Поначалу эти учебные заведения Русской Православной Церкви размещались в Новодевичьем монастыре, а в 1948 году их перевели в Троице-Сергиеву Лавру, где за два года до этого была возобновлена монашеская жизнь. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 года – в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 года. В нём участвовало 19 архиереев. На Собор многих архиереев доставили на военных самолётах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. Выступая на Соборе и сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий определил нравственные условия успеха русского оружия, общие для всех времен: это – «твёрдая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъём духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной. Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и – вместе – в них находит своё выражение». …Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: «Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя». Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас Преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». Все встали и трижды пропели «Аксиос».

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/stalin...

Т Темномеров Никанор Михайлович († 1912), протоиерей Тернов Иван Яковлевич, регент Тимашев Сергей Иванович (1858–1920) Тихомиров Михаил Алексеевич (1889-?), диакон, с 1916 – священник Тихомиров Сергей Алексеевич – см. Сергий (Тихомиров) . Тихон, св. (Беллавин Василий Иванович; 1865–1925), Патриарх Московский и всея России в 1917–1925, исповедник Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926), митрополит Тихон (Степанов Николай Владимирович, род. 1963), епископ Толстой Лев Николаевич (1828–1910), граф Толстопятое Анатолий Михайлович (1879–1945; в монашестве с 1923 – Александр), священник, впоследствии – архиепископ Томский Михаил Павлович (1880 – покончил с собой 1936) Троицкий Иван Егорович (1832–1901), профессор Троицкий Константин, священник Троицкий Михаил Васильевич, протоиерей Троцкий Лев Давидович (1879 – убит 1940) Трошин Алексей Яковлевич Труснов Иван Иванович, благотворитель Туманов Петр Семенович, протоиерей Тураев Борис Александрович (1868–1920), академик-востоковед У Удальцов Николай Дмитриевич (1862-?), протоиерей Урицкий Моисей Соломонович (1873 – убит 1918) Успенский Петр Иннокентьевич (расстрелян 1918), священник Утицын Феодор, священник Ф Фаддей, св. (Успенский Иван Васильевич; 1872–1937), архиепископ-священномученик Фатеев Василий Александрович (1873–1942), регент-композитор Федюшин К. И. Феодорова Дарья – см.: [Казанская] Дарья Феодоровна. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич; 1872–1940), архиепископ Феофан, св. (Говоров Георгий Васильевич; 1815–1894) – ректор Олонецкой ДС в 1855–1856 в сане архимандрита; с 1859 – епископ ( Феофан, Затворник Вышенский ) Феофан (Туляков Василий Степанович; 1864 – расстрелян 1937), митрополит Феофания (Рейтельн Ольга Николаевна; 1873-?), игумения Филарет, св. (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – митрополит Московский и Коломенский Филипп, св. (Колычев Федор Стефанович; 1507 – убит 1569), митрополит Московский и всея Руси в 1566–1568 Флавиан (Городецкий Николай Николаевич; 1840–1915), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 40-х годах XX века в Кунгуре проживал на покое обновленческий архиепископ Серафим (Коровин) 149 . После закрытия в городе всех обновленческих храмов он молился дома, церковь не посещал. По свидетельству современников, Владыка был глубоко благочестив, местные жители даже обращались к нему за советами в духовной жизни. И вот чада отца Кукши с удивлением стали замечать, что их наставник частенько посещает обновленческого архиепископа. Это у всех вызвало глубокое недоумение: почитаемый старец и вдруг – раскольник? На самом же деле отец Кукша, встречаясь с Владыкой, уговаривал его вернуться в лоно Православной Церкви. Архиепископ Серафим, вняв увещаниям, написал владыке Александру (Толстопятову), архиепископу Молотовскому и Соликамскому 150 , покаянное письмо, которое отец Кукша сам взялся отвезти к Преосвященному в Пермь. Он вышел очень рано, около четырех утра, но по дороге на железнодорожный вокзал на него напали бандиты, отобрали котомку, в которой было письмо, и сильно избили. От побоев у отца Кукши случилось ущемление грыжи, потребовалась операция. Выйдя из больницы, он со смирением просил прощения у архиепископа Серафима за свою неудачную попытку доставить священноначалию его прошение. Но Владыка воспринял происшедшее как указание, что нет пока воли Божией на его воссоединение с православными, и остался в расколе еще на несколько лет. По всей видимости, отец Кукша не оставлял своих попыток примирить владыку Серафима с истинной Церковью . Перед самым отъездом отца Кукши в Киев обновленческий архиепископ принес покаяние Патриарху. Его воссоединение с Церковью произошло 1 августа, когда празднуется память преподобного Серафима Саровского . Скончался отец Серафим через два года после этого и был погребен у Всехсвятского храма города Кунгура. По воспоминаниям знавших отца Кукшу, сердце он имел не отцовское, а материнское – нежное, мягкое, всех обнимающее любовью. Иногда в Кунгуре он навещал монахинь из разогнанных монастырей, большинство из которых были его духовными чадами. Бывало, возникнет между монахинями какое-то непонимание, разлад, чего отец Кукша совершенно не мог переносить, и он, как услышит их взаимные обвинения, тут же берет икону, зовет всех молиться и сам начинает читать Псалтирь. