Иером. Александр (Толстопятов), 1924 г. 8 марта 1924 года вновь арестован и 26 сентября ОСО при коллегии ОГПУ приговорен к двум годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения . На Соловках талант инженера-технолога Толстопятова оказался бесценным для развития лагерной индустрии. Его сразу же назначили помощником начальника завода сухой перегонки. В течение полугода монах-инженер не только наладил едва теплящееся производство, но и в значительной степени расширил завод. В феврале 1925 года «по зачетам рабочих дней» срок его заключения был сокращен. Оставшийся год пребывания в концлагере заменялся двухлетней ссылкой. Однако Соловки не скоро выпустили ценного специалиста, свободу ему удалось увидеть лишь 18 июня. Нижегородская ссылка Местом ссылки он выбрал Нижний Новгород , куда прибыл 26 июня 1925 года. Он нашел пристанище в Печерском мужском монастыре , в небольшой чистой келии, выходившей окнами во двор. За каждым шагом ссыльного монаха непрестанно следили. Вся корреспонденция отца Александра скрупулезно прочитывалась. На все просьбы кратковременно выехать за пределы города следовал категорический отказ. Решающую роль в судьбе владыки сыграло его близкое знакомство с митрополитом Сергием (Страгородским) . Впервые они встретились летом 1926 года в Нижнем Новгороде, в Крестовоздвиженском монастыре, куда отец Александр явился для представления митрополиту. Об этой встрече владыка с теплотой вспоминал: «Передо мной стоял красивый, высокий, статный старец в легком сереньком подряснике, подпоясанном широким монашеским ремнем. Узнав, что я окончил Морской кадетский корпус, митрополит ласково заметил: «А, так мы с вами оба моряки». Оказалось, что в бытность митрополита Сергия в Русской Миссии в Японии ему пришлось плавать на одном из военных кораблей.С первых встреч митрополит Сергий проникся доверием и сердечной любовью к ссыльному иеромонаху и сразу же приблизил его к себе. Отец Александр стал постоянным участником архиерейских служб. 6 апреля 1926 г. возведен в сан архимандрита .

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Толстопятов) (Толстопятов Анатолий Михайлович; 4.11.1878, Москва - 26.09.1945, Молотов; совр. Пермь), архиеп. Молотовский и Соликамский. Род. в семье профессора Московского ун-та. Учился в 5-й с.-петербургской гимназии, в 1901 г. окончил Кронштадтское морское инженерное уч-ще, С.-Петербургскую консерваторию, в 1911 г.- Михайловскую артиллерийскую академию в Москве в чине старшего лейтенанта Морского ведомства. Преподавал в Морском корпусе. Участник русско-япон. войны, капитан II ранга, плавал на судах «Якут», «Пересвет», «Диана», «Петр Великий». В одном из боев попал в плен, чему посвятил книгу «В плену у японцев». Окончил Петроградский Богословский институт , в 1920 г. рукоположен во священника, служил настоятелем храма при Петроградской консерватории. В 1922 г. был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен к 3 годам заключения, освобожден досрочно. В 1923 г. пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В 1924 г. вновь арестован и ОСО при коллегии ОГПУ приговорен к 2 годам заключения в СЛОН. После освобождения в 1926 г. находился в ссылке в Н. Новгороде. В эти годы написал исследования «Научное обоснование библейского сказания о сотворении мира», «Схема истории Вселенских Соборов», «История раскола в Русской Церкви» и др. Рукописи не публиковались и были изъяты при аресте в 1936 г. В авг. 1928 г. еп. Павлином (Крошечкиным) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Никольской ц. на Слудской горе в Перми. 15 февр. 1930 г. снова арестован и обвинен в антисоветской деятельности, виновным себя не признал. ОСО при коллегии ОГПУ от 15 мая 1931 г. приговорен к 3 годам заключения в Беломоро-Балтийском ИТЛ. После досрочного освобождения проживал в Москве. 21 авг. 1933 г. митр. Сергием (Страгородским) А. был хиротонисан во епископа Алма-Атинского. Сурово обличал обновленцев (см. Обновленчество ) и священнослужителей, отрекшихся от Церкви. В 1936 г. был арестован и приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Освобожден летом (?) 1943 г., в сентябре назначен еп. Молотовским (Пермским). Принимал участие в Архиерейском Соборе 1943 г. , избравшем митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. 22 февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. За 2 года управления Пермской епархией А. добился открытия 38 храмов, в т. ч. кафедрального Свято-Троицкого собора. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1945 г.

