинарии — это духовные образовательные школы, предназначенные исключительно для подготовки будущих священников, и самым важным здесь является воспитание. Он подчеркивал: «Для пастырства же, как церковного служения по преемству от апостолов, необходимо не только образование умственное в смысле богословского обучения, но, главнее того, необходимо пастырское воспитание души кандидата во священство» с. 70]. По его мнению, обучая семинаристов, следует вести дело так, чтобы будущий «пастырь Церкви был богат духом ревности пастырской, без которого он все равно что светильник без елея» с. 191]. С установлением советской власти все духовные школы Пермской епархии были закрыты. В июле 1919 года, после оставления Перми войсками Сибирской армии адмирала А.В. Колчака, Пермская духовная семинария на 90 лет прекратила свое существование. Некогда стройная, всеобъемлющая система богословского образования в Прикамье была полностью разрушена. В последующий богоборческий период предпринимались попытки создания условий для подготовки пастырей (в 1920 году протоиереем Леонидом Зубаревым — Богословского института с трехлетним сроком обучения в 1944 году епископом Александром (Толстопятовым) — годичных пастырских курсов с замыслом последующих преобразований их в духовную семинарию Но все попытки остались безуспешными.

http://patriarchia.ru/db/text/5843863.ht...

Коршунов К. О., иер . Реализация репрессивных мер в отношении священнослужителей на территории Чувашии в 1920-е — 1930-е гг.//Церковный историк. 2023. 2 (12). С. 79–96. Автор статьи исследует законодательные акты, направленные на репрессии в отношении Церкви, реализацию репрессивных мер через политические и экономические средства давления на Церковь, антицерковную пропаганду, поддержку обновленческого раскола. Куприенко В. К., свящ . Практика проведения «Комсомольского рождества» на Кубани//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 83–89. В статье рассматривается история формирования и развитие празднования «Комсомольского рождества» на Кубани, разбираются причины введения этого праздника и опыт проведения антирелигиозной пропаганды с его помощью. Автор приходит к выводу, что массовая и настойчивая антирелигиозная пропаганда дала свои плоды, но в 1920-е гг. ее успех еще был минимальным. Марченко А., прот., Марченко Н.А . Епископ Александр (Толстопятов) и его борьба с «власовщиной». Попытки ликвидации обновленческого раскола в Молотовской епархии в 1943–1945гг.//Христианское чтение. 2023. С.362–369. Статья посвящена истории преодоления обновленческого раскола на Урале в годы войны. По мнению авторов статьи, обновленческий раскол в Прикамье не был до конца ликвидирован в эти годы из-за умелого сопротивления местных лидеров обновленчества, индифферентности верующего народа, до конца не понимавшего разницу между раскольниками и канонической Церковью, и из-за излишней неосторожности и поспешности епископа Александра. Овчинников В. И. (архиеп. Элистинский и Калмыцкий Юстиниан) . Сопротивление православной общественности Бессарабии переходу богослужения на новоюлианский стиль в 1920–1930-е гг.//Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. 3. С. 6–21. В статье рассматривается сопротивление православной общественности Кишиневской епархии переходу богослужения на новоюлианский стиль в 1920–1930-е гг. По мнению автора статьи, действия Румынской Православной Церкви на территории Бессарабии стали частью общей государственной политики «румынизации» бессарабского населения, что стало причиной конфликта между Русской и Румынской Православными Церквами.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Запись ночной беседы иерархов с вождем, сделанная председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полковником государственной безопасности Г.Г. Карповым, свидетельствует, что вторым по важности вопросом, поднятым церковным руководством, стала проблема подготовки кадров духовенства. Митрополиты Сергий и Алексий просили Сталина, чтобы им было разрешено организовать богословские курсы при некоторых епархиях. «Тов. Сталин, согласившись с этим, в то же время спросил, почему они ставят вопрос о богословских курсах, тогда как Правительство может разрешить организацию духовной академии и открытие духовных семинарий во всех епархиях, где это нужно. Митрополит Сергий, а затем еще больше митрополит Алексий, сказали, что для открытия духовной академии у них еще очень мало сил и нужна соответствующая подготовка, а в отношении семинарий – принимать в них лиц не моложе 18 лет они считают неподходящим по времени и прошлому опыту […] В последующем, когда церковь будет иметь соответствующий опыт работы с богословскими курсами, встанет этот вопрос, но и то организационная и программная сторона семинарий и академий должна быть резко видоизменена. Тов. Сталин сказал: «Ну, как хотите, это дело ваше, а если хотите богословские курсы, начинайте с них, но Правительство не будет иметь возражений и против открытия семинарий и академий»» . Из документа видно, что, вопреки мнению Сталина, церковное руководство решило не форсировать сложный и многоплановый процесс возрождения богословского образования. Сочтя неуместными «большевистские темпы» в решении этого вопроса, иерархи предпочли следовать принципу постепенности. Насколько эта стратегия была оправданной, свидетельствуют документы, содержащие сведения о попытке открыть в годы войны Богословско-пастырские курсы в Молотовской епархии. Как и многие другие епархии Русской Православной Церкви, во время Великой Отечественной войны Молотовская (Пермская) епархия переживала свое второе рождение. 7 сентября на возобновленную Молотовскую (Пермскую) кафедру был назначен находившийся в ссылке епископ Александр (Толстопятов) .