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, напротив, принимал ласково и любовно, говоря: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сталин исполнил обещание». После этой встречи появилась возможность решить проблемы, возникшие из-за проводимой властью политики богоборчества. Горестны были ее результаты для оставшейся без прав и защиты Церкви. К началу войны в списке правящих архиереев значилось всего четыре иерарха. На начало 1941 года в Москве числился открытым всего тридцать один храм, что составляет примерно десять процентов от количества приходских и соборных церквей в 1917 году (не считая монастырских и домовых). За десять дней, к 14 сентября 1943 года, был организован Совет по делам Русской Православной Церкви из двадцати человек, более половины из которых — технические работники и обслуживающий персонал. Возглавил Совет ответственный сотрудник НКВД по церковным делам Георгий Григорьевич Карпов. В крупных административно-территориальных подразделениях страны были назначены так называемые уполномоченные Совета по делам РПЦ, по Москве и области с 1943 года был назначен Трушин Алексей Алексеевич, 1912 года рождения, член партии с 1942 года. На встрече митрополитами было получено разрешение на созыв Архиерейского Собора, причем, вопреки предположениям иерархов, считавших, что для его подготовки понадобится месяц, Сталин посоветовал подготовить Собор, как он выразился не без мрачного юмора, «в большевистском темпе». Чтобы ускорить дело, некоторых участников Собора доставили в Москву на военных самолетах. Два архиерея — Саратовский архиепископ Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) — были освобождены из лагерей незадолго до открытия Собора. Сталин предложил иерархам сразу открыть духовные семинарии и академии (в то время как они хотели ограничиться пастырскими курсами из-за отсутствия кадров), митрополиту Сергию — составить список духовенства, находящегося в заключении. Список был подан, но из этого списка в живых оказался тогда лишь один иерарх — святитель Николай (Могилевский) , который и был освобожден, после чего его поставили на Алма-Атинскую кафедру. Но уже в списке правящих архиереев за подписью управделами Московской патриархии протопресвитера Николая Федоровича Колчицкого на 8 декабря 1943 года значилось двадцать пять епископов, а на 15 августа 1944 года — двадцать семь епископов.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.    Перед началом соборных деяний пропет был тропарь Казанской иконе Божией Матери «Днесь светло красуется славнейший град Москва». Собор открыт был Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием в 11 часов кратким докладом «О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны». Это был, конечно, не отчетный доклад в общепринятом смысле слова, ведь говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917—1918 г., не было никакой возможности да и другие темы, кроме патриотического служения Церкви в войну, митрополит Сергий затрагивать не стал. Он в частности сказал: «Мною выпущено двадцать три различных послания по разным случаям, и тема их, конечно, одна: надежда на Бога, что Он, как и в прежнее время, не оставит нас и теперь, и дарует нам конечную победу. Наш народ охотно откликался на наш призыв. Призывали мы его к жертвам на нужды войны... Это были жертвы простых богомольцев, которые вносили обычную свою лепту... Из случайных пожертвований составились миллионы. Я... в свое время обратился к нашему церковному обществу с предложением собрать средства на устройство танковой колонны имени Димитрия Донского. Мною руководило желание повторить пример преподобного Сергия, который на поле брани выслал своих двух схимников». Доклад заканчивался напоминанием о благоприятной для Церкви встрече в Кремле.    Затем Собор заслушал доклад митрополита Ленинградского Алексия «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны». Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 г., митрополит Алексий определил нравственные условия успеха русского оружия, общие для всех времен, это — «твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 90. Марченко А. Н. Обновленческие «архиереи» в переписке епископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с патриархом Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг.//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. 41. С. 236–255. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-41-236-255. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 38. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). О возвращении владыкой Григорием «заблудших овец» Тамбовской епархии «на истинную пажить» см. публикацию, 12 января 1944 г. Послание патриарха Сергия пастве//Журнал Московский Патриархии. 1943. 2. С. 4. Одинцов М. И. «Других завещательных документов не обнаружено». Журналы заседаний Священного синода от 12 и 15 мая 1944 г.//Отечественные архивы. 2019. 4. С. 84–92. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. В 6 т. Erlangen, 1979–1989; Каталог русских архиереев-обновленцев (1922–1944)//«Обновленческий» раскол: (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М., 2002. С. 607–981; Русские православные иерархи: 992–1892. В 3 т. М., 2002–2004; Шкаровский М. В. Мануил (Лемешевский Виктор Викторович), митрополит Куйбышевский и Сызранский//Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 379–383. Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников) в письме ректору Московской духовной академии писал: «Эта огромная по объему работа не доведена до конца и требует уточнений и всесторонних доработок. Сам стиль работы более чем оригинален и часто ненаучен. В сочинении отсутствует критический подход к источникам, а поэтому много неверностей и неточностей. В настоящем виде сочинение митрополита Мануила «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г.» не может рассматриваться как магистерская диссертация» (Письмо архиепископа Минского и Белорусского Антония от 7 октября 1967 г. о работе Преосвященного Мануила «Русские православные иерархи: 992–1892. [Каталог]. В 3 т. М., 2002–2004. Т. I) (Электронный ресурс: ; дата обращения – 1 сентября 2023 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