http://pravenc.ru/text/64288.html

Шел 1936 год. В Николаевской церкви снова произошли аресты: взяли епископа Александра и тех священников — «веришь — не веришь»,— всех арестовали. Отречение им не помогло. «Раз не верите, значит обманывали народ»,— и всех в тюрьму посадили. Церковь закрыли вторично , в ее помещении устроили музей атеизма, поставили на крыльцо каменных истуканов». Архиепископ Молотовский и Соликамский Александр (Толстопятов) родился 4 ноября 1878 года в Москве в семье профессора Московского Университета. В 1901 году окончил Кронштадтское Морское инженерное училище и Санкт-Петербургскую консерваторию. С 1902 года — мичман, с 1905 года — лейтенант. В 1911 году окончил Михайловскую Артиллерийскую Академию. Преподавал физику, механику, высшую математику в военно-морском училище. В 1920 году имел звание капитана II ранга. Плавал на судах «Якут», «Пересвет», «Диана», «Петр Великий». В 1920 году окончил Петроградский Богословский институт. В июне 1922 года, когда в Петрограде началось рассмотрение дела митрополита Вениамина и группы духовных лиц и мирян, привлеченных к ответственности по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, Александр Толстопятов оказался среди обвиняемых на скамье подсудимых. Был приговорен к трем годам заключения. Срок отбывал в Петроградском исправительном доме. В 1923 году пострижен в мантию и возведен в сан иеромонаха. В 1924 году арестован. Обвинялся в том, что «уговаривал монахов Александро-Невской Лавры не платить квартирной платы». Допрашивали на броненосце «Потемкин». Осужден по статье 58–10, выслан на Соловки на два года. В 1928 году возведен в сан архимандрита. В этом же году арестован в Перми за антисоветскую агитацию. Осужден по статье 58–10 на три года заключения в концлагерь. Срок отбывал на Беломорканале. Освобожден досрочно через два с половиной года. По освобождении приехал в Москву, где 21 августа 1933 года был хиротонисан во епископа Алма-Атинского митрополитом Сергием (Страгородским) в сослужении с митрополитом Новгородским Алексием (Симанским) и другими прибывшими в Москву архиереями.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

«В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!» Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://patriarchia.ru/db/text/6070337.ht...

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров» 13.02.2023 333 Время на чтение 3 минуты Фото: mgimo.ru 10 февраля 2023 года, в День дипломатического работника, в новом корпусе Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО) открылась выставка «Александр Невский — небесный покровитель русских императоров», сообщает Патриархия.ru. Организаторы — МГИМО, Фонд апостола Андрея Первозванного, Попечительский совет программы «Александр Невский», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», приход благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы, Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Институт всеобщей истории РАН. В торжественной церемонии приняли участие ректор МГИМО, член Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда апостола Андрея Первозванного академик А.В. Торкунов, проректоры Г.П. Толстопятенко, А.В. Мальгин, А.А. Байков, С.В. Шитьков, В.М. Морозов, С.И. Суровцев, С.А. Печелиев, декан факультета МО А.А. Сушенцов, декан факультета МЖ Я.Л. Скворцов, директор Международного института экономики и права В.И. Салыгин, профессора, преподаватели и студенты МГИМО. Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, А.В. Торкунов отметил, в частности, важное историческое значение заслуг Александра Ярославича: свидетельства, которыми мы располагаем, об образе мыслей благоверного князя, о его деяниях, нельзя назвать многочисленными. Однако же и их достаточно для того, чтобы сделать вывод: без малого 800 лет назад на авансцену истории вышел политик, способный побеждать, когда победа казалась невозможной, способный решать проблемы своего времени так, чтобы и для потомков его подходы оставались актуальными. А.В. Торкунов поздравил всех причастных с Днем дипломатического работника. Ректор отметил, что открытие выставки, посвященной Александру Невскому, — знаковое событие как для МГИМО, так и для всех находящихся на дипломатической службе. На протяжении истории, заметил А.В. Торкунов, дипломаты обращались к образу святого князя, чтобы вдохновиться на защиту Отечества, ведь именно Александр Невский определил цивилизационное развитие страны, а о его заслугах говорит и его почитание в народе. Отдельно ректор подчеркнул близость двух профессиональных праздников — Дня российской науки и Дня дипломатического работника. В этой связи А.В. Торкунов отметил большую научную работу, проводимую учеными МГИМО по исследованию личности Александра Невского.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/13/...