http://bogoslov.ru/article/1418608

Г. Карповым. На этой встрече митрополитами было получено разрешение на созыв Архиерейского Собора, причем, вопреки предположениям иерархов, считавших, что для его подготовки понадобится месяц, Сталин посоветовал подготовить Собор, как он выразился не без мрачного юмора, «в большевистском темпе». Чтобы ускорить дело, некоторых участников Собора доставили в Москву на военных самолетах. Два архиерея – Саратовский архиепископ Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) – были освобождены из лагерей незадолго до открытия Собора. На встрече со Сталиным иерархи поставили и ряд других вопросов, связанных с тяжелым положением Церкви: об открытии приходов, духовных школ, о возобновлении издания официального церковного журнала и даже об освобождении некоторых из арестованных епископов и священников. Их список был подан позже, но из этого списка в живых оказался тогда лишь один иерарх – святитель Николай (Могилевский) , который и был освобожден, после чего его поставили на Алма-Атинскую кафедру. Архиерейский Собор, состоявшийся 8 сентября, через 4 дня после встречи митрополитов с руководством страны, вынес определение об отлучении от Церкви коллаборационистов-мирян и об извержении из сана клириков и епископов, виновных в том же преступлении, избрал Священный Синод, но главным его решением явилось избрание Патриарха. Им стал исполнявший до тех пор должность Местоблюстителя Сергий, интронизация которого состоялась 12 сентября. Это событие вызвало великую радость у немногочисленного тогда духовенства, не истребленного гонениями, и у многомиллионного православного народа, но в то же время и критику, которая шла из кругов церковных оппозиционеров, из-за линии фронта, из русского зарубежья. И до сих пор некоторые из историков, а чаще публицистов, пытаются дискредитировать Архиерейский Собор 1943 г. и совершенный на нем акт избрания Патриарха. Поэтому апология Собора и его решений остается и по сей день актуальной церковной или, по меньшей мере, церковно-исторической задачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