14 ноября 1948 г. Г. Г. Карпов устроил праздничный обед по поводу пятилетия организации Совета, и в своем слове «подчеркнул постоянное внимательное отношение правительства и Сталина к Церкви, к изменению которого нет никаких оснований» (см. публикацию, 14 ноября 1948 г.).В январе 1949 г. митрополит Григорий добился разрешения Ленгорисполкома на занятие Духовского корпуса лавры для размещения в нем Епархиального управления и покоев митрополита с Крестовой Но тогда же он писал: «21 января г.] Начинается перемена отношений к Церкви со стороны власти: ставятся препятствия к участию любителей в церковных хорах. Уже предложено работникам Радиоцентра воздержаться от участия в пении церковного хора в Ник[ольском] соборе. О том же поговаривают в театре – Малом и Мариинском, и в Капелле, предлагая не совмещать работы с пением в церк[овном] хоре, а выбирать что-либо одно: или церк[овный] хор, или участие в Начиная с 1949 г. открытие храмов также было прекращено. Историки объясняют это изменением отношения государства к Церкви При этом закрывались ветшающие храмы, которые власти не позволили открыть, несмотря на ходатайства верующих. В сентябре 1945 г. скончался архиепископ Молотовский Александр (Толстопятов), который всего за два года управления Пермской епархией добился открытия 38 храмов, в том числе кафедрального Свято-Троицкого собора, при 316 поступивших заявлений от верующих. По словам протоиерея А. Марченко, «власти всячески препятствовали созданию приходов, находили самые разные предлоги для отклонения прошений… Не хватало грамотных и благочестивых пастырей… Большинство были замучены в лагерях. Некоторые все еще находились в заключении. Не хватало достойных ставленников на вакантные места во вновь открытые приходы» . Аналогичная ситуация сложилась и в северо-западных епархиях, и по всей стране. Поэтому еще в 1944 г., архиепископ Григорий поднял перед Местоблюстителем вопрос о том, что хорошо бы получить у властей разрешение на служение духовенства не только в своем, но иногда и соседнем (соседних) пустующем храме, где не было священника, в часовнях и сельских домах, особенно в праздники (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

С 2016 года советник Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. 1 октября 2016 года подал прошение о принятии в клир Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. 16 февраля 2017 года получил распоряжение Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра о благословении участвовать в богослужениях в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище г. Москвы и быть помощником Митрополита в Представительстве Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В 2001 году был архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием награжден Архиерейской грамотой, в 2004 году им же знаком «За заслуги перед Ивановской епархией» II степени, в 2006 году им же – I степени, в 2012 году митрополитом Иваново-Вознесенским и Вичугским Иосифом награжден медалью святителя Василия Кинешемского II степени, в 2014 году им же медалью святителя Василия Кинешемского I степени. Митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром был награжден медалью «140 лет Туркестанской епархии». В 1999 году был отмечен благодарностью Министра здравоохранения РФ, в 2018 году награжден Почетной грамотой Ивановской городской Думы, в 2023 году награжден дипломом Ивановской городской Думы и юбилейной медалью «150 лет Ивановской городской Думе». Архиепископ Александр (Толстопятов, 1878–1945) – православный иерарх, который, приняв в зрелом возрасте священный сан – в 1920 году, посвятил очень много сил написанию апологетических трудов в период 1928–1945 гг. Он продолжал эту работу, будучи в ссылках, несмотря на состояние здоровья. Главный свой труд «Щит веры» архиерей завершил незадолго до смерти. Введение в научный оборот материалов апологетических трудов архиепископа Александра и их последующее издание представляют значительный исторический и культурологический интерес для современной науки. Благодаря технологиям искусственного оплодотворения, а также терапевтическим и хирургическим методам современная медицина может оказать помощь бесплодным супружеским парам. Суррогатное материнство тоже призвано решить эту задачу. Однако известна отрицательная позиция Православной Церкви по отношению к суррогатному материнству. Автор статьи рассуждает о причинах такого отношения и дает христианскую оценку этичности этой медицинской технологии.