Обустраивая разоренную епархию, Владыка Александр сразу обратил внимание на низкую образованность духовенства. На 1 июля 1944 г. в штате Молотовской епархии числилось 70 клириков: 40 священников, 30 диаконов и 12 псаломщиков, 38 из них ранее отбывали срок в сталинских лагерях . Среднее (семинарское. – прот. А.М. ) образование имели 24 клирика епархии. Высшее богословское – только 4 священнослужителя: епископ Александр (Толстопятов), священники Михаил Лукканен, Леонид Зубарев, протоиерей Борис Попов . Чтобы повысить уровень образованности духовенства и организовать подготовку кадров священнослужителей, епископ Александр решился поставить перед Советом по делам Русской Православной Церкви вопрос об открытии в Молотовской епархии годичных Богословско-пастырских курсов. Создание в Молотове курсов с дальнейшей перспективой перерегистрации их в духовную семинарию приветствовалось Московской Патриархией и лично патриархом Сергием, так как духовное образование в Прикамье имело богатые традиции. В дореволюционное время Пермская епархия располагала целым рядом духовных учебных заведений (Пермское и Соликамское духовные училища, Пермское епархиальное женское училище, Пермская епархиальная церковно-учительская школа при братстве св. Стефана). Среди них видное место занимала Пермская Духовная Семинария, открытая вместе с учреждением Пермской епархии в 1800 году . Пермская Духовная Семинария известна своими выдающимися выпускниками. В разные годы здесь получали духовное образование: начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радиосвязи А.С. Попов, писатели Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов, последний обер-прокурор Святейшего Синода, министр исповеданий Временного правительства, церковный историк и богослов А.В. Карташев и другие видные церковные и общественные деятели России. Идея возрождения духовной школы оказалась близка образованным священнослужителям Молотовской епархии. По свидетельству епископа Александра, одним из энтузиастов открытия в Молотове богословских курсов стал священник Всехсвятского храма г. Молотов Александр Осипов – будущий профессор Ленинградской Духовной Академии и известный ренегат. В 1941 г. в Таллине отец Александр был мобилизован в одну из тыловых частей Красной Армии. Его военная служба продолжалась недолго. В 1942 г. он был демобилизован, после чего был назначен вторым священником Всехсвятской Новокладбищенской церкви г. Молотов. Пермякам Осипов запомнился сострадательным, бескорыстным, искренним человеком, желавшим помочь ближнему, талантливым проповедником. В 1944 г., когда советские войска освободили Таллин, Осипов получил возможность вернуться в Эстонию .

http://bogoslov.ru/article/1418608

Приехав в Алма-Ату, епископ Александр принялся за устроение церковной жизни, которая находилась в совершенном упадке после ареста его предшественника епископа Германа (Вейнберга) , к тому же в Алма-Ате почти год не было архиерея. В городе действовало обновленческое митрополичье управление. Лучшее православное духовенство находилось в ссылках и заключении. Являющаяся кафедральным собором Никольская церковь хотя и была открыта, но служить в ней было некому. В то время, пользуясь атмосферой безвластия и анархии, с разных концов страны, и особенно из Сибири, в Алма-Ату стали съезжаться бесприходные священники. По свидетельству очевидцев, некоторые из них открыто заявляли прихожанам о своем богоотступничестве и неверии в Бога. В церквах царила полная неразбериха. Не было дисциплины и необходимого послушания даже среди монашествующих. В храмах хозяйничали члены «двадцаток». То и дело из алтарей пропадали ковры, чаши и прочие предметы церковной утвари. Власти сознательно препятствовали возвращению на церковную службу освобожденных из заключения истинных пастырей и стояли на стороне «атеистов в рясе», запрещая применять по отношению к ним всю полноту архиерейской власти. Еп. Александр сурово обличал обновленцев и священнослужителей, отрекшихся от Церкви. За принципиальность и строгость, казавшуюся многим чрезмерной, среди духовенства и верующих его иногда называли «Иваном Грозным». Его прямодушие и крепкий морской характер, выработанная во флоте привычка повелительного обращения с подчиненными, очевидно, делали его «грозным» в глазах алмаатинцев, привыкших к кроткому епископу Герману. В 1936 г. еп. Александр был арестован. При обыске были изъяты многочисленные черновики и рукописи его сочинений: «История раскола в Русской Церкви», «История Церкви», «Беспричинная тоска», «Творение мира», «Научное обоснование библейского сказания о сотворении мира», «Иисус Христос как историческая личность», «Пояснительная записка к схеме истории Вселенских Соборов», «Православное богослужение», «Путь ко спасению».