13-го в понедельник вечером мы с арх[иепископом] Стефаном ездили в Черкизово, к Н. Ф. Колчицкому, и пробыли там вечер. 14-го . Я хотел было выехать домой, но не было билетов в мягком вагоне, и пришлось остаться до 15-го. За обедом встречались с архиереями в гостинице и вели разные беседы. Между прочим Преосв[ященный] Лука рассказал о первом очередном заседании Синода в довольно критическом освещении. Он вообще критикует посвящение таких архиереев, как Питирим, зарекомендовавший себя со стороны пьяницы, как Димитрий, паясничающий, как Иоанн – предполагаемый к посвящению, как Фотий, только что бывший обновленцем и т. п. На заседании Синода, по словам а[рхиепископа] Луки, сначала как будто не было и никакого материала для обсуждения, как будто у нас все благополучно. Поговорили о штатах для Патриархии, заслушали небольшой доклад Питирима о Воронежской епархии, и все. Тогда Лука вынес предложение о необходимости принять из центра меры в отношении 1) поднятия дисциплины в духовенстве – и внешней, и внутренней, богослужебной, крайне небрежной; 2) уничтожения огромного зла – корыстолюбия; 3) поднятия учительности, внебогослужебных бесед с народом и проч. Возмущался он потом и о погоне архиереев за наградами, слишком широким награждением саном архиепископа, крестом на клобук и т. п. Все это конечно, правда, и все это необходимо постепенно унормировать. 14-го все стали экстренно разъезжаться. Ждали приезда английских гостей и всех торопили уехать, чтобы для встречи остались только постоянные члены Синода . Я выехал 15-го в 11 ч[асов] утра с Казанского вокзала. Со мной вместе в Саратов выехали арх[иепископ] Андрей Комаров и еп[ископ] Александр Толстопятов… В Сарат[овской] области пока не слышно влияния московских событий – об открытии новых церквей молчат, о хоре – по-прежнему настаивают на любительском… Зато в Сталинградской области церкви постепенно открываются, и сейчас их у меня там уже 10 действующих. 4 октября . Все время подготовляю бумаги для Москвы. Вчера подготовил «Инструкцию» в развитие «Положения» о Бог[ословском] институте, так что можно было бы сразу ее и утвердить вместе с «Положением». Подыскал все б[ывшие] программы по предметам курса Института, оставшиеся от Петрогр[адского] бог[ословского] института и Высших бог[ословских] курсов в Ленинграде.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Проходил также по следственному делу монахов – иеромонаха Пахомия (Русина) , иеромонаха Макария (Ермоленко) – бывшего насельника Оптиной пустыни, инокинь Татианы (Халиной) и Александры (Нагибиной) , живших до 1936 года в алма-атинских горах. В период служения в Алма-Ате владыка не раз совершал путешествия в горы, посещая тайные скиты. Беседуя с местными пустынниками, он высказывал желание остаться в горах и вести пустынный образ жизни. В процессе следствия владыке и монахам-пустынникам постоянно пытались инкриминировать разведдеятельность в алма-атинских горах и связь с зарубежьем. Еп. Александр был приговорен к трем годам заключения в ИТЛ, отбывал срок в Ухтинлаге . Освобожден в марте 1939 года. По благословению митрополита Сергия епископ Александр в течение пяти лет находился на покое в Сарапуле , работая инженером на одном из предприятий города. Здоровье было серьезно подорвано лагерной жизнью; запущенная сердечная болезнь (миокардит) с каждым годом все более давала о себе знать. Одна из характеристик владыки сарапульского периода жизни, сохранившаяся в его следственном деле: «Епископ Александр... наказание отбыл. По убеждениям монархист, профашистски настроен... Связь с Сергием поддерживает». На Пермской кафедре 7 сентября 1943 г. назначен на Молотовскую (Пермскую) кафедру . Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г. , избравшем митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. В начале октября 1943 года прибыл в Молотов ( Пермь ). Город был ему знаком по ссылке 1929–1931 годов. С тех пор здесь многое изменилось. Никольский храм, где он служил, закрыли, и в нем была устроена мастерская по пошиву обмундирования. В городе богослужения проводились только в одной церкви – Всех святых – на кладбище. А всего в то время в епархии действовало только девять церквей. Поэтому важнейшим вопросом для архипастыря стало открытие новых приходов. В 1944 году от граждан Молотовской области поступило 316 заявлений с просьбой об открытии храмов, но удалось открыть всего 38. Власти всячески препятствовали созданию приходов, находили самые разные предлоги для отклонения прошений. Долго пришлось хлопотать об открытии в Перми кафедрального Троицкого собора . Храм был закрыт еще в 1932 году и отдан под склад тяжелых орудий. 28 февраля 1944 года было получено разрешение на передачу церковного здания.