http://bogoslov.ru/person/4218950

Свято-Троицкий кафедральный собор (Пермь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий кафедральный собор, Кафедральный собор Троицы Живоначальной (известен как «Слудская церковь» по горе Слудке, на которой находится) — православный храм в городе Перми. Содержание История [ править править код ] Из архивных документов известно, что в августе 1842 года пермское градское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть на Слудке новый трехпрестольный храм с двумя приделами. Основные расходы, связанные со строительством, брал на себя Е. И. Шавкунов. Предполагалось объявить сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, а также использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя св. Илии, стоящей на Сенном рынке. После смерти купца Егора Шавкунова, завещавшего деньги на Троицкий храм, строительство церкви завершил его сын, Петр Егорович Шавкунов. В 1849 году был освящен один из приделов храма — во имя Великомученика Георгия. Южный придел освящен 9 июня 1850 года во имя св. пророка Илии. 20 октября 1857 освящен главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы. С освящением церкви юго-западная часть города составила особый Слудский приход. До 1917 года церковь была трехштатной и имела свою церковно-приходскую школу. В годы гражданской войны начались репрессии против верующих и священнослужителей. У Свято-Троицкой церкви отобрали принадлежавшие ей здания, деньги и церковные ценности. В 30-е годы священники и дьякон Троицкой церкви, которые придерживались староцерковного направления, были репрессированы, а храм закрыт. С 1932 года в здании церкви размещались склады народного комиссариата обороны, в которых хранилось оружие. Верхний ярус колокольни и четыре боковых главы из венчавшего храм пятиглавия были снесены. В 1944 г Свято-Троицкий кафедральный собор был передан Церкви и 25 мая освящен епископом Александром (Толстопятовым). Современное состояние [ править править код ] В 2004 году были начаты внутренние и внешние ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. 23 ноября 2004 года состоялось Великое освящение главного престола.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В 1930-х гг. священники и диакон Троицкого храма были репрессированы, а церковь закрыта. С 1932 года в здании бывшей церкви размещались склады народного комиссариата обороны, в которых хранилось оружие. Верхний ярус колокольни и четыре боковых главы из венчавшего храм пятиглавия, были снесены. 23 февраля 1944 года принято решение Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР об открытии Свято-Троицкой церкви на Слудке в городе Молотове. Вскоре храм был передан представителям Русской православной церкви. После косметических ремонтных работ, 25 мая храм освящается епископом Александром (Толстопятовым) и становится кафедральным собором Пермской епархии. Здесь разместились канцелярия епископа, а также различные службы. Долгое время на весь город Пермь с миллионным населением  была только Слудская церковь и кладбищенская Всехсвятская. В 2004 году в соборе Живоначальной Троицы на Слудке проводились масштабные ремонтные работы, в результате которых храм изменился до неузнаваемости. 23 ноября 2004 года состоялось Великое освящение главного престола. Сегодня Слудская церковь является одним из самых высоких и величественных храмов Перми (выше только Спасо-Преображенский собор), с самой большой в городе трёхъярусной колокольней. Троицкая церковь - характерный образец уральской архитектуры выполненной в эклектичном стиле. При постройки здания были использованы традиционные приёмы сооружения храмов в Пермской губернии: массивный четверик с мощным пятиглавием, где выделяются большой и малые световые барабаны, небольшая трапезная и высокая колокольня. Иконостас Свято-Троицкого собора украшают новые, большие, искусно написанные иконы, такие как копия знаменитой " Троицы " Андрея Рублёва, иконы Божией Матери " Троеручица " , " О тебе радуется " и другие. Пермский Троицкий храм получил недавно в дар две иконы от Святой горы Афон: " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря и " Иверскую " икону Божией Матери из греческого Иверского монастыря. Пол храма выложен чугунными плитами художественного литья, окружает храм ажурная вязь церковной ограды, выполненная руками местных литейщиков.

http://sobory.ru/article/?object=02912

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010