http://drevo-info.ru/articles/26332.html

О периоде служения епископа Александра (Толстопятова) на Алма-Атинской кафедре Анастасия Нагибина вспоминает как о сложном и мало поддающемся логической оценке. Откровенные отречения от Бога священнослужителей, деятельность в Алма-Ате обновленческого митрополитского управления, материальные хищения, совершаемые новым органом — «двадцаткой» Никольской церкви, резко усилившееся в 1934 году давление на Церковь «Союза воинствующих безбожников», проводившего в действие свой пятилетний план — вот условия, в которых начал служение епископ Александр. Его прямодушие и крепкий морской характер, выработанная во флоте привычка повелительного обращения с подчиненными, вероятно, и делали его «грозным» в глазах алмаатинцев, привыкших к кроткому, утирающему слезы ссыльным епископу Герману (Вейнбергу). Уголовное дело 0955020 открывает некоторые стороны деятельности епископа Александра. Талантливый проповедник, имевший несокрушимую внутреннюю убежденность и силу слова, писатель-апологет и церковный историк, неустрашимый защитник православной веры, епископ Александр изменил свой жизненный путь и самоотверженно встал к штурвалу церковного корабля в то самое время, когда совершалась ярая попытка его потопления. Из протокола допроса следственного дела: « Епископ Александр : Литературной деятельностью я занимался еще не будучи служителем культа. Мною написан целый ряд трудов научного характера. Изложение религиозных вопросов я начал с 1926 года, будучи в ссылке в Нижнем Новгороде. В этот период я написал «Научное обоснование Библейского сказания о сотворении мира», «Схему истории Вселенских Соборов», «Православное богослужение», «Христос как историческая личность» (работы изъяты при обыске). Следователь : Какие цели преследовали, излагая и перерабатывая легенды? Еп. Александр : На литературно-духовную работу меня толкнула моя любовь к религии и науке. Следователь : На указанных страницах Вы вступаете в борьбу с материализмом, называете материалистов «обманщиками», своими «врагами» и т. д. Признаете ли Вы, что Ваши литературные произведения носили к/р характер?

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

В годы Великой Отечественной войны советское правительство во главе с И. В. Сталиным пересмотрело отношение к Русской Православной Церкви, санкционировав возрождение религиозной жизни на территории СССР, не занятой немцами. В 1943 году была возобновлена Молотовская (Пермская) епархия. Преосвященным Молотовским и Соликамским Священный Синод назначил епископа Александра (Толстопятова; 1878–1945). Владыка Александр, в прошлом кадровый морской офицер Императорского флота, прошедший Русско-японскую войну, хорошо знал протоиерея Дмитрия Удимова по совместной службе в Морском кадетском корпусе в Петрограде, где в чине капитана второго ранга преподавал будущим офицерам флота высшую математику, механику и физику 40 . Нет сомнений, что через заштатного протоиерея Дмитрия Удимова епископ Александр был осведомлен о тайне пребывания мощей преподобного Сергия в Молотовской епархии. А через Пермского Преосвященного о содержимом секретного ящика 33 в Троицком соборе г. Соликамска знал и Патриарх Сергий (Страгородский) . В октябре 1944 года, когда фронт откатился далеко на запад, был получен приказ о реэвакуации всех музейных ценностей, хранившихся в Соликамске. Для руководства этой работой на Урал прибыли заместитель председателя Комитета по делам искусства при СНК СССР А. Г. Глина и директор Загорского историко-­художественного музея В. К. Ряховский 41 . Со временем реэвакуации совпал первый архипастырский визит епископа Молотовского и Соликамского Александра в Соликамск. Известно, что Преосвященный совершил Литургию в недавно открытом кладбищенском храме во имя святого праведного Симеона Верхотурского 42 . Однако у правящего архиерея могла быть и другая цель поездки. Вероятно, узнав от Д. И. Удимова о скором вывозе мощей преподобного Сергия из Соликамска, епископ Александр пожелал поклониться покидающей Пермскую землю святыне. Первого ноября 1944 года фонды Загорского музея-заповедника были вывезены из хранилища г. Соликамска на вокзал 43  .Через три дня 42 ящика музейных экспонатов (14 тонн) в товарном крытом вагоне 464692 поездом малой скорости в сопровождении сотрудников московских музеев и военной охраны были отправлены в Загорск 44 . На станции Пермь II к составу, прибывшему из Соликамска с грузом музеев, прицепили вагоны с ценностями Третьяковской галереи. Соликамское хранилище перестало существовать, а в Перми оставались на хранении только ценности Государственного Русского музея 45 .

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010