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Затем митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил освящение новосозданных росписей Матронинского храма. Украшение стен и сводов Матронинского храма стало подарком от благотворителей к историческому юбилею Православной Церкви Казахстана. Ранее в этом году монастырская церковь в честь почитаемой блаженной старицы была украшена тщанием меценатов резным иконостасом, киотами и индитиями (облачениями) для престола и жертвенника. Роспись выполнена артелью мастеров-изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством талантливого иконописца члена Союза художников России В.К. Курилова. Ранее эти же мастера-изографы трудились над росписью сводов и стен главного храма республики Успенского кафедрального собора Астаны, Софийского храма и часовни преподобного Серафима Саровского Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты, расписывали церковь Новомучеников и исповедников Акмолинских в поселке Акмол (Малиновка) и Никольский храм в селе Малотимофеевка Акмолинской области, Иоанно-Богословский храм в городе Рудный (Костанайская епархия). В общей сложности фресками было украшено более 15 000 квадратных метров стен казахстанских храмов. Далее митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по приснопамятным иерархам, пастырям, монашествующим и мирянам, подвизавшимся на земле Казахстана с момента основания Туркестанской епархии. На заупокойном богослужении особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь архиепископ Софония (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст./+1908 ст. ст.), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), подвижник благочестия и исповедник веры митрополит Иосиф (Чернов); +1975), епископ Серафим (Гачковский; +1982). Сугубые молитвы возносились о священнослужителях, монашествующих и мирянах, потрудившихся ради утверждения православной веры в Казахстане, и обо всех христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5022415...

Митрополит Александр поздравил духовенство, монашествующих и прихожан с радостью пасхальных дней и обратился к собравшимся с проповедью. Пришедшим в храмы Алма-Аты раздавались информационные листки, с рассказом о Радонице и христианском поминовении усопших. Литургии с пасхальным поминовением усопших при участии многочисленных прихожан прошли во всех храмах Митрополичьего округа. Священнослужители по просьбам верующих совершали заупокойные литии на городских и сельских кладбищах. В этот же день митрополит Александр совершил заупокойную литию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты у гробницы приснопамятного старца святителя — митрополита Иосифа (Чернова). Память владыки-исповедника, прошедшего сталинские лагеря, немецкий плен, тяжелые ссыльные условия, а затем в течение двадцати лет совершавшего многотрудное святительское служение в Петропавловске и Алма-Ате, благоговейно почитается десятками тысяч верующих во всем Казахстане и за его пределами. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, паломники монастыря и прихожане. На литии вместе с приснопамятным митрополитом Иосифом (Черновым; +1975) особо были помянуты: первый казахстанский архипастырь — архиепископ Софония (Сокольский; +1877), епископ Александр (Кульчицкий; +1888), епископ Неофит (Неводчиков; +1910), епископ Григорий (Полетаев; +1914), епископ Никон (Богоявленский; +1897), епископ Анастасий (Опоцкий; +1905), епископ Аркадий (Карпинский; +1913), епископ Паисий (Виноградов; +1909 н. ст. (+1908 ст. ст.)), епископ Иннокентий (Пустынский; +1937), епископ Сергий (Лавров; +1937), епископ Лев (Черепанов; +1937), епископ Августин (Беляев; +1937), епископ Герман (Вейнберг; +1942), епископ Александр (Толстопятов; +1945), епископ Тихон (Шарапов; +1937), епископ Иоанн (Лавриненко; +1985), епископ Алексий (Сергеев; +1968), епископ Иннокентий (Леоферов; +1971), епископ Серафим (Гачковский; +1982). Сугубые молитвы возносились о священнослужителях, монашествующих и мирянах, потрудившихся ради утверждения православной веры в Казахстане, и обо всех христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010